Раздел 1. Введение в психологию
Тема 1.1. Психика и мозг
Цель:формировать умения характеризовать простейшие психические явления.
Задачи:
1. научиться проводить сравнительный анализ между психикой животных и человеком;
2. определить, как травмы головы влияют на работу головного мозга и нервной системы в целом.
Вопросы:
1. Что такое сознание, разум, совесть, воля, ответственность?
2. Что такое личность, индивид, индивидуальность?
3. По каким признакам можно судить о том, что животное имеет психику, переживает, размышляет, что – либо представляет?
4. Есть ли психика у растений?
Содержание и последовательность выполнения задания
Задание 1. Нарисуйте головной мозг человека. Определите на своем рисунке три основных блока головного мозга.
Какое у вас полушарие является главным? Свой ответ обоснуйте.
Задание 2. Составьте таблицу: « Стадии и уровни развития психики животных»
Стадии и уровни | Характеристика |
1. | |
2. | |
3. |
Задание 3. Приведите в соответствие понятия и примеры из жизни животных. Дайте определения данным понятиям.
1. Жаба захватывает мотылька. Движение мотылька, его форма не могут удовлетворить непосредственную биологическую потребность жабы в пище. Но оно сигнализирует о ней. Восприятие такого сигнала и есть чувствительность.
2. Очень важным врождённым инстинктом гусят является инстинкт следования. Родившийся гусёнок готов следовать за первым движущимся объектом, который попадает в поле зрения. В обычных условиях это биологически целесообразно – он следует за мамой – гусыней и благодаря этому получает всё необходимое для жизни. Исследователи провели опыт. Гусёнку предлагали выбор – следовать за объектом (человек, заводная игрушка), который увидел первым в своей жизни или за настоящей мамой, он выбирал первое. Понятно, что такое поведение нецелесообразно, но насекомые, птицы повторяют их, не меняя.
3. В Сингапуре научили обезьян помогать в работе биологов. Обезьяны усвоили слова определённых команд. Прыгая на ветвях деревьев на высоте 5 – этажного дома, они приносили отдельные листья, цветы, следовали они командам, которые люди отдавали с земли.
4. Классическим примером оперантного научения являются эксперименты, проведённые известным американским психологом Б. Скиннером (1904-1990).
Крысу помещали в специальную клетку с рычагом. Нажимая на этот рычаг, крыса могла получить пищу. Крыса, обследуя клетку, первоначально случайно нажимала рычаг, получала вкусную пищу, после чего быстро научалась использовать рычаг по назначению. Оперантное обусловливание имеет большое значение при дрессировке животных.
5. В кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. Достать банан Рафаэль мо, только загасив огонь. Шимпанзе научилось делать это, набирая из бочка воду в кружку и заливая огонь.
Задачу усложнили. На озере поставили плоты. На одном из них были Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. Бачок с водой помещался на другой плот. Оба плота были соединены узким мостиком. Вокруг плотов была вода. Рафаэль перебрался на другой плот за водой. Другая обезьяна зачерпнула воду из озера, залила огонь и достала банан.
6. Если крыса голодная, то она достаточно просто находит кратчайший путь к кормушке по лабиринту и бежит к ней. Если же голод не очень силён, то крыса двигается медленно, обходит и обнюхивает все закоулки.
Г) Исследовательское поведение-_____________________________________
Д) Интеллектуальное поведение животных — __________________________
Практическая работа № 4.
Раздел 2. Психология познавательных процессов
Тема: Органы чувств: нос, язык, кожа
Цель:формировать уменияхарактеризовать виды психических процессов, психических состояний и психических свойств в соответствии с их классификацией
Задачи:
1.Научиться при помощи ощущений познавать величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов или явлений.
2. Определить особенности влияния нарушений ощущения на контакт социального работника с инвалидами и лицами пожилого возраста.
Вопросы:
1. С помощью каких органов ты воспринимаешь запах и вкус?
2. Как ты чувствуешь вкус пищи?
3. Как мы чувствуем боль? Что такое щекотка?
4. Как ты слышишь?
5. Как ты сохраняешь равновесие?
Содержание и последовательность выполнения заданий
Задание 1.Используя наглядные пособия, подготовить проект по одному из контрольных вопросов и представить его.
Задание 2. Определи, где расположены части уха: в среднем, наружном или внутреннем ухе?
2. Стремя а) наружное ухо;
3. Ушная раковина б) среднее ухо;
4. Молоточек в) внутреннее ухо
5. Наружный слуховой проход
6. Барабанная перепонка
Задание 3. Расположи звуки в порядке роста громкости. Начни с самого тихого и закончи самым громким.
Не все шумы одинаковы. Звуки бывают тихими и громкими. Громкость звука измеряется в децибелах (дБ)
Мы можем слышать звуки от 1 дБ и выше. Звуки приблизительно в 140 дБ причиняют нам боль. Постоянный шум в 65 дБ или выше, например шум дорожного движения, раздражает слух.
Подвергая свои уши воздействию постоянных или продолжительных шумов выше 90 дБ. Например, музыки в клубах или через наушники, ты причиняешь вред слуху.
Серьезность травмы зависит от того, насколько громок шум и как долго он продолжается. Иногда ты слышишь звон и гул в ушах. Если в течение долгого времени слушать громкие звуки. Можно совсем потерять слух. Если ты знаешь, что будешь в шумном месте, запасись берушами или наушниками. Эксперты говорят, что в крупных городах зашумленность составляет примерно 55-60 децибелов.
1. Разговор в компании а) 200дБ
2. будильник б) 10 дБ
3. взлетающий самолет в) 45 дБ
4. шелест листьев г) 20 дБ
5. барабаны д) 80 дБ
6. звуки в библиотеке е) 100 дБ
Задание 4. Расположи по порядку действия при осязании
А) кожные рецепторы получают стимул 1. _______________
Б) тело реагирует на ощущение 2. _________
С) мозг обрабатывает информацию 3. ________________________
Д) мозг посылает приказ телу 4. ________________________
Задание 5. Какие части языка отвечают за восприятие этих вкусов?
Практическая работа № 3.
Раздел 3. Психология личности
Тема 3.1. Изучение эмоциональной направленности личности по Шкале оценки значимости эмоций (Б.И. Додонов).
Цель: познакомить с эмоциями, эмоциональными состояниями и способами эмоционального удовлетворения,формировать умения использовать современные методики изучения эмоциональной направленности личности.
Задачи:
1. научиться исследовать эмоциональную направленность личности по Шкале оценки значимости эмоций (Б.И. Додонов)
2. научиться управлять эмоциями;
3. исследовать степень зависимость жизни человека от него самого.
Вопросы:
1. Дайте общую характеристику эмоций.
2. Назовите виды эмоций.
3. Какова роль и функции эмоций в деятельности и поведении человека.
4. Как изменяется эмоциональная сфера человека.
5. Раскройте эмоциональные состояния.
Содержание и последовательность выполнения заданий
Задание 1. « Шесть основных эмоций». Прочтите рассказ и вставьте пропущенные слова. Определите шесть основных эмоций.
Вообразите, что вы в парке аттракционов и стоите в очереди, чтобы покататься на больших «американских горках». В очереди вы томитесь от ___________. Когда залезаете на « американские горки» вас охватит _________ волнение. Аттракцион стартует – и вы начинаете _________ а потом ___________, поняв, как быстро мчитесь! Эмоции сопровождаются разными реакциями. В нетерпении вы ходите туда – сюда. Когда ________, ваше сердце начинает биться быстрее. От ___________ вы улыбаетесь и, возможно, смеётесь. От _________ можете закричать. Но создают ваши эмоции не ноги, сердце, рот и голос. Эмоции результат работы вашего ума. Мы испытываем шесть основных эмоций:________________________________________________________.
Задание 2. Каким эмоциям соответствуют эти выражения лица?
а) гнев в) страх с) печаль д) отвращение е) удивление ж) радость
Задание 3. О каких эмоциональных состояниях идёт речь в этих отрывках?
А) А.П. Чехов « Человек в футляре».
«Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью… Своими вздохами, нытьём, своими тёмными очками на бледном, маленьком лице он давил на всех, мы уступали…» __________________________________________
Б) А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
Желтов писал так: «Я не виноват, Вера Николаевна, что было угодно Богу послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем — для меня вся жизнь заключена в Вас. Я бесконечно благодарен Вам за то, что вы существуете. Я проверял себя- то не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить. каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас. сладким бредом. »_______________________________________________
Задание: Самое хорошее и самое плохое»
На листе бумаги в столбик выпишите пять самых приятных моментов своей жизни. Против каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло это событие. Затем выпишите пять самых неприятных событий в жизни и вновь против каждого пункта отметьте, из-за кого это событие случилось.
Подсчитывается число событий, произошедших « благодаря мне» или «из-за меня» (а событий). Подсчитывается общее число событий (Б событий). Находится отношение (А\ Б), умноженное на 100%. Полученное число – это степень зависимости жизни человека от него самого.
События | Благодаря кому произошли события |
Проведите анализ путём ответов на вопросы:
— Какие события вспоминались легче?
— Из-за кого произошло больше всего событий (как приятных так и неприятных)? Какую ответственность несёт человек за свою жизнь?
Вывод____________________________________________________________Какое значение в вашей жизни имеет каждая из пар?
«хочу – не могу»___________________________________________________
« не хочу – могу»__________________________________________________
« не хочу – не могу»________________________________________________
Задание 5. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы: 1. Верна ли теория Джемса и Ланге? 2. Есть ли условно – рефлекторная связь между позой и эмоцией?
Зависимость эмоций от мимики и пантомимики понимал ещё Шекспир. Вот монолог из трагедии « Король Генрих V»:
Когда ж нагрянет ураган войны,
Должны вы подражать повадке тигра:
Кровь разожгите, напрягите мышцы,
Свой нрав прикройте бешенства личиной!
Глазам придайте разъярённый блеск…
Сцепите зубы и раздуйте ноздри;
Дыханье придержите; словно лук,
Дух напрягите. – Рыцари, вперёд!
Задание 6. Составьте рекомендации: « Как управлять эмоциями»
Ситуация 1. Вы проходите мимо компании незнакомых, как вам кажется, угрожающе настроенных людей. Вы боитесь, что они пристанут к вам с угрозой и насмешкой. Ваша поза: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.
Источник
Если крыса голодная то она достаточно просто находит кратчайший путь
Тема 3. Психика и мозг. Возникновение и характеристика сознания
Вопрос №1. Психика животных
Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни.
Врожденные формы обеспечивают биологически целесообразную реакцию на определенные условия среды. Всякое живое существо — и животное, и человек — обладает такими формами поведения.
Первые признаки психики в животном мире возникают уже у низших животных и проявляются в форме чувствительности. Физиологической основой чувствительности является раздражимость — способность живых организмов отвечать на биологически значимые (жизненно важные) для них воздействия, раздражители. Когда живые организмы начинают воспринимать такие воздействия окружающей среды, которые сами не имеют непосредственного биологического смысла, но могут сигнализировать о биологически значимых раздражителях, возникает чувствительность.
Изменение формы растения, которое как бы двигается к свету (тропизм) не есть проявление чувствительности, поскольку эта непосредственная реакция на биологически значимый (значимый для его сохранения) раздражитель. Совсем другое дело движение жабы, захватывающей летящего мотылька. Движение мотылька, его форма, отражаемый его крыльями свет сами по себе не могут удовлетворить непосредственную биологическую потребность жабы в пище. Но они сигнализируют о ней. Восприятие такого сигнала и есть чувствительность. В процессе эволюции живых организмов чувствительность возникает очень рано.
Низшие животные реагируют только на отдельные свойства окружающего мира. Эта стадия развития психики характеризует элементарную чувствительность. Но такая чувствительность обеспечивает лишь недифференцированные ощущения. На этой стадии поведение почти полностью определяется инстинктами.
Инстинкты — врожденные, наследственно закрепленные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей. Инстинктивное поведение проявляется на всех ступенях эволюционной лестницы — от низших животных, насекомых до человека. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохранения, пищевой и сексуальный инстинкты. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинктивное поведение.
Основной механизм осуществления такого поведения — безусловные рефлексы.
Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможности выживания с самых первых моментов жизни до приобретения собственного опыта. Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удовлетворить необходимых потребности и становится неадекватным.
Дубровина И.В. приводит следующие примеры. Очень важным врожденным инстинктом гусят является инстинкт следования. Родившийся гусенок готов следовать за первым движущимся объектом, который попадает в его поле зрения. В обычных условиях это биологически целесообразно — он следует за мамой-гусыней и благодаря этому получает все необходимое для жизни. Исследователи поведения животных неоднократно проводили опыты, в которых первым движущимся объектом, попавшим в поле зрения гусенка, был человек или катящийся шар, заводная игрушка. Гусенок начинал следовать за ней. Даже тогда, когда ему предлагался выбор — следовать ли за объектом, который он увидел первым в своей жизни или за настоящей мамой-уткой, он выбирал первое. Понятно, что такое поведение биологически нецелесообразно, однако вопреки этому, насекомые, животные, птицы повторяют их, не меняя.
Пчелиные соты при минимуме площади обладают наибольшей вместимостью. Впечатление такое, что перед нами образец тончайшего математического расчета. Инстинкт пчелы заставляет строить соты так, чтобы это было биологически целесообразно. Инстинкт заставляет пчелу старательно закупоривать ячейки сот, чтобы сохранить в них мед. Но если у сот проткнуть дно, пчела будет так же их закупоривать, хотя никакого смысла в этом уже нет: из таких сот мед вытечет.
Таким образом, инстинктивное поведение целесообразно в стереотипных условиях и нецелесообразно в постоянно изменяющейся среде.
Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.
Приобретенные формы поведения формируются в процессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.
Одной из важнейших форм приобретенного поведения, которые являются навыки.
Навыки — это способы поведения, возникающие в результате научения, закрепленные путем упражнений и повторения. Они осуществляются автоматически, без сознательной регуляции и контроля.
Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.
Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реализации — условный рефлекс и оперантное реагирование.
Условный рефлекс — реакция на раздражитель, который первоначально является нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раздражителю. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно простым строением нервной системы. Например, даже пчел, в поведении которых, уже упоминалось, значительную роль играют инстинкты, удавалось научить отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета.
Еще более сложные условные рефлексы можно выработать у высших животных — обезьян. В Сингапуре, например, с его помощью научили обезьян участвовать в работе биологов. Обезьяны усвоили слова определенных команд. Прыгая на ветвях деревьев на высоте пятиэтажного дома, следуя командам, которые люди отдают с земли, обламывают и приносят людям отдельные листья, цветы, отростки, которые иначе достать было бы очень трудно.
С помощью условного рефлекса можно выработать и отрицательные реакции — страха, избегания чего-либо и т.п. Например, в одном из опытов, пишет Дубровина И.В., использовался большой аквариум, который был разделен стеклянной перегородкой на две части. В одной из них находилась щуки, а в другой — пескари. Щуки пытались догнать и схватить пескарей, но постоянно наталкивались на преграду. После нескольких неудачных попыток, щуки стали избегать пескарей. Затем стекло-преграда было убрано. Однако щуки по-прежнему избегали пескарей, уплывали от них.
Оперантное обусловливание — еще один важный механизм реализации навыков первого вида. Одной из важнейших характеристик живого существа является его активность, постоянное взаимодействие со средой. В процессе приспособления к условиям жизни какие-то действия оказываются более эффективными, какие-то менее. В результате закрепляются те действия, которые полезны для живого существа: помогают удовлетворить его потребности, избегать опасностей. Такой вид выработки навыка называется оператным (от латинского слова operatio — действие) обусловливанием, или оперантным научением.
Классическим примером оперантного научения являются эксперименты, проведенные известным американским психологом Б. Скиннером (1904-1990). Крысу помещали в специальную клетку с рычагом. Нажимая на этот рычаг, крыса могла получать пищу. Ученого интересовало, научится ли крыса нажимать на рычаг, если ей не показывать, как им пользоваться, самостоятельно. Действительно, крыса, обследуя клетку, первоначально случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, после чего быстро научалась использовать рычаг по назначению.
Оперантное обусловливание имеет большое значение, например, при дрессировке животных. В этом случае особенно важно, чтобы «вознаграждалось» (подкреплялось) совершаемое животным действие.
Многие навыки животных и некоторые навыки человека представляют собой навыки первого типа.
Навык второго типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путем учебы, автоматизацией первоначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Такие навыки характерны только для человека. Формирование навыков второго типа — путь приобретения многих сугубо человеческих умений, в том числе навыков письма — моторных и грамматических.
Особенностью такого навыка является то, что автоматизированные действия можно вновь начать контролировать. Например, грамотный человек пишет без ошибок автоматически, не задумываясь. Но если он не знает, как написать то или иное слово или чувствует, что сделал ошибку, он может вспомнить необходимые правила, применить способы проверки и т.п. Выработка такого типа навыка требуется определенный уровень развития интеллекта.
Интеллектуальное поведение свойственно уже многим видам животных. Особенностью этой стадии является способность животного найти, «придумать» новый способ решения и более того — перенести этот способ на другую задачу, причем иногда довольно сложную.
Различие между навыком и интеллектуальным поведением хорошо видно на следующем примере. В лаборатории И.П. Павлова проводили эксперимент — шимпанзе по кличке Рафаэль обучали заливать водой огонь. Делалось это так. В кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. Достать банан Рафаэль мог, только загасив его. Шимпанзе научили делать это, набирая из бачка воду в кружку и заливая огонь.
После того, как он научился хорошо делать это, задание усложнили. На озере поставили плоты. На одном из них были Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. Бачок с водой помещался на другой плот. Оба плота были соединены узким мостиком. Вокруг плотов, естественно, была вода. Однако Рафаэль, чтобы достать банан, перебирался по мостку на другой плот, зачерпнул воду из бачка, возвращался обратно и залил огонь.
Несколько позже этот эксперимент был повторен с другими обезьянами-шимпанзе. Одна из них не стала перебираться по мостку на другой плот. Она просто зачерпнула воду из озера, залила огонь и достала банан.
Немецкий психолог В. Келер (1887-1967) изучал, как высшие приматы — обезьяны выходят из ситуации, когда для достижения цели требуется предварительное действие, определенная подготовка (такие задачи похожи на арифметические задачи в два действия). Например, на некотором расстоянии от клетки обезьяны помещали банан. В клетку обезьяны клали короткую палку. А чуть подальше, так чтобы нельзя было достать лапой, длинную палку. Однако ее длины было достаточно, чтобы достать вожделенный банан. Опыты показали, что обезьяны быстро находят решение: используют короткую палку для того, чтобы достать длинную, а потом уже с помощью последней достают банан. Причем происходит это не за счет перебора возможных вариантов (так называемого метода проб и ошибок), а благодаря «схватыванию», «пониманию» новых отношений, возможности для выполнения новых функций представить предметы в новых сочетаниях. Некоторые обезьяны В. Келера даже догадывались вставить одну короткую палку в другую. Если к потолку в центре комнаты повесить что-нибудь привлекательное, а по комнате разбросать ящики, то обезьяна догадается поставить их один на другой, чтобы достать привлекательную вещь.
В. Келер назвал это явления «инсайтом» — озарением, а другой немецкий психолог К. Бюлер (1879-1963) — «ага-переживанием», подчеркивая, что это происходит без рассуждения, сразу, внезапно.
Интересно, что собака будет долго сидеть перед куском мяса, находящимся на некотором расстоянии от ее клетки, но не «догадается» дернуть за веревочку, к которой это мясо привязано, и конец которой она может достать зубами. Решить подобную задачу она не способна.
Особой формой интеллектуального поведения животных является исследовательское поведение. Например, ученые много раз проводили исследования, к которых учили лабораторных крыс проходить лабиринты для получения пищи.
Выяснилось, что если животное голодно, оно достаточно быстро находит кратчайший путь к кормушке и бежит к ней. Если же голод не очень силен, то крыса начинает подробно исследовать лабиринт. В этом случае крыса двигается медленно, обходит и обнюхивает все закоулки. Более того, иногда она «специально» выбирает пути, в конце которых заведомо нет ничего «вкусного», при этом идет не два раза подряд в одно и то же место, а выбирает новый путь. Опыты на обезьянах показывают, что они готовы выполнять достаточно сложные для них действия, для того чтобы в результате иметь возможность просто посмотреть на игрушку или на то, что происходит в лаборатории. На первый взгляд такое поведение кажется биологически нецелесообразным, не связанным непосредственно с удовлетворением потребностей. Это, однако, не так. Подобное поведение биологически целесообразно потому, что в реальных жизненных условиях животные должны знать, что их окружает, где найти то, что им требуется. А для этого необходимо исследовать окружающую среду.
«Разумное» поведение животных при всей своей сложности и многоплановости направлено главным образом на решение задач, определяемых биологической целесообразностью, удовлетворением биологически значимых потребностей. Оно всегда носит конкретный чувственно-двигательный характер. Для того чтобы установить связи между предметами, явлениями (а именно это является существенным признаком интеллектуальной деятельности), им необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно. Животное, даже высшие — обезьяны, не способны к абстракции, обобщению, понятийному мышлению, пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей.
Это становится возможным лишь на следующей ступени развития психики — сознании человека.
Источник