Три правды. Цитаты о правде Бубнова, Луки, Сатина
Высказывания героев пьесы «На дне» о правде и лжи
Три позиции действующих лиц книги М. Горького выражены в цитатах, по которым видно их отношение к тому, что такое правда, нужна она или нет, и когда оправдана ложь. Разговор происходит в третьем акте пьесы, после рассказа Луки о двух бродягах – беглых каторжниках, которые напали на него с топором, вместо того, чтобы попросить хлеба. Обсуждая этот случай, персонажи произведения высказали три точки зрения.
1. Бубнов говорит о том, что правды не надо стесняться и следует её открыто высказывать. Это – честность. Надо быть прямым и открытым человеком, и тогда нет нужды брать то, что тебе нужно, силой, надо обратиться с просьбой и договориться, сотрудничать с людьми.
Бубнов:
А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?
2. Главное столкновение мировоззрений происходит вокруг двух других точек зрения. Первая высказывается, когда Клещ и в поддержку ему Лука говорят, что правда жизни бывает слишком жестока, горька, нужна ли она? Нет, не нужна. Не надо человеку «тыкать» тем, кто он есть и как живёт, надо пожалеть его. Если его положение в жизни не устраивает, окружающим не нужно говорить о нём прямо, надо входить быть снисходительными. Это – сладкая ложь. Однако хотя Клещ не хочет правды о себе, она ему невыносима, но и с ложью он несчастлив.
. Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда. (дрожит от возбуждения). Говорите тут – пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она – проклята!
Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…
Далее Лука рассказывает притчу о праведной земле, такой, где все люди хорошие и всё устроено по справедливости, но её поиски не увенчались успехом, и человек, который верил в её существование, так расстроился, что ударил учёного, который не нашёл такой земли на географических картах, и затем повесился.
3. Сатин отвечает на это, показывая обратную сторону такого мировоззрения, сравнивает две точки зрения. Он говорит, что есть «сладкая» ложь, которую можно оправдать, во имя спасения. Но даже такая «ложь – религия рабов и хозяев», а «правда – бог свободного человека». В связи с тем, что Лука пропал из ночлежки, в четвёртом акте происходит следующий разговор, во время которого Сатин произносит монолог о правде.
Сатин:
Клещ. Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем… Вон князь… руку-то раздавил на работе… отпилить напрочь руку-то придется, слышь… вот те и правда!
Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы – все – скоты! Дубье… молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, – всех хуже. Ты – ничего не понимаешь… и – врешь! Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи… Я – понимаю старика… да! Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!
Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я – согласен! Ты говоришь… как порядочный человек!
Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но – еще кое-что знаю! Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем, за его здоровье! Наливай… (Усмехаясь.) Старик живет из себя… он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди. » (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А – для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё – хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, – всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и все крестьяне… и даже господа – для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!» «Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может… может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»
Вывод, который можно сделать – горькая правда лучше сладкой лжи, она делает человека сильнее и заставляет его идти вперёд, меняет его положение к лучшему, тогда как самоутешение и самообман заставляют его смириться с несправедливостью и плохой жизнью. Поэтому ложь делает человека рабом, а правда делает его свободным человеком. Стремление к правде – это стремление к свободе.
Источник
Клещ в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание
Клещ является одним из второстепенных героев знаменитой пьесы Горького «На дне».
В этой статье представлена цитатная характеристика Клеща в пьесе «На дне» Горького: образ, описание персонажа.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
Клещ в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
«Я здесь полгода прожил… а всё равно как шесть лет…» (Клещ)
«. перед наковальней – сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его – две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки.»
«Ты бы, чай, теперь поласковее с ней обращался… ведь уж недолго…» (Наташа)
«Побои… обиды… ничего кроме – не видела я… ничего не видела!»
«И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?» (Квашня — Анне)
«Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает…» (Костылев)
«Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… «
«Не люблю его… больно он зол да горд. (Передразнивая Клеща.) «Я – рабочий человек». И – все его ниже будто… Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит!»
«Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
В конце концов Анна умирает от своей болезни. У Клеща в это время оказывается только 40 копеек на похороны. Чтобы похоронить жену, он продает свои слесарные инструменты, благодаря которым он зарабатывал на жизнь:
«Нет… Хоронить надо… а у меня сорок копеек всего…» (Клещ)
«Сатин. Эй, вдовец! Чего нюхалку повесил? Что хочешь выдумать?
Клещ. Думаю… чего делать буду? Инструмента – нет… всё – похороны съели?»
«Клещ (вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит). Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда. «
«Как же. Надо жить… (Громко.) Пристанище надо… ну? Нет пристанища… ничего нет! Один человек… один, весь тут… Помощи нет…»
Клещ (выпив, отходит в угол к нарам). Ничего… Везде – люди… Сначала – не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!»
Таков цитатный образ Клеща в пьесе «На дне» Горького: характеристика, описание персонажа.
Источник
«ТРИ ПРАВДЫ» В ПЬЕСЕ А. М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«ТРИ ПРАВДЫ» В ПЬЕСЕ ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Цели : рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин); определить особенности гуманизма Горького.
I. Вступительная беседа.
Представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на «дно»?
Герои пьесы, которую мы изучаем, сопротивляться перестали, она опустились на «дно жизни».
— Тема нашего урока: «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
— Какие вопросы мы будем рассматривать?
(Предполагаемые ответы: Что такое правда? Какой может быть правда? Почему три правды? Какие мысли о правде высказывают герои? Кто из героев задумывается над этим вопросом?
Обобщение учителя: У каждого героя – своя правда. А мы с вами попытаемся выяснить позиции героев, разобраться в них, понять суть спора, возникшего между персонажами и решить, чья правда ближе нам, современным читателям.
Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам литературную разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из героев она принадлежит.
— На что совесть? Я не богатый (Бубнов)
-Любить живых надо, живых (Лука)
— Когда труд – обязанность – жизнь рабство (Сатин)
— Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (Сатин)
— Люди живут…как щепки по реке плывут…(Бубнов)
— Все люби на земле лишние (Бубнов)
— Христос всех жалел и нам велел (Лука)
— Человека приласкать – никогда не вредно (Лука)
-Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!
Актуализация знаний. Вызов.
— Вы продемонстрировали неплохое знание текста. Как вы думаете, почему вам были предложены реплики именно этих персонажей? ( Лука, Сатин, Бубнов имеют своё представление о правде).
– Что является основным лейтмотивом пьесы? Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?
Спор о правде – смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Правда – ложь («Врешь!» – резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда – вера – это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».
— Как вы понимаете значение слова «правда»?
ПРАВДА, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.). 3. То же, что правота (разговорное). Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет (посл.). 4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого.
Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая
Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина. – Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды?
II. Работа по проблеме, заявленной в теме урока.
Философия правды в пьесе Горького.
«Правда Луки» — В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратимся к истокам имени Лука. Какие значения оно может иметь?
1) Восходит от имени апостола Луки.
2) Ассоциируется со словом «Лукавый», то есть хитрый.
3) «Луковка», пока до середины доберёшься, снимешь много «одёжек!
— Как появляется Лука в пьесе? Какие первые слова он говорит? ( «Доброго здоровья, народ честной», он сразу объявляет свою позицию, говорит, что он ко всем хорошо относится, «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха».
— Что говорит Лука об отношении к окружающим людям?
Рассмотрим, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки.
— Как он относится к Анне? (Жалеет, говорит, что после смерти она обретёт покой, утешает, помогает, становится необходимым)
— Что советует Актёру? ( Найти город, в котором лечат от алкоголя, там чисто, пол мраморный, лечат бесплатно, «Человек всё может, лишь бы захотел»).
— Как предлагает устроить жизнь Ваське Пеплу? ( Уехать в Сибирь с Наташей. Сибирь – богатый край, там можно заработать, стать хозяином).
— Как утешает Настю? ( Настя мечтает о большой светлой любви, он говорит ей: «Во что веришь, то и есть»)
— Как разговаривает с Медведевым? ( Называет его «ундером», т. е. льстит, и тот попадается на его удочку).
Так как же Лука относится к обитателям ночлежки? ( Хорошо, в каждом видит человека, открывает положительные черты характера, пытается помочь. Он в каждом умеет открыть хорошее и вселить надежду).
— Прочитайте реплики, в которых отражается жизненная позиция Луки?
— Как вы понимаете слова : «Во что веришь, то и есть?»
В противовес «прозе факта» Лука предлагает правду идеала – «поэзию факта». Если Бубнов (главный идеолог буквально понятой «правды»), Сатин, Барон далеки от иллюзий и не нуждаются в идеале, то Актер, Настя, Анна, Наташа, Пепел откликаются на реплику Луки – для них вера важнее правды.
Неуверенный рассказ Луки о лечебницах для алкоголиков звучал так: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат. такая уж лечебница устроена для пьяниц. Признали, видишь, что пьяница – тоже человек. » В воображении актера лечебница превращается в «мраморный дворец»: «Превосходная лечебница. Мрамор. мраморный пол! Свет. чистота, пища. все – даром! И мраморный пол. Да!» Актер – герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить для него оказывается смертельной.
— Кому из героев нужна поддержка Луки? (Актёру, Насте, Наташе, Анне. Им важнее не правда, а слова утешения. Когда Актёр перестал верить в то, что он может излечиться от алкоголизма, он повесился.
— Человек может добру научиться..очень просто,- говорит Лука. Какую историю он приводит в пример? (Случай на даче)
— Как вы понимаете «историю» о праведной земле?
Итак, правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, даёт им надежду.
— В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)
«Христос всех жалел и нам велел»
«Во что веришь, то и есть»
«Человек всё может – лишь захотел»
«Любить – живых надо, живых»
«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»
— Кто из героев (Лука, Сатин или Бубнов показался вам наиболее мрачным персонажем?
-Позиция какого персонажа противопоставлена позиции Луки?
— Кто это такой? (Картузник, 45 лет)
— Чем он занимается? ( примеряет на болванки для шапок старые, распоротые брюки, соображая, как кроить)
— Что мы о нём знаем? (Был скорняком, подкрашивал меха, руки были жёлтые от краски, имел своё заведение, но потерял всё)
— Как он себя ведёт? (Недоволен всем, презрительно обращается с окружающимися, смотрим угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в тексте).
-Найдите реплики, характеризующие его мировоззрение.
«Шум – смерти не помеха»
«На что совесть? Я – не богатый»
«Люди все живут… как щепки по реке плывут..Строят дом, а щепки – прочь».
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».
Когда умирает Анна, он говорит: «Кашлять перестала, значит». Как вы это оцените?
-Как эти слова характеризуют его?
-В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом).
Правда Бубнова состоит в обнажении изнаночной стороны бытия, это «правда факта». «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь правду про себя. да и все ее знают. » – загоняет он Пепла в обреченность быть вором, когда тот пытался было разобраться в себе. «Кашлять перестала, значит», – отреагировал на смерть Анны.
Выслушав аллегорический рассказ Луки о его жизни на даче в Сибири и укрывательстве (спасении) беглых каторжан, Бубнов признался: «А я вот. не умею врать! Зачем? По-моему, – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Бубнов видит лишь негативную сторону жизни и разрушает остатки веры и надежды в людях, Лука же знает, что в добром слове идеальное становится реальным: «Человек может добру научить. очень просто», – заключил он рассказ о жизни на даче, а излагая «историю» о праведной земле, свел ее к тому, что разрушение веры убивает человека. Лука (задумчиво, Бубнову): «Вот. ты говоришь – правда. Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. » Лука лечит душу.
Позиция Луки гуманнее и действеннее обнаженной правды Бубнова, потому что взывает к остаткам человеческого в душах ночлежников. Человек для Луки, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит». «Я только говорю, что если кто кому хорошо не сделал, то и худо поступил». «Человека приласкать – никогда не вредно».
Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет
Выразителем ещё одной жизненной правды становится Сатин. Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.
Чтение монолога Сатина.
— Как этот персонаж появляется в пьесе?
— Что мы понимаем из его первых слов?
( Появляется с рычанием. Его первые слова говорят о том, что он карточный шулер и пьяница)
-Что мы узнали об этом человеке? (Когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Сатин любит произносить непонятные слова. Какие?
Органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум».
Сикамбр – древнегерманское племя, означает «тёмный человек».
Сатин чувствует превосходство над другими ночлежниками.
— Как он оказался в ночлежке? (Попал в тюрьму, так как заступился за честь сестры).
-Как он относится к труду? ( «Сделай так, чтобы работа была мне приятна –я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь — рабство!
— В чём видит правду жизни Сатин? (Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.
«Ложь – религия рабов и хозяев»
«Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…»
«Правда – бог свободного человека».
-Как, по его мнению, надо относится к человеку? (Уважать. Не унижать жалостью Человек – это звучит гордо, считает Сатин).
— По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?
-Сатин считает, что человека надо уважать.
-Лука считает, что человека надо жалеть.
Чувствовать жалость, сострадание;
Неохотно расходовать, тратить;
Чувствовать расположение к кому-либо, любить
Относиться с уважением;
Считаться с кем-либо, чем-либо
Что общего в их понимании? В чём разница?
Итак, у каждого из героев своя правда.
Лука – утешительная правда
Сатин – уважение к человеку, вера в человека
Бубнов – «циничная» правда
Интересно, что свои рассуждения Сатин подкрепил авторитетом Луки, человека, в отношении которого мы в начале пьесы представляли Сатина антиподом. Более того, ссылки Сатина на Луку в 4 акте доказывают близость обоих. «Старик? Он – умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. Выпьем, за его здоровье!» «Человек – вот правда! Он это понимал. вы – нет!»
Собственно, «правда» и «ложь» Сатина и Луки почти совпадают.
Оба считают, что «уважать надо человека» (акцент на последнем слове) – не его «маску»; но расходятся они в том, как следует сообщить людям свою «правду». Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область.
Если все «слиняло» и один «голый» человек остался, то «что же дальше»? Актера эта мысль приводит к самоубийству.
Какую роль играет Лука в раскрытии проблемы «правды» в пьесе?
Для Луки правда в «утешительной лжи». Лука жалеет человека и тешит его мечтой. Он обещает Анне загробную жизнь, выслушивает сказки Насти, посылает Актера в лечебницу. Он лжет ради надежды, и это, может быть, лучше, чем циническая «правда» Бубнова, «мерзость и ложь». В образе Луки есть намеки на библейского Луку, который был одним из семидесяти учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Горьковский Лука заставляет обитателей дна думать о Боге и человеке, о «лучшем человеке», о высшем призвании людей.
«Лука» – это еще и свет. Лука приходит, чтобы озарить костылевский подвал светом новых идей, забытых на дне чувств. Он говорит о том, как надо, что должно быть, и совсем не обязательно искать в его рассуждениях практические рекомендации или инструкции по выживанию.
Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.
Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.
Лука гибок, мягок. «Мяли много, оттого и мягок. » – произнес он в финале 1 акта.
Лука с его «ложью» симпатичен Сатину. «Дубье. молчать о старике. Старик – не шарлатан. Он врал. но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» И все-таки «ложь» Луки его не устраивает. «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»
Таким образом, отвергая «правду» Бубнова, Горький не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки. По существу, он выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту
Особенности гуманизма Горького. Проблема Человека в пьесе Горького «На дне».
Свою правду о человеке и преодолении тупика Горький вложил в уста Актера, Луки и Сатина.
В начале пьесы, предаваясь театральными воспоминаниям, Актер самозабвенно высказался о чуде таланта – игре перевоплощения человека в героя. Откликаясь на слова Сатина о прочитанных книгах, образованности, он разделил образование и талант: «Образование – чепуха, главное – талант»; «Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу. »
Известно, что Горький преклонялся перед знанием, образованием, книгой, но еще выше ценил талант. Через Актера он полемически, максималистски заострил и полярно развел две грани духа: образование как сумму знаний и живое знание – «систему мысли».
В монологах Сатина идеи горьковских размышлений о человеке находят подтверждение.
Человек – «он – все. Он создал даже Бога»; «человек – вместилище Бога живого»; «Вера в силы мысли. это вера человека в себя самого». Так в письмах Горького. А так – в пьесе: «Человек может верить и не верить. это его дело! Человек свободен. он за все платит сам. Человек – вот правда! Что такое человек. это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном. В одном – все начала и концы. Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»
О таланте и вере в себя первым сказал Актер. Сатин все обобщил. В чем же роль Луки ? Он несет дорогие для Горького идеи преображения и усовершенствования жизни ценою творческих усилий человека.
«И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее. и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше. упрямые!» – откровенничает старец в первом акте, имея в виду общие устремления всех к лучшей жизни.
Тогда же в 1902 году Горький делился с В. Вересаевым своими наблюдениями и настроениями: «Все растет и ширится жизнедеятельное настроение, все более заметно бодрости и веры в людях, и – хорошо живется на земле – ей-богу!» Одни слова, одни мысли, даже интонации одни в пьесе и письме.
В четвертом акте Сатин вспомнил и воспроизвел ответ Луки на свой вопрос «Зачем живут люди?»: «А – для лучшего-то люди и живут. По сту лет. а может, и больше – для лучшего человека живут. Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо. Неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может. » И уже сам, продолжая говорить о человеке, изрек, повторяя Луку: «Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!» Сатин повторил Луку, говоря об уважении, не согласился с ним, говоря о жалости, но важнее другое – идея «лучшего человека».
Высказывания трех персонажей сходны, и, взаимоусиливаясь, они работают на проблему торжества Человека.
В одном из писем Горького мы читаем: «Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться. из века в век. Верю в бесконечность жизни. » Опять Лука, Сатин, Горький – об одном.
3. Каково значение 4-го акта пьесы Горького?
В этом акте – прежняя обстановка, но начинается «брожение» ранее сонной мысли босяков.
Это началось еще со сцены смерти Анны.
Лука произносит над умирающей женщиной: «Иисусе Христе многомилостивый! Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими. » Но последними словами Анны были слова о жизни : «Ну. еще немножко. пожить бы. немножко! Коли там муки не будет. здесь можно потерпеть. можно!»
– Как расценивать эти слова Анны – как победу Луки или как его поражение? Горький не дает однозначного ответа, комментировать эту фразу возможно по-разному. Ясно одно:
Анна впервые заговорила о жизни позитивно благодаря Луке.
В последнем акте происходит странное, до конца неосознанное сближение «горькой братии». В 4-м акте Клещ починил-таки гармонику Алешки, испробовав лады, зазвучала уже знакомая тюремная песня. И этот финал воспринимается двояко. Можно так: нельзя уйти со дна – «Солнце всходит и заходит. а в тюрьме моей темно!» Можно иначе: ценою смерти человек оборвал песню трагической безысходности…
Самоубийство Актера прервало песню.
Что же мешает ночлежникам изменить свою жизнь к лучшему? Роковая ошибка Наташи – в неверии людям, Пеплу («не верю я как-то. никаким словам»), надеющемуся вдвоем изменить судьбу.
«Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня. Назови ты. Наташа, ну?»
Ее ответ – убежденный, выношенный: «Идти некуда. я знаю. думала. Только вот не верю я никому».
Одно слово веры в человека могло изменить жизнь обоих, но оно не прозвучало.
Не поверил в себя и Актер, для которого творчество – смысл жизни, призвание. Весть о смерти Актера пришла после известных монологов Сатина, контрастно оттенив их: вот не справился, не сыграл, а ведь мог, не поверил в себя.
Все персонажи пьесы пребывают в зоне действия на первый взгляд абстрактных Добра и Зла, но становящихся вполне конкретными, когда речь заходит о судьбе, мироощущениях, отношениях с жизнью каждого из действующих лиц. И связывают людей с добром и злом их мысли, слова и дела. Они прямо или косвенно влияют на жизнь. Жизнь – путь выбора своего направления между добром и злом. В пьесе Горький исследовал человека и проверил его возможности. Пьеса лишена утопического оптимизма, как и другой крайности – неверия в человека. Но один вывод бесспорен: «Талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, свою силу. »
Афористичность языка пьесы Горького.
Учитель . Одной из характерных особенностей горьковского творчества является афористичность. Она свойственна как авторской речи, так и речи персонажей, которая всегда резко индивидуальна. Многие афоризмы пьесы «На дне», подобно афоризмам «Песен» о Соколе и Буревестнике, стали крылатыми. Вспомним некоторые из них.
– Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки?
a) Шум – смерти не помеха.
б) Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.
в) Жди от волка толка.
г) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.
д) Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают.
е) Старику где тепло, там и родина.
ж) Все хотят порядка, да разума нехватка.
з) Не любо – не слушай, а врать не мешай.
(Бубнов – а, б, ж; Лука – д, е; Сатин – г, Барон – з, Пепел – в.)
Итог. Чья правда ближе вам?
Выразите свое отношение к вашей работе на уроке.
2 прилаг – оценка вашей работы на уроке
3 глаг. – описывающие действия объекта, т. е. как вы работали на уроке
Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке
Сегодня мы убедились в том, что правда у каждого своя. Возможно, вы ещё не решили, каких жизненных позиций вы будете придерживаться в дальнейшем. Я надеюсь, что вы выберете правильный путь.
IV. Домашнее задание. Напишите рассуждения , выразив свое отношение к прочитанному произведению
– В чем смысл спора Луки и Сатина?
– Чьей стороны придерживаетесь в споре «о правде»?
– Какие проблемы, поднятые М. Горьким в пьесе «На дне», не оставили вас равнодушными?
Источник