Познавательно-исследовательский проект «Муравьи и их царство»
Ирина Хурсулова
Познавательно-исследовательский проект «Муравьи и их царство»
Познавательно — исследовательский проект
Тема: «Муравьи и их царство»
Актуальность проекта
Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я. И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования.
Дошкольный возраст-наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.
Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает воз-можность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.
Во время прогулки дети увидели муравья. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания о насекомых скудные. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?». Участие детей в проекте позволило сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цели и задачи выполненной работы
Цель: формирование представлений о жизни насекомых.
Задачи:
• Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, способах передвижения.
• Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым.
• Развивать эмоциональную отзывчивость.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
Формы, методы работы, результаты
Работа с родителями по проекту
Консультация «Как привить любовь к природе»
Оказание помощи в подборе энциклопедий, литературе, игр.
Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за муравьями.
Продукты проекта:
Портфолио проекта
• Экологический альбом «Путешествие в мир муравьев»
Ожидаемый результат по проекту:
• Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
• Развитие познавательной активности, любознательности
• Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
• Создание условий для проявления воображения
Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.
Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»
Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей
Этапы проекта
I этап -Подготовительный
• Диагностика экологических знаний о насекомых-муравьях.
• Подбор энциклопедий, журналов, литературных произведений, иллюстративного материала о насекомых, муравьях.
• Подбор дидактических игр (лото, пазлы, игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
• Составление плана основного этапа.
II этап -Основной (реализация проекта)
1. Познавательные беседы по теме
Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.
2. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки и просмотр мультфильма В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
3. Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников
4. НОД «Из жизни муравьев»
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей
5. Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой», «Муравейник», «Муравей» (лепка).
Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья.
6. Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать речь,
7. Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»
8. Подвижные игры «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Муравей и дождик».
III результативный этап
Изготовление экологического альбома
Выставка творческих работ.
Выводы
Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.
Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.
Литература:
1. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль. -1998г.
2. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.
3. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
4. Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
5. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
6. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н. Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
7. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
8. Инновационная направленность современного дошкольного образовательного учреждения / В. Н. Абушаева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 23 – 24.
9. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? М. : «ГНОМ и Д»-2005г.
10. Раскраска Муравей [Электронный ресурс]
Познавательно-исследовательский проект «Безопасное лето» МДОУ «Медновский детский сад «Родничок» Проект «Безопасное лето» 2017 г. Актуальность проекта: Наступило долгожданное лето.
Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп» Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп» Тип проекта: краткосрочный исследовательский Продолжительность: 2 недели Участники: воспитатель.
Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Тип проекта: познавательно — творческий Участники проекта: педагоги, дети. Актуальность.
Познавательно-исследовательский проект «Песочная страна» Работу над реализацией проекта осуществляли: воспитатель Леонова Л. Л., дети старшей группы, родители. 2017-18 уч. год Вид проекта: групповой,.
Познавательно-исследовательский проект «Валенки» Проект «ВАЛЕНКИ!» Тип проекта: познавательно – исследовательский краткосрочный С 22.01. по 26.01.2018г. Актуальность: Валенки традиционная.
Познавательно-исследовательский проект «Немного о воде» Проект Тема: «немного о воде» Вид проекта: познавательно исследовательский Продолжительность: краткосрочный Участники проекта:.
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» ДОУ № 145 24.04.2014 Группа № 1 «ПЧЕЛКА» Проектная деятельность «Огород на окне» Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления.
Познавательно-исследовательский проект «Осень» Вид проекта: информационно — творческий, познавательно — исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники: дети, воспитатели,.
Познавательно — исследовательский проект «Вулканы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.
Экспериментально-исследовательский проект в средней группе «Песочное царство» Паспорт проекта Проект: краткосрочный Продолжительность: 2 недели Вид проекта: экспериментально-исследовательский Участники проекта: дети.
Источник
«Вот какой он — муравей». Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе
Елена Фёдоровна Бондаренко
«Вот какой он — муравей». Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 комбинированного вида.
Подготовила и провела воспитатель:
Бондаренко Елена Фёдоровна
Непосредственная образовательная деятельность
в старшей группе.
Тема. «Вот какой он муравей».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».
Программное содержание. Закреплять у детей об образе жизни муравьёв, устройстве муравейника. Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Муравейник с муравьями, (изготовленные, детьми с помощью воспитателя); дидактическая игра «Собери муравья»(для каждого ребёнка) схема муравейника, заготовки с контуром муравья, ватные палочки гуашь; ватман с изображением большого муравейника; письмо.Аудиозапись: «Звуки леса»
Ход занятия.
Воспитатель. – Ребята, Нам пришло письмо от нашего друга Лесовика, но вместо письма, здесь только игра «Самые – самые» Поиграем! Вижу, согласны.
Дидактическая игра «Самые-самые»
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая лошадка, это — … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард)
Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).
Воспитатель. — Всё правильно, но странно как-то, обычно наш друг Лесовик пишет большие и познавательные письма, а тут только игра. Да тут ещё,что-то мелким почерком написано: «Кто самый сильный?. Когда дадите правильный ответ, расскажите всё, что вы знаете о нём. Лесовик» Мне кажется, наш Лесовик хочет нас запутать, но я думаю, у него это не получится. Ребята, я всегда думала, что на земле самый сильный — это
Слон или бегемот. Но я ошибалась. Кто же может быть самым сильным на земле, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Загадки про муравьёв:
Но больше себя ношу. (Муравей)
Кто трудолюбивее всех на свете (Муравей)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов. (Муравьи)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
За пнем бугорок, а в нем – городок. (Муравейник)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей,
Кто строитель? (Муравей)
Выстроен семьи трудом
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты. (Муравейник)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
Кто на свете всех сильнее? (Муравей)
Воспитатель. Верно, ребята, самые сильные — это муравьи. Ведь они могут переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
Воспитатель. — Ребята, расскажи мне – а муравей, кто это?
Дети: — Муравей – это насекомое, обитающее на земле, на деревьях.
Воспитатель. — Правильно, насекомое. А как вы думаете муравьи полезные?
Дети: — Муравьи очень полезные для леса, ведь их называют «санитарами леса». Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается.
Воспитатель: — А где они живут? Кто видел муравейник?
Дети: — Муравьи живут в муравейниках, но не только в них, но и в стволах и на стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов
Воспитатель: — Правильно, ребята! Муравьи в основном живут в муравейниках. Ведь муравьи – великолепные строители! Поэтому муравейник – это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборником и туалетом, с хорошей вентиляцией. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Давайте рассмотрим схему муравейника. А вы, ребята, расскажите, что вы знаете про этот многоэтажный дом.
Дима: — Муравейник имеет покрытие из иголок и веточек, которое защищает жилище от превратностей погоды. Ремонтируется жилище и обновляется рабочими муравьями.
Диана: — В муравейнике есть «Солярий» – это камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.
Артём: — Один из входов в муравейник охраняется «солдатами», он также служит вентиляционным каналом.
Олеся: — Это «Кладбище». Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
Настя: — В муравейнике есть зимовальная камера. Там насекомые собираются, чтобы пережить холода.
Дима: — Есть у муравьёв и «Хлебный амбар», здесь они хранят зерна.
Олеся: — А это царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.
Артём: — Как и у нас детей у муравьёв есть детские комнаты. Но это комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
Настя. – А этот этаж муравьи называют «Коровник», здесь муравьи содержат тлей.
Диана. — У муравьёв есть и «Мясная кладовка», куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.
Проводится физкультминутка «Я весёлый муравей».
Воспитатель: — Правильно, есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять. Ребята, давайте расскажем стихотворения, какие вы знаете о муравьях.
Есть строитель муравей
Он любитель кирпичей
Лапок много у него
Быстро строит оттого
Только солнышко проснулось
И роса земли коснулась
Он спешит на стройку вновь
Инструмент ему готовь
Муравейник так растёт
И откуда сил берёт
Чудный мастер молодец
Муравейников творец1
Воспитатель. А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т. е. детишками. Как бы вы их назвали?
Под пенёчком домик чей?
Он без окон, без дверей!
Горка-башня из земли,
Ах, живут здесь муравьи!
Что-то в домик свой заносят,
А из домика выносят
Работяги-муравьи
Целый день снуют,
От восхода до зари,
Воспитатель показывает муравейник с муравьями, дети продолжают читать стихотворения
Заблудился муравей
Средь травы высокой.
Помоги ему скорей,
Ждет давно его семья,
Муравьиха плачет.
Муравьята – сыновья,
Тоже слезы прячут.
И вздыхает муравей:
«Где мой муравейник?».
Нет с ним рядом сыновей,
Муравья – к семье, домой,
И подружатся с тобой
Муравьи – трудяжки.
Вот домик муравья.
К нему подсела я.
Смотрю, а муравьишко
Листок несет в домишко.
И кажется, что он
Шагает под зонтом.
По травинкам, по листочкам,
По канавкам и по кочкам
Рыжий муравей бежит,
По делам своим спешит.
Он как солнышка кусочек,
Тоже золотистый очень.
Не смотри, что кроха он,
Он могучий словно слон.
Не боится он труда,
Не ленится никогда.
Воспитатель: — Какие красивые стихотворения про таких маленьких насекомых. Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Пазлы все любите собирать! «Кто быстрее соберёт муравья»
Дидактическое упражнение «Собери муравья в разрезе».
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять коробку с перемешанными в ней картинками и предлагает детям собрать их последовательно.
Воспитатель: — Молодцы быстро справились с заданием, за это я вам расскажу рассказ, который придумала я сама. Готовы слушать.
Воспитатель рассказывает детям рассказ о Муравье. «Однажды муравей вышел из муравейника, солнце только – только начинало всходить. Но Муравей наш был трудолюбив, он много работал. Он искал прочный материал для муравейника и не заметил, как заблудился. Долго Муравей пытался найти дорогу к муравейнику, но так и не смог её найти.
Быстро стемнело, и наступила ночь. В лесу все спали, только ветер тихонько шумел.
«Ветер, ветер! Подскажи где мой муравейник? Как мне найти дорогу домой». – Спросил муравей у ветра.
Светила ярко луна.
«Луна, Луна! Покажи мне, пожалуйста, дорогу домой». — Попросил у луны муравей.
Вдруг луну закрыла чёрная туча. Лишь успел услышать муравей: «Не могу, не могу, не могу»
Загрустил муравей, заплакал, не кому ему помочь. Видно пропадать, погибать ему в чужом незнакомом месте…»
— Хороший рассказ? Но только очень грустный. Давайте попробуем помочь муравью, чтоб у нашего рассказа был хороший конец.
Дети сами придумывают конец рассказа: все муравьи — друзья дружно пошли на поиски муравья и нашли его.
Воспитатель предлагает раскрасить заготовки муравья и его друзей.
Проводится пальчиковая гимнастика «Муравьиная семья».
Дети раскрашивают каждый свою заготовку муравья в технике нетрадиционного рисования (ватными палочками) после того, как все муравьи (друзья) будут раскрашены, каждый ребёнок придумывает ему имя, и вывешивают свои рисунки на ватман, где нарисован большой муравейник, с названием «Дружная семья».
Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.
Источник