Меню

Беседа с детьми муравьи санитары леса

Муравьи-санитары леса
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коспект образовательной деятельности для детей старшего возраста о жизни и разнообразии муравёв в природе, необходимости бережного к ним отношения.

Скачать:

Вложение Размер
muravi-sanitary_lesa.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

по разделу «Природный мир»

по теме «Муравьи—санитары леса».

Цель : формирование у детей представления о роли муравьёв в жизни леса.

Задачи : углублять знания детей о муравьях, их образе жизни; воспитывать бережное отношение к муравьям; любовь к природе; развивать любознательность, внимание, мышление, память.

Звучат музыка «Звуки леса».

ВОСПИТАТЕЛЬ : Дети, какие звуки вы слышите? Где можно услышать все это?( 2слайд ) А вы любите гулять в лесу? (ответы детей) Хотите, сейчас мы отправимся в лес?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь—мы свои!

ВОСПИТАТЕЛЬ : Много интересного в лесу. А что это?

Под высокою сосной

Малыши живут семьей.

Из сухой травы, иголок,

Мелких сучьев и земли

Братцы дом свой возвели.

Что это за куча-дом?

Что за братцы живут в нем?

( муравейник с муравьями). (зслайд)

ВОСПИТАТЕЛЬ : Как же устроен муравейник? Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие, иногда больше метра, терема муравейников, построенных из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек. (4слайд) Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся коридоры, кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух в глубь муравейника, но расположены сверху вниз. Как вы думаете, почему? (Чтобы во время дождя вода стекала вниз, и в муравейнике было сухо).

ВОСПИТАТЕЛЬ : (5слайд) Муравьи бывают разных видов, различаясь по цвету, виду, размеру. Но как бы они не выглядели, они живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности: няньки, строители, воины, разведчики, фуражиры. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. (6слайд) Правит в муравейнике муравьиная царица. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки.

(7слайд) Зрение у муравьев плохое, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встречные предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к муравейнику. Также у муравья сильные челюсть и три пары ног. Ходят муравьи друг за другом по тропкам, покрытым ароматной жидкостью. (8слайд)

Давайте мы превратимся в муравьев и походим по группе как они. (9слайд)

Проводится подвижная игра «Муравьиная тропа».

ВОСПИТАТЕЛЬ : Кто самый сильный на земле? (ответы детей) Нет, не угадали! (10слайд)

Муравьишка на весь лес

Тяжесть может он поднять

Тяжелей себя раз в пять.

Вот какой силач малютка – муравей!

ВОСПИТАТЕЛЬ : ( 11слайд) Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи-фуражиры. А фуражом, то есть едой, становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы. (12слайд)

Муравей— большой трудяга,

Не знаком ему покой,

Без особого напряга

Что найдет— несет домой.

Не по силам ноша если,

Муравьи в рядок встают,

Навалившись дружно, вместе

Груз тяжелый донесут.

Проводится игра «Передай груз». (Дети делятся на две команды и передают над головой мяч, побеждает та команда, которая сделает это быстрей.)

ВОСПИТАТЕЛЬ : (13слайд) Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. Ребята, предлагаю вам стать муравьями и отправиться наводить порядок в лесу. . (14слайд) Посмотрите: на листьях нашего дерева появились гусеницы. Если вы их не соберёте, от листвы ничего не останется.

Проводится игра «Кто скорее соберет гусениц». (Дети образуют две команды, по 2 муравья, подбегают к дереву, снимают с него по гусенице и кладут в свои корзины. Побеждает та команда, кто больше соберет гусениц.)

ВОСПИТАТЕЛЬ : Спасибо вам, защитники леса! . (15слайд)

Почему же муравьев называют санитарами леса? Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.

Главные враги муравьев — кабаны и. человек. С кабана спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи — это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями — одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики. (16слайд со стихотворением)

(17слайд) Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Да, недаром муравьи называют санитарами леса.

Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают.

Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.

Подведение итогов занятия .

Вопросы для обсуждения:

— Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? ( Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).

— Какой высоты бывают муравейники? ( Высота муравейника бывает иногда более метра .)

— Как устроен муравейник внутри?

( множество входов и выходов, «комнат» и коридоров. Педагог и дети обсуждают, для чего они нужны муравьям.)

— Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)

— Для чего муравьям нужны усики? ( У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)

— Почему муравья называют самым сильным животным? ( Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)

— Как ведут себя муравьи и зимой? ( Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)

Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз.

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник-дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

Источник

конспект НОД «Муравьи — санитары леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_muravi_sanitary_lesa.docx 26.4 КБ
muravi_-_sanitary_lesa._bezusova_gnatishina.pptx 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Муравьи – санитары леса»

Безусова Инга Зинатуловна

Гнатишина Татьяна Александровна

г. Лабытнанги, 2018

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Муравьи – санитары леса»

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса.

расширять и закреплять знания детей о насекомых – муравьях.

Дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья.

Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.

развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Развивать двигательную активность, фонетический слух, мелкую моторику, умение сочетать речь с движениями.

формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.

— чтение рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях» ,

— рассматривание картин, иллюстраций «Насекомые»,

— заучивание стихотворений, пословиц,

— дидактические игры: “Собери картинку из частей”

— экологическая сказка «Как Дрозд лечился у Муравья»,

— знакомство с экосистемами «Лес», «Поле».

— аудиозапись «Звуки леса»;

— частично разрушенный муравейник;

— демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»

— динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».

Работа со словарём:

— активизировать словарь: личинка, труженики, муравьиная кислота.

— ввести в активный словарь: муравейник, санитары.

I.Организационный момент . Вступительное слово. ( 2 мин)

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Что вы слышите? Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Воспитатель: правильно. Мы с вами снова отправляемся на прогулку в лес, чтобы продолжить знакомство с его маленькими обитателями – насекомыми.

Отгадайте загадку и узнаете, о ком сегодня мы будем говорить:

Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок —
Дом уютный для семьи
Дружно строят … (Муравьи).

Воспитатель: как ты догадался (имя ребенка)?

Правильно, м ы сегодня вспомним о знакомых вам насекомых, и узнаем, почему муравьёв называют «Санитарами леса».

Но сначала я предлагаю сыграть вам в игру «Собери картинку». Вам нужно самостоятельно собрать картинку целого муравья из нескольких карточек. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек. Подходите к столам. Готовы? Начали!

II Дидактическая игра «Собери картинку». ( 2 мин .)

Дети выполнили задание.

Воспитатель: у всех получился целый муравей? Не у всех, а почему? Почему вы считаете, что у вас получился? Докажите, объясните мне, пожалуйста, что на картинке у вас именно муравей, именно, то, что муравей насекомое? По каким признакам вы догадались?

Ответ детей: потому что у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 3 пары лапок, у некоторых крылья. И у нас на картинке у муравья 6 лап, три части тела: голова, грудь, брюшко.

Воспитатель: «У вас не совсем получился муравей, почему?»

Ответ детей: потому что у нашего муравья не 6 лап, а 4.

Воспитатель: на земле великое множество насекомых (1500000 видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» — от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают, прыгают, одни живут несколько лет, другие один день.

Для того, чтобы я поняла, насколько хорошо вы знаете насекомых, давайте поиграем. (2 мин)

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят какому насекомому: муравейник, зелёный, порхает, мёд, вертолет, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам».

Замечательно вы назвали многих насекомых, спасибо.

III. Рассказ нового материала (12мин)

Выстроен семьи трудом
Настоящий город-дом.
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты.

Ребята, а где живут муравьи? Кто видел их дом – муравейник?

Воспитатель: ребята, муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй. Это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборниками, и туалетом, с хорошей вентиляцией. Даже есть «солярий», это камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. Есть зимовальная камера. Там насекомые собираются, чтобы пережить холода. Есть у муравьев и хлебный склад, здесь они хранят зерна. В «царской камере» живет царица – матка, откладывающая яйца с маленькими муравьями (личинки). Все ходы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Воспитатель показывает муравейник, частично разрушенный.

Воспитатель: а вот и дом муравья – муравейник, только его кто – то сломал.

Дети находят разбросанные спички, палочки, веточки.

Воспитатель: кто же это сделал?

Ответы детей: (мальчишки, медведь разворотил, он есть хотел, ураган, налетел).

Воспитатель: давайте, скорее, построим новый домик для муравья и его друзей.

Дети складывают палочки, строят домик.

Воспитатель: ребята, кого поставим для охраны? Давайте придумаем фантастическое насекомое. Какие части от других насекомых возьмем?

Дети собирают из разрезных картинок волшебное (фантастическое, несуществующее) насекомое и придумывают ему название.

Физкультминутка «Муравей» (2 мин)

От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем

головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшновато и очень темно, обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки ,раскачиваем их вверх –

Да-да-да!
Муравьишку домой привели,
Да-да-да!

Воспитатель: отдохнули? Продолжим с вами, ребята узнавать что-то новое:

Муравьи – неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом. В семье муравьиной трудятся все: есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, помогают им уши, или они ощупывают всё, что встречается им на пути, при помощи усиков по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьишки – дружный народ, друг другу помогают.

Ребята, а как вы думаете, муравьи, полезные насекомые или нет? Почему?

Воспитатель: муравьёв называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птица – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой. Эта кислота называется, как вы думаете как?

Воспитатель: кислота, выделяемая муравьями, называется — муравьиной. Ее используют люди в медицинских целях.

Муравьи – это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять. Находясь на природе – восхищайтесь, любуйтесь ею, заботьтесь о ней. Вот и подошло наше путешествие к концу. Я хочу, поиграть с вами еще в одну интересую игру, которая называется «Кто в избушку проникнет?» — она о насекомых. Но чтобы в нее играть нужно уметь слышать в словах нужные звуки. Поиграем? А в помощь вам на панно прикреплены картинки с разными насекомыми.

Словесная игра «Кто в избушку проникнет?» (3 мин)

Слушайте: стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни звери, ни птицы, лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что в ней находится. Первым проползло насекомое, в названии которого был звук «к» ( стрекоза, комар, мотылек ). Затем насекомые со звуком «л» ( пчела, шмель ). Затем со звуком «у» (муха , жук , муравей ). Следом проползли насекомые со звуком «б» ( бабочка, божья коровка ). Оказались все они в избушки. Видят, стоит стол и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Напились чаю, истории стали друг другу рассказывать. А потом домой расползлись

Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?

Воспитатель: мне очень понравилось, что вы внимательно меня слушали, были активными.

Источник

Читайте также:  Как избавиться от спама ватсап