Что едят муравьи лэпбук
Муравейник и его обитатели
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Введение
Каждый год летние каникулы я провожу за городом. И постоянно встречаюсь с маленькими обитателями нашего участка – муравьями. А в походах в лес обязательно на пути попадаются огромные муравейники. Мне стало очень интересно узнать больше об этих маленьких трудягах и об их жизни. Как давно муравьи живут на нашей планете? Как они общаются друг с другом? Как организована их жизнь в муравейнике? Вредны ли для нас и для окружающей природы муравьи или полезны?
Цель проекта: расширить свои знания о муравьях и их жизни в муравейнике
Предмет информационного поиска: муравьи, муравейник
Задачи:
-собрать информацию о муравьях и муравьиной семье
— познакомиться по строением муравейника
-используя полученную информацию изготовить лэпбук
-рассказать о полученных знаниях одноклассникам
Методы исследования: сбор информации, анализ данных
Особенности муравьёв
Кто скажет, какие насекомые на Земле самые многочисленные?
Да, конечно же, это – муравьи. В мире насчитывается 12 000 видов муравьев. Они такие разные: маленькие, едва заметные глазом, крупные – до сантиметра длиной, светло – жёлтые, коричневые, чёрные, рыжие, красные, с пятнышками и полосками. Несмотря на свой крошечный размер муравьи живут очень долго: рабочие особи — 1-3 года, а королевы — до 20 лет!
Чаще всего в наших лесах мы видим рыжего муравья, потому что именно он устраивает свои знаменитые «муравьиные кучки».
Изучив научно-популярную литературу, я выявил следующие данные о муравьях.
Муравьи – древнейшие на Земле существа, им более 100 миллионов лет. Сегодня они обитают по всему миру кроме Исландии, Гренландии и Антарктиды. Были найдены древние муравьи в кусочках янтаря, и возраст этих находок определяется в 130 миллионов лет. (Рис. 1) Считается, что первобытные муравьи были подземными хищниками. 1
Рисунок 1. Найденный в Бразилии в 2008 году муравей.
(Возраст находки более 100 млн лет.)
У муравья нет органа слуха, зрение развито слабо, а обоняние, вкус и осязание – хорошо. Запах, муравьи воспринимают жгутиком усиков. Муравьи великолепно различают тончайшие запахи. Органы вкуса муравьеврасположены на жгутиках усиков, на нижней губе. По запаху они определяют своих, от чужих и находят дорогу к своему муравейнику. 2 Лапки у них вооружены цепкими коготками. Головной мозг муравья в отношении к массе тела — один из самых крупных в мире животных. За период жизни они проходят четыре стадии развития — яйцо, личинка, куколка и взрослое насекомое.
Муравьи практически всеядны. Они едят других насекомых, падаль, сок растений, семена, грибы, нектар. 3 Зимой, при значительном похолодании, муравьи впадают в спячку, во время которой голодают. Но большинство видов ведет зимой активный образ жизни в герметичном муравейнике, питаясь обильными запасами. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются общественно-полезной работой и при этом никогда не спят.
И, невероятно, но факт – на каждого живущего человека приходится около миллиона муравьев. Наука, занимающаяся изучением муравьёв, называется мирмекология. 4
Строение муравейника
Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Муравейник сделан из мелких веточек, кусочков коры и крупной хвои, укреплен землей, смоченной слюной. Никакой ливень не страшен, потому что дождь скатывается с хвоинок как с черепицы на крыше. А чтобы хвоинки лучше проветривались и не гнили, муравьи « придумали» одну хитрость. Каждые четыре дня они снимают старые хвоинки. Унесённые внутрь хвоинки ставят в крышу изнутри, а придёт их очередь – они снова окажутся на поверхности. Вот так муравьи всё время перебирают крышу и оберегают её от плесени. Под крышей муравейника целый лабиринт переходов – коридоров, разветвлений, камер. Муравейник сплошь пористый, многоэтажный. Под вечер для сохранения тепла выходы проходов закупориваются смолой. 5
Вокруг муравейника в земле сделана сеть каналов, которые отводят дождевую воду от жилья.
Рисунок 2. Строение муравейника
Муравьиные огороды – грибница, которая располагается во влажных и теплых камерах муравейника. Грибки, которые растут в муравейнике,больше нигде не встречаются. В свои кладовые муравьи приносят семена трав и спелые зерна. Они следят, чтобы те не отсыревали и не прорастали. Если необходимо, муравьи высушивают их на солнце. (Рис. 2)
Муравьиная семья
В своем большом доме члены муравьиной семьи тесно между собой общаются, все делают сообща, во всем помогают друг другу. Роли всех муравьев строго распределены. 6 (Таблица1)
Таблица 1. Роли муравьев и их функции.
откладывает яйца, из которых затем будут вылупляться новые муравьи, живет в самой глубине муравейника
заботятся о будущем потомстве (яйцах) – кормят их, переносят в другие камеры
собирают пищу и складывают ее в специально предназначенные для этого комнаты муравейника
наводят чистоту, выносят мусор, ремонтируют и обустраивают муравейник, строят в нем тоннели и коммуникации
охраняют, защищают муравейник и захватывают территории
занимаются лечением, изолируют больных, проводят хирургические операции – отгрызают поврежденные лапки
Муравьи –пастухи (фермеры)
ухаживают за стадами: сохраняют , пасут и доят своих «коровок» тлей (получают сладкие выделения)
собирают и скручивают листья растений, а затем выращивают на их основе грибы, которые служат пищей для муравьев
собирают семена растений
доставляют усопших собратьев на кладбище.
это резервная рабочая сила
Изготовление лэпбука
Чтобы познакомить и заинтересовать ребят удивительной жизнью муравейника, я решил изготовить лэпбук. Сюда я поместил свои находки—пословицы, загадки, стихи, удивительные факты про муравейник и его обитателей. (Рис. 3) (Приложение 1)
Рисунок 3. Лэпбук и процесс его изготовления.
Защитники леса
В процессе жизни муравьи приносят немалую пользу. Защищают лес от вредителей— гусениц, личинок пилильщиков и растительноядных жуков. Муравьи собирают насекомых на земле, в траве и в кронах деревьев. Вокруг муравейника деревья более зеленые и более высокие, потому что муравьи оберегают их от вредителей. За день население большой колонии уничтожает до ста тысяч вредных насекомых.
Они очищают лес от больных, гнилых и разрушенных деревьев.
Муравьи улучшают почву- перемешивают, обогащают органическими веществами и открывают доступ воздуха к корням деревьев, прорывая глубокие ходы в земле. Они вместо дождевых червей преобразуют почву. Кроме того, они уничтожают слизней, повреждающих листву деревьев. 7
Сами муравьи являются кормом для многих птиц, таких как дятлы, синицы, глухари, тетерева.
Защита леса от вредителей и болезней — очень важная экологическая и хозяйственная задача. Муравьи — лучшие друзья леса.
Заключение
Мне понравилось работать над проектом. Работая над проектом, я научился находить нужную информацию в Интернете и журналах; обрабатывать ее,выделяя самое важное. Я узнал много нового и интересного о муравьях.Оказывается, что очень много скрыто от глаз человека. Жизнь муравьев, их общение друг с другом очень интересны. Муравьи умеют строить и шить, нянчить детей и собирать зерна, доить тлей и разводить грибы, умеют подавать сигналы друг другу и еще многое умеют они. Не умеют они лишь жить в одиночку.
Лес, где процветают муравьи — это здоровый, сильный, богатый грибами и ягодами. Мы должны беречь этих маленьких тружеников и ни в коем случае не разрушать муравейники в лесу.
Чтобы непосредственно наблюдать за разделением труда и жизнью в муравейнике, некоторые люди заводят муравьиные фермы у себя дома. Мне очень захотелось завести такую же. И, возможно, однажды мое желание сбудется.
Список литературы
Захаров А. А. Муравей, семья, колония. — М.: Наука, 1978. — 144 с. — (Человек и окружающая среда).
Тамбиев А.Х. Кто в муравейнике живет? – М. Издательство АСТ, 2015. – 47 с.
Захаров А. А. Муравьи лесных сообществ, их жизнь и роль в лесу / Отв. редактор чл.-корр. РАН Стриганова Б. Р.. — М.: Товарищество научных изданий KMK, 2015. — С. 242. — 404 с. — 250 экз. — ISBN 978-5-9907157-1-4.
https://www.nkj.ru/archive/articles/23840/ (Наука и жизнь, Муравьиные коммуникации)
Брайен М. В. Общественные насекомые: Экология и поведение . Под ред. Г. М. Длусского. — М.: Мир, 1986. — 400 с.
Приложение 1.
Материалы для лэпбука.
1. Загадки.
Тащит он соломинку к маленькому домику
Всех букашек он сильней наш трудяга…..
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно
Больше плотника оно.
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
2.Интересные факты
*Муравьи — единственные живые существа кроме человека, которые выращивают домашний скот.
*Муравьи могут образовывать из своих тел живые мосты, чтобы преодолеть водные и другие преграды.
*Многие виды муравьев могут находиться под водой несколько суток. И с ними ничего не случится.
3. Пословицы
Муравей невелик да горы копает.
Остерегайся врага будь он хоть с муравья.
Мал муравей телом да велик делом.
4. Стадии развития муравья: изображение от яиц к взрослой особи.
5. Книжка с фотографиями различных видов муравьев: муравей –пуля, муравей бульдог, фараонов муравей и другие.
6. Строение муравейника: изображение с пояснениями
7. Раскраски с муравьями
8. Лабиринт: Как добраться муравью к своему жилищу.
9. Кроссворд с ключевым словом «МУРАВЕЙНИК» и вопросами на тему муравьев.
Источник
Развивающее пособие «лэпбук» на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Алла Грацкая
Развивающее пособие «лэпбук» на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Составили воспитатели: Грацкая А. А., Плытникова О. А.
— Дидактическое пособие «Лэпбук» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
— Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий, ознакомление с художественной литературой и фольклором.
Цель: развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр в совместной деятельности ребенка с взрослым.
Развивающее пособие на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».
«Мир природы»
Тематическое поле: бережное отношение к насекомым.
Цель: способствовать формированию общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи:
— расширить представления об окружающем мире;
— развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения;
— формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
— совершенствовать умение отгадывать загадки о насекомых;
— закреплять умение выстраивать картинки по сюжету сказки;
— прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе, насекомым;
— систематизировать представления детей о многообразии насекомых;
— закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов;
-уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные способности детей;
— совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворение;
— формировать умение выполнить движения по тексту физкультминутки.
Задание 1 «Книжка – малышка»: взрослый читает произведение Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил», вместе с ребенком рассматривает картинки и проводит беседу по тексту произведения.
Примерные вопросы по сказке:
1. Что повредил себе Муравьишка (ноги).
2. Кто помогал Муравьишке добраться до дома (насекомые).
3. Как зовут насекомых, которые помогли Муравьишке добраться до дома (Жучок-Блошачок, Кузнечик).
4. До какого препятствия довез Жучок-Блошачок Муравьишку? (до забора).
5. Что напоминают ножки Жучка-Блошачка? (пружинки)
6. Как называется жилище муравьёв? (муравейник).
Задание 2 «Информация о насекомых»: взрослый рассказывает интересные факты о жизни насекомых, а ребенок ищет картинку с насекомым (в реальной жизни).
Гусеница-землемер – это гусеница бабочки пяденицы. Передвигается характерным образом, живописно описанным Бианки. В случае опасности, встает на задние ложные ножки и вытягивается по струнке, подражая палочке. Гусеницы пядениц могут быть зелеными и коричневыми.
Паук-сенокосец. Овальное тельце на длинных ногах. Обитают на стволах деревьев, в трещинках деревянных заборов. Для паука характерно явление автотомии – отбрасывания конечности, если схватить за нее. Какое-то время нога будет сгибаться — разгибаться, чтобы отвлечь хищника. Нога похожа на косу, которой скашивают траву. Поэтому паука называют сенокосцем или косиножкой.
Жужелица – обитатель мест с влажной почвой. Весной и осенью они ведут чаще дневной образ жизни, а летом – вечерний и ночной. Жужелицы могут лететь на свет фонаря. В жару они отсиживаются в укрытиях, под досками и камнями.
Жучок – блошачок – это крестоцветная блошка. Её отправляемся искать на грядках с капустой, редиской, редькой. Можно найти в дикорастущих травах из семейства крестоцветных — пастушьей сумке, ярутке, сурепке, гулявнике, вечернице.
Кузнечик. Отправляемся на луг. Тут важно не перепутать его с саранчой. Саранча тоже бывает зеленых оттенков. Но у кузнечика очень длинные усы, длиннее тела. А у саранчи, усики короткие, не более половины тела. Кузнечик – хищник, а саранча – питается растениями.
Водомерка клоп – обитает в водоемах со стоячей водой, даже в больших лужах можно обнаружить этих насекомых. Подходить лучше к воде так, чтобы не отбрасывать свою тень. Если водомерка попадает в тень, он сбежит.
Майский жук (майский хрущ) – Крупный коричневый жук и пушистыми усиками, которые похожи на расческу. Встречается в мае-июне. Чаще на березах. Они активны под вечер. Иногда майскими жуками в народе называют зеленых бронзовок. Но это не верно.
Гусеница-листовертка — встречается в конце мая — июне на березе. Из листьев березы гусеница сворачивает открытые трубочки, пирует внутри. Трубочки с крышей сворачивает жук-трубковерт, поэтому важно не спутать. Гусеница сидит внутри трубочки и питается мякотью листа.
Задание 3 «Дай ответ»: взрослый задает ребенку вопрос по сказке и дает три ответа, из трех ответов ребенок выбирает правильный.
Кто помог муравьишке переправиться через реку?
На какое дерево влез Муравьишка?
На чем муравей отправился в долгий путь?
— на листе березы;
— на сухой травинке.
С каким насекомым не встретился муравей?
Кто помог муравьишке в самый последний момент добраться до дома?
Кто помог муравьишке перебраться через забор?
В какое время года происходит действие в произведении?
Задание №4: «Разложи по порядку и составь сказку»: ребенку предлагается серия картинок, которые следует выстроить в порядке развития сюжета сказки, который затем воспроизводится по цепочке.
Задание №5 «Загадки и отгадки»: педагог предлагает отгадать загадки о насекомых, и найти на рисунках отгадки.
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла,
Себе на зиму…. (пчела).
Чемпион он по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам (кузнечик).
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка).
К солнышку в гости
ползет по листочку (божья коровка).
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас под ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас …. (комар).
В темном уголке живет,
шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался (паук).
У них огромная семья
Не сосчитать их никогда,
Их дом зовется «кучей»,
В большом лесу дремучем (муравьи).
Задание №6 «Выбери пословицу»: взрослый предлагает ребенку послушать пословицы, и выбрать ту, которая больше всего подходит к сказке.
— Делай другим добро – будешь сам без беды.
— Как аукнется, так и откликнется.
— Свет не без добрых людей.
— Доброе братство лучше богатства.
Задание №7 «Физкультминутка»: педагог предлагает ребенку выполнить движения по тексту физкультминутки.
Физминутка «Муравейник на поляне».
Муравейник на поляне ночью крепко спит.
А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают:
Лапками перебирают, и головками качают.
Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5!
Очень дружные они!
Ты, дружок, их береги.
Физминутка «Муравей трудолюбивый».
Еле тащит прутик ивы.
(Дети шагают на всей стопе).
Он устал, он изнемог,
(Шагают в приседе).
Но другой ему помог.
Оба дружно через ельник
Прутик тащат в муравейник
(Ходят за ведущим змейкой,
руки на плечо впереди стоящего).
Знает каждый муравей
В жизни трудно без друзей,
А с товарищем всегда
Даже горе – не беда.
Задание №8 «Расскажи стихотворение»: взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение о муравье.
Муравьишка жил в лесу. И пришла беда к нему.
На березу он залез, Посмотреть родной свой лес
Ветер шутку с ним сыграл,
Ножки муравью сломал.
С Муравьишкой на спине
В путь отправился далекий —
Мерил землю своим ростом.
А второй- Паучок
Быстро-быстро, со всех ног,
Добежал до дорожки,
И оставил хромоножку.
Щелк, щелк до забора
И оставил там больного.
А кузнечик подскочил
Через забор, и опустил
На бережок у реки:
Водомерка-Клоп по воде скользит,
Словно лодочка бежит.
Майский Жук летит к березе
Время скоро на исходе.
Гусеница с Муравьишкой,
Опустились вниз по нити
Прямо в муравьиный дом
Рады Муравьишке в нем!
Стихотворение «Муравьиный поезд» (Е. Серова).
Вы живые поезда
не видали никогда?
Там, где пеший не пройдет,
не проедет конный,
Что вагончики везут?
Не железо, не мазут.
Щепки да соломинки
для своей хороминки.
Вот отстал один вагон,
и сейчас же с двух сторон.
на подмогу мчатся.
Что такое? В чем зацепка?
Тяжела вагону щепка!
Взяли два вагончика
щепку за два кончика,
до чего же хороши:
Коль придется туго,
выручат друг друга!
Задание № 9 «Маршрут муравья»: ребенку предлагается игра «ходилка».
Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько стрелочек, сколько очков выпало на кубике, на каком слове остановилась фишка, игрок ищет картинку со средой обитания, и называет насекомого, который помог муравьишке.
Задание №10 «Берегите насекомых!»: педагог предлагает взять карточку, и рассказать, почему нужно беречь насекомых и окружающую природу.
Спортивное развлечение в подготовительной группе по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: Оздоровительные: • сохранять и укреплять физическое.
Конспект ОД по сказке Виталия Бианки «Приключение Муравья» в старшей группе Конспект ОД по речевому развитию (художественная литература) в старшей группе Сказка Виталия Бианки «Приключение Муравья» Цель: 1). Продолжать.
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе. Творческое рассказывание «Как Дед Мороз к зверятам на праздник спешил» Конспект организованной деятельности по развитию речи в старшей группе. Творческое рассказывание «Как Дед Мороз к зверятам на праздник спешил».
Лэпбук как современное, практичное, интересное, пособие для применения на занятиях и для самостоятельной деятельности. h3][/h3] Я предлагаю использовать ЛЭП бук для применения в образовательной деятельности. Во время проведения непосредственно образовательной.
Лэпбук — как инновационное дидактическое пособие для организации Рппс в соответствии с ФГОС ДО Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая.
Лэпбук — эффективное развивающее пособие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук, или тематическая папка уже широко и эффективно используется педагогами в образовательном процессе дошкольных учреждениях. Тематика.
Мастер-класс в подготовительной группе. Лепка по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил» Цели и задачи: Вызывать у детей интерес к составлению коллективной композиции: муравейника. Продолжать учить лепить насекомых, стараться.
НОД по патриотическому воспитанию на основе литературного произведения» Р. Гамзатова «У меня есть дедушка» Программное содержание: • Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, умение передавать содержание произведения с опорой на.
ООД по ознакомлению с художественной литературой по произведениям Виталия Бианки в старшей группе ООД по ознакомлению с художественной литературой по произведениям Виталия Бианки в старшей группе Программное содержание: Формирование.
Познавательно-творческий проект «Творчество Виталия Валентиновича Бианки» Тема проекта: «Творчество Виталия Валентиновича Бианки» Тип проекта: познавательно — творческий Продолжительность проекта: 2 недели –.
Источник