Братья стругацкие написали повесть крысы

Хищные вещи века (повесть)

Хищные вещи века (повесть)

«Хи́щные ве́щи ве́ка» — научно-фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких, написанная в 1964 году, и публиковавшаяся в СССР в 1965 году, затем, после долгого перерыва — в 1990 году.

Содержание

Сюжет

Бывший бортинженер, один из главных героев повести «Стажёры» Иван Жилин, ныне сотрудник спецслужбы Совета Безопасности, прибывает в некий южный курортный город. Воспоминания и размышления Жилина позволяют представить мир, в котором происходят события. Этот мир будущего отличается от коммунистических утопий, которые изображались Стругацкими в их более ранних романах. Прирост населения внеземных колоний превысил прирост населения Земли. Коммунистический строй не является всепланетным, сохраняются национальные и монархические государства, в некоторых из которых происходят внутренние вооруженные конфликты и даже не решена проблема голода. Совет Безопасности стремится к разоружению таких государств. Одним из разоруженных государств является то, куда прибывает с заданием Жилин. Ранее Жилин уже бывал здесь, участвуя в вооружённом конфликте на стороне иностранных добровольцев и местных жителей, подавлявших фашистский мятеж.

Жилин проходит таможенный контроль и поселяется в доме у вдовы, сдающей комнаты туристам, знакомится с ее детьми и обстановкой в городе. Он обнаруживает общество, пресыщенное изобилием и множеством доступных удовольствий, с четырёхдневной рабочей неделей, но необременённое духовными запросами. Интеллектуальное оправдание обывательским настроениям дает доктор философии Опир, с которым Жилин встречается за обедом. Краткая суть философии «неооптимизма» Опира сводится к тому, что в течение всей истории люди стремились к недостижимому удовлетворению своих самых простых потребностей, и вот наконец развитие науки и техники дало им эту возможность, все потребности людей удовлетворены, люди счастливы, и цель человечества, наконец, достигнута.

Жилин пытается найти Римайера, который прибыл по тому же заданию ранее, находит его в отеле, обрюзгшего и опустившегося, стремящегося поскорее отвязаться от посторонних. Возле Римайера находятся подозрительные люди, и единственное, что добивается от него Жилин — это информация, что с целью их задания связаны «рыбари». Жилин находит «рыбарей» и понимает, что это молодёжь, которая от скуки занята экстремальными, опасными развлечениями, и что не будь Жилин межпланетником, он мог бы погибнуть. Жилин догадывается, что Римайер, возможно, именно поэтому дал ему неверный след, рассчитывая на его гибель. Жилин выясняет, что в городе есть какой-то «слег», о котором все знают, но говорить о чём считается крайне оскорбительным. Жилин понимает, что «слег» — видимо и есть объект его задания.

Жилин узнаёт о существовании тайного общества «меценатов», проникает на их ночное собрание и, будучи раскрыт, вынужден драться с несколькими членами общества. Как выясняется позже, цель преследуемого общества — приобретение произведений искусства и уничтожение их на своих тайных собраниях.

Для широких масс устроено другое развлечение, бесплатные сеансы коллективной волновой психотехники, устраиваемые на центральной площади, так называемая «дрожка». При посещении «дрожки» Жилиным она была обстреляна с аэропланов гранатами со слезоточивым газом и пулемётами. Выясняется, что это акция «интелей», возмущенных бездумным и бессодержательным стилем жизни обывателей. В свою очередь, обыватели ненавидят «интелей».

Жилин догадывается, что загадочный «слег» имеет прямое отношение к смертям в ванной, которых становится все больше. Расследование выводит Жилина на бар, в котором продаёт «слег» некий Буба. Жилин находит Бубу, который оказывается его бывшим соратником Пеком Зенаем, соратником и по космосу, и по войне с фашистами. Пек Зенай был всегда оптимистичен, энергичен и принципиален. Буба же представляет собой опустившегося алкоголика, заедающего спирт сахаром, не желающего вспоминать о прошлом. Жилину удается добыть от него «слег». Выясняется, что это самодельный — из широко распространенных компонентов — прибор волновой психотехники, который дает ярчайшие переживания, исполнение всех бессознательных желаний. «Слег» имеет более страшное по силе действие, чем традиционные наркотики, со временем он приводит к нервному истощению и смерти во время сеанса. Жилин колеблется. Он понимает, что Римайер лгал в своих отчетах и даже послал его на смерть, так как стал наркоманом. И он понимает, что «слег» дал ему более глубокие переживания, чем прошедшие сорок лет жизни. Но Иван все-таки выбирает реальность.

Читайте также:  Какие признаки у крота

В город прибывают руководитель Ивана — Мария, и ещё один сотрудник Совета Безопасности, Оскар, ранее выкравший Римайера. Оскар считает, что «слег» распространяется через мафиозную иерархически построенную организацию, которую можно уничтожить. Жилин уверен, что силовые методы недейственны в борьбе против «слега», поскольку наркотик распространяется стихийно, массово используется местным населением и туристами; бороться можно только изменением мировоззрения, борьбой против потребительства как цели существования.

Затронутые проблемы

Роман считается в наше время чуть ли не самым актуальным из творчества Стругацких, ибо они угадали основные черты «общества потребления» ещё в середине 60-х годов. Довольно очевидно, что современное западное — а все больше и российское — общество приобретает черты, все более сходные с обществом романа.

Читая повесть Стругацких, среди описываемых развлечений мы легко узнаем такие современные реалии, как рэйв («дрожка»), нынешнее увлечение «экстримом» («рыбари»), антиглобалистов и радикалов («интели») и т. д. «Слег» имеет определенное идейное сходство с первитином и дезоморфинм — делается в домашних условиях из грошовых общедоступных продуктов с использованием их нецелевых возможностей. В то же время от действия слега можно провести параллель к зависимости от «виртуальной реальности».

Философия доктора Опира очень похожа на теорию «общества развлечений».

В романе затронуты проблемы соотношения духовных и телесных потребностей человека.

Интересные факты

  • Повесть стала первым произведением Стругацких, на которое обратили внимание цензоры. В 60-х годах XX века к фантастике относились как к приключенческой литературе и цензорам не показывали, та же участь ждала и повесть. Однако, уже перед самым набором, рукопись попалась на глаза главному редактору, который усмотрел намёк на Советский Союз. Братья Стругацкие были вынуждены дописать вступление про Страну Дураков. Впрочем, редактору удалось убрать его из книги.
  • Повесть имеет несколько отсылок к Хемингуэю.
  • Повесть имеет «продолжение» — «Ласковые мечты полуночи», написанное в рамках проекта «Время учеников» Сергеем Лукьяненко. По словам Лукьяненко, ему показалось неправдоподобным окончание, предложенное Стругацкими, и он написал своё, более пессимистичное.
  • По первоначальному замыслу братьев Стругацких, действие повести должно было происходить на острове Булли в Рижском заливе (тогда — территория Латвийской ССР). Первоначальное название повести — «Крысы». Но впоследствии авторами было принято решение сделать повесть более «фантастичной», по примеру «Трудно быть богом» — «чужой мир, другие люди, широкая картина, множественность линий, более острый сюжет, меньшая рыхлость, большая концентрированность идей и проблем» (из письма Б. Стругацкого). Окончательное название было взято из стихотворения А. А. Вознесенского«Монолог битника. Бунт машин» (1961).
  • Повесть была задумана и исполнена авторами как антиутопия. Впоследствии, критически оценивая созданный в повести мир, авторы изменили своё к нему отношение.

Ссылки

  • «Хищные вещи века» в библиотеке Максима Мошкова.
  • «Хищные вещи века» на официальной странице братьев Стругацких.
  • «Комментарии к пройденному» Б. Н. Стругацкого на официальной странице братьев Стругацких
Мир Полуднябратьев Стругацких
Романы и
повести
Полдень, XXII век • Попытка к бегству • Далёкая Радуга • Трудно быть богом • Беспокойство • Обитаемый остров • Малыш • Парень из преисподней • Жук в муравейнике • Волны гасят ветер
См. также Страна багровых туч • Жилинский цикл (Путь на Амальтею • Стажёры • Хищные вещи века) • Время учеников
Планеты Арканар • Земля • Ковчег • Радуга • Саракш • Саула • Второстепенные планеты
Расы Голованы • Леонидяне • Людены • Люди • Негуманоиды Ковчега • Странники • Тагоряне
Персонажи Лев Абалкин • Гаг • Леонид Горбовский • Максим Каммерер • Геннадий Комов • Рудольф Сикорски • Второстепенные персоналии
Разное Дело подкидышей • Нуль-переход • Прогрессоры • Профессии • Сонет Цурэна • Фукамизация • Массаракш • Страна неизвестных отцов • Хронология мира Полудня • Высокая теория воспитания
Экранизации Трудно быть богом • История арканарской резни • Обитаемый остров
Игры Обитаемый Остров (Послесловие • Чужой Среди Чужих • Землянин) • Трудно быть богом • Обитаемый остров
Прочее по мотивам Обитаемый остров (комикс)
Читайте также:  Избавиться от врагов клеветников злых языков недоброжелателей

Wikimedia Foundation . 2010 .

Повесть о дружбе и недружбе — Жанр: сказка притча Автор: братья Стругацкие Язык оригинала: русский Публикация: 1980 «Повесть о дружбе и недружбе» произведение, созданное Аркад … Википедия

Страна багровых туч (повесть) — Страна багровых туч Обложка второго издания повести «Страна багровых туч» (Детгиз, 1960) … Википедия

Стажёры (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стажёры … Википедия

Беспокойство (повесть) — Беспокойство Автор: Аркадий и Борис Стругацкие Жанр: Научная фантастика Язык оригинала … Википедия

Возвращение (Полдень, 22-й век) (повесть) — «Полдень, XXII век» фантастическая утопическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Содержание 1 История создания 2 Содержание 3 Сюжет … Википедия

Полдень, XXII век (Возвращение) (повесть) — «Полдень, XXII век» фантастическая утопическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Содержание 1 История создания 2 Содержание 3 Сюжет … Википедия

Полдень, XXII век (повесть) — «Полдень, XXII век» фантастическая утопическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Содержание 1 История создания 2 Содержание 3 Сюжет … Википедия

Путь на Амальтею (повесть) — «Путь на Амальтею» фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Повесть относится к «жилинскому» циклу. Содержание 1 История создания 2 Сюжет … Википедия

Черная Пешка (повесть) — «Время учеников» литературный межавторский проект, придуманный редактором Андреем Чертковым в 1991 году; состоит из фантастических рассказов и повестей, написанных различными авторами в развитие тем, идей и сюжетов произведений братьев… … Википедия

Источник

Хищные вещи века

«Хи́щные ве́щи ве́ка» — научно-фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких, написанная в 1964 году, и публиковавшаяся в СССР в 1965 году, затем, после долгого перерыва — в 1983 году.

Содержание

Сюжет

Рассказ ведётся от имени Ивана Жилина, бывшего космолётчика, героя «Жилинского цикла» Стругацких, ныне — сотрудника спецслужбы Совета Безопасности. Прошли годы с момента ухода Жилина из космофлота. Прирост населения внеземных колоний скоро сравняется с приростом населения Земли, но коммунистический строй до сих пор не стал всепланетным; сохраняются национальные и монархические государства, в некоторых из которых происходят внутренние вооруженные конфликты и даже не решена проблема голода. Совет Безопасности стремится к умиротворению таких государств.

Жилин прибывает в южный курортный город в некоей маленькой стране. Ещё несколько лет назад он участвовал здесь в подавлении фашистского мятежа, теперь он обнаруживает привлекательную, внешне совершенно благополучную жизнь. По уровню материального достатка здесь, практически, коммунизм, по уровню сознания населения — обычное буржуазное мещанское общество. Четырёхдневная рабочая неделя, масса доступных (зачастую — бесплатных) развлечений, чрезвычайно развитая сфера услуг соседствуют с убогостью духовных запросов. Предметы потребления (среди которых — и бельё, и редчайшие издания мировой классической литературы) просто развозят на грузовиках по улицам и раздают бесплатно, «в обеспечение минимума потребностей», но бельё пользуется бо́льшим спросом. Испытывающие недостаток сильных ощущений пытаются развлекаться более необычным образом: члены общества «рыбарей» устраивают себе от скуки смертельно опасные развлечения в подземельях и тоннелях заброшенного метрополитена, а «меценаты» занимаются приобретением произведений искусства и ритуальным уничтожением их на своих тайных собраниях. Есть и подобия «общественных движений» — «грустецы» и «перши», организующие бесцельные «демонстрации». По сути единственный случай активного общественного движения, о котором узнаёт Жилин — прошлогодняя забастовка парикмахеров, но цель её смехотворна: мастера добивались продолжения съёмок любимого телесериала. Члены тайного общества «интелей» — преподаватели и студенты университета, — ненавидят бездумный и бессодержательный стиль жизни обывателей, занимаются производством оружия и взрывчатки, а используют их для террористических актов в тщетной попытке расшевелить общественное болото. В свою очередь, обыватели ненавидят «интелей».

Читайте также:  Как избавиться от кишечной инфекции у детей

Задача Жилина — найти подходы к людям, производящим новый наркотик, о котором неизвестно почти ничего. Статистики лишь обратили внимание на резкое увеличение числа смертей при сходных обстоятельствах, а предварительное расследование показало, что большинство погибших жили здесь или посещали эту маленькую страну. В работе Жилину должен помочь Римайер — местный резидент, уже получивший задание о поиске производителей отравы, но тот явно занят какими-то собственными делами и лишь советует Жилину посетить «рыбарей». Воспользовавшись советом, Жилин понимает, что Римайер просто пытался от него избавиться, но объясниться с резидентом не удаётся — тот исчезает в неизвестном направлении.

От одного из «рыбарей» Иван узнаёт о каком-то «слеге», якобы привлекательном для любителя сильных ощущений. Похоже, «слег» и есть то, что он ищет. Пообщавшись с людьми из разных слоёв общества, Жилин убеждается — про слег в городе знает каждый ребёнок, но, несмотря на это, разговоры о слеге считаются крайне неприличными. Жилин находит распространителя слега Бубу, который оказывается его бывшим товарищем Пеком Зенаем, однокурсником, соратником по космосу и по войне с фашистами; сейчас он превратился в алкоголика, заедающего спирт сахаром и не желающего вспоминать о прошлом. Жилин получает от него «слег», оказавшийся небольшой радиодеталью, и инструкции. Слег нужно просто вставить в радиоприёмник вместо стандартного гетеродина, благо размеры деталей точно совпадают, после чего приёмник нужно включить и лечь в тёплую ванну, добавив в воду ароматические соли и приняв несколько антимоскитных таблеток. Поставив эксперимент на себе, Иван убеждается, что переоборудованный приёмник дает ярчайшие переживания и исполнение всех бессознательных желаний, причём не оставляет никаких неприятных ощущений. Но иллюзорная жизнь под действием слега настолько ярка и привлекательна, что после неё реальная жизнь кажется пресной и серой.

Внимательно изучив слег, Иван понимает, что это — не специально сделанный прибор. Это — вакуумный тубусоид [1] , фабричная деталь, широко применяемая в бытовых приборах и по случайности изготовленная в корпусе тех же габаритов, что и стандартный гетеродин. Её можно буквально за копейки купить в любом радиомагазине. Жилину становится понятным всё происходящее. Кто-то однажды случайно вставил тубусоид в приёмник вместо гетеродина, лёг в ванну послушать музыку или новости и испытал невероятно приятные ощущения. Новость распространилась через личные контакты, осведомлённые начали экспериментировать и обнаружили, что ароматические соли и антимоскитные таблетки способствуют более сильному действию прибора, в результате сложился шаблон потребления, дающий наиболее сильную реакцию. Объясняется и атмосфера таинственности: мало кто согласится рассказать о своих подсознательных желаниях, исполняющихся под действием слега. Однажды попробовав слег, человек оказывается не в силах отказаться от удовольствия, теряет контакт с реальностью и использует слег, пока нервное истощение не убивает его. Очевидно, Римайер, получив приказ найти новый наркотик, нашёл слег, попробовал его на себе и приобрёл зависимость. Жилину стоит больших усилий не пойти по тому же пути, но он всё-таки выбирает реальность.

Жилин докладывает руководству результаты расследования: наркотик распространяется стихийно, массово используется местным населением и туристами; его невозможно ни запретить, ни изъять, ни уничтожить, так как способ изготовления общеизвестен и несложен. Иван настаивает, что бороться против слега можно только изменением мировоззрения, борьбой против потребительства. Руководство воспринимает точку зрения Ивана как «философию», поскольку её принятие не предполагает быстрых и решительных мер по ликвидации угрозы. Иван принимает решение подать в отставку и остаться здесь, чтобы найти среди моря обывателей людей со сходными взглядами и вместе с ними бороться за «очеловечивание» местных жителей.

Затронутые проблемы

Критиками [кем?] считается, что авторы предугадали основные черты общества потребления. Среди описываемых явлений можно узнать рейв («дрожка»), экстрим («рыбари»), радикализм («интели»). «Слег» имеет сходство как с виртуальной реальностью, так и с психотропными наркотиками.

В романе затронуты проблемы соотношения духовных и телесных потребностей человека.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей