Демон чревоугодия как избавиться

Как бороться с чревоугодием?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Хочу узнать, как бороться с грехом чревоугодия? Еда для меня как наркотик, без жирной пищи и фастфуда у меня портится настроение, у меня есть привычка вознаграждать себя за хороший поступок или удачное дело вкусняшкой. Это сильно отражается на моем здоровье и финансах. Умом понимаю, что должна избавляться от этого, а желудком — нет. Как мне молиться, чтобы избавиться от этой страсти?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение! Очень хороший и важный вопрос.
Действовать тут нужно на уровне духовном, душевном (психическом) и телесном.

Начало — это решить, что Вы хотите избавиться от зависимости от еды. Не только от жирной еды и фастфуда, а в принципе Вы хотите жить свободно и так, чтобы еда не определяла то, как Вы живете, на что живете и в каком состоянии духа пребываете. Выйти из зависимости на свободу — вот что Вам нужно.

Теперь о том, что сделать. Я могу дать только общие советы, о конкретике Вы будете говорить со специалистом. Нужно помолиться Богу и каждый день просить Его помощи в этом деле выстраивания нормальных отношений с едой. По поводу того, что Вы не можете сдержаться, и по поводу всего остального неправильного нужно исповедоваться примерно раз в месяц. Это приучит Вас к определенной дисциплине и самоанализу.

Дальше нужно очень четко понять, может быть, даже написать, в каких именно случаях Вы едите вредную еду и чем можно заменить этот прием пищи. Например, Вы вознаграждаете себя за что-то едой — а чем еще можно вознаградить? Прогулкой, яблоком или грушей, разговором по телефону, танцем, спеть песню, прочитать фрагмент хорошей книги, а может быть, немного размяться? Спорт, между прочим, — очень хороший способ снять напряжение и поднять себе настроение, можете почитать об этом. Найдите в сети интересные, простые и краткие комплексы упражнений, которые Вам нравятся, и делайте их, увидите, что настроение после хорошей разминки повысится, это природа!

На самом деле, Вы понимаете проблему не только умом, но и желудком, потому что он и вся остальная пищеварительная система страдают от той еды, которую Вы им даете. Не понимаете Вы Вашей психикой, точнее, в ее арсенале просто нет альтернатив для того же вознаграждения или борьбы со стрессом — так дайте их себе! У Вас должен быть большой, пунктов на 25 список альтернатив фастфуду. Те же овощи, фрукты, рыбу и мясо можно научиться очень просто и вкусно готовить и брать это с собой. Попробуйте, поэкспериментируйте с едой и образом жизни.

Получится не сразу, но дайте себе на это несколько месяцев, Ваш образ жизни и восприятия себя и мира должны измениться.

О том, как и кому молиться, я немного говорил в ответе на вопрос Как избавиться от переедания?

В целом о страсти чревоугодия на «ФОМЕ» опубликован материал Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти. Очень отрезвляющее чтение, может быть, мотивирует Вас скорее взяться за дело. Тем более, многие люди с Вашей проблемой справились, значит, это возможно.

Если самой сложно, запишитесь на прием к психологу, чтобы с ним проговорить, что именно Вас толкает к еде и как можно еду заменить (это примерно то же, что я написал, только еще и специалист Вас поддержит). В интернете можете поискать различные группы про еду, но лучше ищите не энтузиастов-любителей, а специалистов, которые подскажут, что делать именно Вам.

Если, упаси Бог, у Вас начались проблемы со здоровьем, нужно получить рекомендации терапевта и, например, эндокринолога о том, каким образом Вам можно менять режим питания и насколько резко это можно сделать.

Источник

Демон чревоугодия как избавиться

Тут хотелось бы немного сказать о смысле православного поста. Пост сейчас соблюдают многие. Но правильно ли соблюдают? В ресторанах и кафе на время постов появилось специальное постное меню. Дикторы телевидения и радио говорят о начале поста. В продаже имеется немало кулинарных книг с рецептами постных блюд. Так в чем же суть поста?

Пост – это не диета. Пост, особенно Великий, святые отцы называли весной души; это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Прекращаются супружеские плотские отношения, увеселения. До революции во время Великого поста закрывались театры. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли посмотреть внутрь себя, своей души. Постом православные христиане говеют и причащаются святых таин.

Пост – время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой, низкокалорийной пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не пресыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», – пишет преподобный Ефрем Сирин. Это одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее нам.

Второе значение пощения – жертва Богу и воспитание своей воли. Пост – установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост – первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать от всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост – это послушание божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы; Ему нужно «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50: 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, ущемление своей воли.

Еще одно значение поста – в воспитании воли и подчинении ее духу. Постом мы даем понять чреву, «кто в доме хозяин». Человеку, не привыкшему поститься, дисциплинировать себя, очень тяжело обуздывать страсти, бороться с ними. Христианин – это воин Христов, а хороший воин находится в постоянной боевой готовности, постоянно тренируется и обучается, держит себя в форме.

В Церкви нет ничего случайного и бессмысленного. Не соблюдающие пост, пресыщенные никогда не узнают настоящего вкуса пищи, этого дара Божия. Даже праздничная трапеза для не постящихся становится чем-то вполне обыденным, а для постящихся даже скромное застолье после продолжительного поста – настоящий праздник.

Пост чрезвычайно полезен и в супружеской жизни. Супруги, привыкшие к воздержанию во время постов, никогда не пресытятся своими интимными отношениями, они всегда желанны друг для друга. И наоборот, пресыщение ведет либо к взаимному охлаждению, либо к излишествам и изощрениям в интимной жизни.

Пьянство и наркомания: духовно-телесная зависимость

Проявлениями страсти чревоугодия, невоздержания являются пьянство, наркомания и курение. Эти пороки – очень яркие примеры греховной, страстной зависимости, зависимости не только духовной, но и болезненно-телесной.

Вино является вещью далеко не безопасной, но Священное Писание не относится к нему как к чему-то скверному, греховному и нечистому. Наоборот, Христос благословил брак в Кане Галилейской, восполнив оскудение запасов вина, претворив воду в вино на свадьбе. Господь Сам разделял дружескую трапезу с апостолами и Своими последователями и употреблял вино. Святой пророк псалмопевец Давид воспевает: «Вино веселит сердце человека» (Пс.103: 15). Но в Библии дается и предупреждение: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18).

«Пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 10). Нам дается предостережение: вино содержит в себе опасность, нельзя упиваться им, необходимо соблюдать осторожность и знать меру.

Человек становится алкоголиком не на пустом месте. И алкоголь, и наркотики – это очень простой способ мгновенного получения радости, эйфории. И пока алкоголь или наркотик действуют в организме, человек имеет некий эрзац счастья. То, что он, может быть, не смог получить в жизни, к чему нужно прилагать очень много усилий, дается мгновенно. Ведь чтобы получить настоящее счастье, нужно очень много потрудиться.

Особенно часто человек становится алкоголиком или наркоманом, когда у него неблагополучно в семейной, личной жизни. Большинство подростков-наркоманов не получили в своей семье должной любви, очень многие были сиротами при живых родителях, а человек не может жить без любви, он страдает, ищет какой-то заменитель, способ забыться.

Американские исследователи утверждают, что 100% случаев наркомании связано с ощущением утраты смысла жизни. На вопрос, все ли им представляется бессмысленным, 100% наркоманов отвечают утвердительно. В одном из центров реабилитации наркоманов применили метод логотерапии (с помощью которого пациенты обретали смысл жизни), и удалось добиться 40% излечения по сравнению с 11% традиционных методов лечения. Вот почему так высок процент ремиссии в центрах лечения алкогольной и наркотической зависимости при храмах и монастырях. Ведь страждущим указывается подлинный смысл жизни – в Боге, в вере, в труде на благо Церкви и людей. Они каются в грехах (а без покаяния невозможно победить страсть), участвуют в таинствах, вместе молятся об исцелении.

Но, несмотря на силу этой страсти и власть диавола, надежда всегда остается. Если человек искренне хочет избавиться от зависимости и горячо просит Бога об исцелении, Господь обязательно поможет. Беда в том, что многие не имеют решимости сделать это или просто не хотят. Уже было сказано, что страсть при всей своей мучительности имеет великую сладость для одержимого ею. И вот этого человек терять не хочет. И часто начинает хоть о чем-то задумываться лишь когда уже доходит до края, до предела: либо Господь посещает тяжелой болезнью, либо рушится семья и прочее. А тогда ведь может быть уже поздно.

Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью алкоголизма, нужно запомнить раз и навсегда: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным, поэтому даже прикасаться к водке и вину ему категорически запрещено. То, что позволено обычному здоровому человеку, то есть получать веселье от вина и соблюдать меру, ему уже не дано. Недаром люди, посещающие группы анонимных алкоголиков, даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. От пьянства нельзя освободиться полностью, не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен. Сей демон изгоняется только постом, то есть полным воздержанием.

Читайте также:  Муравьи роятся что это

Нет греха в куренье табака?

Несколько слов еще об одной зависимости – табакокурении. Курение, к сожалению, далеко не все считают привычкой опасной и греховной: мол, пьянство, наркомания – это другое дело, а курение – так, пустяки. В обязанности священника входит напутствие и причащение умирающих на дому и отпевание усопших в храме. И мне бы очень хотелось, чтобы те люди, которые так легкомысленно относятся к курению, хотя бы раз съездили со мною и побеседовали с теми несчастными, которые умирали от рака горла, легких, печени, вызванных табачной зависимостью. А сколько лет жизни похитили сами у себя эти больные? Это знает только Господь.

Одна женщина, которая умерла потом от рака горла, ходила в наш храм. Так вот, даже придя на раннюю литургию, она не могла не покурить: она просто умирала без этого. И так как она была уже в очень плохом состоянии, я был вынужден допускать ее до причастия. Вскоре она умерла. Но даже если курильщик может выдержать и не курить до литургии, то как можно, причастившись, вскоре затягиваться ядовитым дымом?

Говоря с человеком сильно курящим, особенно если он натощак, с трудом переносишь запах, идущий у него изо рта. Этот застарелый табачный перегар сравним разве что с запахом разлагающегося трупа.

В некоторых странах правительство весьма обеспокоено здоровьем граждан; там постоянно повышаются цены на табачные изделия, запрещается реклама табака, на коробках сигарет печатают списки болезней, которые происходят от курения. А в Австралии на сигаретных пачках даже печатают фотографии органов, пораженных заболеваниями, вызванными курением, – черных от табачного дегтя легких, например.
Все эти ужасы я рассказываю не для того, чтобы кого-то обидеть. Но, может быть, те, кто думают, что с табаком можно дружить, задумаются о том, чем может закончиться это увлечение?

Всякая страсть весьма сильна и сидит не только в теле, но и в душе, в сознании человека. Многие люди, бросившие курить уже очень давно, рассказывали мне, что часто видят во сне, как они с наслаждением затягиваются сигаретой. Вот какой глубокий след оставил в их душе этот порок.

О ЧРЕВОУГОДИИ
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва https://pravoslavie.ru/58484.html

Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.

Преподобный Лев наставлял:
«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение:

«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф:

«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела».

Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:

«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».

Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

Страсть винопития: как с ней бороться

Преподобный Лев писал о страсти винопития: она приносит «великое огорчение и болезнь». Также он отмечал, что для исцеления страждущего, кроме молитв за него, необходимо его собственное произволение, без чего и молитвы других людей могут быть безуспешны:

«О болезни… любезного вашего сына Z. я сердечно соболезную. Знаю, что вам и близким сердцу его приносит сие великое огорчение и болезнь. Мы по силе нашей обязываем себя молиться Господу о избавлении его от сей страсти, но надобно, чтоб было и его произвольное желание к оставлению сего и понуждение, а без того наши грешные молитвы не в силах успеть. Когда “праведного молитва поспешествует” только при чужом старании, кольми паче наша грешная молитва не может действовать без доброго произволения».

Старец так писал об участи подверженных страсти пьянства:

«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!»

Преподобный Лев объяснял, что страсть пьянства попускается за гордыню и высокоумие или «нарушение совести противу святого супружества», то есть за нарушение супружеской верности. Преподобный советовал принуждать себя к смирению и прибегать к исповеди:

«И братцу вашему от полноты сердца желаю быть избавлену от пьянственной страсти; но только сия страсть попущается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести противу святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, принудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить – истинно раскаяться пред искусным духовником… А потом Господь ему и поможет».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития».

Вообще Оптинские старцы обращали внимание на обязательную исповедь всем страдающим страстью винопития, так как причиной винопития часто бывает тоска душевная, а она происходит от неисповеданных грехов. Преподобный Амвросий обращал особенное внимание на то, что для борьбы со страстью пьянства необходима полная исповедь, начиная с самого детства:

«А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет».

Также старец советовал страдающим душевной тоской и страстью винопития при появлении тоски и уныния читать с поклонами молитву и Евангелие:

«Один человек, страдавший и тоскою, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением при появлении тоски совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия».

Старец Иосиф советовал:

«Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и Святых Таин приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у Нее помощи».

Борьба со страстью курения

Страдающему страстью курения преподобный Амвросий писал:
«Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией, только стоит твердо решитьcя оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертию. Раздражительность и тоска – это следствия болезненности души от табакокурения.
Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с 7 лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Таким образом, все Оптинские старцы видели духовные причины чревоугодия, пьянства и курения и советовали искать исцеления частой исповедью, причастием Святых Христовых Таин, молитвой и чтением Евангелия, понуждением себя к смирению и неосуждению, следованием заповедям Божиим.

Когда говорят, что во многом сам уклад современной жизни, современного потребительского общества противоречит важным христианским установкам, то в подтверждение этой радикальной казалось бы мысли достаточно привести окружающее нас кулинарное изобилие. Я имею в виду множество продуктовых магазинов и супермаркетов, которые на каждом шагу попадаются в современном мегаполисе, изобилие кулинарных изданий и шоу по телевидению. Кулинарные журналы и шоу учат вкусно готовить что-нибудь эдакое, а магазины стараются предложить максимальное изобилие еды. Маркетологи напряженно думают над тем, как заставить нас покупать все новые выбрасываемые на рынок продукты, и происходит все более возрастающий круговорот денег и товаров в обществе. И, казалось бы, все довольны. Но правильно ли это – с христианской точки зрения?
Наверняка многим мои слова покажутся каким-то малопонятным ворчанием на пустом месте, своего рода брюзжанием смутного сознания. Действительно, что же плохого в том, чтобы вкусно поесть? Однако одно дело отметить какое-нибудь радостное событие в жизни праздничным застольем, а другое дело – когда без вкусной еды ты уже не можешь жить ни дня. Это уже настоящая зависимость, и на языке христианской аскетики она называется страстью чревоугодия.

Читайте также:  После укуса энцефалит симптомы при укусе клеща

Удивительно и поучительно то, что отцы Церкви именно чревоугодие считали той начальной страстью, не поборов которую вообще бессмысленно бороться и с другими страстями. Вот что по этому поводу говорил, например, Иоанн Кассиан Римлянин:
«Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели. Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке.

Итак, первою нам надо попрать похоть чревоугодия. Таким образом, подавление плотских вожделений оказывается неким солиднейшим основанием всех браней. Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается».

(Иоанн Кассиан Римлянин. «Обозрение духовной брани»)

Таким образом, в христианской аскетике среди восьми главнейших страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) именно победа над чревоугодием считается тем начальным этапом, без которого вообще бессмысленно говорить о какой-либо дальнейшей борьбе со страстями. Пусть страсть к еде и более слабое вожделение по сравнению с гневом или тем более гордостью. Но как можно надеяться на победу над более сильным соперником, если не можешь одолеть даже слабейшего? Ведь «кто не законно сражается, тот не венчается».

С другой стороны, тут, конечно, масса нюансов. Как говорит тот же Кассиан Римлянин, тут не может быть поставлено одинаковое для всех правило. «Не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соизмеряться и силой тела». Поэтому «мера воздержания должна быть определена судом совести каждого».

Святые отцы были на самом деле очень проницательные психологи, они хорошо разбирались в самых тонких движениях души. Любопытна их классификация видов чревоугодия, которое они подразделяли на три основные разновидности. Во-первых, это неспособность придерживаться определенного режима приема пищи и прием еды раньше определенного срока. Во-вторых, это чрезмерное насыщение и переполнение живота, прием пищи в количествах, превышающих то, которого требует нормальное самочувствие. И, в третьих, это страсть к изысканным и приятным яствам, к чрезмерному разнообразию и изысканности еды. Поэтому вступивший в борьбу с чревоугодием должен, «во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; потом, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простой какой-нибудь и дешевой пищей».

Кроме того, святые отцы считали, что чревоугодие в каком-то смысле порождает все остальные страсти. То есть, пресыщение чрева порождает блудные мысли, а блуд занятие в общем-то затратное, и в душе зарождается сребролюбие. А когда блуд и деньги не приносят истинного счастья, в душе начинают бушевать печаль и гнев.

Интересно, что древнегреческое слово «чревоугодие» – ἡ γαστρομαργία – по-русски дословно означает жадность, похоть, ярость или даже бешенство живота, чрева. То есть, получается, что в каком-то смысле чревоугодие – это бешенство живота, которое рождает другие страсти. И укротить его – и значит положить самый первый, начальный кирпич в дело собственного спасения.

«СЧАСТЬЕ ЕСТЬ», ИЛИ О СТРАСТИ ЧРЕВОУГОДИЯ
Гелия Харитонова 17 марта 2011

Святитель Василий, епископ Кинешемский, рассказывал об одном французе, для которого вкусно есть и пить было единственной целью жизни. Для удовлетворения этой страсти он не жалел ни сил, ни средств. Он с увлечением изучал историю кулинарии и достиг в этой области удивительных познаний. Он знал все редкие кушанья, которые когда-либо подавались к столу у королей всего мира и у всех исторически известных богачей-гастрономов. Знал, как приготовить каждое из этих блюд, и его ежедневное меню могло привести в восторг самого прихотливого и избалованного сластолюбца. Из самых отдалённых стран всего мира выписывал он редкостные и дорогие продукты для своего стола. Он истратил на это всё своё громадное состояние, полученное по наследству, а когда в кармане у него остался один франк и ему стало ясно, что вести далее такую жизнь невозможно, он пошёл на рынок, купил на последний франк жирного каплуна, зажарил его по всем правилам кулинарного искусства, съел и застрелился. Жизнь потеряла для него всякую цену.

Конечно, после такой истории каждому покажется, что он-то уж точно не имеет страсти чревоугодия. Впрочем, чрезмерная сытость, пристрастие к утончённым вкусовым ощущениям или услаждение себя пищей многими из нас не воспринимается как грех. Достаточно посмотреть современную рекламу, где добрая половина нахваливаемых товаров — это продукты питания, причём сопровождаются они такими словами и призывами, как «счастье есть», «живите с сыром», «он такой вкусный, что, когда его ешь, невозможно остановиться», «наслаждение изысканным вкусом — это особое таинство, которому ничто не должно мешать», «чтобы понять — надо жевать» и т. д. И тут же идёт реклама лекарств, типа мезима, для облегчения переполненного яствами чрева, предлагаются различные техники и методики похудения, причём большинство из них обещает избавить вас от излишнего веса «раз и навсегда». В современной европейской культуре борьба с чревоугодием определяется скорее медицинскими предписаниями, чем нравственными соображениями.

Меж тем, чревоугодие — один из семи смертных грехов. «Но, — думает большинство современников, — разве можно эту маленькую слабость ставить в один ряд с гордыней, завистью, жадностью, распущенностью и ленью?» Не зря в Ватикан поступило коллективное обращение от владельцев французских кафе и ресторанов, которые просят папу Римского исключить чревоугодие из числа семи смертных грехов. По мнению французов, вкусная и обильная пища «служит смягчению нравов и вселяет в человека радость бытия», поэтому хороший стол с изысканными блюдами не может считаться греховным делом.

Педагогический энциклопедический словарь определяет чревоугодие как неумеренное потребление пищи или чрезмерное пристрастие к ней. Чревоугодие является одной из форм более широкого порока — сластолюбия, который охватывает противостоящее добродетели злоупотребление всеми пятью видами чувств, а не только вкусом. В античности считалось, что чревоугодие вызывает как телесное страдание, так и страдание души, поскольку предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с этим пороком предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление об её истинном месте в жизни.

История и наука жестоко бичуют все виды чревоугодия, жития же святых передают вещи, которые должны приводить богобоязненную душу в великий страх. Святитель Григорий Богослов осмеивал пресловутую нравственность и невоздержание греческих богов, наперегонки бегущих с прочими демонами на «тучный» пир, «на запах тука и возлияний». Предел скотоподобного состояния человека показали нам римские комики и сатирики. Они беспощадно бичуют разных Лукуллов, Тримальхионов своего времени и блюдолизов — гостей при их чудовищных столах, давая им позорные клички «мух», «котов», «паразитов», «саранчи». Гладиаторов и борцов не только за физическую силу, но и за обжорство называли саркастически «непобедимыми, непреодолимыми». И действительно, Милону Кретонскому, знаменитому атлету древности, нужно было в день десять килограммов мяса, столько же хлеба и без малого два ведра вина. Император Максимин (235-238 гг.), известный гонитель христиан, мог в один день выпить 5 1/2 ведёр вина и съесть 1 пуд мяса. Нечего удивляться поэтому, что он одним ударом кулака перешибал ногу у лошади и растирал в порошок пальцами камни.

Чревоугодие изображается в циклах добродетелей и пороков в средневековой скульптуре и встречается также в эпоху Ренессанса, особенно в искусстве гобелена, где такой моральный пример, висящий в домашнем интерьере, должен был, по-видимому, производить нужный эффект. Аллегорическая фигура чревоугодия — толстая, набивающая себя едой и питьём. Иногда страдает рвотой. Она может быть коронована листьями винограда на манер Бахуса и может держать блюдо с фруктами.

Наши писатели, классики и рядовые, чуть ли не каждый из них, тоже немало страниц уделяли описанию чревоугодной обстановки. Стоит только припомнить всем известную Обломовку Гончарова, Петра Петровича Петухова в «Мёртвых душах» (II том) Гоголя, «Сирену» Чехова и т.п.

Святые отцы Церкви образ этой страсти, которой подчиняется даже христианин духовной и высокой жизни, довольно верно сравнивали с орлом. Хотя он парит выше облаков и скрывается из глаз людей и от лица всей земли, но, по требованию чрева, принуждён бывает опять спускаться на низменности, сходить на землю и питаться трупами…

Безусловно, в самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно больше денег на новые, ещё более изысканные продукты. Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, всякий глоток влаги после угашения жажды, просто для удовольствия, — это уже чревоугодие. И даже тот, кто по причине своей бедности ест один хлеб и пьёт только воду, но при этом желает многих и разных яств, то и тот, по мнению учителей Церкви, чревоугодник.

Читайте также:  Борная кислота с яйцами против тараканов

Чревоугодие подразделяется на виды, или типы. Святой авва Дорофей называл два вида чревоугодия. «Первый, когда человек ищет приятности пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного. Это называется гортанобесие. Иного борет многоядение, и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их, но, хороши ли они или нет, он хочет только есть их и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево своё; это называется чревобесие». Ещё же существует тайноядение, когда человек лицемерно перед другими показывает своё воздержание, а находясь один, объедается; раноядение; а также употребление пищи, которая вредна для здоровья. Всё это, говорил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «в конечном счете, ведёт к расстройству ума, к помрачению его, к лишению чистоты, непорочности. Так, причиною погибели и разврата содомлян было не одно пьянство, но и пресыщение. «гордость в сытости хлеба и изобилии вина» (Иез. 16,49)».

Один американец набрал вес в 1800 фунтов (около 815 кг) и говорил, что он обязательно дойдёт до 2000 фунтов, чтобы войти в книгу рекордов Гиннесса. Его соотечественница из другого штата набрала вес в 1350 фунтов и съедает за день столько, сколько съест рота солдат. А ещё один американец А. Кнорр поправился за шесть месяцев на 133 кг перед своей смертью. (Книга рекордов Гиннесса)

Без сомнения, у этих людей к желанию постоянно есть примешивается ещё и жажда славы. И это вполне закономерно — служение своему желудку влечёт за собой другие страсти. «Злые страсти и нечестие не только вводятся одна через другую, но и подобны суть одни другим», — говорит Григорий Палама. Эта диалектическая связь проверена и подтверждается всеми писателями-аскетами, в творениях которых прекрасно показывается, как одна греховная привычка коренится в другой, сама порождая последующую.

Сребролюбие, ярость, печаль суть дети и отрасли чревобесия. Обжорливому для удовлетворения своих вожделений необходимо собрать богатство, а если что-либо препятствует обогащению, то он впадает в ярость. Когда же, по немощи, ярость не может осуществиться, непременно приходит печаль. «Пресыщенное чрево порождает семя сластолюбия, и дух, подавленный тяжестью пресыщения, не может иметь рассудительности. Ибо не одно чрезмерное употребление вина делает человека безумным, но и безмерное употребление пищи также расстраивает, помрачает его, лишает чистоты и непорочности», — говорит авва Антоний.

По мнению святых отцов, чревоугодие изгнало из рая Адама; оно же во время Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением и было сладострастие, но корень всех бед — чревоугодие.

При перенасыщении возможны нечаянные и внезапные злоключения, за которыми следует отчаяние, по слову Иоанна Лествичника, — самая лютая из всех страстей. Многие больные этой страстью преждевременно умирают. Одним из печальных последствий чревоугодия, которое, кстати, заботит современных гурманов более всего, являются телесные болезни. Поэтому ещё в Ветхом Завете премудрый Сирах предупреждал: не пресыщайся всякой сластью, и не бросайся на разные снеди; ибо от многоядения бывает болезнь и от пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни (Сир. 37: 30-34). В настоящее время медицина называет следующие болезни помимо ожирения: диабет, сердечно-сосудистая недостаточность, атеросклероз, печёночная и почечная недостаточность и т. д.

Одновременно развивающимся последствием страсти чревоугодия является возникновение душевных болезней: пленения ума (бесконечное мечтание о яствах), бесчувственности сердца. Одержимость страстью приводит к изменению характера, в поведении начинают проявляться леность, многословие, дерзость, смехотворство, наглость, бесчувственность, самохвальство, кощунство. Более того, при постоянном пресыщении можно наблюдать снижение интеллектуальных влечений. Нарушение нормального чувства насыщения, стремление устраниться от сложных ситуаций «пищевым влечением», пассивность, не позволяющая много двигаться, зачастую вызывают депрессивные состояния, озабоченность своим телом, защитные тенденции. Полные люди из-за стыда «самоизолируются и легко могут из-за этой изоляции и отказа от контактов снова прийти к потребности утешения через пищу».

«Что же бывает следствием, если начато нами дело свиней? — вопрошает прп. Исаак Сирин и тут же отвечает, — тяжесть в голове, великое отягощение в теле и расслабление в мышцах, а от сего — необходимость оставлять службу Божию, потому что приходит и леность творить на ней метания (поясные поклоны), и нерадение о поклонах обычных, омрачение и холодность мысли; ум одебелевший (огрубелый) и неспособный к рассудительности от смятения и великого омрачения помыслов, густой и непроницаемый мрак, распростёртый во всей душе, сильное уныние при всяком Божием деле, а также и при чтении, потому что человек не вкушает сладости словес Божиих, великая праздность от необходимых дел (т.е. по причине их оставления), ум неудержимый, скитающийся всюду по земле, большое накопление неуместных образов, исполненных похотения, которое проникает в душу и в самой душе нечисто исполняет свои хотения…»

Ему вторят другие отцы Церкви (а кому, как не им, знать все трудности борьбы со страстью чревоугодия, ибо она — одна из первых страстей, с которой начинали борьбу практически все святые подвижники):

«Чревоугодие истребляет в человеке всё доброе».

«Чревоугодие истребляет в человеке всё доброе».

Преподобный Нил Синайский.

«Невозможно и плоть наполнять досыта яствами, и духовно наслаждаться умными и божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения благ духовных. И напротив, в какой мере кто станет утончать своё тело, соразмерно с тем он может насыщаться пищей и утешением духовными».

Прп. Симеон Новый Богослов

«Если будешь угождать чреву и излишне питать себя, то низвергнешься в пропасть блудной скверны, в огонь гнева и ярости, отяжелишь и омрачишь ум, приведёшь свою кровь в разгорячение».

Епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Пробеги умом свою жизнь с юного возраста и вспомни, что ты с давних пор ел и пил. Не один раз ты ел и достаточно много пил, однако всё это прошло, как будто никогда и не бывало, и нет теперь об этом никакой памяти и нет от этого никакой пользы. Ибо как тогда, так и теперь, хотя и всеми яствами и питиями насладишься, ничего более не получишь, как только вред, и за каждым случаем наслаждения — тяжесть в душе и обновление страстей. Поэтому не желай здесь вознаградить себя таким способом, но всё упование своё полагай в небесном».

Святитель Димитрий Ростовский

Способы борьбы с чревоугодием

В Православии создана культура питания, чередующая разнообразие пищи и в течение недели (среда, пятница — постные дни), и в течение всего года, через многодневные посты. Так создаётся определённый ритм смены пищи, полезный для тела и не мешающий жизни души. Но и имея определённый канон в питании, можно увлечься количеством пищи или стремлением к чрезмерной изысканности, вредной и для здоровья, и для развития душевных способностей. Поэтому учители Церкви рекомендуют некоторые способы борьбы с этой страстью:

«Врачуется чревоугодие воздержанием, постом и молитвенным бдением. Правильное воздержание и пост состоят в умеренности. Принимая пищу, необходимую для поддержания тела, надо вставать из-за стола в то время, когда ещё хочется есть», — учит прп. Иоанн Кассиан Римлянин. — Пост не может быть для всех одинаковый, ибо у всех разная крепость тела. Но у всех должно быть одно правило — укротить плоть «для воздержания сердца и укрепления духа». Каждому нужно поститься столько, сколько ему необходимо для этого укрощения. Следует также помнить, что умеренность в употреблении пищи подобает соблюдать и после поста. Тот, кто поступает иначе, снова производит в теле расслабление. Даже «строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое доходит до порока чревобесия». «Видя, что ты стал немного спокойнее от скотского разжигания, не думай, что ты вне опасности нападения, не возвращайся к прежней невоздержанности или прихотям чревоугодия, — продолжает авва Серапион. — Ибо побеждённый дух чревоугодия говорит как бы так: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел» (Мф. 12, 44). Тогда тотчас происходящие от него семь духов-пороков будут для тебя ещё злее, чем страсть, которая вначале была побеждена тобою, и они скоро увлекут тебя к грехам. Поэтому нам надо стараться, победив воздержанием и постом страсть чревоугодия, не оставлять душу нашу пустой от необходимых добродетелей, но заботливо наполнять ими все изгибы нашего сердца, чтобы дух чревоугодия, возвратившись, не нашёл нас пустыми, не занятыми добродетелями, и, не довольствуясь открытием входа для себя одного, не ввёл с собой в нашу душу семь страстей, так что последнее будет хуже прежнего… Ибо пожелание чрева само по себе не было бы вредно, если бы не вводило за собою других, более важных страстей, то есть блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости, которые сами по себе, без сомнения, вредны и гибельны для души».

Итак, одного телесного поста недостаточно. Он должен соединяться с постом душевным, «ибо и душа имеет свою вредную пищу». Это — злословие, гнев, зависть, тщеславие, «похоть и блуждание» сердца. Иоанн Кассиан Римлянин учит о постепенном систематическом лечении страстей, поскольку все они находятся между собой в непрерывной диалектической связи. «Страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние соединены между собою особым неким сродством, по коему излишество предыдущей даёт начало последующей. Потому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ним от предыдущих к последующим: чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную страсть; чтобы подавить эту похоть, надо обуздать чревоугодие».

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей