- 4. Философия средневековья
- Читайте также
- В. Период Средневековья
- 2. РЕЛИГИЯ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- §4. Эсхатология в эпоху Средневековья
- Загадочные культы Средневековья
- Мария в эпоху Средневековья
- Глава III. Эпоха Средневековья
- 5.Религиозная философия: философия мистицизма (суфизм)
- 1. Свободомыслие мусульманского средневековья
- 3. Еврейская философия эпохи средневековья
- Роковая книга средневековья
- УНИВЕРСИТЕТ — ДИТЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- 3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
- 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- Есть ли у кротов глаза и нужно ли этим животным зрение под землей?
- Имеются ли у кротов глаза и почему люди думают, что их нет
- Как выглядят глаза крота и на что они способны
- Зачем кроту зрение?
- Дегенерация глаз животного как форма естественного отбора
- Глаза у разных видов кротов
4. Философия средневековья
4. Философия средневековья
4.1. 3арождение основных философских направлений средневековья.
Теперь перейдем к рассмотрению, что же такое еврейская философия средневековья. Важно отметить, что до средневековья ее, в сущности, не было. Первый ее представитель, считающийся классиком еврейской философии средневековья, — это Саадья Гаон с его книгой «Эмунот вэ Даот», т.е. «Веры и мнения».
Средневековье было в первую очередь эпохой рационализма. Всем это прекрасно известно. Слово «рационализм» для нас имеет положительный оттенок, это еще советское восприятие. Средневековый рационализм назывался схоластикой. Но, когда мы слышим слово «схоластика», у нас сразу возникает негативная ассоциация, хотя схоластика — это и есть рационализм. На вопрос: «Было ли средневековье эпохой схоластики?», все ответят: «Конечно, да!» Слово «рационализм» вызывает у нас слишком положительную ассоциацию, на слово «средневековье», а мистика, наоборот, отрицательную, как и многое другое, связанное с эпохой средневековья. Так нас учили в советское время. Поэтому мы и хотим прибавить к слову «средневековье», которое само по себе обладало негативной характеристикой, термин, который тоже звучит отрицательно.
Средневековье, особенно вначале, — это безусловная эпоха рационализма, и только намного позднее, во второй половине позднего средневековья, появляется мистика. И вот эти две главные концепции — рационализм и мистика, мы рассмотрим дальше.
4.2. Рационализм раннего средневековья. Философские споры этого периода. Книга Саадьи Гаона «Эмунот вэ даот».
Что же такое рационализм? Это прежде всего представление о том, что человек все может понять с помощью своего рассуждения, т.е. с помощью своего интеллекта. Это значит, что если я буду правильно рассуждать, правильно думать и делать выводы, опираясь на разум и логику, то я все пойму правильно. Я расскажу вам историю, которая, может быть, и анекдотична, но поможет лучше понять, что такое средневековый рационализм. Это очень простой, но интересный пример. Во дворе Парижской Академии спорят Буридан, автор Буриданова осла, и Фома Аквинский. (Буриданов осел — это тот, кто стоит и умирает от голода, но не может съесть ни одну из лежащих перед ним охапок сена, потому что они находятся на совершенно одинаковом от него расстоянии.) Они обсуждают вопрос, есть ли глаза у крота. Один из них говорит: «У крота есть глаза потому-то, потому-то и потому-то». Другой говорит: «У крота нет глаз, потому что он ползает под землей, и глаза ему не нужны». И что-нибудь еще в этом духе.
И вот так они стоят и спорят, есть у крота глаза или нет. Тут подходит к ним садовник и говорит: «Уважаемые господа, давайте я вам принесу живого крота, и вы проверите, есть ли у него глаза». Они ему отвечают: «Пошел прочь, невежда! Мы обсуждаем идеального крота». Очень хорошо, очень смешно. А теперь представим такую историю. Если те же самые персонажи стоят и обсуждают: пересекаются ли биссектрисы треугольника в одной точке? Один говорит, что пересекаются, другой говорит, что нет. Приходит садовник и говорит: «Давайте я вам принесу палку, вы нарисуете на земле треугольник и проверите, пересекаются ли его биссектрисы в одной точке». А ему скажут: «Пошел прочь, невежда! Мы обсуждаем идеальный треугольник». Совсем не так смешно. Иными словами, это совсем не так глупо, как может показаться с первого взгляда.
Обсуждать, есть ли у идеального крота глаза, — это вовсе не глупость: ведь можем мы обсуждать, пересекаются ли биссектрисы в идеальном треугольнике. Это — математизация действительности. Рационалисты считали, что с помощью рассуждения можно все узнать: как в математике, рассуждая логически, можно вывести любую теорему и постепенно продвинуться, ответить на любой вопрос, так и в жизни можно продвинуться сколь угодно далеко и все в жизни понять, только бы правильно рассуждать. Но можно ли рассматривать мир теми способами, которые используют математики? B математике такой подход дает отличные результаты, но для того чтобы понять, что в физике дело обстоит совершенно иначе, потребовалось много времени, и поэтому здесь нельзя говорить о какой-то чуши или глупости. Вот это — главная идея средневекового рационализма.
Теперь рассмотрим другую историю, настоящую, т.е. действительно имевшую место. Ее описывает Саадья Гаон в книге «Эмунот вэ даот». Первый случай это, скорее всего, анекдот, никогда они не стояли и не обсуждали, но вторая история — это настоящий факт, описанный в сочинениях некоего путешественника, который побывал в Багдаде примерно в 9 в. Он пишет следующее. Из какой-то мусульманской глубинки он приехал в столицу империи, Халифата: «И вот о, ужас! — пришел я в некое место, мне велели прийти туда, где соберутся разные ученые мужи. Пришел я туда, в это место, и что же я слышу? Встает человек и говорит: «Мы пришли сюда обсуждать вопросы Божественного. Поскольку здесь есть разные люди, а именно — мусульмане, евреи, и такие, и сякие, атеисты, христиане и т.д., то пусть никто не выдвигает доводов из своих священных книг, поскольку у одного священные книги одни, а у другого другие, а пусть выдвигает только доводы разума». Вот такая идея, что нужно, обсуждая религию, выдвигать доводы разума, это Багдад 9 в., совсем не светлое новое время, а именно темное раннее средневековье.
Естественно, что в такой обстановке всякий интеллигентный еврей тут же вовлекается в это обсуждение религии с позиции доводов разума. И ведется общественная дискуссия, это как бы норма жизни в обществе — приводить доводы разума. Естественно, что евреям в такой обстановке необходимо приводить доводы разума. Поскольку исламский мир был как бы наследником греческой философии, то весь греческий подход туда проник. И вот именно здесь евреи оказались перед необходимостью рационально, т.е. разумно, обосновывать иудаизм. Это и есть начало еврейской философии.
Саадья Гаон, как представитель раннего средневековья, это рационалист. Поэтому его книга посвящена тому, чтобы обосновать с помощью логики, почему иудаизм — правильная религия. Почему действительно есть Бог, и почему так, почему мы в Него верим, — все основные идеи религии он обосновывает с точки зрения логики в книге «Эмунот вэ даот». Сегодня, конечно, эта книга скучна для нас. Я, например, просто не могу ее читать. Страница за страницей какие-то длинные рассуждения, которые доказывают, что вот так, действительно, верить правильно, а так неправильно, так логично, а так нелогично. Сегодня мы просто не можем воспринимать это всерьез. Прежде всего потому, что мы уже давно не рационалисты, мы давно не верим в то, что вообще здесь можно чего-то достичь доводами разума. И поскольку мы в это не верим, то все эти рассуждения для нас совершенно скучны.
Читайте также
В. Период Средневековья
В. Период Средневековья В богословских концепциях Средневековья систематическим образом формулировались логические последствия синтетических воззрений Августина. Однако, в отличие от Августина, Фома Аквинский (1225–1274 гг.), наиболее видный представитель схоластической
2. РЕЛИГИЯ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
2. РЕЛИГИЯ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Историческим фоном Реформации является период позднего средневековья. В недавних исследованиях все больше подчеркивается необходимость рассмотрения Реформации в ее позднесредневековом контексте и соединении воедино результатов
§4. Эсхатология в эпоху Средневековья
§4. Эсхатология в эпоху Средневековья Возведя аллегорический милленаризм Св. Августина в ранг догмы, Церковь постаралась перенести внимание верующих с образа Бога – Спасителя на образ Бога – Творца; главным образом для того, чтобы присвоить функции посредника между
Загадочные культы Средневековья
Загадочные культы Средневековья Католические ордена и их ритуалы Один из самых известных католических орденов, «Божье дело» является хранителем древних тайн, дающих власть над миром. Этот орден, основанный в 928 г. и показанный в известном фильме «Код да Винчи», так
Мария в эпоху Средневековья
Мария в эпоху Средневековья Следует отметить, что современные образы Марии, которые мы упомянули, — не просто продукт сегодняшних представлений (в следующих главах мы увидим, что они появились не в результате исторических познаний). Мария была интригующей личностью для
Глава III. Эпоха Средневековья
Глава III. Эпоха Средневековья Средние века, то есть период от гибели Рима до реформации и Возрождения (хотя ученые до сих пор спорят об определении этого понятия и исторических границ Средневековья) — чрезвычайно насыщенный и противоречивый период в истории
5.Религиозная философия: философия мистицизма (суфизм)
5.Религиозная философия: философия мистицизма (суфизм) Возникновение суфизма – мистико-аскетического направления в исламе, его социальная база. Представители философского суфизма, его историческая роль. Мистическая философия как реакция на засилие софистики и
1. Свободомыслие мусульманского средневековья
1. Свободомыслие мусульманского средневековья Культура Арабского халифата Свободомыслие в средневековом мусульманском мире связано с историей Арабского халифата, который под эгидой возвещенной пророком Мухаммедом новой монотеистической религии — ислама
3. Еврейская философия эпохи средневековья
3. Еврейская философия эпохи средневековья 3.1. Причины возникновения еврейской философии в этот период. Где же у нас в истории возникает этот синтез греческого и еврейского, так что может, наконец, появиться еврейская религиозная философия? Это не произошло ни во время
Роковая книга средневековья
Роковая книга средневековья Известный богослов II века Ириней, автор влиятельного сочинения «Пять книг против ересей», был, по-видимому, первым христианским писателем, пытавшимся установить правовое отношение между богом и Христом с одной стороны и дьяволом –
УНИВЕРСИТЕТ — ДИТЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
УНИВЕРСИТЕТ — ДИТЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Одна из наиболее ярких страниц в истории образования — рождение и утверждение университетов, или studium generate, как они первоначально назывались, будучи местом, где в средние века можно было получить наиболее полное школьное образование.
3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА Есть еще одна наука, как будто конкурирующая с замыслом социальной философии — в отличие от социологии не «модная» наука, не плод умственных настроений, новейшего времени, а наука, освященная давней, древнейшей традицией. Это есть
5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Из сказанного сразу же уясняется и отношение социальной философии к философии истории. Как социальная философия есть познание вечного в общественной жизни, соотносительное историческому познанию ее изменчивости и
Источник
Есть ли у кротов глаза и нужно ли этим животным зрение под землей?
Далее вы узнаете:
- Есть ли у крота глаза или все-таки они полностью исчезли в ходе естественного эволюционного отбора;
- Являются ли кроты абсолютно слепыми или это миф;
- Почему эволюция была столь «неблагосклонна» к кротам, сделав их практически незрячими;
- Чем отличаются глаза у разных видов кротов и нормальна ли слепота для животных, ведущих подземный образ жизни…
Широко распространено ошибочное мнение о том, что у крота нет глаз, и, следовательно, это животное является абсолютно слепым. Понятно, почему это мнение развилось и получило поддержку в широких народных массах: дескать, зверек всю жизнь обитает в своих темным подземельях, и кажется, что глаза ему вовсе не нужны, поскольку ими все равно ничего нельзя увидеть в кромешной темноте подземных ходов.
Однако если вы, предположим, поймаете крота на огородном участке и решите поближе рассмотреть, есть ли у него глаза, то нелепые сомнения в их отсутствии тут же отпадут…
Имеются ли у кротов глаза и почему люди думают, что их нет
На самом деле у крота есть глаза. У обычного европейского вида их несложно рассмотреть, если взять животное и раздвинуть шерсть чуть выше носа, между переносицей и местом предполагаемого расположения ушей (их, кстати, у крота тоже не видно). Здесь обнаруживаются крошечные щелочки в коже среди меха, а уже под ними и находятся, собственно, глаза.
Если в руке находится живой зверек, то в большинстве случаев глаза его будут открыты и, простите за каламбур, их будет видно невооруженным глазом.
У некоторых видов кротов, а также у некоторых географических популяций европейского крота веки срастаются, и глаза оказываются постоянно находящимися под кожей. Но при этом сами глаза имеются и никуда не исчезают.
В то же время, если целенаправленно крошечные веки у зверька не искать, то заметить их бывает сложно. Ничего удивительного нет в том, что многие огородники, поймав на участке животное, беглым взглядом осматривают его и не обнаруживают глаз (а также не находят и ушей). Обычно в руках огородника оказывается уже хладный трупик, и потому быстро делается вывод о том, что глаз у крота нет вовсе, и бывший вредитель грядок выбрасывается на компостную кучу.
Кстати, нужно учитывать еще и то, что авторитет самих огородников, действительно державших в руках пусть и мертвых, но настоящих кротов, зачастую бывает более высок среди простых обывателей, чем, скажем, авторитет кабинетного ученого, которого считают «книжным червем». Довод «я этих кротов сотни переловил и в руках держал, а глаз ни у одного не видел» для среднестатистического гражданина звучит убедительнее, чем «наукой доказано…». И потому мнение о том, что у кротов нет глаз, достаточно широко распространено, хотя с определенной эффективностью и искореняется у молодой поросли ещё на школьной скамье.
Итак, мы установили, что глаза у крота все-таки есть. На нижеприведенном фото их можно даже увидеть:
Поэтому говорить про полное исчезновение глаз у крота не корректно. По крайней мере, это несколько преждевременно.
Чуть ниже мы еще поговорим о том, что в настоящий момент, по всей видимости, происходит эволюционное исчезновение глаз у кротов. Этот процесс является формой естественного отбора, обеспечивающей наибольшую приспособленность животных к условиям их обитания.
Но прежде чем углубляться в дебри эволюции, давайте сперва попробуем взглянуть на мир глазами крота…
Как выглядят глаза крота и на что они способны
Глаза у большинства видов кротов сравнительно невелики по размерам и практически полностью скрыты в шерсти. У европейского вида они закрываются подвижными веками, и чаще всего находятся в таком закрытом состоянии.
Диаметр глаз у зверька — примерно 1-2 мм. В целом строение сетчатки такое же, как и у большинства других млекопитающих. В самом глазу находится примерно 2000 ганглионарных клеток, а зрительный нерв имеет около 3000 аксонов.
На фотографии хорошо видно, насколько малы по размерам глаза обыкновенного (европейского) крота:
В то же время, стандартные для млекопитающих палочки и колбочки у кротов отсутствуют, а все фоторецепторы имеют практически одинаковую форму, очень невелики, а по периферии глаза и вовсе атрофированы. С этим и связана специфика зрения у животного:
- У крота имеется дневное зрение, пусть и не столь эффективное, как у человека, но достаточное для его собственных нужд;
- Животное может различать некоторые контрастные цвета;
- Зверек не видит контуров предметов, но хорошо реагирует на выраженное изменение освещенности. По крайней мере, в условиях экспериментов задачи на различение света и тьмы животные успешно решают;
- Кроты видят движущиеся объекты. Некоторые ученые склоняются к версии, что именно обнаружение с помощью зрения хищников обеспечило кротам сохранение пусть и слабой, но все-таки способности видеть.
Интересно, что даже у кротов, у которых глаза скрыты под кожей, они тоже видят и обеспечивают зверьку способность различать свет и тьму. Подобно тому, как даже сквозь плотную ткань мы способы увидеть источник яркого света, так и кроты видят его даже сквозь кожу на глазах.
Поэтому, кстати, бессмысленно говорить про гипертрофированную дальнозоркость или близорукость кротов. С их весьма посредственными зрительными способностями расстояние, на котором они видят, практически не играет никакой роли (это все равно, что назвать близоруким человека с едва пропускающей свет повязкой на глазах).
На фото ниже показан восточный крот (Eastern mole):
Существует также интересный миф о том, что крот хорошо видит других кротов из-за особого строения своих глаз. В действительности с помощью только зрения крот не может отличить своего собрата от, например, крысы (просто соседа) или горностая (уже опасного хищника). Идентификация животного и под землей, и над ней происходит у крота за счет обоняния.
Известно, что кроты, как и некоторые другие насекомоядные животные, имеют сильный мускусный запах. Хотя по силе он не сравнится с вонью от землероек, однако его вполне хватает, чтобы одна особь на достаточно большом расстоянии учуяла другую, тем более, учитывая отлично развитое у них обоняние.
Зачем кроту зрение?
Итак, давайте посмотрим, зачем кроту зрение в его темных подземных ходах.
Делаем выводы из ранее сказанного:
- В первую очередь, глаза кроту нужны для того, чтобы ориентироваться в пространстве, если он выбирается на поверхность земли. Здесь он может понять, что попал не просто в какой-то широкий тоннель под землей, а именно выбрался на солнечный свет. Даже в лунную ночь зверек может отличить подземелье от открытого пространства;
- Даже недоразвитые глаза у крота позволяют ему заметить движущуюся добычу — дождевых червей, насекомых, мелких ящериц и лягушек;
- С помощью глаз кроты видят хищников, попадающих в их тоннели. Как правило, если такой хищник забрался в кротовый ход или раскопал его целенаправленно для поимки зверька, хозяин подземелья, скорее всего, будет убит. Однако если опасность оказалась в тоннеле случайно, и хищник не планирует искать и убивать крота, а лишь хочет выбраться наружу, то у самого крота появляется возможность ретироваться из опасного участка и скрыться в других ходах.
Кроме того, глаза помогают кроту ориентироваться в пространстве, когда зверек прокладывает ходы под снегом зимой (здесь обычно достаточно светло). А также зрение помогает при пересечении некрупных рек и других водных преград – звездоносые кроты, например, хорошо плавают и могут даже охотиться под водой.
Возможно, именно благодаря тому, что глаза у кротов есть и помогают им выживать в суровых и беспощадных естественных условиях, они до сих пор не успели полностью исчезнуть. Хотя, судя по всему, естественный отбор идет именно в сторону полной дегенерации органов зрения у этих животных.
Дегенерация глаз животного как форма естественного отбора
С точки зрения эволюционной теории постепенное упрощение устройства глаз крота и потеря ими многих функций является способом приспособления к тому образу жизни, который ведет это животное. Причем регресс системы зрения у зверька связан не только с отсутствием потребности в четкой визуальной картинке, но и во вредности полноценных глаз под землей.
- Если бы крот имел нормальные крупные глаза, какие имеют, скажем, крысы или мыши, то при постоянном рытье подземных ходов в них попадала бы земля и пыль. Это приводило бы к загрязнению глаз, воспалениям, нагноениям и гибели животных. Чем меньше глаза, тем сложнее их повредить, а когда они постоянно закрыты веками, то оказываются надежно защищенными от внешних воздействий;
- Поскольку для кротов значительно более важно обоняние, большая часть анализаторов в мозгу ответственным образом ориентирована именно на обработку информации от обонятельных рецепторов (у звездоносых кротов важную роль играет также осязание). Задействование же обширных структур мозга в обработке зрительной информации было бы не рационально.
На фото ниже показан глаз Пиренейского крота:
По большому счету, кроты на данном этапе своей эволюции движутся в сторону полного исчезновения глаз. Такая форма естественного отбора в соответствии с разными классификациями является:
- Движущей — при ней преимущество в выживании оказывается у животных, отклоняющихся от нормы развития того или иного признака. Нормой являются преимущественно открытые не очень маленькие глаза, но в случае с кротами чаще выживали особи с постоянно уменьшающимися глазками, закрывающимися веками. То есть естественный отбор движет этих зверьков в сторону полной дегенерации зрения.
- Отсекающей, поскольку особи с «нормальными» глазами чаще гибли из-за поражений глаз.
Кстати, именно такие формы отбора характерны практически для всех животных с теми или иными редуцированными органами. В том числе и для людей, у которых практически дегенерированы мускулы, двигающие ухо, или, например, копчик, на месте которого у предков был хвост.
Если посмотреть на все семейство кротов, а ещё лучше — на весь отряд землеройкообразных, то становится хорошо заметна постепенная редукция и исчезновение глаз у видов, ведущих подземный образ жизни.
Глаза у разных видов кротов
У разных родственников привычного для нас европейского крота глаза либо такие же, как у него, либо ещё более редуцированы и даже не открываются вовсе.
- У кавказского и слепого кротов они спрятаны под кожей и практически не видят. С их помощью животное в лучшем случае может отличить лишь дневной свет от тьмы;
- У могер — аналогично, глаза затянуты кожей (на фото ниже показана японская могера);
- У сибирского крота веки открываются, а глаза видят примерно так же, как у европейского. Такие же глаза у американских звездоносого и землеройкового кротов, а также у крота Таунсенда;
- У китайского землеройкового крота глаза развиты нормально, примерно так же, как у землероек. Но вообще, по своему внешнему виду и образу жизни этот крот занимает промежуточное положение между кротами и землеройками. На его примере хорошо виден переход от наземных животных этого отряда к подземным.
Можно сделать вывод, что эволюция кротовых начиналась именно с землероек. У них глаза малы, зрение слабое, но значительно более развитое, чем у кротов. У них же хорошо развито обоняние. Эти зверьки охотятся в основном в густой траве, лесной подстилке, под камнями и корягами.
Скорее всего, процесс эволюции шел следующим образом: в древности отдельные популяции землероек, оказавшись в подходящих условиях с мягкой задерненной почвой, начали специализироваться в добывании пищи именно под камнями, подо мхом и под листьями, сперва просто разгребая ссыпающуюся почву в поисках пищи, а затем все больше и больше прокладывая здесь ходы. Постепенно эти ходы стали местом основного пребывания зверьков, отдыха, размножения и охоты. Потребность в зрении стала падать, а загрязняемые глаза приводили к отсеву в популяции особей с большими глазными яблоками и слабыми веками.
Сегодня длиннохвостый крот, больше похожий именно на землеройку, находится на первой ступени эволюционной лестницы в подземелья, обыкновенный крот — на второй, а кавказский или слепой — на третьей. Ещё более адаптированными к жизни под землей являются златокроты и сумчатые кроты, но они уже являются представителями других отрядов. Глядя на них, однако, можно предположить, как будут выглядеть «кроты будущего» через несколько миллионов лет.
На фото – капский (обыкновенный) златокрот:
В отряде землеройкообразных есть ещё несколько видов животных с сильно редуцированным зрением — выхухоли. Их глаза хорошо заметны, но они не различают контуров предметов, очень близоруки, и зверьки полагаются при охоте в основном на осязание и обоняние. Но учитывая образ жизни выхухолей, их следует считать параллельной ветвью развития предков нынешних землеройкообразных, представители которой перешли не к подземному (как кроты) образу жизни, а к полуводному.
Все эти выводы подтверждает также то, что представители других отрядов млекопитающих, переходящие к подземному образу жизни, также утрачивают зрение, а их глаза редуцируются. Например:
- Слепыши — представители отряда грызунов. Ведут подземный образ жизни, их глаза полностью скрыты под кожей;
- Слепушонки — тоже грызуны и тоже предпочитающие жить под землей в норах. Тем не менее, у них глаза хоть и маленькие, но хорошо заметны и неплохо видят;
- Цокоры, очень близкие к слепышам. Имеют слабо заметные, но видящие глаза;
- Златокроты, более близкие к ежам. Их глаза находятся на глубине примерно 4-5 мм от поверхности кожи и совершенно ничего не видят;
- Сумчатые кроты, у которых глаз не видно вообще, но на их месте имеются пигментированные пятна. Примечательно, что у этих животных отсутствует даже зрительный нерв.
Все это — примеры конвергенции признаков. Грызуны, кроты, златокроты и сумчатые кроты никак не связаны друг с другом, и ни одна эта группа животных не могла произойти от другой. Общая же редукция зрения у них развилась из-за приспособления к сходному образу жизни, а это значит, что именно утрата глаз (с одновременным обострением других органов чувств) способствует выживанию этих животных.
Источник