Физкультминутка муравей не отдыхает

«Муравьиною тропой» Сценарий тематической прогулки на участке ДОУ

Тишина Дарья Александровна,

МАДОУ ЦРР детский сад №123 города Тюмени

Образовательная область «Познание»

Цель: Расширять знания и представления о муравьях как о насекомых

Задачи:

Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника.

Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять правила поведения в лесу

Развивать эмоциональную отзывчивость

Активизировать и обогащать словарь

Оборудование:

Фигурки муравьев: фуражир, солдат, строитель, «заколдованный муравей»; макет муравейник из гипса; экологический знак «Не разоряйте муравейники»;

детали для иготовления муравьев (пенопластовые шарики, проволока, упаковки откиндер сюрпризов, глаза)

Предварительная работа:

Просмотр фильма «Кого пасут и доят муравьи»,

Наблюдение за муравьями на прогулке

Чтение и обсуждение произведения В.Бианки «Приключениямуравьишки»,

просмотр и обсуждение мультфильма «Путешествие муравья».

Ход прогулки:

При входе на участок видим игрушечную собаку с письмом в зубах.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Собачка, интересно что же она нам принесла?

Дети: Письмо.

Воспитатель: Ребята, это письмо для вас. Хотите узнать, от кого оно?

Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей.)

Воспитатель:Да, это письмо от муравья. Давайте почитаем!

«Дорогие ребята группы «Ромашка», как хорошо, что вы вышли на прогулку. Я простой муравей, злой паук заколдовал меня, превратил в невиданное насекомое, и меня не узнают мои братья- муравьи и не пускают в наш дом. Помогите мне избавиться от чар. Чтоб найти меня, пройдите по порядку по дорожке из камней.» Ребята, поможем муравьишке?

Дети: Да!

Воспитатель:Давайте вспомним, что мы знаем о муравьях. Поиграем в игру «Да-Нет».

Муравей это птица?

Муравей такой большой?

Дом муравья это нора?

У муравья четыре лапки?(ответы детей)

Воспитатель:Молодцы, давайте обобщим: Муравей — маленькое насекомое, у него шесть лапок, живет в муравейнике. А еще у него, как и у всех насекомых, тело разделено на части, у муравья их три:голова, грудь, брюшко. Пойдем искать муравья. Какая первая цифра?

Дети: Один.

Воспитатель:Нашли камушек с цифрой один? (рядом с цифрой сидит муравей)

Воспитатель: Смотрите ребята, кто это у нас тут?

Дети: Муравей!

Воспитатель: Давайте проверим: шесть лапок, усики-антенны, тело, разделенное на три части (голова, грудь, брюшко). Точно, муравей. Ребята, этот муравей мне на ушко сказал, что он муравей- «фуражир».Оказывается, в муравейнике у каждого жителя есть своя профессия. Что же делает муравей с такой интересной профессией «фуражир»?(предположения детей)

Воспитатель:Фураж –это зерно, которым кормят животных. (ответы детей)

Воспитатель: Еще эту профессию можно назвать муравей-добытчик. Он приносит в муравейник еду. А что же едят муравьи? (ответы детей)

Воспитатель: Да, муравьи едят плоды, семена трав,сок растений, грибы и других насекомых. Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему. (ответы детей). Да, они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Пусть муравей –фуражир продолжает свою работу, а мы пойдем дальше, какая у нас следующая цифра?

Дети: Два!

Воспитатель: Вот он камушек с такой цифрой. Еще один интересный муравей.

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, что за профессия у этого муравья? (ответы детей)

Воспитатель: Да, это муравей –солдат, он охраняет муравейник от других насекомых, захватывает новые территории. А как вы думаете, от кого муравей защищает своих товарищей? Кто в лесу питается муравьями? (ответы детей)

Воспитатель: Муравьев очень любят есть ежики, птицы, например, дятел или синичка, и даже такой большой зверь, как медведь, любит полакомиться муравьями, он засовывает лапу в муравейник, и когда на ней оказывается много муравьев, слизывает их. Идем дальше к следующей цифре.

Воспитатель: Вот он камушек с цифрой три, а радом муравей в каске… Какая же у него профессия? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, это муравей строитель. Что же он строит?

Дети: Муравейник!

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строят свои дома муравьи?(ответы детей)

Воспитатель: Да, из веточек, иголочек, кусочков коры. Муравьи очень много работают, и почти никогда не спят, у них на все хватает сил. Чтоб нам с вами тоже хватило сил давайте сделаем специальную «муравьиную зарядку»:

Читайте также:  Крысы беременные или кормящие

Физкультминутка

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад — вперёд

И совсем не устаёт. (Движения по тексту)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я вижу муравейник. Давайте подойдем и посмотрим….

Воспитатель:Смотрите, сверху муравейник покрыт иголочками и веточками, такое покрытие защищает его во время плохой погоды. Хотите посмотреть, как устроен муравейник внутри?

В муравейнике есть входы, чтобы можно было в него попасть и жителям, и свежему воздуху.

Самая верхняя комната, называется «солярий», муравьи туда заходят погреться весной.

А вот в этой комнате организовано «зернохранилище», сюда муравьи-фуражиры приносят найденное зерно.

Гусениц и другую добычу муравьи хранят в специальной «мясной кладовке».

А что же это у нас такое зелененькое в этой комнате? (предположения детей)

Воспитатель: Это «коровник», тут муравьи содержат тлю. Они очень любят сладкое молочко тлей, которое называется «падь», поэтому ухаживают за этими насекомыми, охраняют их и на зиму приносят в муравейник, чтоб они не замерзли.

А это «зимняя спальня», здесь муравьи собираются в кучку, закрывают все входы и спят до весны.

А что же это за комната с короной? (ответы детей)

Воспитатель: Да, это царская комната, где живет королева муравьев, которая откладывает яйца.

Есть в муравейнике и «детский сад»,где содержатся яйца, личинки и куколки.

Ребята, как вы думаете, легко ли маленьким муравьям построить такой большой и сложный дом? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, им очень сложно, у них на это уходит очень много времени и сил. Поэтому нельзя разорять муравейники. Даже есть такой специальный знак, давайте его поставим рядом с нашим муравейником (Установка экологического знака).

Воспитатель: Ребята, нам же надо спасти муравьишку, у нас остался последний камушек с цифрой четыре. Вот и он, а это что за странное существо рядом.

Воспитатель:Да, это и есть наш заколдованный муравей, мы можем его расколдовать и убрать все лишнее. Что у него не так? (по мере ответов детей лишние части убираются)

Дети: Восемь лап вместо шести (закрепляем, что у всех насекомых шесть лап)

Жало (уточняем, у каких насекомых есть жало)

Не должно быть перьев (проговариваем, что перья только у птиц)

Лишняя часть ( напоминаем, что у муравья три части :голова, грудь и брюшко)

Крылья (Объясняем, что на самом деле можно встретить муравьев с крыльями: это будущие королевы которые вылетели из гнезда чтоб найти жениха и место под новый муравейник, потом они эти крылья себе отгрызают. Но раз наш муравьишка не королева, крыльев у него не может быть.)

Воспитатель: Ура, ребята! Мы спасли муравьишку и так много сегодня узнали про жизнь муравьев. Давайте вспомним, что интересного и нового мы про них узнали?

Хотите попробовать сделать муравьев из разного материала?

Используемая литература:

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.

Фотографии из архива детского сада №123.

«Свидетельство о публикации в СМИ»: Серия А № 0004374

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Источник

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «На муравьиной полянке»

Жанна Васильева
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «На муравьиной полянке»

Читайте также:  Как по англ таракан

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе детского сада на природе.

Тема: «На муравьиной полянке».

Цели и задачи образовательной деятельности:

— развивать у детей представления о муравьях, их характерных признаках как насекомых, об их жизни и роли в природе;

— развивать умение отражать в речи способы обследования и сравнения, результаты наблюдений;

— активизировать и обогащать словарь: муравьи, царица, муравейник, муравьиная колония;

— способствовать воспитанию бережного отношения к природе;

— развивать образные представления о муравьях на основе литературных текстов.

Предшествующая работа:

1. На прогулке наблюдение за насекомыми. Обратили внимание на разные виды муравьёв.

2. Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Приключения муравьишки».

3. Лото «Насекомые».

4. Просмотр видеосюжета из мультфильма «Приключения Флика».

5. Разгадывание загадок о муравьях.

Оборудование и материалы:

Макет муравейника в уголке экологического воспитания на участке детского сада, угощение для муравьёв – сахар, вода, коробочки – лупы с рыжими муравьями на каждого ребёнка, карточка «Муравей», кадр из видеофильма «Приключения Флика» 1998г., схема и карточки для создания алгоритма «Что сначала, что потом» (жизненный цикл муравьёв, два стаканчика с эмоциями (весёлый и грустный, цветочки с фотографиями детей, экологический знак «Не разрушайте муравейник», дидактическая картина «Муравейник».

Содержание и структура образовательной деятельности.

1. Здравствуйте ребята! Кто-то прислал нам посылку! Давайте посмотрим, что внутри. Письмо! Я прочитаю, а вы послушайте:

«Дорогие ребята! Пишут вам защитники природы. Предлагаем вам отгадать загадку, и вы узнаете, что в этой посылке:

Он — работник настоящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

— Правильно ребята! Это муравьи! О ком же мы будем сегодня говорить? О муравьях.

Выставить на стол коробочки с муравьями.

— Тогда, приглашаю вас на муравьиную полянку.

2. Речевая игра «Да — нетка»

Воспитатель: «Дети, вы знаете, кто такие муравьи, какие они? Давайте поиграем в такую игру: Я назову то, что относится к муравьям, вы отвечайте «да», если же то, что не относится, вы скажите «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

— Муравей — это насекомое.

— Муравей огромного размера.

— Муравей ходит на двух ногах.

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!».

3. Показ кадра из мультфильма «Приключения Флика»

— Вы узнаёте кто это?

— Понравился вам мультфильм?

— Чем он вам понравился?

— Авторы мультфильма допустили ошибку. Давайте найдём её. Внимательно рассмотрите сказочных муравьишек, сколько у них ног?

— Сколько ног у настоящих муравьёв?

4. Наблюдение за рыжим муравьём через лупу – коробочку.

— Какого цвета муравьи в ваших коробочках? Рыжие.

— Чем муравьи ощупывают? (усиками).

— Какое тельце у муравьёв, на что оно похоже? (пирамидку).

— Рассмотрим муравья: голова, грудь, брюшко (показ на дидактической картинке «Муравей»).

— Сколько ног у настоящих муравьёв? Посчитайте. Да, шесть.

5. Создание алгоритма «Что сначала, что потом».

— Откуда берутся муравьи? Как они появляются на свет? Как развиваются? Давайте заглянем в посылку, нет ли там подсказки? Есть! (карточки с изображением царицы, яиц, личинок, куколок, взрослых муравьёв).

— Вспомните, мы говорили о том, что муравей начинает развиваться в яйце. А дальше? (Приклеиваем на лист карточки так, чтобы получилась схема жизненного цикла муравья).

— У нас получилось схема, по которой мы легко можем рассказать о развитии муравья.

Физкультминутка «Муравей».

Муравей не отдыхает,

За день много успевает!

Пробежать и повернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день – назад – вперёд

И совсем не устаёт.

6. Отгадайте загадку:

«На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион».

— Как же называется дом муравьёв?

7. Рассматривание макета муравейника и дидактической картины «Муравейник».

— Посмотрите, как выглядит настоящий муравейник и на картинке.

— Муравьи никогда не живут по одному. Они живут большими семьями, которая называется – муравьиная колония. Они все вместе строят себе дом.

— Посмотрите, из чего они строят себе дом? (из стебельков, соринок, веточек, хвоинок).

Читайте также:  Что делать если клещ укусил собаку какие симптомы

— Муравьи всеядны – они поедают личинок вредных насекомых — жуков, бабочек и помогают сохранять леса. Их называют санитарами леса. Поэтому нужно беречь муравьев и их жилища — муравейники. Восстановить разрушенный муравейник не просто, это отнимает у муравьиной колонии много сил и они могут не справиться с этим, и семья в итоге погибнет.

8. Посмотрите, что ещё нам прислали охранники природы. Как вы думаете, что может означать этот экологический знак? Верно, «не разрушайте муравейник». Давайте, мы поставим его рядом с нашим муравейником, чтобы все знали, что муравейник нельзя разрушать.

9. Беседа о жизни муравьёв в муравейнике.

Дети читают стихотворение:

«Под пенёчком домик чей?

Он без окон, без дверей!

Горка-башня из земли,

Ах, живут здесь муравьи!

Что-то в домик свой заносят,

А из домика выносят

Целый день снуют

От восхода до зари,

И не устают!» Л. Алейникова

— В какую погоду лучше всего наблюдать за муравьями?

— Почему нельзя наблюдать за муравьями в дождь? (прячутся в домик).

— В солнечную погоду вокруг муравейника можно наблюдать много муравьёв. Все муравьи заняты каждый своим делом.

Большинство муравьёв всеядны, они питаются и соком растений, и падью тлей, насекомыми, семенами, но они очень любят сладкое. Давайте угостим муравьёв сахаром. Что наблюдаете?

Теперь давайте отпустим наших муравьёв из коробочек, пусть идут в свой домик – муравейник (соблюдаем осторожность).

10. Подведение итогов занятия.

— О чём мы с вами говорили сегодня?

– Что вы узнали нового о муравьях?

— Ребята, перед вами цветочки с вашими фотографиями, возьмите свой цветочек и поставьте его в стаканчик с весёлым смайликом, если вам интересно было на занятии и понравилось узнавать о муравьях новое, если было не интересно – поставьте в стаканчик с грустным смайликом.

— Благодарим всех за внимание!

Последующая работа:

1. Наблюдение на прогулке за поведением муравьёв в муравейнике.

2. Чтение и заучивание стихотворения: Али Бабоджан «Муравьишки-торопыжки»

3. Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Волшебная водичка» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественное-эстетическое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе «Зима в лесу» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе «ЗИМА В ЛЕСУ» 1. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Как поливать растение» Тема: «Как поливать растение.» Цели: -Закрепить знание структуры трудового процесса. — Обучить детей практическим навыкам поливки. — Воспитывать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Уход за комнатными растениями» Цель: обобщение знаний и представлений о способах ухода за растениями. Задачи: воспитание интереса к комнатным растениям и бережного отношение.

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Весна идет» в средней группе Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Весна идет» в средней группе Образовательные области: 1. Познавательное.

Конспект открытого занятия в средней группе по экологическому воспитанию на тему: «Зимующие птицы» Цели: Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах: об их внешнем виде, о питании. Развивать диалогическую речь детей, активизировать.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Зайцы и их родственники». ОО «Познание» Цель: Формировать у детей знания о диких и домашних животных, умения взаимодействовать с животными и воспитание гуманного отношения к ним.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Программное содержание 1. Продолжать прививать детям чувство ответственности за все живое. 2. Учить детей видеть в самых простых вещах сложную.

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Цель занятия: дать детям знания о значении воды в жизни человека. растений, животных. Закрепить знания о свойствах воды: жидкость, лед (при.

Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей с использованием русского народного фольклора Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей с использованием русского народного фольклора. Тема: «Посадка семян.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей