Эксперимент уотсона с крысой

Эксперимент «Маленький Альберт»

Такое направление в западной психологии, как бихевиоризм, в качестве одной из своих стартовых точек имело эксперимент, имевший условное название «Маленький Альберт». Несмотря на свою сомнительную этичность, эксперимент показал удивительные результаты, которые, впрочем, подтвердили изначально выдвинутую бихевиористами гипотезу.

Провёл эксперимент Джон Б. Уотсон – один из основателей бихевиоризма. Исследование проходило на территории университета Джона Хопкинса в городе Балтимор. Дело происходило в 1919 году. Эксперимент был снят на видео, что по тем временам было довольно необычно.

Предпосылки к проведению и цель исследования

Бихевиористы выдвинули идею о том, что человеческое поведение, подобно поведению животных, является всего лишь совокупностью реакций на те или иные внешние стимулы. По мнению бихевиористов, с помощью определённых стимулов можно вызывать у человека любую реакцию на любой предмет. Это утверждение Уотсон и решил проверить, выбрав в качестве испытуемого девятимесячного ребёнка, взятого из приюта. Ребёнок изначально был психически абсолютно здоров.

Условия проведения и ход эксперимента

Для начала ребёнку показали ручную белую крысу, белого кролика, белую вату, маску Санта-Клауса с белой бородой, горящую газету, белую хлопковую пряжу. Ребёнок, конечно же, не испытывал никакой неприязни к этим предметам и реагировал на них спокойно. Через два месяца Уотсон начал вторую часть эксперимента.

Ребёнка посадили в центр комнаты и положили рядом с ним белую крысу, с которой ему разрешили поиграть. Сам Уотсон располагался за спиной ребёнка; когда мальчик прикасался к крысе, Уотсон бил железным молотком по металлической пластине, создавая громкий и резкий звук. Ребёнок не видел, откуда исходит звук. Этот звук пугал мальчика, который одёргивал руку и резко отбегал от крысы. После нескольких повторений у ребёнка закрепилась реакция страха: когда ему показывали белую крысу, он начинал плакать и быстро отползал в сторону. Таким образом, если раньше крыса была для него нейтральным предметом, то теперь она стала вызывать эмоциональный отклик.

В дальнейшем выяснилось, что такую же реакцию вызывают у ребёнка и другие похожие предметы, в том числе те, которые ему показывали в первый раз. Однако степень выраженности этой реакции оказалась разная для каждого предмета.

Впоследствии Уотсон решил устранить сформированные у ребёнка негативные реакции. Но когда он пришёл в приют, оказалось, что ребёнка уже забрали.

Полученные результаты

Уотсону удалось подтвердить истинность бихевиористской теории. Позже он провёл ряд лекций, посвящённых описанию этого эксперимента. Из его результатов следовало, что человека можно «запрограммировать» на определённое поведение, формируя у него те или иные реакции на предметы окружающего мира. Если реакции закреплять в младенческом возрасте, то человек, став взрослым, не будет помнить, откуда у него появились «неадекватные» реакции на самые обычные предметы, однако сами реакции останутся. Так и произошло с Альбертом – тем самым ребёнком из эксперимента.

Судьба «маленького Альберта»

Впоследствии Альберта удалось найти, хотя достоверных сведений о его жизни немного. Считается, что этим ребёнком был Уильям Баргер. Его мать работала в той же больнице, а племянница рассказала, что он всю жизнь боялся собак, из-за чего другие члены семьи смеялись над ним. Исследователи отметили, что нет никакого способа проверить, была ли данная фобия следствием проведённого эксперимента или развилась независимо от него; сам же Баргер не знал, что в младенчестве он подвергался этому эксперименту.

Этическая сторона эксперимента

В то время, когда проводился эксперимент, не существовало никаких законов, запрещающих подобные исследования. Однако его жестокость была понятна многим. В конце концов, в 1970-х годах была создана особая организация, защищающая права людей, участвующих в психологических экспериментах; и согласно постановлениям этой организации, проведение эксперимента «Маленький Альберт» было запрещено. Это было сделано после того, как появились сведения, что психологи злоупотребляют этим экспериментом.

Читайте также:  Головная боль лобная часть как избавиться

На бесчеловечность эксперимента «Маленький Альберт», впрочем, указал ещё в 1932 году Олдос Хаксли. В его антиутопии «О дивный новый мир!» тоталитарное правительство будущего с помощью этого метода выводят необходимое количество людей разных «сортов» — «альфы», «беты», «гаммы» и так далее (только вместо громкого звука используется электрический разряд). Каждый «сорт» отличается определённым интеллектуальным уровнем и поведенческими характеристиками, имеет своё предназначение в обществе и отличительную одежду. Например, чтобы сформировать представителя низшего «сорта», в младенческом возрасте ребёнка подвергают данной процедуре, вызывая у него отвращение к книгам; для создания человека высшего «сорта», наоборот, вызывают у него неприязнь к орудиям физического труда.

Выводы

Эксперимент «Маленький Альберт» показал, что сложная человеческая личность на самом деле имеет в своей основе столь же простую структуру, что и сознание животных. Каждый поведенческий акт – это одна из возможных реакций на простые стимулы, а любая привычка, фобия, убеждение, верование является закреплённой в подсознании реакцией на стимулы. Последствий этого открытия оказалось множество.

Это, к примеру, способность «программировать» людей, создавая население с нужными властям психологическими характеристиками; это и было описано в антиутопии Хаксли. Опасность этого для человечества кроется в том, что это абсолютно простой и примитивный метод, для которого не нужны какие-либо сложные инструменты и технологии, он не требует практически никаких затрат.

Этот эксперимент, как и теория бихевиоризма в целом, дал толчок развитию маркетинга, политтехнологий, разработке средств манипулирования населением целых стран.

В то же время эксперимент продемонстрировал природу иррационального поведения; он показал, что все «чудачества», непонятные страхи, фобии, многие психические расстройства объясняются яркими эмоциями, перенесёнными в раннем детстве, в числе которых внезапный испуг, шок, болевое ощущение и т. д. В связи с этим появляется возможность лечить или корректировать эти состояния.

Примечательно, что эксперимент проводился на ребёнке практически младенческого возраста. У таких детей ещё не развита причинно-следственная связь, поэтому ребёнок не может сообразить, что резкий громкий звук не имеет никакого отношения к белой крысе; в его сознании два этих факта (звук и предмет) объединяются. В более старшем возрасте эксперимент может не сработать. Однако даже у взрослых людей причинно-следственная связь может ослабляться в определённых состояниях: при потрясении, бурных проявлениях эмоций (радости, раздражения), алкогольном или наркотическом опьянении, религиозном экстазе и в других ситуациях. Маркетологи и политические технологи стремятся погрузить людей в какое-либо из этих состояний, после чего начинают «программирование».

Источник

Эксперимент «Крошка Альберт» Дж. Уотсона

Основателем эксперимента под названием «Маленький Альберт» стал ученый Джон Уотсон. Впервые этот эксперимент был проведен в 1919 году. С помощью него ученый пытался показать, что реакцию и поведение человека можно запрограммировать.


Суть эксперимента «Крошка Альберт»

Основной мотив эксперимента «Крошка Альберт» — продемонстрировать искусственную выработку страха. Джон Уотсон всю свою жизнь посвятил изучению страхов и фобий. Перед ним стояла задача, сможет ли он выработать искусственно страх у человека по отношению к предмету, который ранее не вызывал негативных эмоций.

Согласно описанию в бихевиоральной психологии, на поведение человека влияют стимулы, которые оказывают сильнейшее влияние на нервную систему. В связи с этим появилась мысль о том, что с помощью разных стимулов можно добиться от человека желаемой реакции. Джон Уотсон решил проверить данную теорию и начал ряд исследований.

Проведение эксперимента

Испытуемым в данном эксперименте стал девятимесячный Альберт. Исходя из данных, этот мальчик воспитывался в детском доме для особенных детей. Однако существует мнение, что в этом месте работала его мать, которая и позволила проводить эксперименты на ребенке.

Сам эксперимент проходил в несколько этапов. В первом периоде эксперимента малыша познакомили с белой ручной крысой, которая не вызвала у него негатива. Далее на протяжении определенного времени малыша знакомили с другими вещами, внешне напоминающих крысу. Спустя несколько месяцев, когда ученый понял, что у Альберта сформировалась нейтральная или положительная реакция на все эти предметы, он перешел ко второму этапу исследования.

Читайте также:  Перметрин спрей от клещей

Во второй фазе за спиной у маленького Альберта расположили большую пластину из металла, при этом сам малыш ее не видел. Затем каждый раз, когда малыш хотел прикоснуться к крысе по пластине со всей силы ударяли молотком. В этот момент маленький Альберт пугался и начинал плакать. В дальнейшем малыш плакал даже тогда, когда просто видел крысу. Таким образом Уотсону удалось сформировать условный рефлекс на определенный предмет. Спустя 5 дней Джон Уотсон проверил, остался ли у малыша страх. Так, Альберт по-прежнему очень боялся белой крысы и предметов, похожих на нее, например, ваты или белоснежной пряжи.

В ходе этого эксперимента ученому удалось доказать, что реально сформировать реакцию человека на определенный предмет. Кроме этого, страх распространился не только на крысу, но и на похожие предметы.

Судьба маленького Альберта была достаточно короткой. Мальчик прожил всего 6 лет и умер из-за гидроцефалии, при этом всю свою жизнь он очень боялся крыс и похожих на нее предметов.

Критика

Эксперимент, проведенный с маленьким Альбертом, рассматривается во многих книгах по психологии, однако, использование ребенка в эксперименте большинство психологов сочли бесчеловечным. Подобное исследование имело для малыша серьезные последствия, а также развитие фобии. Кроме того, во время эксперимента психолог не давал малышу успокоить себя подручными способами, например, сосанием пальца. После экспериментальных мероприятий психолог не провел работу, чтобы восстановить нормальную реакцию ребенка на белые пушистые вещи. Если бы Альберт прожил долгую жизнь, неизвестно, каким бы взрослым он был. Вероятней всего, он страдал бы от какой-либо зависимости или фобии.

Эксперимент с малышом показал, что экспериментатор вполне может запрограммировать поведение человека, особенно если это касается малыша, неспособного себя защитить. Тем не менее, этот эксперимент является очень жестоким и на сегодняшний день он запрещен к проведению даже в университетах.

Манипуляторы в обычной жизни также имеют способность программировать людей на определенное поведение и реакции. Распознавать попытки манипулирования научит курс Викиум «Профайлинг».

Источник

Эксперимент «Крошка Альберт» Дж.Уотсона

Эксперимент «Маленький Альберт» был проведен в 1919 году психологом бихевиорального направления Джоном Уотсоном. Он пытался продемонстрировать возможность запрограммировать человека на то или иное поведение и реакции на какой-либо стимул. В конечном итоге, Уотсон подтвердил бихевиористическую гипотезу о том, что поведение человека определяется психическими реакциями на стимулы.

Суть эксперимента «Маленький Альберт»

Если говорить кратко, то суть эксперимента «Маленький Альберт» заключается в искусственной выработке страха. Опыт проводил Джон Уотсон, который в то время занимался изучением природы возникновения фобий и страхов. Его главная задача была – выяснить, возможно ли искусственно сформировать у человека страх к предметам, которые ранее не вызывали у него негативных эмоций.

Предпосылки к проведению исследования

Одна из главных идей бихевиоральной психологии заключается в том, что поведение любого человека складывается исключительно из стимулов, влияющих на нервную систему, и реакций на них. На основании этого тезиса была сформирована мысль о том, что с помощью различных стимулов можно вызвать у человека необходимую реакцию на любой предмет. Это и решил проверить Д.Уотсон.

Условия проведения эксперимента

В качестве испытуемого был взят маленький мальчик Альберт 9 месяцев от роду. По одним данным, он был сиротой и воспитывался в детском доме для детей-инвалидов, по другой – в этом месте работала его мама, позволившая психологу Уотсону взять малыша для исследований.

Ход эксперимента

Эксперимент, задуманный Дж. Уотсоном, проходил в два этапа.

Первая фаза

На первой стадии эксперимента маленькому Альберту предъявили нейтральный стимул – ручную белую крысу. В течение нескольких дней он привыкал к ней, гладил, трогал. Она не вызывала у него никаких негативных реакций. Также ему предлагали познакомиться с другими предметами, внешне чем-то напоминающими уже известную ему крысу: белую искусственную бороду, белого кролика, моток мягкой пряжи и кусок ваты. Через 2 месяца, когда ученый убедился в том, что у малыша сформировалась нейтрально-положительная реакция на все предметы, он перешел ко второму этапу эксперимента.

Читайте также:  Почему кусаются декоративные крысы

Вторая фаза

На второй стадии за спиной крошки Альберта поставили огромную металлическую пластину так, чтобы ему не было ее видно. По пластине с силой ударяли молотком каждый раз, когда малыш прикасался к крысе. Естественно, малыш пугался и плакал. Через время он стал плакать, как только видел крысу: ему было страшно, несмотря на то, что до этого он проводил долгое время, вполне дружелюбно играя с ней. Так, часть цели Уотсона была достигнута: сформирован условный рефлекс на избранный предмет.

По прошествии пяти дней малыш Альберт снова подвергся опыту уже знакомого психолога. Ученый решил выяснить, сохранился ли страх через такое время и перенесся ли он на другие, похожие предметы. Так, Уотсон заключил, что белую ручную крысу ребенок по-прежнему боялся, а также испытывал страх по отношению к пряже, вате, кролику и искусственной белой бороде.

Результаты эксперимента

В результате своего эксперимента Дж. Уотсон показал, что сформировать желаемую реакцию на тот или иной предмет вполне реально. Также он сделал вывод о том, что страх при этом генерализируется, то есть распространяется не только на крысу, но и на похожие на нее предметы.

Дальнейшая судьба маленького Альберта

История маленького Альберта была не очень продолжительной: в возрасте 6 лет он погиб от гидроцефалии. Согласно информационным источникам, до конца своей маленькой жизни он продолжал испытывать страх по отношению к крысам и похожим на нее предметам.

Критика

Несмотря на то, что эксперимент с крошкой Альбертом рассматривается в учебниках по психологии как пример искусственного формирования страха, психологи из других направлений критикуют Уотсона за проведенный опыт. Для этого есть, как минимум, две причины:

  1. Неэтичность. В наше время такой эксперимент никто не смог бы повторить. Запрещены опыты с людьми любого возраста. А этот эксперимент еще и имел для малыша серьезные последствия: фобия оставалась с ним до конца жизни, хоть и короткой.
  2. Эксперимент был проведен без соблюдения плана и каких-либо правил. При построении выводов Дж.Уотсон больше опирался на собственные умозаключения, а не на науку. Кроме того, не отслеживалась дальнейшая судьба ребенка и его поведение в связи с проведенным экспериментом. Также есть информация о том, что психолог не давал крохе возможность компенсировать свой страх, например, вынимал палец у него изо рта, когда кроха пытался успокоить себя сосанием.

Кроме того, позже выяснилось, что Альберт не был здоровым малышом, как заявлял бихевиорист. Он был болен гидроцефалией, что также могло повлиять на ход и результаты эксперимента. Этот факт делает опыт Уотсона еще более неэтичным и бесчеловечным.

Мое мнение об эксперименте «Крошка Альберт»

Опыт Дж.Уотсона продемонстрировал возможность программирования желаемого поведения и реакций, но по своей сути он достаточно жестокий. Маленький ребенок долгое время жил в стрессе. Не понимая, что с ним происходит. Получил пожизненную психологическую травму. Неизвестно, каким бы он стал взрослым. Скорее всего, на фоне полученных психотравм Альберт имел бы разные проблемы, например, зависимость или другие фобии, мешающие полноценно жить. Все могло бы быть иначе, если бы после эксперимента ученые провели бы обратную деятельность по восстановлению нормальной реакции на все белое и пушистое.

Выводы

Эксперимент с маленьким Альбертом показал, что поведение человека можно запрограммировать так, как это нужно экспериментатору. Особенно, если испытуемым является крошечный малыш, который никак не может проанализировать ситуацию и противостоять происходящему. Этот эксперимент неэтичен, на сегодняшний день его не разрешили бы провести ни в одном университете, так как любые опыты над людьми давно запрещены.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей