Что советовал лука клещу

А.М. Горький. «На дне». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 2.

И.М. Москвин в роли Луки

Действие 2.

Вечер в ночлежке. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой.

Анна говорит Луке, как тяжела была её жизнь : «Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ничего не видела. Не помню — когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась...». Лука успокаивает её, говоря, что на том свете будет спокойно. «Потерпи еще! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…»

Бубнов и Кривой Зоб запевают песню:

Мне и хочется на волю… эх!
Цепь порвать я не могу…

Татарин возмущён нечестно игрой Сатина и Барона, на что Кривой Зоб говорит: «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…»

После окончания игры все отправились в трактир.

Актёр рассказывает Луке о своём прошлом. Как он играл, у него была хороша память, ему аплодировали. А сейчас он не помнит даже любимое стихотворение. («Пропил я душу,»)

Лука обнадёживает Актёра, говоря, что от алкоголизма можно вылечиться: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница — тоже человек… и даже — рады, когда он лечиться желает!».

Название города Лука обещал сказать потом, а пока Актёру нужно готовиться: « Воздержись… возьми себя в руки и — терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо… Человек — все может… лишь бы захотел…». Актёр уходит.

Анна просит Луку поговорить с ней. Лука снова её успокаивает, говоря, что после смерти она отдохнёт: «…помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть — она все успокаивает… она для нас ласковая…»

Лука говорит, что Бог знает, какая была у Анны тяжёлая жизнь , и велит отвести её в рай. « Ты — с радостью помирай, без тревоги…»,- говорит Лука Анне.

Анне не хочется умирать, она надеется, что выздоровеет, говорит, что потерпит, раз там так хорошо будет: «Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!».

Пепел, слыша слова Луки, понимает, что тот обманывает: «Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!».

Бубнов, узнав, что Анна действительно помирает, говорит ,что наконец кашлять перестанет, мешает её кашель ( никакой жалости ).

Пепел спрашивает у Медведева (дяди Наташи), каково её здоровье, сильно ли избила её Василиса. На угрозы Медведева говорит, что выдаст всё их семейство: « Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой! Кто краденое принял? Мишка Костылев с женой!».

Лука просит Пепла уйти от греха подальше, не лезть в дела семейные, уехать в Сибирь, на что тот отвечает: «Нет, уж я погожу, когда пошлют меня в Сибирь эту на казенный счет…»

Пепел о себе: «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…».

Лука снова предлагает Пеплу в Сибирь поехать, там такие нужны : «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!». На слова Пепла о то. Что Лука врёт. Тот отвечает: «И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…».

Бубнов: «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки — прочь…».

На вопрос пепла о том, есть ли Бог ,Лука отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…»

Входит Василиса, безразличное говорит Анне: «Жива еще?»

Пепел говорит Василисе, что та надоела ему: «…а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой, и всё… а никогда ты не нравилась мне… души в тебе нет…». Он предлагает ей разойтись мирно, без скандала.

Василиса откровенно говорит Пеплу : «… я все дожидалась, что ты мне поможешь из омута этого выбраться… освободишь меня от мужа, от дяди… от всей этой жизни… И, может, я не тебя, Вася, любила, а… надежду мою, думу эту любила в тебе..».

Василиса просит Пепла освободить её от мужа, а за это она разрешит ему жениться на Наташе да ещё и денег даст. « А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он — яд…»

Входит Костылёв, он разъярён, кричит на жену и на Пепла. Пепел набрасывается на Костылёва. Тот убегает.

Читайте также:  Если укусил клещ примета

Разговор Пепла и Василисы случайно слышал Лука. Он советует Пеплу не слушать Василису. «Мужа — она и сама со света сживет, да еще половчее тебя, да! Ты ее, дьяволицу, не слушай…». Лука советует : «Ты слушай: которая тут тебе нравится, бери ее под руку, да отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…».

Анна умерла. Лука пошёл за Клещом.

Входят Наташа и Актёр, который говорит, что весной поедет лечиться. «Я на пути к возрожденью… как сказал… король… Лир!». «…по сцене мое имя Сверчков-Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички…».

Наташа увидела, что Анна умерла: «… что она умерла… а жалко… Господи. Зачем жил человек?».

Никто не жалеет о смерти Анны, даже муж, что с горечью замечает Наташа. На это Лука говорит: «…куда нам — мертвых жалеть? Э, милая! Живых — не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!»

Входят Сатин и Актёр. Сатин не верит, что есть лечебница. «Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!».

Бубнов просит не шуметь, спать пора. Никого не смущает, что в ночлежке лежит Анна. Сатин: « Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат. »

Конец 2-го действия.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Пьеса «на дне» кто не верит в обещания луки? Что обещает им лука (цитаты из текста)? (перечислить не верующих героев )

Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна
выражается по-своему. Сначала вера понимается узко — как христианская
вера, когда Лука просит умирающую Анну поверить в то, что после смерти
она успокоится, Господь отправит ее в рай.
По мере развития сюжета слово «вера» обрастает новыми смыслами. Актеру, который потерял веру в себя из-за того, что «душу пропил» , старичок
советует лечиться от пьянства и обещает сказать адрес лечебницы, где
пьяниц лечат даром. Наташу, которая не хочет бежать из ночлежки с
Васькой Пеплом, потому что никому не верит, Лука просит не сомневаться в
том, что Васька — хороший парень и сильно ее любит. Самому Ваське
советует отправиться в Сибирь и завести там хозяйство. Над Настей,
которая пересказывает любовные романы, выдавая их сюжет за реальные
события, он не смеется, а верит ей, что у нее была настоящая любовь.

Основной девиз Луки — «во что веришь, то и есть» — можно понимать
двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они
верят, стремиться к тому, чего они желают, потому что их желания есть,
реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства
ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь» .

Герои пьесы «На дне» разделяются в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда» .
За то, что Лука пропагандирует ложь во спасение, Барон называет его
шарлатаном, Васька Пепел — «лукавым старцем» , который «истории
рассказывает» . Бубнов остается глух к словам Луки, он признается, что он
не умеет врать: «По-моему — вали всю правду, как она есть! » Лука же
предупреждает, что правда может оказаться и «обухом» , и в споре с
Бубновым и Бароном о том, что такое правда, говорит: «Она, правда-то, —
не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… » . Клещ,
который на первый взгляд является единственным персонажем, не теряющим веру в себя, во что бы то ни стало стремится вырваться из ночлежки, вкладывает в слово «правда» самый безысходный смысл: «Какая — правда? Где — правда? . .Работы нет… силы нет! Вот — правда! . .Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда. ».

на сколько я помню данную пьесу то луке не верили васька сын вора и актёр и по моему не много сатин вроде бы (бывший богач).

Источник

что советует Лука каждому из героев? по пьесе горького, на дне..

Лука привлекает нас тем, что для него все люди одинаковы: “… По-моему, ни одна блоха –не плоха: все — черненькие, все — прыгают” — говорит он.

Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаря этим рассказам, мы хоть что-то узнаем о страннике. Из его поведения в некоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можем сделать вывод, что Лука – беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая, что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтому у Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда убивают Костылева.

Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер – возможности играть на сцене, Клещ – постоянной работы, Настя – любви. Они мучительно пытаются изменить свое положение и находят понимание и сочувствие именно у Луки. С его появлением у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь, возникает надежда на выход со “дна”. Он к каждому человеку находит свой подход.

Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука дарит веру в излечение: “От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Воздержись… возьми себя в руки и – терпи… А потом вылечишься… и начнешь жить снова… Ну, решай в два приема… ” Актер легко верит Луке потому, что в душе уже несет эту мечту. По словам Ю. Юзовского, Актер дает “повязать на глаза повязку” возвышающего обмана”.

Читайте также:  Как спастись от крыс

Источник

«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

Почти 120 лет назад Максим Горький опубликовал пьесу «На дне». Краткое содержание произведения поможет понять его суть и драматические коллизии. Расскажем о пьесе подробнее и проанализируем, почему она не утратила актуальность в XXI веке.

«На дне»: краткое содержание

Пьеса «На дне» — произведение, созданное для театра. Его действие разворачивается в одном месте — ночлежном доме — заведении, которое создано для того, чтобы бездомные могли переночевать.

«На дне» кратко — это описание одного дня из жизни обитателей ночлежки, которые оказались в одном месте по различным причинам. Поэтому краткое содержание пьесы «На дне» следует начать со знакомства с персонажами.

Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:

  • Михаил Иванович Костылев (54 года).

Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.

Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.

Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюблен Васька Пепел — один из постояльцев ночлежки. Это вызывает ревность Василисы, у которой на Ваську свои планы.

  • Абрам Иванович Медведев (50 лет).

Дядя Натальи и Василисы, который работает полицейским. Влюблен в торговку пельменями Квашню, но та не отвечает ему взаимностью.

Странник с большим жизненным опытом. Появляется в ночлежке и дает советы постояльцам, как им выбраться из тяжелой ситуации.

Вор, который мечтает изменить свою жизнь. Он продает краденное Костылеву и является любовником Василисы, но мечтает оставить ее и жить с Наташей.

Сапожник, который любит выпить. От этого скатился на социальное дно. Ему не хватает денег, даже чтобы заплатить Костылеву за ночлежку.

Картузник, который когда-то имел собственное дело, но прогорел.

Опустившийся аристократ, живущий в ночлежке с Настей — 24-летней девицей.

Спившийся деятель искусств по фамилии Сверчков-Заволжский.

  • Андрей Митрич Клещ (40 лет).

Слесарь; грубый, но работящий. Живет с женой — 30-летней Анной, которая больна и не встает с кровати. Клещ уверен, что она мешает ему вырваться из нищеты.

Нищий, который когда-то работал на телеграфе и много читал.

Фото: сцена из спектакля «На дне» (киевский театр на Подоле, 2017): UGC

Представив героев, следует продолжить краткий пересказ «На дне», поведав о том, что происходит в каждом из актов:

Действие первое

Краткое содержание «На дне» начинается с событий первого акта. Они переносят зрителя в комнату ночлежки.

Весенним утром в большой комнате с самоваром торговка Квашня рассказывает о новом ухажере, за которого она не желает выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива, что избавилась от мужа-тирана. Отдавать свою свободу другому мужчине не намерена.

Слесарь Клещ заявляет, что так или иначе она выйдет замуж. Возмущенная Квашня обвиняет его в намерении свести жену в могилу.

В это время проснувшийся Актер помогает больной Анне выйти подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, разыскивающего свою жену Василису. Он уверен, что она крутит роман с Васькой Пеплом, но не может уличить ее в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.

В это время в ночлежке появляется Лука, который помогает больной женщине вернуться в комнату.

Выпивший сапожник Алешка встречает Василису, разыскивающую Пепла. Он говорит, что Васька намерен бросить ее ради Наташи. Разозленная Василиса вспоминает, что Алешка не оплатил пребывание, и выгоняет его на улицу. Там его за нарушение спокойствия задерживает Медведев.

Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.

Действие второе

Далее события пьесы «На дне», краткий пересказ которой продолжается вторым актом, разворачиваются вечером.

Постояльцы ночлежки коротают время за играми. Большая компания играет в карты. За ними наблюдают Клещ и Актер. Бубнов и Медведев играют в шашки.

Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации:

  • Больной Анне, которая жалуется на плохую жизнь и побои мужа, он говорит, что после смерти она вдоволь отдохнет.
  • Актеру, который собирался прочесть Луке стихи перед тем, как пойти пропивать то, что выиграл Барон в карты, но забыл, старец советует обратиться в бесплатную клинику для алкоголиков. Актер уверяет, что стоит ему побыть трезвым пару дней, и он все вспомнит и без помощи.
  • Дважды Лука пытается помочь Пеплу. Первый раз, когда Медведев грозится арестовать Ваську, старец убеждает, что в Сибири сильным да умным живется «как огурцам в парнике». Когда Василиса предлагает Пеплу убить Костылева за деньги и взамен получить Наташу, Лука советует не слушать ее, а уйти из ночлежки с любимой.

Далее пьеса «На дне» кратко продолжается такими событиями:

  • Костылев, застав жену с Пеплом, устраивает скандал. Васька собирается его избить, но его останавливает Лука.
  • Умирает Анна, и Васька с Лукой отправляются в трактир разыскать Клеща.
  • В ночлежку возвращается пьяный Актер с Наташей. Он обещает девушке лечиться от алкоголизма, а после вернуться на сцену.
  • Вернувшийся Клещ заявляет, что пропил все деньги и не может похоронить жену. Обитатели обещают ему помочь и отправляются спать.
Читайте также:  Как заговором избавиться от папиллом

Действие третье

Далее события развиваются стремительнее в пьесе «На дне». Краткое содержание третьего акта можно представить в виде цепи событий:

  • Разговор на заднем дворе ночлежки. В нем принимают участие Лука, Клещ и Наташа, Барон и Настя, а также Бубнов.

Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.

Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру.

Бубнов рассказывает, что предпочитает говорить правду. На что Лука рассказывает историю о человеке, который повесился, узнав от ученого, что праведной земли не существует.

  • Ссора между Пеплом и Василисой.

Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.

  • Костылев ссорится с Лукой.

Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки.

Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.

Действие четвертое

В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.

Далее события разворачиваются следующим образом:

Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.

  • Приход Бубнова и Медведева.

Приятели приносят водку и закуску. Медведева уволили из полиции, и он теперь зависит от Квашни. Обитатели ночлежки выпивают, веселятся, поют песни. Прибегает Барон и говорит, что Актер повесился. Сатин возмущен тем, что веселье испорчено.

Фото: сцена из спектакля «На дне» (театр города Пермь, 2019): UGC

«На дне»: анализ произведения

Пьеса «На дне», читать которую было интересно деятелям искусства начала ХХ века, впервые была поставлена в 1902 году в МХТ. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века.

Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы:

  • Замысел и история создания.

Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки. С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание.

В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии.

Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают.

Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.

  • Особенности композиции и жанр.

Сам Горький «На дне» описывал как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги героев.

События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки. По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.

После его исчезновения наступает развязка. Герои продолжают серию мелких конфликтов, которая прерывается совместной попойкой. В конце Актер покончил с жизнью. Так автор символично показал крушение всех надежд героев. Они не просто не могут, но и не хотят выбираться со дна.

Примечательно, что устами Сатина озвучена позиция, которую большинство из них разделяют: событие неприятно тем, что прервало пьяное веселье.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

«На дне» — остросоциальное произведение, которое подняло темы, не утратившие актуальность и в XXI веке. Продолжаются кризисы, а с ними появляются люди, которые оказываются на дне. Их видение мира талантливо показал Горький в начале ХХ века.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей