- Бэнкси и бунт крыс
- 10 невероятных работ отважного Бэнкси
- 1. «Девочка с шариком». 2002 г.
- 2. «Потребительский крючок». 2006 г.
- 3. «Заметите это под ковер». 2006 г.
- 4. «Мытьё полосок зебры». 2008 г.
- 5. «Любовники со смартфонами». 2014 г.
- 6. «Беженец Стив Джобс». 2015 г.
- 7. «Котёнок в Секторе Газа». 2015 г.
- 8. «Выход Великобритании из ЕС». 2017 г.
- 9. «С Рождеством». 2018 г.
- 10. «Крыса в часах». 2018 г.
- В заключение: в чем секрет успеха Бэнкси
Бэнкси и бунт
крыс
Бэнкси — его знает каждый и не знает никто. Он сделал граффити феноменом актуального искусства, а город — открытым музеем. Его юмор и ирония неизменно направлены на неустанное обличение мирового зла, критику войны и общества потребления. Бэнкси — это код радикальной свободы: им может стать каждый, достаточно вооружиться трафаретом и баллончиком с краской, а затем обработать этими нехитрыми инструментами нарывы и раны современного общества.
Граффити — это один из немногих инструментов, который у вас есть, когда нет почти ничего. И даже если вы не создадите рисунок, который победит мировую бедность, вы сможете заставить кого-то улыбнуться , пока он мочится…
© Бэнкси «Биться головой о кирпичную стену»
В истории Бэнкси все началось с Бристоля. Города труда, хип-хопа, трип-хопа, специфического рейва (Bristol sound) и стрит-арта. Индустриальный пейзаж окраин пестрил граффити, на фоне которых шатались фигуры праздных люмпенов, безработных пролетариев и депривированных эмигрантов. Атмосфера походила на быт героев времен Великой депрессии из романа Джона Стейнбека «Консервный ряд», а по ночам, — на картины Детройта из «Выживут только любовники» Джима Джармуша. В этом контркультурном городе всегда были сильны леворадикальные настроения.
Впервые я увидела работы Бэнкси в Бристоле в 2001 году. В то время, в другой части Великого королевства, в чертогах Оксфорда под готическими крестчатыми увесистыми сводами выхолощенных и великолепных средневековых построек снимали Гарри Поттера. Меня сразу поразил контраст между остроумными и злободневными граффити Бэнкси и рафинированностью буржуазного масспродукта, окутывающего сознание одномерного человека общества потребления. Именно тогда Бэнкси начинал свой крестовый поход супротив общественного сна разума, рождающего чудовищ идеологического и политического равнодушия к царящей в мире несправедливости.
«Хватай деньги и беги» (Take the money and run) — одна из ранних работ, начала 90-х., Бэнкси в Бристоле. Также, кстати, называется и первый фильм Вуди Аленна 1969 года, принесший известность режиссеру.
«Мрачный Жнец» (The Grim Reaper) начала 2000х. появился на борту бристольского плавучего клуба «Текла», как раз над ватерлинией. А вообще Мрачный Жнец — юмористическое фэнтези известного английского писателя Терри Пратчетта, написано в 1991 году.
Бэнкси нелегально проник на территорию сектора Газа по подземному тоннелю и нарисовал на территории Палестины несколько граффити. Одно из них — рисунок гигантского котика, как бы играющего с мотком колючей проволоки.
Граффити изображает дозорную башню на стене, окружающей сектор Газа, превращающуюся в карусель. Бэнкси:
«Газу часто называют «самой большой тюрьмой под открытым небом». Но это кажется несправедливым по отношению к тюрьмам: в них не отключают каждый день воду и электричество»
Хозяин предлагает съесть собаке ее же собственную лапу, отрезанную пилой: намек на принцип функционирования власти.
На фоне палаточного городка беженцев Бэнкси изображает икону современного капиталистического западного мира — Стива Джобса, умыкающего увесистый мешок с чем-то ценным.
Плот беженцев терпит крушения: смерть на фоне безразлично удаляющегося фешенебельного круизного лайнера.
Сегодня граффити Бэнкси можно найти в различных частях света: на улицах, крышах, стенах, кораблях, музеях, на странице альбомов и т.п. Из хулигана и вандала мифический и легендарный художник превратился в дорогостоящего кумира, завораживающую загадку и злободневного критика, социального художника-активиста (философа с баллончиком в руке), вскрывающего желания и намерения капиталистического общества, где власть валют стала новым игом, частная собственность — источником подавления, а камеры слежения — вездесущим оком тоталитарного надзора. Граффити Бэнкси — это искусство действия. Его зритель — житель города, а с приходом и развитием Сети, — любой житель Земного шара: из субкультурного явления Бэнкси стал всемирным фактом.
Начинал Бэнкси с рисования аэрозолью никнеймов и различных персонажей. Заниматься стрит-артом было опасно: привлекали за вандализм и порчу имущества, рисовать детальные картины от руки — долго — так Бэнкси решил перейти на трафареты, работа с которыми ускоряла процесс создания граффити. Набив руку в Бристоле, Бэнкси переключился в начале миллениума на сердце постколониальной, но очень амбициозной Империи — Лондон. Именно лондонские граффити принесли ему скандальную известность. А широкая слава пришла к нему в Лос-Анджелесе в 2006 году, когда Анджелина Джоли купила несколько его работ.
Художественный прием Бэнкси: найти на улице города нужное место и создать неожиданный визуальный парадокс, цепляющий зрителя, попадающий в острую тему. Чаще всего он использует прием остранения (свежего взгляда на поверхность с которой планирует работать, такой прием похож на технику Дали, которую он сам окрестил как «параноидальное зрение». Еще Бэнкси любит прием совмещения несовместимого (например, сочетания смайла и смерти с косой, девочки, обыскивающей военного и т.п.). Однако самое важное для художника — обнаружить и обличить несправедливость.
Облупившаяся штукатурка превращается в стремительный полет крысы на пробке открытого шампанского.
Поднявшиеся по стене растения превращаются в картину с мальчиком-граффитистом, исторгающим милые цветы.
Кривоватая надпись «Нет будущего» становится печальным лозунгом в сочетании с шариком грустной девочки, сидящей на асфальте. Бэнкси говорит: «Главное в граффити — выбор места».
В граффити Бэнкси постоянно присутствует рефлексия по поводу власти и связанного с ней подавления. Города и улицы, принадлежащие полиции и чиновникам. Ненасытно продающее и покупающее общество потребления. Война, всегда выгодная правящим элитам и обороту капитала. Всё это становится темами Бэнкси — скрытой болью, которую он выносит на улицы Бристоля, Лондона, Парижа, Нью-Йорка и других городов. Работы Бэнкси полны энергией борьбы и социального протеста. Зачастую манифестация протеста — это цель граффити, а также способ партизанской войны.
Стрит-арт — форма художественного выражения доступная каждому. Любой может стать художником (не обязательно получать специальное образование), любой может стать зрителем (не нужно платить за вход на выставку).
Излюбленный персонаж Бэнкси, кочующий из города в город, — это крыса. Крыса — мощный символ. С одной стороны, ассоциируется с бедностью, трущобами, помойками, низом, с другой, — с абсолютной и неподавляемой выживаемостью. Крыса — бессменный спутник человека, переносчик чумы и одно из немногих существ, чьи права лицемерно позабыты сердобольными защитниками животных.
Незаметный и вездесущий житель мегаполиса, эдакий чужак, радикальный Другой, становится в граффити Бэнкси знаком протеста и чёрной меткой, вызовом и эмблемой, привлекающей внимание. Крыса превращается в художника и анархиста. Крыса — это образ граффитиста, несущего подрыв буржуазным представлениям о морали, законе и красоте. Крыса — это нарушитель спокойствия больших городов, окутанных морфием безучастного безразличия к миру войн и потребления, пропаганды и насилия, творящихся как вдалеке, так и вблизи. Бэнкси — борец за права крыс, его граффити указывают на идеологические пороки и бреши дисциплинарного общества.
«Существует четыре базовые потребности человека: еда, сон, секс и месть».
© Бэнкси
must read:
Banksy «Banging Your Head Against a Brick Wall».
Banksy «Wall and Piece».
«BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет вы скоро об этом узнаете».
Источник
10 невероятных работ отважного Бэнкси
«Самые страшные преступления совершают не те, кто нарушает правила. А те, кто рьяно им следует»
Никто толком не знает, кто он.
Может, он даже не существует.
Есть версия, что под именем Бэнкси скрывается несколько влиятельных художников.
Сам Бэнкси (предположительно 1973 г. р.) так комментирует своё положение инкогнито: «Если Вы хотите, чтобы Вас услышали, лучше говорите в маске».
Его слова противоречат привычной картине мира. Ведь в эпоху смартфонов и социальных сетей почти все выставляют свою жизнь напоказ.
И вот уже быть мистером Икс в таком мире оказывается лучшим способом привлечь к себе внимание. И его действительно «слышат».
А «говорит» художник с нами очень красноречиво.
Я предлагаю посмотреть на 10 самых выдающихся его работ. И понять, о чем же он хочет нам «рассказать».
1. «Девочка с шариком». 2002 г.
«Девочка с шариком» — самая популярная работа Бэнкси. И стала она таковой ещё до уничтожения на аукционе «Сотбис».
Впервые эти граффити появились в районе Саут-Банк в Лондоне в 2002 году.
Пожалуй, это единственная работа художника, смысл которой точно не известен.
Шарик в виде сердца порывом ветра уносит прочь от девочки. Она расстроена, но НЕ по-детски спокойна. Одним словом, философски отнеслась к своей потере.
Обычный ребёнок уже плакал бы и топал ножками от досады.
Сам художник пространно прокомментировал эту работу: «Когда это произойдет, просто уходите спокойно».
То есть он говорит нам о том, что потери нужно выдерживать стойко, без надрыва и истерик.
Возможно, он сам пережил какую-то утрату в 2002 году, и этот рисунок выражает личное. А так как нам ничего неизвестно о художнике, то и «прочесть» мы ее до конца не можем.
Здесь уж каждый сам выбирает, что в ней видеть: надежду на лучшее, досаду из-за быстрого взросления наших детей или важность стойкости перед трудностями.
Этот образ стал особенно популярным после невероятного происшествия.
Ещё в 2006 году Бэнкси создал авторскую копию «Девочки» на бумаге акриловыми красками. Вставил в позолоченную раму. В такие Рембрандта вставляют. И продал.
Бэнкси. Девочка с шариком. 2006 г. Частная коллекция
А в 2018 году эта работа попала на торги. И когда молоток опустился в третий раз со словами: «И 1 миллион 400 тысяч — три! Продано!», — картина … самоуничтожилась! Ну, почти…
Самоуничтожение картины Бэнкси на аукционе Сотбис в 2018 году
Две трети бумаги с рисунком разрезал на тонкие полоски встроенный в раму … шредер.
Оказалось, 12 лет назад Бэнкси сам вставил его в раму. С тем расчетом, что однажды его картина попадёт на торги и останется только нажать на кнопку.
Мне видится во всем этом вот такой смысл. В нашем мире материальное крайне обесценивается. Мы запросто выбрасываем вещи, меняем одежду каждый сезон. Пришло время и произведений искусства. И начал это вовсе НЕ Бэнкси.
Ещё в 60-х годах художники создали немало картин акриловыми красками. А они недолговечны и уже сильно потускнели. Про шелкографию Уорхола я вообще молчу: музейщики уже и не знают, как эти работы сохранить. Это вам не масляные почти вечные краски.
Так что Бэнкси лишь обозначил проблему: потомки через 500 лет вряд ли смогут увидеть вживую наше искусство. От него просто ничего не останется.
2. «Потребительский крючок». 2006 г.
Эту работу Бэнкси так же, как и «Девочку с шариком», создал акриловыми красками в 2006 году.
Понятно, что на этом рисунке художник сильно иронизирует над сознанием потребителя. Над теми, кто чуть ли не с религиозным трепетом относится к распродажам.
Бэнкси здесь играет на грани кощунства и юмора. Ведь он взял образы близких Иисуса, оплакивающих его у креста. И поместил их перед плакатом «Распродажа заканчивается сегодня».
Что ж, художник не жалеет нас. А прямо указывает, что погоня за товарами становится главным смыслом жизни. Когда люди чуть ли не молятся на бренды.
3. «Заметите это под ковер». 2006 г.
Девушка в форме горничной заметает сор под стену. Одна из самых популярных работ Бэнкси впервые появилась на стене Галереи в западном Лондоне в том же 2006 году.
Художник обыгрывает метафору: слишком неудобные проблемы правительством не решаются, а просто прячутся «под ковёр». Так как их обнародование скажется на репутации властей предержащих.
Сложно сказать, какие именно проблемы имел в виду Бэнкси. Я могу лишь предположить, что в 2006 уже появлялись признаки грядущего мирового финансового кризиса. Но никто открыто о будущем коллапсе не говорил.
4. «Мытьё полосок зебры». 2008 г.
Эта работа интересна не только смыслом, но и очень удачным выбором образа. Женщина развешивает для просушки только что постиранные полоски … зебры!
Забавно, конечно. И удивительно, что эта работа Бэнкси малоизвестна. Вполне возможно, что из-за своего расположения. Она появилась в 2008 году в каком-то поселении в Мали (Западная Африка).
Граффити Бэнкси в Мали «Мытье полосок зебры»
Фотографий этой работы сделано очень мало. Скорее всего, она давно уничтожена. Просто потому, что жители этого полузаброшенного поселения вряд ли что-то слышали о Бэнкси.
Так в чем же состоит послание художника?
Сразу понятно, что у жителей Мали большие проблемы с водой.
Тем временем, женщина на рисунке очень расточительно с ней обходится. Она тратит ее на совершенную ерунду — стирку полосок зебры.
Тем самым художник намекает, насколько людям из стран Европы и Северной Америки легко достаётся вода. И насколько ее катастрофически не хватает на африканском континенте.
Мы привыкли жить в мире изобилия. А для кого-то это мир нехватки всего, даже простой воды.
5. «Любовники со смартфонами». 2014 г.
Эти граффити Бэнкси оставил на двери клуба Broad Plains Boys в Бристоле. Здесь мальчишки после школы занимаются боксом вместо того, чтобы околачиваться на улице.
Вполне возможно, что когда-то и Бэнкси ходил в этот клуб. То, что художник родился и вырос в английском городе Бристоль, — чуть ли не единственный известный факт из его биографии.
Смысл работы очевиден. В эпоху социальных сетей и смартфонов виртуальное общение заменяет реальное взаимодействие.
Причём художник ещё более оголяет проблему: зависимость от виртуального общения столь велика, что даже способна отвлечь от поцелуя влюблённых людей! Как говорится, дальше некуда.
Бэнкси. Любовники со смартфонами. 2014. Граффити на двери юношеского центра, Бристоль.
Эта работа интересна не только своим смыслом, но и историей.
На момент, когда Бэнкси написал эти граффити, юношеский клуб был на грани закрытия. Его владелец снял с петель дверь и внёс в здание клуба. Он хотел брать небольшую плату за просмотр работы, чтобы клуб продолжал существовать.
Но дверь изъяли власти города и поместили в музей. Хозяин клуба оказался человеком неробкого десятка и подал на мэра города в суд!
Вся эта канитель длилась до тех пор, пока не вмешался сам Бэнкси. В письме хозяину клуба он написал, что хочет помочь его заведению. Поэтому настаивает, чтобы работа принадлежала ему, а не городу.
Хозяин клуба продал дверь с рисунком Бэнкси за 400 тыс. фунтов. Юношеский центр был спасён.
Чем вам не современный Робин Гуд 🙂
6. «Беженец Стив Джобс». 2015 г.
На окраине французского города Кале Бэнкси нарисовал Стива Джобса. Миллиардера он изобразил в культовой чёрной водолазке. За спиной тот держит вещевой мешок, а в руке — старенькую модель компьютера Apple.
Рисунок появился посреди палаток сирийских беженцев. В лагере для тех, кто ожидает, пустят их жить в страны Евросоюза или отправят домой.
Бэнкси. Стив Джобс – беженец. Пригород Кале
Почему же Стив Джобс изображён беженцем?
Дело в том, что отец Джобса — эмигрант из Сирии.
Так что послание художника адресовано тем, кто считает эмигрантов чужаками, которые только вредят их стране.
Но стоит лишь задуматься: если бы когда-то отца Стива Джобса не пустили в США, не было бы Apple и нескольких миллиардов налоговых отчислений. Уже не говоря о тысячах рабочих мест, которые возникли благодаря … сыну эмигранта.
7. «Котёнок в Секторе Газа». 2015 г.
В 2015 году в Секторе Газа на разрушенной стене появилось изображение милого котёнка с розовым бантом.
Контраст получился невероятный. Котёнок на фоне развалин.
Жители Сектора Газа живут хуже некуда. На 8 часов в день им отключают свет. 90% воды из скважин малопригодны для питья. Я уже не говорю о тысячах погибших под обстрелами.
Кусок этой многострадальной земли обнесён забором: почти никого не выпускают. У жителей нет возможности работать в соседних странах.
Попытки международных спонсоров связать эту землю с другим миром окончились крахом. Едва начавшееся строительство порта и аэродрома было остановлено обстрелами.
Внутрь этого сектора пускают лишь грузовики с едой и мылом — гуманитарной помощью. Все остальное запрещено для провоза. Даже строительные материалы! И отстроить разрушенные здания просто невозможно.
А самое страшное, что больше половины населения — дети. Рождаемость здесь, как в любой нищей стране, зашкаливает. А кормить этих детей особо нечем.
Это тюрьма, огромная детская тюрьма. В эту ловушку попали те, кому не повезло здесь родиться.
И посреди вот этой тюрьмы вдруг появился «Котёнок» Бэнкси.
Художник опять нас без сожаления критикует.
Люди помешаны на созерцании котиков. В то время как в мире есть такое адское место. Вот и любуйтесь котиком посреди этого ада. Но есть надежда, что однажды оглядитесь по сторонам.
8. «Выход Великобритании из ЕС». 2017 г.
В 2017 в Дувре появился огромный мурал с флагом Евросоюза. Рабочий сбивает одну из 12 звёзд так, что по всему флагу идут трещины.
За год до этого 51,9 % граждан Великобритании проголосовали за выход своей страны из состава ЕС. И Бэнкси явно решил быть в числе тех 48,1 %, которые были против выхода.
Граффити Бэнкси “Brexit”. 2017 г. Дувр, Англия
И опять художник очень умело выбирает место для своей работы. Его огромный мурал находится рядом с портом в проливе Ла-Манш.
Город Дувр у пролива Ла-Манш находится рядом с Францией. В ясную погоду можно даже разглядеть береговую линию соседей. Страны близки, но решили жить подальше друг от друга.
А ещё я удивляюсь, как Бэнкси удалось создать такую масштабную работу. Ведь действия уличных художников считаются незаконными. Поэтому творить приходится очень быстро.
Очевидно, что он спускался по веревке с крыши. Возможно, не в одиночку. Конечно, как и в других работах, использовал трафареты. Но согласитесь, все равно рискованно.
Как у импрессионистов, у него на работу было всего 15—30 минут. Только у впечатленцев была цель — поймать конкретный свет. У Бэнкси ограничения по времени — из-за опасности быть пойманным. Что ж, он справился и на этот раз.
9. «С Рождеством». 2018 г.
В конце 2018 года на стене обычного гаража маленького городка Порт-Талбот (Уэльс) появился рисунок, изображающий мальчика. Довольный ребёнок ловит ртом снежинки.
Но, когда Вы заглядываете за угол, видите … продолжение работы. И сразу же понимаете, что на ребёнка летит вовсе не снег, а пепел из дымящегося мусорного бака!
На этот раз Бэнкси решил высказаться на тему экологии. И, как обычно, выбрал для этого место, которое идеально сочетается с самим посланием.
В городке находится сталелитейный завод, который время от времени накрывает городок серой сажей. Дымящиеся трубы легко разглядеть недалеко от этого гаража.
Интересно, что владелец гаража продал эту работу коллекционеру за 100 тыс. фунтов. Но с условием, что работа останется в городе. Возможно, ей удастся изменить жизнь городка к лучшему. И подобный «снег» в городке прекратится.
Как вы понимаете, Бэнкси и с этой работы не имел никакой прибыли. Ведь здание принадлежит не ему. И его совершенно не смущает, что доход с продажи его произведения достаётся другому.
Такое легкое отношение к деньгам подкупает, согласитесь.
10. «Крыса в часах». 2018 г.
В 2018 году Бэнкси нарисовал бегущую крысу внутри часов здания на Манхэттене.
Вообще образ крысы очень часто встречается у художника.
Как-то Бэнкси рассказал забавную историю.
Один из его знакомых заметил, что крыса — оригинальная анаграмма к «искусству». Ведь оба слова состоят из одних и тех же букв (art в переводе с английского означает «искусство», а rat переводится, как «крыса»).
Бэнкси пришлось делать вид, что он знал об этом всю жизнь. Вот такое признание. Что ж, художник может и над собой иронизировать.
К тому же у него появился ещё один повод рисовать крыс.
Изначально этот малоприятный грызун был, скорее, символом нелегального искусства.
Но мне кажется, что эта крыса имеет ещё одно символичное значение. Именно в сочетании с часами.
Это же символ крысиных бегов! Ведь такая метафора подходит к жизни многих людей. Ну, хорошо, у русских больше принято сравнение с белкой в колесе.
Но в целом это как раз о беге на месте. Когда жизнь «дом — работа — дом» не позволяет нам сделать шаг в сторону и уж тем более вперёд. А на Манхэттене офисных работников, живущих по принципу крысиных бегов, очень-очень много.
Сейчас часы сняли владельцы здания. Хотят их продать. Власти города против. Жители тоже за то, чтобы часы вернули. Кто знает, может, Бэнкси и тут вмешается.
В заключение: в чем секрет успеха Бэнкси
Бэнкси не просто так привлёк к себе всеобщее внимание.
Подавляющее большинство граффитчиков писали свои имена или названия компаний с трудом читаемыми буквами. Бэнкси же шёл другим путём.
Он рисовал легко читаемые образы на остро-социальные и политические темы.
Любой прохожий, видя его творение, легко его «считывает». Да ещё успевает посмеяться над ироничным образом.
Мне кажется странным, что некоторые считают его простым вандалом, чьё место в тюрьме.
Забавно, конечно, но он ведь вернул искусство туда, откуда оно когда-то начиналось. На стены.
Когда-то это были стены пещер. Сейчас — стены зданий. И никаких «проводников» в виде музеев между зрителем и рисунком.
Бэнкси. Мойка стены. 2008 г. (закрашено). Лик-Стрит в Лондоне
Сам Бэнкси считает, что «проще выпросить прощение, чем разрешение». Когда он создаёт свои работы, НЕ спрашивает разрешения.
Но я считаю, что прощения ему тоже не нужно просить. Ведь он делает мир лучше. Пожалуйста, твори дальше, отважный Бэнкси!
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Кадр из фильма Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», 2010 г.
Источник