- Бубнов клещ лука рабочий странник картузник артист
- «На дне» — краткое содержание и пересказ по актам пьесы М. Горького
- Краткие сведения о произведении
- Главные герои пьесы
- Другие персонажи
- Очень краткое содержание для читательского дневника
- Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)
- Акт 1
- Акт 2
- Акт 3
- Акт 4
- Заключение к краткому пересказу
Бубнов клещ лука рабочий странник картузник артист
Константину Петровичу Пятницкому
Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Сатин, Актер— приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой Зоб, Татарин— крючники.
Несколько босяков без имен и речей.
Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь, в левой, каменной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем — перед наковальней — сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня — хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.
Начало весны. Утро.
Квашня. Не-ет, говорю, милый, с этим ты от меня поди прочь. Я, говорю, это испытала… и теперь уж — ни за сто печеных раков — под венец не пойду!
Бубнов (Сатину). Ты чего хрюкаешь?
Квашня. Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский — не подумаю замуж за него идти.
Клещ. Врешь. Обвенчаешься с Абрамкой…
Барон (выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)
Настя (протягивая руку). Дай… отдай! Ну… не балуй!
Барон смотрит на нее, помахивая книжкой в воздухе.
Квашня (Клещу). Козел ты рыжий! Туда же — врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?
Барон (ударяя книгой по голове Настю). Дура ты, Настька…
Настя (отнимает книгу). Дай…
Клещ. Велика барыня. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…
Квашня. Конечно! Еще бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое это дело…
Квашня. А-а! Не терпишь правды!
Барон. Началось! Настька — ты где?
Настя (не поднимая головы). А. Уйди!
Анна (высовывая голову из-за полога). Начался день! Бога ради… не кричите… не ругайтесь вы!
Анна. Каждый божий день! Дайте хоть умереть спокойно.
Бубнов. Шум — смерти не помеха…
Квашня (подходя к Анне). И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?
Анна. Оставь… отстань…
Квашня. Ну-ну! Эх ты… терпеливица. Что, не легче в груди-то?
Барон. Квашня! На базар пора…
Квашня. Идем, сейчас! (Анне). Хочешь — пельмешков горяченьких дам?
Анна. Не надо… спасибо! Зачем мне есть?
Квашня. А ты — поешь. Горячее — мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… захочешь когда, и покушай! Идем, барин… (Клещу.)У, нечистый дух… (Уходит в кухню.)
Барон (тихонько толкает Настю в затылок). Брось… дуреха!
Настя (бормочет). Убирайся… я тебе не мешаю.
Барон, насвистывая, уходит за Квашней.
Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно.
Сатин. Положим — так… А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Бубнов. За это и били…
Актер (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты — болван.
Сатин. Потому что — дважды убить нельзя.
Актер (помолчав). Не понимаю… почему — нельзя?
Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру… чего нежишься?
Актер. Это дело не твое…
Клещ. А вот Василиса придет — она тебе покажет, чье дело…
Актер. К черту Василису! Сегодня баронова очередь убираться… Барон!
Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться… я на базар иду с Квашней.
Актер. Это меня не касается… иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь… я за других не стану работать…
Барон. Ну, черт с тобой! Настёнка подметет… Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)
Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А еще — барин…
Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня — ладно?
Настя (уходя в кухню). Очень нужно… как же!
Квашня (в двери из кухни — Барону). А ты — иди! Уберутся без тебя… Актер! тебя просят, — ты и сделай… не переломишься, чай!
Актер. Ну… всегда я… не понимаю…
Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них — корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело…
Сатин. Стоило тебе родиться бароном…
Квашня (Актеру). Ты смотри же, — подмети! (Выходит в сени, пропустив вперед себя Барона.)
Актер (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем… (Задумывается, сидя на нарах.)
Сатин. Организм… органон…
Анна. Андрей Митрич…
Анна. Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь.
Клещ (подходя к ней). А ты — не будешь?
Анна. Не хочу… На что мне есть? Ты — работник… тебе — надо…
Клещ. Боишься? Не бойся… может, еще…
Анна. Иди, кушай! Тяжело мне… видно, скоро уж…
Клещ (отходя). Ничего… может — встанешь… бывает! (Уходит в кухню.)
Актер (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм — совершенно отравлен алкоголем…
Источник
«На дне» — краткое содержание и пересказ по актам пьесы М. Горького
Краткие сведения о произведении
Пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1901–1902 годах . В ней изображена безысходная жизнь обитателей ночлежного дома для бедных. Автор поставил вопрос: можно ли остаться человеком, опустившись на самое «дно» жизни. Пьеса состоит из 4 актов.
Главные герои пьесы
- Актёр — безвольный пьяница.
- Сатин — картёжник, шулер, одарённый и умный человек, воспринимает жизнь как игру.
- Барон — безвольный человек, дворянин, промотавший состояние.
- Клещ Андрей Митрич — слесарь, надеется начать нормальную трудовую жизнь.
- Анна — его жена, очень больна.
- Настя — падшая женщина, мечтает о романтической любви.
- Квашня — торговка пельменями на рынке.
- Бубнов — картузник. Живёт в ночлежке в долг.
- Васька Пепел — вор. Ему с детства пророчили, что будет вором, как его отец.
- Лука — странник, философ из народа, довольно тонкий психолог. Ему интересна жизнь и люди. Он даёт жителям ночлежки надежды на изменение их жизни к лучшему, утешает их.
- Костылев Михаил Иванович — содержатель ночлежки. Лицемерный, трусливый, жадный. С женой обращается грубо, её сестру попрекает куском хлеба. Скупает краденое.
- Василиса Карповна — его жена, злая, порочная женщина.
- Наташа — её сестра, добрая девушка.
- Абрам Медведев — полицейский, дядя Василисы и Натальи. Глупый и строгий человек.
Другие персонажи
- Кривой Зоб — крючник.
- Татарин — крючник.
- Алёшка — сапожник, молодой озорной парень.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Действие происходит в ночлежке, которой владеет Костылев. Её обитатели — люди с самого дна социального общества: чернорабочие, бедняки, проститутки, воры. Некоторые из них пытаются выбраться, а другие уже не верят, что смогут жить другой жизнью. И постояльцы, и хозяева постоянно ссорятся.
Жена хозяина, Василиса, подговаривает своего любовника, Ваську Пепла, убить мужа. Тот влюблён в Наталью, сестру Василисы.
Сатин, Актёр и Барон — совершенно опустившиеся личности, а слесарь Клещ ждёт смерти больной жены, надеясь выбраться со «дна».
Однажды в ночлежке появился странник Лука. Он жалеет этих людей, а Пеплу предлагает уйти отсюда вместе с Натальей, чтобы начать честную жизнь.
Василиса избила сестру, к которой ревновала Пепла, всё заканчивается общей дракой. Пепел случайно убил Костылева, и его арестовали.
После драки Лука исчез. Жена Клеща умерла, и тот не имеет денег даже на похороны.
Актёр, которому Лука обещал дать адрес клиники, где его вылечат от алкоголизма, повесился.
Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)
Акт 1
Действие происходит в подвале, который является ночлежкой.
Квашня рассказывает, что её зовет Абрам замуж, но она не пойдёт, так как сама себе хозяйка, свободная женщина.
Барон смеётся над Настей, что она читает книжку «Роковая любовь».
Сатин говорит, что любит разные непонятные слова и что раньше был образованным человеком, мальчишкой служил на телеграфе и много читал книг.
Бубнов рассказывает, что был скорняком, имел своё заведение.
Входит хозяин ночлежки, Костылев, и спрашивает у Клеща, который подпиливает ключи, была ли здесь жена. Тот ответил, что не видел. Хозяин сказал, что будет брать с него на 2 рубля больше, так как он занимает не только кровать, но и место, где слесарит.
Костылев стучит в комнату Пепла, и когда тот открыл дверь, заглядывает туда, проверяя, нет ли там жены. Из их разговора понятно, что Костылев покупает у Пепла ворованные вещи.
Актёр просит у Пепла двугривенный, тот даёт.
Клещ говорит Пеплу, что с малых лет работает, что презирает Актёра и Сатина, которые не работают. Он мечтает вырваться отсюда, когда умрёт больная жена.
Входят Наташа и Лука с котомкой за плечами. Наташа сказала, что это новый постоялец, и ушла. Пепел говорит, что жалеет Наташу, плохо ей тут. Послушав разговоры обитателей ночлежки, Лука сказал, что житьё у них несладкое. Барон спросил, кто он такой, Лука ответил, что странник.
Входит с гармонией в руках подвыпивший Алёшка и начинает куражиться. Приходит Василиса и выгоняет его. Общается она с постояльцами грубо, заглядывает в комнату Пепла, но его там нет. Спрашивает, была ли тут Наталья, и от Бубнова узнав, что была и говорила с Клещом. Василиса быстро ушла.
Лука спросил, всегда ли она такая. Бубнов ответил, что всегда, а сейчас разозлилась, что пришла к любовнику, а его нет.
Входит полицейский участка Абрам Медведев, спрашивает Луку кто он такой. Квашня сказала Бубнову, что Абрам опять уговаривал её венчаться.
В сенях слышатся крики, Костылев зовёт Медведева, крикнув, что Василиса убивает Наташу.
Акт 2
Больная жена Клеща Анна жалуется Луке, что всю жизнь терпит побои и голод. Лука утешает её, говорит, что она отдохнёт на том свете.
Актёр сообщает Луке, что раньше с большим успехом читал стихи, а сейчас память от водки стала плохая. Лука советует ему лечиться от пьянства в специальной лечебнице. Актёр спросил, где она, и Лука сказал, что когда вспомнит в каком городе, скажет. Посоветовал пока готовиться к лечению, не пить водки. Актёр мечтает вылечиться и начать новую жизнь.
Пеплу Лука посоветовал уехать в Сибирь, чтобы найти там свой путь в жизни, начать трудиться.
Василиса подговаривает Пепла убить её мужа, а за это она обещает сосватать ему Наташу и дать 300 целковых.
Приходит Костылев, ругает Василису и прогоняет её домой. У Костылева и Пепла вспыхивает ссора. Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут на печи завозился Лука. Пепел выпустил Костылева, и тот убежал.
Лука сказал, что стал возиться на печи, чтобы Пепел не придушил старичка, и что Василиса мужа сама со свету сживёт. Он советует Пеплу уйти отсюда с Наташей или же одному.
Лука увидел, что Анна умерла. Он и Пепел пошли сказать об этом.
Входит Актёр, затем Наташа. Актёр пьян, читает стихи и говорит, что весной пойдёт искать город, где лечебница для алкоголиков.
Вошли Лука, Клещ, Кривой Зоб и Татарин. Татарин и Кривой Зоб посоветовали клещу обратиться в полицию, чтобы там не подумали, что он убил жену. Клещ сокрушается, что у него на похороны только 40 копеек. Кривой Зоб сказал, что они соберут деньги
Акт 3
Во дворе ночлежки Настя рассказывает Наташе историю якобы своей любви, на самом деле пересказывает книжку про любовь. Барон и Бубнов смеются над ней, а она уверяет, что у неё была настоящая любовь. Лука её успокаивает, говорит, что если она верит, что была у неё настоящая любовь, значит, была.
Пепел предлагает Наташе ехать с ним в Сибирь, уверяет, что бросит воровство, потому что хочет сам себя уважать. Лука советует Наташе идти замуж за Пепла, но она говорит, что не верит никому, и идти ей некуда.
Вошли Актёр и Сатин. Актёр похвастался, что сегодня не пил водки и мёл улицу.
Из окна Костылевых слышится крик Наташи, что её убивают. Сатин и Лука идут туда.
Квашня и Настя привели под руки Наташу (ей сестра с мужем на ноги опрокинули кипящий самовар). Василиса пытается её ещё бить, но Сатин не даёт и зовёт Пепла.
Прибегает Пепел. Костылев кричит Медведеву, чтобы хватал его. Пепел бьёт Костылева, тот падает.
Василиса кричит, что Пепел убил её мужа. Сатин уверяет, что за убийство в драке много не дадут, и чтобы Пепел звал его в свидетели.
Пепел сказал, что ему оправдываться не надо, что он хочет подвести под суд Василису, так как она уговаривала его убить мужа.
Наташа говорит, что всё поняла — Пепел с Василисой всё подстроили, они любовники, а Костылев и Наташа мешали им.
Пепел в растерянности, а Наташа проклинает его и сестру и почти в беспамятстве кричит, чтобы их судили и взяли в тюрьму и её.
Акт 4
В ночлежке нет уже комнаты Пепла — переборки сломаны.
Постояльцы беседуют о Луке, исчезнувшем во время суматохи. Говорят, что он жалостливый, не обижал людей.
Барон убеждён, что Лука — шарлатан, а Клещ сказал, что странник не любил правды.
Сатин говорит, что Лука — не шарлатан, что он врал из жалости. Сатин убеждён, что утешительная ложь нужна слабым душой людям и тем, кто притесняет людей. Первых она поддерживает, а вторые прикрываются ею. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — восклицает Сатин.
Настя говорит, что Наташа пропала из больницы.
Сатин продолжает рассуждать и говорит, что человека не нужно унижать жалостью, а надо уважать.
Актёр попросил молящегося Татарина помолиться за него, выпил водки и быстро вышел в сени, крикнув: «Ушёл!»
Приходят Медведев и Бубнов с водкой, Бубнов зовёт всех петь. Зоб запевает песню про тюрьму. Входит Барон и кричит, что на пустыре Актёр удавился. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»
Заключение к краткому пересказу
В пьесе М. Горького «На дне» раскрыты темы:
- трагедия отверженных людей;
- смысл жизни;
- правда и ложь;
- надежды и мечты.
Основная мысль (идея) пьесы: тем, кто оказался «на дне», нужна не жалость и утешение, а реальная помощь. Но она будет действенна, только если человек сам захочет вернуться к нормальной жизни.
Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по актам — для подготовки к уроку литературы.
Источник