Что такое гаммельнская крыса

Гамельнский крысолов – от жуткой сказки к трагической реальности

Многие реальные события со временем становятся легендами, приобретая фантастические детали, однако далеко не многим из них удаётся превратиться в известную сказку. Сейчас я хочу рассказать именно о таком предании, что посвящено Гамельнскому Крысолову.

Вероятно, вам знаком сюжет немецкой сказки о загадочном музыканте, сумевшем избавить город от крыс, но получившем в качестве платы лишь неблагодарность. Но самое поразительное можно встретить в старинных хрониках. В совершенно реальных исторических документах говорится, что в 1284 году в городе Гамельне без вести пропали 130 детей. Неужели тот самый Крысолов увёл их? Давайте попробуем разобраться в тайнах этой легенды и истории, связанной с ней.

Крысы – проклятие Европы

Впервые немецкая легенда о Гамельнском крысолове в записях графа фон Циммерн, что проживал в Вюртенберге в XVI веке. Позднее её сюжет лёг в основу песни, а через столетие и вовсе превратился в известную сказку. За многие годы рассказ о Крысолове значительно преобразился, приобрёл новые детали, однако суть его остаётся прежней. Я хочу рассказать самый распространённый вариант этого предания.

Давным-давно, в Средние века многие немецкие города страдали от полчищ крыс, что разносили болезни и мешали жить людям. Не был исключением и Гамельн.

Каждый день власти этого города пытались избавиться от грызунов, но крыс становилось всё больше и больше. Местные жители ставили капканы и рассыпали отравленную пищу в домах, но никакие ухищрения не могли спасти от нашествия серых захватчиков.

Не могли помочь в борьбе с крысами и кошки. Более того, крысы, чувствуя своё численное преимущество, стали нападать на домашних животных. Нередко грызуны могли искусать даже младенцев в колыбели. В итоге магистрат Гамельна вынужден был объявить: тот, кто избавит город от крыс, может рассчитывать на любое вознаграждение.

Гамельнский крысолов – человек или тайна?

И вот, в «26 день месяца июня», на городских улицах появился загадочный человек с флейтой в руках. Никто из местных жителей не знал его, никто не мог сказать, откуда пришёл странный флейтист. Сам музыкант отправился к магистрату и заявил, что сможет уничтожить всех грызунов. В награду он требовал столько золотых монет, сколько будет ему по силам унести с собой.

Получив обещание от властей, незнакомец заиграл на лейте и отправился к реке Везер. Вслед за ним по улицам мчалось серое море крыс. Словно очарованные музыкой, они повиновались флейтисту. Вскоре последняя крыса утонула в Везере.

Увы, избавившись от проблемы, представители магистрата забыли о данном слове. Оскорблённый Гамельнский крысолов ушёл из города, но вскоре снова вернулся. Теперь он был облачён в костюм охотника. Став на главной площади, он вновь заиграл на флейте.

Очарованные взрослые неподвижно стояли, не сознавая, что в этот момент все дети Гамельна идут вслед за Крысоловом. Легенда завершается страшно – таинственный флейтист расправился с детьми так же, как с крысами – они утонули в реке.

Правда, в поэме Роберта Браунинга говорится, будто от процессии отстал один хромой мальчик. Увечье спасло малыша, который позднее и рассказал горожанам о случившемся. Насколько я помню, в сказке о Крысолове финал несколько смягчён. Там говорится, что флейтист просто увёл за собой всех детей местных жителей.

Крысолов жестоко отомстил неблагодарным горожанам

Предание о Гамельнском крысолове и история

Поразительно, но, как я уже упоминала, сведения легенды странным образом перекликаются с действительностью. Историками было найдено несколько документов, в которых указан точный факт: в Гамельне (а это не вымышленный, а реальный город) действительно были случаи массового исчезновения детей.

Читайте также:  Чем лучше поморить тараканов

И сегодня в Гамельне есть улица Бунгелозенштрассе (переводится как «улица Молчания»), на которой не разрешается играть на каких-либо музыкальных инструментах. Люди верят, что именно по ней Гамельнский крысолов вёл несчастных детей. Но что в действительности произошло с детьми Гамельна?

Одно из предположений исследователей отсылает нас к более ранним событиям, произошедшим в 1212 году. Тогда лживыми купцами были обмануты несколько французских детей-«крестоносцев», которых увезли в Африку и продали в рабство. По мнению историков, это происшествие могло повториться, что и было записано в хрониках.

Другая гипотеза отсылает нас к 1259 году, когда жители Гамельна были разбиты в одном из сражений. По мнению учёных, «детьми» могли называть не юное население, а всех уроженцев города, что были уведены агитаторами для участия в военной компании. Но, как вы видите, есть некоторое несоответствие в датах.

Третье предположение мне кажется наиболее вероятным. На старинных гравюрах Европы нередко можно увидеть «пляску смерти» – танцующий скелет играет на флейте, увлекая за собой людей. Подобные картины символизировали распространение смертельных эпидемий.

Нередко Крысолова сравнивали с дьяволом, принявшим облик музыканта. Быть может, именно так, с помощью печальной легенды, в Гамельне описывали чуму, унесшую жизни многих детей и взрослых. Это загадочное предание так и остаётся туманной тайной, сплетающей реальность и вымысел.

Из спасителя Крысолов превратился в палача

Как ни странно, но при ближайшем рассмотрении у всех версий относительно событий, связанных с Гамельнским крысоловом, есть серьёзные нестыковки. Всё это наталкивает на одно абсурдное, но вполне оправданное предположение – а что, если такой таинственный флейтист и правда существовал? На этот вопрос никто не может ответить отрицательно или утвердительно – слишком мало доказательств. Несомненно одно – фольклору и истории ещё есть чем нас удивить.

Источник

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

В 1284 году, через 72 года после несчастных детских крестовых походов, история с массовым исходом детей вдруг повторилась в немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове.

Как легенда стала сказкой

Вероятно, вы помните рассказ о том, как таинственный музыкант, не получив платы за избавление города от крыс, увел за собой детей нечестных и жадных горожан. Лишь трое из них сумели вернуться домой: слепой мальчик, сбившийся с пути, глухой, не слышавший музыки, и мальчик, выскочивший из дома полуодетым, но вернувшийся назад, так как «устыдился своего вида». Впервые в знакомом всем виде эта легенда была записана середине XVI века. Она содержится в хронике графов фон Циммерн из Вюртенберга. В 1806 году уже существовала песня «Крысолов из Гамельна», которую Людвиг Иоахим фон Арним и Клеменс Брентано включили в составленную ими антологию немецкой поэзии. А потом была написана всем известная сказка братьев Гримм, которые, с одной стороны, сделали этот сюжет знаменитым во всем мире, но, с другой, окончательно низвели старинную легенду до уровня детской сказки.

А между тем факт исчезновения детей Гамельна не вызывает сомнения, и общепризнанных рациональных объяснений этого происшествия нет до сих пор.

Что говорят документы

О том же говорится в табличке, найденной в ХХ веке при ремонте одного из старых домов:

Это здание теперь называется «Домом Крысолова», сейчас в нем находится небольшой музей.

В Хронике княжества Люнебургского (написанной около 1440-1450 г.г.) сообщается:

В 1553 году бургомистр Бамберга, который ознакомился с этой историей, пока находился в Гамельне заложником, дополняет рассказ: оказывается, Флейтист, который запер детей в горе Коппенбург, обещал вернуться через тридцать лет. И многие люди в Гамельне, действительно, ожидали его возвращения, которое, по их расчетам, должно было состояться в 1583 году.

И только в 1559 году в уже упоминавшейся хронике графов фон Циммерн появляется рассказ о крысах, от которых избавил город бродячий школяр. До этих пор появление Флейтиста в Гамельне с крысами никак не связывалось. Предполагают, что вся эта неприглядная история с армией крыс и глупыми жадными горожанами является клеветой на гамельнцев со стороны завистливых соседей – такой вот образец «чёрного пиара» XVI столетия.

Читайте также:  Как избавиться от грибка с одежды

История города Гамельн

В исторических документах небольшой город Гамельн (Хамельн) впервые упоминается в 851 г. Сейчас он является административным центром региона Хамельн-Пирмонт (восточная Вестфалия), в нем проживают около 58 тысяч человек. Выгодно расположенный на берегах реки Везер, Гамельн являлся членом Ганзейского союза и специализировался на торговле зерном, даже на городском гербе в то время красовались мельничные жернова (неудивительно, что именно в этом городе, если верить легенде, так расплодились крысы). Позже этот город входил в состав Ганновера и Пруссии.

В начале ХХ столетия Гамельн с открытием «Северогерманского автомобильного завода» (1907 г.) чуть было не стал столицей немецкой автомобильной промышленности, но не выдержал конкуренции с Вольсбургом, где был построен знаменитый завод Volkswagen.

После прихода к власти Гитлера, тюрьма Гамельна стала местом казни противников режима, а после поражения Германии во II Мировой войне здесь казнили уже нацистов, признанных военными преступниками. Сейчас в здании этой тюрьмы располагается отель – не удивлюсь, если его нынешние постояльцы не только не смущаются мрачной историей этой гостиницы, но даже, наоборот, воспринимают её как своеобразный бонус, с гордостью выкладывая в «Инстаграм» фотографии бывших камер.

Исход детей Гамельна: версии и предположения

Итак, Гамельн, о котором рассказывается в немецких легендах и песнях, не вымышленный и не сказочный, а вполне реальный город, и реальным было исчезновение его детей. Это событие стало настоящей трагедией для Гамельна, его жители потом даже вели отсчет времени «от ухода детей наших». Улица, по которой шли за флейтистом дети, и теперь называется Бунгелозенштрассе («улица Молчания»), на ней до сих пор запрещается играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

Мистическая составляющая в этой истории появилась лишь через несколько веков после происшествия, явно наслоившись на какой-то исторический факт. В этой связи интересна австрийская легенда, которая перекликается с событиями крестового похода детей 1212 года. В том году, обманутые марсельскими купцами Гуго Ферреусом и Вильямом Поркусом, французские дети-«крестоносцы» были увезены в Северную Африку и проданы в рабство на рынках Алжира, Туниса и Александрии. А в 1464 г., если верить австрийской легенде, в городе Корнойбург дудочник Ганс Мышиная Нора обманом заманил местных детей на корабль, из трюма которого они шагнули на невольничьи рынки Константинополя. Считается, что эта легенда вторична и является отголоском более ранних событий в Гамельне. Но ведь дыма без огня не бывает, не могло ли и в Гамельне случиться чего-то подобного? Некоторые исследователи обратили внимание на витраж, украшавший Рыночную церковь Гамельна (Маркеткирхе), построенную около 1300 г. (этот витраж был утерян в 1660 году). На сохранившемся рисунке, сделанном бароном Августином фон Мёрсбергом, мы видим Флейтиста в пестрой и яркой одежде и детей в белом. А между Флейтистом и детьми почему-то стоят три оленя. Броский наряд Флейтиста может быть своеобразной униформой: так в средневековой Европе одевались вербовщики, которые обычно сопровождали свои выступления игрой на барабане или флейте. А изображение трех оленей – элемент герба местной аристократической семьи фон Шпигельбергов, которые принимали активное участие в проводимой Тевтонским орденом колонизации восточных земель. Поэтому было высказано предположение, что именно фон Шпильберги и выманили детей из города какими-то обещаниями, а потом – похитили и увезли их. Сторонники данной версии считают носителей польских фамилий «Гамелин», «Гамель» и «Гамелинк» потомками детей, ушедших из Гамельна. Любопытно, что в первом варианте сказки братьев Гримм, уведенные Флейтистом дети Гамельна не погибли, и не исчезли бесследно, а основали новый город – правда, не в Польше, а в Трансильвании.

Читайте также:  Крот с телом человека

Авторы другой версии считают, что «детьми Гамельна» в хронике названы не собственно дети, а уроженцы этого города, попавшие в плен после поражения в битве при Зедемюнде – 1259 год. Флейтист в этом случае – не Дьявол, и не таинственный маг, а обычный агитатор, завербовавших местных жителей для военной кампании. Но здесь мы видим нестыковку в датах.

Высказано также предположение, что рассказ о Флейтисте, который увел за собой детей, на самом деле – описание знаменитой «пляски смерти». На многих картинах тех лет можно увидеть этот сюжет: скелет в пестрой одежде, символизирующий смерть, играет на флейте, увлекая за собой тех, кто поддается его чарам.

То есть Гамельнская хроника, возможно, в аллегорической форме рассказывает об эпидемии чумы, поразившей город. Если «копнуть» немного глубже, можно вспомнить, что ранее германцы верили, будто души умерших вселяются в мышей и крыс. И, следовательно, под маской Флейтиста мог выступать языческий бог Смерти, уводящий за собой души умерших детей. Но слишком много времени прошло уже после принятия христианства, и, даже если предположить, что память о языческих временах еще жила в Гамельне, вряд ли местные священники позволили бы такие аллюзии и намеки.

Если говорить об эпидемиях и болезнях, можно вспомнить также загадочную болезнь, называемую «пляской святого Витта». Согласно средневековым описаниям, она была заразной и носила характер локальной эпидемии. Больные, один за другим, начинали прыгать и дергаться в каком-то ужасном подобии танца, который продолжался в течение нескольких часов, а порой — и дней – и падали на землю в полном изнеможении. Характер и причины этой болезни остаются загадкой. Некоторые уверены, что речь идет о психическом заболевании, родственном истерии. Другие считают его нейроинфекцией, вызванной неизвестным вирусом. Самая известная вспышка данного заболевания описана в немецком городе Эрфурт, где в 1237 году несколько сотен детей в таком жутком судорожном танце дошли до соседнего города, и упали там замертво. Многих не удалось спасти, выжившие всю оставшуюся жизнь страдали от дрожи в руках и ногах. Не менее страшный случай пляски Святого Витта произошел в 1518 году в Страсбурге, когда к некой госпоже Троффеа, начавшей танцевать на городской улице, присоединилось 34 человека, а к ним в дальнейшем – еще около 400. В течение месяца на улицах от сердечных приступов и изнеможения умирало до 15 человек в день. Туфли больных были пропитаны кровью, но остановиться они не могли.

Но существует и другая, более прозаичная, версия, согласно которой дети просто ушли с Флейтистом на какой-то праздник, а причиной их смерти стал оползень в горах.

Версий и предположений, как видим, достаточно, но правильный ответ на вопрос о судьбе Гамельнских детей мы уже вряд ли узнаем. Если же говорить о легенде, возникшей на основе этого случая в средневековой Германии, сразу обращает на себя внимание на её уникальность и неоднозначность. В этом рассказе есть невинные жертвы, но нет героя и нет положительных персонажей: и Флейтист, и жадные горожане – фигуры, безусловно, отрицательные. И нельзя однозначно сказать, кто пришел в Гамельн в облике никому неведомого Флейтиста: сам Дьявол, искусный маг, талантливый и незаурядный мошенник или гениальный музыкант? И какова главная тема этой, с детства знакомой всем, истории? Что это – нравоучительный рассказ о банальной расплате за жадность и обман, или притча о великой силе искусства?

Бизнес на высохших слезах

Современные жители Гамельна уже давно изжили комплекс своих предков и неплохо зарабатывают на давнем происшествии.

Помимо прочих сувениров, здесь можно купить разнообразных съедобных «крыс» из теста, ликер «Крысиный яд», по-особенному приготовленный кофе «Крысолов». И каждый год 26 июня устраивается карнавал, в котором наряженные в крыс дети и одетые в средневековые костюмы родители идут за Флейтистом – совершенно добровольно.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей