Эксперименты уотсона с крысами

«Практики»: Механизм возникновения фобии. Эксперимент «Маленький Альберт»

Горе-философ

Начало XX века – эпоха научного эксперимента и бурного развития психологии и, в частности, бихевиоризма как одного из первых направлений молодой научной дисциплины. Изучение поведения – вот методологическая основа бихевиоризма, и справедливости ради стоит заметить, что не все эксперименты начала прошлого века (да и не только начала) были в строгом смысле этого слова «научными». Многие исследователи нагло подделывали результаты или же несильно заботились о точности проведения исследования.

Одним из таких неудачных в исторической перспективе и знаковых экспериментов (наверное, даже сенсационных) был абсолютно неэтичный с современной точки зрения эксперимент, проведенный американским бихевиористом Джоном Бродесом Уотсоном и его аспиранткой Розали Рейнер в 1920 году.

Как у любого значимого для истории события, у эксперимента имеются предпосылки. Началось все с кардинальной смены интересов Уотсона. В определенный момент ему надоедает философия, которую он активно изучал под руководством небезызвестного Джона Дьюи в Чикагском университете.

И вот, будущий психолог решает сменить научного руководителя, занявшись изучением физиологии и психологии вместе с Жакобом Лебом. Этот опыт в последующем сильно повлияет на отца-основателя бихевиоризма и станет главным фактором, сподвигнувшим Уотсона на разработку метода, ориентированного на исключительно объективное исследование поведения.

В 1903 году Уотсон защищает свою первую докторскую и становится весьма известной фигурой в научных кругах. Ну а каких-то 10 лет спустя он читает свою знаменитую лекцию (скорее манифест, так как лекцией это трудно назвать) «Психология с точки зрения бихевиоризма». Затем следуют долгие 7 лет планомерной работы по формированию теоретической основы бихевиоризма, приведший Уотсона к судьбоносному эксперименту, кардинально изменившему жизнь психолога.

Молот для «Альберта Б.»

Испытуемым выступал девятимесячный сирота под псевдонимом «Альберт Б.», взятый из приюта специально для проведения эксперимента. Главной целью исследования было доказать, что у человека возможно возникновение и формирование условных рефлексов, ранее не существовавших, и понять механизм возникновения фобии.

Проводился эксперимент следующим образом: в течении двух месяцев в спальне мальчику каждый день поочередно демонстрировали белую крысу, хлопковую вату, белого кролика, классическую маску Санта Клауса (и несколько других), горящие газеты. Мальчик, по мнению экспериментаторов, реагировал на них адекватно, не проявляя признаков страха.

Вторая часть эксперимента проходила в комнате для игр, где целую неделю малышу давали играть с белой крысой и другими предметами, чтобы дать мальчику привыкнуть к ним. Естественно, Альберт снова не проявил никаких признаков страха.

Затем Уотсон подвесил в комнате метровую металлическую пластину позади ребенка так, чтобы он ее не видел, и бил в нее молотом каждый раз, когда мальчик прикасался к крысе. В итоге мальчик стал бояться прикосновений к крысе. Первая фаза исследования завершилась именно так, как того хотел ученый – условный рефлекс был сформирован.

Потом была взята пауза на пять дней. Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Теперь нужно было проверить – случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто, хлопковой пряжи (минимально), шевелюры исследователя, маски Санта-Клауса.

На основании проведенного эксперимента Джон Уотсон сделал вывод о наличии генерализации страха у испытуемого. Другими словами, маленький Альберт после того, как у него выработали боязнь к крысе, стал испытывать страх относительно всех внешне похожих предметов.

Читайте также:  Крыса под водой время

Данный феномен в бихевиоризме получил название «перенос». Как итог, Джон Уотсон выдвинул предположение, что большинство страхов, фобий, антипатий, депрессий и разного рода тревожных состояний формируются еще в глубоком детстве.

Эксперимент, который изменил всё

Уотсон торжествовал, исследование удалось, сделаны сенсационные выводы, но, как ни странно, это было начало конца бихевиоризма и на то имелись веские причины, на которые уже были намеки в начале статьи.

Во-первых, последующая «обработка» результатов эксперимента показала, что в методологическом плане у исследования были большущие проблемы. Оказалось, Уотсон время от времени «подкреплял» реакции страха на втором этапе и мешал ребенку включать компенсаторные механизмы (Альберт сосал палец и успокаивался, Уотсон вытаскивал палец изо рта).

Во-вторых, дальнейшая судьба Альберта осталась неизвестной – как и долгосрочный эффект «закрепления» страха. И только лишь недавно стало известна судьба Альберта. Оказалось, что он (вопреки заверениям Уотсона и Рейнер) страдал гидроцефалией и умер спустя несколько лет после эксперимента. Думаю, понятно, насколько (!) вскрывшиеся подробности меняют общую картину исследования.

В-третьих, в дальнейшем повторить эксперимент не удалось никому. В том числе и самому Уотсону: через шесть месяцев после публикации ему пришлось покинуть университет Джона Хопкинса в связи с этическим скандалом. Правда, никого не волновала судьба малыша – роман женатого Уотсона с аспиранткой возмутил общество гораздо сильнее. В конце концов, психологу пришлось уйти в рекламу.

Источник

Эксперимент «Маленький Альберт»

Такое направление в западной психологии, как бихевиоризм, в качестве одной из своих стартовых точек имело эксперимент, имевший условное название «Маленький Альберт». Несмотря на свою сомнительную этичность, эксперимент показал удивительные результаты, которые, впрочем, подтвердили изначально выдвинутую бихевиористами гипотезу.

Провёл эксперимент Джон Б. Уотсон – один из основателей бихевиоризма. Исследование проходило на территории университета Джона Хопкинса в городе Балтимор. Дело происходило в 1919 году. Эксперимент был снят на видео, что по тем временам было довольно необычно.

Предпосылки к проведению и цель исследования

Бихевиористы выдвинули идею о том, что человеческое поведение, подобно поведению животных, является всего лишь совокупностью реакций на те или иные внешние стимулы. По мнению бихевиористов, с помощью определённых стимулов можно вызывать у человека любую реакцию на любой предмет. Это утверждение Уотсон и решил проверить, выбрав в качестве испытуемого девятимесячного ребёнка, взятого из приюта. Ребёнок изначально был психически абсолютно здоров.

Условия проведения и ход эксперимента

Для начала ребёнку показали ручную белую крысу, белого кролика, белую вату, маску Санта-Клауса с белой бородой, горящую газету, белую хлопковую пряжу. Ребёнок, конечно же, не испытывал никакой неприязни к этим предметам и реагировал на них спокойно. Через два месяца Уотсон начал вторую часть эксперимента.

Ребёнка посадили в центр комнаты и положили рядом с ним белую крысу, с которой ему разрешили поиграть. Сам Уотсон располагался за спиной ребёнка; когда мальчик прикасался к крысе, Уотсон бил железным молотком по металлической пластине, создавая громкий и резкий звук. Ребёнок не видел, откуда исходит звук. Этот звук пугал мальчика, который одёргивал руку и резко отбегал от крысы. После нескольких повторений у ребёнка закрепилась реакция страха: когда ему показывали белую крысу, он начинал плакать и быстро отползал в сторону. Таким образом, если раньше крыса была для него нейтральным предметом, то теперь она стала вызывать эмоциональный отклик.

В дальнейшем выяснилось, что такую же реакцию вызывают у ребёнка и другие похожие предметы, в том числе те, которые ему показывали в первый раз. Однако степень выраженности этой реакции оказалась разная для каждого предмета.

Впоследствии Уотсон решил устранить сформированные у ребёнка негативные реакции. Но когда он пришёл в приют, оказалось, что ребёнка уже забрали.

Читайте также:  Как избавиться от подергивания глаз

Полученные результаты

Уотсону удалось подтвердить истинность бихевиористской теории. Позже он провёл ряд лекций, посвящённых описанию этого эксперимента. Из его результатов следовало, что человека можно «запрограммировать» на определённое поведение, формируя у него те или иные реакции на предметы окружающего мира. Если реакции закреплять в младенческом возрасте, то человек, став взрослым, не будет помнить, откуда у него появились «неадекватные» реакции на самые обычные предметы, однако сами реакции останутся. Так и произошло с Альбертом – тем самым ребёнком из эксперимента.

Судьба «маленького Альберта»

Впоследствии Альберта удалось найти, хотя достоверных сведений о его жизни немного. Считается, что этим ребёнком был Уильям Баргер. Его мать работала в той же больнице, а племянница рассказала, что он всю жизнь боялся собак, из-за чего другие члены семьи смеялись над ним. Исследователи отметили, что нет никакого способа проверить, была ли данная фобия следствием проведённого эксперимента или развилась независимо от него; сам же Баргер не знал, что в младенчестве он подвергался этому эксперименту.

Этическая сторона эксперимента

В то время, когда проводился эксперимент, не существовало никаких законов, запрещающих подобные исследования. Однако его жестокость была понятна многим. В конце концов, в 1970-х годах была создана особая организация, защищающая права людей, участвующих в психологических экспериментах; и согласно постановлениям этой организации, проведение эксперимента «Маленький Альберт» было запрещено. Это было сделано после того, как появились сведения, что психологи злоупотребляют этим экспериментом.

На бесчеловечность эксперимента «Маленький Альберт», впрочем, указал ещё в 1932 году Олдос Хаксли. В его антиутопии «О дивный новый мир!» тоталитарное правительство будущего с помощью этого метода выводят необходимое количество людей разных «сортов» — «альфы», «беты», «гаммы» и так далее (только вместо громкого звука используется электрический разряд). Каждый «сорт» отличается определённым интеллектуальным уровнем и поведенческими характеристиками, имеет своё предназначение в обществе и отличительную одежду. Например, чтобы сформировать представителя низшего «сорта», в младенческом возрасте ребёнка подвергают данной процедуре, вызывая у него отвращение к книгам; для создания человека высшего «сорта», наоборот, вызывают у него неприязнь к орудиям физического труда.

Выводы

Эксперимент «Маленький Альберт» показал, что сложная человеческая личность на самом деле имеет в своей основе столь же простую структуру, что и сознание животных. Каждый поведенческий акт – это одна из возможных реакций на простые стимулы, а любая привычка, фобия, убеждение, верование является закреплённой в подсознании реакцией на стимулы. Последствий этого открытия оказалось множество.

Это, к примеру, способность «программировать» людей, создавая население с нужными властям психологическими характеристиками; это и было описано в антиутопии Хаксли. Опасность этого для человечества кроется в том, что это абсолютно простой и примитивный метод, для которого не нужны какие-либо сложные инструменты и технологии, он не требует практически никаких затрат.

Этот эксперимент, как и теория бихевиоризма в целом, дал толчок развитию маркетинга, политтехнологий, разработке средств манипулирования населением целых стран.

В то же время эксперимент продемонстрировал природу иррационального поведения; он показал, что все «чудачества», непонятные страхи, фобии, многие психические расстройства объясняются яркими эмоциями, перенесёнными в раннем детстве, в числе которых внезапный испуг, шок, болевое ощущение и т. д. В связи с этим появляется возможность лечить или корректировать эти состояния.

Примечательно, что эксперимент проводился на ребёнке практически младенческого возраста. У таких детей ещё не развита причинно-следственная связь, поэтому ребёнок не может сообразить, что резкий громкий звук не имеет никакого отношения к белой крысе; в его сознании два этих факта (звук и предмет) объединяются. В более старшем возрасте эксперимент может не сработать. Однако даже у взрослых людей причинно-следственная связь может ослабляться в определённых состояниях: при потрясении, бурных проявлениях эмоций (радости, раздражения), алкогольном или наркотическом опьянении, религиозном экстазе и в других ситуациях. Маркетологи и политические технологи стремятся погрузить людей в какое-либо из этих состояний, после чего начинают «программирование».

Читайте также:  Отпугиватель крыс мышей ястреб 200

Источник

Эксперимент «Крошка Альберт» Дж. Уотсона

Основателем эксперимента под названием «Маленький Альберт» стал ученый Джон Уотсон. Впервые этот эксперимент был проведен в 1919 году. С помощью него ученый пытался показать, что реакцию и поведение человека можно запрограммировать.


Суть эксперимента «Крошка Альберт»

Основной мотив эксперимента «Крошка Альберт» — продемонстрировать искусственную выработку страха. Джон Уотсон всю свою жизнь посвятил изучению страхов и фобий. Перед ним стояла задача, сможет ли он выработать искусственно страх у человека по отношению к предмету, который ранее не вызывал негативных эмоций.

Согласно описанию в бихевиоральной психологии, на поведение человека влияют стимулы, которые оказывают сильнейшее влияние на нервную систему. В связи с этим появилась мысль о том, что с помощью разных стимулов можно добиться от человека желаемой реакции. Джон Уотсон решил проверить данную теорию и начал ряд исследований.

Проведение эксперимента

Испытуемым в данном эксперименте стал девятимесячный Альберт. Исходя из данных, этот мальчик воспитывался в детском доме для особенных детей. Однако существует мнение, что в этом месте работала его мать, которая и позволила проводить эксперименты на ребенке.

Сам эксперимент проходил в несколько этапов. В первом периоде эксперимента малыша познакомили с белой ручной крысой, которая не вызвала у него негатива. Далее на протяжении определенного времени малыша знакомили с другими вещами, внешне напоминающих крысу. Спустя несколько месяцев, когда ученый понял, что у Альберта сформировалась нейтральная или положительная реакция на все эти предметы, он перешел ко второму этапу исследования.

Во второй фазе за спиной у маленького Альберта расположили большую пластину из металла, при этом сам малыш ее не видел. Затем каждый раз, когда малыш хотел прикоснуться к крысе по пластине со всей силы ударяли молотком. В этот момент маленький Альберт пугался и начинал плакать. В дальнейшем малыш плакал даже тогда, когда просто видел крысу. Таким образом Уотсону удалось сформировать условный рефлекс на определенный предмет. Спустя 5 дней Джон Уотсон проверил, остался ли у малыша страх. Так, Альберт по-прежнему очень боялся белой крысы и предметов, похожих на нее, например, ваты или белоснежной пряжи.

В ходе этого эксперимента ученому удалось доказать, что реально сформировать реакцию человека на определенный предмет. Кроме этого, страх распространился не только на крысу, но и на похожие предметы.

Судьба маленького Альберта была достаточно короткой. Мальчик прожил всего 6 лет и умер из-за гидроцефалии, при этом всю свою жизнь он очень боялся крыс и похожих на нее предметов.

Критика

Эксперимент, проведенный с маленьким Альбертом, рассматривается во многих книгах по психологии, однако, использование ребенка в эксперименте большинство психологов сочли бесчеловечным. Подобное исследование имело для малыша серьезные последствия, а также развитие фобии. Кроме того, во время эксперимента психолог не давал малышу успокоить себя подручными способами, например, сосанием пальца. После экспериментальных мероприятий психолог не провел работу, чтобы восстановить нормальную реакцию ребенка на белые пушистые вещи. Если бы Альберт прожил долгую жизнь, неизвестно, каким бы взрослым он был. Вероятней всего, он страдал бы от какой-либо зависимости или фобии.

Эксперимент с малышом показал, что экспериментатор вполне может запрограммировать поведение человека, особенно если это касается малыша, неспособного себя защитить. Тем не менее, этот эксперимент является очень жестоким и на сегодняшний день он запрещен к проведению даже в университетах.

Манипуляторы в обычной жизни также имеют способность программировать людей на определенное поведение и реакции. Распознавать попытки манипулирования научит курс Викиум «Профайлинг».

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей