Споры вокруг басни «Стрекоза и Муравей». А вы на чьей стороне?
Сейчас на уроках литературного чтения сын учит наизусть басню Крылова «Стрекоза и Муравей» . Прослушав ее несколько раз, стала задумываться) Какое многогранное на самом деле произведение!
Начнем с того, что это не сочинение самого Крылова, а его перевод басни Лафонтена , который тоже заимствовал сюжет у Эзопа . Но это сюжет, а заслуга Крылова — в том, что басня эта, пересказанная им больше 200 лет назад, мало того, что актуальна и сегодня, еще и блестяще написана простым, понятным языком.
Еще один интересный момент: в более ранних версиях басни главными героями были Муравей и Цикада (Кузнечик) . Причем у Эзопа они оба были мужского пола, а у Лафонтена — женского ! Причем Цикада просила лишь еды, да еще обещала вернуть позже.
В басне же Крылова другие нюансы. Во-первых, Стрекоза здесь женского пола, а Муравей — мужского, Стрекоза просит и кров, и «накормить». Стрекоза обращается к Муравью «кум», что говорит о том, что они не чужие.
Кроме известного толкования — муравей «трудолюбивый» , стрекоза — «легкомысленная бездельница» , которому всех нас учили в советские времена, есть и другие. Например, что это противостояние дворян и буржуазии. Или людей искусства и людей богатых.
Сам-то Крылов, хоть и познал в детстве и молодости бедность, был все же, каким-никаким дворянином. А вовсе не «трудовым народом». Да и потом, получив известность, он наверстал упущенное. Чего только стоят рассказы о его неуемном обжорстве и прочих странностях. Так с чего же ему воспевать муравьев? Но учебнику лучше известно о точке зрения Крылова:
И если 30 лет назад # дети бодро отвечали, кто хороший, кто плохой , а если засомневаются, им объясняли это однозначно, то теперь мнения разделились. И даже авторы учебника это признают. По сети гуляет сочинение, якобы написанное школьником, где он подробно рассказывает почему ему нравится стрекоза.
А есть ведь третий вариант — оба хороши . И жадный муравей, и не позаботившаяся ни о чем Стрекоза.
Вот так короткая # басня, в которой по закону жанра, должна быть однозначная мораль, может послужить источником не только споров, но целого литературного исследования.
Источник
Новое в блогах
Михаил Бударагин: Выбор между Стрекозой и Муравьем ложен
В субботу, за несколько часов до ежегодного конкурса «Евровидение» погиб один из самых ярких командиров ополчения Новороссии Алексей Мозговой. Полина Гагарина, представлявшая Россию, проиграла. А придраться не к чему.
Она заканчивается тем, что «попрыгунье» предлагается зимой «поплясать», и именно здесь, как кажется, и пролегает главный водораздел. Кто прав?
Прав может быть Муравей, и все происходящее есть возмездие Стрекозе за «лето красное». Мол, нужно быть рачительным хозяином, работать, и тогда тебе воздастся. Это – жестокая ветхозаветная правда пророков и царей: Господь сжигает Содом и Гоморру, а жену Лота превращает в соляной столб, потому что, если сказано «добывай в поте», то иди и добывай. Пощады не будет.
Даже Иов получает столько, что любому хватило бы на три–четыре сумасшествия.
Права может быть Стрекоза. Женщины часто понимают эту правоту как счастливую возможность ничего не делать, занимаясь сложной работой «а я стою тут такая красивая», и эта точка зрения неискоренима, а значит, тоже имеет право на существование. Хотя Стрекоза – это тоже о возмездии, а точнее о том, что Муравей может проявить сочувствие, милосердие и не опустить на ее голову карающую длань. Проститутки и преступники тоже войдут в Царствие Небесное, такова новозаветная правда.
В жизни бывает иначе.
Возмездие наступает, когда – и это третья правота – мальчик лет девяти ловит Стрекозу и всаживает ей булавку промеж красивых крыльев. Ни за что, просто ему интересно, у него опыты, уроки или он юннат. А Муравья он посадит в банку, надо же посмотреть, как это все устроено. Мальчику спор между Стрекозой и Муравьем вообще неизвестен, а спорщикам никогда не понять логику их невольного мучителя. Урок? Оценки за полугодие? Никакой кары, так что пускай ее на порог, не пускай – все едино. «Евровидение», которое мы проиграли максимально приличным образом (второе место, никто никого не засудил, никакой особенно страшной русофобии не было – все очень чинно), в этот раз показало нам, что бывает с муравьями, которые трудятся-трудятся, получают свое зернышко, им довольствуются и «готовятся к следующему году» (в роли стрекоз на конкурсе обычно выступают фрики, которых награждают за то, что в детском саду называется «оригинальностью»). Придраться не к чему. Может быть, Сан-Марино, которое в этом году не дало России ни одного балла на «Евровидении», сменит гнев на милость, накинет пять. А то и все десять. Смысла в этом нет. Победы нет. Радости тоже никакой. И зачем? Источник Стрекозы против муравьёв«А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!» Когда-нибудь в раю, где пляшет в вышине Весёлый рой теней, — ты подползёшь ко мне, Худой, мозолистый, угрюмый, большеротый, — И, с завистью следя воздушный мой прыжок, Попросишь: «Стрекоза, пусти меня в кружок!» А я скажу: «Дружок! пойди-ка поработай!» У муравьёв только тот, кто работает, может остаться. Так что бери свою скрипку… и играй! | » | |
— Диснеевский вариант |
Бывает, что стрекоза и муравей дружат. Но не реже встречается и другая ситуация. В произведении есть две группы персонажей (или две расы с разной культурой, или просто два разных героя). Первые — мечтатели и фантазёры, люди искусства, поэты и художники, оторванные от повседневности, любовные фрики, хиппи и просветленцы, увлечённые медитацией и духовными поисками, наивные идеалисты, смотрящие на мир широко открытыми глазами. Вторые — приземлённые труженики, крепкие хозяева, прагматичные дельцы и предприимчивые бизнесмены, лично заработавшие свой первый цент.
Столкновение этих двух мировоззрений очень интересно наблюдать, потому что, в зависимости от позиции автора, симпатизировать можно и тем, и другим. С одной стороны, «стрекозы» часто обладают неординарным мышлением, ярким взглядом на мир и богатой фантазией. С другой стороны, если этот богатый внутренний мир ты финансируешь из своих доходов — это удовольствие ниже среднего, так что «муравьёв» понять тоже можно.
Особенно любопытно, когда «стрекоза» и «муравей» образуют романтическую пару: если им удастся ужиться вместе, со временем они могут даже прийти к взаимодополняющему симбиозу.
Что характерно, «стрекоза» обычно принадлежит либо к высшему социальному классу (аристократ или богатый наследник), либо к низшему (благородный бродяга или полуголодный художник-писатель-сценарист, снимающий комнату за три копейки), в то время как «муравей» — это почти всегда нечто промежуточное: купец, буржуа, представитель среднего класса. Причём два типа «стрекоз» нередко психологически сближаются: скажем, бедняк в мечтах может представлять себя принцем, живущем в роскошном дворце, а наследник, сидящий в золотой клетке — фантазировать о свободе и дикой жизни на природе (при этом никто из них не представляет себя ремесленником, купцом или, скажем, бизнесменом).
- Бедный — хорошо, богатый — плохо — «стрекозы» могут разбогатеть только по случайности (скажем, получить наследство или гонорар за художественное произведение) и, как правило, ненадолго
- Культ любви — очень часто сопутствует «стрекозиному» взгляду на мир
- Торгаш — это плохо
- Тяжкий труд не помогает
- Я умираю, мне всё можно — если автор хочет добавить трагизма, мотивация «стрекозы» может быть именно такой
- Бесплодный мечтатель — как они видят «стрекоз»
- Житель Страны Тёмных Эльфов — а иногда даже и так: если хочется витать в облаках и не работать, то запросто можно встать на путь криминала
- Протестантская мораль — основа их мировоззрения
Источник
О чем на самом деле басня про Стрекозу и Муравья
Знаете, не надо осуждать стрекозу за то, что она все лето пела и плясала. И не думала о будущем. Не работала. Это ее личное дело. Как хотела, так и жила. Суть басни не в этом.
Стрекоза потом пришла потреблять ресурсы Муравья, у которого не было лета. Он надрывался и трудился, не разгибая спины. И собрал немного еды, чтобы зиму пережить. Не золотые слитки и не пачки долларов; он еду накопил для того, чтобы выжить зимой. И прокормить своих муравьишек.
И вот на пороге здоровенная Стрекоза. Во сколько раз она больше Муравья? Наверное, насколько самолёт больше человека. И это громадное чудовище умильно просит покушать. Столоваться у Муравья, пока не пожрет все его припасы. А потом Стрекоза, отъевшись на его харчах, ещё кого-нибудь найдёт доброго. А Муравей будет с голода помирать.
Интересное кино, да? Один работал без отдыха, не покладая рук. И лета не заметил… А другой плясал и пил напитки. Кружился в танце. Прославлял свободу. Делал что хотел. А потом пришёл просить то, что собрал своим трудом крошечный труженик.
Больше всего раздражает и угнетает не то, что кто-то просит. А то, что один не работал и веселился. А другой света белого не видел, трудился и скопил немножко, чтобы пережить трудный период. Здоровье потерял, молодость провёл в трудах, не разгибая спины… И хлоп! — на пороге громадина стоит и просит. Шевелит ужасными челюстями…
Бездельник просит у труженика, вот в чем смысл басни. Просит отдать ему то, что получено ценой жизни, молодости, здоровья… А не дать как-то неудобно. Как-то нехорошо. Все осудят, ведь Стрекоза всем расскажет. Всем, к кому пойдёт просить после посещения Муравья…
Я только недавно поняла смысл басни. Стрекоза хотела отнять жизнь Муравья. Это басня о жизни. О выживании.
И совершенно правильно он ей ответил. Жестоко, но правильно. Не побоялся огромную вымогательницу.
Как живет Стрекоза — не наше дело. Хочет — пляшет, хочет — пьёт, хочет — на море летит в отель ультра-олл-инклюзив. Кредиты берет и ест омаров. Но приходить к изможденному труженику, который работал до упаду, не надо. Вот это нехорошо.
Но чаще всего просят именно Стрекозы. Именно у Муравьев, которые не видели моря и солнца, собирая крошечки. Не давайте сожрать себя и свою жизнь. И жизнь своих близких. Вот о чем эта суровая басня…
Источник
Муракозы и стрековьи
Чем я не стрекоза? Крылышки на месте.
Фото Reuters
Среди множества разделений человечества на психотипы есть и такое: тип «стрекозы» и тип «муравья». В социальном смысле стрекозы – бездельники, богема, а муравьи – трудяги, прорабы, буржуа; но психотип и социальный тип не всегда совпадают. А если даже почти что совпадают, – тем интереснее наблюдать это самое «почти». У кого – у муравьев, конечно.
Стрекоз – их вообще удается наблюдать нечасто.
Есть, говорят, целые страны, населенные стрекозиными по своей сути племенами, которые лето напролет поют и пляшут на белом песке, на зеленой траве, и лето красное у них не проходит, а если проходит – то сразу голод и мор. Но я сама этого не видела и врать не буду, а страны, которые принято называть цивилизованными, населены муравьями почти что сплошь: девять человек из десяти стопроцентно муравьиные особи, только у одного, может быть, прорезаются прозрачные крыльца.
Муравьишек видно уже в раннем детстве: по тому, как ревностно они относятся к своему младенческому имуществу, каким-нибудь формочкам в песочнице. Как переживают из-за материальных потерь. Не любят, чтобы кто-то ел из их тарелки. Муравьи-воспитатели учат «делить на всех» и «поровну», и муравьишки это усваивают – как некую норму социального поведения. Мораль, социальная норма, этикет, ритуалы, правила общежития – ко всему этому муравьи весьма восприимчивы. Они вообще моралисты и морализаторы. Наиболее священны для них законы и установки, связанные с собственностью.
У стрекоз все не так. Они ценят вещи только в тот момент, когда непосредственно ими занимаются. И если главная моральная установка муравьев: «Нельзя брать чужое без спросу», то поговорку «Если от многого взять немножко, то это не кража, а просто дележка» придумали, видимо, стрекозы. Социализм с его принципом «каждому по труду» стрекозам глубоко чужд. Они хотят сразу «каждому по потребностям».
Тут легко сделать вывод: муравьи скупы, стрекозы щедры, – но этот вывод будет ложным. Ну почти что ложным. Реально скуп Муравей из басни – и, может быть, один муравей из десятка. Остальные способны на щедрость. Тут надо просто понять, что щедрость муравьев и стрекоз – она разная. Стрекоза с легкостью делит все, что у нее есть, с приятными ей людьми. В порыве может даже снять последнюю рубашку – но не способна к сознательной благотворительности. Отдавать десятину на богоугодные дела – это скорее муравьиный обычай. Тут много побудительных мотивов: и «честность», и понятие «что такое хорошо», и обостренное осознание того, что «черный день» может наступить у каждого, в том числе и у них самих. По сути, это и есть способность к состраданию.
При всем этом – муравьи любят рассказать о своих благодеяниях. И – хотят за них благодарности. Их желание как бы дважды обосновано: они расстались с чем-то очень для себя дорогим (некой суммой) и совершили хороший поступок.
Вообще, пожалуй, «щедрость» – это касается только муравьев, для стрекоз такого понятия вообще не существует. Это как очень маленьким детям невозможно объяснить, что такое «дышать».
Кстати, так называемый «красивый жест» – тоже из арсенала муравьев: они совершают их в моменты особого муравьиного безумия, когда у них вдруг начинает чесаться спинка – крылышки режутся. Но вообще-то муравьи предпочитают разумное перераспределение средств. Например, отдавать не деньги, а подержанные вещи – тем, кому они нужнее. Тут они испытывают двойное удовлетворение, поскольку, с одной стороны, делают добрый поступок, а с другой – не расстаются с чем-то очень для себя дорогим (деньгами).
Муравьи всегда все считают: деньги, письма, звонки, ответные звонки, приглашения, подарки.
Муравей буквально обожает вещи, которые, как пишут в экономических учебниках, «похожи на деньги»: например, бытовую технику, мебель – все, что связано с обустройством. IKEA – их, муравьиный, рай. Дрожат при мысли о недвижимости, в то время как стрекозы предпочли бы, пожалуй, жить в гостинице.
Стрекозы – они создания летучие, почти что ангельские. Или, наоборот, инфернальные.
Муравьи – соль земли, столпы общества.
Но только у очень многих людей с муравьиной натурой есть неодолимая потребность прикидываться, наоборот, стрекозами┘ На этом построено, в частности, то, что мы называем искусством.
А вот прикинуться муравьем стрекозе – это почти невозможно. Да стрекозы и так обычно неплохо себя чувствуют. Как ни странно, они часто преуспевают в этой жизни гораздо лучше большинства муравьев.
Может быть, потому, что никогда не боятся потерять нажитое добро.
Источник