Бес блуда как от него избавиться

Бес блуда – чем опасна блудная страсть

Понятие блуда в христианстве

Блуд – это плотская связь не состоящих в законном браке людей. В широком смысле под этим словом подразумевается любой разврат: похоть, грязные помыслы, рукоблудие, содомия, близость до брака, супружеская измена. Устойчивая зависимость от греха в христианстве именуется страстью. О человеке, который порабощён блудной страстью, говорят, что его мучает «бес блуда».

Слово «блуд» имеет общий корень со словами «блуждать» и «заблуждаться». Именно в них кроется главный смысл рассматриваемого нами понятия. Блуд – это, прежде всего, духовное «блуждание» человека, его отклонение от истинного пути. Физический разврат является лишь следствием духовного блуда, то есть неверия и уклонения от Божьего промысла. Блудить – значит впасть в раскол, ересь, идолопоклонство или безбожие. О духовном блуде повествует весь Ветхий Завет: человек отпал от Творца, потерял рай, духовно «заблудился». Священное Писание называет такого человека блудным сыном (Лк. 15:11-32).

Блуд и прелюбодеяние

Отдельно стоит объяснить разницу между понятиями «блуд» и «прелюбодеяние». Второе – более узкое, оно означает разврат, направленный против семьи. Это супружеская измена или близость с человеком, который состоит в браке. Таким образом, всякое прелюбодеяние можно считать блудом, но не любой блуд является прелюбодеянием. Невенчанный зарегистрированный брак духовно неполноценен, но всё же признаётся Церковью и не считается блудом. Поэтому измена супругов в таком браке также является прелюбодеянием.

Господь благословил брак и телесную связь законных супругов. Она делает их «одной плотью» (Еф. 5:31), способствует укреплению и развитию семьи. Брак – это задуманная Богом школа любви и целомудрия для человека, один из путей ко спасению (наряду с монашеством). Блудное преступление против брака выделено в отдельный вид греха, поскольку прелюбодеяние – это не только угождение похоти и осквернение плоти. Это ещё и разрушение благословенного Богом союза, священной связи между мужчиной и женщиной. Прелюбодей совершает предательство по отношению к супруге (или супругу) и своим детям. Преподобный Исидор Пелусиот учил:

«Прелюбодейство нарушает условия брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю жизнь человеческую» («Письма»).

Как бес блуда губит душу человека

Бес блуда попирает Божественный замысел о человеке, оскверняет его тело и душу. В основе этого греха лежит эгоистичное и безответственное стремление к достижению собственного удовольствия. Для блудника другой человек является не Божьим творением, а лишь объектом для удовлетворения.

Разврат делает невозможным присутствие Господа внутри человека. Игумен Пётр (Мещеринов) отмечает:

«Блудная нечистота и Дух Святой сосуществовать не могут: или одно, или другое. А ничего более страшного для человека, чем остаться вне Бога, нет».

Таким образом, блуднику недоступна радость единения с Богом. И если он умер без покаяния, то его душа в таком состоянии пребывает и в загробном мире. Поэтому в Священном Писании сказано, что блудники и прелюбодеи не унаследуют Царствие Небесное (1Кор.6:9-10). Эти грешники перечислены в одном ряду с идолослужителями, ворами и убийцами.

В христианстве блуд считается одним из восьми смертных грехов, среди которых, например, гордыня, гнев и уныние. Всё это особенно тяжкие грехи, приводящие к духовной гибели души. От блуда предостерегает 10-я Божья заповедь Ветхого Завета (Исх. 20:14). В Новом Завете Христос выводит заповедь на новый духовный уровень. Спаситель призывает нас не согрешать блудом даже в помыслах:

«Kто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28).

Приведём также слова святителя Макария Великого про блудные помыслы:

«Если ты видимо соблюдаешь тело свое от растления, но творил блуд внутренне, в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое» («Духовные беседы»).

Как бороться с блудом

Блудный грех очень страшен своей разрушительной духовной силой. Но Господь милостив к падшему человеку и ждёт его раскаяния. Спаситель не осудил блудницу и сказал ей:

Как избавиться от блудной страсти? Прежде всего, нужно контролировать свои помыслы, так как они являются виновниками греховных поступков (Мф. 15:19). Архимандрит Рафаил (Карелин) отмечает:

«Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы».

В борьбе блудом христиане молятся святым, которые успешно преодолели эту страсть или же пострадали за своё целомудрие: Марии Египетской, Иоанну Многострадальному, Фомаиде Египетской и Моисею Угрину.

Авва Исаия учил, что бес блуда разжигается из-за празднословия, гордыни, любви к красивой одежде и чревоугодия («Отечник»). Поэтому для успешной борьбы с блудом необходимо отсечь все вышеперечисленные поводы для него. Действенными средствами в борьбе со страстями являются смирение, пост и добрые дела. Вот что о посте говорит протоиерей Андрей Ткачёв:

«Блуд возможен только после насыщения и почти неизбежен после пресыщения. Отнимая у тела некую часть необходимого, мы убиваем гнездящиеся в нем страсти».

Блудная страсть побеждается только с помощью Божественной благодати. Чтобы питать ею своё сердце, необходимо регулярно молиться дома, участвовать в церковных богослужениях и таинствах. Прежде всего, в Исповеди и Причастии. Не следует подробно рассказывать священнику о своих блудных грехах. На Исповеди достаточно лишь назвать конкретный грех, но с твёрдым намерением больше не совершать его.

Молитва об избавлении от блудных помыслов

Бо́же Вседержи́телю, всю тва́рь прему́дростию созда́вый, мене́, па́дшаго мно́гими согреше́ньми, Твое́ю воздви́гни руко́ю: пода́ждь ми Твою́ по́мощь, и сподо́би мя от мирски́х свободи́тися искуше́ний, от диа́вольских сете́й, и от плотски́х похоте́й. Умилосе́рдися и прости́ ми вся, ели́ка Ти согреши́х во вся дни живота́ моего́; пома́жи ду́шу мою́ еле́ем благода́ти и щедро́т Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, с Ним же Тебе́ и Свято́му Ду́ху подоба́ет вся́кая сла́ва во ве́ки. Ами́нь.

Источник

Как справиться с блудной страстью: отвечают святые отцы

Современное общество живет в ужасающем потоке блуда и прелюбодеяния. И это стараются сделать нормой жизни для всех людей. Но недаром преподобный Анатолий Оптинский высказал мысль, что именно блуд дает аду наибольшее число жертв. Именно из-за этой страсти люди теряют себя, свою личность, духовную чистоту и самоуважение. Ведь с малых лет каждому православному известно, что это грех для всех, кто не состоит в браке.

Советы от Святых отцов

К счастью, многие пытаются бороться с блудными помыслами. Для того, чтобы помочь им, стоит обратиться к великому богатству православной Церкви – к духовному опыту Святых. Многие из них на собственном опыте испытали влияние блудных помыслов, но справились с ними, не загрязнив ни душу, ни тело грехом.

Преподобный Ефрем Сирин

Ефрем Сирин советует при появлении похотливых мыслей вспомнить о Страшном Суде и участи грешников – вечной муке. Если же дать греху хотя бы один раз победить, появится привычка грешить. Хотя и поспешишь раскаяться в этом грехе, но совесть все равно будет мучить. Внешне это не будет проявляться, человек будет весел и спокоен, но душа уже не будет чиста, она всегда будет помнить о содеянном.

Поэтому преподобный советует быть строгим изначально ко всякому блудному желанию и не давать ему ни единого шанса. Помнить о душевных муках и всегда иметь в себе Бога — вот способ не дать победить в себе греху.

Преподобный Иоанн Кассиан

Иоанн Кассиан говорил, что блудная страсть восстает в душе и в теле, то есть она двояка, наступает со всех сторон. Поэтому и бороться с ней надо двояко. И этим обоюдоострым оружием станет пост и молитва. Кроме этого, следует постоянно читать Святое Евангелие, заниматься физическим трудом и занимать себя работой. Но особо – смириться, не давать гордыне никакой возможности завладеть душой.

Читайте также:  Как бороться с тли тлей тлями

Игнатий Брянчанинов

Владыка Игнатий Брянчанинов разъяснял природу греха блуда в том, что он имеет свойство соединять два тела в одно, хотя это и против Законов Божиих. И если сразу после этого греха раскаяться в нем, оставить блуд навечно, то он прощается сразу после исповеди. Но беда в том, что очищение тела и души от связи и заражения единением, идет очень долго и мучительно. Оба тела долго помнят то, что произошло между ними, пусть и не в мыслях, но на более тонком уровне. Поэтому в блудном грехе нужно не только раскаяться, но и длительное время выводить из себя память о нем, путем молитвы, поста и даже страдания.

Иоанн Лествичник

Святой Иоанн Лествичник очень образно описал способы борьбы с блудом:

  • кто старается только воздерживаться от блуда, тот подобен человеку, старающемуся выплыть против течения, двигая только одной рукой;
  • кто трудом телесным, обливаясь потом, борется с блудом, тот уподобляется человеку, связавшему своего врага слабой веревкой;
  • кто борется с блудом с помощью воздержания и постоянного бдения за своими помыслами, тот подобен человеку, заковавшему врага в цепи;
  • кто вооружится смиренномудрием, кротостью и жаждой спасения, тот уподобится человеку, убившему врага и похоронившему его в песке.

Таким образом, борьба с блудными помыслами должна вестись не столько телесными методами, но, прежде всего, духовными.

Нил Синайский

Совершенно в духе нынешнего времени есть еще один совет — от Нила Синайского: колонна стоит на основании, так и блуд имеет под собой основание – пресыщение.

Именно пресыщение в современном мире и вызывает у людей желание испытать еще больше удовольствий, ни в чем себе не отказывать, ни в чем себя не ограничивать.

Избавиться от пресыщения, обратить внимание на тех, кто беднее, слабее, кто нуждается в помощи – вот способ побороть в себе блудные помыслы. Делать добро и делиться, видеть страдания ближнего и облегчить их – вот способ забыть о грехе.

Василий Великий

Один из основоположников нашей Церкви, богослов и писатель, обращается к женщинам с тем, чтобы они были осторожны в желании нравиться окружающим:

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе желание и внимание мужчин, даже не вступив с ними в телесную связь, уже предается блуду в своем сердце.

Как это важно для сегодняшних девушек, которые стали стремиться не столько одеться, сколько раздеться, чтобы вызывать у окружающих вожделение. А ведь за это им придется дать ответ на Страшном Суде, при чем не только за свой грех, но и за грех тех, у кого они вызвали желание прелюбодействовать и подтолкнули к греху. Не правда ли, это страшно?

Заключение

Итак, из советов Святых отцов Православной Церкви, можно понять, что бороться с грехом блуда нужно путем воздержания, скромности, смирения, молитвы, поста. Нужно много трудиться, работать над собой, чтобы места для блудных помыслов просто не было в жизни.

Тем же, кто совершил этот грех, следует покаяться и долго искупать, очищая душу от стыда и грязи, которую в нее принесли телесные немощи слабых людей.

Источник

Что такое блудная брань и как с ней бороться

А. Из Палладия

Некогда блаженному диакону Евагрию так досаждал бес блуда, как он сам нам рассказывал, что каждую ночь зимой он нагим залезал в колодец, чтобы ночной стужей усмирять свою плоть.

Б. Его же

А вот что рассказывали о блаженном Аммонии, ученике преподобного Памво. Он никогда не щадил своё тело, когда оно бессмысленно восставало против него плотским вожделением. Раскалив железо, он жег им своё тело: поэтому всегда ходил в ожогах.

В. Его же

Благороднейший епископ Филором, когда ещё только отрекся от мира, испытывал сильнейшую блудную брань, как он сам нам рассказывал. Эту мучившую его страсть он решил загасить трудом, как пожар тушат потоком воды. Он стал крайне суров к себе, носил вериги, затворялся в своей келье, не ел никаких яств и белого хлеба, как и всего, приготовленного на огне. Так он терпел восемнадцать лет и, в конце концов, с помощью Божией победил эту страсть.

Г. Из Григория Двоеслова

Однажды, когда святой Венедикт совершал подвиг безмолвия, приступил к нему искуситель: стала летать пред самым его лицом небольшая черная птица, называемая в народе дроздом, и так близко вертелась перед ним, что можно было достать рукой, если бы святой муж захотел поймать её; но он сотворил крестное знамение, – и птица улетела. Когда же птица улетела, последовало такое искушение плоти, какого никогда не испытывал святой муж. Вдруг он увидел женщину, которую злой дух привёл перед его мысленным взором: при виде её сердце раба Божия воспылало таким огнем, что пламень страсти едва умещался в сердце, и, соблазняемый страстью, он чуть было не оставил пустыню.

Но благодать Божия укрепила его. Он обратил взор на себя самого и, увидев благоразумным и мужественным помыслом в себе семя страстей, снял с себя одежду, бросился нагой на сосновые иглы и крапиву, долго лежал в них и встал только тогда, когда покрылось ранами всё тело. Глубокими ранами он залечил чувственные порывы, вырвав у сладострастия его оружие. Заставив тело воспалиться снаружи, он истребил то, что горело внутри, и таким образом победил грех, потому что переменил место пламени. Он сам рассказывал ученикам, что с тех пор искушение плоти настолько было укрощено в нём, что больше он не чувствовал в себе ничего подобного.

Д. Из жития святого Павла Фивейского

Во времена нечестивых императоров Деция и Валериана неверные схватили одного святого и подвергли множеству пыток, среди которых была и такая. Нечестивые видели, что христианин очень юн, благоухает ароматом молодых лет и цветет красотою едва наметившейся зрелости. И эти лукавые гонители, уцепившись за это, решили погубить не только тело, но и душу благородного юноши. Что же они сделали, какую коварнейшую уловку замыслили? Они привели его в тенистый утопающий в цветах сад, там приготовили мягчайшее и приятнейшее для тела ложе и на него положили связанного по рукам и ногам мученика.

А у них был замысел мерзостный и ненавистный. Они привели в сад некую девицу, видом благообразную, а душой бездарную и распущенную. Она легла рядом с юношей и стала изливать на него свои гнусные ласки. Она щекотала его, обнимала, покрывала поцелуями, дотрагивалась паршивой своей рукой до тайного уда юноши, всячески склоняя его к сладострастию.

И как же поступила та целомудренная душа? Как он освободил себя от зла, если прогнать мерзавку не мог? Он не замедлил показать, что он ненавидит порок. Одной любви он противопоставил другую любовь: низкой – божественную. Он показал, что чистый и боголюбивый человек не пощадит даже своей плоти ради своего целомудрия. Он откусил себе язык и, вместо поцелуя, выплюнул его в лицо блудницы. Он принял единственное верное решение: погасить страсть страданием, а наслаждение – болью.

Е. Из Отечника

Кто-то спросил старца:

– Почему меня искушает блудная страсть?

– Потому что ты много ешь и спишь, – ответил старец.

Он же сказал: «Природа воздвигает вожделения, но напряженный подвиг гасит их».

Ж. Из аввы Марка

Юноша должен обязать свою молодость слову Божию, как требует Сам Бог. В Писании сказано: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). Все всплески плотского вожделения нужно истребить и иссушить малоядением, малопитием и всенощным бдением. Как сказал Пророк: «Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл» ( Пс. 118:83 ). Поняв, что он Христов, юноша должен распять плоть со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ). И ещё: «умертвите земные члены ваши» ( Кол. 3:5 ) не только для блудных дел, но и нечистоты, воздвигаемых лукавыми духами во плоти.

Читайте также:  Паутинный клещ борьба дома

Но не только до такой степени должен вершить борьбу готовящий себе истинный и непорочный венец совершенного девства. Он должен, следуя апостольскому учению, старательно умерщвлять само напоминание о страсти и её действия. Но даже это ещё не говорит о том, что человек, страстно стремящийся к Богу, дал поселиться в своём теле непорочному ангельскому девству. Ведь человек должен молиться об истреблении даже самого воспоминания, любого помысла о вожделении, который входит в ум даже без всякого движения и действия телесной страсти, просто из-за непостоянства ума. Этого можно добиться только благодаря высшей силе, помощи и содействию Духа, если только есть такие люди, которые удостоились столь высокой благодати.

Поэтому кто предназначает для себя венец чистого и непорочного девства и ради него преисполнен страстной любови к Богу, тот распинает подвижническими трудами свою плоть. Он умерщвляет свои члены напряженным и непоколебимым воздержанием. Он изнуряет внешнего человека, истощает его, будто цепом бьет, так что оставляет одни кости от него, чтобы благодаря вере, подвигам и содействию благодати, внутренний человек обновился, со дня на день преуспевая в благих делах. Он возрастает любовью и надеждой, сияет духовной радостью, вознаграждается миром Христовым, руководим благостью Христовой, просвещен разумом и ведением, осиян премудростью, направляем смирением.

Когда ум вновь обретет благодаря Духу эти и подобные им добродетели, он распознает в себе начертание боговидного образа, осознает умопостигаемую несказанную красоту Владычнего подобия и воспримет богатство самообучающей и самодействующей премудрости влагаемого в нас закона.

З. Из святого Максима

Блудный бес свиреп. Он часто нападает на тех, кто борется со страстями, особенно, если те неразборчиво питаются и встречаются с женщинами. Они забываются, и наслаждение всё легче овладевает умом. Затем, когда они возвращаются к подвигу безмолвия, страсть властвует в их памяти, воспламеняя тело и представляя уму различные образы. Страсть призывает такого монаха разрешить себе грех. Если ты не хочешь, чтобы эти образы в тебе задерживались, возьми на себя пост и труд, совершай бдение и доброе безмолвие с продолжительными молитвами. Если бесы гонят из твоего ума целомудрие и окружают его помыслами блуда, со слезами воззови ко Господу: «На всяком шагу нашем ныне окружают нас» ( Пс. 16:11 ), «окружаешь меня радостями избавления» ( Пс. 31:7 ).

И. Из Отечника

Брат спросил авву Палладия:

– Отче, скажи мне, что мне делать, ибо три года я уже пощусь через день и не могу освободиться от беса блуда?

– Чадо, пророк Исаия, когда был послан к потомкам Израиля от Господа, сказал им так: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе. «Почему мы постимся, а Ты не видишь?».. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою» ( Ис. 58:1–5 ). Ты, чадо, как проводишь жизнь, когда постишься?

– С утра, – ответил ученик, – замачиваю лозу и работаю, повторяя псалмы. Когда я заканчиваю первое лукошко, молюсь и в полдень немного дремлю. И встав, выхожу из кельи, и опять работаю, пока не сделаю три лукошка. Когда смеркается, молюсь и, совершив сто земных поклонов, засыпаю. К чтению монашеского правила я просыпаюсь и на следующий день в девятый час варю себе пищу и ем досыта.

– Это, чадо, не пост, – сказал старец, – Если ты воздерживаешься от пищи, но злословишь или осуждаешь, или помнишь зло, или принимаешь лукавые помыслы, или в помышлении вожделеешь что-то из этого осуществить, то много полезнее тебе есть пять раз в день, но бояться таких дел, чем не есть, но погрязать в этих лукавствах. Ибо зачем нужно воздерживаться от яств, погрязая при этом во всех прочих желаниях? Разве ты не знаешь, что всякий исполняющий свое желание в помышлении, даже без мирских яств уже насытился и захмелел? Но если хочешь воздерживаться и поститься, чтобы твой пост был принят Богом, то постясь, более всего опасайся всякого лукавого слова, любого оговора и осуждения, лукавого слушания и очисти свое сердце от всякой скверны плоти и духа и всякого злопамятства и бесстыдного стяжания.

И в тот день, когда ты постишься, довольствуйся хлебом и водой и овощами и благодари Бога. Сосчитай расходы на завтрак, который бы ты съел в этот день и отдай эти деньги нищему брату, страннику или вдове с сиротой. И получивший милостыню сможет себя прокормить и помолиться за тебя ко Господу. Укрощай своё тело множеством покаянных поклонов и бдений и сокровенным деланием молитвы. Засыпай сидя. Оставь мягкие лукошки и примись за большие короба. Ибо молодость, если не будет укрощена великим трудом и тяготами, постами и бдениями, сном на земле и сухоядением, не обучит себя избегать беса блуда. Поэтому отцы во времена нашей молодости не разрешали нам жить в кельях и в местах безмолвного подвига, но посылали учиться выдержке и терпению в общежительный монастырь и требовали носить не мягкую одежду, а жесткую и колючую и обезопасить себя от помыслов полным подчинением настоятелю. Ибо безделье, легкая жизнь, еда дважды в день и сон дают проникнуть в нас не только бесу блуда, но и бесам уныния, тщеславия и превозношения.

Авва Антоний сказал: «Я считаю, что у тела бывает природное движение, свойственное ему, которое не воздействует на душу человека, если душа сама того не желает. Это единственное, что можно назвать бесстрастным движением в теле. Но существует и другое движение, которое зависит от питания и услаждения тела яствами и напитками. Случающееся от них разгорячение крови возбуждает в теле стремление к действию. Поэтому апостол сказал: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ). И Господь ученикам заповедовал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» ( Лк. 21:34 ). Существует и третье движение, которое бывает в подвижниках из-за коварства и зависти бесов. Итак, мы должны знать, что есть три телесных движения. Одно природное, другое из-за неразборчивости в пище, а третье от бесов. Подвижник должен знать это различие и не забывать о причинах каждого из трех движений: тогда он сможет надлежащим и правильным образом совершать подвиг».

Брат спросил авву Пимена:

– Что мне делать, когда со мной сражается блудное искушение, навлекающее на меня гнев?

– Об этом, – ответил старец, – и Давид говорил: «Я льва поразил и медведя задушил» (Ср.: 1Цар. 17:35 ). Это означает: гнев он отсек, а блуд придавил тяжелыми трудами.

Авва Фока рассказывал, как авва Иаков, поселившись в Скиту, мужественно выдерживал битву с бесом блуда.

– И когда он был в опасности, то пришёл ко мне и рассказал, что происходит с ним: «С понедельника я буду в затворе в такой-то пещере. Прошу тебя ради Господа никому об этом не говорить, даже моему духовному отцу, но только отсчитай сорок дней и когда они пройдут, будь любезен, приди ко мне и принеси святое Причастие. И если найдешь меня умершим, то похорони, а если живым, я смогу причаститься», – и, сказав это, ушёл.

Когда прошло сорок дней, я взял Святое Причастие, обычный белый хлеб, немного вина и отправился к нему. Только я приблизился к пещере, как ощутил сильное зловоние, исходившее от входа, и сказал про себя: «Почил блаженный». Но когда я подошёл к нему, то увидел, что он жив. А он, заметив меня, немного пошевелил правой рукой, насколько мог, знаком спрашивая, есть ли у меня святое Причастие. Я ответил: «Есть».

Затем я постарался раскрыть хоть немного его уста и вложить в них честное Тело и Кровь, измельчив их насколько возможно было. Приняв Святое Причастие, он обрел силы. Через несколько часов, окропив вином кусочки простого хлеба, я дал ему. А вскоре я уже смог дать ему ещё хлеба. И так по благодати Божией спустя несколько дней он вернулся со мной в Скит и пошёл в свою келью, с помощью Божией освободившись от губительной страсти.

Читайте также:  Как избавиться от сообщения ваше подключение не защищено

Один брат вёл битву с блудным искушением, и была эта битва, как огонь, пылавший в его сердце ночью и днем. Он боролся, чтобы не сочетаться с помыслом. Много времени прошло, прежде чем враг бежал, ничего не добившись, благодаря стойкости подвижника. И тотчас же в его сердце стало светло.

Другой ученик великого старца страдал от блудного искушения. Старец, видя, как он страдает, спросил:

– Хочешь, я умолю Бога, чтобы Он облегчил твою битву?

– Нет, авва, – ответил ученик, – ибо хоть я и страдаю, но вижу, какой плод это приносит мне. Поэтому помолись Богу, чтобы Он дал мне терпение выдержать это.

– Теперь я понял, – сказал старец, – что ты преуспел в духовной жизни и уже превзошёл меня.

Старец спросил брата, которого смущало блудное искушение: «Ты хочешь спастись, улегшись на ложе? Иди, трудись, бегай, ищи и найдешь; бодрствуй, стучись и отворят тебе (Ср.: Лк. 11:9–10 ). Есть в мире те, кто умеет биться врукопашную. Они, получая много ударов, отражают их, укрепляются духом и, наконец, получают победный венец. Часто один получает удары от двух кулачных бойцов сразу, но отражает нападения со всех сторон и побеждает обоих. Посмотри, как они напряжены и как жаждут этой мирской награды! И ты стой непоколебимо и сопротивляйся, и Бог за тебя победит врага».

Брата, подвизавшегося в Скиту, враг постоянно смущал напоминанием об одной очень красивой женщине. По домостроительству Божию, из Египта в Скит пришёл другой монах и из разговора с ним брат узнал о смерти жены одного человека. Это и была та женщина, из-за которой страдал подвижник. Услышав о её смерти, он взял плащ и ночью пошёл в Египет. Открыв гробницу, он пропитал плащ жидкостью, сочившейся из её останков, и вернулся к себе в келью. Как только блудный помысел начинал ему досаждать, он клал рядом с собой плащ и начинал борьбу с наваждением, приговаривая: «Вот твоя страсть, которую ты хотел, она перед тобой, насыщайся ею». И так он мучил себя этим зловонием, пока битва совсем не прекратилась.

Некий человек пришел в Скит, чтобы стать монахом. А с ним был сын, которого только что отняли от груди. Они долго прожили в келье. Когда сын подрос, бесы стали нападать и на подростка. Мальчик сказал отцу:

– Уйду в мир – я не могу выдержать этой битвы.

Отец же настойчиво просил его этого не делать.

– Авва, – умолял юноша, – я не выдерживаю, разреши мне уйти.

– Послушай меня, чадо, хотя бы один раз, – сказал отец. – Возьми с собой сорок связок сухарей и лозы на сорок дней, иди во внутреннюю пустыню и оставайся там сорок дней, и пусть будет на все воля Господня.

Сын послушался отца, встал и пошёл в пустыню. Там он работал двадцать дней, плел сухую лозу и ел сухой хлеб.

Так он провел в безмолвии двадцать дней и ночей, и тут он увидел, как бесовское действие движется к нему. Бес предстал перед ним в виде эфиопки, столь зловонной, что невозможно было перенести её запаха – юноша прогнал её прочь. А бес сказал ему:

– Я в сердцах людей кажусь сладостной. Но ради твоего послушания и твоего труда Бог попустил мне не обманывать тебя, а только явить тебе моё зловоние.

Брат встал и, воздав благодарность Богу, вернулся к своему отцу и сказал:

– Не хочу идти в мир, отче. Я видел бесовское действие и его зловоние.

А отец уже был извещен об этом и сказал:

– Если бы ты пребыл сорок дней, соблюдая мою заповедь во всем, то увидел бы большее.

Другой старец пришёл в Скит и привел с собой сына, только что отнятого от груди и не знавшего, что такое женщина. Когда он возмужал, бесы однажды показали ему ночью видения женщин. Он поведал об этом отцу, и тот был изумлен. Как-то раз они вместе пришли в Египет, и сын, увидев женщин, сказал:

– Авва, это те, что приходили ко мне ночью в Скит.

– Это монахи из деревень, чадо, – сказал отец. – У них один облик, а у пустынников – другой. И тотчас же отец с сыном вернулись к себе в келью.

Брат спросил старца:

– Что мне делать, отче, меня убивает скверный помысел?

– Когда мать собирается отнять младенца от груди, – ответил старец, – то мажет горчицей сосцы, и тот, принимаясь по привычке сосать молоко, от горечи больше не берет грудь. Вот и ты помажь себя горчицей.

– Что же это за горчица, – спросил брат, – которой я должен намазаться?

– Это память о смерти и о мучениях будущего века, – был ответ.

Тот же брат спросил другого старца о своем помысле, а старец ответил:

– С этим помыслом я никогда не сражался.

Брат смутился и, придя к другому старцу, сказал:

– Тот старец сказал мне, что никогда не сражался со скверным помыслом, а я был смущен, ибо он говорил, что это превосходит человеческую природу.

– Это человек Божий, – сказал старец, – и слова его не просты. Иди, покайся перед ним, чтобы он разъяснил тебе смысл своих слов.

Брат тотчас пошёл к старцу и покаялся перед ним, сказав:

– Прости меня, авва, что я неразумно поступил и ушёл без пользы для себя. Прошу тебя, объясни мне, как такое вышло, что никогда ты не сражался с помыслом блуда?

– С тех пор, как я стал монахом, – ответил старец, – ни разу не насыщался ни хлебом, ни водой, ни сном, и мысль об этих вещах весьма меня занимала, не позволяя чувствовать брань, о которой ты говорил. И брат вышел, получив пользу.

Один брат был сильно искушаем бесом блуда. Четверо бесов, приняв образ прекрасных женщин, двадцать дней боролись с ним, чтобы вовлечь его в постыдное смешение. А он мужественно сражался с ними и не был побежден. Бог, видя его доблестный подвиг, избавил его от разжения плоти.

Брат спросил старца:

– Что мне делать, если моя утроба угнетает меня уже много лет, и мне еле удаётся сдерживать себя, и поэтому тело моё всё больше разжигается.

– Если не вменишь себе в обязанность страх и пост, – сказал старец, – не преуспеешь на пути Божием, – и рассказал притчу: – Был у одного человека осёл. И когда человек садился на него, осёл шёл, сбиваясь с пути то в одну сторону, то в другую. Человек взял палку и ударил осла. Осёл сказал:

– Не бей меня, я теперь буду ходить верным путем.

Они прошли ещё немного. Человек слез с осла и засунул палку в мешок, а осёл не знал, что палка всё ещё у хозяина. Когда осёл увидел, что палка ему больше не грозит, то свернул с дороги и стал пастись на молодых посевах. Тогда хозяин подошёл и достал из мешка палку. Он бил осла до тех пор, пока тот не пошёл верным путем. Так нужно поступать и со своим телом: когда оно упрямится и сходит с пути Божьего, бей его постом, и тело пойдет прямо. Пусть оно всегда прилежит посту, совершаемому со страхом Божиим.

Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей