Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Лесные муравьи»
Надежда Вострецова
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Лесные муравьи»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
«Лесные мурав ьи.»
Воспитатель МБДОУ № 12 г. Курска
Задачи: познакомить детей с муравьями, как представителями насекомых;
• дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника;
• формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.
• развивать речевую активность детей: монологическую и диалогическую речь;
• развивать познавательный интерес к насекомым, умение владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать координацию речи с движением, общую моторику, дыхание, внимание, память, через игры и упражнения.
Словарная работа: насечки, фуражиры, вредители, хищники, солярий, амбар, улей, скворечник, раковина моллюска, осиное гнездо, тля.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развития», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование:
• цветные иллюстрации для дидактической игры «Найди насекомое»;
• муляжи: муравейник, гнёзда ласточки, воробья, ; улей, скворечник, паутина, осиное гнездо деревянный дом, раковина улитки. аквариум.
• плакат «Муравейник в разрезе»
• экран, проектор, ноутбук.
Предварительная работа:
• работа с иллюстрированным материалом по теме «Насекомые»;
• знакомство с литературными произведениями: К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Хвосты», «Паучок пилот»; В. Д. Берестова «Честное гусеничное»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; М. Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи»; Н. Романова «У меня дома пчела»; Ю. Дмитриева «Сказки о Мушонке»; М. Шкурина «Сказка о ленивой пчёлке»; К. Ушинского «Пчёлки на разведках»; Л. Толстого «О муравьях».
• загадывание загадок о насекомых
• упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник». Подвижная игра «Муравьиная тропа», «Муравьи и дождик», «Мурьишка и слон», «Муравьи».
• Наблюдения за насекомыми на прогулке.
• Рассматривание энтомологической коллекции.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Я иду гулять сейчас
И зову с собою вас!
Согласны пойти со мной на прогулку?
ДЕТИ: Да.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, кого же мы можем встретить в лесу? (Ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ждут нас на лесной опушке (широко разводим руки в стороны)
Птички, бабочки, зверюшки, (повороты вправо-влево)
Паучок на паутинке, (сжаться в комок, «сименить» назад)
И кузнечик на травинке! (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.)
Мышка, мышка, (Мягкий пружинистый шаг,
Серое пальтишко. спинка слегка прогнута вперёд,
Мышка тихо идёт,
В норку зёрнышко несёт. «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, (Руки полусогнуты в локтях,
Да как начал он реветь: Ноги на ширине плеч.
Я вразвалочку иду!» Переступание туловищем из стороны в сторону)
В воздухе над лужицей (Бег чередуется с остановками.
Стрекозы быстро кружатся.
Взлетают и садятся, Во время остановок – присесть)
На солнышке резвятся.
Вот ползёт сороконожка (Дети двигаются друг за другом,
По тропинке на дорожку. держа руки на плечах впереди стоящего)
Нёс однажды муравей (Пружинистый шаг,
Две травинки для дверей: руки сложены «топориком» на плече)
На полянке, под кустом,
Муравьишка строит дом. (Соединить руки над головой)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вот и муравьишка который строит дом. Посмотрите какое тяжёлое брёвнышко он несёт. А как вы думаете: муравей сильный? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Самый сильный на земле — это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Если представить, что Денис – муравей… Как вы считаете сможет ли он унести на себе 10 детей? (Нет). А муравей может поднять груз в 10 раз тяжелей себя и нести. Он хоть и маленький, а настоящий силач.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы бы хотели узнать больше о муравьях? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте попросим муравьишку рассказать о своей жизни. (Дети обращаются к муравью.)
МУРАВЕЙ: Кто мы такие? Птицы? Животные? А может быть мы рыбки?
ДЕТИ: Муравьи – это насекомые.
МУРАВЕЙ: Ребята, а как вы думаете почему насекомых называют насекомыми? (Ответы детей) Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, встань по удобнее. Мы на тебе посмотрим.
На какие части насечки разделяют тело муравья?
ДЕТИ: Голова, грудь, брюшко.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что на голове у муравьёв?
ДЕТИ: Глаза, усики.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет. Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей) У муравья как и у всех насекомых шесть лапок.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Узнай насекомое»
Задачи: Закрепить общие признаки насекомых: шесть лапок, тело делится на три части, на голове усики.
Ход игры: На столе разложены иллюстрации: муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, богомол, жужелица, долгоносик, майский жук, клоп пожарник, муха, оса, стрекоза, водомерка, гусеница-землемер, капустница, многоножка, улитка, скорпион, паук, рыба, лягушка, змея, лошадь, птица.
Дети из предложенных иллюстраций должны выбрать насекомых, объяснить свой выбор.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, расскажи нам по подробнее о жизни муравьёв.
МУРАВЕЙ: Мы – муравьи живём семьёй. Мы очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:
Муравьи – няньки (как вы думаете что они делают,
Муравьи – строители (что делают)
Муравьи – уборщики (что делают)
Муравьи – солдаты (что делают)
Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу. Как вы думаете чем питаются муравьи? (Ответы детей) Муравьи очень любят сладкое. А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами — которые объедают листву; пилильщиками и короедами — жуками, которые портят деревья.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, кто знает как называют лесных муравьёв? (Ответы детей) Муравьи – санитары леса. Почему их так называют? (Ответы детей) Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей.
— Муравьишка, может быть ещё как-то вы помогаете лесу?
МУРАВЕЙ: Некоторые птицы специально прилетают к нам за помощью, мы очищаем птицу от мелких паразитов, смазываем ей перья муравьиной кислотой. А ещё мы рыхлим почву, перемешивают землю с перегнившими листочками, травинками. Поэтому растения около муравейников растут очень быстро.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте немного отдохнём, и поиграем с муравьишкой.
ПРОВОДИТСЯ ФИЗМИНУТКА:
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Ай-ай-ай, ай-ай-ай — от друзей муравьишка отстал (ладошки к щекам, качаем голов ой)
Ой-ой-ой, ой-ой-ой — ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)
Травкой быстро её обмотал (обхватить колени руками)
В муравейник скорей побежал (Бег на месте)
Ну а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через
Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, руки сжать в локтях,
закрыть ладонями лицо)
Хорошо, что друзья помогли (Взяться за руки, сделать круг)
Муравьишку домой довели.
МО-ЛОД-ЦЫ! (Ритмичные хлопки)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Интересно, а в каком доме живут муравьи?
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Где чей дом?»
Задачи: Расширять знания детей о жилищах некоторых животных, правильно называть его; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, фразовую речь, внимание, память.
Ход игры: Перед детьми расставлены муляжи некоторых «домиков». Воспитатель показывает на «домик» дети называют его и кто в нём живёт. Последним воспитатель показывает на муравейник.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно муравьи живут в муравейнике.
— Муравьишка расскажи нам как устроен муравейник.
МУРАВЕЙ: мы живём в большом многокомнатном доме. У нас в доме есть «Солярий» Как вы думаете, что такое салярий? (Ответы детей)- комната, нагреваемая лучами солнца. Весной мы забегаем сюда погреться.
«Зимовальная комната». Для чего зимовальная комната? (Ответы детей) Собираемся здесь, чтобы пережить холода.
«Царская комната». Как вы думаете кто может жить в царской комнате? (Ответы детей) здесь живет матка, она откладывает яйца.
«Детская комната» Кто в ней живёт? (Ответы детей) давайте вспомним кто ухаживает за личинками и куколками? (муравьи – няньки)
«Хлебный амбар». Для чего нам хлебный амбар? (ответы детей) Здесь мы храним зерно.
«Мясная кладовка» Что здесь хранится? (сюда мы приносим гусениц и другую добычу)
«Коровник» Кто живёт в коровнике?
МУРАВЕЙ: У нас есть коровки, мы за ними ухаживаем, мы их пасём и доим Давайте посмотрим как мы это делаем.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «КОГО ПАСУТ И ДОЯТ МУРАВЬИ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы находимся в волшебном лесу давайте превратимся в муравьишек.
Ритуал «входа» в образ. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам рядом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Вот я, вот я превращаюсь в муравья».
А вот теперь открывайте глаза. Сколько вокруг меня муравьишек! Мы стали такими маленькими… А где же мы будем жить? Давайте построим себе муравейник. (дети все вместе из большого конструктора строят муравейник) мы все вместе строим наш домик – муравейник. Мы его строим его долго… мы стараемся. Все наши братья-муравьи участвуют в его постройке. Мы хотим чтобы он был крепкий, тёплый, надёжный. Сколько палочек, веточек, камушек нам пришлось принести. Муравьишки, вы рады что мы наконец-то построили муравейник! Ура! Но вот однажды (воспитатель говорит грубым голосом) кто-то палкой разрушил наш муравейник, да ещё и громко смеётся над разбегающимися муравьями. (воспитатель палкой рушит постройку)
— Муравьишки, что вы почувствовали по отношению к этому разрушителю? Что вы ему хотите сказать? (Ответы детей)
ВЫВОД: Как нужно относиться к муравьям и муравейникам?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наше время пребывания в волшебном лесу заканчивается, нам пора обратно превращаться в детей. Давайте попрощаемся с нашим знакомым муравьём и поблагодарим его за интересный рассказ.
Ритуал «выхода» из образа. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам радом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Я хочу на веки стать человеком»
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь открываем глаза. Ребята. А вы помните где мы с вами были? (Ответы детей) Мы сегодня с вами были в волшебном лесу, много узнали о жизни муравьёв. Какие они муравьи?
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Скажи одним словом»
Дети по очереди подбирают слова характеризующие муравьёв: трудолюбивые, дружные, хищники, …
Ребята, муравьи хоть и маленькие но очень нужны природе. Давайте все вместе, дружно скажем, что обижать их нельзя.
ПЕСНЯ: «НЕ ОБИЖАЙТЕ МУРАВЬЯ»
Источник
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «На муравьиной полянке»
Жанна Васильева
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «На муравьиной полянке»
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе детского сада на природе.
Тема: «На муравьиной полянке».
Цели и задачи образовательной деятельности:
— развивать у детей представления о муравьях, их характерных признаках как насекомых, об их жизни и роли в природе;
— развивать умение отражать в речи способы обследования и сравнения, результаты наблюдений;
— активизировать и обогащать словарь: муравьи, царица, муравейник, муравьиная колония;
— способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
— развивать образные представления о муравьях на основе литературных текстов.
Предшествующая работа:
1. На прогулке наблюдение за насекомыми. Обратили внимание на разные виды муравьёв.
2. Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Приключения муравьишки».
3. Лото «Насекомые».
4. Просмотр видеосюжета из мультфильма «Приключения Флика».
5. Разгадывание загадок о муравьях.
Оборудование и материалы:
Макет муравейника в уголке экологического воспитания на участке детского сада, угощение для муравьёв – сахар, вода, коробочки – лупы с рыжими муравьями на каждого ребёнка, карточка «Муравей», кадр из видеофильма «Приключения Флика» 1998г., схема и карточки для создания алгоритма «Что сначала, что потом» (жизненный цикл муравьёв, два стаканчика с эмоциями (весёлый и грустный, цветочки с фотографиями детей, экологический знак «Не разрушайте муравейник», дидактическая картина «Муравейник».
Содержание и структура образовательной деятельности.
1. Здравствуйте ребята! Кто-то прислал нам посылку! Давайте посмотрим, что внутри. Письмо! Я прочитаю, а вы послушайте:
«Дорогие ребята! Пишут вам защитники природы. Предлагаем вам отгадать загадку, и вы узнаете, что в этой посылке:
Он — работник настоящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
— Правильно ребята! Это муравьи! О ком же мы будем сегодня говорить? О муравьях.
Выставить на стол коробочки с муравьями.
— Тогда, приглашаю вас на муравьиную полянку.
2. Речевая игра «Да — нетка»
Воспитатель: «Дети, вы знаете, кто такие муравьи, какие они? Давайте поиграем в такую игру: Я назову то, что относится к муравьям, вы отвечайте «да», если же то, что не относится, вы скажите «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
— Муравей — это насекомое.
— Муравей огромного размера.
— Муравей ходит на двух ногах.
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!».
3. Показ кадра из мультфильма «Приключения Флика»
— Вы узнаёте кто это?
— Понравился вам мультфильм?
— Чем он вам понравился?
— Авторы мультфильма допустили ошибку. Давайте найдём её. Внимательно рассмотрите сказочных муравьишек, сколько у них ног?
— Сколько ног у настоящих муравьёв?
4. Наблюдение за рыжим муравьём через лупу – коробочку.
— Какого цвета муравьи в ваших коробочках? Рыжие.
— Чем муравьи ощупывают? (усиками).
— Какое тельце у муравьёв, на что оно похоже? (пирамидку).
— Рассмотрим муравья: голова, грудь, брюшко (показ на дидактической картинке «Муравей»).
— Сколько ног у настоящих муравьёв? Посчитайте. Да, шесть.
5. Создание алгоритма «Что сначала, что потом».
— Откуда берутся муравьи? Как они появляются на свет? Как развиваются? Давайте заглянем в посылку, нет ли там подсказки? Есть! (карточки с изображением царицы, яиц, личинок, куколок, взрослых муравьёв).
— Вспомните, мы говорили о том, что муравей начинает развиваться в яйце. А дальше? (Приклеиваем на лист карточки так, чтобы получилась схема жизненного цикла муравья).
— У нас получилось схема, по которой мы легко можем рассказать о развитии муравья.
Физкультминутка «Муравей».
Муравей не отдыхает,
За день много успевает!
Пробежать и повернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день – назад – вперёд
И совсем не устаёт.
6. Отгадайте загадку:
«На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион».
— Как же называется дом муравьёв?
7. Рассматривание макета муравейника и дидактической картины «Муравейник».
— Посмотрите, как выглядит настоящий муравейник и на картинке.
— Муравьи никогда не живут по одному. Они живут большими семьями, которая называется – муравьиная колония. Они все вместе строят себе дом.
— Посмотрите, из чего они строят себе дом? (из стебельков, соринок, веточек, хвоинок).
— Муравьи всеядны – они поедают личинок вредных насекомых — жуков, бабочек и помогают сохранять леса. Их называют санитарами леса. Поэтому нужно беречь муравьев и их жилища — муравейники. Восстановить разрушенный муравейник не просто, это отнимает у муравьиной колонии много сил и они могут не справиться с этим, и семья в итоге погибнет.
8. Посмотрите, что ещё нам прислали охранники природы. Как вы думаете, что может означать этот экологический знак? Верно, «не разрушайте муравейник». Давайте, мы поставим его рядом с нашим муравейником, чтобы все знали, что муравейник нельзя разрушать.
9. Беседа о жизни муравьёв в муравейнике.
Дети читают стихотворение:
«Под пенёчком домик чей?
Он без окон, без дверей!
Горка-башня из земли,
Ах, живут здесь муравьи!
Что-то в домик свой заносят,
А из домика выносят
Целый день снуют
От восхода до зари,
И не устают!» Л. Алейникова
— В какую погоду лучше всего наблюдать за муравьями?
— Почему нельзя наблюдать за муравьями в дождь? (прячутся в домик).
— В солнечную погоду вокруг муравейника можно наблюдать много муравьёв. Все муравьи заняты каждый своим делом.
Большинство муравьёв всеядны, они питаются и соком растений, и падью тлей, насекомыми, семенами, но они очень любят сладкое. Давайте угостим муравьёв сахаром. Что наблюдаете?
Теперь давайте отпустим наших муравьёв из коробочек, пусть идут в свой домик – муравейник (соблюдаем осторожность).
10. Подведение итогов занятия.
— О чём мы с вами говорили сегодня?
– Что вы узнали нового о муравьях?
— Ребята, перед вами цветочки с вашими фотографиями, возьмите свой цветочек и поставьте его в стаканчик с весёлым смайликом, если вам интересно было на занятии и понравилось узнавать о муравьях новое, если было не интересно – поставьте в стаканчик с грустным смайликом.
— Благодарим всех за внимание!
Последующая работа:
1. Наблюдение на прогулке за поведением муравьёв в муравейнике.
2. Чтение и заучивание стихотворения: Али Бабоджан «Муравьишки-торопыжки»
3. Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Волшебная водичка» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественное-эстетическое.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе «Зима в лесу» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе «ЗИМА В ЛЕСУ» 1. Интеграция образовательных.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Как поливать растение» Тема: «Как поливать растение.» Цели: -Закрепить знание структуры трудового процесса. — Обучить детей практическим навыкам поливки. — Воспитывать.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Уход за комнатными растениями» Цель: обобщение знаний и представлений о способах ухода за растениями. Задачи: воспитание интереса к комнатным растениям и бережного отношение.
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Весна идет» в средней группе Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Весна идет» в средней группе Образовательные области: 1. Познавательное.
Конспект открытого занятия в средней группе по экологическому воспитанию на тему: «Зимующие птицы» Цели: Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах: об их внешнем виде, о питании. Развивать диалогическую речь детей, активизировать.
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Зайцы и их родственники». ОО «Познание» Цель: Формировать у детей знания о диких и домашних животных, умения взаимодействовать с животными и воспитание гуманного отношения к ним.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Программное содержание 1. Продолжать прививать детям чувство ответственности за все живое. 2. Учить детей видеть в самых простых вещах сложную.
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Цель занятия: дать детям знания о значении воды в жизни человека. растений, животных. Закрепить знания о свойствах воды: жидкость, лед (при.
Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей с использованием русского народного фольклора Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей с использованием русского народного фольклора. Тема: «Посадка семян.
Источник