Абстрактное мышление у крыс
Способность оперировать мысленными образами у животных доказать не просто, хотя зоопсихологи пытаются приблизиться к пониманию эволюции мысли от животных к человеку. Основой абстрактного мышления является способность самостоятельно формулировать и усваивать правила. Британские специалисты считают, что такими же особенностями обладают и крысы.
В проведенном ими эксперименте в клетки были помещены обычные лабораторные крысы Rottus norvegicus. Оксфордские и лондонские специалисты тренировали своих подопечных по классической схеме Павлова, смысл которой заключается в выработке условного рефлекса, когда определенный стимул подкрепляется подачей пищи.
В данном исследовании привычная схема была немного изменена, что позволило доказать, что крысы способны формулировать правила, применимые к различным ситуациям. Новую экспериментальную методику от предыдущих отличает лишь одно важное обстоятельство: правила грызунам приходилось формулировать самостоятельно. Только уяснив их, крысы могли связать условные сигналы с пищей.
Грызунам были предложены шесть комбинаций света и полной темноты в условиях сумеречного освещения, разбитых по «зеркальным» парам: СТС и ТСТ, ТТС и ССТ, СТТ и ТСС. Животных разбили на три группы и тренировали так, что каждая группа «ожидала» пищу в ответ на лишь одну из двух зеркальных комбинаций. Тем не менее крысы также реагировали и на вторую. Так, крысы, натасканные на ССТ, хорошо реагировали и на ТТС. А вот на СТТ и ТСС реакция была слабее.
В качестве оценки реакции измерялось время, которое проходило с последнего сигнала в триплете до засовывания головы в отверстие кормушки. Конечно, крысы требовали пищу при демонстрации не только «своей» или парной ей последовательности, но и при любом ином раскладе, однако время реакции в этих случаях было в 2–3 раза больше.
Ученые считают, что это доказывает умение серых грызунов формулировать правила.
Следующий опыт закрепил выводы британских специалистов. На этот раз в качестве условного стимула был выбран звук. Схема эксперимента ничем не отличалась, только вместо света и темноты использовались два тона разной. Также использовались аналогичные «зеркальные» пары, та же пища, то же измерение времени реакции.
И последняя проверка. Для нее были взяты еще 2 звука в аналогичных триплетах. Если бы крысы не умели сами формулировать правило, то натренированные на АБА и БАБ не стали бы реагировать на ВДВ и ДВД.
Источник
Абстрактное мышление у крыс
КРЫСЫ СПОСОБНЫ МЫСЛИТЬ КАК ЛЮДИ
Американские ученые смогли выяснить, что крысы понимают, обладают они достаточными знаниями или нет для выполнения той или иной задачи.
Американские ученые выяснили, что крысы способны мыслить, хотя ранее считалось, что этим умением обладают только люди и приматы. Открытие было сделано психологом Джонатоном Кристалом из Университета Джорджии и его коллегой Эллисоном Футом. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.
Эксперименты показали, что крысы прекрасно понимают, обладают они достаточными знаниями или нет для выполнения той или иной задачи. Эта способность называется метакогнитивностью. Прежде свидетельства метакогнитивности ученые обнаруживали у резус-макак и прочих приматов. Однако более поздние исследования показали, что данная способность есть и у других млекопитающих.
Кристал и Фут, изучавшие крыс и ранее, решили проверить, способны ли грызуны мыслить. Экспериментаторы поставили крыс перед выбором — животные должны были самостоятельно понять, сумеют ли они пройти определённый тест. Те, кто отказывался проходить испытание, засовывали нос в одно отверстие и получали немного еды. А те, кто успешно справлялся с заданием, засовывали нос в другое отверстие и вознаграждались большим куском лакомства.
Сам тест заключался в следующем: крысам давали прослушать короткие и длинные звуки, которые длились от 2 до 3,6 секунды и от 4,4 до 8 секунд, соответственно. В зависимости от продолжительности звука грызуны должны были нажимать на одну из двух кнопок. Если звуки длились, к примеру, две секунды или восемь секунд, крысы справлялись с заданием легко. Но им было гораздо сложнее определиться с выбором кнопки, когда звук был длительностью, например, в 4,4 секунды, то есть его можно было отнести как к коротким, так и к длинным. Эксперимент показал, что грызуны могут делать выводы относительно того, способны они справиться с заданием или нет. Чем труднее становилось задание, тем чаще подопытные отказывались от прохождения теста.
Джонатон Кристал и Эллисон Фут верят, что теперь можно провести еще ряд исследований анатомии мозга крыс и химических процессов, связанных с метакогнитивностью. Возможно, результаты этих опытов помогут ученым разработать способы лечения болезни Альцгеймера и амнезии.
КРЫСЫ СПОСОБНЫ РАЗГОВАРИВАТЬ С ЛЮДЬМИ
США, 10 января. Группой международных ученых, занимавшихся изучением поведения крыс было доказано, что крысы способных имитировать звуки языков, на которых разговаривают люди, а именно, голландского и японского, сообщается на сайте Yahoo News. Изучение подопытных крыс позволило ученым установить, что грызуны развили способности копирования человеческой речи в ходе эволюции и сейчас добились этом как никогда больших результатов. Это первый случай, известный науке, когда какое-либо существо, отличное по облику от обезьяны или человека, сознательно использует язык, схожий с человеческим. «Результаты исследования имеют большую ценность и потрясающее значение для всей науки», — приводится Yahoo News цитата из статьи группы исследователей, опубликованной в Журнале Экспериментальной психологии. В ходе экспериментов, ученые исследовали поведение 64 крыс, каждая из которых обучалась отдельным словам, а затем практически безошибочно применяла их в различных ситуациях.
СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ
Английские психологи провели серию экспериментов и доказали, что крысы способны обобщить собственный жизненный опыт и вести себя в соответствии с выведенными из опыта правилами. Обычно модели поведения и обучения у животных предполагают непосредственные реакции на тот или иной стимул и выработку условных рефлексов. И только для человека и высших приматов свойственно выведение из опыта правил поведения для гипотетических обобщенных ситуаций. Оказывается, крысы тоже вырабатывают схемы поведения наряду с условными рефлексами.
Психологи Робин Мёрфи (Robin Murphy) и Эстер Мондрагон (Esther Mondragón) из Университетского колледжа в Лондоне, а также Виктория Мёрфи (Victoria Murphy) из Оксфордского университета исследовали способность крыс к выработке общих схем поведения. Сама по себе эта задача родилась из более конкретных вопросов лингвистического свойства.
Известно, что человек обучается языку, усваивая не только и не столько конкретные слова, сколько грамматические правила построения предложения. И уж потом нанизывает на усвоенные конструкции предложений слова и словосочетания. Такой принцип обучения — с помощью выведения правил из предшествующего опыта — свойственен человеку. Животным же (не считая высших приматов) и птицам не удается выучить человеческие грамматические правила. Потому ли, что животные не могут запоминать длинную череду звуковых сигналов, каковой с формальной точки зрения является речь? Или потому, что речь, по сути, является сводом общих правил, вывести которые животное не может?
На первый из этих вопросов авторы исследования ответили еще четыре года назад. Они показали, что крысы вырабатывают условные рефлексы на триады разночастотных звуков или на триады световых мпульсов, так что дело тут не в неспособности животных реагировать на череду сигналов. Так что ученые занялись поиском ответа на второй вопрос. Но сформулировали они этот вопрос несколько шире: могут ли вообще млекопитающие выводить общие правила и схемы поведения вместо закрепленных нервной системой безусловных и условных рефлексов?
Очевидно, что знать правило для решения однотипных задач предпочтительнее, чем выучить все задачи на данное правило. Человек и другие высшие приматы выводят правила поведения, ориентируясь на свой жизненный опыт: выведение общих правил — это необходимая составная часть их обучения. Считалось, что другие животные просто не способны к построению подобных абстрактных поведенческих схем. Но это мнение удалось опровергнуть несложными экспериментами на крысах.
Крыс обучили реагировать на триады звуков A–B–A и B–A–B, составленные из двух тонов разной частоты: A = 3,2 кГц, B = 9 кГц (то есть 3,2–9–3,2 кГц и 9–3,2–9 кГц). Эти звуковые серии сопровождались пищевым подкреплением, а другие серии — A–A–B, или B–B–A, или A–B–B, или B–A–A — не подкреплялись. Крыса, у которой условный сигнал сформировался, услышав нужную триаду, бежала к кормушке, не дожидаясь, пока кормушку наполнят. Крыса, которая не реагировала на сигнал, к кормушке не бежала, пока корм там не появится. Поэтому мерилом реакции крыс на сигнал служило то время, которое крыса проводила, засунув нос в кормушку до появления там пищи.
Источник
У крыс обнаружили способность к абстрактному мышлени ю
Оксфордские зоологи обнаружили у крыс способность к абстрактному мышлени ю. В своих серых головах они умеют выстраивать общие правила и применять их к различным ситуациям. Правда, чтобы доказать это, учёным пришлось отсеять из выборки самых тупых грызунов.
Абстрактное мышлени е – гордость человека, и, хотя способность оперировать мысленными образами у братьев наших меньших доказать очень тяжело, зоопсихологи не оставляют попыток приблизиться к пониманию эволюции мысли от животных к человеку.
Одна из более простых составляющих и основ – способность самостоятельно формулировать и усваивать правила. Именно через этот этап должен пройти каждый ребенок, особенно при изучении языка. Британские специалисты считают, что такими же особенностями обладают и крысы.
В качестве примера такого правила английского языка в опубликованной в Science статье они приводят порядок слов в предложении: подлежащее – глагол – дополнение. Например, «собака кусает женщину» совместимо с правилом, а «кусает женщина собака» – нет (в английском при такой перестановке не меняются окончания, поэтому по согласованию слов нельзя определить смысл предложения – ключевым является порядок слов).
Конечно, от животных никто не требовал научиться говорить, но это и не так важно: умение усваивать правила для абстрактного мышлени я гораздо важней способности к общению.
В ряде опытов зоопсихологи доказали возможность подобной обучаемости не умеющих говорить детей, птиц и приматов. На этот раз в клетки экспериментального вивария угодили обычные лабораторные крысы Rottus norvegicus. Оксфордские и лондонские специалисты тренировали своих серых подопечных по классической схеме Павлова, разработанной нобелевским лауреатом ещё в начале прошлого века.
Смысл заключается в выработке условного рефлекса, когда определенный стимул – например, звук или вспышка света – подкрепляется подачей пищи. Получивший Нобелевскую награду за физиологию пищеварения, Павлов использовал этот феномен для исследования отделения желудочного сока у собак, но его методы работы легли в основу трудов по высшей нервной деятельности человека и животных и используются до сих пор во всём мире.
Робин и Виктория Мерфи и Эстер Мондрагон немного изменили привычную схему, что, как они считают, позволило доказать, что крысы способны формулировать правила, применимые к различным ситуациям. От предыдущих исследований новую экспериментальную методику отличает одно, но очень важное обстоятельство: правила грызунам приходилось формулировать самостоятельно. Только уяснив их, крысы могли связать условные сигналы с пищей.
В первом эксперименте учёные сочетали свет и полную темноту в условиях сумеречного освещения в шести комбинациях, разбитых по «зеркальным» парам: СТС и ТСТ, ТТС и ССТ, СТТ и ТСС. Разбитых на три группы животных смогли натренировать так, что каждая группа «ожидала» пищу в ответ на лишь одну из двух зеркальных комбинаций. Тем не менее крысы также реагировали и на вторую. Например, крысы, натасканные на ССТ, хорошо реагировали и на ТТС, хотя совпадающих комбинаций в этих триплетах нет. А вот на СТТ и ТСС реакция была слабее.
В качестве оценки реакции измерялось время, которое проходило с последнего сигнала в триплете до засовывания головы в отверстие кормушки. Конечно, крысы требовали пищу при демонстрации не только «своей» или парной ей последовательности, но и при любом ином раскладе, однако время реакции в этих случаях было в 2–3 раза больше.
Ученые считают, что это доказывает умение серых грызунов формулировать правила.
Отсутствие повторяющихся пар сигналов в «зеркальных» триплетах и разные «финалы» не помешали крысам показать схожее время реакции.
Второй опыт только закрепил выводы британских специалистов. На этот раз в качестве условного стимула был выбран звук. Схема эксперимента ничем не отличалась, только вместо света и темноты использовались два тона разной частоты (А=3,2 кГц и Б=9 кГц). Использовались аналогичные «зеркальные» пары, та же пища, то же измерение времени реакции.
Но в этом опыте ученые подвергли питомцев последней проверке: они взяли еще 2 звука (В=12,5 кГц и Д=17,5 кГц) и разместили их в такие же триплеты (ВДВ, ДДВ, ВДД и три им симметричных). Если бы крысы не умели сами формулировать правило, то натренированные на АБА и БАБ не стали бы реагировать на ВДВ и ДВД, не говоря уже об остальных триплетах, соединенных даже не по этому правилу.
Крысы не подвели ученых: хотя, как и в прошлый раз, требовали пищу все без исключения особи, время реакции у усвоивших правило XYX (АБА и БАБ) при озвучивании ВДВ и ДВД было достоверно меньше, чем при воспроизведении других триплетов.
Правда, статистически достоверного результата учёным удалось добиться лишь при исключении из общей выборки двух крыс.
По мнению Мерфи и Мондрагон, эти два грызуна не поддавались даже начальному обучению.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Новости
—Рубрики
- Фотобанк (2630)
- Журналистика (530)
- Моя библиотека (263)
- ДизайнСофт (247)
- Царство (240)
- КрэйтФолио (160)
- СистемСофт (142)
- КрэйторСофт (102)
- Гурмэ (72)
- Видео-ролики (68)
—Фотоальбом
—Ссылки
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
Крысы обладают абстрактным мышлением
|