Эгоцентризм как от него избавится

Чем вреден эгоцентризм, и как его преодолеть?

Пожалуй, нет более вредного качества характера, чем эгоцентризм. Зацикленность на самом себе мешает быть успешным многим людям. Еще Генри Форд в свое время отметил, что очень важно иметь способность смотреть на ситуацию со стороны другого человека, уметь ставить себя на его место. Это секрет успеха как на работе, так и в бизнесе, как в личных отношениях, так и вообще, в отношениях с людьми. В том числе и при общении в Интернете.

Термин «эгоцентризм» обязан своим появлением швейцарскому философу и психологу Жану Пиаже, который прославился благодаря трудам по изучению психологии детей. Указанная область деятельности упомянута не случайно – эгоцентризм свойственен, прежде всего, детям. По достижению подросткового возраста, он постепенно исчезает. И возвращается обратно только к старости.

Наличие эгоцентризма у ребенка до 8-10 лет убедительно подтвердил знаменитый эксперимент, проведенный Жаном. В ходе эксперимента детям была показана картина с изображенными на ней горой, деревьями, домами и прочими элементами природного ландшафта. Упражнение заключалось в следующем: малыш внимательно изучал творение художника, а после – называл, что именно он видит на картине.

Большинство детей отвечали правильно. Они говорили, что видят на картине горы, дом, деревья. Тогда экспериментатор садил на стул с противоположной стороны «горы» детскую игрушку и просил ребенка описать, что она видит. Несмотря на то, что игрушка «видела» совсем не то, что видел испытуемый, все дети повторяли описание, данное ими еще в первый раз. Таким образом, они не могли представить себя с позиции игрушки.

Из эксперимента легко увидеть, что эгоцентризм – качество достаточно вредное.

К сожалению, и в пенсионном возрасте многие люди становятся весьма эгоцентричными. Они не понимают, что окружающие имеют право на собственные убеждения, мнения и вкусы и не способны посмотреть на происходящее с позиции последних.

Пенсионерам кажется, что мир крутится только вокруг них, поэтому они часто жалуются на высокие цены в магазинах, на трудное время и плохие нравы, совершенно не осознавая, что мир уже другой – совсем не такой, как в годы юности. И он не обязан подстраиваться под их представления и потребности, поскольку на Земле есть и другие люди.

Как проявляется эгоцентризм?

Можно сказать, что наша жизнь начинается с эгоцентризма и заканчивается им. Но к счастью, большую часть своего пути мы проводим без вредного спутника. Однако существуют исключения. Есть индивиды, которые и в зрелом возрасте весьма эгоцентричны.

Узнать таких людей несложно. Они словно играют главную роль в фильме под названием «жизнь». Причем играют в одиночку. Они придумывают красочный сценарий, согласно которому в конце выйдут победителями, а остальные актеры во время всего фильма будут им подыгрывать.

Как здорово бы было, если бы все остальные люди нам подыгрывали! Это был бы не фильм, а сказка, можно сказать, настоящая мечта! Но в жизни, к сожалению, часто происходит все иначе. Другие актеры далеко не всегда стремятся помогать, и представление нередко заканчивается отнюдь не в пользу «главного героя».

Подобному человеку следует четко осознать, что жизнь, прожитая только ради себя – это жизнь, прожитая зря. Ведь даже огромные суммы денег, недвижимость на острове, машина, дорогие вещи и бытовая техника не приносят счастья, когда все это не с кем разделить. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш фильм закончился счастливой концовкой, то позаботьтесь о том, чтобы преодолеть эгоцентризм.

Как избавиться от эгоцентризма?

О том, как избавиться от эгоцентризма не расскажешь в двух словах. Проблема обычно комплексная и затрагивает все сферы жизни человека – работу, отношения с друзьями и коллегами, семью.… Даже при общении с продавцом в магазине продуктов мы часто чересчур эгоцентричны. Если нам дали незрелый банан или подгорелый хлеб, то сразу обижаемся и спорим. А ведь продавец совсем не обязан нам подыгрывать…..

Поэтому хорошим способом в преодолении эгоцентризма является привычка как можно чаще ставить себя на место других людей – продавцов, пассажиров в транспорте, знакомых, близких и коллег. Особенно это полезно делать тем, кто любит часто просить о помощи или о совете. Попробуйте занять позицию другого человека. Возможно, он совсем не разбирается в вопросе, с которым к нему вы обратились. Но, тем не менее, вследствие обычной доброты озвучит свое мнение, а оно, в конечном счете, окажется неправильным.

Читайте также:  Как избавиться от пикапа

Над эгоцентризмом необходимо работать и тем, кто сам любит давать советы и помогать другим. Так, если вы бросили курить, не стоит особенно воспитывать и переучивать курильщиков, желая им помочь. Во-первых, у человека может не быть желания бросить, как у вас. Во-вторых, курение, возможно, не приносит лично ему особого вреда. Наконец, и скорее всего, так и есть, у него нет необходимых знаний, чтобы избавиться от никотиновой зависимости.

Поэтому если вы действительно хотите помочь вашему знакомому курильщику решить свою проблему, лучше предложите ему прочесть нужную книгу. Например, Алена Карра «Легкий способ бросить курить». И не мучайте его совершенно лишними советами и назойливостью.

Очень полезно занимать позицию другого человека в бизнесе. Например, перед тем, как предложить услуги потенциальному клиенту. Поставьте себя на место клиента, покажите ему наиболее важные выгоды от работы с вами – и очень даже возможно, что он согласится на сотрудничество!

Прием «смотреть на вещи с точки зрения другого» можно использовать везде. И если вы будете правильно применять его, со временем станете не только достойным деловым партнером, но и прекрасным собеседником! Навыки активного слушания, конструктивного выяснения отношений, бесед по телефону – все это достигается, как ни странно, в процессе преодоления эгоцентризма, с которым вы уже возможно, боритесь по мере прочтения статьи.

Подумайте, что лучше: просто позвонить и сходу сделать своему знакомому деловое предложение, или сначала спросить, как у него дела, как отношения в семье и на работе? И как выбрать подходящее время звонка — ведь поздний звонок может быть отнюдь не к месту, особенно, если у собеседника есть дети! Тогда ваше предложение будет просто не услышано. А если еще и пошлют…. При подобном раскладе уж точно нужно побеспокоиться о том, как навсегда распрощаться с вредным спутником!

И в заключение еще один эксперимент. Его часто внедряют психологи в практику семейных консультаций. Сначала консультант приглашает в кабинет супругу, в то время как муж остается за дверью. Психолог просит женщину подробно описать ситуацию, и сразу выясняется, сколь непорядочно и подло ведет себя супруг! Тогда специалист просит жену описать ситуацию глазами мужа, что сразу вызывает недоумение и нежелание что-либо говорить. Затем супруги меняются ролями и видно, что и мужу столь же трудно искреннее взглянуть на ситуацию и проблему.

Желающим улучшить отношения в семье можно порекомендовать почаще ставить себя на место своего супруга и смотреть на бытовые ссоры и конфликты с его стороны. Это не только помогает стать менее эгоцентричным, но и способствует улучшению взаимопонимания, которое, как известно, является основой крепкого брачного союза. И не забудьте о том, что бесполезно пытаться изменить другого человека, намного разумнее принять его таким, какой он есть. Ведь двух одинаковых людей на свете не бывает! Вы совершенно уникальны и нигде в мире нет, и никогда не будет человека, такого же, как вы!

Источник

Эгоцентрическое мышление

Эгоцентризм в привычном его понимании есть крайняя степень индивидуализма и эгоизма. Ж.Пиаже (1962) использует это понятие с целью «определить изначальную неспособность децентрировать, менять данную познавательную перспективу». «Познавательный эгоцентризм, — указывает он, — опирается на недостаточное отдифференцирование своей точки зрения от других возможных». В научном плане, считает Ж.Пиаже, «требуются века, чтобы избавить нас от систематических ошибок, от иллюзий, вызванных непосредственной точкой зрения, противоположной «децентрированному» систематическому мышлению. И это освобождение далеко не полно и теперь». «Однако процесс такого же рода, — продолжает он, — может быть обнаружен и у маленьких детей… Моё описание развития понятия «брат» показывает, что ребёнку, который имеет брата, требуется усилие, чтобы понять, что его брат тоже имеет брата, что это понятие предполагает взаимное отношение, а не абсолютную «собственность».

Понять собственные механизмы мышления Вам поможет социальный психолог

Познавательный эгоцентризм в той или иной степени присущ едва ли не всем взрослым индивидам. Если кто-то, входя в помещение, говорит, например, что тут «жарко» или «холодно», он очевидным образом демонстрирует свой эгоцентризм, как бы забывая пояснить, что холодно или жарко именно ему, а не кому-то ещё. Или, соглашаясь с кем-то, может сказать «правильно», «верно» вместо, например, «я с этим согласен, наши мнения совпадают». Индивид охотно использует категорические и оценочные суждения, говорит, таким образом, как бы от имени всех людей, так, будто ему хорошо известно их мнение по тому или иному поводу. Различные внешние проявления познавательного эгоцентризма внутренне взаимосвязаны, тем не менее представим их отдельно друг от друга.

Читайте также:  Сколько лет живет мадагаскарский таракан

1. Индивид обычно полагает, что другие люди представляют себе значение какого-либо явления или события точно так же, как он сам. Если индивид уверен, например, что Солнце вращается вокруг Земли или что волк суть вредное животное, то, по его мнению, эти суждения есть всеобщее убеждение или убеждение, которое должны разделять все.

2. Индивиду кажется, что другие люди видят в происходящем тот же смысл, что и он. Другими словами, он приписывает окружающим собственные эмоции и чувства. Если он, к примеру, чем-то недоволен, то другие люди, как он считает, также должны быть этим возмущены.

3. Познавательный эгоцентризм принуждает индивида приписывать другим людям собственные мотивы поведения. Ему часто кажется, что люди маскируют подлинные свои мотивы, если он сам не обнаруживает у них своих побуждений. По этой причине он бывает не в меру подозрительным, недоверчивым и обычно склонен искать у окружающих скрытые мотивы поведения, особенно негативные, какие свойственны ему самому.

4. Индивид лишён способности видеть себя со стороны, то есть с каких-то внешних и тем более объективных позиций. В глазах других людей, думает он, он должен выглядеть таким же, как в своих. Если его мучает, например, чувство неполноценности, он вполне может быть уверен, что его неполноценность точно так же занимает окружающих, как его самого. Он может быть уверен и в том, что другие люди осуждают его за какой-нибудь недостаток, как ненавидит порой он себя сам. Если же он гордится собой, то обычно склонен думать, что и окружающие должны оценить его по заслугам. Более того, и в том и в другом случае в поведении людей он может усматривать подтверждения своего мнения о себе, преувеличивая ту или иную сторону отношения к себе. Иными словами, он склонен к сенситивным идеям отношения. Не будь последних, индивид с комплексом неполноценности не чувствовал бы себя столь несчастным, а индивид с комплексом превосходства, напротив, счёл бы себя сильно обиженным таким невниманием к себе.

5. Индивида характеризует также понимание происходящего с позиций очевидности. Очевидное, то есть непосредственно воспринимаемое им, с одной стороны, и адекватное, подлинное, с другой стороны, есть для него одно и то же. Из этого вытекают два следствия.

Первое: неадекватная убеждённость в своей правоте и повышенная самооценка в том, что касается своих умственных способностей. Отсюда возникают неподатливость к переубеждению, ригидность, нетерпимость, а также уверенность в том, что люди в массе своей не слишком умны. Такая убеждённость может стать психологической основой формирования сверхценных образований.

Второе: зависимость его суждений от того, что представлено ему в текущих внешних впечатлениях, то есть от того, что происходит на его глазах вне его самого, а не в нём самом в силу неразвитой рефлексии и инфантильного самовосприятия. В старой персидской истории рассказывается о том, как десять «дураков» переплыли реку и уже на другом берегу решили выяснить, не утонул ли кто из них. Каждый «дурак», пересчитывая уцелевших, забывал при этом о себе, так что всякий раз выходило, будто кто-то один всё-таки утонул, а кто именно, точно установить никак не удавалось. Помог беде посторонний «дурак», которому, по счастью, не было нужды в это время считать себя. Такие индивиды, критикуя за какой-нибудь грех других людей, редко замечают, что он есть и у них самих. Психоаналитик, возможно, сказал бы, что в данном случае имеет место проекция собственной проблемы на кого-то другого.

На самом деле это не совсем так, ибо индивид в силу своего эгоцентризма органически лишён возможности распознавать её у себя. Способность воспринимать свои внутренние проблемы индивид приобретает лишь после того, как он с чьей-то посторонней помощью научился видеть такие же проблемы у окружающих. Если же, осуждая какого-то человека, он знает и о своей проблеме, то может критиковать его с удвоенной энергией. Он тем самым как бы говорит сам себе: «Я вижу свой порок, я осуждаю его, значит, я могу со спокойной совестью смотреть себе в глаза, и это даёт мне право говорить всё, что я о других думаю».

Читайте также:  Архимандрит стефан тараканов назначение

6. Неспособность индивида с эгоцентрическими суждениями адекватно принимать точку зрения других людей. Совершенно бездоказательно, изначально она может восприниматься им как неприемлемая, не заслуживающая внимания, неправильная. С этим связано отсутствие у него серьёзного интереса к тому, что думают окружающие по тому или иному поводу, исключая, разумеется, себя самого. Он редко спрашивает у кого-то советы и ещё реже принимает их во внимание, действуя по правилу известного анекдота: «Мы посовещались, и я решил…»

7. Тенденция индивида приписывать другим живым существам собственные чувства, мысли, мотивы. Ему кажется, что собака, например, «всё понимает», «сострадает», «хранит верность и предана» своему хозяину. «Чем больше я узнаю людей, тем сильнее мне нравятся собаки», — говорит он. С этим может быть связана особая любовь к животным, являющаяся в сущности продолжением любви к самому себе.

8. Познавательный эгоцентризм обычно имеет следствием эгоцентризм нравственный, то есть тенденциозные представления о долге, чести и справедливости.

9. Познавательный эгоцентризм наиболее заметным образом проявляется в сфере межличностных отношений. От аутистического мышления со свойственным ему игнорированием принципа реальности его, по словам Ж.Пиаже, отличает нарушение принципа социальности. Тем не менее могут нарушаться и суждения о предметном мире, особенно если они так или иначе затрагивают самооценку.

Ж.Пиаже к проявлениям детского познавательного эгоцентризма относит также синкретизм, феномен несогласованности объёма и содержания понятий, отсутствие представлений о сохранении количества и феномен трансдукции. Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение, объединение) — это слитность, нерасчленённость впечатлений, представлений. Ребёнок не разделяет, например, такие свойства объекта, как его цвет, размер и массу, он оперирует всеми одновременно. Кроме того, он склонен объединять разные впечатления в одно. Так, если на одно изображение накладывается другое, то они сливаются в единое целое. Синкретизм не есть ещё собственно синтез, вероятно, он является лишь прообразом последнего. Отсутствие представлений о сохранении количества проявляется тем, что ребёнок не разделяет впечатлений о количестве вещества и занимаемом им объёме. Например, если воду из широкого стакана перелить в узкий, то ребёнок думает, что в последнем стакане её стало больше, так как уровень воды в нём повышается. Феномен несогласованности объёма и содержания понятий характеризуется подменой объёма понятия содержанием последнего, так как содержание понятия является для ребёнка чем-то более наглядным и осязаемым.

Так, на вопрос, чего на рисунке больше, физических тел или живых существ — изображены 2 камня, 3 ведра, 7 собак и 2 лошади, — ребёнок обычно отвечает, что живых существ больше. Аналогичными могут быть ответы взрослых людей в условиях дефицита времени. Феномен трансдукции проявляется смешением случайных признаков с существенными, поскольку первые характеризуются большей наглядностью. Дети, к примеру, могут считать солнце живым на том основании, что оно передвигается. М.В.Осорина (2000) описала также феномен непонимания несоответствия размеров, при котором дети не принимают во внимание несоразмерность величины объектов. Так, дети могут бояться, что в туалете их смоет в унитаз.

Считать указанные признаки проявлением познавательного эгоцентризма, может быть, и следует, но стоит заметить, что эти признаки в первую очередь характеризуют наглядно-образный уровень мышления. В свою очередь это означает, что эгоцентрическое мышление существует в рамках наглядно-образного мышления. Интересно, что в этих же рамках формируется и аутистическое мышление.

Эгоцентрическое мышление может проявлять себя на разных уровнях: от ручного до концептуального.

В психоанализе эгоцентрическое мышление иногда отождествляется с солипсизмом (от лат. solus — единственный и ipse — сам) или нарциссизмом (от имени Нарцисс в древнегреческой мифологии, юноши, который влюбился в своё отражение в воде), то есть «со стремлением считать себя точкой отсчёта» (Райкрофт, 1995). «Открытие того, — указывает автор, — что данный индивид — не единственный камушек на берегу и что мир не был создан лишь для него, влечёт за собой утрату нарциссизма». Иными словами, познавательный эгоцентризм преодолевается по мере расширения познавательных возможностей и при переходе от наглядно-образного мышления на образное и далее на понятийное.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей