«Муравьиною тропой» Сценарий тематической прогулки на участке ДОУ
Тишина Дарья Александровна,
МАДОУ ЦРР детский сад №123 города Тюмени
Образовательная область «Познание»
Цель: Расширять знания и представления о муравьях как о насекомых
Задачи:
Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника.
Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять правила поведения в лесу
Развивать эмоциональную отзывчивость
Активизировать и обогащать словарь
Оборудование:
Фигурки муравьев: фуражир, солдат, строитель, «заколдованный муравей»; макет муравейник из гипса; экологический знак «Не разоряйте муравейники»;
детали для иготовления муравьев (пенопластовые шарики, проволока, упаковки откиндер сюрпризов, глаза)
Предварительная работа:
Просмотр фильма «Кого пасут и доят муравьи»,
Наблюдение за муравьями на прогулке
Чтение и обсуждение произведения В.Бианки «Приключениямуравьишки»,
просмотр и обсуждение мультфильма «Путешествие муравья».
Ход прогулки:
При входе на участок видим игрушечную собаку с письмом в зубах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Собачка, интересно что же она нам принесла?
Дети: Письмо.
Воспитатель: Ребята, это письмо для вас. Хотите узнать, от кого оно?
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей.)
Воспитатель:Да, это письмо от муравья. Давайте почитаем!
«Дорогие ребята группы «Ромашка», как хорошо, что вы вышли на прогулку. Я простой муравей, злой паук заколдовал меня, превратил в невиданное насекомое, и меня не узнают мои братья- муравьи и не пускают в наш дом. Помогите мне избавиться от чар. Чтоб найти меня, пройдите по порядку по дорожке из камней.» Ребята, поможем муравьишке?
Дети: Да!
Воспитатель:Давайте вспомним, что мы знаем о муравьях. Поиграем в игру «Да-Нет».
Муравей это птица?
Муравей такой большой?
Дом муравья это нора?
У муравья четыре лапки?(ответы детей)
Воспитатель:Молодцы, давайте обобщим: Муравей — маленькое насекомое, у него шесть лапок, живет в муравейнике. А еще у него, как и у всех насекомых, тело разделено на части, у муравья их три:голова, грудь, брюшко. Пойдем искать муравья. Какая первая цифра?
Дети: Один.
Воспитатель:Нашли камушек с цифрой один? (рядом с цифрой сидит муравей)
Воспитатель: Смотрите ребята, кто это у нас тут?
Дети: Муравей!
Воспитатель: Давайте проверим: шесть лапок, усики-антенны, тело, разделенное на три части (голова, грудь, брюшко). Точно, муравей. Ребята, этот муравей мне на ушко сказал, что он муравей- «фуражир».Оказывается, в муравейнике у каждого жителя есть своя профессия. Что же делает муравей с такой интересной профессией «фуражир»?(предположения детей)
Воспитатель:Фураж –это зерно, которым кормят животных. (ответы детей)
Воспитатель: Еще эту профессию можно назвать муравей-добытчик. Он приносит в муравейник еду. А что же едят муравьи? (ответы детей)
Воспитатель: Да, муравьи едят плоды, семена трав,сок растений, грибы и других насекомых. Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему. (ответы детей). Да, они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Пусть муравей –фуражир продолжает свою работу, а мы пойдем дальше, какая у нас следующая цифра?
Дети: Два!
Воспитатель: Вот он камушек с такой цифрой. Еще один интересный муравей.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, что за профессия у этого муравья? (ответы детей)
Воспитатель: Да, это муравей –солдат, он охраняет муравейник от других насекомых, захватывает новые территории. А как вы думаете, от кого муравей защищает своих товарищей? Кто в лесу питается муравьями? (ответы детей)
Воспитатель: Муравьев очень любят есть ежики, птицы, например, дятел или синичка, и даже такой большой зверь, как медведь, любит полакомиться муравьями, он засовывает лапу в муравейник, и когда на ней оказывается много муравьев, слизывает их. Идем дальше к следующей цифре.
Воспитатель: Вот он камушек с цифрой три, а радом муравей в каске… Какая же у него профессия? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, это муравей строитель. Что же он строит?
Дети: Муравейник!
Воспитатель: Как вы думаете, из чего строят свои дома муравьи?(ответы детей)
Воспитатель: Да, из веточек, иголочек, кусочков коры. Муравьи очень много работают, и почти никогда не спят, у них на все хватает сил. Чтоб нам с вами тоже хватило сил давайте сделаем специальную «муравьиную зарядку»:
Физкультминутка
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад — вперёд
И совсем не устаёт. (Движения по тексту)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я вижу муравейник. Давайте подойдем и посмотрим….
Воспитатель:Смотрите, сверху муравейник покрыт иголочками и веточками, такое покрытие защищает его во время плохой погоды. Хотите посмотреть, как устроен муравейник внутри?
В муравейнике есть входы, чтобы можно было в него попасть и жителям, и свежему воздуху.
Самая верхняя комната, называется «солярий», муравьи туда заходят погреться весной.
А вот в этой комнате организовано «зернохранилище», сюда муравьи-фуражиры приносят найденное зерно.
Гусениц и другую добычу муравьи хранят в специальной «мясной кладовке».
А что же это у нас такое зелененькое в этой комнате? (предположения детей)
Воспитатель: Это «коровник», тут муравьи содержат тлю. Они очень любят сладкое молочко тлей, которое называется «падь», поэтому ухаживают за этими насекомыми, охраняют их и на зиму приносят в муравейник, чтоб они не замерзли.
А это «зимняя спальня», здесь муравьи собираются в кучку, закрывают все входы и спят до весны.
А что же это за комната с короной? (ответы детей)
Воспитатель: Да, это царская комната, где живет королева муравьев, которая откладывает яйца.
Есть в муравейнике и «детский сад»,где содержатся яйца, личинки и куколки.
Ребята, как вы думаете, легко ли маленьким муравьям построить такой большой и сложный дом? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, им очень сложно, у них на это уходит очень много времени и сил. Поэтому нельзя разорять муравейники. Даже есть такой специальный знак, давайте его поставим рядом с нашим муравейником (Установка экологического знака).
Воспитатель: Ребята, нам же надо спасти муравьишку, у нас остался последний камушек с цифрой четыре. Вот и он, а это что за странное существо рядом.
Воспитатель:Да, это и есть наш заколдованный муравей, мы можем его расколдовать и убрать все лишнее. Что у него не так? (по мере ответов детей лишние части убираются)
Дети: Восемь лап вместо шести (закрепляем, что у всех насекомых шесть лап)
Жало (уточняем, у каких насекомых есть жало)
Не должно быть перьев (проговариваем, что перья только у птиц)
Лишняя часть ( напоминаем, что у муравья три части :голова, грудь и брюшко)
Крылья (Объясняем, что на самом деле можно встретить муравьев с крыльями: это будущие королевы которые вылетели из гнезда чтоб найти жениха и место под новый муравейник, потом они эти крылья себе отгрызают. Но раз наш муравьишка не королева, крыльев у него не может быть.)
Воспитатель: Ура, ребята! Мы спасли муравьишку и так много сегодня узнали про жизнь муравьев. Давайте вспомним, что интересного и нового мы про них узнали?
Хотите попробовать сделать муравьев из разного материала?
Используемая литература:
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.
Фотографии из архива детского сада №123.
«Свидетельство о публикации в СМИ»: Серия А № 0004374
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Источник
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «На муравьиной полянке»
Жанна Васильева
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «На муравьиной полянке»
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе детского сада на природе.
Тема: «На муравьиной полянке».
Цели и задачи образовательной деятельности:
— развивать у детей представления о муравьях, их характерных признаках как насекомых, об их жизни и роли в природе;
— развивать умение отражать в речи способы обследования и сравнения, результаты наблюдений;
— активизировать и обогащать словарь: муравьи, царица, муравейник, муравьиная колония;
— способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
— развивать образные представления о муравьях на основе литературных текстов.
Предшествующая работа:
1. На прогулке наблюдение за насекомыми. Обратили внимание на разные виды муравьёв.
2. Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Приключения муравьишки».
3. Лото «Насекомые».
4. Просмотр видеосюжета из мультфильма «Приключения Флика».
5. Разгадывание загадок о муравьях.
Оборудование и материалы:
Макет муравейника в уголке экологического воспитания на участке детского сада, угощение для муравьёв – сахар, вода, коробочки – лупы с рыжими муравьями на каждого ребёнка, карточка «Муравей», кадр из видеофильма «Приключения Флика» 1998г., схема и карточки для создания алгоритма «Что сначала, что потом» (жизненный цикл муравьёв, два стаканчика с эмоциями (весёлый и грустный, цветочки с фотографиями детей, экологический знак «Не разрушайте муравейник», дидактическая картина «Муравейник».
Содержание и структура образовательной деятельности.
1. Здравствуйте ребята! Кто-то прислал нам посылку! Давайте посмотрим, что внутри. Письмо! Я прочитаю, а вы послушайте:
«Дорогие ребята! Пишут вам защитники природы. Предлагаем вам отгадать загадку, и вы узнаете, что в этой посылке:
Он — работник настоящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
— Правильно ребята! Это муравьи! О ком же мы будем сегодня говорить? О муравьях.
Выставить на стол коробочки с муравьями.
— Тогда, приглашаю вас на муравьиную полянку.
2. Речевая игра «Да — нетка»
Воспитатель: «Дети, вы знаете, кто такие муравьи, какие они? Давайте поиграем в такую игру: Я назову то, что относится к муравьям, вы отвечайте «да», если же то, что не относится, вы скажите «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
— Муравей — это насекомое.
— Муравей огромного размера.
— Муравей ходит на двух ногах.
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!».
3. Показ кадра из мультфильма «Приключения Флика»
— Вы узнаёте кто это?
— Понравился вам мультфильм?
— Чем он вам понравился?
— Авторы мультфильма допустили ошибку. Давайте найдём её. Внимательно рассмотрите сказочных муравьишек, сколько у них ног?
— Сколько ног у настоящих муравьёв?
4. Наблюдение за рыжим муравьём через лупу – коробочку.
— Какого цвета муравьи в ваших коробочках? Рыжие.
— Чем муравьи ощупывают? (усиками).
— Какое тельце у муравьёв, на что оно похоже? (пирамидку).
— Рассмотрим муравья: голова, грудь, брюшко (показ на дидактической картинке «Муравей»).
— Сколько ног у настоящих муравьёв? Посчитайте. Да, шесть.
5. Создание алгоритма «Что сначала, что потом».
— Откуда берутся муравьи? Как они появляются на свет? Как развиваются? Давайте заглянем в посылку, нет ли там подсказки? Есть! (карточки с изображением царицы, яиц, личинок, куколок, взрослых муравьёв).
— Вспомните, мы говорили о том, что муравей начинает развиваться в яйце. А дальше? (Приклеиваем на лист карточки так, чтобы получилась схема жизненного цикла муравья).
— У нас получилось схема, по которой мы легко можем рассказать о развитии муравья.
Физкультминутка «Муравей».
Муравей не отдыхает,
За день много успевает!
Пробежать и повернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день – назад – вперёд
И совсем не устаёт.
6. Отгадайте загадку:
«На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион».
— Как же называется дом муравьёв?
7. Рассматривание макета муравейника и дидактической картины «Муравейник».
— Посмотрите, как выглядит настоящий муравейник и на картинке.
— Муравьи никогда не живут по одному. Они живут большими семьями, которая называется – муравьиная колония. Они все вместе строят себе дом.
— Посмотрите, из чего они строят себе дом? (из стебельков, соринок, веточек, хвоинок).
— Муравьи всеядны – они поедают личинок вредных насекомых — жуков, бабочек и помогают сохранять леса. Их называют санитарами леса. Поэтому нужно беречь муравьев и их жилища — муравейники. Восстановить разрушенный муравейник не просто, это отнимает у муравьиной колонии много сил и они могут не справиться с этим, и семья в итоге погибнет.
8. Посмотрите, что ещё нам прислали охранники природы. Как вы думаете, что может означать этот экологический знак? Верно, «не разрушайте муравейник». Давайте, мы поставим его рядом с нашим муравейником, чтобы все знали, что муравейник нельзя разрушать.
9. Беседа о жизни муравьёв в муравейнике.
Дети читают стихотворение:
«Под пенёчком домик чей?
Он без окон, без дверей!
Горка-башня из земли,
Ах, живут здесь муравьи!
Что-то в домик свой заносят,
А из домика выносят
Целый день снуют
От восхода до зари,
И не устают!» Л. Алейникова
— В какую погоду лучше всего наблюдать за муравьями?
— Почему нельзя наблюдать за муравьями в дождь? (прячутся в домик).
— В солнечную погоду вокруг муравейника можно наблюдать много муравьёв. Все муравьи заняты каждый своим делом.
Большинство муравьёв всеядны, они питаются и соком растений, и падью тлей, насекомыми, семенами, но они очень любят сладкое. Давайте угостим муравьёв сахаром. Что наблюдаете?
Теперь давайте отпустим наших муравьёв из коробочек, пусть идут в свой домик – муравейник (соблюдаем осторожность).
10. Подведение итогов занятия.
— О чём мы с вами говорили сегодня?
– Что вы узнали нового о муравьях?
— Ребята, перед вами цветочки с вашими фотографиями, возьмите свой цветочек и поставьте его в стаканчик с весёлым смайликом, если вам интересно было на занятии и понравилось узнавать о муравьях новое, если было не интересно – поставьте в стаканчик с грустным смайликом.
— Благодарим всех за внимание!
Последующая работа:
1. Наблюдение на прогулке за поведением муравьёв в муравейнике.
2. Чтение и заучивание стихотворения: Али Бабоджан «Муравьишки-торопыжки»
3. Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Волшебная водичка» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественное-эстетическое.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе «Зима в лесу» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе «ЗИМА В ЛЕСУ» 1. Интеграция образовательных.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Как поливать растение» Тема: «Как поливать растение.» Цели: -Закрепить знание структуры трудового процесса. — Обучить детей практическим навыкам поливки. — Воспитывать.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Уход за комнатными растениями» Цель: обобщение знаний и представлений о способах ухода за растениями. Задачи: воспитание интереса к комнатным растениям и бережного отношение.
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Весна идет» в средней группе Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Весна идет» в средней группе Образовательные области: 1. Познавательное.
Конспект открытого занятия в средней группе по экологическому воспитанию на тему: «Зимующие птицы» Цели: Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах: об их внешнем виде, о питании. Развивать диалогическую речь детей, активизировать.
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Зайцы и их родственники». ОО «Познание» Цель: Формировать у детей знания о диких и домашних животных, умения взаимодействовать с животными и воспитание гуманного отношения к ним.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Программное содержание 1. Продолжать прививать детям чувство ответственности за все живое. 2. Учить детей видеть в самых простых вещах сложную.
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Цель занятия: дать детям знания о значении воды в жизни человека. растений, животных. Закрепить знания о свойствах воды: жидкость, лед (при.
Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей с использованием русского народного фольклора Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей с использованием русского народного фольклора. Тема: «Посадка семян.
Источник