- Стрекоза и Муравей.Развитие сюжета от древних Эллинов до матушки-России.
- Стрекоза и Муравей — басня Крылова
- Читать басню Стрекоза и Муравей онлайн
- Мораль басни Стрекоза и Муравей
- Басня «Стрекоза и муравей»
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Метки
- —Приложения
- —Музыка
- —Резюме
- Малюгина Татьяна
- —Фотоальбом
- —Всегда под рукой
- —
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Друзья
- —Статистика
- БАСНЯ КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ». ИСТОРИЯ СЮЖЕТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ, МУЛЬТФИЛЬМЫ
Стрекоза и Муравей.Развитие сюжета от древних Эллинов до матушки-России.
В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова «Стрекоза и муравей». Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню «Цикада и муравей» Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.
Прозаическая басня Эзопа «Кузнечик и муравей» выглядит так:
В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».
Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово «муравей» (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.
Вот перевод басни Лафонтена «La Cigale et la Fourmi» / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:
Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть. То, что Лафонтен между строк предрекает цикаде смерть, понятно уже из того, что главной героиней выбрана именно цикада. В диалоге Платона «Федр» про цикад рассказано следующее предание: «Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут».
Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна и Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола — стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых — собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому «стрекоза» у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты. » — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Муравей Крылова гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. В других сюжетах Кузнечик и Цикада просят лишь еды, т.е. подразумевается, что теплый кров на зиму у них всё же есть. У Крылова же Стрекоза просит у Муравья не просто еды, но и теплого крова. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает её на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит ещё более жестоким, учитывая, что мужчина отказывает женщине (у Эзопа и Лафонтена общаются однополые существа: у Эзопа — мужчины, а у Лафонтена — женщины).
Стрекоза и муравей. Художник Е.Рачев
Стрекоза и муравей. Художник Т. Васильева
Стрекоза и муравей. Художник С.Яровой
Стрекоза и муравей. Художник О.Воронова
Стрекоза и муравей. Художник Ирина Петелина
Стрекоза и муравей. Художник И. Семенов
Стрекоза и муравей. Художник Яна Ковалева
Стрекоза и муравей. Художник Андрей Кустов
Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.
Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Стрекоза и Муравей — басня Крылова
Стрекоза все лето пела, резвилась, наслаждалась теплом и природой. Но лето прошло, наступили холода, негде Стрекозе укрыться, нечего поесть. Она идет к муравью и попросит ее приютить и обогреть до весны. Муравей ее спрашивает: «Да работала ль ты в лето?». Стрекоза отвечает, что не до этого ей было! Тогда Муравей ее прогоняет: «Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши»
Читать басню Стрекоза и Муравей онлайн
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
(Илл. Ирины Петелиной)
Мораль басни Стрекоза и Муравей
Автор устами Муравья укоряет людей за лень, беззаботность, легкомыслие. Люди с такими пороками не думают о завтрашнем дне, проводят время в праздности и наслаждениях и поэтому часто попадают в беду.
Источник
Басня «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле [1] ,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум [2] милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних [3] только дней
Прокорми и обогрей!» –
«Кумушка [4] , мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах [5] у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».–
«А, так ты…» – «Я без души
Лето целое всё пела».–
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Примечания
[1] Бо́ле – более.
[2] Кум – крестный отец по отношению к крестной матери и к родителям крестника; отец ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
[3] Ве́шний – то же, что весенний.
[4] Кума́ – крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
[5] Мурава́ – густорастущая сочная зелёная молодая трава.
Время написания: не позднее мая 1808 г.
Первая публикация: «Драматический вестник», 1808 г.
Крылатые выражения: 1. Попрыгунья стрекоза. Легкомысленная, ветреная женщина. 2. Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом. Употребляется шутливо по отношению к человеку, который без всякого труда добивается благополучия. 3. Ты все пела, это дело: так поди же, попляши. Используется как комментарий к закономерным следствиям чьего-либо неразумного, неправильного поведения.
Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3‑х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга вторая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Россия, родина моя (59)
- исторяи (13)
- Золотое кольцо России (6)
- Красота России (20)
- Храмы России (8)
- Дача, огород (54)
- Полчаса Ретро (54)
- знакомимся или вспоминаем (21)
- Женщины в русской истории (18)
- мистика жизни (16)
- караоке (1)
- «Третьяковская галерея. История одного шедевр (34)
- «Уроки известных людей» (61)
- астрология (30)
- филосовские (16)
- афоризмы (213)
- Аэрофотопанорамы (48)
- Борис Акунин (44)
- вечер (58)
- Вечерняя сказка (9)
- видео (842)
- Домашние цветы (46)
- Женская поэзия (21)
- женщины в истории (161)
- ЖЗЛ, биография (353)
- животные,птицы (316)
- животные (245)
- заготовки на зиму (26)
- Зарубежные мировые хиты (68)
- здоровье (683)
- брюшная полость (14)
- варикоз (4)
- волосы (4)
- давление,головная боль (12)
- зрение (14)
- сердце (10)
- сосуды,суставы (34)
- знаменитости (718)
- певцы, танцоры, актеры (161)
- поэты , писатели,композиторы (217)
- ушедшие в другой мир (39)
- художники (57)
- Ирина Олейник (216)
- искусство (2284)
- иллюстраторы (49)
- истории людские (421)
- История живописи (28)
- История картины (156)
- история музыки (46)
- их нравы, обычаи, вкусы (146)
- календарь событий (313)
- Народный календарь (16)
- праздники (9)
- классическая музыка,опера,балет (83)
- Книга символов (50)
- Компьютерная помощь (216)
- Конан Дойл (17)
- косметика,рецепты, упражнения женщина,мужчина (172)
- Космос,НЛО (17)
- кулинария (542)
- вторые блюда (43)
- закуски,салаты (38)
- напитки (81)
- супы (1)
- лекарственные растения (139)
- овощи и фрукты (38)
- Лувр (13)
- Луиза Хей (6)
- любимое кино (337)
- диафильмы (3)
- комедия (24)
- мелодрама (18)
- мультфильмы (60)
- мюзикл (20)
- новогодние (21)
- детективы,триллер,боевик (15)
- Любимые песни (1)
- Любимые спектакли (119)
- «Золотой век Таганки» (7)
- опера (4)
- любовь,отношения (291)
- Любовные письма известных (16)
- Мастер-класс (26)
- Машины сказки (6)
- Мелодичная музыка (57)
- Мир у ваших ног (197)
- Города и страны (94)
- мифы и легенды (260)
- море (15)
- музеи (72)
- музыка (1162)
- Музыка души (218)
- альбом (117)
- надо знать (89)
- непознанное (71)
- НОСТАЛЬГИЯ. ПЕСНИ СТАРЫЕ, НО НЕ ЗАБЫТЫЕ. (11)
- ожившая поэзия (1298)
- сонеты (142)
- любовная лирика (19)
- стихи (1114)
- Парижские записки (23)
- Песни из кинофильмов (1)
- Петрарка (16)
- Письма бабы Клавы (8)
- Планета собак (4)
- плейкаст (55)
- полезные советы (293)
- праздники (158)
- природа (205)
- притча (277)
- Проект «Живая поэзия» (3)
- Проект»Спутники сердца» (23)
- проза,эссе,миниатюры (293)
- психология,человек и его вселенная (254)
- путешествие (235)
- радио (140)
- Аудиокниги (90)
- радиоспектакль (87)
- разное (989)
- религия,православные праздники (632)
- святые (63)
- иконы (28)
- ретро (58)
- Русский язык (92)
- Сказки картинной галереи. (1)
- сказки от Эльфики (27)
- советы врача (7)
- советы хозяйке (187)
- советы хозяйке (97)
- ссылки (290)
- Старый аптекарь (169)
- стихи друзей (300)
- Стихи о природе (12)
- схемы,рамочки,разделители (63)
- Тайны века (8)
- тест (69)
- Уроки т.Совы (21)
- утро (82)
- флеш-игры (81)
- фото (477)
- цветы (156)
- Читаем в переводе (35)
- шедевры мирового искусства (3)
- Эзоп.Басни. (2)
- Эзотерика и магия (33)
- этикет (26)
- юмор (186)
- «Династия. Россия времен Романовых» (5)
—Метки
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- СХЕМА метроСхема метро
—Музыка
—Резюме
Малюгина Татьяна
—Фотоальбом
—Всегда под рукой
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Статистика
БАСНЯ КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ». ИСТОРИЯ СЮЖЕТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ, МУЛЬТФИЛЬМЫ
Понедельник, 20 Января 2014 г. 11:16 + в цитатник
В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова «Стрекоза и муравей». Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню «Цикада и муравей» Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.
Прозаическая басня Эзопа «Кузнечик и муравей» выглядит так:
В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».
Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово «муравей» (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.
Вот перевод басни Лафонтена «La Cigale et la Fourmi» / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:
Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, —
Обещает ей Цикада. —
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» —
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»
Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть. То, что Лафонтен между строк предрекает цикаде смерть, понятно уже из того, что главной героиней выбрана именно цикада. В диалоге Платона «Федр» про цикад рассказано следующее предание: «Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут».
Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна и Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола — стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых — собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому «стрекоза» у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты. » — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Муравей Крылова гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. В других сюжетах Кузнечик и Цикада просят лишь еды, т.е. подразумевается, что теплый кров на зиму у них всё же есть. У Крылова же Стрекоза просит у Муравья не просто еды, но и теплого крова. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает её на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит ещё более жестоким, учитывая, что мужчина отказывает женщине (у Эзопа и Лафонтена общаются однополые существа: у Эзопа — мужчины, а у Лафонтена — женщины).
Стрекоза и муравей. Художник Т. Васильева
Стрекоза и муравей. Художник С.Яровой
Стрекоза и муравей. Художник О.Воронова
Стрекоза и муравей. Художник Ирина Петелина
Стрекоза и муравей. Художник И. Семенов
Стрекоза и муравей. Художник Яна Ковалева
Стрекоза и муравей. Художник Андрей Кустов
Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.
Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.
Рубрики: | искусство |
Метки: художники иллюстрация басни мультфильмы
Процитировано 4 раз
Понравилось: 6 пользователям
Источник