Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица
La Petite танцовщица де Quatorze анс ( Литтл четырнадцать-летний танцор ), также известный как Grande habillée танцовщица ( Big Одетый Dancer ), является скульптура на Эдгара Дега , которая была создана между 1875 и 1880 годами, окрашенную восковую фигуру. На фигуре, дополненной натуральными волосами, атласным бантом для волос , балетным платьем из тюля и корсажем, изображена четырнадцатилетняя танцовщица Мари ван Гетем, которая была моделью для Дега. Скульптура была обнаружена в его имении после смерти художника и позже отлита из бронзы. Бронзовая скульптура, представленная сегодня, принадлежит коллекции Музея Орсе в Париже. Всего в музеях и частных коллекциях хранится 29 бронзовых отливок этого мотива. Оригинальная восковая фигура находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Дальнейшие слепки представлены в Нью-Йоркском Метрополитен-музее , в Ny Carlsberg Glyptotek , Копенгагене и в Дрезденской коллекции скульптур .
Содержание
Описание рисунка
Скульптура Музея Орсе стоит на деревянном основании и имеет размеры 98 см в высоту, 35,2 см в ширину и 24,5 см в глубину. С 1921 года изготовлено 29 бронзовых отливок по оригинальной восковой фигуре и декорировано в технике литья по утраченной форме , поверхность патинирована по цвету . Работа выполнена по заказу наследников художника.
Танцор выступает в так называемом положении IV , ее правая нога свободной ноги находится под тупым углом к опорной ноге . Она держит руки за телом в положении рук и кистей, так называемый bras bas (на самом деле: руки опущены ), но руки прямые. Ваша голова поднята, и ваш взгляд направлен вперед. Фигура принимает внимательное и уверенное в себе положение покоя, но с высоким напряжением тела .
Оригинальная восковая фигура была раскрашена и имитировала поверхность человеческой кожи. Она была одета реалистично: балетки, короткое платье, лиф и стандартный парик. Бронзовое литье из музея Орсе менее одето. Фигура носит только шелковый лиф , балетное платье, называемое балетной пачкой , сделанное из тюля, а волосы, заплетенные в свободную косу или хвост , скреплены атласной лентой. Остальное патинированием бронзы особо не выделяется.
В отличие от других своих скульптур из воска и глины, которые были скорее рабочим материалом и предварительными исследованиями для дальнейшей работы, Дега проявил большую осторожность. Он видел танцора как самостоятельную работу и сначала сделал небольшой макет (модель) обнаженной фигуры из красного воска, а также шесть широкоформатных рисунков, на которых девушка появляется 16 раз в разных положениях. Обнаженная, анфас , сзади, сбоку, как портрет и как фигура в целом.
Длина и цвет балетного платья вызвали дискуссию по случаю выставки Дега и маленькой танцовщицы в Художественном музее Джослин , Омаха, 1998. На самом деле, в 19 веке танцоры носили муслиновые платья , закрывающие колени , как и романтические платья того времени. Мода переписывалась. Сегодня этот тип балетного платья также известен как Туту Дега (длинное) . Дега изобразил своих танцоров в таком длинном платье: бронзовые отливки, сделанные после смерти Дега (1917 г.) с 1921 г., получили короткие пачки, подобные тем, которые носила восковая фигура на шестой выставке импрессионистов в 1881 г. Поскольку ткани фигуры со временем приходилось менять снова и снова, копии, показанной в Омахе, также получили новое платье, что вызвало споры в соответствующих художественных кругах, так что куратор выставки, искусствовед Ричард Кендалл, оправдывался. должен был.
История, критика и скандал
Восковая фигура высотой почти три фута была показана в витрине только один раз в 1881 году на шестой выставке парижских импрессионистов и вызвала разную реакцию, от восхищения до полного отторжения. Фигура провокационно представляла концепцию искусства, которая полностью отклонялась от нормы времени и вызвала скандал.
Историк искусства Габриэлла Асаро наблюдает за реакцией на произведение искусства и находит удивительным, почему такое произведение искусства, изображающее только простую девушку, тогда, а иногда и сегодня, могло и может вызвать такую бурную реакцию и критику. Скульптура Дега противоречила моральному кодексу XIX века, так называемым «хорошим манерам» и буржуазной морали. Зрители фигуры на выставке импрессионистов 1881 года вполне могли увидеть способ удовлетворить свои тайные желания, фантазии и навязчивые идеи. Дега написал множество явно женоненавистнических изображений женщин, но в этой работе нет нескромного презрения к женщинам.
Критики говорили о «ужасной реальности», фигура танцовщицы была «некрасивой», «ничтожной» и «порочной». Тем не менее, произведение искусства также восхищалось и ценилось, особенно теми, кто знал живопись Дега и понимал его художественные замыслы. Писатель Йорис-Карл Гюисманс нашел направление в скульптуре: «[. ] все представления публики о скульптуре, об этих холодных, безжизненных, белых явлениях, об этих памятных трафаретных произведениях, повторяемых веками, опровергаются. Дело в том, что мсье Дега опрокинул традицию скульптуры [. ] ».
Критик Поль Манц в своей рецензии на газету Le Temps от 23 апреля 1881 года спросил, «почему вообще выставляется такая фигура, чей лоб и губы имеют такое злое выражение». Другие зрители, например художник Огюст Ренуар а критик и редактор художественного журнала Gazette des Beaux-Arts Шарль Эфрусси считал скульптуру танцора Дега попыткой «частично нового реализма».
Модель скульптуры
Модель Эдгара Дега для его скульптуры — тощий ребенок, так называемая балетная крыса ( petit rat ). В XIX веке для парижанок из бедных семей обучение оперному балету часто было единственным способом выжить. На многих фотографиях Дега изображены очень стройные артисты балета. В этой работе можно точно идентифицировать смоделированного Дега человека. Это Мария Женевьева ван Гетем, родилась 17 февраля 1864 года (в литературе встречаются разные варианты написания этого имени). Мари была дочерью портного и прачки, приехавшей из Бельгии. Семья жила в плохих условиях в 9-м округе Парижа. Мари и две ее сестры Антуанетта и Луиза-Жозефина были представлены в балете Парижской оперы своей матерью и получили место для обучения. Все трое также служили моделями для Дега, о чем свидетельствуют записи их имен в его альбомах. О жизни Мари мало что известно. В 1879 году ей и ее сестре Антуанетте пришлось уйти из оперы, поэтому им осталась только проституция. Дега также изобразил Мари на картине « Балетный класс» (1878–1880). Это танцовщица с длинными волосами по правому краю изображения.
Происхождение
Происхождение работы передавались без каких — либо пробелов. Восковая фигура с ее текстильными аксессуарами была показана публично только один раз на шестой выставке парижских импрессионистов, которая проходила в 1881 году в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинов, № 35. Он оставался в его владении до смерти Дега в 1917 году. Он был найден среди 150 скульптур из имения в его мастерской. Друг Дега, скульптор Поль-Альбер Бартоломе , сохранил и отреставрировал 73 из них, включая танцора . В 1921 году танцовщица была отлита в бронзе на литейной мастерской Адриана-Орелиена Эбрара по гипсовой форме оригинала и выставлена в галерее литейной в 1922 году. Еще 28 забросов, за которыми последовал 1931 год. Оригинальная восковая фигура и первый слепок оставались во владении наследников Эбрара до 1955 года. Затем они перешли в собственность американского коллекционера произведений искусства Пола Меллона , который первоначально оставил произведения Национальной галерее искусств в Вашингтоне на постоянной основе, а затем завещал их.
24 июня 2015 года бронзовый отливок танцовщицы из частной коллекции был продан за 15 829 000 фунтов (около 18 836 510 евро) на аукционе арт-аукционного дома Sotheby’s в Лондоне.
Выставки (выборка)
- Французская скульптура XIX века. Париж 1986
- Дега. Париж, Оттава, Нью-Йорк 1988
- Интимность и поза.Гамбургер Кунстхалле 2009
- Crime et Châtiment. Париж 2010
- Дега скульптор, исключение Orsay hors les murs. Рубе 2010
- Дега. Capolavori dal Musée d’Orsay. Турин 2012
- Маленькая танцовщица Дега.Национальная галерея искусств , Вашингтон, 5 октября 2014 г. — 11 января 2015 г.
прием
В 2010 году Парижская опера представила балетную постановку Патриса Барта « Маленькая танцовщица Дега» в Опере Гарнье , в которой свободно пересказывается история Мари ван Гетем. Поводом послужила просьба Музея д’Орсе в костюмерную мастерскую Парижской оперы, потому что в конце 1990-х для скульптуры требовалось новое балетное платье. Поэтому историку оперы Мартине Кахане пришла в голову идея воплотить историю Мари на сцене. Сценический дизайн для этого спектакля принадлежит Эцио Тоффолутти . Спектакль рассказывает о трагической истории Мари, которая потеряла отца и вынуждена была содержать мать материально. Она работала танцовщицей, моделировала для художников и работала проституткой, поэтому ей пришлось покинуть танцевальную труппу Парижской оперы.
В 2014 году в связи с выставкой «Маленькая танцовщица Дега» в Национальной галерее искусств история Эдгара Дега и молодой балерины Мари ван Гетем была поставлена в виде мюзикла « Маленькая танцовщица» , который был показан 25 октября 2014 года в Центре Кеннеди . В Вашингтоне состоялась премьера. История молодого студента балета в балете Парижской оперы рассказана на смеси реального прошлого и вымысла. Разрываясь между бедной семьей и соблазнами богатых мужчин, юная девушка, находящаяся на пороге женственности, борется за свое место в балете. Среди исполнителей — четырехкратный лауреат премии «Тони» Бойд Гейнс , олицетворяющий Эдгара Дега, Ребекку Люкер, которая трижды номинировалась на премию «Тони» в роли взрослой Мари, и артист балета из Нью-Йорка Тайлер Пек в роли молодой Мари. Линн Аренс написала либретто, музыку сочинил композитор Стивен Флаэрти , а постановкой и хореографией поставила пятикратный лауреат премии «Тони» Сьюзен Строман.
Это история французского художника и молодой девушки, которая благодаря скульптуре стала всемирно известной танцовщицей.
Источник
Дега и его танцовщицы: новый показ в Орсе разрушает миф
Новая масштабная выставка « Дега в Опере» в музее Орсе показывает , что Дега вряд ли когда-либо делал зарисовки в театре , не говоря уже о кулисах. Несмотря на то , что « художник балерин» в течение почти сорока лет « пил гламур и грязь» Парижской оперы и её балета , этот социально неуклюжий интроверт оставался в основном в тени. Именно оттуда он наблюдал за танцовщицами и их хищными « покровителями», а также за матерями , которые часто сводили своих дочерей с богатыми и влиятельными мужчинами , говорит Лойретт.
На самом деле эксперты не смогли найти никаких доказательств того , что у Дега было право на проход за кулисы до позднего периода жизни. Вместо этого он создал « собственную Оперу… через фильтр памяти и воображения» в своей студии , нанимая танцовщиц оперы — её «маленьких крыс», как их называли, — в качестве моделей. Об этом Анри Лойретт рассказал агентству AFP.
« Его гениальность заключалась в том , что он создавал впечатление , будто вы находитесь там и наблюдаете за реальной жизнью», — подчеркнул главный куратор выставки « Дега в Опере». И добавил: «Вещи , которые кажутся более правдоподобными , чем реальные , были полностью придуманы , сконструированы из моментов , которые Дега увидел из своей ложи или места в первом ряду».
Дега сам признался в письме другу: «Я провёл столько этих танцевальных исследований , даже не видя их , что мне немного стыдно».
«Даже если он не побывал в этих местах , он создал реальность , которая кажется настолько правдивой , что она становится реальностью», — говорит сокуратор выставки Кимберли Джонс из Национальной галереи искусств в Вашингтоне , куда показ переедет в марте следующего года.
Хотя его коллеги-импрессионисты писали с натуры , Дега презирал их попытки передать реальность. «Мы видим то , что хотим видеть, — писал художник. — Это фальшивка , и эта фальшивка — искусство».
И все же его правдивые изображения танцоров и их страданий ради искусства стали причиной скандала в своё время.
Эдгар Дега , «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» ( 1881). Национальная галерея искусств , Вашингтон
Его сверхреалистичная скульптура « Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», для которой позировала Мари ван Гётем ( вероятно , попавшая со сцены прямо в бордель), была раскритикована как « ужасно уродливая […] и отмеченная ненавистным обещанием каждого порока».
По словам Кимберли Джонс , по работе Дега можно сделать вывод , что он уважал пот и жертву танцовщиц. В то время как другие богатые люди пытались использовать их в качестве сексуальных игрушек , Дега « был джентльменом , никогда не был грубым и оскорбительным. Он не щипал их за ягодицы , все [отношения] были очень профессиональными».
Если они на что-то и жаловались , то лишь на долгие часы , которые им приходилось проводить перед мольбертом или блокнотом , чтобы художник мог увековечить каждый жест и позу их измученных тел.
Сокуратор Марин Кисиэль считает , что репутацию женоненавистника , которая зачастую преследовала Дега , он сам же и культивировал , чтобы « его оставили в покое». На самом же деле , хорошо известно , что он долгое время поддерживал отношения с художницами вроде Мэри Кассат и Берты Моризо и даже защищал их , «чего нельзя сказать о большинстве его современников», — подчеркнула эксперт.
«Изображения танцовщиц , сделанные Дега , демонстрируют его нестандартное отношение к женскому телу и к их жизни. Он вытаскивает наружу их внутренних хищников и разоблачает ловушки , в которых оказались многие», — сказала Марин Кисиэль.
Кимберли Джонс считает , что сегодня Дега можно назвать « асексуалом или демисексуалом». «Я не думаю , что секс был важен для него. Он вложил всю свою страсть в искусство. Он был тяжёлым человеком , и мог быть жестоким. Но он был не столько женоненавистником , сколько мизантропом», — добавила она.
По словам искусствоведа , у Дега были близкие отношения с женщинами , многие входили в число его друзей , но «в этом не было никакой физической составляющей».
Источник