Эмоциональная незрелость взрослого человека как избавиться

10 советов, как преодолеть подростковый инфантилизм

В настоящее время ученые-геронтологи предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Это говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек.

Современным детям уже не нужно задумываться о куске хлеба. Но у любой медали есть две стороны. Ко всем плюсам различных программ современной поддержки детства добавился и минус – дети стали более инфантильны, что мешает их будущей успешности. Родители сами взращивают инфантилизм у ребенка с младых ногтей. Это происходит незаметно, неосознанно. И когда в итоге вырастает неприспособленное к жизни чадо, родственники удивляются: откуда? А все оттуда, примерно с трех лет.

Как реагирует большинство мам, если трехлетний ребенок пытается самостоятельно открыть пакетик с кефиром? Пыхтит, краснеет, но помощи не просит. Конечно, стулья и стол забрызганы кефирными каплями, пальцы липкие, на одежде белые пятна. Наконец – ура, бамц! – пакетик открыт и с шумом падает на пол. Упал удачно, расплескалась только половина. Какое количество мам, улыбаясь, спокойно вытрут кефирные лужи, выльют оставшийся кефир в чашку, похвалят ребенка: «Молодец, ты самостоятельно сегодня открыла пакет! А в следующий раз сделаешь это еще лучше»? К сожалению, такие мамы – большая редкость. Чаще всего родители, при попытках детей в 3 года сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха…» «Почему переделывать? Почему неумеха?» – ребенок искренне этого не понимает.

Особенность возраста трех лет – формирование установки «я могу все сделать сам, я уже взрослый». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми активно пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. Именно в возрасте трех лет, через игру, помогая консервировать огурцы или подметать пол, маленький человек закладывает будущее собственного поведения, коммуникативных навыков. А какой посыл получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность?

Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Малыш понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться.

Для ребенка рассерженные родители – крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: другие всегда сделают лучше, чем ты. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо!

Инфантильный подросток – это не так страшно, главное, чтобы эта черта плавно не перетекла во взрослую жизнь. Преодолеть подростковую инфантильность помогут следующие нехитрые правила:

  1. Одно из самых эффективных средств против инфантилизма – занятия спортом. Научно доказано, что дети, занимающиеся спортом, более ответственны, настойчивы в достижении целей, эффективнее планируют свое время. Ведь ответственность – это противоположная сторона инфантилизма.
  2. Одна из основных причин подросткового инфантилизма – гиперопека. Мы живем в динамичное, но небезопасное время. Сейчас уже редко встретишь маленьких детей, гуляющих самостоятельно во дворе – в основном за ними присматривают родители. Школьники все реже самостоятельно ездят на транспорте, ходят в кружки. Да и встречать их после школы во многих учебных заведениях считается обязательным. Поэтому в семье давайте детям возможность проявлять как можно больше самостоятельности. У них должны быть свои обязанности, и за их выполнение они должны нести полную ответственность. То есть если подросток не сходит в магазин, то вся семья сидит без сахара. Лучше один раз выпить несладкий чай, чем потом всю жизнь расплачиваться за инфантильность собственного чада. Все, что подростки могут сделать сами – пусть делают! И в срок.
  3. Еще каких-то 30 лет назад человек, закончивший вуз, считался взрослой, самостоятельной личностью, а ему и было-то всего 22 года. В настоящее время специалисты по возрастной психологии предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Пока ученые думают, проводят исследования. Но сам факт возможности данного предложения говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек.
  4. Поощряйте общественную деятельность, особенно если она связана с помощью и заботой. Сейчас есть масса волонтерских организаций, у которых самые разные направления работы: помощь старикам, многодетным семьям, брошенным животным, экология… Пусть выберет себе занятие по душе, а уж вы помогите ему в поиске, вместе посмотрите и обсудите информацию в Интернете – здесь тоже на самотек пускать не стоит. А то выберет какое-нибудь экстремистское движение, замаскированное под справедливое возмездие олигархам, – проблем не оберетесь.
  5. Привлекайте подростка к обсуждению бюджета – это помогает выработать чувство ответственности. Совместно обсуждайте траты, этим вы, во-первых, показываете подростку, что относитесь к нему как ко взрослому, а во-вторых, всегда имеете железный аргумент при отказе что-то купить: вы же вместе не предусмотрели лишние траты.
  6. Очень хорошо в преодолении инфантилизма помогает периодический выход из так называемой «зоны комфорта». Присмотритесь, что вызывает трудность у вашего ребенка: общение с противоположным полом, публичные выступления? Периодически организовывайте ему необходимость преодолевать эти трудности. Давайте соответствующие поручения, так, чтобы не сделать было нельзя. Иначе, спрятавшись в безопасную раковину, один раз убежав от страха, будет потом бегать всю жизнь.
  7. Особое внимание обратите на ребенка, если он играет роль «клоуна». Если в компании подросток постоянно готов к шуткам, «приколам», отпускает остроты, дело, возможно, не в веселости нрава. Скорее всего, таким образом ребенок бежит от сложностей жизни, надевая маску детской беспечности.
  8. Приучайте подростка планировать свою жизнь. Грамотная постановка целей – один из показателей зрелости эмоционально-волевой сферы.
  9. С детства учите ребенка преодолевающему поведению. Часто можно наблюдать такую картину: малыш примерно 2 лет ударился об угол шкафа, а мама начинает стучать по шкафу, приговаривая: «Ух, какой плохой шкаф, так ему, нельзя обижать Петеньку!» И что думает Петенька? В его беде виноват шкаф, но никак не он лично. Пару таких ситуаций, и условный рефлекс: «виноваты окружающие, но не я» будет сформирован. Если вы совершили подобную ошибку (ну, с кем не бывает, вы же не знали!), то в подростковом возрасте ситуацию еще можно исправить. При возникновении трудной ситуации всегда спрашивайте: «И каковы твои дальнейшие действия? Что будешь делать для решения данной проблемы?» И сразу отсекайте жалобы в стиле «это страна такая (школа, тренер), я ничего не могу сделать». Предлагайте еще подумать, самому поискать выход. А после того как подросток самостоятельно наметит несколько вариантов решений – обсудите с ним каждый из них, помогите выбрать правильный. Так вы поможете формированию нового рефлекса – у любой сложной задачи есть решение, надо только приложить усилия, чтобы его найти.
  10. Если вы мать-одиночка и воспитываете ребенка одна, то шансы вырасти инфантильным у ребенка увеличиваются, особенно если это мальчик. Будет очень хорошо, если ребенок постоянно будет видеть пример мужского поведения, мужского реагирования на ситуации. Это может быть дедушка, брат, муж подруги, главное, чтобы контакт был более-менее постоянным. Это поможет снизить риск инфантилизации, особенно если это будет не просто наблюдение, а любая совместная деятельность – походы, игры, строительство теплиц и т. д.
Читайте также:  Как избавиться от хриплого голоса за 10 минут

Критические ошибки

Ошибка № 1

Гиперопека. Все всё знают и понимают – мы живем в тревожное время, детей нельзя отпускать на улицу одних. Мобильные телефоны сейчас имеют чуть ли не детсадовцы, и это не баловство, это необходимость. Ведь наличие постоянной связи с ребенком позволяет родителям снизить ощущение тревоги. Тем не менее с собственной тревогой нужно бороться, а не потакать ей.

Бабушка, которая встречает из школы пятнадцатилетнего подростка, просто компрометирует его в глазах окружающих. Подумайте, каким образом вы сможете нивелировать свою высокую тревожность. Это может быть как собственная консультация с психологом, так и оговаривание времени звонков или еще что-то.

Также подросток должен иметь собственные обязанности в семье и четко их выполнять. А если что-то не получается, то помните:

помощь должна быть достаточна, но никак не избыточна.

Ошибка № 2

Постоянная критика. Взрослые делают это «из лучших побуждений, чтобы не вырос эгоистом». Однако ребенок, нещадно критикуемый значимыми взрослыми, живет с уверенностью, что у него ничего не получится, даже не стоит пытаться. А если что-то хорошее в его жизни и происходит, то это или случайность, или заслуга других людей. Страх неуспеха у такого человека во сто крат сильнее радости предвкушения удачи. Боясь ошибиться, он всю жизнь будет искать, кто бы что за него сделал, несмотря на свои знания и умения.

Ошибка № 3

Предложение ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь?» Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет или нет. Оно у ребенка должно быть. А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.

Читайте также:  У крысы опухоль под задней лапкой

Заведующая педиатрическим отделением Челединова В.А.

Источник

Психика наркомана

Употребление наркотиков сначала меняет эмоциональное состояние, а затем начинает прямо влиять на психику человека, разрушая ее. Это происходит в несколько этапов: от появления предпосылок к первому употреблению наркотических веществ до формирования тяжелых психических заболеваний, когда зависимость разрушает личность.

Психологические факторы риска появления наркозависимости

Склонность к употреблению психоактивных веществ может формироваться уже на этапе воспитания родителями. Наиболее уязвимыми становятся люди, воспитывавшиеся по одной из следующих моделей:

  • Вседозволенность. Для ребенка не существует запретов или ограничений, его желания мгновенно исполняются, а проступки остаются без наказания. Чувство ответственности не формируется, человек считает, что ему можно все.
  • Подавление. Если в семье установлены авторитарные отношения, ребенок оказывается в уязвимой позиции. Со временем накапливаются травмы и обиды, которые могут подтолкнуть его к употреблению наркотиков.

Под влиянием воспитания или других факторов закладываются черты характера, которые предопределяют высокий риск появления наркотической зависимости:

  • обидчивость, ранимость;
  • неспособность заботиться о себе;
  • инфантильность, эмоциональная незрелость;
  • низкая самооценка (или эмоциональные «качели», когда самооценка резко изменяется от низкой до высокой);
  • пренебрежение общественными нормами;
  • потребительское отношение к окружающим;
  • лживость;
  • проблемы с коммуникацией, склонность к одиночеству;
  • жалость к себе;
  • отсутствие целеустремленности: человек не доводит дела до конца, откладывает их, он безынициативен;
  • страх ошибки, ответственности, близких отношений;
  • равнодушие, низкий уровень способности к сопереживанию.

Профессиональная наркологическая помощь, анонимно и надежно. Берем сложные случаи.

Даже некоторые из этих особенностей психики могут толкать к употреблению наркотиков. Часто это происходит под влиянием определенной ситуации, стресс-фактора, из-за которого человек пробует наркотики первый раз, а затем продолжает их употреблять.

Протест. Становится причиной наркомании у подростков. Дети стремятся быстрее повзрослеть, спорят с родителями, пытаются уйти от их контроля, и пробуют наркотические вещества из-за этого.

Читайте также:  Что делать чтобы тараканы ушли навсегда

Любопытство. Еще одна причина «подростковой» наркомании. Желая испытать новые ощущения, узнать самому, что такое наркотики, ребенок может попробовать их даже в случае, если он хорошо проинформирован об опасности этого.

Конфликт. Семейная разобщенность, конфликты в семье или конфликтные ситуации, в которые оказывается втянут подросток, часто запускают формирование зависимости. У взрослых такой причиной могут быть застарелые, нерешенные, сильно травмирующие конфликты.

Потрясение. Горе, трагедия, потеря близкого и связанные с этим эмоциональные переживания могут провоцировать наркоманию даже у взрослых с устойчивой, здоровой психикой. Внутренний мир становится хрупким, человек ослабляет контроль, становится уязвимым из-за этого.

Окружение. Человек может начать употреблять наркотики под влиянием знакомых. В других ситуациях риск появления зависимости существует из-за неблагополучной среды, в которой растет ребенок. При толерантном отношении к наркотическим веществам и алкоголю в его окружении он будет считать наркозависимость чем-то нормальным.

Во всех этих и других случаях человек начинает употреблять наркотики, чтобы скрыться от реальности (эскапизм). Он подменяет ими решение проблемы, прячется от трудностей и конфликтов в наркотическом опьянении.

Как меняется психика наркомана?

Начав употреблять наркотики, человек быстро меняется. Это затрагивает его поведение и психическое состояние:

  • Растет концентрация на себе, уровень сопереживания другим людям, заинтересованности внешними событиями быстро снижается. Наркоман полностью сконцентрирован на своих мыслях, ощущениях, на желании продолжать употреблять наркотики.
  • Появляется лживость, неискренность, лесть, склонность к манипулированию. Обман перестает казаться чем-то плохим, и наркоман может врать даже тем, кто ему дорог. Его ложь часто грубая, очевидная всем, кроме него. Взаимоотношения интересны наркоману только как возможность достать деньги, использовать чьи-то связи, что поможет достать очередную дозу.
  • Изменяется эмоциональный фон. Наркоман перестает испытывать радость, удовольствие, счастье. Положительные эмоции появляются только при употреблении наркотиков, и они необходимы, чтобы не чувствовать горе, опустошенность, тоску. Человек постоянно кажется подавленным, расстроенным, грустным или ведет себя агрессивно. Это состояние резко сменяется оживлением, радостью после употребления очередной дозы наркотического вещества.
  • Нарушаются когнитивные функции. Снижается концентрация, слабеет память, мышление становится путаным. Человек не справляется с работой или учебой, неспособен выполнять даже простые задачи. Кажется, что он быстро глупеет, теряет навыки, становится невнимательным, безответственным.
  • Социальные связи теряют значение. Наркотическая зависимость вытесняет любовь к родным, близким, связи с друзьями и коллегами. Наркоман перестает испытывать какие-либо чувства по отношению к ним, он не заинтересован в общении, сохранении семьи, дружеских связей.

Если употребление наркотиков продолжается, психика наркомана разрушается, и на этом фоне формируются тяжелые психические расстройства:

  • маниакально-депрессивный психоз (смена или сочетание возбужденного и подавленного состояния с резким снижением психических функций);
  • шизофрения (тяжелое расстройство с нарушением мышления, эмоциональных реакций);
  • депрессия (подавленное состояние, отсутствие эмоциональных реакций, интересов, желаний);
  • невроз, тревожность, другие сопутствующие нарушения.

Чем раньше начато лечение наркомании, тем меньшими будут последствия для психики наркомана. Наркотическая зависимость появляется из-за психических факторов. Она прямо влияет на состояние психики. Для полноценного лечения наркомании важно проводить не только детоксикацию, но и психотерапию. Только в этом случае удастся избавиться от физических и психических последствий наркомании, обеспечив устойчивую ремиссию. В медицинском центре «НаркоДок» лечение наркотической зависимости проводится комплексно: со снятием абстиненции, детоксикацией и психотерапией для полного восстановления физического и психического здоровья.

Профессиональная наркологическая помощь, анонимно и надежно. Берем сложные случаи.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей