- Когда болит душа
- Что делать с болью?
- Грех — слово не модное. Люди, далёкие от Церкви, обычно видят в нём нарушение нравственных норм, соблюдение которых нужно Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз современности — «бери от жизни всё».
- Если хотите быть здоровыми телесно, соблюдайте правила гигиены и санитарии. Мы же не едим что попало, не пьём из дорожных луж, моем посуду, одеваемся по погоде… А душевное здоровье требует духовной гигиены.
Когда болит душа
журнал «Славянка», май—июнь 2006, с. 64—69.
— Дмитрий Александрович, сегодня то и дело слышишь о таких состояниях, как депрессия, бессонница, хроническая усталость, апатия к жизни. И если раньше большинство подобных жалоб скорее носило характер капризов, причем по преимуществу женских, то в наши дни приходится констатировать реальную угрозу для психического здоровья человека, идущую от постоянного нервного перенапряжения. Как практикующему врачу-психиатру, Вам часто приходится общаться с людьми, страдающими неврозами и другими нервными расстройствами. И Вы пытаетесь оценивать причины их недугов с христианских позиций. Расскажите немного об этом.
Безудержный рост неврозов в наше время порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками, но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения.
Во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. И трудно сопоставить, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, коренится в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним — и истинного смысла жизни.
Известный отечественный психиатр профессор Дмитрий Евгеньевич Мелихов, ученик Петра Борисовича Ганнушкина, полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз — это некое столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», — говорит святой Варсонофий Великий.
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального» невротика, вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил в реальные. Одной из отличительных особенностей таких людей является бескомпромиссный стиль мышления; в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте «плохо-хорошо».
Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь. Одни причины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место занимают другие, и недуг возобновляется.
Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей (имеется в виду страсть в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх.
— Получается, что в основе невротических расстройств лежит не что иное, как грех?
Можно сказать и так. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение.
По словам святителя Феофана Затворника, «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. По словам святых отцов, чем человек грешит, тем он и страждет. К примеру, вот что говорит о гневливом человеке преподобный Ефрем Сирин: «Гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и мысль изменяет, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою…»
Грех поражает и душу, и плоть. Очевидно, по этой причине сокращается длительность жизни людей, слабеет их здоровье. Часто душа подсказывает человеку, по каким причинам (или грехам) произошел тот или иной недуг. Многие люди это знают по опыту.
Наука громко заговорила о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов 200 лет тому назад, когда впервые был употреблен термин «психосоматика». В основе идеи психосоматозов положено утверждение, что в происхождении ряда соматических (то есть телесных) заболеваний лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам. Таким образом, психосоматическая патология — это своеобразная реакция тела на психические процессы, и, что очень важно, прежде всего, процессы духовные. На мой взгляд, истинная схема формирования психосоматических расстройств должна выглядеть так: грех — характер — болезнь. Плачет душа, а слезы капают в тело. Однако, по воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни. Таким образом, в зависимости от того, на какой духовной «почве» возникают хвори, и определяется их смысл.
— То, о чем Вы говорите — Ваше личное мнение или существует какой-то общецерковный взгляд на проблему психических расстройств?
Церковь Христова была, есть и будет истинной лечебницей душ человеческих. Отношения Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям и больным людям со всей полнотой раскрыты в «Основах социальной концепции», принятых на юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Вот, в частности, что сказано в соответствующем разделе документа:
«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей… Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов…»
В документе также нашли отражения многие вопросы современной медицины и биоэтики. Таким образом, Русская Православная Церковь кроме индивидуально-биологических и психологических причин развития психических болезней указывает еще на одну — греховные страсти. Именно порабощенность души греховными страстями приводит ко многим психическим расстройствам. Я их так и называю — греховные недуги. В этой группе и наркомания, и алкоголизм, и многие формы депрессии и неврозов, и другие заболевания.
В соответствии с вышесказанным представляется важным уделять внимание вопросам формирования у людей христианского отношения к душевным болезням. Эти обстоятельства побудили меня организовать Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. В рамках Института действует Центр Православной психотерапии.
— А что собой представляет православная психотерапия? В чем ее основное отличие от современных психотерапевтических школ и направлений, которые Вы, кстати, зачастую критикуете в своих публикациях?
Отличительной чертой православной психотерапии является христианское милосердие, сострадательность. Трепетное и благоговейное отношение к созданной по образу Божию душе каждого человека, обратившегося за помощью. Святоотеческое наследие — основа православной психотерапии, в нем содержится все необходимое и для врачевания души и для ее спасения. Консультативный прием в православной, или как часто мы называем святоотеческой, психотерапии, это, прежде всего, встреча во Христе. Даже если пациент не христианин, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность, но должен с величайшим благоговением отнестись к душе такого человека и сделать все, что в его силах.
Нередко пациенты сами спрашивают меня о смысле жизни, видя в моем кабинете иконы, лампаду, святоотеческие книги. И тогда тем, у кого открыто сердце к вере, я рассказываю о Православии, о христианском понимании смысла жизни, причинах и духовном значении страдания, болезни.
Лечебное психотерапевтическое воздействие должно, на мой взгляд, иметь иерархию целей: от первоочередных — успокоить, вселить надежду, устранить симптомы заболевания, до главных — подвигнуть пациента к внутреннему росту, духовному развитию, обратить его к непреходящим ценностям. По моему глубокому убеждению, психотерапия, когда это возможно, должна стать «мостиком» к Православию.
Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие человеку (пациенту) в осознании им психологических страстных механизмов болезни или конфликтной ситуации. Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом.
— По сути дела, можно назвать психотерапевта «хирургом человеческой души».
В некотором смысле да. Основной «инструмент» психотерапевта — слово. Однако психотерапия более призвана не к словесному, но к духовному воздействию на человека. Ибо если за словами ложь, то и пользы никакой не будет. Без живительной силы Духа слово может быть лишь пустым звуком.
В древности говорили, что врачебное искусство держится на трех «китах»: ноже, целебной траве и слове. Нож — прообраз хирургии, целебная трава — собирательный образ лекарственных форм, а под словом понимается живое, душевное отношение врача к больному.
Годы атеизма и гонений на Православие в нашей стране не прошли бесследно. Выросло почти два поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь. Сегодня мы переживаем очень трудное время. К большой скорби, духовный вакуум у части наших соотечественников (и не такой малой) заполняется лжеучениями, ересями, всевозможными сектами, увлечением оккультизмом, магией.
Найдутся и «духовные» наставники, готовые несколькими пассами «исцелить» души и тела страждущих. Их рекламные плакаты или объявления в прессе сулят «умопомрачительный эффект». Например: «Всего за два сеанса лечу гипертонию, астму, рак, диабет и прочие заболевания». Через запятую перечисляются десятки болезней, которые должны исчезнуть после нескольких мановений рук какого-нибудь экстрасенса, колдуна или гипнотизера.
Для этих «экстраординарных» личностей не существует разницы между незначительным и кратковременным облегчением, возникающим в силу известных психофизиологических законов, выздоровлением или духовной прелестью. Люди втягиваются в своеобразную «игру», шансов на выигрыш в которой нет.
В России, растлевая души людей, практикуют 300 тысяч оккультных целителей. Проблема психического здоровья общества из разряда медицинских вырастает в государственную, имеющую опасные для общества социальные последствия.
Психотерапия — особая медицинская специальность, связанная не столько с лечением в привычном понимании этого слова, сколько с воздействием на личность больного человека, на его душу. Она ставит перед собой благие цели. Однако на практике сложилась тяжелая ситуация, вызванная тем, что, теснейшим образом соприкасаясь с душой человека и пытаясь ее уврачевать, эта область медицины оказывается духовно несостоятельной, не имеющей нравственных ориентиров.
Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? (Лк. 6, 39).
Можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится врачом или психологом, кающимся и исправляющим свою собственную жизнь. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который Истина, Путь и Жизнь! Психотерапия может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти — это, при условии его духовных усилий, возможно только Господу.
беседовала Полина Мельникова
Источник
Что делать с болью?
Физическая и душевная (вернее, духовная, внутренняя) боль знакома всем. Она воспринимается как тяжесть, наказание, несправедливость, зло. Вместе с тем это и крайне мощное средство заставить нас позаботиться о себе. Мы не дожили бы до сегодняшнего дня, если бы не испытывали боли. Без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления… А значит, первая серьёзная болезнь свела бы нас в могилу. Как это ни парадоксально, боль — вернейший помощник, который бережёт нашу жизнь, охраняет благополучие и обращает внимание на неисправность.
Известный православный психолог М.И. Хасьминский предлагает яркое сравнение. Допустим, человек имеет дорогую машину, оборудованную хорошей сигнализацией, и просыпается ночью, поскольку сирена воет на всю округу. Не выясняя причин, он начинает ругать сигнализацию. Ведь, по его мнению, виновата именно она. Не воры, а сигнализация! Конечно, мы сочтём такого водителя не особо умным (если не сказать жёстче).
Иная картина: человек сначала терпит боль, потом пьёт обезболивающие таблетки, несмотря на уговоры близких срочно пойти к врачу. А боль усиливается, состояние ухудшается, и благоприятное для лечения время уже потеряно.
Нередко мы сами не желаем видеть подлинные причины болевого синдрома. Мы мучаемся или подавляем неприятные ощущения: стараемся отвлечься, забыться и порой отчаиваемся. Но упорно отворачиваемся от стонов, которые вырываются из глубин нашего «я».
Попробуем разобраться сначала в истоках душевной боли. Иногда она столь велика, что от неё хотят освободиться даже ценой самоубийства. Эти люди напоминают тех, кто обвиняет сигнализацию, а не грабителя. Они считают, что душевную боль можно устранить, уничтожив тело. Так не тело же болит! Воспаление лёгких не вылечишь ампутацией руки! Это разные органы! Тело и душа — тоже разные, хотя и взаимозависимые части человека.
При телесной боли от нервных окончаний сигнал неблагополучия поступает в соответствующий участок головного мозга. Вот почему мы чувствуем боль. Откуда же и куда приходит сигнал в случае душевной боли? Современная наука решительно и однозначно утверждает, что сознание, самосознание, свобода воли не локализованы в коре головного мозга и не сводятся к её функциям.
Отчего же болит душа, точнее, дух? Мы не рассматриваем сейчас тяжёлые психические заболевания вроде шизофрении и аутизма, имеющие множество различных причин. Как и тело, душа часто страдает оттого, что её повреждают или лишают питания. Пренебрежение высшими стремлениями личности как раз и порождает грех — источник болезней.
Грех — слово не модное. Люди, далёкие от Церкви, обычно видят в нём нарушение нравственных норм, соблюдение которых нужно Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз современности — «бери от жизни всё». На самом же деле грех есть преступление не только против закона Божия, но и против собственной души.
Вот происходит какаято трагедия, утрата. А нам и невдомёк, что нахлынувшая боль связана с нашими ошибками. При различных кризисах, стрессах и конфликтах боль вызвана нашей мстительностью, ненавистью, тщеславием, уязвлённым самолюбием и прочими греховными страстями. Разрыв с любимым переживался бы менее болезненно, если бы отношения не омрачались обидой и эгоизмом. Психическая травма от потери близкого человека усугубляется чувством одиночества, несправедливости, отчаянием, ропотом на Бога…
Итак, душевная боль сигнализирует о том, что душа не в порядке. Жизнь души не обеспечивается культурными мероприятиями (вроде посещения музейных выставок, цирковых аттракционов и эстрадных концертов) или образованием (например, чтением светских книг, научными трудами, просмотром познавательных телепередач).
Грех — слово не модное. Люди, далёкие от Церкви, обычно видят в нём нарушение нравственных норм, соблюдение которых нужно Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз современности — «бери от жизни всё».
Духовная жизнь основывается на богопознании и богообщении: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).
K кому же обращаться за помощью, если душа ранена и изнемогает? K «бабкам» и знахарям? Это лжецелители, которые подсовывают суррогат вместо настоящего лекарства! K психологу? Психиатру? Психотерапевту? Да, имеет смысл, особенно если специалист православный и опытный. Но здесь возникает старинный библейский вопрос: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2, 7).
Посредством лекарств удаётся ослабить боль души, благодаря психотерапии — отвлечься от боли, научиться жить с ней, на время заглушить. Но, несмотря на колоссальные достижения, наука не в силах навсегда искоренить её глубинные причины.
Поскольку боль обусловлена нарушением потребностей души, значит, она врачуется правильным удовлетворением этих потребностей. Теперь возьмём практически канонизированные многими психологами списки человеческих потребностей: самореализация, признание, социальный статус, общение, привязанность, безопасность и т.д. Разве перечислено абсолютно всё, что нужно человеку? Даже если вы, согласно такому перечню, удовлетворены на 100%, это не гарантия счастья.
Главная потребность души — любовь. А она в списках не упоминается.
Некоторые светские издания и горепсихологи дают безответственные советы, которые лишь отягощают и запутывают страждущего человека. М.И. Хасьминский справедливо критикует подобные рекомендации и рецепты:
1. «Забудьте психотравму» (конкретного человека, стрессовую ситуацию, обиду, измену и т.д.). А как забыть? Психотравма постоянно «сверлит» мозг, вторгается в сознание навязчивыми мыслями, требует эмоционального ответа и одновременно истощает психологические ресурсы. Одного желания «забыться и заснуть» мало. Так легко боль не отступит и не отпустит.
2. «Поднимите свою самооценку». Речь идёт не о духовной, а именно о психологической самооценке. Предлагается настраивать себя «на позитив» и произносить комплименты: «Я — красивая, умная, успешная…» Каков же итог искусственного самовнушения? Самооценка необоснованно повышается, уровень притязаний растёт, но в реальности ничего не меняется. То есть планка поднялась, а прыгать выше человек не научился. И он ломает внутренний хребет, свой стержень.
Убедив себя в наличии мнимых достоинств, ещё труднее ответить на вопрос: «Если я такая замечательная, самая лучшая, то почему меня оскорбили? Почему не оценили? Почему немедленно не бросаются с извинениями и предложениями руки и сердца?» Получается большое несоответствие между уровнем амбиций и фактическим положением дел.
3. «Сделайте новую причёску, смените имидж, доставьте себе радость». На время это, действительно, ослабляет симптомы кризиса, поскольку психологическая самооценка возрастает. Но опять же: «Кто оценит мой новый образ? Мне же нужно, чтобы оценил не каждый встречный, а он, любимый, для кого я стараюсь!» А он всё равно не оценивает! Или, наоборот, ему не нравится.
4. «Развлекитесь, отвлекитесь». Безумный, неэффективный и, увы, часто встречающийся совет. Подругому он звучит так: «Временно уйди от реальности». Куда? В наркотики, алкоголь, азартные игры, виртуальный мир… А что потом? Ведь всё равно рано или поздно придётся возвращаться. Это сравнимо с похмельем. Придя в нормальное состояние, человек понимает, что попытка уйти от действительности тщетна, он проиграл.
На мой взгляд, усыпление совести происходит путём безжалостного искажения реальности. Подобно незадачливому персонажу басни И.А. Крылова, все мы любим «на зеркало пенять, коли рожа крива». Самооправданий великое множество: «Так сложились обстоятельства», «Меня так воспитали», «У меня не было иного выхода» и пр. Мы ухитряемся перечить даже самым священным устремлениям души.
Вывод прост: «косметический ремонт» приносит лишь временное облегчение. Как горько шутят сантехники, нужно менять не унитаз, а всю систему. Поэтому не раздувайте искусственно мыльный пузырь самоуважения — гордыню и тщеславие. Ищите реальное уважение людей. Это не сложно. Вокруг нас всегда есть обездоленные и нуждающиеся: старики, больные, многодетные семьи, сироты, заключённые, бездомные…
Помощь бывает разной: безвозмездной, молитвенной, словом и делом, работой в благотворительных организациях и фондах, посильной адресной материальной поддержкой конкретных проектов и людей. Например, пожертвуйте деньги, которые планировали использовать на себя; преодолейте своё «не могу» и сделайте то, чего раньше не хотели и не умели.
Но не обманывайтесь: отдать детскому дому старую, изношенную одежду или брезгливо подать мелочь нищему — это вовсе не те добрые дела, которыми движет любовь. Помните меткую русскую пословицу: «На тебе, убоже, что нам негоже». Не стоит также помогать другим из корыстных побуждений, выгадывая пользу для себя. Истинное добро творят ради самого добра, то есть ради Бога.
Если хотите быть здоровыми телесно, соблюдайте правила гигиены и санитарии. Мы же не едим что попало, не пьём из дорожных луж, моем посуду, одеваемся по погоде… А душевное здоровье требует духовной гигиены. Не допускайте в сознание и сердце мусор из Интернета, теле и радиоэфира, не верьте гороскопам, приметам и сплетням, не читайте жёлтую прессу и пошлые романы, сторонитесь сектантов… Если мы игнорируем подобные правила, то духовное здоровье под угрозой.
Если хотите быть здоровыми телесно, соблюдайте правила гигиены и санитарии. Мы же не едим что попало, не пьём из дорожных луж, моем посуду, одеваемся по погоде… А душевное здоровье требует духовной гигиены.
Исстари лечебницей души является Православная Церковь. Господь Бог врачует не за деньги, но бескорыстно, мудро и с любовью, просто и без упрёков. Он всегда протягивает руку помощи, но никому не навязывается и не уговаривает лечиться. У Него ничего нельзя купить. Уважая наш свободный выбор, сей Врач зовёт, а не тащит за Собой. Он рассчитывает на наше доверие и исполнение Его заповедей.
Самое важное для исцеления души — это примирение с Богом через веру и покаяние, осознание собственных грехов и ответственности за прожитое, а также стремление начать новую жизнь по воле Божией.
Универсальные нормы психогигиены и психопрофилактики сформулированы ещё в Библии: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил… Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру… В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны…» (Рим. 12, 3; 6–12).
Не случайно молитву сравнивают с дыханием и пищей души. Наука не смогла определить и измерить ту энергию, которая насыщает душу при молитве. Церковь именует это Божественной благодатью.
Молитва — самый быстрый путь исцеления не только душевной, но иногда и физической боли. Об этом свидетельствуют как древние, так и современные случаи целебной помощи угодников Божиих.
Настоятель греческого СвятоПреображенского монастыря Сагмата архимандрит Нектарий (Антонопулос) рассказывает, казалось бы, совершенно невероятную историю. В Афинах тяжело заболел мальчик. Местные врачи отказались его оперировать и отправили в один из лучших медицинских центров Германии. Больного сопровождал и отец Нектарий.
После сложнейшей многочасовой операции хирурги заявили:
— Непонятно, зачем вы привезли ребёнка в наш Центр, если у вас самих есть такой замечательный специалист!
— Какой специалист? — удивился отец Нектарий.
— Ну, тот, что подсказывал нам, давал ценные указания, руководил операцией. Профессионал высочайшего уровня! Можно сказать, что благодаря ему операция прошла блестяще.
— Странно, но никакого специалиста с нами не было. Вы чтото путаете…
— Ну как же?! Такой — в медицинском халате старого образца, сейчас уже таких нет, с седой бородой… Да он вот только что перед нами из операционной вышел. Как же вы его не заметили.
Изумлённый отец Нектарий попросил показать медицинский журнал регистрации. Напротив фамилии мальчика стояли фамилии оперирующих хирургов, и последней была запись от руки порусски: «Архиепископ Лука».
Воистину, дивны дела Твои, Господи! Святитель Лука (ВойноЯсенецкий), причисленный Православной Церковью к лику святых, продолжает оперировать и ныне!
Мне известно это и из других источников. Вот что произошло с Алексеем. В 37 лет он внезапно заболел тяжёлой формой гайморита. После обследования диагноз уточнили: рак носовой полости с метастазами. Больного госпитализировали в онкологическое отделение.
Ещё до операции крёстная мать горячо молилась об исцелении Алексея перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица», а потом подошла к образу святителя Луки. Женщина обратилась к нему просто и искренне, как к живому доктору: «Если Господу угодно, сделай операцию сам. Я прошу, чтобы ты направлял руки хирурга».
Несмотря на техническую сложность, операция прошла удачно; по словам врачей, буквально на одном дыхании. Уже через три часа Алексей разговаривал и быстро пошёл на поправку.
Теперь второй случай, о котором мне тоже сообщили на консультации. В 29 лет у Нины сильно деформировались шейные позвонки и отнялись руки. Изза острой боли она не могла лежать. Вместе с родной тётей Нина просила помощи у святителя Луки. И — о чудо! — больная сразу внутренне успокоилась, исчезли страхи, тягостные сомнения в необходимости и успехе хирургического вмешательства.
Опытный врач, на счету которого были тысячи подобных изнурительных операций, в этот раз даже не устал. Компьютерная томография показала, что вставленные позвонки отлично прижились. На следующий день восстановились чувствительность и движения рук. А через десять дней Нину выписали домой. Хирург с огромным стажем впервые увидел столь блестящие результаты!
Приведу ещё интересный случай. У Татьяны произошло очередное обострение радикулита. 6 декабря 2010 года она, стиснув зубы, держась за спину и не разгибаясь от боли, брела на работу. В переходе метро Татьяна заинтересовалась названием моей книги «Когда гром грянул. Жить вопреки болезни», купила её и, сев в поезд, принялась читать.
«Очень тронули истории о том, — делилась впечатлениями пациентка, — как немощные люди преодолевали, казалось бы, невозможные трудности: прыгали с парашютом, завоёвывали призы на соревнованиях. Читая притчи в приложении, я даже расплакалась и сказала себе: “Ну, подумаешь, сколиоз второй степени и обычный приступ радикулита! Я ведь не инвалид, не слепая, не глухая. По сравнению с настоящим горем моя проблема — чепуха!” И мне захотелось стать лучше, добрее, отзывчивее; как говорил великий врач Фёдор Петрович Гааз, “спешить делать добро”. Книга вселила оптимизм. Я увидела конкретные пути и плоды духовнопсихологической реабилитации людей.
В другое время я с такими острыми болями ни за что бы не пошла в храм на богослужение. Но тогда я поняла, что себя надо преодолеть: сила Божия в нашей немощи совершается. Захотелось устроить себе праздник в честь любимой святой — великомученицы Екатерины. Служба пролетела почти мгновенно. Все пели акафист, и я со слезами молилась святой об исцелении.
Потом я пошла домой и продолжила чтение книги. На следующий день — снова на работу (опять же не разгибаясь, стиснув зубы от боли). Но ровно через сутки после всенощной свершилось чудо. В магазине я купила продукты и, ковыляя, медленно понесла тяжёлые сумки домой. Подошла к двери подъезда, поставила сумки, разогнулась, и сильная боль мгновенно ушла.
За двадцать пять лет моей болезни я не припомню, чтобы приступ закончился столь быстро. Если бы я не читала вашу книгу и поленилась пойти в храм, то, наверное, недели две мне кололи бы обезболивающие, я бы растиралась разными мазями, делала самомассаж и ходила на физиотерапию. Как правило, каждый приступ выбивал меня из активной жизни на полмесяца.
Слава Тебе, Господи, за Твою милость! Великомученица Екатерина, моли Бога о нас!» — закончила рассказ Татьяна.
Неужели всё это просто совпадение?! Разве при таких благодатных скорых заступниках у нас есть повод унывать и отчаиваться от душевной или телесной боли?
Покаяние и исправление греховного образа жизни, несомненно, способствуют излечению. Однако не каждый желающий выздоравливает. Вопервых, это не всегда угодно Богу, а вовторых, наши вера и усердие зачастую слабы. Кому из нас Господь скажет слова, обращённые к женщине, страдавшей кровотечением: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5, 34)?
Утешая христиан, апостол Павел пишет, что Святой «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными… по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 26–28).
Когда духовные чада афонского старца Порфирия Кавсокаливита стали взывать к Богу об исцелении подвижника, он ответил: «Молитесь о том, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо».
Прислушаемся и к мудрым изречениям древнегреческих мыслителей. «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос», — утверждал философ Плутарх. А историк Геродот указывал: «Твоё здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Не лечи болезнь — лечи свою жизнь, живи по законам природы и разума».
Источник