Меню

Буддийское счастье предполагает избавиться от них

Путь к счастью в буддизме

Основная цель нашей жизни – счастье. Независимо от того, кто мы – атеисты или верующие, христиане или буддисты, мы ищем лучшего в жизни. И основное движение в нашей жизни – это движение к счастью.

Буддизм предлагает собственный рецепт избавления от страданий и обретения счастья. Он состоит в том, чтобы отделить себя от своих эмоций и тем самым освободиться от их власти. Ведь гнев, страх, ревность не только болезненны для тех, на кого они направлены, но и разрушают тех, кто их испытывает.

Будда говорил своим ученикам, что всё происходящее с нами само по себе ни плохо, ни хорошо. Лишь мы сами воспринимаем события и поступки как радостные или печальные, обидные или вдохновляющие. Мудрость буддийского подхода к эмоциям может помочь понять их причины, внимательно отнестись к их проявлениям и постараться взять их под контроль. В буддизме нет понятия эмоции в западном представлении, здесь используется понятие «клеша» – в переводе с санскрита означающие «страдание», «аффект» или «омрачение». Оно включает пять мешающих нам чувств или ядов рассудка: страсть, невежество, агрессия, гордость и зависть. Все они выводят нас из равновесия, затрудняют мышления и вызывают страдания.

Будда говорил, что все люди изначально обладают просветлённой природой, спокойной, радостной и сострадательной. Но когда человек действует под влиянием «клеша», то есть в «загрязнённом» состоянии разума, он попадает в замкнутый круг: злость порождает чувство вины, вина вызывает тревогу, а та снова злость. Чтобы разорвать этот круг, нужно понять причину возникновения «первичной» эмоции. Всё начинается с привязанности к себе и своих желаний. Человек хочет получить, что нравится, и желает избавиться от неприятного. Когда это не получается, возникает растерянность, досада, упадок сил, которые ведут к негативным и беспорядочным реакциям. Они же толкают человека на действия, которые ведут ещё к большим страданиям. И целью буддизма является не полный контроль над эмоциями, а прекращения страдания.

Хороши или мучительны наши чувства не столь важно, если мы не следуем им безоговорочно, как собака, бегущая по следу хозяина. Но наши эмоциональные реакции неосознанны, при малейшей трудности или противодействии мы «заводимся», возникает гнев, мы начинаем сердиться, а дальше может даже возникнуть мысль о мести. Но если взглянуть на это иначе, то станет ясно, что ярость, захватившая человека, вовсе не является этим человеком, они «стоят» раздельно! Враждебность к кому-то скоротечна, это ответ на ситуацию. Сам человек враждебностью не является, но если он прибегает к ней чаще и чаще, то он привыкает к ней, начинает считать её частью себя. И это становится источником его проблем и его страданий.

Мы не ответственны за действия других и не можем их контролировать, но мы несём полную ответственность за то, как реагируем сами. И ничто не обязывает нас реагировать агрессией на агрессию. Наша задача – дистанцироваться от своих эмоциональных привычек с помощью самодисциплины и постепенно освободиться от пагубных последствий наших страстей.

Проблемой являются не сами эмоции, а то преувеличенное значение, которое мы им придаём. Преувеличивая эмоцию, мы лишь усиливаем её. А те эмоции, с которыми мы себя отождествляем, оставляют в сознании след,в дальнейшем негативно влияющий на наши реакции. Этот «кармический» след эмоций ответственен за наши будущие страдания. В буддизме не принято подавлять эмоции, блокировать негативные мысли или искусственно опустошать сознание. Необходимо трансформировать огромную психическую энергию, заложенную в нашем гневе или отчаянии, в радость и сострадание, не менее интенсивные. Но перед этим надо научиться давать своим мыслям простор и спокойно наблюдать за ними. Этим мы позволим им выйти наружу, показать себя и рассеяться, не оставляя травмирующих следов.

Привязанности порождают страдания, заставляя нас верить, что мы навсегда сохраним предмет нашего желания или любви. Но рано или поздно нам придётся расстаться с этим заблуждением. Чем сильнее наша привязанность, тем острее страдания от потери того, что любим. Мы часто смешиваем любовь и привязанность. Любовь, как её обычно воспринимают, почти всегда связана с чувством собственника. Чувство собственника порождает в нас ожидание соответствия нашим требованиям. Но это не истинная любовь! На самом деле в этом случае «любовь» служит проекцией наших проблем и средством для самоутверждения. Только когда любовь свободна от самоограничений, наложенных нашим самолюбием и эгоизмом, она становиться непредвзятой и бескорыстной, и может принять все существа без различия.

Буддизм не говорит о равнодушии, подобное означало бы неприятие, отторжение. Речь идёт об отсутствии зависимости. Человеческая любовь прекрасна, через неё наше сердце открывается миру. Но нужно постараться не попасть в сети алчности и ревности, которые всегда разрушают и нас, и наши отношения.

Источник

Источники счастья согласно буддизму. Часть первая

Н екоторые люди называют буддизм мрачной религией, которая говорит, что всё, что мы воспринимаем, – страдание, и не признаёт счастья вообще. Впрочем, такое воззрение ошибочно. В буддизме действительно считается, что наше привычное, обыкновенное счастье – это страдание перемен. То есть такое счастье не удовлетворяет нас, потому что оно никогда не длится долго и нам всегда его мало. Это счастье ненастоящее. Например, если бы поедание мороженого было истинным счастьем, чем больше бы мы его съели за один присест, тем счастливее бы стали. Но вскоре счастье от мороженого сменяется неудовлетворённостью и страданием. То же самое происходит, когда мы сидим на солнце или прячемся в тень. Это страдание перемен.

Читайте также:  Прыщи от опрелости как избавиться

При этом буддизм предоставляет много методов, чтобы преодолеть ограничения обычного счастья, этого страдания перемен, и в результате достичь постоянно радостного состояния будды. Но, невзирая на недостатки нашего обычного счастья, буддизм также объясняет способы, как можно достичь и его. Буддизм учит этому, так как, в соответствии с одной из его главных аксиом, каждый хочет быть счастливым и не желает страдать. И поскольку все ищут счастья, а мы, обычные существа, не знаем другого вида счастья, кроме обыкновенного, буддизм показывает, как его достичь. Лишь удовлетворив желание счастья и потребность в нём, достигнув базового уровня обыденного счастья, мы можем стремиться к более глубокому и удовлетворяющему счастью с помощью продвинутых духовных практик.

Однако, к сожалению, как написал великий индийский буддийский мастер Шантидева в тексте «Начиная практику поведения бодхисаттвы» (sPyod-‘jug, санскр. Бодхичарьяаватара) (1.28):

Хотя обладают умом, желающим избежать страданий,
Они опрометчиво устремляются к страданию.
Хотя желают счастья, из-за наивности (gti-mug, санскр. моха)
Они уничтожают своё счастье, как врага.

Иными словами, хотя мы желаем счастья, мы наивны в отношении его причин и поэтому, вместо того чтобы становиться более счастливыми, лишь порождаем больше несчастья и печали.

Счастье – это чувство

Хотя есть много видов счастья, давайте обратим внимание на обычное счастье. Чтобы понять его причины, нам следует сначала ясно определить «счастье». Что же такое это счастье (bde-ba, санскр. сукха), которого мы все желаем? Согласно буддийскому анализу, счастье – это умственный фактор, другими словами, вид умственной деятельности, с помощью которой мы познаём объект определённым образом. Это одна из частей более широкого умственного фактора, называемого «чувством» (tshor-ba, санскр. ведана), который охватывает широкий спектр от полного счастья до полного несчастья.

Каково определение «чувства»? Это умственный фактор, который обладает природой познавать (myong-ba), умственная деятельность познания объекта или ситуации, во время которой формируется опыт их познания. Мы в действительности не познаём объекты или ситуации, не испытывая ощущений по шкале счастья и несчастья. Компьютер принимает и обрабатывает информацию, но не познаёт её, потому что в это время он не чувствует себя счастливым или несчастным. Вот чем отличаются компьютер и ум.

Чувство уровня счастья или несчастья сопровождает либо познание чувственного объекта – формы, звука, запаха, вкуса и физического ощущения, например, удовольствия или боли, либо умственного объекта, например, когда мы думаем. Оно не обязательно должно быть волнующим или чрезмерным, а может быть очень низкого уровня. На самом деле мы ощущаем тот или иной уровень счастья или несчастья в каждый миг своей жизни: даже в глубоком сне без сновидений мы испытываем нейтральное чувство.

Буддизм даёт два определения счастья. Одно – с точки зрения нашего отношения к объекту, другое – с точки зрения нашего отношения к самому этому состоянию ума или чувству. Первое определяет счастье как познание объекта с удовлетворением, основанным на вере, что он полезен для нас, независимо от того, так это на самом деле или нет. Несчастье – это познание объекта с неудовлетворением, страданием. Когда объект переживается без удовлетворения и страдания, это нейтральное познание. Второе устанавливает, что счастье – это чувство, которое, когда оно закончится, мы желаем испытать ещё. Несчастье – это чувство, от которого мы хотим избавиться, когда оно возникает. А когда появляется нейтральное чувство, мы не испытываем ни одного из этих двух желаний.

Оба определения взаимосвязаны. Когда мы познаём объект с удовлетворением, познание происходит так, что объект буквально «приходит к нам на ум» (yid-du ‘ong-ba, санскр. манапа) как приятный. Мы принимаем объект, и он легко остаётся объектом нашего внимания. Это означает, что мы чувствуем, что переживание объекта приносит нам пользу: оно делает нас счастливыми, оно приятно. Поэтому мы хотим, чтобы благо от такого переживания продолжалось, и, если оно закончилось, желаем его возвращения. Проще говоря, можно сказать, что мы получаем удовольствие от объекта и его познания.

Когда мы познаём объект со страданием, это неприятное переживание от него буквально «не приходит к нам на ум» (yid-du ma-‘ong-ba, санскр. аманапа) как приятное. Мы не принимаем объект, и он не остаётся объектом нашего внимания легко. Мы чувствуем, что познание объекта не приносит пользы и на самом деле вредит нам. Мы хотим, чтобы оно прекратилось. Проще говоря, можно сказать, что нам не нравится объект или его познание.

Читайте также:  Как бороться с почковым клещом смородины весной

Преувеличение качеств объекта

Что означает спокойно относиться к чему-либо? Когда нам легко познавать какой-либо объект, мы принимаем его таким, какой он есть, без наивности, не преувеличивая и не отрицая его положительные качества и недостатки. Это подводит нас к обсуждению беспокоящих эмоций (nyon-rmongs, санскр. клеша; болезненная эмоция) и их связи с тем, испытываем ли мы счастье или несчастье, когда познаём объект.

В один набор беспокоящих эмоций входят страсть, привязанность и жадность. Каждая из них предполагает, что мы преувеличиваем положительные качества объекта. Страстное желание – это когда мы стараемся получить объект, если у нас его нет. Привязанность – это страх потерять то, чем мы обладаем. Алчность – когда у нас уже есть что-либо, но нам хочется больше. Из-за таких беспокоящих эмоций мы игнорируем недостатки объекта. Эти состояния ума несчастливые, потому что нас не удовлетворяет объект, который мы познаём. То есть мы не довольны объектом, не принимаем его таким, какой он есть.

Например, когда мы смотрим на свою девушку или молодого человека, к которым мы очень привязаны, мы испытываем счастье. Нам радостно видеть её или его, нам хорошо от этого. Но как только возрастает привязанность, когда мы преувеличиваем хорошие качества этого человека и нашего общения, увеличиваются отрицательные качества той ситуации, когда его с нами нету, и тогда мы чувствуем себя неудовлетворёнными и несчастливыми. Мы не принимаем возможность просто видеть любимого человека сейчас и наслаждаться мгновением: мы желаем большего и испытываем ужас от того, что он или она может уйти. Соответственно, получается, что мы смотрим на тех, кого любим, и ощущаем неудовлетворённость, неудобство и несчастье.

В другой набор беспокоящих эмоций входят отвращение, гнев и ненависть. Из-за них мы преувеличиваем недостатки или отрицательные качества объекта и, если объекта рядом нет, мы хотим избежать его, а если он с нами – избавиться от него; и когда он исчезает, мы не хотим, чтобы он появился вновь. Обычно эти три беспокоящие эмоции связаны со страхом. Это тоже несчастливые состояния ума, потому что мы не удовлетворены объектом. Мы не принимаем его таким, каков он есть.

Например, нам удаляют зубной нерв. Объект, который мы переживаем, – это физическое ощущение боли. Но если мы примем его таким, какой он есть, не преувеличивая его отрицательные качества, то во время процедуры не испытаем несчастья. Мы можем испытывать физическую боль с нейтральным чувством: мы принимаем её, пока длится сеанс лечения, и не молимся о том, чтобы он побыстрее закончился. Когда врач перестаёт сверлить, мы не станем желать, чтоб он посверлил ещё. Мы беспристрастны к боли, переживая её без отвращения, привязанности и наивности. Во время процедуры мы даже можем испытывать счастье, сосредоточившись на мысли, что предотвращаем страдание от большей зубной боли в будущем.

Обратите внимание, что ощущение счастья или удовлетворения от объекта не означает, что мы не хотим получить больше или меньше, если в этом есть потребность. Оно не превращает нас в бездеятельных людей, которые никогда не пытаются улучшить себя, свою жизнь или что бы то ни было. Например, мы преуспели в работе или оправились после операции, и мы можем это принять, довольствоваться этим и, следовательно, быть счастливыми. Но если нужно, мы всё же можем желать дальнейшего прогресса и не испытывать несчастье в отношении того, чего мы уже смогли достичь. То же самое и с едой в нашей тарелке или деньгами в банке, если нам на самом деле недостаточно и необходимо ещё. Не преувеличивая отрицательные стороны отсутствия еды или денег, не отрицая преимущества того, что у нас будет больше, мы можем прикладывать усилия, чтобы получить необходимое, в то же время не чувствуя из-за этого несчастья. Если у нас получилось – хорошо, если нет – тоже хорошо, как-нибудь справимся. Но мы всё равно продолжаем стараться. Самое важное – что мы пробуем получить больше, но наш ум не блуждает в ожидании успеха или опасаясь неудачи.

Шантидева хорошо выразил это в главе о терпении (VI.10):

Если это можно исправить,
Зачем печалиться?
И если сделать ничего нельзя,
Какой толк грустить?

Источник

Принятие этих 7 истин буддийских монахов изменит вашу жизнь навсегда

Существует ли в нашем мире ключ к вечному покою и счастью?

Ответ на этот вопрос буддистские монахи ищут уже не одно столетие. Честно говоря, вся буддистская философия посвящена поиску ответа на вопрос, как обрести счастье внутри себя и не обращать внимания на негатив нашего мира. А действительно: как сфокусироваться на красоте и неповторимости текущего момента? Как жить здесь и сейчас? Ведь наше счастье непостоянно. «Упустишь, и уже не поймаешь», – как говорят в народе.

Читайте также:  Как лечить клеща домашней пыли

Дело в том, что, как и во всём остальном, если мы забываем об источнике радости, то наше счастье тает, словно дым. Исчезает, будто и не было его никогда.

Счастье нужно лелеять, счастье нужно баловать. И для начала – сфокусироваться на том, как осознать и принять те истины, которые помогут жить спокойно и счастливо.

Правило № 1. Отпустить ненужное извне

Очень важно не зацикливаться на материальном мире. Да, он существует, манит, мы хотим иметь тысячу вещей и сразу, но всё это следует отпустить.

Дело в том, что если мы будем цепляться за материальное, то не сможем расти духовно. Поэтому первый шаг в духовном путешествии в поисках истины – это отпустить всё, что мешает развиваться и расти.

Как сказал однажды Далай-лама: «Привязанность – вот что является источником и корнем страданий; следовательно, привязанность является причиной абсолютно всех страданий».

Правило № 2. Отпустить ненужное внутри

Когда мы, наконец, отпускаем всё ненужное извне, самое время – перейти к внутренней «уборке». Дело в том, что точно так же, как и наше окружение, разум создаёт не меньший беспорядок.

Как только мы перестанем быть рабами всего поверхностного, то прекратим беспокоиться о мелочах. В результате разум станет открытым к более важным вещам. Тем самым вы достигнете необыкновенного состояния спокойствия и безмятежности.

Буддистских монахов учат делать всё искренне, с радостью и добрыми намерениями. Всякий раз, когда они медитируют, то вместо того, чтобы фокусироваться только на себе, думают о мире на всей Земле и общем просвещении.

Правило № 3. Медитация как образ жизни

Одним из наиболее важных правил, как обрести мир и гармонию, является «успокоение» нашего ума с помощью медитации или «осознанного восприятия настоящего».

Ещё один приём – научится успокаивать свой ум с помощью правильного дыхания. Это техника, которую монахи, избравшие путь духовного пробуждения, практикуют на протяжении многих веков.

Вместо того, чтобы посвящать все свободное время серфингу в интернете, практикуйте медитацию. Достаточно всего 10 минут в день, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Правило № 4. Следуйте мудрости пожилых людей

Буддийские монахи воспринимают старших людей как великих и очень мудрых учителей. Они полагают, что мудрость приходит с приобретённым опытом и знаниями. Монахи в своём духовном путешествии всегда стараются найти умудрённого опытом наставника, который поможет им в поисках Истины.

Дело в том, что каждая встреча на нашем жизненном пути имеет свой смысл. Каждый человек знает что-то, чего мы не знаем. Никогда не забывайте об этом. Даже если вы не понимаете сказанного новым знакомым – за его словами может быть скрыта великая мудрость. Никогда не упускайте возможности пообщаться с мудрым человеком.

Правило № 5. Никогда никого не осуждайте

Люди склонны судить слова и поступки других. Однако, согласно буддизму, целью общения является внимательное «слушание», свободное от суждений. Только в таком случае вы сможете узнать что-то новое и освободить свой разум от ненужных и тревожных мыслей.

Буддистские монахи верят в «осознанную внимательность», а не в критику и осуждение людей.

Правило № 6. Изменения – это высший закон Вселенной

Изменение – это основа нашего бытия. Ничто и никто не остаётся постоянным. Всё в конечном итоге подвергается каким-то изменениям. Наша жизнь, друзья, окружение, отношения – всё это меняется со временем. Тем не менее каждый раз, когда мы сталкиваемся даже с незначительными переменами – сопротивляемся и не принимаем.

Независимо от того, какими ужасными ни казались бы вам перемены, и сколько бы времени ни требовалось для того, чтобы привыкнуть к ним, – они неизбежны и нужны для вашего роста. Следует принять духовное развитие и изменения как часть нашей жизни.

На эту тему существует одна отличная цитата: «Плохие новости – ничто не вечно. Хорошие новости – ничто не вечно».

Правило № 7. Живите настоящим моментом

Некоторым людям очень трудно избавиться от мыслей, которые одолевают их ежесекундно, как назойливые мухи, и сосредоточиться на красоте Здесь и Сейчас. Наши умы очень легко отвлекаются, к сожалению.

Помочь наслаждаться жизнью каждую минуту и каждую секунду поможет практика осознанности. Она перенаправит ваши мысли в нужном направлении. Монахи никогда не думают о прошлом и не беспокоятся о будущем. Они живут настоящим моментом, поэтому всегда – спокойные и умиротворённые.

Для того, чтобы наполнить жизнь счастьем, очень важно жить настоящим моментом. Если будете постоянно думать о прошлом – получите только сожаления, а если о будущем – беспокойство и тревогу.

Новое видео:

Источник