Что делать
АФГАНСКИЙ МУРАВЕЙ.
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползёт по скуле.
Очень трудно ползти. Мёртвый слишком
небрит,
и тихонько ему муравей говорит:
«Ты не знаешь, где точно скончался от ран.
Знаешь только одно — где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам,
здесь впервые услышавший слово «ислам»?
Что ты дашь нашей родине — нищей, босой,
если в собственной — очередь за колбасой?
Разве мало убитых вам, — чтобы опять
к двадцати миллионам ещё прибавлять?»
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползёт по скуле,
и о том, как его бы поднять, воскресить,
муравьёв православных он хочет спросить,
но на северной родине сирот и вдов
маловато осталось таких муравьёв.
1983
Сильное произведение, слов нет. А ответ на
стихотворение вообще бомба. Ответил на
стихотворение Евгения Евтушенко, «афганец»
Леонид Молчанов.
ОТВЕТ ЕВГЕНИЮ ЕВТУШЕНКО
НА СТИХОТВОРЕНИЕ «АФГАНСКИЙ МУРАВЕЙ».
Я много Ваших строк перечитал:
Меня господь терпеньем не обидел,
И всякое, представьте, ожидал,
Но подлости, поверьте, не предвидел.
Я представляю, как в тиши Москвы,
Куря и нервно комкая листочки,
В патриотическом порыве Вы
У музы вырывали эти строчки.
Конечно, фактов нету горячей:
Представьте только: всполохи заката,
Афганский мусульманин — муравей
И тьма вопросов мертвому солдату.
Вы рассчитали все — ошибки нет:
Солдат убит — нелепо и ужасно.
Он, может быть, и дал бы Вам ответ,
Да, к сожаленью, мертвые безгласны.
За них — за всех негласных и глухих,
Погибших в белом пламени разрывов,
Отвечу я — оставшийся в живых.
Я думаю, так будет справедливо.
Солдат погиб, в бою иль на посту,
А муравей-философ рассуждает:
«Зачем пришли вы в эту нищету,
Коль у самих забот сейчас хватает?!»
Ну, что ж — вопрос хороший Вы нашли.
Ответьте ж мне — Я оценю Ваш опыт —
Зачем тогда в Испанию мы шли?
Зачем мы в сорок пятом шли в Европу?
Зачем тогда все это нужно нам?
Зачем же мы, во что бы то ни стало,
Поддерживали Кубу и Вьетнам?—
Своих забот нам и тогда хватало?
Я помню, как цветы бросали нам,
И как нас со слезами провожали.
Вы тоже это видели бы там,
Но Вы туда — увы! — не приезжали:
Вы в это время, где-то под Москвой
Хвалебные поэмы сочиняли
И в очереди там за колбасой,
Я думаю, ни разу не стояли.
Я никого ни в чем не упрекал,
Когда мы пыль афганскую глотали,
Но почему же те, кто там бывал,
Совсем другие строки написали?!
Я понимаю — из Москвы видней
И рыжий склон, и алые закаты,
И как ползет афганский муравей
По жестким скулам мертвого солдата.
Дерзайте же — пытайте мертвецов,
Ушедших навсегда в объятья смерти,
Пишите про афганских муравьев —
Теперь все можно, а бумага — стерпит.
Январь 1989 г.
Что делать, если они оба правы.
Корчуют вехи прежних лет и смыслов.
А над толпой несется эхо славы.
И все бессмыслие достойно слов.
А все бессмыслие достойно слов.
И нам не будет воплощаться правда
В тугие мочи помыслов-ослов;
И семени любви не надо ада.
Для роста в небо, что тихо как мать,
Внимательно укачивая чадо.
Нам правду жизни в этом эхо не понять;
А может. понимать-то и не надо.
Сама нас жизнь поймет, разверзнув пасть,
Что пропастью окажется бездонной.
И наше дело в это молча не упасть,
Оставшись сутью на земле безродной.
И комкая листы писать о правде той
В разверстое надуманностью слово.
И постигая суть размеренно собой.
И каждый сам. И это очень здорово.
А жерло правды в окуляр прицела
Войдет как в сердце расстояньем зла.
И жертва истине задушливо цела:
И взор по жизни как моченая метла.
Чтоб не пылинки вверх. На мыслях вера,
Что слово каждое как сущее начало.
И только между тьмой и светом прежнее вчера.
И где-то там же истиной кричало.
Источник
Афганский муравей евтушенко ответ
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 278 051
- КНИГИ 656 570
- СЕРИИ 25 134
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 613 131
СП «Совит-турс» — 90
Русское чудо (стихи). 6
Афганский муравей (стихи). 8
Баллада о большой печати (стихи). 9
Танки идут по Праге (стихи). 13
Возрождение (стихи). 15
Дробицкие яблони (стихи). 17
Злорадство (стихи). 21
Первый деревенщик (стихи). 22
Письмо афганцу (стихи). 23
Вратарь выходит из ворот (стихи). 25
Харьковское молоко (стихи). ». 27
Ночной митинг (стихи). 28
Харьковские старушки (стихи). 31
Вавилонская башня (стихи). 33
Подавляющее большинство (стихи). 35
Сорок девятый (стихи). 36
Красное и черное (стихи). 39
Берлинская стена (стихи). 42
В каземате (стихи). 44
Раздвоение (стихи). 46
Разговор трех книг. 48
Невоспитанность воспитания (статья). 50
С женщин начинается народ (статья). 67
Выбор будущего (статья). 75
Лженабат (статья). 80
Безнаказанность насилия? (статья). 83
Победы и шутки демократизации (статья). 85
Речь на I съезде. 90
Почерк, похожий на журавлей (статья). 97
Евангелие «от Пазолини» (статья). 112
Боб Раушенберг и царевна-лягушка (статья). 116
Маленькое, но тяжкое знамя (статья). 120
Контрамарка на процесс (статья). 124
Деревянная Москва (статья). 131
Речь на II съезде. 151
Печально, но твердо (статья). 154
Забастовка сердца (стихи). 157
Предостерегающие мысли несчастливого человека
Поможем свободе (стихи). 165
Декларация против расизма (статья). 167
Непроизнесенная речь (статья). 171
Половинчатость (стихи). 174
1989 год был особым и для всей страны, и для меня лично.
Для страны — потому, что впервые с 1917 года у нас состоялись первые демократические выборы. Не настолько демократические, как хотелось бы, но все же. Могло ли быть представимым еще три года назад появление горь-ковского заложника демократии — Сахарова под кремлевскими сводами, да еще и с депутатским флажком на груди? Гигантскими нравственными шагами вперед были негативные политические оценки нашего военного вмешательства в Афганистане и в Чехословакии, признание существования секретных протоколов Молотов-Риббент-роп. Однако, в том же самом году были и кровавые события в Тбилиси, и других республиках. Было улюлюканье, затыкание рта Сахарову издевательскими аплодисментами. Была, наконец, смерть самого Сахарова, да и смерть многих иллюзий, надежд на молниеносное нравственное и экономическое выздоровление. Год невиданного политического подъема на исходе стал годом многих политических разочарований, экономического пессимизма. Однако, не будем несправедливы к нему, шумному и многострадальному, но все-таки невиданно доселе гласному, одна тысяча девятьсот восемьдесят девятому году. Именно он, этот прошедший год, инерцией накопленной гражданской энергии отменил в 1990 году статью шестую Конституции, ставшую непреодолимым тормозом демократизации. Лично я обязан этому году тем, что он дал мне честь и горечь нелегкого депутатского опыта: честь, потому что я был избран серьезным думающим городом— Харьковым, и горечь — потому, что я почувствовал себя бессильным помочь сразу всем, решить сразу все проблемы.
Эта книга с цифровым сухим названием «1989» отражает и то, что происходило в нашей стране, и в моей душе. Я включил в эту книгу и стихи, и статьи, рожденные в этом году. Но думаю, что я был прав, включив в нее и те стихи, которые были написаны гораздо раньше, но напечатаны впервые лишь сейчас — через много лет.
Для читателей — это стихи именно этого года, года, который вернул нашему народу столько запрещенных ранее стихов, романов. Я включил в эту книгу «Декларацию против расизма» и стихотворение «Поможем свободе», напечатанные мной в начале 1990. Но их главные тезисы и строки были рождены именно в нем, в незабвенном 1989 году. Этот год убедительно доказал, что одной свободы слова мало. Свободой слова нельзя накормить.
Но без свободы слова невозможна свобода мышления, как такового, — в том числе и экономического.
В Библии сказано: «Вначале было Слово, и слово было Бог. » Если исчезнет божественность Слова и оно превратится лишь в рычаг политики, то свобода бездарного слова никогда не приведет людей к счастью.
Источник
Афганский муравей евтушенко ответ
Легион запись закреплена
ОТВЕТ НА СТИХОТВОРЕНИЕ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО «АФГАНСКИЙ МУРАВЕЙ». ЛЕОНИД МОЛЧАНОВ
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползёт по скуле.
Очень трудно ползти. Мёртвый слишком небрит,
и тихонько ему муравей говорит:
«Ты не знаешь, где точно скончался от ран.
Знаешь только одно — где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам,
здесь впервые услышавший слово «ислам»?
Что ты дашь нашей родине — нищей, босой,
если в собственной — очередь за колбасой?
Разве мало убитых вам, — чтобы опять
к двадцати миллионам ещё прибавлять?»
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползёт по скуле,
и о том, как его бы поднять, воскресить,
муравьёв православных он хочет спросить,
но на северной родине сирот и вдов
маловато осталось таких муравьёв.
1983
ОТВЕТ
на стихотворение Евгения Евтушенко
«Афганский муравей»
Я много Ваших строк перечитал, —
Меня господь терпеньем не обидел, —
И всякое, представьте, ожидал,
Но этого, признаться, не предвидел.
Я представляю, как в тиши Москвы,
Куря и нервно комкая листочки,
В патриотическом порыве Вы
У Музы вырывали эти строчки.
Конечно, фактов нету горячей.
Представьте — в небе сполохи заката,
Афганский мусульманин-муравей
И тьма вопросов мертвому солдату.
Вы рассчитали все, ошибки нет —
Солдат убит, нелепо и ужасно.
Он, может быть, и дал бы Вам ответ,
Но, к сожаленью, мертвые безгласны.
За них — за всех безгласных и глухих,
Погибших в белом пламени разрывов,
Отвечу я — оставшийся в живых.
И думаю, так будет справедливо.
Солдат погиб — в бою иль на посту,
А муравей-философ рассуждает:
Зачем пришли вы в эту нищету,
Коль у самих забот сейчас хватает?
Ну, что ж, вопрос хороший Вы нашли.
Ответьте ж мне — я оценю Ваш опыт:
Зачем тогда в Испанию мы шли?
Зачем мы в сорок пятом шли в Европу?
Зачем тогда все это нужно нам?
Зачем же мы, во что бы то ни стало,
Поддерживали Кубу и Вьетнам? —
Своих забот нам и тогда хватало!
Я помню, как цветы бросали нам
И как нас со слезами провожали.
Вы тоже это видели бы там,
Но Вы туда — увы! — не приезжали.
Вы в это время где-то под Москвой
Хвалебные поэмы сочиняли
И в очереди там за колбасой,
Я думаю, ни разу не стояли.
Я никого ни в чем не упрекал,
Когда мы пыль афганскую глотали,
Но почему же те, кто там бывал,
Совсем другие строки написали?!
Я понимаю, из Москвы видней
И рыжий склон, и алые закаты,
И как ползет афганский муравей
По жесткой скуле мертвого солдата.
Дерзайте же! Пытайте мертвецов,
Ушедших навсегда в объятья смерти.
Пишите про афганских муравьев.
Теперь все можно, а бумага — стерпит.
1989
Источник
Афганский муравей.
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползёт по скуле.
Очень трудно ползти. Мёртвый слишком небрит,
И тихонько ему муравей говорит:
«Ты не знаешь, где точно скончался от ран.
Знаешь только одно — где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам,
Здесь впервые услышавший слово «ислам»?
Что ты дашь нашей родине — нищей, босой,
Если в собственной — очередь за колбасой?
Разве мало убитых вам, — чтобы опять
К двадцати миллионам ещё прибавлять?»
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползёт по скуле,
И о том, как его бы поднять, воскресить,
Муравьёв православных он хочет спросить,
Но на северной родине вдов и сирот
Маловато осталось таких муравьёв.
Сильное произведение, слов нет. А ответ на стихотворение вообще бомба. Ответил на стихотворение Евгения Евтушенко, «афганец» Леонид Молчанов.
ОТВЕТ ЕВГЕНИЮ ЕВТУШЕНКО
НА СТИХОТВОРЕНИЕ «АФГАНСКИЙ МУРАВЕЙ».
Я много Ваших строк перечитал:
Меня Господь терпеньем не обидел,
И всякое, представьте, ожидал,
Но подлости, поверьте, не предвидел.
Я представляю, как в тиши Москвы,
Куря и нервно комкая листочки,
В патриотическом порыве Вы
У музы вырывали эти строчки.
Конечно, фактов нету горячей:
Представьте только: всполохи заката,
Афганский мусульманин — муравей
И тьма вопросов мертвому солдату.
Вы рассчитали все — ошибки нет:
Солдат убит — нелепо и ужасно.
Он, может быть, и дал бы Вам ответ,
Да, к сожаленью, мертвые безгласны.
За них — за всех негласных и глухих,
Погибших в белом пламени разрывов,
Отвечу я — оставшийся в живых.
Я думаю, так будет справедливо.
Солдат погиб, в бою иль на посту,
А муравей-философ рассуждает:
«Зачем пришли вы в эту нищету,
Коль у самих забот сейчас хватает?!»
Ну, что ж — вопрос хороший Вы нашли.
Ответьте ж мне — Я оценю Ваш опыт —
Зачем тогда в Испанию мы шли?
Зачем мы в сорок пятом шли в Европу?
Зачем тогда все это нужно нам?
Зачем же мы, во что бы то ни стало,
Поддерживали Кубу и Вьетнам?—
Своих забот нам и тогда хватало.
Я помню, как цветы бросали нам,
И как нас со слезами провожали.
Вы тоже это видели бы там,
Но Вы туда — увы! — не приезжали:
Вы в это время, где-то под Москвой
Хвалебные поэмы сочиняли
И в очереди там за колбасой,
Я думаю, ни разу не стояли.
Я никого ни в чем не упрекал,
Когда мы пыль афганскую глотали,
Но почему же те, кто там бывал,
Совсем другие строки написали?!
Я понимаю — из Москвы видней
И рыжий склон, и алые закаты,
И как ползет афганский муравей
По жестким скулам мертвого солдата.
Дерзайте же — пытайте мертвецов,
Ушедших навсегда в объятья смерти,
Пишите про афганских муравьев —
Теперь все можно, а бумага — стерпит.
/Лично у меня слезы на глазах, достойный ответ. Тем кто там не был в «горячих точках», тем кто не ждал оттуда своих отцов — никогда не понять. /
Второе некислое стихотворение. А с чего взяли, что первое сильное? Такое впечатление, что писал первоклассник из-под палки.
Вот всегда нужно посты до конца дочитывать. *Пакует минусомет обратно
Михаил Светлов — Гренада
вот уж романтик своего времени
Я хату покинул, пошел воевать
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать
Мертвые солдаты стихов не сочиняют. Да и живым особо не до этого.
Вдов и сирот. Слова местами перепутали.
Ничем неоправданные жертвы. Сколько ребят погибло за зря. Ради чего
15 февраля — День памяти воинов-интернационалистов
32 года назад 40-я общевойсковая армия Ограниченного контингента советских войск вернулась на Родину из Афганистана.
Просто Отец
Приветствую публику Пикабу. Каюсь, свои посты с переездом я пока забросил, но у меня реально то времени нет, то совсем никакой «музы» писать длинные простыни, вспоминая всё. Но я обязательно закончу!
В комментариях к этому посту написал про своего отца, прочитав много комментариев о том, что очень часто те, кто прошел Афган (да и любые другие боевые действия) жестко бухают, да меры не знают. @Tristram попросил оформить отдельным постом. Почему бы и нет, может быть для кого-то этот пост станет мотивацией (честно, я был бы очень-очень рад, если бы кому-то помог изменить что-то в жизни своей писаниной), для кого-то просто историей из жизни, а кто-то просто порадуется за моего отца и меня)
Заранее попрошу не подымать темы «убивал-не-убивал, кто заставлял и т.д.». Что было, то было, это история и прошлое. Да и особо не спрашивали тогда, другое отношение было к присяге и верности Родине, как мне кажется. По крайней мере у моего отца точно. Также скажу про то, что государство этих людей просто бросило на произвол судьбы, иногда кидая кости, как бродячим псам, но развивать тему не буду.
Служил мой отец после учебки механиком-водителем БТРа. Насколько я знаю — точно был в Кандагаре, Кундузе, Пули-Хумри и Кабуле. Возможно где-то ещё, отец не очень распространялся на тему того, что было там. Подорвался на фугасе, получил контузию, но вроде как ничего серьёзного. Выводился вместе с последними войсками в 89-м году.
После того, как вернулся домой — они с мамой поженились (знакомы были ещё со школы). Отец ещё предложение в ультимативной форме делал, мол выходи за меня, а если не захочешь — я тебя в глухую Тайгу увезу, там никого не будет кроме меня и у тебя выбора то и не будет). Потом они переехали из деревни, где оба жили в пригород Одессы.
А дальше отец запил. Я не знаю подробностей, поскольку когда он пил, годов мне было маловато. Но воспоминания остались яркими, плюс мимолётные рассказы родственников. Возможно из-за контузии, возможно из-за вспыльчивого характера и индивидуальных особенностей принятия алкоголя (о как пьянку обозвал-то) — пить ему было категорически нельзя. У него напрочь сносило башню, меры он не знал и тормозить не умел. Постоянно дрался, мог ударить потому что по его мнению его не пропустили на лестнице, ломать мои игрушки или мебель дома, бить посуду и скандалить. В общем все прелести, думаю многие их знают не по наслышке. Но одного было у него не отнять — он всё также (как и сейчас, в прочем) безумно любил мать и слушался безоговорочно, даже когда двигался уже «на автопилоте». Её всегда звали ходить успокаивать его и разнимать драки. И вот однажды (мне тогда было года 4-5) она не выдержала, просто с порога сказала, что если ещё хоть раз он придёт хотя-бы выпившим, то больше никогда не увидит ни ребёнка (тобишь меня), ни её. Забегая наперёд — уже больше двадцати лет отец не выпил ни капли спиртного.
В следующем году моему отцу исполняется 50 лет. Недавно он получил инвалидность 2 степени, по состоянию здоровья (старые травмы, плюс проблемы со спиной). Он всё также не пьёт с тех пор, больше 10 лет, как бросил курить, кстати тоже просто на силе воли, в один момент отдал матери пачку сигарет и сказал, что больше не курит. Заядлый карпятник — регулярно ездит на близлежащие реки, для чего купил лодку и ЛуАЗ, в котором души не чает). Ходит в спортзал, ездит на велосипеде, занимается фридайвингом в море, тщательно следит за тем, чтобы побольше ходить (я ему даже фитнес браслет подарил для этих целей, доволен был как малый ребёнок). Параллельно в пристройке около гаража, где когда-то был собачий вольер, делает «фазенду» — сарайчик для инструментов, стол, лавочку, мангал, виноград выращивает, ударился в хозяйство, в общем)). В свои нынешние 49 — он не выглядит даже на 40, что мне и ему неоднократно говорили окружающие). А в некоторых аспектах физической подготовки влёгкую даёт мне фору. Состоит в местном союзе воинов-интернационалистов, это вообще отдельная тема — они очень большие молодцы. Устанавливают памятники за свой счёт, регулярно катаются с автопробегами, всегда готовы помочь товарищу как любыми деньгами, так и любым доступным способом, собираются вместе и всегда жизнерадостные!
Что я хотел сказать этим постом? Да ничего особенного. Просто я очень сильно горжусь своим отцом, что у него такая железная сила воли, что невзирая на всё пережитое он не сломался и смог через всё переступить, Человек с большой буквы. Он отличный отец, любящий муж, да и вообще крутой, мне не зазорно стараться быть похожим на него. Берегите и любите своих родителей!
Источник