Занятие по экологическому воспитанию «Муравьи из города Насекомска»
Лариса Мальцева
Занятие по экологическому воспитанию «Муравьи из города Насекомска»
1. Развивать познавательно-речевую активность у детей в процессе формирования представлений о муравьях.
2. Закреплять у детей знания о жизни муравьев, их среде обитания и о правилах поведения в лесу.
3. Совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность.
4. Отрабатывать правильное речевое дыхание.
5. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
6. Воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к объектам природы и друг другу.
Наблюдение за муравейником на экологической тропе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», чтение художественной литературы, проведение опытов, беседы, разучивание песни «О муравьях», постройка муравейника из песка, дидактические игры и др.
Словарная работа: феромоны – пахучие вещества, выделяемые муравьями, фуражиры – муравьи воины, падь – сладкое выделение тлей, муравьиная кислота.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Давайте поздороваемся.
«Здравствуй солнце золотое!
«Здравствуй небо голубое!
«Здравствуй вольный ветерок!
«Здравствуй маленький дубок!
(Протягивают руки вперед, ладонями вверх)
(Приветственно машут рукой над головой)
Воспитатель: Дети мне передали древний свиток. В них раньше записывали легенды. А какая легенда записана в этом свитке, мы сейчас прочтем.
«В древние времена был такой город – Насекомск. И жили там одни насекомые. Город этот построили муравьи, т. к. более трудолюбивого, старательного, умного насекомого – строителя нельзя и придумать.Эти маленькие труженики угодили всем: в маленьких домах жили разные Букашечки, в средних – таракашечки, а в больших – жуки, пауки».
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию в лес на поиски города Насекомска, который построили (муравьи). Давайте вспомним правила поведения в лесу. (дети называют правила поведения в лесу).
Воспитатель: Обратите внимание на выставку. Многое о муравьях вы уже знаете, мы с вами наблюдали и за муравейником, проводили опыты и трудились, как муравьишки, и читали произведения об этих насекомых и вы выполняли домашнее задание с родителями по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», затем пересказывали в ролях по своим рисункам.
Воспитатель: А теперь давайте закроем глаза, скажем волшебные слова и представим что сейчас не зима, а лето.
Лето приди. (Звук металлофона)
Воспитатель: Прежде чем, мы отправимся в путь, необходимо вооружится компасом, лупами, фотоаппаратом, видеокамерой (раздают атрибуты)
Дети имитируют дорогу в лес под музыку марша с речитативом.
Мы шагаем по лужайке
Сверху ясно нам видны
Вся зеленая лужайка
Вот цветок ромашки –
В нем живут букашки
Эта милая страна
Вся кругом заселена!
Воспитатель: Шли, мы шли и, наконец, пришли. Дети какая-то табличка с надписью.
Егор прочти пожалуйста, что написано (город Насекомск).
Воспитатель: Ребята посмотрите как здесь красиво. Какой чистый и свежий воздух (дыхательные упражнения, аромотерапия).
Будем с солнышком дружить
Веселее станет жить.
И веснушки не помеха
Это солнышка утеха.
(Вдох делать на счет 1-2, выдох на счет 3-4)
Воспитатель: Посмотрите вокруг внимательно, что необычного в этом городе?.
(Дети осматриваются по сторонам и находят «жилища насекомых» — камни-жуки, дупло-дикие пчелы, осы в осином гнезде, муравьи в муравейнике.)
Воспитатель: Дети, расскажите поподробнее о жилищах муравьев. Где они строят свои «дома»?
— Муравьи строят свои муравейники в дуплах старых деревьев, под камнями и под землей.
— Их жилище состоит из двух частей – наземной и подземной, с множеством входов внутри.
Воспитатель: Из чего муравьи строят свои муравейники? (из сухой травы, веточек, хвойных иголок, земли).
Воспитатель: Да их дома настоящие «города» с множеством помещений, где поддерживаются нужные влажность и температура, действует система вентиляций и обогрева, совсем как у людей.
Воспитатель: На какие группы делятся муравьи?
Показ схему муравьиной семьи.
— Муравьи живут большими семьями. Там есть рабочие муравьи и самка – царица. Самка царица самый крупный муравей в муравейнике. Ее задача откладывать яйца и производить потомство.
— Самка – царица живет до 20 лет, а у рабочих муравьев из-за непосильного труда жизнь короче, чем у царицы.
Воспитатель: Дети, а теперь скажите, кто относится к рабочим муравьям и какие обязанности распределены между ними.
(Ответы детей) Строители – строят муравейник,
— Кормилицы – добывают пищу для всего муравьиного семейства
— Главной пищей муравьев являются насекомые. Они охотятся на них или собирают умерших животных. Муравьи любят сладкое, основным источником такой пищи служит для муравьев падь (сладкое выделение) тлей и некоторых других насекомых. Так же муравьи могут питаться соком растений, нектаром, грибами и семенами. Вся пища, которую собирают муравьи, приносится в гнездо и там распределяется между всеми членами семьи.
— Няньки – выхаживают маленьких муравьев.
— Воины (фуражеры) – муравьи с крупными челюстями. Они охраняют муравейник и защищают его от чужих муравьев. К тому же между разными видами муравьев часто происходят «войны», когда одна семья одного вида нападает на семью другого вида. Муравьи храбрые воины. Они мужественно нападают и защищаются. Борьба идет до победы, из-за чего их много погибает.
— Разведчики следят, чтобы никто чужой не проник на территорию вокруг муравейника.
Воспитатель: Как муравьи находят дорогу домой?
— Муравьи выделяют особые пахучие вещества – феромоны. Они помечают ими свои пути и дают знать сородичам об уже проложенных маршрутах. Не будь этих пахнущих веществ, муравьи не смогли бы не только отыскать пищу, но и отражать натиск врагов, т. к. у них слабое зрение.
Воспитатель: Дети вы очень много сейчас рассказали о жизни муравьев, а вы знаете, что трудяги – муравьи являются чемпионами по уничтожению насекомых-вредителей. За один день обитатели одного муравейника могут уничтожать несколько тысяч вредных насекомых. Особенно ценны рыжие муравьи. В некоторых местах они находятся под охраной. Эти насекомые приносят пользу не только лесу, но и людям. Из муравьиной кислоты, которые они выделяют для защиты, изготавливают лекарства (дать детям понюхать растирку «Муравьиный спирт», которую используют в медицине при болезнях в суставах и пояснице).
Воспитатель: Кто является основными врагами муравьев?
– Главными врагами муравьев являются кабаны, птицы, медведи и человек. Медведь запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом, а птицы и кабаны разоряют муравейники. С животных спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса и человека, поэтому не разоряйте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите какие они труженики.
— А теперь давайте разомнем свои пальчики.
Муравьиная семейка (пальцы рук здороваются друг с другом)
Она трудится весь день (пальцы сжаты в кулачки и стучат)
И работать ей не лень! (хлопают в ладоши)
Возле елки по дорожке (кисти рук вправо, влево)
Тут и там мелькают ножки (бегут пальчики)
Тащат корм в подземный дом (разжимают кулачки к себе)
А жильцов в нем миллион (сжать (разжать) пальцы)
Воспитатель: Дети, но муравьи не только приносят пользу лесу и людям, они могут предсказывать погоду.
(Муравьи прячутся в гнезда к грозе и к дождю).
А как можно определить северное и южное направление (с южной стороны муравейник более пологий).
Воспитатель: А теперь давайте, дети, подойдем к муравейнику и посмотрим, как там поживает муравьиное семейство.
-Идите осторожно, чтобы не наступить на муравьиные дорожки.
(Дети рассматривают муравейник и видят на нем только одного муравья).
Ребята, что тут произошло?
-Муравьишка, ты почему один?
-Что же случилось с вашим муравейником?
(Включается грамзапись с голосом муравья):
Старым стал наш отчий дом,
Еле выбрался с трудом
Наступил на дом мальчишка –
Рухнул домик, где нам жить?
Кто поможет муравью
Защитить его семью?
Ребенок: Поправимо ваше дело –
За работу взялись смело!
Чтобы прочным был ваш дом,
Нужен крепкий вам забор.
Воспитатель: Кстати, а вы знаете, в некоторых заповедниках вокруг муравейника ставят маленький заборчик, для того, чтобы муравьиный «дом» было видно издалека.
В моем рюкзаке, как раз, есть такие маленькие палочки, вот из них мы с вами и сделаем заборчик вокруг муравейника. (дети наклеивают палочки на скотч).
Воспитатель: Вот вы и помогли муравьиной семье, теперь вы считаетесь полноправными друзьями и защитниками муравьев, и сейчас я вам вручаю вот такие свидетельства (бейджики по количеству детей).
Воспитатель: Живая природа преподносит иной раз удивительные сюрпризы. Взять к примеру, такой доступный объект для наблюдения, как муравьи. Тайн у этих крохотных трудолюбов – хоть отбавляй. Буквально у нас под ногами они рождаются, чему-то учатся, с кем-то воюют, собираю урожай, возводят сложные постройки, как мы наверху. И поэтому к миру насекомых надо относиться бережно и если какому-нибудь насекомому потребуется помощь, то надо будет ее оказать, как сегодня сделали мы.
Воспитатель: Ну вот… не заметили как и прошел день. Пора и возвращаться домой.
Давайте тихо скажем «До свидания» жителям города Насекомска.
В конце занятия дети поют песню «О муравьях».
Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса» Познавательно-исследовательская деятельность детей старшей группы. Образовательная область «Познание». Тема: «Муравьи – санитары леса».
Проект «Муравьишки-торопышки» Тема: «Муравиьшки-торопышки» Возраст детей: средняя группа (4-5 лет). Вид проекта: познавательно-исследовательский. Актуальность: средний.
Источник
Экологический проект «Муравейник»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Актуальность: экологическое образование — это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель: познакомить дошкольников с жизнью муравьев, наиболее распространенных и важных для устойчивости любого лесного сообщества животных, познакомить с составом муравьиной семьи, профессиями муравьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_muravi.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 65 комбинированного вида
Экологический проект «Муравейник»
Вид проекта: познавательно — исследовательский.
Срок реализации проекта: 28.08.2017-01.09.2017
Участники проекта: дети, воспитатели.
Актуальность: экологическое образование — это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель: познакомить дошкольников с жизнью муравьев, наиболее распространенных и важных для устойчивости любого лесного сообщества животных, познакомить с составом муравьиной семьи, профессиями муравьев.
— Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, образе жизни.
— Заложить основы экологического воспитания, вызвать интерес детей от общения с природой.
— Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.
Этапы реализации проектной деятельности.
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми;
2- й — исследовательский:
Наблюдение за муравьями (их поведение и строение), анализ постройки – муравейника;
3-й — обобщающий (заключительный):
обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
— Систематизировать представления о многообразии муравьев;
— Расширять словарный запас;
— Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Методы и формы работы:
— рассматривание иллюстраций насекомых;
1. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; (Приложение №1);
2.Наблюдение за муравьями; (Приложение №2);
1.Подбор художественной литературы;
1. Беседа: «Почему муравьи — защитники леса?»;
2.Отгадывание загадок о муравьях; (Приложение №3);
1. Подбор информации для беседы: «Почему муравьи — защитники леса?»;
2. Создание картотеки: «Загадки о муравьях»;
1.Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»; (Приложение №1);
2. Подвижная игра «Муравьи и слон»;
1.Подбор художественной литературы;
2. Проведение подвижной игры во время прогулки;
1.Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;
2.Подвижная игра «Муравьи и дождь»;
1.Подбор информации для беседы: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;
2. Проведение подвижной игры во время прогулки.
Изготовление картотеки полезные и вредные насекомые
Подготовка необходимого материала: картон, цветные картинки насекомых, клей, ножницы.
В результате проведенной работы дошкольники научились понимать и осознавать, насколько значимы муравьи в природе.
По итогам работы было отмечено:
— Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей.
— На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
— Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Тут и солнышко зашло. Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз».
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — и муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Несется листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.
Муравьишка говорит Землемеру:
— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
— А кусаться не будешь?
— Кусаться не буду.
— Ну садись, подвезу.
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.
Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
— Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.
Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.
— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Ну что ж, садись, подвезу.
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.
Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.
Остановился Паук.
— Слезай, — говорит. — Вон Жужелица бежит, она резвей меня.
Слез Муравьишка.
— Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Садись, прокачу.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.
Вмиг домчались до картофельного поля.
— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
Пришлось слезть.
Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
— А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.
Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
— А ты-то большой! Лезь, говорю.
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил.
— Влез?
— Ну, влез.
— А влез, так держись.
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки -, а они у него как пружинки, складные — да щелк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! — на другой. Щелк! — на третьей.
Так весь огород и отщелкал до самого забора.
Муравьишка спрашивает:
— А через забор можешь?
— Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
— Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Садись на загривок.
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.
Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
— Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.
Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви — не переплывешь.
А солнце еще ниже.
Кузнечик говорит:
— Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках.
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Ладно, садись, перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.
А солнце уж совсем низко.
— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.
— Можно и пошибче, — говорит Водомер.
Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
— А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка.
— По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.
Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой!
— Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползет.
Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ — тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?
Все-таки послушался Водомера.
— Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— А ты где живешь?
— В муравейнике за лесом.
— Далеконько… ну, что с тобой делать? Садись, довезу.
Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.
— Сел, что ли?
— Сел.
— А куда сел?
— На спину.
— Эх, глупый! Полезай на голову.
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!»
Будто мотор заводит.
— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!
Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!»
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук. » поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.
Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.
«Жжж! Тук-тук-тук!» — несется Жук, буравит воздух, как пуля.
Мелькнул под ним лес — и пропал.
А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.
Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и — шлеп! — сел на сук.
— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.
Подумал и говорит:
— А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.
Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.
Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.
Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.
Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась — не пустят меня домой ночевать.
— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
— Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!
Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!
С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.
А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дерг!
И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.
Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.
Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой!
Наблюдения за муравьями.
Цели: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить различать насекомых по внешнему виду, расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.
В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома муравьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются большие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бывают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.
Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей — самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.
Примета: если вокруг муравейника много муравьев — к хорошей погоде.
Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».
Загадки о муравьях.
Тащит он соломинку,
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней,
Наш трудяга…(Муравей.)
Строят маленькие гномы
Новый домик из соломы,
И осиновой коры –
Не нужны им топоры.
Вот уже похож на холм
Удивительный их дом.
( Муравейник.)
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (Муравей.)
Побежали по дорожке.
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я,
Под поклажей . (Муравья.)
«Муравьи и дождь».
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети — «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
Цель: Развитие внимания ,быстроты и ловкости.
Ход игры: Один водящий — слон, остальные муравьи.
Слон: «Пусть гуляют муравьи и танцуют от души».
Дети танцуют как хотят.
Слон: » Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать — дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.
Изготовление картотеки полезные и вредные насекомые.
Картотека полезные и вредные насекомые
Лесные рыжие муравьи.
В лесу дети сразу заметят муравьиную кучу и увидят довольно крупных муравьев, снующих в разных направлениях.
Некоторым детям захочется покопаться в муравейнике, разворошить рыхлую кучу и посмотреть, что находится внутри под беспорядочно лежащими обломками мелких веточек, иголочек хвои, из которых состоит жилище муравьев. Найдутся и такие, которые вздумают наступить ногой на кучу и продавить гнездо муравьев.
Если взрослый не предотвратит этих действий детей, жизни маленьких друзей леса будет нанесен ущерб.
Следует предложить детям понаблюдать за муравьями, и они скоро обнаружат, что многие тащат в «дом» небольших гусениц, которые составляют их главную пищу. Надо сказать детям, что гусеницы вредят деревьям и травам и что муравьи, уничтожая в большом количестве вредных гусениц, приносят большую пользу. Поэтому нельзя разорять жилища муравьев, где находятся их яички и личинки.
О жизни муравьев можно было бы рассказать много интересного, однако для детей дошкольного возраста достаточно этих элементарных сведений.
Другие виды муравьев – садовый черный, а также коричневый, желтый и т.д. – вредные. Одни вредят ульям, поедая мед и личинки пчел, другие (как садовый черный муравей) проникают в жилище человека, где набрасываются на сахар, варенье и портят другие пищевые продукты.
Их легко поймать, посадить на ладонь и рассмотреть. Детям нравится яркая окраска жучка (красная или желтая) и черные точки на жестких надкрыльях, а также овальная форма туловища, на котором видна маленькая голова с небольшими усиками. Если положить жучка на спинку, он как бы замирает, поджав свои три пары ножек к брюшку, и некоторое время остается неподвижным. Затем начинает осторожно шевелить усиками и ножками, переворачивается и, расправив крылья, поднимается в воздух.
Можно предложить детям посчитать точки на надкрыльях жучка, и они обнаружат на каждой половинке по три точки и одну посередине.
Божьи коровки и их личинки приносят большую пользу в лесах, садах и огородах, уничтожая вредных мелких насекомых – тлей. Это надо показать детям. Если выпустить божью коровку на лист с тлями, то она на глазах у детей начнет их поедать. Предварительно надо обратить внимание детей на погибающие листья, заселенные тлями: они обычно скручиваются и задерживаются в росте.
В лесу дети могут увидеть полезного жука – черную жужелицу. Этот проворный жук быстро бегает по земле. Летает он редко, предпочитая прятаться под корой старых пней или под камнями. Поместив жука в пробирку или стеклянную банку, дети рассмотрят его цепкие лапки, на которых видны коготки.
Ими жук опирается на неровности почвы и отталкивается при беге. У жужелицы хорошо развиты верхние челюсти, которыми она схватывает небольших насекомых. На поиски добычи жужелицы выходят из своих убежищ по ночам и уничтожают вредных насекомых. Следует подчеркнуть, что жужелицы — жуки полезные. Например, наиболее крупная и яркая жужелица – красотел (она чаще встречается на юге) поедает гусениц бабочки непарного шелкопряда – серьезного вредителя лесов.
Из полезных жуков можно назвать еще жуков-мертвоедов, выполняющих роль санитаров. К ним относятся, например, красивые жуки-могильщики. Во время прогулки в лес их можно найти под свежим трупом погибшей птицы, землеройки, мыши.
Положите жука-могильщика в пробирку или баночку и покажите детям на его передних и задних лапках расширения, которые облегчают ему роющие движения. Не вдаваясь в подробности, следует рассказать ребятам, что жуки-мертвоеды своими лопаточками закапывают погибших животных в землю, очищают от шерсти и перьев, а затем откладывают погибших животных в мясо яички, из которых выходят личинки и съедают тело мертвой добычи. Если бы трупы лежали на земле, они распространяли бы запах разложения и были бы источником заразы. Поэтому жуков-мертвоедов уничтожать не надо.
Многие виды мух переносят на своих лапках и хоботках возбудителей болезней – микробов. Они садятся на продукты, оставляют следы на стенах, на стеклах окон, загрязняют пищу, занося в нее заразу. Дети знают, что с мухами надо бороться. Но есть среди мух и наши друзья. Их надо уметь отличать от вредных мух и охранять как полезных насекомых.
Мухи-журчалки, например, похожие по окраске брюшка на ос, нередко сидят на цветках лесных и садовых растений или с громким жужжанием летают вокруг них. Это – полезные мухи: их личинки, похожие на маленьких пиявок яркой окраски, массами уничтожают тлей, ползая по поверхности листьев и стеблей растений.
Есть и другие полезные мухи. По лесным опушкам, на стволах деревьев и на пнях можно обнаружить довольно крупных черных мух с удлиненным брюшком. Это –ктыри. Их личинки живут в почве, где нападают на гусениц, личинок майских жуков и этим приносят пользу.
Да и взрослые мухи ведут хищный образ жизни, уничтожая других насекомых: уцепившись ногами за пойманную добычу, они прокалывают твердым хоботком тело своей жертвы и высасывают жидкие внутренности. Этих мух вполне безопасно можно взять в руки для рассмотрения. Дети должны знать, что ктырей убивать нельзя.
Из друзей человека в мире насекомых заслуживают внимания стрекозы. Изящная внешность этих насекомых, их быстрый полет и яркая окраска брюшка, отливающего металлическим блеском, обращают на себя внимание детей. Они восхищаются грацией стрекоз, которые напоминают им аэропланы и вертолеты. Когда стрекоза садится на ветку кустарника или на стебелек травы, заметна цепкость ее лапок. Она крепко держится за растение, и ее приходится отрывать с усилием. Поймать стрекозу нелегко: она очень осторожна и сразу замечает приближение руки. Своими большими глазами она хорошо ориентируется в пространстве, улавливает всякое движение. Сильные челюсти стрекозы указывают на то, что насекомое – хищник. Если преподнести ко рту стрекозы стебель или тонкую ветку, она схватит и сожмет предмет крепкими челюстями. Стрекозы прожорливы. Они летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей.
Если насекомые малых размеров (например, комары), стрекоза поедает их на лету, более крупных пожирает, усевшись на куст или камыш (возле воды).
Надо дать возможность детям наблюдать за стрекозами, рассказать о пользе, которую они приносят, обратить внимание на красоту их полета, красивый вид.
Так мы приучим ребят уже с ранних лет интересоваться жизнью насекомых и относиться к ним по-разному, в зависимости от их роли в жизни и хозяйстве человека. Необходимо объяснять детям, что в природе каждый организм выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие
Источник