- Стальная крыса все книги по порядку
- Рождение Стальной Крысы (1985)
- Стальная Крыса идет в армию (1987)
- Стальная Крыса поет блюз (1994)
- Стальная Крыса (1966)
- Месть Стальной Крысы (1970)
- Стальная Крыса спасает мир (1972)
- Ты нужен Стальной Крысе (1978)
- Стальную Крысу — в Президенты! (1982)
- Стальная Крыса отправляется в ад (1996)
- Стальная Крыса на манеже (1998)
- Новые приключения Стальной Крысы (2010)
- Порядок чтения: «Стальная Крыса» Гарри Гаррисона
- Гарри гаррисона цикл стальная крыса
- Гарри Гаррисон «Стальная Крыса»
- Стальная Крыса
Стальная крыса все книги по порядку
Гарри Гаррисон создал огромное количество произведений, в том числе книги, объединенные в серию «Стальная Крыса», которые рассказывают о приключениях межгалактического преступника, спасающего мир.
Эта серия особенно полюбилась читателям, ведь персонажем книг является неоднозначный и харизматичный герой — Джим ди Гриз, именуемый также «Стальная Крыса». Сюжет и события всегда очень динамичны, много неожиданных развязок, постоянно меняются обстоятельства и места действий…Но сама Стальная крыса — вовсе не идеальный супер герой, который отличается святостью и правильностью действий во всем. Напротив — противоречивый характер героя, его действия и поступки — одновременно и восхищают и настораживают… Представляем вам все книги серии Стальная крыса Гарри Гаррисона по порядку.
Рождение Стальной Крысы (1985)
Юный Джим ди Гриз в свои семнадцать лет твердо решает, что свое будущее он посвятит преступной деятельности. Но вот незадача — вовлечь в мир криминала и обучить самым важным вещам его некому. Он много наслышан о легендарном преступнике по прозвищу «Слон», которого теперь и собирается найти… Их встреча заканчивается тем, что на Слона заводят уголовное дело, но Джим его спасает. В благодарность за это, Слон соглашается обучить его всем навыкам. Однако обучение длится не так уж и долго, поскольку главные герои попадают на странную планету, на которой Слона убивают…
Стальная Крыса идет в армию (1987)
«Стальная Крыса идет в армию» — второй роман в цикле книг Гарри Гаррисона.
Он повествует о дальнейших приключениях харизматичного и обаятельного преступника Джима ди Гриза, которого также называют Стальная Крыса.
Смерть учителя по кличке «Слон» сильно ударила по главному герою. Джим решительно настроен отомстить и это желание приводит его на планету Невенкелбу. Тут он обнаруживает своего злейшего врага — генерала Зеннора, который непосредственно виновен в гибели учителя. Из-за диктаторских замашек генерала страдает не одна планета, в том числе и родная планета Джима. Поэтому он решает во что бы то ни стало добраться до него и остановить…
Стальная Крыса поет блюз (1994)
В процессе похищения отчеканенных пятисоттысячных монет с Монетного двора главный межгалактический преступник Джим ди Гриз оказывается в руках полиции. Ему грозит смертная казнь, но в то же время поступает необычное предложение. Галактическая лига готова оставить его в живых, если он согласиться взяться за сложное задание. Теперь Джим руководит группой спецагентов, которым предстоит направиться на Лайокукаю — особую планету-тюрьму. Здесь незапланированно приземлился исследовательский корабль с важным артефактом, который впоследствии был потерян и его необходимо найти и вернуть в течении 30 дней…
Стальная Крыса (1966)
Джим Ди Гриз — первоклассный мошенник и настоящий плут, который сумел завоевать сердца поклонников по всему миру. Увлекательные приключения и неординарные поступки героя поражают, а его умение выходить из каждой ситуации победителем не может не восхищать. Свое прозвище он получил благодаря своей фантастической увертливости и невероятному везению.
Биография этого героя так и пестрит ошеломляющими поступками и событиями…
Месть Стальной Крысы (1970)
Профессиональный преступник Джим ди Гриз все еще остается в рядах Специального Корпусе, где продолжает нести свою службу. Только теперь компанию ему составляет его жена Ангелина. Ему поступает новое задание, но отправиться на него ему предстоит в одиночку. Женщине не справиться с таким, ведь Джиму придется внедриться в армию агрессивной планеты Клизанд, которая беспрестанно атакует новые и новые миры. Джиму необходимо предотвратить новое нападение Клизанда и понять кто руководит всем процессом на этой планете…
Стальная Крыса спасает мир (1972)
Загадочный недруг из далекого будущего планирует уничтожить Специальный Корпус еще до его образования, а потом совершить захват и всей галактики. Это серьезный вызов, который был брошен Специальному Корпусу!
Решить эту проблему под силу лишь неуловимому преступнику Джиму ди Гризу. Он намерен перенестись на тридцать тысяч лет назад, в 1975 год, на планету под названием «Земля», чтобы сделать всё для предотвращения страшной катастрофы…
Ты нужен Стальной Крысе (1978)
Джим ди Гриз — отпетый мошенник, который заслужил авторитет и известность среди галактических преступников. Его уже давно прозвали Стальная Крыса за неуловимость и выживание в самых непростых ситуациях.
В книге «Ты нужен Стальной Крысе» у Джима появляется новое задание от босса из Центрального Корпуса. Над человечеством нависла страшная угроза — мерзкие и агрессивные пришельца, которые готовы на всё, чтобы истребить землян. Силы флота не справляются с атаками инопланетян, но на помощь приходит Джим ди Гриз, которые подключает к делу свою изобретательность и находчивость…
Стальную Крысу — в Президенты! (1982)
Очередное задание главного героя — Джима ди Гриза — отличается от всех его предыдущих задач. Ему было поручено направиться на туристическую планету Параисо-Аки, чтобы освободить население от тиранического и агрессивного генерала Сапилоте. Но выполнить это оказывается крайне сложно. Выясняется, что вооруженные силы и полиция находятся под его влиянием и подчиняются его власти. Однако Джиму приходит в голову иная идея — он решает выдать себя за одного из местных аристократов и начать борьбу за президентское кресло…
Стальная Крыса отправляется в ад (1996)
Стальная Крыса — подобное прозвище обычному человеку не дадут, его необходимо заслужить. Не каждый, пусть он даже многократно герой, влезет в шкуру страшного инопланетного монстра, чтобы уничтожить агрессоров-пришельцев в их логове. И в сумасшедшую гонку за президентский пост на планете Параисо-Аки — гонку, которая может обернуться смертельным исходом, — тоже вступит не любой. А уж пойти добровольно в ад, пусть даже для спасения любимой жены, — это точно не всякому по силам. А вот Джиму ди Гризу такие приключения не в новинку. Для него не существует невыполнимых задач. Вот поэтому его и называют Стальная Крыса….
Стальная Крыса на манеже (1998)
Джим ди Гриз давно забросил работу на кого-либо, кроме себя или же начальника из Специального корпуса. Однако ему поступает весьма заманчивое предложение, которое обещает ему бешеный гонорар, если он возьмется выполнить задание некого Имперетрикса фон Кайзера-Царского, или по-иному Кайзи. Выясняется, что он — один из самых богатейших людей в Галактике и ему нужна помощь Джима в том, чтобы остановить серию ограблений его банков. Заметив, что в ходе каждого ограбления вблизи банков был цирк — Джим задумывает проникнуть в цирковую труппу, чтобы узнать внутреннюю обстановку…
Новые приключения Стальной Крысы (2010)
В этот раз Джим ди Гриз по прозвищу Стальная Крыса вынужден бросить все свои дела не ради боевой задачи, а из-за кузена Эльмо, который с многочисленными родственниками с Райского Уголка оказывается заперт на космическом корабле за долги. Главному герою ничего не остается как попытаться спасти родню, ведь даже его жена Анжелина готова присоединиться к экспедиции по поиску родственников…Однако неудачи и проблемы начинаются еще задолго до того, как «Роза Рифути» попытается стартовать…
Источник
Порядок чтения: «Стальная Крыса» Гарри Гаррисона
Каждый второй ценитель научно-фантастического жанра назовет обязательным к прочтению цикл «Стальная Крыса» Гарри Гаррисона. Ведь нет ничего лучше историй о невероятных космических приключениях, пронизанных отменным юмором. Сегодня разберёмся, как правильно читать книги о герое Вселенной Джиме Ди Гризе.
В середине 1950-х научная фантастика считалась серьёзным жанром, где нет места шуткам и комическим ситуациям. В те времена Гарри Гаррисон только начал путь профессионального писателя. По словам автора, ему хотелось, чтобы его книги поднимали людям настроение и заставляли умирать от хохота. Он рискнул привнести в жанр новое, и это сделало его настоящей легендой среди поклонников фантастики.
Если возьметесь читать про приключения Джима Боливара Ди Гриза, приступы неудержимого смеха вам обеспечены. Герой не просто талантливый плут и космический авантюрист, но и настоящий везунчик. Он выбирается из самых безвыходных передряг, в которые иногда сам и влезает. При этом сорвиголова ни на секунду не теряет своего обаяния и спокоен как удав. Именно благодаря последнему факту он получает свои запоминающиеся прозвища Стальная Крыса и Скользкий Джим. Спасти Галактику парочку раз? Всегда готов. Избираться в президенты? Не вопрос. Отправиться в ад к самому дьяволу? Уже в пути. И всё это – лишь пара галочек в биографии отчаянной Крысы.
Цикл книг про Ди Гриза также выходил в России как «Крыса из нержавеющей стали». Первая изданная книга саги родилась из двух рассказов: The Misplaced Battleship (1960) и The Stainless Steel Rat (1957). Гаррисон не планировал писать полноценную серию, но читатели требовали новых приключений космического мошенника. Поэтому хронология выхода произведений отличается от сюжетного таймлайна в саге «Стальная Крыса». Все книги по порядку следует читать так:
В серию также включён роман-игра «Теперь ты – Стальная Крыса» (1985) и рассказы «Возвращение Крысы из нержавеющей стали» (1981) и «Золотые годы Стальной Крысы» (1993) .
Ещё к циклу фантаста можно отнести рассказ «Четвёртый закон робототехники» (1989). В нём главному герою Майклу Доновану помогает в расследовании не кто иной, как Джим Ди Гриз. Им предстоит раскрыть преступление, которое совершил робот.
Гарри начал сочинять фантастические рассказы ещё в 1940-х, когда работал как иллюстратор и комиксист. Его первым романом стала «Неукротимая планета», положившая начало циклу «Мир смерти». Творчество пришлось по вкусу не только фанатам фантастики, но и критикам. В 2008 году премия «Небьюла» удостоила Гаррисона звания грандмастера «Небьюлы», которое дают «за особые прижизненные заслуги в области научной фантастики». Тем самым он встал в один ряд с такими мастерами жанра, как Урсула К. Ле Гуин, Рэй Брэдбери и Артур Кларк.
Источник
Гарри гаррисона цикл стальная крыса
Книжная серия «Стальная крыса»
Годы существования: 1997 – 2005 Первая и дольше всего просуществовавшая из серий переводной фантастики издательства «Эксмо». По составу «Стальная крыса» оказалась крайне разнородной — от приключенческой фантастики и фантастических боевиков до переизданий классических авторов американской НФ. В серии были, как переиздания (в основном по переводам совпадавшие с более ранними изданиями «Миров Поляриса», так и свежие новинки. За восемь лет своего существования «Стальная крыса» смогла познакомить читателя со множеством ранее ему незнакомых книг, многие из которых продолжают с тех лет переиздаваться и поныне. Но были в серии и совершенно уникальные книги, более на русском не издававшиеся, из которых стоит выделить особо: антологии-трибьюты, посвященные Айзеку Азимову («Курсанты Академии) и Роджеру Желязны («Лорд фантастики»). трилогию «Калибан», «Инферно», «Валгалла» Роджера Макбрайда Аллена (продолжение азимовского цикла о роботах) полный (по состоянию на 2000-й год) цикл «Берсеркер» Фреда Саберхагена наиболее полное из существующих собрание сочинений Эдмонда Гамильтона цикл «Глубокий космос» Стивена Дональдсона три тома «Приключений Флинкса» Алана Дина Фостера и многое другое. С течением времени издательству стало ясно, что изначальное оформление серии устарело, после чего начались эксперименты со шрифтами на обложках, с иллюстрациями иностранных художников, вместо российских и т.п. Тем не менее прогресс было уже не остановить и в 2005 году серия была закрыта. Кроме этого, была попытка выпуска книг серии форматом меньше, чем «Стальная крыса-мини», но с логотипом и оформлением основной серии — «Дорога в 3000 год». Формат 84×108/32 (130×200 мм); твердая обложка. Параллельно основной серии выходили также и покеты под маркой «Стальная крыса» Книги по умолчания отсортированы по авторам, внутри авторов — по циклам. Источник Гарри Гаррисон «Стальная Крыса»Стальная КрысаThe Stainless Steel Rat Series Другие названия: Крыса из нержавеющей стали Язык написания: английский
Крыса из нержавеющей стали? Очень интересно, и что же это за зверек такой, спросит каждый, кто не знаком с удивительным героем уникального цикла произведений Гарри Гаррисона с одноименным названием. Джим Ди Гриз – великолепный мошенник и космический плут, завоевавший сердца любителей фантастики по всему миру. Невероятные ситуации и ещё более немыслимые финты этого героя, кто неизменно выходит из каждой ситуации победителем, при этом сохраняя железное спокойствие и вселенское обаяние не оставят никого равнодушным. Ведь именно благодаря своей нечеловеческой увертливости и по истине «дьявольскому везению» Ди Гриз и получает прозвище – Джим Стальная крыса. Спасти галактику? Нелегально сделать военную карьеру? Стать президентом и выпить чашечку чая в гостях у самого дьявола? – все эти ошеломляющие поступки – обыкновенные галочки в богатой жизненной биографии главного героя. Так кто же он? – Опасный преступник? Отъявленный везунчик с гениальными способностями? Или может быть ангел, присланный спасти все живое? – В этом и многом другом предстоит разобраться вам, дорогой Читатель. И да сопутствует вам удача! Обозначения: Самиздат и фэнзины: Издания на иностранных языках:
Вот уж правда — писать отзывы на циклы целиком — занятие неблагодарное. Сразу скажу, что читал книги согласно хронологии повествования, а не в порядке написания, а книгу-игру бросил через двадцать минут. Вообще согласен с мнением, что с Крысой нужно знакомиться в отрочестве, тогда и приключения порадуют, и откровенные «глупости» в глаза не бросятся, и персонажи не покажутся насквозь картонными. Рождение — собственно сюжет слабоват, но язык уже вполне неплох, в отличие от первых книг. Больше и добавить-то нечего; Армия — интереснее, изобретательнее, в целом лучше. Радует сатира на армейшину; Блюз — лучший из приквелов, на мой взгляд. Достаточно интересная задумка, любопытное путешествие, довольно живые второстепенные персонажи. И даже с намеком на глубину; Собственно, СК — одноименный роман. Сюжет примитивен, но это еще можно было бы пережить, кабы не предельно слабый язык повествования. Скомкано, сжато, неправдоподобно; Месть — и тут меня ждал удар под дых — практически все это я уже читал во второй книге. Та же армия, те же образы, те же шутки, вот только язык все еще беден и читать довольно скучно; Спасение Мира — уже лучше, забавные прыжки во времени, и пусть логика летит ко всем чертям, местами было интересно; Ты Нужен — уже ощущается рост качества текста, сюжет немного пооригинальнее, и в результате — более-менее сносное чтиво, хотя примерно с этой книги все заметнее проявляются самоповторы; В Президенты — да, с одной стороны сатира на тему выборов, демократии и тд. но все равно скучновато; Ад — одна из лучших книг серии, присутствуют довольно интересные заигрывания на религиозные темы, шутки смешные, приключения интересные. Атака космопехотинцев с салями наперевес запомнится надолго; Манеж — возникает четкое ощущение, что Гаррисон, с одной стороны, уже не знает, о чем писать, с другой — написать все-таки хочет. И пишет, пишет то, что уже писал, книга скучная по большей части, оригинальных идей в ней мало, но. как бросить, если уже почти осилил цикл?; Новые Приключения — написаны гораздо позже, и на удивление, дышат свежестью. По крайней мере поначалу. Завязка весьма оригинальна для серии, и пусть присутствуют несуразности, у нас вновь хоть немного интересные персонажи и. повторяющиеся по большей части приключения. Однако интереснее и читается легче; Ну и рассказы — небольшие зарисовки, которые еще картонее и суше, они вряд ли заслуживают внимания. В итоге — более-менее живой образ Джима, достаточно функциональный — Анжелины, еще менее интересные образы их детей и внезапно выпавшей из сюжета невестки (или невесток?), Инскипп — типичный образ вечно негодующего босса, оставляемого в дураках. Если честно, запомнился — и понравился — только профессор Койпу, да-да. Он умен, забавен, полезен (!), не выглядит дураком рядом с Джимом. Второстепенные персонажи вообще не запоминаются. В общем, перед нами «подростковый» вариант Джеймса Бонда, который, правда, старается никого не покалечить и не крутит романы со знойными мулатками направо и налево (но тут уж спасибо Анжелине). Само по себе повествование — бесконечный поток приемов карате, бросания газовых и дымовых гранат, погонь на звездолетах, применения отмычек и рассуждений о пользе преступности, разбавляемый вкраплениями сатиры на «болезни» общества. Забавно в пятнадцать, но скучновато в тридцать. Вот только не мог пройти мимо и не восполнить этот пробел. Перечитывать буду вряд ли, у Гаррисона есть вещи и поинтереснее.
Дисклэймер: сразу отвечу на возможные обвинения типа «ты просто не любишь приключенческую фантастику!» Я ЛЮБЛЮ приключенческую фантастику и фантастические боевики. Но для меня настоящая приключенческая фантастика — это «Стэн» Коула и Банча, это Алекс Орлов, это Дэн Абнетт и это Уильям Кейт. А «Стальная крыса» Гаррисона — это низкокачественная авантюрно-приключенческая ироничная фантастическая макулатура «на поржать». Я не могу понять, почему у «Стальной крысы» рейтинги выше, чем у произведений вышеперечисленных авторов. Минусы «Стальной крысы»: 1. Примитивный сюжет с роялями 2. Схематичное, как сценарий, повествование — изложение-перечисление событий 3. Картонный главный герой 4. Предположение, что читатель будет переживать за ГГ — картонного махинатора-наперсточника, страдающего манией величия 5. Действующие лица второго плана — эпизодические функции 6. Картонный, как декорации в опере, окружающий мир В общем, «Стальная крыса» смахивает на фанфик — «Жестокая гОлактика» (с). Еще пара слов о главном герое. Рассказ ведется от первого лица, Он — весь из себя такой хитропопый д’Артаньян в шляпе с пером, а все остальные — такие дебилы. Он, совсем как обычная шпана, присваивает чужие деньги и портит чужое имущество. При этом, когда надо применить силу, он «гуманно» ссыт, пардон май фрэнч, теряет сознание от вида крови и тратит море времени, средств и хитропоповой маны, чтобы только не дай бог кому-то не выстрелить в ногу. Хочется спросить: парень, а ты вообще уверен, что выбрал себе подходящее занятие, что с твоим подходом оно тебе по плечу? Не смотря на все эти минусы, части, написанные до 1990-ого, все же можно читать. Если сидишь в сортире, и другого ничего под рукой нет. В конце еще можно будет и подтереться вырванными страницами. Только благодаря этому — оценка 6.
Озвучу простую мысль, не раз высказанную уже до меня. «Стальная крыса» — неплохая приключенческая фантастика, ценность которой правда падает с каждым прожитым годом и с прочитанными книгами. Для того, чтобы расслабиться на вечерок подойдет почти в любом возрасте, для чего-то большего – увы, на определенном жизненном этапе уже нет. Определенный плюс состоит в том, что произведения цикла фактически между собой не связаны, и вам не придется продираться через несколько томов, чтобы добраться до финала той или иной истории.
Один из любимейших циклов детства (читал где-то в возрасте 12-13 лет первый раз и затем много раз перечитывал). В более взрослом возрасте читается чуть хуже, кажется несколько наивным. Но на чувствах ностальгии я с большим удовольствием прочитаю ещё не раз. В целом — это очень классная авантюрная, юмористическая фантастика. Бодрая, весёлая, захватывающая.
Эту книгу нельзя читать с серьёзным лицом — это пародия на книги с извечным превозмоганием. Её надо читать, когда все это дело надоело, а это может очень легко произойти, потому что эти сцены теперь редко хорошо прописываются. Также это очевидная аллюзия на общество, особенно «Стальную крысу в президенты» Можно отдельно отметить, что хоть ГГ и бандит, он атеист, а из этого вытекает его пацифизм, он верит, что у каждого из нас всего один шанс. Забавно, что закидывая всё и вся бомбами, он умудрился никого не убить, но книги Гаррисона это боевики, так что опустим это Цикл стал классикой и рекомендуется к прочтению тем, кто устал от героев-задохликов. Вам не кажется, что мы потеряли золотую середину между превозмогателями и Мэри/Марти Сью?
Цикл, который писался почти 50 лет. Соответственно, уровень произведений очень неровный. От задорных и веселых приключений шестидесятых к довольно натужному юмору девяностых и двухтысячных. Ранние романы цикла очень хороши, очень достойный пример развлекательной фантастики, интересно написанной, с юмором, с настоящим главным героем. Потом книги становились все скучнее и скучнее. Если первые книги можно смело рекомендовать для отдыха вечером, то последние — ну, на любителя цикла и Гаррисона вообще.
Если ты моложе 20 (а лучше 10-15 лет), любишь экшен, равлекательную литературу и не терпишь нудятины — этот цикл для тебя. Но поспеши: чем старше ты становишься, тем хуже будет восприниматься «Стальная крыса». Ди Гриз презирает окружающих его на родной планете людей, потому что слишком сильно их превосходит. В его Райском Уголке для личности вроде Джима просто нет достойной Великой Цели. Если бы она была, ГГ не ступил на скользкую дорожку вора и авантюриста. Разумеется, такое противопоставление себя окружающему миру, чувство превосходства над другими людьми неистово зажигает подростков. И вызывает тошноту у взрослых. Почему, ах почему этот цикл не попался мне лет 15 назад! Главный минус «Мести Стальной крысы» — это неправдоподобно резкое изменение личностей Инскиппа и Анжелики. До «Мести» Инскипп превосходил ди Гриза, они могли играть вместе и исход был непредсказуем. В этом же романе Инскипп не владеет собой, тормозит и ГГ играет с ним. Анжелика была очень интересна в «Стальной крысе» — они с ди Гризом так похожи, но она кажется менее эмоциональной на первый взгляд и уж точно куда более расчетливой. Даже если она и влюблена (ой ли?), ей нельзя доверять. «Где враги любовников ближе, А удар нежней поцелуя». Да она же слегка безумна! Чрезвычайно интересно. В «Мести» ей промыли мозги и по сути Джим имеет совсем другого человека и другие отношения. Блин, как она ему простила перекройку своей личности? Это ж жуткий этический вопрос, ну как было можно его попросту проигнорировать? В «Мести» достойным противником для ГГ был только СБ-шник Край, но его автор, так его разэтак, крайне бездарно слил Т_Т. Вообще, «Месть» наиболее подростковый роман из этого цикла, особенно в начале. Самая предсказуемая книга в цикле. И почти всю книгу ГГ пьет алкоголь от крутого виски до дряни вроде ацетона. Еще одна-две сюжетные линии могли бы сделать книгу менее предсказуемой, отвлекая внимание от мелких нестыковок и недочетов. Прочесть «Стальная крыса спасает мир» не шмогла — опостылевшее начало с места в карьер, однообразно суперская, прям роялеподобная техника, заоблачная мегакрутизна ГГ. Буэ. Итого: первые две книги при желании и некоторой наивности, неискушенности вполне зайдут и взрослым и подросткам, «Месть» едва читабельна, «Стальная крыса спасает мир» невыносимо подростковая книга.
Одно из двух: либо этой серии романов сильно не повезло с русскими переводчиками, либо это далеко не лучшие вещи Гаррисона. За первое предположения говорит то, что переводить это у нас начали не раньше 1980-х, причём переводили любители (так называемая «ФЛП», если кто слышал, что расшифровывалось не то как «федерация любительских переводчиков», не то как «фантастика в литературном переводе», хотя литературного там зачастую было немного — смысл улавливался, и ладно). В начале девяностых, в условиях ажиотажного спроса на фантастику, эти полуподстрочники, естественно, в бумажных книгах и тискались — и (с некоторыми улучшениями) дожили до нашего времени. А вот профессиональные переводчики на «Стальную крысу», судя по всему, внимания так и не обратили. Для того, чтобы почувствовать разницу, достаточно сравнить любой перевод любой «Крысы» со, скажем, ждановским переводом «Неукротимой планеты» из 24-го тома советской БСФ. Ну, например, вот вам начало одной книги: Тут какой-то подвох… Он почувствовал, как внутри все напряглось. В чашке лежал не официальный бюллетень и не извещение от гостиничной администрации, а запечатанное личное письмо. Но ведь он никого не знает на этой планете, еще и восьми часов не прошло, как он прибыл сюда на космическом корабле. У него даже имя новое – он сменил его в предпоследнем космопорту, – значит, никакого личного письма быть не должно. А между тем вот оно, лежит в чашке. Он сорвал ногтем печать и снял крышку. Искаженный записью металлический голос нельзя было опознать. А вот — начало другой: Аппарат зажужжал и засветился ярким пламенем, надежно заварив двери по всему периметру. После этого дверь только и могла, что беспомощно жужжать, не двигаясь с места, пока что‑то там в ее механизме не замкнуло, и она, затрещав и заискрившись, совсем не затихла. Не правда ли, невозможно перепутать, где Жданов, а где переводчик ФЛПшной школы? Первый текст хочется читать. Второй, в лучшем случае, даёт вам понять, что написано в оригинале. Впрочем, едва ли даже это. Изучив первые два абзаца английского текста, можно обнаружить, что Впрочем, допускаю (именно допускаю — ибо по-английски не читал), что и в оригинале автор мог сознательно снизить планку. Причём чем дальше, чем ниже он её опускал — последние книги серии плохи даже на фоне первых, что заметно не только по бледному корявому языку, но о по путаности и невнятности сюжета, например. Одним переводом, как мне кажется, сложно было бы добиться такого эффекта. А скарее всего, эти две причины сосуществуют — схалтурил и автор, и переводчики. В общем, если оценивать всю серию разом (что довольно условно, конечно), то я бы поставил ей ровно половину от максимально возможного балла, то есть 5. Можно прочесть один раз.
Когда речь заходит о предпочтениях в фантастике, часто звучит вопрос: «А что ты читаешь?». И каждый из нас, наверное, знает, что среди прочитанных им книг есть такие, которые упоминать стыдно (потому что галиматья графоманская, и не понятно, нафига ты вообще это купил), а есть такие, которые и по прошествии времени, даже когда ты уже выходишь из подходящего для них возраста, всё равно не стыдно вспоминать и кому-то советовать. «Стальная крыса» — это как раз о последних 🙂 К сожалению, я открыла для себя эту серию слегка поздновато — где-то уже после 20, поэтому многие моменты в приключениях героя казались наивными и детскими. Тем не менее, если читать её со скидкой на возраст целевой аудитории, серия просто шикарная. Очень, очень жаль, что она не попалась мне лет в 14-17 — потому что читая её, я понимала, насколько качественно больше удовольствия можно было бы получить от этих книг в подростковом возрасте. Как бы то ни было, даже с высоты прожитых лет :)))) я смогла оценить и прекрасный стиль, и качественные сюжеты большинства книг серии, а так же с головой углубиться в текст и не выныривать из него, не прикончив все книги до последней. Сейчас я бы уже, наверное, не стала экспериментировать и перечитывать серию ещё раз, но вот десятку могу ей поставить с чистой совестью 🙂
Номер один среди книг антидепрессантов вне времен и возрастов. Индивидуализму, остроте ума и силе духа ДиГриза нельзя не завидовать, даже отбросив все аллюзии на тот или иной всегда несовершенный мир и противопоставление тебя ему, и наоборот. Увлекательное повествование- выдающееся наслаждение)
Вот я и добрался до “Стальной крысы”. Давно хотел прочитать весь цикл от первой и до последней книжки. Начиная от “Рождения…” и заканчивая “Новыми приключениями…” с той парочкой рассказов из сборника “Планета райского блаженства”. За кадром осталась только книга-игра. Обычно при чтении романов одного цикла наступает некое пресыщении и где-то даже становится скучно. Не буду отрицать, что-то подобное возникло и у меня. Я даже заранее, предвидя такой поворот событий, решил прочитать первые пять романов (благо собраны они компактно в один том), затем сделать перерыв – разбавить “Крысу” чем-то другим, не фантастическим. Но, несмотря на всё вышесказанное, что-то меня останавливало и каждый раз после прочтения очередного романа о Джиме ди Гризе, я… начинал следующий. Да, я привязался к детищу Гарри Гаррисона и как-то незаметно, от романа к роману, прошёл с Джимом весь его путь — от рождения и до выхода на пенсию. Поначалу хотелось оставлять отзыв на каждый из прочитанный романов, но т.к. слишком много общего, правильнее будет характеризовать весь цикл. Обычно я не злоупотребляю чтением чужих отзывов и комментариев, всё-таки зачастую они сбивают “с пантылыку”. Но вот если есть какие-то сомнения — стоит читать ту или иную книгу, то отзывы читаю выборочно, предпочтение отдаю негативным и тем, которые получили большее кол-во баллов. Но главным критерием всё равно остаются негативные отзывы. Так вот, по “Крысе” я прочитал множество отзывов, как на весь цикл, так и на отдельные романы и теперь по прочтении всего цикла, соглашусь в большинстве со всем, написанным до меня. Да, в романах есть и плюсы и минусы. Первых, конечно, гораздо больше. Вторых не много и скорее всего их стоит отнести на счёт возраста читателя. С чем бы мне хотелось выразить не согласие, так это с теми утверждениями, что ранние романы серии (написанные в 60-70 годы) сильнее более поздних – написанных в 80-90 годы. И для меня, например, роман “Рождение…” ничуть не хуже романа “Стальная крыса” (мне поздний роман даже больше понравился). И совсем не плохи романы написанные в конце 90-х. Что позволяет сделать вывод – цикл написан ровно и нет аналогий с “американскими горками”. Отдельно стоит отметить последний роман цикла “Новые приключения…”. Я бы его назвал лебединой песней автора. И где-то может Гаррисон ассоциирует себя с той постаревшей и поржавевшей Крысой. И чувствуется желания у Гарри хоть отбавляй, а вот сил уже практически нет. Эх ! Пройти бы ему гериатрические процедуры на планетке типа Луссуозо и был бы Гарри как огурчик. Ещё хотелось бы согласиться с тем, что данный цикл всё-таки лучше читать в подростковом возрасте. Для взрослого человека уже не тот кайф. Эх детство, детство… ! Но чего не отнять у книг о Стальной крысе так это безграничного оптимизма и жизнерадостности. И для поднятия настроения книги этого цикла самое то. Романы насыщены юмором. Конечно, в большинстве своём это юмор чисто “словесный”, я бы даже сказал статичный, а не “ситуационный” так сказать “активный” юмор, заключенный в действиях героев и их поступках (ср. к примеру с “12 стульями” или “Швейком” Гашека). Но не будем забывать, что Гарри американец, а юмор янки воспринимается нами как-то не очень (вспомните комедии со смехом за кадром “в нужных местах”). Но социальный аспект, присутствующий в цикле о Крысе, даёт мне право сравнивать с вышеперечисленной классикой. А вот один из эпизодов романа “Стальная Крыса на манеже” вызывает у меня улыбку, хотя явного юмора там нет. Так вот, есть там такой эпизод, когда Ди Гриз-старший с сыном Боливаром выполняли теракт на АЭС (им надо было остановить подачу электроэнергии на материковую часть). АЭС находилась на острове. Пролив разделял этот остров с материковой частью. От АЭС через пролив по воздуху шли провода, и на материке, на возвышенности стояла большая портальная опора. И провода были закреплены на этой опоре. Теракт заключался в подрыве этой опоры, она падает в море и всё “кина не будет электричество кончилось” . Ну если бы заряд заложили у основание опоры то без проблем. Но Боливар полез на верх и заложил заряд в районе изоляторов (и при этом не сказано, что он был в каком либо защитном костюме или что-либо подобном) ! Ага. При таком напряжении (если аналогии проводить с настоящим временем, то это порядка 330-750кВ, а то и более) Боливар превратился бы в кучку пепла. Даже без прикосновения к самим проводам. Есть такое понятие “наведенное напряжение”, т.е. рядом с проводами, находящимися под таким огромным напряжением, возникает электромагнитное поле, которое в свою очередь приводит к появлению электрического тока в проводниках, попавших в данное поле. Проводником служит Боливар. Странно, что Гаррисон не учёл этого. Обычно в своих романах он не забывает о законах физики и разного рода технических аспектах. Итак, если подводить итог, то я не жалею времени потраченного на чтение цикла. Грустно только, что эти книги не попали ко мне в детстве. Но всё равно. Читайте в любом возрасте и положительные эмоции вам обеспечены. Жаль, конечно, что автор уже не напишет продолжения, но хочется верить, что Гарри сейчас прекрасно себя чувствует в робобаре на какой-то райской планете со стаканом только что налитого трехсотлетнего, драгоценного бурбона, охлажденного кубиками миллионолетнего льда.
Не погрешу против истины, если скажу, что приключения Крысы из нержавеющей стали знакомы многим любителям фантастической литературы с младых ногтей. Легкий слог, отсутствие сложных технических деталей и пространных морально-философских размышлений, а также крайне высокий уровень динамизма экшена способны увлечь читателя независимо от возраста и общего стажа чтения. Основная форма, использованная при создании серии — короткий роман, помимо этого к циклу относится несколько рассказов, а также интересный литературный эксперимент — книга-игра. В центре повествования — обаятельный авантюрист Джим диГриз, следуя хронологии цикла мы проследим весь его жизненный путь, начиная с юности и заканчивая уходом на покой. Автору удалось создать образ главного героя, который, соединил в себе задатки агента 007 и супермена, но при этом не утратил способности ошибаться и вести себя по-человечески, вызывая тем самым сопереживание читателя. По ходу сюжета нашему герою предстоит обзавестись семьей и детьми, которые станут полноправными действующими лицами и приключения бунтаря-одиночки плавно перейдут в сферу семейного боевика, если можно так выразиться. Действие произведений разворачивается в далеком будущем, колыбель человечества — Земля, давно сгинула в огне ядерной войны, многочисленные звездные колонии человечества пережили долгий период Распада, чтобы в итоге объединиться под началом Лиги, признав в качестве аксиомы отказ от агрессивных войн. Преступность почти полностью искоренена, лица, склонные к девиантному поведению, вычисляются и подвергаются психологической коррекции, настоящих преступников — считанные единицы. Полиция занимается расследованием мелких правонарушений, в серьезных случаях в дело вступает секретная организация Специальный Корпус, именно в рядах этой структуры Джиму предстоит провести свои лучшие годы, ведь никто не сможет быстрее вычислить и обезвредить преступника, чем другой преступник. Основной жанр в котором написан цикл относится к авантюрно-приключенческой фантастике, тем не менее в некоторых романах автор обращается к фантастике социальной и научной, а также к хроноопере и даже альтернативной истории. Удачно выбрана основная форма произведений — короткий роман, что с одной стороны позволяет рассказать подробную историю и вместить множество событий, а с другой — не утомляет читателя, не дает заскучать. Рассказы больше похожи на наброски к ненаписанным романам, за короткий промежуток времени не успеваешь вникнуть в атмосферу, как повествование уже заканчивается. Книга-игра, на мой взгляд — удачный эксперимент, способна полностью увлечь на один вечер и не вызывает головной боли от слишком заумных загадок — всё довольно просто, но со вкусом. По ходу дела автор делится с читателем своей жизненной позицией — через антиутопии и утопии представляет нам общество своей мечты, дело читателя — согласиться с автором или критиковать такое мироустройство, сомневаясь в его практической обоснованности. Кроме того, на страницах цикла автор последовательно критикует и высмеивает неугодные ему общественные структуры и институты — досталось по полной программе армии, полиции, налоговой инспекции, политикам и ростовщикам-банкирам. Временами в использовании гротеска и сатиры для достижения желаемого результата автор перегибает палку, но в целом держится в рамках, вызывая у читателя улыбку и чувство узнавания житейских реалий. Не могу сказать, что цикл написано ровно — встречаются как сильные, так и не совсем удачные произведения, причем это не зависит от времени написания — есть хорошие романы как среди ранних, так и поздних произведений цикла, т.е. нельзя сказать, что автор начал за здравие, а закончил за упокой, как это иногда бывает в циклах произведений разных авторов. Если говорить в целом, то весь цикл мне понравился, некоторые романы пришлись по сердцу больше, некоторые меньше — тем не менее, нельзя не отметить богатую фантазию автора и умение писать произведения именно в приключенческом ключе, умение приковывать читательское внимание и сохранять интригу до последних страниц, использовать неожиданные сюжетные повороты. Высокий уровень динамики повествования позволяет прочесть цикл на одном дыхании, без вынужденных перерывов на отдых и осмысление только что прочитанного материала. Стоит рекомендовать этот цикл в первую очередь начинающим читателям, чтобы привить любовь к фантастической литературе, но и зрелым читателям, взыскующим насыщенного приключенческого чтива и уставшим от сложной философии и научных теорий, история Крысы из нержавеющей стали придется по душе!
Воистину,грандиозная работа была проделана автором.Создать такую фантастику,способную погрузить тебя в собственный мир со своими проблемами,сможет далеко не каждый автор.Гарри Гаррисон же на этом собаку съел.В каждом его произведении прослеживается огромный пласт работы,которую он проделал при написании своих книг,большая часть его души,перенесенная в каждое его творение.Цикл «Стальная крыса» не стал исключением.Хорошо проработана вселенная романов,персонажи в которых просто веришь и проживаешь с ними каждое приключение.С уверенностью могу сказать,что читая этот цикл я вновь ощутил себя ребенком и испытал по-настоящему детскую радость,отголоски которой будут скорее всего преследовать меня еще очень долгое время,потому что такие книги невозможно забыть,они оставляют след в твоем сознании,не смываемый никакими мыслимыми и немыслимыми средствами.Еще очень долго я буду олицетворять себя с главным героем,представлять как мы с ним бороздить бесконечные просторы Вселенной.Не могу не упомянуть прекрасный и добрый юмор,пропитывающий весь цикл от самой первой книги(их всего 11).Книгу будет интересно читать человеку в абсолютно любом возрасте и я уверен,что понравится она многим.На этой книге выросло целое поколение людей.Однозначно,советую ознакомится сей классикой сайфая всем.
Что такое «Стальная Крыса»? Это остросюжетный криминально-иронический детектив в научно-фантастических декорациях. Здесь можно даже заметить что-то вроде пародии на аналогичную литературу о «наших днях» (хотя главный источник вдохновения, авантюрные романы Дональда Уистлейка, Гаррисон не столько пародирует, сколько подражает). Читать «Стальную Крысу» весело. Но не более. Ибо это иронический детектив во всей своей красе: с неубиваемым и неунывающим героем, с мешаниной событий, далекой от последовательного сюжета. Гаррисон не пытается — или не может — нарисовать своего героя умным авантюристом. У него получается ловкий, но вполне обыкновенный грабитель. Ни разу Джим ди Гриз не может провести ненасильственного изьятия денежных средств у населения, или хотя бы не спровоцировать погоню с перестрелками и взрывами. И при этом он мнит себя чем-то исключительным, «элитой» преступного мира, который якобы почти не нарушает закон. Закатай губу, Джимми! Настоящий авантюрист из хорошего авантюрного романа действует в белых перчатках, играючи, если он извлек хотя бы финку для боя — он провалил свою репутацию. Бог с ним, с идеальным Остапом, возьмем Момуса из «Пикового валета» Акунина. Вот это — Аферист! Маскарад! Декорации! Вхождение в роль! Игра на слабостях жертв! И упаси боже, никакого насилия! Жертвы узнают, что обмануты — если вообще узнают — когда он за тридевять земель проигрывает их денежки в карты. А теперь возьмите любую операцию Стальной Крысы. Швыряясь усыпляющими бомбами направо и налево, соря взрывчаткой, он проникает в самый обыкновенный банк, набивает баксами карманы и бежит прочь, расталкивая полицейских и раздавая им пинки по гениталиям. Погоня в десяток машин и взрыв вертолета (©) обязательны. «Ловкий авантюрист?» Тонкая работа? Извините, когда для простого выхода с военной базы (на которой он вполне легально числится военным), ему не приходит в голову ничего лучше, как с боем! угнать! самолет! И все для того, чтобы сгонять в город на часок, а потом так же, с боем, вернуться обратно! Это называется бить тараканов ядерной боеголовкой. Несмотря на все это, главный герой обладает способностью вызывать симпатию. Во много благодаря своему «моральному кодексу», не позволяющему ему убивать без необходимости, он выглядит кем-то вроде Робина Гуда. В этом отношении Гаррисон намного талантливее своих эпигонов. Персонажи второго плана на удивление не картонны, а подчас очень выразительны. Самое живое лицо книги, Слон, над могилой которого читатель может действительно прослезиться. Очаровательная и смертоносная Анжелина, под маской которой скрывается бывшая закоплексованная дурнушка. Дерзкая Бибз, похожая на отражение самого Крысы. К сожалению, едва доходит до злодеев, вся рельефность летит к чертям. Охранники — лишенные мозгов громилы, все до одного, предводители злодеев — мегаломаньяки с обязательным садизмом. Право слово, даже в черепашках-ниндзя меньше зловеще хохотали и орали «За ним, идиоты!» Вселенная «Стальной Крысы» тоже не радует разнообразием: планета за планетой описываются как «захолустье», где подают дурное пиво (интересно, что показалось бы Джиму (пареньку, вообще-то, из глубинки), настоящей столицей и хорошим пивом?). Это обыкновенная Америка среднего запада в декорациях «будущего», и после нее очень странно звучит удивление Джима от Земли XX века: уж тут-то ничего нового он не мог обнаружить. На этом месте элитарный критик должен был поставить точку и заклеймить произведение как обыкновенный коммерческий боевик, иронический детектив, лишь в антураже фантастики. Я не элитарный критик. Я провел несколько замечательных ночей за чтением «Стальной Крысы», получил хорошее развлечение, и, возможно, еще не раз перечту со скуки. А на большее Гарри от меня и не рассчитывал.
Итак, перед нами наиболее выдающийся труд великого писателя. Очень часто большой размер цикла вредит его качеству. Здесь такое ни в коем случае нельзя сказать. У нас есть несколько периодов жизни Джеймса ди Гриза. Источник |