Наблюдения за муравьями
Автор: Светлана вкл. 03 июня 2016 . Опубликовано в Игры с детьми
Давайте понаблюдаем сегодня за муравьями. Хорошо начать занятие с прогулки, провести наблюдения и опыты,а затем продолжить погружение в тему муравьев дома.
Сначала немного подготовимся и попробуем найти разных насекомых во время прогулки. Хорошо использовать для этого находилку. На нашей прогулке мы искали:
— божью коровку
— муравья
— бабочку
— лист с тлей и т.д.
Скачать нашу находилку можно по этой ссылке. Почти везде, будь то на даче или в городе, можно встретить муравьев. Это очень беспокойный и трудолюбивый народец. Почему они всегда в движении? Что они ищут? Если ребенок задал такие вопросы, попробуем на них ответить. Если не задал, зададим их сами.
А вот, кстати, некоторые из наших находок:
Расскажем ребенку о муравьях
Муравьи живут в муравейнике. Муравейник – это огромный многоквартирный дом, сверху он покрыт хвоей и веточками. В муравейнике множество входов, комнат, кладовок и спален. Все входы охраняются муравьями-солдатами. Есть зимняя спальня, где зимой спят все муравьи, есть кладовки (отдельно для мяса, отдельно для зерен), есть загоны для тли. Тлю муравьи любят, они разводят ее как люди разводят коров. Дело в том, что тля выделяет сладкое вещество, которое так любят муравьи. Муравьи охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Есть в муравейнике и царские покои и детские комнаты для яиц, куколок и личинок.
Муравьев в колонии несколько видов. Это царица-матка, муравьи-солдаты и рабочие муравьи. Рабочие муравьи – самая распространенная группа. Кроме того, большинство муравьев – это самки.
Вот что можно отметить, наблюдая за муравьями:
— муравьи – коллективные насекомые, они трулолюбивы;
— из чего построен муравейник;
— муравьи агрессивно реагируют на незваных гостей (попробуйте их потревожить);
— муравьи делятся информацией о находках друг с другом.
Наблюдения за муравьями на прогулке
Мы нашли одного-двух муравьев и оставили неподалеку от них маленькую щепотку сахара (лучше использовать не кусковой сахар). Один муравей сразу же ее нашел. Через некоторое время около нашего сахара было уже много муравьев. Муравьи лакомились и уходили, а на их место приходили новые муравьи. На фото видно уже трех муравьев (а их было больше):
Очевидно, что муравьи не только лакомились сами. Они каким-то образом сообщали своим сородичам о месте сладкой находки.
Также на месте старой яблони мы обнаружили, что муравьи строят себе дом. Конечно, это еще не муравейник, но в условиях огорода/сада вы муравейник и не встретите. Наш «муравейник» оказался построенным из земли. По крайней мере, именно так показалось нам с сыном. Попробуем разворошить его. Мы взяли палочку и поковыряли ею. Мы сразу же обнаружили две вещи:
— неведомо откуда набежала куча муравьев! И откуда они взялись? Они начали набрасываться на нашу палочку, т.е. они защищали свой дом.
— в «доме» мы обнаружили личинок. Вот они на фото, продолговатые, похожие на яйца. На самом деле это личинки и муравьи о них очень заботятся. Посмотрим в динамике. Очень быстро муравьи стали затаскивать их обратно под землю. Вот здесь на фото еще три личинки.
А тут они уже все в одной кучке, муравьи их очень лихо перекатывают, а прошло то всего минуты две:
А это еще через три минутки:
А через полчаса опять ничего не видно, муравьи ликвидировали следы нашего разрушения:
Кстати, пока мы ковыряли в «муравейнике» на Семин сачок (на гладкую вертикальную поверхность) забрался муравей. И как он оттуда не упал? Сын не смог ответить. Дело в том, что лапки муравьев липкие (выделяют клейкую жидкость), поэтому они не падают.
Еще дома я рассказала сыну об устройстве муравейника и о том, что муравьи «разводят» тлю. Самое время обнаружить это на прогулке. Сделать это очень просто: нужно найти пораженные тлей листочки. Особенно ее много на смородине.
Тля меньше муравья, тут ее не особенно видно. Но в лупу рассмотреть можно. Можно заметить, что возле пораженных тлей листочков очень много муравьев, и они все очень заняты!
На прогулке расскажите ребенку небольшую историю
Жил-был муравей. Это был хороший трудолюбивый муравей. Целый день он бегал и искал палочки для муравейника, искал добычу. И однажды муравей так забегался, что заблудился. Искал-искал обратную дорогу домой, но так и не нашел. Уже настала ночь. Загрустил муравей. Как ему найти дорогу домой? Давай ему поможем.
Пусть ребенок предложит варианты.
Уже дома мы поиграли в небольшую настольную игру «Как муравьишка домой спешил» и выполнили некоторые печатные задания. Скачать.
А вечером можно почитать книжки про муравьев.
Источник
Делимся опытом. Наблюдение за муравьями
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Делимся опытом. Наблюдение за муравьями | 13.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение за муравьями
Тема : «Наблюдение за муравьями»
Образовательные: Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.
Развивающие: Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой- либо проблемной ситуации.
Развивать тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук, сенсорные эталоны, упражнять в ориентировке в пространстве, поддерживать речевую активность.
Воспитательные: Воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, участвовать в совместной деятельности, не мешая друг другу.
Вос-ль : Отгадайте, кто же это :
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи :
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Саша– муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Саша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
Вос-ль : А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику) . Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам , которые прогрызли в асфальте.
1. Взять лупу и рассмотреть муравья.
Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи : кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
засыпать дорожку сахарным песком , посмотреть, как муравьи будут его собирать.
( Результат : Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе » Наблюдение за муравьями»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».Цель: Расширить знания детей о муравьях, их образе жизни.Задачи: Воспитательные: Воспитывать бережное о.
Прогулка. Тема: Наблюдение за муравьями.
Цели: Углубить знания о муравьях, их образе жизни; сформировать представление об их роли в природе; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Наблюдение-исследование в подготовительной к школе группе Тема: «Наблюдение за муравьями»
Подготовка материала для проведения исследования с детьми.
НОД прогулка «Наблюдение за муравьями»
НОД «Прогулка» в старшей группе.
Делимся опытом. Наблюдение за муравьями
Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.
«Наблюдение за муравьем».
Цель: развивать познавательный интерес к насекомым в ходе режимного момента – прогулки.
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за муравьями»
Цель: вызвать интерес к окружающему миру.Задача: сформировать знания о жизни муравьев; ознакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; воспи.
Источник
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями»
лариса куликова
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями»
Конспект прогулки. Наблюдение за муравьями.
Цель: закреплять желание наблюдать за насекомыми, расширять представления о муравьях.
Ход прогулки.
1. Познание (познавательно-исследовательская деятельность).
1.1. Наблюдение.
-Ребята, сегодня мы с вами будем наблюдать за муравьями. Посмотрите на муравьев. Чем они заняты? Правильно, они трудятся. Что они делают? Отыскивают корм, кто-то тащит соломинки, веточки, чтобы построить для всех дом. А как называется их дом? (Муравейник). Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики- муравьи. Что это за маленькие дырочки? (Это ходы). Муравьи беспрестанно что-то постоянно несут. Муравьи — дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никогда не обижают. За это их все уважают. Никто их не трогает. И мы их тоже не обижаем. И не трогаем. Не надо мешать – пусть трудятся.
1.2. Загадки про муравьев.
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи.)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно-
Больше плотника оно. (Муравей.)
1.3. Пословицы и поговорки про муравьев.
Муравью роса — ливень.
Самую злую змею может одолеть куча муравьев.
На муравейнике долго не усидишь.
Лучший подарок муравью — ножка кузнечика.
1.4. Стихотворение (песенка).
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.
2. Физическое развитие. Овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону.
1. Подвижная игра «Жуки».
Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.
Ход игры: по сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
1.2. Хороводная игра «Музыкальные ребята».
Цель: учить выполнять движения, не мешая друг другу.
Ход игры: воспитатель раскладывает на земле два шнура. (Это речка, здесь лягушата будут плавать). Дети выходят на середину площадки «Ну, лягушата, музыкальные ребята,-обращается воспитатель к детям. Покажите, как вы громко и дружно поете!»
(Дети хором произносят: «Ква! Ква).
«Ква! Ква! Ква! Дети прыгают.
В речку прыгать нам пора. — все дети «Ква!-Ква!»
Ква! Ква! На берег пора!
(дети «выпрыгивают из речки»)
Ква! Ква! Дети подскакивают.
Поймайте комара (дети ловят комара»)Игра повторяется.
Фотоотчет «Наблюдение за муравьями» в первой младшей группе Фотоотчет: Наблюдение за муравьями (1 младшая группа) Цель: познакомить детей с жизнью муравьев, сформировать представление об их роли в.
Конспект НОД «Наблюдение за муравьями» в средней группе Цель: Дать представление детям о муравьях, их образе жизни. Задачи: формировать знания о жизни муравьев; дать элементарное понятие, что.
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» с детьми старшей группы Цель: расширять знания и представления детей о муравьях, о их особенностях внешнего вида. Задачи: — продолжать формировать знания детей.
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях. Задачи: Уточнить, и расширить знания детей.
Конспект прогулки «Наблюдение за оттепелью» Цель: Уточнить представления детей о свойствах снега. Обратить внимание на сосульки во время оттепели. Подумайте, откуда появилась.
Конспект прогулки «Наблюдение за синицами» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер,.
Источник