Техника чтения
У дедушки всегда живут звери и птицы. У него есть совсем ручная галка Галя, совсем ручной бельчонок Тишка, дикая уточка, по имени Граня.
Они появляются в доме, когда хотят, и уходят, когда пожелают. Но потом обязательно возвращаются. Может, потому и возвращаются, что силком их никто не удерживает? (47 слов.)
1. Озаглавьте рассказ.
2. Какие звери и птицы живут у дедушки?
3. Как ведут себя они?
4. Почему дедушкины постояльцы всегда возвращаются домой?
Серые стояли дни. Тяжелый сырой туман висел над землей. И вдруг ударило солнце. Казалось, что начался праздник. Синие лужи, как осколки зеркала, ослепительно сверкали под солнцем. Гонко звенел ручеек. А возле избы на старой березе пел скворец. Как он пел! Он даже крылья распустил и весь трепетал от счастья. (49 слов.)
1. Какие стояли дни?
2. Почему дни названы серыми?
3. Как появилось солнце?
4. Почему сказано, что солнце «ударило»?
5. Как все вокруг изменилось под его лучами?
6. На что были похожи лужи?
7. Как пел скворец?
Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?
Кто-то сделал очень просто: взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший че ловек. (72 слова.)
(Из журнала «Юный натуралист».)
1. Какой мостик был у муравьев?
2. Кто, кроме муравьев, пользовался им?
3. Как позаботились о муравьях?
4. Что можно сказать о человеке, который это сделал?
5. Объясните смысл заголовка
Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди-кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.
Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.
Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук. (70 слов.)
(Из журнала «Юный натуралист».)
1. Как лебеди выбирают себе место для жилья?
2.В чем проявилась забота о птицах?
3. Как лебеди выразили доверие к человеку?
Бабушка праздновала свой юбилей. Мы решили подарить ей пионы. Мама срезала в цветнике крупные бутоны. Каждый цветок мы обернули бумагой.
Ехали мы поездом. Ночью я услышала шорох. Шорох шел от ящиков с пионами. Мыши грызут няни цветы!
Я разбудила маму. В ящике все шуршит. Мама хотела раскрыть ящик. Но пассажиры запретили выпускать мышей в купе.
Стыдно нам было дарить бабушке ящик с мышами. Но бабушка смело его открыла. О чудо! Вместо бутонов мы увидели огромные, душистые цветы.
Это живые бутоны ночью шуршали нашими бумажками. Вот тебе и мыши! (87 слов.)
1. Что стало с бутонами, пока люди ехали в теплом вагоне?
2. Почему шуршала бумага?
3. На что был похож шорох бумаги?
4. Как закончила писательница свой рассказ?
5. Объясните слово «юбилей».
6. Какой же подарок получила бабушка в день своего юбилея?
Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Але шины руки папа называл деревянными. Почему?
Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками — полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.
Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.
Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.
Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, на пильник, сверло, долото.
— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки, — сказал
отец. (87 слов.)
1. Про кого говорят, что у него золотые руки?
2. Как называли Алешины руки папа и мама?
3. Почему мама называла руки сына каменными?
4. Что же разбил Алеша?
5. Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?
6. Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пуши стая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от ма тери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птич ка. (144 слова.)
1. Почему рассказ назван «Лисья школа»?
2. В какое время года лиса учила лисят?
3. Чему мать-лиса научила своих детенышей?
4. Как названа лиса в разных частях рассказа?
5. Как в разных частях рассказа названы лисята?
Пчелки на разведках.
Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки. Почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глаза мохнатыми лапками, разбудила подруг.
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; они из улья и полетели к яблоньке:
— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчел? Мы целую зиму голодали.
— Нет, — говорит им яблонька, — вы прилетели слишком рано; мои цветы еще спрятаны в почках.
Полетели пчелки к вишне:
— Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?
— Наведайтесь завтра,- отвечает им вишня,- сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.
Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселешеньки. (169 слов.)
1. Какие приметы весны описаны в рассказе?
2. Что ответила пчелкам яблонька?
3. Почему пчелы не воспользовались тюльпаном?
4. Какой цветок помог им?
5. С какими словами обратились пчелы к яблоньке, вишне?
6. Почему цветок фиалки назван скромным?
7. Объясните выражение «полный аромата». Как можно сказать иначе? (Полный приятного запаха, сильно и приятно пахнущий.)
Источник
Тексты для проверки техники чтения 1 -4 класс.
методическая разработка по чтению
- — навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя) — ребенок должен не просто читать, но и понимать прочитанное
- — способ чтения — слоговое чтение слов или чтение слова целиком, плавно,
- — выразительность чтения — правильная постановка ударений, соблюдение при чтении пауз и интонаций
- — скорость чтения — количество знаков, прочитанных за определенный промежуток времени (рассчитывается в знаках в минуту)
- — ошибки чтения — ошибки чтения слов и запинки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_chteniya_1-4_.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс 30- 35 слов
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
1. Где сидел дедушка?
2. Почему у него шел лов?
3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.
Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.
1. Какую пользу приносит летучие мыши?
2. Как они проводят день?
3. Когда охотятся летучие мыши?
4. Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»?
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.
1. Озаглавьте текст.
2. Кто вышел на берег реки из леса?
З. Как медведица купала первого медвежонка?
4. Почему побежал в лес другой медвежонок?
5. Что сделала с ним его мать?
Утята и стрекоза.
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
1. Чем кормила утят хозяйка?
2. Кто пугал утят?
3. Действительно ли стрекоза была злой?
4. Почему утята ее боялись?
5. Как вы понимаете значение слова «перекусает»?
Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?
Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший человек.
(Из журнала Юный натуралист.)
1. Какой мостик был у муравьёв?
2. Кто, кроме муравьев, пользовался им?
3. Как позаботились о муравьях?
4. Что можно сказать о человеке, который это сделал?
5. Объясните смысл заголовка.
Почему птицу зовут «секретарь»? Ее оперение напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, переписчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и короткие штанишки.
Секретарь — отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам.
(По Н. Коростелёву.)
1 Что значит слово «секретарь»?
2. Чем птица-секретарь напоминает писца старых времен?
З. На кого охотятся птицы-секретари?
4. Как они защищаются от змей?
5. Чем птица оглушает змею?
Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?
Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками — полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.
Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.
Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.
Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.
— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки — сказал отец.
1. Про кого говорят, что у него золотые руки?
2. Как называли Алешины руки папа и мама?
З. Почему мама называла руки сына каменными?
4. Что же разбил Алеша?
5. Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?
6. Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?
Кто живет в дупле?
Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло.
Причалил Боря к дереву. А из дупла голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику. От испуга Боря упал в воду. Плавал он отлично и воды не испугался. А гадюка все шипит из дупла.
Вдруг из темной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку.
Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит беда, она вытягивает шею и шипит, как гадюка.
1. О какой птице рассказал автор?
2. Какое чудо испугало Борю?
3. Кого вертишейка испугалась на этот раз?
4. Почему птица успокоилась и вылетела из гнезда? (Боря был далеко от ее гнезда.)
Муравейник стоял на самом видном месте, возле дороги к реке. Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи живут и трудятся спокойно. Но ошибся.
Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собирали свой дом. И опять кто-то разрушал муравейник.
Однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам. Пусто. Только чуть видны по земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?
Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника. Колючки защищают муравьев от злых обидчиков.
1 Чему порадовался писатель?
2. Кто разрыл муравейник?
3. Что же невозможное сделали муравьи, чтобы спасти свой дом от злых обидчиков?
4. Почему у рассказа такое заглавие?
5. Как по-другому можно похвалить муравьев?
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.
Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.
Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.
1. Почему запрещена охота на журавлей?
2. Каков внешний вид журавля?
З. Где гнездятся журавли?
4. Чем опасен ранний журавль?
У кого домик лучше всех.
Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто решить, какой дом лучше всех.
Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.
Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.
Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его норе.
Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что валялись в саду какой-то дачи.
Самое, уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха, перьев и шерстинок, а снаружи из мха и лишайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке гнезда.
1. Что представляет собой лес в летнюю пору?
2. Какие гнезда у орла, королька?
3. Почему дом крота самый хитрый?
4. Как пеночка сделала свой домик самым красивым?
5. Почему гнездышко долгохвостой синицы можно назвать самым уютным?
6. У кого же дом лучше всех?
7. Объясни смысл слова «накроешь». (Накрыть — поймать, застать неожиданно).
8. Опишите (по выбору) домик одного из лесных жителей.
Пчелки на разведках.
Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки. Почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глаза мохнатыми лапками, разбудила подруг.
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; они из улья и полетели к яблоньке:
— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчел? Мы целую зиму голодали.
— Нет, — говорит им яблонька, — вы прилетели слишком рано; мои цветы еще спрятаны в почках.
Полетели пчелки к вишне:
— Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?
— Наведайтесь завтра,— отвечает им вишня, — сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.
Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселешеньки.
1. Какие приметы весны описаны в рассказе?
2. Что ответила пчелкам яблонька?
3. Почему пчелы не воспользовались тюльпаном?
4. Какой цветок помог им?
5. С какими словами обратились пчелы к яблоньке, вишне?
6. Почему цветок фиалки назван скромным?
7. Объясните выражение «полный аромата». Как можно сказать иначе? (Полный приятного запаха, сильно и приятно пахнущий.)
8. Объясните смысл заголовка.
Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву. А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам — Русак в поле, а Беляк — в перелесок.
И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля. Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила.
Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег, и к ночи земля снова побелела.
Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком. Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался..
Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью.
Больше его Беляк никогда не видел.
1. Кого встретил Беляк на лесной поляне?
2. Как изменилась погода?
3. Как вел себя Беляк, когда его приятель оказался в опасности?
4. Почему Беляк больше никогда не видел Русака?
5. Чему учит этот рассказ?
6. Какие пословицы и поговорки подходят по содержанию к этому рассказу? (Сам погибай а товарища выручай. Друзья познаются в беде. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь). В какие эпизоды рассказа их можно включить?
7. Почему зайцев зовут Беляк и Русак?
8. Как вы понимаете выражения: «набегавшись вдоволь», «дождь согнал весь снег»?
Источник