Тематические диктанты для 4 класса (программа «Перспектива»)
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Диктанты для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводный контрольный диктант
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко — буквенный разбор слова ягода .
3. Обозначьте грамматическую основу в 3 предложении.
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко — буквенный разбор слова поздно.
3. Обозначьте грамматическую основу в 6 предложении.
Контрольный диктант по теме «Текст»
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.
Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко-буквенный разбор слова грустно.
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко-буквенный разбор слова листья.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. а Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную , только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу сторож.
Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, Валя плакала навзрыд . Она очень испугалась.
- Выпишите предложения к схемам.
2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 2 предложения 3 абзаца.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова вдруг.
- Выпишите предложения к схемам.
2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 1 предложения последнего абзаца,
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова очень .
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.
Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и годную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.
Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!
1. Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.
2. Образуйте от слова слон 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, —их-, -ок-, -ат-, -ят-.
3. Выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.
1. Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.
2. Образуйте от слова волк 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, —их-, -ок-, -ат-, -ят-.
3. Выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.
Контрольный диктант по теме «Слово и его значение».
Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую дорогу.
Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.
1. Подчеркните главные члены предложения и определите части речи в 1 предложении.
2. Разберите слова как части речи: ползёт, зелёный, северные.
Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.
1. Подчеркните главные члены предложения и определите части речи в 8 предложении.
2. Разберите слова как части речи: стальных, заживёт, покров.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение,
2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.
Сок (апельсины) и ( мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Выполните разбор существительных как части речи: вредителей.
Вариант 2 –гусениц.
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение.
2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.
Сок (апельсины) и ( мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Выполните разбор существительных как части речи: гусениц.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах прилагательных окончания, определите падеж.
2. Составьте словосочетания по схемам
3.Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные
В …,…,… уборе стоит осенний лес.
1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах прилагательных окончания, определите падеж.
2. Составьте словосочетания по схемам
3.Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные
На …, … небе загорелись яркие звёзды.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!
1. Выпишите из текста местоимения, определите их лицо, число и падеж.
2. Спишите слова, разделяя их на две группы
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у тебя.
3.Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
1. Выпишите 2 глагола, разберите их как часть речи.
2. Разберите по составу глагол высвистывает
3. Найдите по 2 глагола 1 и 2 спряжения и выделите в них окончания, укажите спряжение.
Образуйте от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.
Аттестационная письменная работа (диктант).
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
1. В последнем предложении выделите основу, выпишите из него словосочетания. Над каждым словом надпишите части речи.
2. Разберите слова как части речи.
Укрыли, молочным, за ночь.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова ледяные.
Источник
Лесные санитары
Муравьи — лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Муравейник — это их город. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие палочки, веточки. Они разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха и влаги. В плохую погоду муравьи прячутся в муравейники и закрывают все входы и выходы.
Если разорить муравейник — погибает муравьиная семья. Тогда в лесу появляется много вредных гусениц. Они губят деревья и кустарники.
Прежде всего ученики выделяют ряд родственных слов: муравьи — муравейник — муравьиная. Совместно с учителем проводится анализ, каким образом образованы эти слова.
Муравьи — это форма множественного числа существительного муравей, образованная с помощью окончания -и.
Муравейник — имя существительное, образованное с помощью суффикса -ник- от существительного муравей и обозначающее постройку, сооружение, где живут муравьи. Муравьи сами строят муравейник из сухих травинок, палочек и мелких веточек.
Муравьиная — это имя прилагательное, образованное с помощью суффикса -им- и окончания -йя. С помощью этого слова можно охарактеризовать предметы, которые относятся к муравьям: муравьиная семья, муравьиная куча, муравьиный яд и т. п.
Далее полезно вместе с детьми понаблюдать, какие грамматические формы этих слов используются в тексте. Оказывается, что слово муравьи употребляется в рассказе несколько раз, но форма его не меняется. Оно везде стоит в именительном падеже. Рекомендуется обратить внимание учащихся на тот факт, что муравьи являются главными действующими лицами в рассказе и поэтому во всех предложениях используются как подлежащие. Существительное муравейник используется в различных формах. В связи с этим ученикам предлагается проанализировать словосочетания, в которых оно встречается в тексте, например: тащат в муравейник к прячу т-
1 Грамматическая подготовительная работа проводится, как правило, после первичного знакомства с текстом и разбора его содержания.
ся в муравейники, и ответить на вопрос: «Почему во втором словосочетании у имени существительного окончание -и? Что оно означает?»
Разобравшись с первым рядом родственных слов, можно переходить ко второму, например: поедают — съедают, при этом ход рассуждений остается примерно тем же.
В грамматическую работу как составная часть включается орфографическая подготовка. Оправданным будет и использование ряда упражнений, направленных на совершенствование лексической системы,— подбор синонимов, антонимов, раскрытие многозначности слова и т. д.
В ходе подготовительных упражнений возможен другой вариант группировки слов, например с одинаковыми приставками, суффиксами, или слов, стоящих в одинаковой форме. Но при любом варианте группировки слов необходимо предложить учащимся вопросы, направленные на осознание ими грамматического и лексического значения анализируемого материала.
Такая кропотливая работа особенно много времени занимает на начальных этапах, поэтому ее рекомендуется проводить в основном на индивидуальных занятиях. Однако ее несомненная польза в том, что она позволяет развивать у учащихся с тяжелой речевой патологией внимательное отношение к языку. На каждом занятии учитель вместе с детьми совершает маленькое открытие, касающееся внутренней структуры слова или текста, и затем учит детей применять полученные знания в собственных высказываниях.
Кроме упражнений, направленных на анализ готового текста, ученикам предлагается серия грамматических заданий по его трансформации, например:
1. Пересказать текст, добавив в него имена прилагательные.
2. Пересказать текст, заменив 1-е лицо на 3-е или наоборот.
3. Пересказать текст, заменив глаголы настоящего времени на
глаголы прошедшего или будущего времени, изменив тем самым
время действия текста.
4. Пересказать текст, внеся в него предложения с прямой речью,
или заменив прямую речь косвенной.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих заданий.
Если некоторые учащиеся испытывают затруднения при их выполнении, например при изменении лица или времени действия, с такими детьми необходимо провести подготовительную работу, заключающуюся в следующем:
а) выделить и подчеркнуть в каждом предложении граммати
ческую основу;
б) внести в нее изменения в соответствии с заданием;
в) внести, если необходимо, другие изменения в предложение.
Проиллюстрируем этот алгоритм на примере текста «Рассказ
Источник