- Делегация из Вятки – на конференции в Дивеево
- Вятской делегации в завершение поездки на Нижегородскую землю посчастливилось побывать в г. Саров, где совершал свой подвиг преподобный Серафим. Мы увидели место, где молился батюшка Серафим, стоя на камне 1000 дней и ночей, сосну, которая изображается обычно на иконах святого и на которой была помещена икона Божией Матери «Умиление». Своим предельным аскетизмом поразили вятских экскурсантов монахи, рассказ о которых они услышали, и которые подвизались в Саровском монастыре в XVII-XIX вв., проводя значительное время в молитвах в пещерном храме в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.
- Четыре дня в Дивеевской обители стали для участников поездки серьёзным стимулом к дальнейшему профессиональному и духовному совершенствованию.
- В Никольском храме Трифонова монастыря состоялась общая исповедь духовенства Вятской епархии
- Поделиться:
- Икона дня
- Православный календарь
- Митрополит Марк возглавил Литургию в храме в честь святителя Николая Чудотворца села Шестаково
- «Божия благодать – дар пути на Великую»
Делегация из Вятки – на конференции в Дивеево
Делегация Вятской православной гимназии вернулась из Нижегородской области, где в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре принимала участие в итоговых мероприятиях педагогических конкурсов «Серафимовский учитель 2019/2020» и «Серафимовский учитель 2020/2021».
Приём участников встречи на Нижегородской земле начался с большой экскурсии по Нижнему Новгороду, маршрут которой пролегал от кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского и символично завершался в православной гимназии имени Александра Невского.
Вечером первого дня в Дивеевской обители состоялось открытие конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и актуальные вопросы духовно-нравственного просвещения», на которую собрались 130 педагогов из 33 регионов России – лауреаты и обладатели специальной премии двух последних конкурсов «Серафимовский учитель»: 2019/2020 и 2020/2021. Как сообщается на сайте конкурса «Серафимовский учитель», в 2020-2021 году на конкурс было подано рекордное число заявок – 602. Это почти вдвое больше, чем годом ранее.
Открывая конференцию, советник главы Нижегородской митрополии, руководитель проекта «Серафимовский учитель» Ольга Бараева передала участникам благословение митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.
«Нас радует, что сегодня здесь собрались делегации от 33 субъектов Российской Федерации. Всего же наше сообщество серафимовских учителей охватывает 75 субъектов России. Это уже армия учителей, которая занимается духовно-нравственным развитием, просвещением и образованием детей», – сказала Ольга Юрьевна.
Затем слово было предоставлено сопредседателю Ассоциации православных гимназий Приволжского Федерального округа, заместителю директора Вятской православной гимназии по научно-методической работе кандидату исторических наук протоиерею Сергию Гомаюнову.
В своем выступлении отец Сергий задал вектор работы всей конференции, обозначив главную идею школьного образования в контексте Священного Писания.
На второй день в здании Дивеевской монастырской православной средней общеобразовательной школы работа конференции продолжилась в пяти секциях: «Окружающий мир как первый школьный мировоззренческий предмет» (руководители – протоиерей Евгений Сурков, директор гимназии имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы, О.Н. Козлова, зам. директора по учебно-воспитательной работе Саровской православной гимназии), «Язык как Дар Божий» (руководитель – Е.Н. Мошкина, директор Вятской православной гимназии, кандидат филологических наук), «Отечественная литература советского периода» (руководители – Н.В. Суздальцева, директор Саровской православной гимназии, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, Д.В. Семикопов, проректор по научной работе Нижегородской духовной семинарии, кандидат философских наук, доцент), «Библейские основания предметов естественных наук в средней школе» (руководитель – С.Ю. Котряхова, директор Центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения работников образования г. Кирова, учитель Закона Божьего Вятской православной гимназии), «Русская национальная идея как педагогическая задача» (руководитель – протоиерей Сергий Гомаюнов, зам. директора по научно-методической работе Вятской православной гимназии, духовник ВПГ, кандидат исторических наук, доцент).
Во время работы секций участники конференции смогли поделиться своим профессиональным опытом в области духовно-нравственного воспитания и образования, задать самые животрепещущие вопросы руководителям секций.
Таким образом, впервые состоялась совместная работа, в которой приняли участие как педагоги Ассоциации православных гимназий, так и лауреаты и победители конкурса «Серафимовский учитель». Цель такого формата — распространение опыта православных гимназий в рамках темы «Библейские основания предметных областей школьного знания» на обычные школы с последующим включением заинтересовавшихся педагогов в предметные методические объединения.
По окончании работы в секциях для участников конференции была организована экскурсия по территории монастыря, в ходе которой педагоги смогли поклониться мощам дивеевских святых и побывать в новом изумительной красоты Благовещенском соборе.
Третий день работы ознаменовался участием собравшихся на конференцию в Божественной литургии, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Перед началом Литургии был отслужен молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому. Богослужение состоялось в Троицком соборе, где постоянно пребывает рака с мощами этого святого.
Владыке сослужили и священники, прибывшие в Дивеево со своими учительскими делегациями. Среди них архимандрит Иов (Муравьёв), настоятель Никольского храма в с. Шестаково Вятской епархии, протоиерей Сергий Гомаюнов, настоятель домовой церкви Вятской православной гимназии – храма святой великомученицы Екатерины, протоиерей Евгений Сурков, настоятель храма святой великомученицы Татианы г. Йошкар-Ола и другие.
Многие участники конференции смогли исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.
Также третий день стал завершающим днём работы конференции, когда подводились итоги и вручались награды победителям конкурсов «Серафимовский учитель».
Вятской делегации в завершение поездки на Нижегородскую землю посчастливилось побывать в г. Саров, где совершал свой подвиг преподобный Серафим. Мы увидели место, где молился батюшка Серафим, стоя на камне 1000 дней и ночей, сосну, которая изображается обычно на иконах святого и на которой была помещена икона Божией Матери «Умиление». Своим предельным аскетизмом поразили вятских экскурсантов монахи, рассказ о которых они услышали, и которые подвизались в Саровском монастыре в XVII-XIX вв., проводя значительное время в молитвах в пещерном храме в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Четыре дня в Дивеевской обители стали для участников поездки серьёзным стимулом к дальнейшему профессиональному и духовному совершенствованию.
Источник
В Никольском храме Трифонова монастыря состоялась общая исповедь духовенства Вятской епархии
Молитву перед началом совершения Таинства прочитал наместник Великорецкого Подворья Трифонова монастыря архимандрит Федор (Рулев). Исповедь принимали духовник Вятской епархии протоиерей Геннадий Сухарев, архимандрит Иов (Муравьев), игумен Алипий (Сторожук) и схииеромонах Селафиил (Шадрин).
После исповеди духовенство приняло участие в Таинстве Соборования.
Пресс-служба Вятской Епархии
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Седмица 20-я по Пятидесятнице (ев. чтения 22-й седмицы). Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.
Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополии.
Сщмчч. Александра Никольского и Сергия Покровского пресвитеров (1937).
Флп., 241 зач., II, 12–16.Лк., 43 зач., IX, 18–22.
Источник
Митрополит Марк возглавил Литургию в храме в честь святителя Николая Чудотворца села Шестаково
Воскресным утром 8 декабря 2019 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, торжественное богослужение архиерейским чином совершалось в церкви в честь святителя Николая села Шестаково Слободского благочиния.
Богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Никольского храма села Шестаково архимандрит Иов (Муравьев), благочинный Свято-Трифонова монастыря игумен Вениамин (Веселов), клирик Христорождественского женского монастыря иерей Григорий Кириллов.
Служба совершалась в левом приделе храма, освященном в честь святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских.
Воскресную службу в храме села Шестаково сегодня украсили церковные песнопения в исполнении Архиерейского хора под регентством Людмилы Телегиной.
За богослужение Владыка вознес в алтаре молитву о мире на Украине.
Примечательно, что Никольская церковь в нынешнее время восстанавливается. На высоких сводах храма обновлены сохранившиеся росписи, отражающие библейские сюжеты и настенные сюжеты из жития святителя Николая. Вместе с тем сплачивается и приход. Сегодня за воскресным богослужением многие прихожане причастились Святых Христовых Таин.
В завершении богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским словом, в котором напомнил, что сейчас идут дни Рождественского поста и о чем в это время важно помнить верующему человеку:
— Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с воскресным днем, причастников – с принятием Святых Христовых Таин. Рождественский пост надобно пройти так, чтобы с духовной радостью встретить праздник Рождества Христова. Спаситель говорит о путях спасения, а не о форме и дает нам в помощь заповеди о том, какие мы должны быть по содержанию.
Как получить усыновление от Бога? Одна из заповедей Нового Завета гласит: Блаженны миротворцы, яко они наследуют Царствие Небесное. Миротворцы – это те, кто творит мир вокруг себя. Имеется в виду мир Божий, о котором Господь сказал: «Мир даю вам». Об этом говорили и святые отцы, преподобный Сергий Радонежский заповедал: «Храните мир между собой и все прощайте друг другу, как дети одного Отца». Иисус Христос дает заповеди, которые приводят человека в Жизнь Вечную, если в соответствии с ними обустраивать свою жизнь. Давайте таким путем идти ко спасению. С праздником!
Из истории Никольского храма
В 1765 году на месте Архангельской и Николаевской церквей начал возводиться каменный храм во имя Святого Николая. В 1776 году к церкви пристроен придел в честь Архангела Михаила. В 1832 году к церкви пристроена высокая колокольня. Она соединилась с центральным приделом теплым переходом-галереей. В конце XIX века ее заменили новой, построенной по проекту И.А. Чарушина. Шатровая, увенчанная небольшим куполочком, она напоминала горящую свечу. А у подножия шатра еще четыре малых купола. В 1883 – 1885 годах храм был расширен, к нему пристроили придел в честь Святого Георгия.
Никольскую церковь закрыли в октябре 1935 года. Долгие годы в храме располагался сельский клуб. Храм святителя Николая длительный период находился в запустении.
В январе 2012 года Вятской Епархии удалось вернуть храм святителя Николая. По благословению митрополита Марка настоятелем церкви в селе Шестаково был назначен архимандрит Иов. Началось активное возрождение южного придела. Постепенно засияли освобожденные из-под пыльных наносов времени лики святых на сводах храма. В этом делании по благословению настоятеля в храме потрудилась местный художник Елена Медведкова.
В 2015 году Никольской церкви исполнилось 250 лет. Теперь Никольский храм села Шестакова в Слободском районе переживает второе рождение. Одним из радостных событий для прихода стало обновление старинных росписей. Церковные стены таят в себе сохранившуюся в веках красоту и богатую историю создания храма, к которой сегодня могут соприкоснуться верующие христиане, принимая участие в богослужениях и восстановлении храма. Никольский храм в селе Шестаково становится одним из любимых мест паломничества в православной Вятке.
Фото
Пресс-служба Вятской Епархии
Источник
«Божия благодать – дар пути на Великую»
В июне 2014 года на Вятской Земле отмечает круглую дату: 25 лет с начала возрождения крестного хода, а по сути возрождения духовной жизни….
С 1989 года, с момента возобновления паломничества на реку Великую с образом святителя Николая, — к историческому месту его обретения — минула уже четверть века. С тех пор многое изменилось в нашем крае: восстанавливается храм за храмом, оживает приход за приходом. И один из таких храмов, где совсем недавно начала возрождаться духовная жизнь, – Никольская Церковь в селе Шестаково. А настоятель храма – архимандрит Иов (Муравьев) – один из вятских священников, принимавший участие в возрождавшемся Великорецком крестном ходе.
И так уж сложилось, что сегодня отец Иов окормляет приход церкви, освященной в честь святителя Николая. Своими трудами и молитвой батюшка по крупицам «собирает» просторный храм с тремя приделами. Все дни у батюшки проходят в заботах, трудах и молитве. А ведь еще совсем недавно – года три назад в стенах древнего храма, построенного в XVIII веке, но переоборудованного в советское время под сельский Дом культуры, устраивали вечера, проводились концерты и дискотеки, о чем до сих пор напоминает сохранившаяся сцена. Но труды настоятеля, строителей, педагогов-миссионеров и благоукрасителей храма уже дают плоды: словно очаг тепла собирает храм селян. Регулярно совершаются Богослужения и требы. Открылась в прошлом году для детей при храме Воскресная школа. Проводится ремонт храма, восстанавливается сохранившаяся роспись. В преддверии же крестного хода у священника дополнительные хлопоты по подготовке к паломничеству на реку Великую. И все же выкроил батюшка часок на беседу. На входе в храм встречает нас образ святителя Николая…. А вот и сам отец Иов.
— Христос Воскресе! – приветствует батюшка. И после небольшой экскурсии по возрождающемуся храму приглашает нас с водителем на чай с ароматными пряниками…
— Отец Иов, что можете вспомнить о своем первом участии в Великорецком крестном ходе, когда это было?
— Первый раз пошел на реку Великую в 1996 году, тогда предстоятелем крестного хода был отец Геннадий Кочуров, ныне схииеромонах. Еще задолго до своего первого участия в крестном ходе много слышал о святителе Николая как великом Чудотворце и знал, что на Вятке уже несколько веков совершалось паломничество на реку Великую к месту явления Чудотворного Образа Святителя Николая Великорецкого, а в наши дни эта древняя традиция возрождается. И появилось желание поближе познакомиться и поучаствовать в этом крестном ходе. Для начинающего паломника крестный ход на реку Великую – серьезное испытание, так было и для меня. И уже в пути начинаешь чувствовать, как важны молебны Святителю Николаю, которые совершаются на каждом переходе и как укрепляет силы соборная молитва паломников. И когда становится трудно, понимаешь, что идешь не своими силами, а укрепляющей благодатью Божией. Благодаря этой соборной молитве и удалось пройти тогда впервые крестный ход.
— Какие организационные трудности испытывали паломники в те годы? В чем различие организационной подготовки крестного хода сегодня и в середине 90-х?
— Информации о крестном ходе в те годы было недостаточно, поэтому многие паломники были не готовы к тем трудностям и испытаниям, которые возникают в пути. Для большинства крестоходцев не было никаких условий для размещения на ночлег. Не достаточно подготовлен был и путь крестного хода. В некоторых сырых местах и речках отсутствовали переходы, и сотням паломников приходилось по наскоро брошенным бревнам и жердям перебираться по одному, что занимало много времени. На лесных дорогах было немало завалов и приходилось в срочном порядке посылать несколько мужчин вперед, чтобы хотя бы частично расчистить путь и обрубить сучья у сваленных деревьев. И эти преграды приходилось преодолевать, в том числе, и пожилым людям, и инвалидам, и родителям с детскими колясками. Сейчас же большую помощь оказывает Правительство Кировской области, устанавливаются палатки, организуется питание, подвоз воды. Многие приходы нашей Митрополии заранее готовят места для ночлега своих прихожан, также поступают и паломники, приезжающие группами из других регионов. Готовится также заранее сам путь крестного хода, в том числе, делаются переправы.
— Много ли человек ходило в середине 90-х прошлого столетия? На Великую шли этим же самым маршрутом?
— Паломников ходило на Великую значительно меньше, порядка пятисот человек, и все были на виду. В то время не было организовано ни медицинской помощи, ни спасателей. Все это было введено, когда счет крестоходцев шел уже на тысячи. Маршрут в целом не изменился, только первые несколько лет возвращались в Вятку 8 июня через Коминтерн по длинной узкой извилистой дороге, и это создавало определенные трудности для транспорта и пешеходов. И был такой случай, когда проходя этим неудобным путем, решили немного спрямить. Отец Геннадий благословил свернуть с дороги к домам, чтобы напрямую выйти на трассу ближе к Старому мосту через Вятку. Но дороги дальше не оказалось, и весь крестный ход вынужден был обойти вокруг большого двухэтажного деревянного многоквартирного дома и вернуться на прежний путь. И для жильцов, наверное, было необычно и удивительно, когда церковнослужители с хоругвиями, иконами, с пением церковного хора и сотнями людей обошли вокруг их дома. А когда был открыт Новый мост через Вятку, крестный ход стал возвращаться в город уже по нему – широким удобным путем через Филейку и городские храмы, которые праздничным колокольным звоном встречают возвращение древней иконы Святителя Николая Великорецкого. И душа каждого участника этого великого события в эти моменты особо радуется: вновь исполнен обет предков, икона побывала у места своего явления и вернулась в Вятку.
— В последние годы уделяется большое внимание организации крестного хода. Но среди крестоходцев существует мнение, что теперь крестный ход на Великую уже не паломничество в чистом виде, а скорее напоминает православный туризм…. Как Вы считаете: нет ли сегодня перекоса в сторону обеспечения излишней заботы об организации?
— Перекоса никакого, думаю, нет. Так и должно быть, учитывая, что крестный ход имеет статус Всероссийского, и в нем принимают участие десятки тысяч людей со всех уголков страны. Важно, чтобы людям было безопасно идти, и они имели возможность сосредоточиться на молитве. А смысл и плоды этого паломничества зависят в первую очередь от самого человека, с каким настроем идет: или просто на природе побыть, отдохнуть с друзьями, или действительно духовно потрудиться, помолиться святителю Николаю, у него исспросить помощи и благословения.
— В последнее время в крестном ходе все больше принимает участие людей невоцерковленных. Может ли, по-вашему, идти на Великую человек, не ходящий в храм?
— Конечно, каждому человеку, идущему в крестный ход с верой, это участие будет только на пользу. И даже если начинающий паломник пока еще далек от Церкви, возможно, что именно через этот его путь на Великую, начнется воцерковление. Этому способствует и соборная молитва, и общение с теми крестоходцами, которые имеют уже опыт церковной жизни, и их личный пример. Обычно паломники со стажем стараются не праздно идти путь, а пребывают в молитве и оказывают помощь тем, кому трудно, кто идет с детьми, то есть проявляют милосердие к ближним. Таким образом Святитель Николай через это объединяет людей и научает всех крестоходцев исполнению главной Заповеди – любви к Богу и ближнему.
— Понятно, что каждый верующий, совершая путь на Великую, является сопричастником исторического события – перенесения иконы святителя Николая к месту ее обретения. Однако не секрет, что у людей, помимо, стяжания Духа Святого, есть и свои мотивы – помолиться Святителю, попросить у него здоровья ребенку, помощи поступления в высшее учебное заведения, а то и успеха в бизнесе и так далее… По-православному ли исспрашивать у святого помощи в делах житейских?
— Прежде всего, необходимо молиться о пользе душевной, о прощении грехов и исправлении своей жизни и родных. А когда у человека есть сокрушение сердечное, тогда и помощь в житейских нуждах не замедлит. Тем более Святитель Николай является скорым и милостивым помощником не только православным, но и всем, кто с верой обращается к нему. Из жития этого Угодника Божия мы знаем, что Святитель Николай очень много помогал во время своего земного служения в житейских нуждах, а также тем, кто находился в бедственном положении, кому грозила смерть. И в наши дни эта помощь не оскудевает, если мы молитвенно сердечно просим святителя Николая. Это вдохновляет, укрепляет силы человека, его веру.
— Есть люди, которые ждут встречи с чудом… И есть те, кто чудеса встречает… К примеру, мне самой как-то в пути женщина из Питера рассказала, что немой с рождения ребенок в крестном ходе впервые заговорил… А кто-то природные явления, например, играние и радугу вокруг солнце во время Великорецкого крестного хода воспринял как чудо….
— Да, подобных случаев паломники рассказывают много. Примеры помощи и вразумления святителя Николая знают и священники, и миряне, участвующие в крестном ходе, а некоторые стараются не разглашать о явленном чуде и в душе благодарят Святителя Николая. И удивительно то, что нередко молодые физически крепкие люди изнемогают, с трудом идут, а иногда и выходят из крестного хода, а люди в преклонных годах, инвалиды проходят весь путь, и на их лицах отражается внутренняя радость. В крестный ход на Великую мы идем не ради чудес, а чтобы поучаствовать в исполнении древнего обета и получить врачевание своих болезней, прежде всего, душевных и не свернуть с пути ко спасению.
— Сами каждый год на Великую ходите? Для Вас, как и для многих других паломников, крестный ход – это, наверное, больше, чем просто часть Церковного служения…?
— Пока все устраивается и получается участвовать в крестном ходе. В повседневной жизни среди трудов, забот, послушаний, житейских обязанностей трудно иметь постоянно внутреннюю собранность, а в крестном ходу есть возможность погрузиться в особое состояние и обстановку, где все располагает, чтобы раскрыть свою душу для Господа. И особо радует благоговейное отношение большинства паломников к Святителю Николаю, когда видишь на всех привалах, как вместо отдыха люди встают с молитвой в очередь к иконе и весь привал простаивают, чтобы приложиться к Чудотворному Образу. И если человек так с сердечным участием совершает крестный ход, то он получает особое внутреннее благодатное состояние, которое влечет его, несмотря на возникающие трудности, ежегодно участвовать в этом паломничестве.
— И действительно, многие паломники отмечают, что совершив путешествие на Великую, они пребывают в особом состоянии. Но как подольше сохранить в душе мирянам благодать, если ее удалось стяжать в этом непростом путешествии?
— Те благодатные дары, что Господь дает нам по молитвам святителя Николая, необходимо стараться благоговейно сохранять, проводя жизнь христианскую и после крестного хода. Постоянно прилагать для этого усилия, не забывая о молитве и регулярном посещении храма Божия, соблюдении установленных Церковью постов и участии в Церковных Таинствах, а также назидаться чтением Святого Писания и стараться устраивать свою жизнь по Евангельскому Учению. Тогда будет сохраняться мирное внутреннее устроение и ощущаться ниспосылаемая помощь Божия.
— Отец Иов, Вы отметили многие тенденции в сторону положительной организации крестного хода, но, возможно, имеют место и какие-то негативные явления…
— Наряду с ответственным смиренным отношением большинства паломников к участию в крестном ходе, есть и такие проявления как самонадеянность, несобранность, а порой и упрямство. Бывает, что на привалах люди многочисленными группами в разных местах остаются на длительное время для трапезы и отдыха после того, как крестный ход ушел дальше. При этом не внимают увещаниям и просьбам тех священников, помощников и спасателей, которые отвечают за организованное прохождение крестного хода и на которых и без этого ложиться большая нагрузка. Находятся и такие люди, которые зная о давно установленных правилах Великорецкого крестного хода, преднамеренно нарушают их, совершают неблагословленные молитвословия, в частности, групповые пения Иисусовой молитвы, несут с собой разные флаги, демонстрируя свои политические убеждения, оставляют на привалах после себя мусор, разжигают костры. Нарушая установленные правила, не принимая замечаний священников, паломничество уже не приносит пользы, а только создает искушения для других. Поэтому в таком многотысячном паломничества участники должны иметь внутреннюю дисциплину, чувство ответственности и уважение ко всем, кто совершает крестный ход.
— Какова перспектива развития, по-вашему, крестного хода? Среди некоторых мирян бытует такое опасение, что если прежде икону к месту обретения сплавляли на лодках, то вдруг в перспективе примут решение возить на машинах…
— Чтобы исполнить этот древний обет, необходимо приложить усилия, потрудиться. Думаю, за машинами будущего не будет. И как мы видим, количество крестоходцев возросло, значит, люди чувствуют потребность и душевную пользу от этого паломничества.
— Ваше пастырское напутствие паломникам в преддверии крестного хода?
— Все человеку дается по вере, поэтому нужно молиться Святителю Николаю, чтобы он помог собраться и совершить этот крестный ход. В отношении того, что необходимо в бытовых нуждах для совершения паломничества очень полезно пообщаться с теми людьми, которые уже ходили в крестный ход. Нередко паломники много лишнего с собой берут, неправильно экипируются, из-за чего испытывают дополнительные трудности. Поэтому опыт бывалых крестоходцев может быть для новичков очень полезен. Перед отправлением важно взять благословение у своего священника и помнить о том, что крестный ход должен быть по возможностям и силам человека. Не нужно чрезмерно на себя надеяться и превозмогать свои болезни и недуги. И чтобы крестный ход для души христианина стал полноценным очень важно участие в соборной молитве, Таинствах Покаяния и Причастия Святых Христовых Таин. Так душа человека сможет в полной мере прикоснуться к Божией благодати, уже здесь на Земле приблизиться к Царствию Небесному. Божией помощи всем паломникам, готовящимся к участию в Великорецком крестном ходе.
Источник