Отряды насекомых
Невероятное разнообразие в строении насекомых позволяет нам дифференцировать их на отряды, чтобы их изучение было эффективно. Ключевым моментом принадлежности насекомого к определенному отряду является строение ротового аппарата, крыльев и тип развития. В этой статье мы разберем самые основные отряды насекомых.
Запомните, что у всех насекомых развитие непрямое. Непрямое развитие может быть с полным превращением и неполным.
Прямокрылые
Представителями этого отряда являются: кузнечики, сверчки, саранча, медведки. Саранча отличается от кузнечика укороченными усиками.
Чаще всего имеют удлиненное тело. Ротовой аппарат грызущего типа. Передние крылья кожистые, прямые, складываются вдоль всего тела, достаточно узкие. Задние крылья шире передних, перепончатые, с радиально расположенными жилками.
Характерная черта отряда — удлиненные задние ноги, отличающиеся сильно утолщенными бедрами, что обусловливает способность к прыжку. Передние ноги медведки — копательные. Большинство прямокрылых способны к стрекотанию.
Развитие непрямое с неполным превращением. Саранча откладывает кладку яиц в почву, из них развиваются личинки, которые собираются в молодые стаи — «пешая саранча» — это настоящая армия, двигающаяся со скоростью 15-20 км в день и поедающая на своем пути всю растительность. Взрослая, крылатая саранча, помимо характерного большого аппетита еще и летает, уничтожая в месте своего обитания все растения.
Чешуекрылые, также называемые — бабочки, мотыльки, моли
Представители: тутовый шелкопряд, капустная белянка, ночной павлиний глаз, траурница, адмирал, махаон, медведица, мотыльки, моли.
Ротовой аппарат сосущего типа — в виде длинного гибкого хоботка, образованного удлиненными лопастями нижней челюсти. Им бабочки высасывают из цветка нектар, которым питаются. Посещая цветки в поисках нектара, к членикам конечностей и телу прилипает пыльца: так бабочки способствуют опылению цветков. Они имеют две пары больших крыльев.
Характерная черта отряда — густой покров хитиновых чешуек на передних и задних крыльях. Хитиновые чешуйки представляют собой уплощенные волоски, расположенные как на жилках, так и на крыловой пластинке между жилками.
Развитие непрямое с полным превращением (с метаморфозом). Из яйца развивается личинка бабочки — гусеница, для которой характерен грызущий ротовой аппарат. Она питается листьями растений. С течением времени гусеница образует кокон, в котором протекает стадия куколки: именно в этот период и происходит метаморфоз. Из кокона выходит взрослая особь (имаго) — бабочка.
Двукрылые
Представители отряда: комары, мухи, оводы, слепни, мошки.
Голова соединена с телом с помощью, так называемой, шейной области, которая обеспечивает подвижность головы. У комара ротовой аппарат колюще-сосущего типа, усики очень длинные. У комнатной мухи ротовой аппарат лижущего типа, усики короткие.
Комнатные мухи переносят возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов. Их белые червеобразные личинки развиваются в нечистотах, помойках, навозе. За одно лето развиваются 6-9 поколений мух.
Личинки и куколки комаров развиваются в стоячих водоемах, бочках с водой. Отметим факт: кровью человека и животных питаются только самки комаров, у самцов другие предпочтения: они питаются исключительно нектаром или соком растений. Комары рода Anopheles переносят возбудителя малярии — малярийного плазмодия.
Отличительной чертой данного отряда является наличие только одной единственной пары крыльев — передней. Задняя пара крыльев у них преобразована в органы равновесия — жужжальца булавовидной формы. Двукрылых легко можно узнать по характерному звуку вибрирующих жужжалец, который для нас слышен как жужжание мухи, комара.
Вкратце поговорим о слепнях и оводах. Слепни — кровососущие насекомые, паразитирующие на человеке и животных. Кровью питаются только самки, самцы — цветочным нектаром. Имеют режущий ротовой аппарат. Могут переносить возбудителей тяжелых инфекционных заболеваний: туляремии, сибирской язвы.
Оводы — крупные паразитические мухи. Взрослые особи не питаются вовсе: они живут за счет веществ накопленных на стадии личинки. Именно стадия личинки наносит наибольший вред человеку и животным. Оводы откладывают яйца прямо на коже животных, развивающиеся из них личинки проникают в тело хозяина, вызывая заболевание — миаз.
Развитие двукрылых непрямое с полным превращением (метаморфозом). Из яйца выходит личинка, которая не похожа на взрослую особь. В результате метаморфоза на стадии куколки образуется взрослая особь (имаго).
Перепончатокрылые
Это один из крупнейших и наиболее развитых (в эволюционном смысле) отрядов насекомых, его представители хорошо вам знакомы: муравьи, осы, пчелы, шмели. Все перечисленные — общественные насекомые, создающие свои сообщества с учетом разделения труда.
Ротовой аппарат пчел грызуще-лижущий, муравьев — грызущий.
К перепончатокрылым также относятся наездники — мелкие насекомые, жало у которых заменяет яйцеклад. С помощью жала наездники откладывают яйца прямиком в тело личинок (гусениц) или яйца жертв. Для осуществления этого наездник чаще всего забирается на жертву, что и послужило причиной его названия. Личинки наездника развиваются внутри тела жертвы, питаются внутренними органами и тканями, постепенно приводя к гибели жертвы.
Ряд видов наездников успешно используется человеком как метод биологической борьбы с мухами и жуками, гусеницами, наносящими вред культурным растениям.
Отличительными чертами данного отряда являются:
- Крылья с редкой сетью жилок (или редко — вообще без жилок)
- Задние крылья меньше передних
- На переднем крае заднего крыла расположен ряд зацепок в виде крючков, входящих в соответствующие им углубления на заднем крае переднего крыла
Развитие непрямое с полным превращением (метаморфозом). Личинки не похожи на взрослую особь, у большинства имеют червеобразную форму тела, лишены ходильных конечностей.
Жуки (жесткокрылые)
Представители: майский, колорадский жуки, жук плавунец, могильщик, навозник, скарабей, божья коровка, короеды.
Ротовой аппарат грызущего типа, жуки питаются: листьями растений — колорадский жук, корой деревьев — короеды, малоподвижными насекомыми (тлями) — божья коровка.
Жук-могильщик питается не совсем так, как может показаться из его названия: чувствуя запах падали, эти жуки находят трупы животных и, выкапывая из-под них землю, способствуют их погребению. Корешки и травы, которые мешают закапыванию трупа, жуки перегрызают и этим питаются. В мертвые ткани животного они откладывают свои личинки, которые питаются останками животных.
Особенностью данного отряда являются
- Сильно склеротизированные, твердые передние крылья
- Кожистые надкрылья, у которых отсутствует жилкование
- Задние (перепончатые) крылья, сложенные под надкрыльями и служащие для полета
Развитие с метаморфозом (полное превращение), типичные стадии: яйцо, личинка, куколка, имаго (взрослая особь). У личинок ротовой аппарат грызущего типа, хорошо развита хитинизированная голова, у большинства есть членистые грудные конечности.
Клопы
Замечу, что на настоящий момент в систематике клопы являются подотрядом, включенным в отряд полужесткокрылые. Представители: постельный клоп, щитник, килевик.
Ротовой аппарат колюще-сосущего типа, многие клопы являются хищниками, паразитами: они прокалывают кожу животного или эпидермис растения, после чего высасывают соответственно кровь или соки.
Очевидно, что часть клопов являются кровососущими паразитами человека, некоторые виды наносят существенный урон, питаясь соком растений: они истощают растения и снижают урожайность.
Для большинства клопов характерно наличие на брюшке пахучих желез, выделения которых обладают специфическим запахом, неприятным для человека. Вероятно, именно запах помогает им отпугивать врагов.
Развитие с неполным превращением: из яйца выходит личинка, которая внешне схожа с взрослым организмом (имаго), но меньше его в размерах.
Поденки
Древний отряд насекомых. Развитие личинок происходит в воде, поденки отличаются уникальным явлением — линькой крылатой формы.
Для имаго характерен недоразвитый ротовой аппарат, они практически не питаются. Личинки, в отличие от имаго, питаются активно, в основном остатками растений, и обладают развитым ротовым аппаратом грызущего типа.
У взрослой особи имеются две пары сетчатых прозрачных крыльев, из которых наиболее крупные передние. На конце брюшка располагаются три или две характерные хвостовые нити.
Превращение неполное, развитие идет по классической для этого варианта схеме: яйцо — личинка — взрослая особь (имаго).
Стрекозы
Представители: желтая, плоская стрекозы, красотка блестящая, большое коромысло.
Ротовой аппарат стрекоз грызущего типа — мощный, хорошо развит. По типу питания — хищники, поедают пойманных на лету насекомых.
Характерно наличие двух пар крыльев с развитой густой сетью жилок и удлиненного стройного брюшка. Большие глаза расположены на крупной голове, размеры тела относительно крупные.
Развитие с неполным превращением. Личики развиваются в воде (озера, пруды, реки). Имаго освоили воздушную среду обитания.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник
Интересно детям про насекомых
Наша большая планета Земля очень гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы созданий, среди которых не только человек. Давайте расскажем интересно детям про насекомых.
Скажите, можно ли представить нашу жизнь без насекомых? Они одни из первых появились на нашей планете, и было это за несколько тысяч лет до динозавров! Вне зависимости от того, какие чувства они в вас вызывают, они окружают нас везде: и в природе, и даже дома. Давайте выйдем в парк или может быть лес. Многие насекомые прячутся от нас под листьями деревьев, в коре дерева или же под землей.
«МИР НАСЕКОМЫХ «
А также предлагаю вам прочесть сказки про насекомых:
- Иван Андреевич Крылов « Стрекоза и муравей ».
- Виталий Валентинович Бианки « Приключение муравьишки »
- Корней Чуковский « Муха-Цокотуха »
- Ларри Ян Леопольдович « Необыкновенные приключения Карика и Вали »
- Полная энциклопедия « Насекомые »
- Серия книг « Занимательная зоология » от Альпина-Паблишер порадует чрезвычайным числом удивительных фактов в мире животных.
Мультфильмы про насекомых
Ну, а теперь чтобы лучше закрепить наши знания, давайте посмотрим пару мультиков про насекомых:
Мы желаем вам ярких впечатлений и увлекательных знаний!
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»
Источник
Беседа «Кто такие насекомые?»
Яковлева Наталия
Беседа «Кто такие насекомые?»
— обогащение словаря по теме «Насекомые»
— развитие познавательных способностей детей
— формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения
— воспитание экологической культуры
-обобщать представления детей о многообразии насекомых
-закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах
-упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
-уточнить представления о пользе насекомых
-развивать сообразительность, формировать образное мышление
-упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
-учить согласовывать числительные с существительными
-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам
-развивать интерес к жизни насекомых
-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Ход беседы:
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.
— Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)
— Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека.
— Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.
— Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много,они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
— Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).
— Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.
— Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать)
-Отгадайте, кто это?
— Кто над нами вверх ногами? (Муха)
— Много загадок сочинил народ о насекомых.
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
А сядет – молчит. (Жук)
— Ребята, а чем питаются насекомые? (ответы детей).
На каждое насекомое – свой корм.
Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т. д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.
Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.
— Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)
— Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
— Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.
— Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)
— Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
— А теперь послушайте стихи о насекомых.
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Пчелка золотая над цветком порхает,
Сок душистый пьет, собирает мед.
В лесу цветок растет,
Шмелей к себе зовет:
Поклонюсь до земли.
Чем с лесного цвета!»
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод.
Мы – быстрые стрекозы
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Я – беззаботный мотылек.
Хоть я диву всего денек,
Но не грущу напрасно –
Ведь жизнь моя прекрасна.
В небесном голубом просторе
Купаюсь я, как будто в море.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Ромашками белеет луг,
Порхают бабочки вокруг.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Подарит мне живой цветок
Медовый золотистый сок.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Муха, муха – надоеда
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит,
Хлеб нарезан – можно есть,
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!»
Прикреплённые файлы:
didakticheskaja-igra-chetvertyi-lishnii_cg31k.ppt | 2138 Кб |
Беседа «Кто такие дикие животные?» Цель: Обогащать представление детей о диких животных. Учить выделять характерные признаки представителей диких животных. Активизировать.
Беседа «Насекомые: польза и вред» Цель: обогащение словаря по теме «Насекомые» развитие познавательных способностей детей систематизировать представления детей о многообразии.
Лэпбук «Такие разные часы» Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мой лэпбук «Такие разные часы». Так выглядит его титульная сторона А вот так оборотная Вот.
Фотоотчет о мероприятии «Мы такие разные, но мы такие классные!» Мероприятие под таким названием состоялось в Доме детского творчества 6 марта. Две даты 23 февраля и 8 марта находятся так близко друг от.
Окружающий мир «Такие разные кошки» Ребята, послушайте внимательно загадку. Отгадав её, вы узнаете о ком, мы сегодня будем говорить. — Вся мохнатенькая Сама усатенькая, Днём.
Беседа «Осторожно, насекомые» для учащихся 2–3 класса коррекционной школы Беседа «Осторожно, насекомые» для коррекционной школы 2-3 класс. Цель: Дать детям представление о разнообразных насекомых. Задачи: • Формировать.
Проект «Мы такие разные» ПРОЕКТ «Мы такие разные» Авторы:Коркодел А. А., Аленкина О. В. Актуальность: Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика.
Проект «Такие удивительные земноводные» Актуальность проекта «Жаба, жаба, бейте её!» — часто кричат мальчишки. Лягушек и жаб люди не любят (неприятная внешность, часто подвергают.
Консультация «Такие разные малыши!» Родителям хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся.
Занятие «Кто такие насекомые» ЦЕЛЬ : Систематизировать представления детей об особенностях внешнего вида, пользе и вреде насекомых. Развивать внимание, память, связную.
Источник