Меню

Бернар вербер цикл муравьи

Бернар Вербер трилогия «Муравьи»

Книга «Муравьи» была впервые опубликована в 1991 году и является первой в трилогии об этих насекомых. За ним последовали книги «День муравья» и «Революция муравьев». Цикл посвящён Джонатану Уэллсу, племяннику мирмекологу, который открыл способ общения со своими подопечными.

Роман рассказывает две параллельные истории: о повседневной жизни в муравейнике и о таинственном исчезновении людей. Благодаря двойному сюжету Вербер предлагает читателям задуматься о месте человека на земле.

Краткий сюжет

Сюжет открывается достаточно просто: Джонатан Уэллс, племянник погибшего учёного-мирмеколога Эдмонда, переезжает в его дом. Это оказалось очень кстати, так как Джонатана только что уволили с работы слесаря. Он, его жена Люси, сын Николас и собака Уарзазат безумно рады.

В доме есть загадка: треснутая дверь подвала, закрываемая огромным замком, и нацарапанная записка от дяди Эдмонда:«САМОЕ ГЛАВНОЕ, НИКОГДА НЕ СПУСКАТЬСЯ В ПОГРЕБ!». Всё шло хорошо, пока Уарзазат не проскользнула сквозь щель в двери и не исчезла.

Тем временем в 6 километрах от дома Джонатана мегаполис Бел-о-Кан (население 18 миллионов жителей) просыпался от зимней спячки. 327-й репродуктивный самец, одним из первых проснувшихся, отправился в охотничью экспедицию.

Вылазка необъяснимым образом сорвана каким-то мощным оружием. Что ещё хуже, самец сталкивается со странными муравьями-убийцами, которые живут среди других в городе, и их можно распознать только по запаху камня.

327-й уклоняется от первой попытки убийцы и, наконец, сообщает свою пугающую новость двум другим собратьям, крылатой самке и бесполому муравью.

Все трое отчаянно ищут ответ на смертельную угрозу. Сюжет снова возвращается к семье Джонатана. Он кинулся в подвал на розыски Уарзазата и возвращается, полубезумный, с замученным телом собаки.

Джонатан покупает набор странных вещей, и после протестов своей жены снова спускается в подвал и не возвращается. Люси идёт искать своего мужа и тоже исчезает. Полицейский и восемь пожарных уходят и исчезают, вслед за ними Николас спускается в подвал и тоже бесследно исчезает.

Шесть полицейских, вооружённых альпинистским снаряжением и радиоприёмниками также пропали. Седьмой вернулся: покрытый порезами, похожими на ножевые ранения, и совершенно безумный.

Это завязка сюжета, но полностью вы сможете восстановить события, прочитав трилогию Бернарда Вербера «Муравьи» онлайн или прослушав аудиокнигу на нашем сайте.

Почему стоит прочитать книгу?

Роман интригует с первых слов и заставляет задуматься над такими вопросами:

  • Кто такие муравьи с ароматом камней и почему они пытаются убить троих, которые знают о большой угрозе муравьиному мегаполису?
  • Кто стоит за этой угрозой?
  • Куда ведёт таинственный туннель на самом нижнем уровне Бел-о-Кана, и почему там внизу есть огромный запас еды?
  • Что находится в подвале дома Джонатана и какова его связь с муравьями?
  • Где спрятана рукопись научной работы Эдмонда «Энциклопедия относительного и абсолютного знания»?

Книга предлагает познакомиться с цивилизацией, которую мы едва знаем — инопланетный мир муравьёв. Рыжие муравьи Бел-о-Кана высоко технологичны; у них есть грибные грядки, муравьи-цистерны, в которых хранится медвяная роса, стада тли и многое другое.

Муравьи полны решимости выжить любой ценой и развить свои знания о мире. Они исследуют, учатся, но не так, как это делают люди. Последний вопрос, поставленный в конце книги, таков: готовы ли люди действительно общаться с другими разумными видами? Читай онлайн цикл «Муравьи» и хорошенько подумай над этим!

Источник

Бернар Вербер «Муравьи»

Муравьи

La trilogie des fourmis

Язык написания: французский

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
  • Общие характеристики: Приключенческое | Философское
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Европа( Западная ) )
  • Время действия: 21 век
  • Сюжетные ходы: Приключения в микромире | Путешествие к особой цели
  • Линейность сюжета: Линейно-параллельный
  • Возраст читателя: Любой

Этот многомиллионный город занимает на поверхности земли всего два квадратных метра!

Его жильцы — самые трудолюбивые существа в мире!

Их умение подчиняться правилам — мечта любого диктатора!

Их интеллекту можно только позавидовать!

И они живут среди нас.

Или это мы живем среди них?

Чья цивилизация окажется жизнеспособнее?

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Издания на иностранных языках:

zoomser, 27 октября 2021 г.

Классная подростковая трилогия получилась, сыну как раз 14 лет исполнилось,буду ему рекомендовать:) Для взрослых серьёзных мужчин и женщин порекомендовал бы пройти мимо!

ВладимирВас, 19 марта 2021 г.

В отличии от Танатонавтов (первых 3-х книг) не зашло от слова совсем. Возможно мне просто неинтересно фантазировать на тему: «а как бы жили муравьи, если бы их мозг был бы более сложным» Вот совсем неинтересно мне читать о муравьях и, как следствие, я не смог дочитать книгу до конца, а это редкость. Обычно я склонен дочитать любую книгу до конца, но тут не смог 🙂 И людей, вместо муравьев, в отличии от того же «Скотного двора» я не захотел/не заинтересовался воображать))

Light Sign, 2 сентября 2017 г.

Цикл прочитал с удовольствием. Единственное, что расстроило — каждый следующий роман был слабее предыдущего. Первая книга читалась как нечто необычное, оригинальное. Верберу удалось мастерски описать муравьиный мегаполис, и повседневную жизнь его обитателей. Правда таинственность происходящего на поверхности немного омрачила слабоватая концовка. В следующих двух книгах автор стал постоянно повторять свои идеи, описывая их по несколько раз, рекламировать свои книги (поначалу были интересны такие вставки, но затем их регулярность стала заметно раздражать), и кроме того напрочь лишил концовку каждой из книг интриги. В Революции муравьев и вовсе центральной фигурой выступают подростки-бунтовщики, а не муравьи.

Впрочем, это всё неважно, потому что трилогия о муравьях читается легко и с интересом. И если бы Вербер остановился на первой книги, и не стал писать продолжение, сделав её самостоятельным произведением, непременно поставил бы десятку.

Читайте также:  Как избавится от засохшей монтажной пены

lee_si_tsin, 10 февраля 2017 г.

Романтические настроения автора затмевали здравый смысл, но если расширить ячейки критики сознания, то и так сойдет.

avazgaziz, 31 мая 2014 г.

большое спасибо автору. прочитал весь цикл на одном дыхании. в книге человечность и погружение в философию Урсулы Ле Гуин, романтичность Пулмана, восхищение природой Докинза. всем советую! вдохновляет!

tkatchev, 3 ноября 2010 г.

Первая книга — изумительная, муравьи классные и просто лапочки.

Дальше автор начал отрабатывать положенную ему тему и все скатилось туда, куда оно обычно скатывается.

Red_Flame, 21 июля 2009 г.

Поставила 10ку за все книги и за трилогию в целом.

Очень необычная книга. Впрочем Вербер во всех книгах нестандартен. Интересно будет любому: и начинающему энтомологу и любителю поискать глубокую философию в муравьиной кучке.

Stout, 14 февраля 2010 г.

Первая книга произвела сильное впечатление. Вторая показалась чуть менее интересной, но все равно на высоте. А вот дальше. Эх, такое впечатление, что Вербер уже в самом начале последнего тома «исписался» — сказал всё, что хотел и даже больше. Повторы идей и действий. Кстати, то же самое в цикле о танатонавтах, хотя интерес к произведению держался чуть дольше.

Okapi, 26 октября 2008 г.

Оценку «7» за трилогию поставила только потому, что очень интересно было читать «муравьиную» часть первой книги. Тем более, что у меня дома есть муравьиная ферма. Все, что касается человеческой сюжетной линии, мне не понравилось. «Революцию» так и не не смогла домучить до конца.

Источник

Бернар Вербер «Муравьи»

Муравьи

Роман, 1991 год; цикл «Муравьи»

Язык написания: французский

Перевод на русский: — Ю. Ватагина (Муравьи) ; 2006 г. — 1 изд. — К. Левина (Муравьи) ; 2008 г. — 5 изд. — И. Алчеев (Муравьи) ; 2021 г. — 1 изд. Перевод на болгарский: — К. Петров (Мравките) ; 2014 г. — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
  • Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Европа( Западная ) )
  • Время действия: 21 век
  • Сюжетные ходы: Контакт
  • Линейность сюжета: Линейно-параллельный
  • Возраст читателя: Любой

Их цивилизация существует уже много миллионов лет. У них есть свои города объединенные в федерации. Они во много раз меньше человека и живут практически везде. Это муравьи. Кто мы для них и кто они для нас?

Номинации на премии:

номинант Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Неанглоязычная переводная книга (Франция)

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

VovaZ, 14 ноября 2018 г.

На мой вкус, довольно удачный роман. Особенно, в сравнении с эпатирующими «Тантонавтами». Автор пытается представить себе цивилизацию муравьев, будь насекомые разумные. В отличии от «ангельской цивилизации» из тантонафтского цикла, здесь Веберу удается проявить фантазию, в значительной степени избавиться от антропоцентризма. Муравьиная сюжетная линия вышла интересной, сценизм высок и самобытен. Муравьиные персонажи живые, колоритные и, в достаточной степени, нечеловеческие.

Человеческая линия вышла слабее, в связи с неумением автора строить диалоги, и обилием в тексте дешёвой и противоречивой патетики. Вместе с тем, сюжетная интрига захватывающая.

В результате, роман понравился, прочелся с интересом!

Robot3000, 18 октября 2018 г.

Вербер – один из самых читаемых писателей во Франции, да и в России тоже. Его книги печатают многомиллионными тиражами, а читатели не прекращают восторгаться его творчеством. Но вот, почему-то, литературные критики и любители серьезной литературы относятся к писателю с пренебрежением, премий не вручают и на конференции не зовут. Давайте попробуем разобраться, почему творчество Вербера воспринимают столь неоднозначно.

Признаюсь, я Вербера, как писателя, тоже недолюбливаю, но на это есть вполне веские причины. Когда-то почитать книги писателя мне посоветовали коллеги на работе. Начал я с «Империи Ангелов». Честно сказать, особых восторгов книга не вызвала, хотя была вполне читабельна и, временами, даже захватывающа. Но уже тогда я отметил очень скудный язык, на котором написан роман, обилие «развесистой клюквы», банальные мысли и какой-то наивный взгляд на мир.

Позже, чтобы лучше понять мое отношение к автору, я прочитал трилогию «Мы-боги», являющуюся продолжением «Империи Ангелов». Честно сказать, лучше бы не читал – только время потратил. Помимо вышеназванных недостатков, в книгах обнаружился довольно стандартный, банальный и, временами, противоречащий самому себе, сюжет. А также, совершенно нелепая концовка. Вербер попытался разобраться в теме взаимоотношений писателя и его творения – персонажа, но получилось настолько нелепо, что роман Пелевина «Т», исследующий ту же тему, кажется, в сравнении с трилогией, вообще шедевром.

Прошло много лет. Неоднократно в сети я встречал информацию, что роман «Муравьи» является одним из первых и самым лучшим произведением писателя. И наконец я решился.

В книге рассказывается две истории, происходящие параллельно. Первая – про бывшего хиппи, уволенного с должности слесаря. Герой уже впал в уныние, ведь семью надо как-то кормить, но вот по счастливой случайности он получает в наследство дом от своего покойного дядюшки. В доме есть дверь в подвал, который невообразимо огромен и плавно переходит в древние катакомбы. Где-то в этих катакомбах дядюшка, бывший видным ученым, спрятал главный труд своей жизни – «Энциклопедию абсолютного и относительного знания». В поисках книги герой каждый день спускается все глубже в подземелье и становится, буквально, одержим исследованиями покойника, в частности, муравьями. Однажды он не возвращается из подвала и на его поиски отправляется жена, которая тоже пропадает.

Второй сюжет рассказывает о жизни рыжих лесных муравьев. По Верберу, муравьи разумны и каждый обладает индивидуальностью. Однажды молодой самец отправляется с экспедицией в поисках запасов пищи. На обратном пути все члены экспедиции внезапно и необъяснимо погибли, и лишь самцу удалось спастись. Самец предполагает, что другие виды муравьев разжились секретным оружием и пытается предупредить родной муравейник об опасности. Но никто его не слушает, а вскоре он начинает понимать, что существует некий заговор среди своих же соплеменников, целью которого – не допустить распространение информации о внезапной гибели отряда.

Читайте также:  Кто избавился силой мысли от болезней

Книга, надо сказать, очень увлекательна, но вот все недостатки верберовской прозы в ней проявляются в полной мере. Язык автора достаточно беден на метафоры и, в какой-то степени, даже примитивен. Идеи поданы очень прямолинейно и с какой-то детской наивностью.

Еще в «Мы-боги» меня раздражали постоянные врезки, типа статей из Википедии, рассказывающие о разных банальных вещах, а иногда и совершенно антинаучных, например, о ясновидении или сохранению информации в воде. Потом я узнал, что у писателя, с детства, проблемы с памятью, поэтому он постоянно выписывает всякие короткие заметки, интересные факты, статьи из энциклопедий и бульварной прессы. И эти же статьи он использует в своих произведениях.

В романе «Муравьи» также существуют главы, стилизованные под энциклопедические статьи, но здесь они представлены как выписки из «Энциклопедии Абсолютного и Относительного знания». Многие из них довольно интересны, но большая часть из них достаточно спорна и при этом, подается с пафосом истины в первой инстанции. Например, утверждение, что все в мире развивается от простого к сложному, достаточно неоднозначно и можно привести много примеров, когда оно нарушается. Или утверждение, что муравьи и термиты изначально были малы и слабы и поэтому стали собираться в колонии. На самом же деле, как раз из-за общественного образа жизни, .данные насекомые и обзавелись небольшими размерами и довольно простым строением. И таких статей в книге множество.

Из-за проблем с памятью, автор не способен понимать идеи и научные факты с достаточной глубиной. Заметно, что он, прежде чем написать книгу, прочитал очень много о муравьях и о насекомых вообще, однако он то и дело допускает забавные перлы. То у него паук боится упасть с ветки и разбиться (сколько же весит этот паук?), то у него муравьи шлепают по лужам, а через какое-то время автор вспоминает о силе поверхностного натяжения жидкостей. При увеличении температуры восприятие времени муравьев, якобы, становится быстрее, хотя, на самом деле, чем быстрее работает мозг, тем медленнее воспринимается время.

Или, например, муравьиная кислота, которую насекомые используют в качестве оружия. По Верберу, она способна в мгновение ока прожечь кожу, растворить хитин и вообще воспринимается, как сильнейшая из кислот. Видимо, автор не слишком разбирается в химии, ведь даже концентрированные серная и соляная кислоты не способны мгновенно растворить органику и при разбрызгивании вызовут лишь сильные ожоги. Муравьиная кислота, хоть и достаточно едкая, но не способна, как в одном из эпизодов, мгновенно проделать в коже птицы отверстия.

Достаточно странное у автора и отношение к технике. Масс-спектрометр он называет спектрометром массы и явно не понимает его принцип работы, или, упоминает, например, компактный ядерный реактор, способный работать без обслуживания 500 лет.

Что самое удивительное, я не могу назвать книгу плохой. В ней много недостатков, но заметно, что она писалась долго и с любовью. Вербер не скрывает своего восхищения муравьями, да и вообще миром насекомых, и щедро делится этой любовью с читателем. Сюжет интересен, имеет почти детективную интригу. И даже несмотря на то, что разгадка секрета подземных катакомб несколько разочаровывает, концовка удалась. Открытый финал романа, с одной стороны, завершает историю, а с другой, дает задел на продолжение.

В целом, проза Вербера, это эдакая недофантастика. С одной стороны, автор использует приемы и проблематику фантастических книг, а с другой не может развить ее достаточно глубоко. При этом он, каким-то образом, маскируется под автора серьезной литературы и его книги читают те, кто фантастику на дух не переносит, считая ее макулатурой про инопланетян и путешественников во времени. В какой-то степени, прозу Вербера можно назвать литературой для домохозяек – с одной стороны, она имеет неглупый сюжет и интересные идеи, а с другой, достаточно проста и, местами, примитивна для понимания.

Моя оценка 8/10. Автор явно старался и изобретательно подошел к сюжету и композиции книги. Но вот продолжения (романы «День муравьев» и «Революция муравьев») я точно читать не буду.

prismatic, 21 октября 2017 г.

Автор как википедия — выдает набор знаний в заданной области облепленный «мясом» событий и отношений. Кому понравится такой стиль и сама тема могут почитать и другие книги — стиль сохраняется и в них и горячая любовь к муравьям в частности и насекомым вообще тоже никуда не пропадает. По мне этот взгляд изнутри несколько скучноват и изысканно вычурный. Параллели с людьми притянуты под нужные выводы, а сама канва плосковата. Не хватает глубины и атмосферы характерных для качественного художественного произведения.

Тем не менее все доступные его произведения мною изучены и хоть второй раз к ним можно обращаться только как к источнику знания («где-то вроде эта информация у него проскакивала») все равно было интересно.

GoldSwan, 31 декабря 2015 г.

После «Звездной бабочки» уже опасался читать что-либо Вербера. Поэтому выбрал наиболее популярный его роман «Муравьи» и не жалею. Книга очень примечательная, несмотря на своеобразно суховатый стиль повествования (напоминает азбуку Морзе — подобный стиль не в моем вкусе) возможно, таким образом автор отражает «муравьиную атмосферу», стиль общения муравьев. Вербер-энцеклопедист как всегда на уровне (вспоминается «Последний секрет»). Очень познавательно (так и хочется для подтверждения открыть Фабра), местами поучительно хоть и дидактически-простовато, поэтому не стоит рассматривать роман в качестве более крупной заявки, затрагивающей философию жизни и смерти. Так же простовато, как решение головоломки со спичками (или это мне так только кажется). Надеюсь, что остальные книги трилогии меня не разочаруют.

Читайте также:  Как избавиться от бабочки белянки

anagor1, 12 апреля 2015 г.

Глубокое естественнонаучное образование накладывает свой неумолимый отпечаток на всё, чем бы человек в дальнейшем не занимался. Это как след сапожной подошвы на спине (для физиков поясняю — ударение на второй слог). «Главное в жизни — вовремя продифференцировать» — так нам искренне казалось в младости. Но годы идут. И понимаешь помаленьку, что всё относительно, что есть время брать дифференциал, и есть время интегрировать по объему. Это я к тому, что применение методов математической статистики порой помогает в жизни вообще и в выборе литературы для чтения в частности.

В отношении русскоязычной прозы ярко выраженная отрицательная корреляция между размахом популярности автора и своей способностью прочесть до конца его шедевр была мною выявлена давно. Скажем, при поглощении романов Донцовой рвотные позывы начинаются уже где-то на десятой странице, а страниц через пятьдесят сблевать прочитанное тянет настолько неудержимо, что далее вкушать чтиво сие невозможно даже под обильную запивку.

Но закралось в душу хитрое подозрение: а вдруг зря я так — всех одним мерилом; вдруг мировую «классику» иначе следует оценивать? А то все, понимаешь ли, всё читали, а я – нет! Закомплексовал как бы слегка недостатком собственной эрудиции. Дай, думаю, прочту что-нибудь этакое, над чем все ахают да охают, неспроста ж небось. Взял да купил две книжки: Зюскинда и Вербера.

На «Парфюмера» меня хватило (см. отзыв тут https://fantlab.ru/work58620) А вот на «Муравьев» — уже нет. Лишь через месяц, продышавшись, я домучил наконец-то со скрипом и этот «шедевр мировой литературы».

Бррр! Теперь меня не то чтобы терзает, но слегка интригует один вопрос: заслуживает ли книга Вербера переиздания в серии «Жизнь животных» рядом с Бремом и Фабром? Уж больно фамилии созвучны! Издателям стоило бы об этом подумать. Ибо с точки зрения биологии роман весьма познавателен — во всяком случае, одна из его линий, типа фантастическая, посвященная жизни муравьев. (Я, правда, отнюдь не уверен, что в ней всё научно, ну да по нынешним временам кого это волнует?) Но позвольте, я ведь не научпоп по биологии покупал, я все же художественную литературу читать намеревался. А вот ее-то, литературы, в «Муравьях», как оказалось, нет ни на грош, не то что на полторы сотни потраченных рублей. Ни сюжета, ни стиля… да вообще ничего там нет, кроме нескольких сотен тысяч буковок, подозрительно похожих на неких насекомых. Кислятина и пустышка! Вот только не надо мне втирать про всякие там метафоры с аллегориями! Бред, знаете ли, порой выглядит аллегорично, да, но от этого не перестает быть бредом.

И если «муравьиная» линия романа хотя бы вправду любопытна, то от «человеческой» меня просто коробит. Это ж кошмар какой-то! Сначала нормальные вроде бы люди по одиночке и группами лезут сдуру в некий подвал, где, конечно же, счастливо пропадают. (Это типа детектив. Кагбэ негритята.) Потом (конечно же) оказывается, что они вовсе и не совсем пропали, а лишь частично, ибо в процессе преодоления подземных препятствий, включая решение крутейших философско-математических головоломок, почему-то вдруг принципиально и полностью переменили свои взгляды на жизнь с человечьих на муравьиные, резко и, видимо, необратимо одебилившись. Вы только представьте: люди, на поверхности вроде бы признаков помутнения разума и прогрессирующего безволия не проявлявшие, оказавшись в подземной ловушке, даже не пытаются(!) найти выход наверх. Вместо этого они искренне и единодушно предпочитают всё бросить и положить свою жизнь на алтарь общения с муравьями. Тут, на мой взгляд, скрыто куда более фантастичное допущение, нежели разумность муравьиного сообщества.

У автора очень туго с жизненной психологией. Может, он всю жизнь просидел в подвале, живых людей не встречая? А ведь, между прочим, замкнутый узкий круг особей человечьего рода – интереснейшая модель, там такие шутки бессознательное начинает выкидывать! Да и с математикой у автора тоже весьма туго. Иначе б не стал он делать культа из элементарной задачки на уровне олимпиад для 8 класса школы, превратив ее в какую-то мистическую супер-головоломку. (Четыре правильных треугольника шестью спичками — ах, держите меня, какой парадокс! Дайте два! В смысле, две. Две минуты максимум на решение любому, знакомому со стереометрией.)

Насчет Зюскинда у меня родилась-таки некая гипотеза о том, почему сей «гениальный» текст приобрел вдруг такую дикую популярность. Изучать с таких же позиций Вербера, откровенно говоря, лень. Кроме эпатирующей темы, я не нашел там ничего такого, что объясняло бы перевод на тридцать языков и продажу миллионов экземпляров. И решил считать данный факт очередной необъяснимой гримасой современного мира искусства. (Видимо, экранизация гримасы неизбежна.)

А все-таки, пожалуй, время и деньги потрачены не зря! Теперь ясно, что мое «правило отрицательной корреляции» для иностранной литературы работает столь же неукоснительно, как и для отечественной. Отныне, если роман переведен более чем на двадцать языков и выпущен общим тиражом более миллиона экземпляров — тратить на него время не буду. Читайте всю эту дрянь сами, дорогие адепты массовой моды! А я останусь неэрудированным болваном, зато буду ловить от каждой прочитанной книжки кайф!

Источник