- ЗАЖИМЫ В ГОЛОСЕ
- Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы
- Почему нас не слушают?
- Почему мне не нравится мой голос?
- Что сообщает о нас голос? Как легче говорить?
- Улезько Галина Митрофановна
- врач отоларинголог, +7(903) 68-66-169 , г. Москва
- Гигиена голоса
- Введение.
- Анатомия и физиология гортани.
- Профессионалы голоса.
- Воспитатели детских садов.
- Экскурсоводы.
- Преподаватели и ораторы.
- Артисты и студенты театральных ВУЗов.
- Вокалисты — особенно студенты начальных курсов вокальных отделений.
- Наиболее частые заболевания у профессионалов голоса и причины, их вызывающие.
- Функциональные нарушения голоса —
- Хронический ларингит (воспаление гортани) —
- Узелки певцов (крикунов) —
- Кровоизлияние в голосовую складку —
- Другие заболевания гортани, возникающие у лиц любых профессий.
- Острый ларингит —
- Злокачественные и доброкачественные образования гортани —
- Парез или паралич гортани (односторонний или двусторонний) —
- Мутационные нарушения голоса.
- Гигиена голоса подростка.
- Гигиена голоса на различных производствах.
- Гигиена голоса при беременности.
- Гигиена голоса при гормональных дисбалансах.
- Противотивозачаточные контрацептивы —
- Заболевания щитовидной железы —
- Гигиена голоса при заболеваниях ЛОР-органов —
- Гигиена голоса при заболеваниях других органов и систем —
- Курение и гигиена голоса.
- Алкоголь и гигиена голоса.
- Предупреждение заболеваний гортани.
- Мероприятия, предотвращающие заболевания гортани.
ЗАЖИМЫ В ГОЛОСЕ
Как избавиться от зажимов
Что такое зажим голоса? Это когда вы поете или говорите что-то, и чувствуете при этом, что голос недостаточно свободно звучит, не выражает то, что вы хотите донести.
Основные причины зажимов:
- Сильные стрессы
- Сильное физическое перенапряжение
- Болезни дыхательной системы
- Сутулость
Отдельно можно выделить вокальные зажимы, которые возникают в результате недостатка вокальной техники. Когда начинающий певец пытается исполнить технически сложную песню. Это все равно, что для юной девушки попытаться присесть со штангой 180 кг. Можно угробить здоровье. А в случае с пением – свой голос. Поэтому, друзья. Если вы хотите избавиться от зажимов, чтобы голос звучал свободнее, начните выполнять упражнения по методике «Возрождение природного голоса». Но прежде, поделюсь чек-листом, на что следует ориентироваться, чтобы голос звучал свободнее:
- Осанка – царская! Сядьте ровно! Приподнимите грудь. Подтяните живот
- Лёгкие – дышат. Сделайте вдох в нижнюю часть легких. Просто почувствуйте воздух внутри.
- Грудь – звучит. Положите руку на грудь. Во время выполнения упражнений (или пения простых песен) – первым делом, сфокусируйтесь на вибрации в груди
- Лицо и челюсть – расслаблены. Посмотрите на себя в зеркало (или в камеру селфи на смартфоне) во время выполнения упражнений или пения. Проверьте, чтобы не было морщин на лбу. Нижняя челюсть приоткрывается примерно на два пальца.
- Мягкое нёбо – натягивается. Это сложнее всего проверить визуально, только по ощущениям. При помощи упражнений можно натренировать мягкое нёбо, чтобы звук получался свободным, объемным, резонирующим и полетным.
Далее выполните разминку для голоса:
- Зевните 4 раза со звуком. В это время расслабляется гортань.
- Покривляйтесь 15 секунд, произнося при этом разные гласные (А-Э-И-О-У), активно работая губами и немного носом. 😊 В этот момент расслабляется челюсть и лицо.
- Потянитесь вверх со стоном. Это помогает расслабить плечевой пояс и шею.
- Потряситесь (лучше – стоя) со звуком. Это расслабляет живот, грудь, диафрагму.
Посмотрите видео с разминкой:
Источник
Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы
Ваш голос открывает вас миру. Не только ваши мысли, но и то, что вы чувствуете и иногда не хотели бы показать. По нему о вас судят окружающие, и он во многом определяет их отношение к вам.
Эта тема возникла неожиданно. Как-то однажды на тренинге мы получили задание: прочесть одну и ту же фразу с разными интонациями. Ведь богатым считается именно голос со щедрой мелодикой, позволяющий себе легко взлетать и падать, играть оттенками. Интонации были написаны для каждого на листочках, фраза на доске гласила: «Какой сегодня день. Не то слово». Интрига была в том, чтобы угадать интонацию. И вот одна из нас начинает: «Какой сегодня день», а остальные догадываются – ирония? ехидство? Не угадали. Это звучала интонация радости в исполнении автора. Другая девушка читает: «Какой сегодня день. Не то слово» – и мы спрашиваем у нее: грусть? тревога? Снова не угадали – фраза читалась с интонацией удивления.
Обнаружилась странная вещь: в голосе у каждой из нас прозвучала та базовая жизненная интонация, тот голос души, который мы сами даже не осознаем. У кого-то в речи всегда есть нотки жалобы, чей-то голос звучит вопросительно, а кто-то, наоборот, одним звуком своего голоса может успокоить и вернуть надежду.
Вот так. Мы произносим слова, чтобы что-то сообщить, а оказывается, сама мелодика нашей речи уже все сказала за нас. Музыка, скрывающаяся за словами. И если словами мы говорим одно, а интонацией – другое, поверят не словам, а ей.
Почему нас не слушают?
И осознаем ли мы, как наш голос звучит со стороны? Судя по всему, иногда он живет какой-то своей активной жизнью. Не слушается. У каждой из нас оказались к нему (и к себе самим) вопросы: «Как снять зажимы, когда ведешь тренинг по логистике, а голос садится?»; «Не умею его контролировать – как только вижу мужчину, начинаю тараторить». «Что делать с плоским и монотонным голосом переводчику?» «Меня не слушают, да мне и самой не нравится, что я говорю».
Я спросила об этом психолога Валерию Агинскую. Она решила ответить вопросом на вопрос: «А знаете ли вы, какой процент в общении приходится на то, что мы рассказываем о себе словами?» По статистике – всего 7%. Иными словами, нас понимают только на 7% из той информации, которую мы предоставляем с помощью слов. Намного больше – на 35% – за нас говорит наша интонация, ритм речи, сбивчивость дыхания. Именно то, что мы, тщательно подбирая слова, практически не контролируем и что выдает наши эмоции и вообще отношение к жизни.
Это значит, что само звучание нашего голоса решает очень многое. Оттого-то и есть люди, которых «не слышат», «не слушают». Тон их голоса сообщил о том, что человек не уверен, боится – или ему в глубине души давно неинтересно то, о чем говорят. Даже в простом «здравствуйте» можно расслышать скрытую агрессию или обещание скандала или искреннюю радость и оптимизм.
Почему мне не нравится мой голос?
Есть множество людей, которым не нравится собственный голос, особенно в записи. А знаете почему? Мы не слышим себя так, как мы звучим для других. Мы слышим себя «изнутри собственного тела» со всеми его резонаторами. И еще потому что мы не принимаем самого себя. Нам не нравится в собственном голосе его скованность, зажатость, и правильно не нравится! Потому что это значит, что мы не хотим быть зажатыми и скованными. Но сам наш голос как пленник – если дать ему свободно лететь, если услышать его без зажимов, он у каждого прекрасен. Глубокий как виолончель, нежный как кларнет, летящий как скрипка.
Многие хотят что-то в своем голосе изменить: сделать более высоким, тонким, женственным. Но работать надо в первую очередь над тем, чтобы ваш природный голос, такой как есть, звучал свободно и наполненно, свободно поднимался вверх и спускался, если надо, вниз до каких-то своих бархатных ноток. Голос может казаться вам глухим, плоским, невыразительным и при этом объективно по тону он высокий, выше первой октавы. Но голос настолько уникален, что в течение жизни он остается таким, каким он нам дан природой. Как в «12 стульях» Ильфа и Петрова: «Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы».
«Если подойти к роялю, можно найти свою ноту – именно ту, на которой звучите вы. Вот такая у каждого своя музыка, – говорит Валерия Агинская. – Она ваша, и ее надо принять и полюбить. А дальше будем работать над «спасением», освобождением своего голоса. Тембр голоса ваш, и он останется с вами, он дан вам так же, как и ваше уникальное тело, а вот подарить голосу полетность, звонкость, глубину, певучесть вполне возможно».
Что сообщает о нас голос? Как легче говорить?
Здесь нужно сознательно себя контролировать. Если вам предстоит говорить на публике – обязательно продумайте, с какой интонацией вы будете произносить свои слова. Даже прекрасно написанный текст потеряется, станет скучным, если читать его неуверенно или монотонно. Иногда совершенно разумные идеи и предложения могут отклонить и начать с вами спорить, потому что вы подали их с интонацией всезнайки, приказным и требовательным тоном.
Как изменить присущую вам базовую интонацию, которая выдает ваши эмоции? Станьте немного актером, попробуйте сначала произносить какие-то фразы как ваша любимая актриса или тот, кем вы восхищаетесь. Сначала это будет непривычно, а потом, если это действительно «ваше», станет частью вашего образа. Это не произойдет сразу, на это потребуется тренировка.
Источник
Улезько Галина Митрофановна
врач отоларинголог, +7(903) 68-66-169 , г. Москва
Гигиена голоса
врач-фониатр Г. М. Улезько
(Методические указания для лиц голосовых профессий:
вокалистов, актеров, преподавателей, лекторов, экскурсоводов, воспитателей детских садов, студентов, руководителей и др.)
В методических указаниях изложены следующие вопросы:
понятие “голос” и его составляющие; анатомия и физиология гортани; факторы, обусловливающие заболевания и меры предотвращения наиболее часто встречающихся заболеваний; гигиена голоса при мутации, беременности, на вредных производствах, гормональных дисбалансах, заболеваниях ЛОР-органов, заболеваниях других органов и систем; курение и алкоголь как отрицательные факторы для голосовой функции; мероприятия по гигиене голоса. Для широкого круга читателей.
Введение.
Голос — звук, посредством которого возможно общение между живыми существами. По академику Павлову — это вторая сигнальная система, которой обладает только человек. Голос — средство коммуникации, им можно передать различные тонкие эмоциональные переживания: радость, боль, страх, гнев, восторг, опасность. Сложные нервные связи руководят голосовой функцией, расстройство этой координации ведет к нарушению голоса.
Благодаря множественным оттенкам голосовой окраски можно им воздействовать на нервную систему другого человека. Этот факт используется в практике психотерапевтов как звукотерапия.
Характеристики:
- I форманта (2) — отвечает за низкие частоты в разговорной речи;
- II форманта (3) — отвечает за высокие частоты в разговорной речи;
- низкая певческая форманта (4) — отвечает за низкие частоты в певческом голосе;
- высокая певческая форманта (ВПФ) (5) — III форманта — имеется только в певческом голосе, придает голосу особую звонкость, полетность, “металл”, увеличивает силу голоса, улучшает интонирование, способствует улучшению качества вибрато. Чем выше ее столб амплитуды колебаний на спектрограмме, тем сильнее и красивее такой голос.
Голос лишенный высоких частот кажется слушателю глухим “как из бочки”, “стелющимся”, более тихим, быстро угасающим, без звона.
Голос лишенный низких частот обладает раздражающим действием на нервную систему. Чрезмерное преобладание в нем высоких частот делает его визгливым, неприятным для слушателя.
Индивидуальные гармоники (обертоны) (6) — придают неповторимую, присущую только данному индивидууму окраску голоса. Голос тем богаче, чем больше обертонов имеет. Из данных звукофонда Гостелерадио (В.Г. Ермолаев “Руководство по фониатрии”) разложенный на спектрограмме голос Э. Карузо имел самую высокую частоту колебания III форманты и самый богатый набор индивидуальных гармоник.
Итак, красивый здоровый голос должен иметь полную сумму характеристик, чтобы звучать полноценно и радовать слух окружающих. А сочетание различных звуковых частот выражается многообразием окраски звука.
Анатомия и физиология гортани.
Аппарат (инструмент), которым человек извлекает звук (голос) — гортань.
Структурные элементы гортани:
- Истинные голосовые складки (ИГС) — в их толще заложена голосовая мышца. Вибрируя, под давлением воздуха на вдохе, производят звук. Их движения руководит центральная нервная система (ЦНС). С помощью микроларингостробоскопа (аппарата, позволяющего увидеть движение складок) их движения определяются в виде взмахов “крыльев бабочки”, совершающих колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В норме их поверхность белая, блестящая, смыкание полное.
- Вестибулярные (“ложные”) связки. Существуют для компенсации функции ИГС в случае их травмы (невозможность движения при параличе, удаление одной из ИГС при раке гортани). При их смыкании звук ниже, глуше и грубее обычного, наступает быстрая утомляемость. При правильной координации мышц и здоровой гортани ложные складки неподвижны, при функциональных заболеваниях гортани (нервной дискоординации) может появляться склонность к смыканию.
- Черпаловидаые хрящи. На их голосовых отростках крепятся ИГС. Отростки работают как «шарниры», совершают различные движения, посредством которых ИГС двигаются в разных плоскостях
- Черпалонадгортанная складка
- Надгортанник — защитное приспособление организма, закрывает вход в гортань при глотании
- Грушевидные синусы (ямки) — углубления в виде карманов.
- Передняя спайка (комиссура) — соответствует передней части истинных голосовых складок.
- Межчерпаловидное пространство
- Желудочки гортани — углубление в виде щели между истинными и ложными складками.
Голосовой аппарат необходим для общения любому человеку, но для профессионала голоса является показателем профессиональной пригодности. Этим лицам необходим здоровый аппарат, но на них падает большая голосовая нагрузка.
Профессионалы голоса.
К профессионалам голоса относятся:
- певцы;
- чтецы;
- актеры;
- экскурсоводы;
- агитаторы;
- воспитатели детских садов;
- учителя и преподаватели;
- юристы;
- массовики-затейники;
- дикторы радио и телевещания;
- лица, занимающие руководящие должности;
- диспетчеры;
- телефонисты;
- студенты театральных и вокальных учебных заведений.
Эти лица в связи с различными факторами могут страдать теми или иными заболеваниями голосового аппарата, которые не позволяют заниматься им профессиональной деятельностью.
Разберем вредные факторы, изучив которые, ясны меры гигиены голоса и профилактики заболеваемости.
Воспитатели детских садов.
Экскурсоводы.
Преподаватели и ораторы.
Артисты и студенты театральных ВУЗов.
Вокалисты — особенно студенты начальных курсов вокальных отделений.
Вибрато способствует снятию мышечного напряжения при удержании звука. Плоский звук без вибрато накапливает статическое напряжение.
Неотработанная вокальная техника: пение без должного диафрагмально- нижнереберного дыхания, особенно у вокалистов, практикующих классическое пение.
Неверная смена грудного и головного регистров, использование фальцетного режима: низкоэнергетического уровня, при котором работают лишь края голосовой мышцы вместо всей толщи мышечной массы. При пении в таком режиме наблюдается быстрое утомление и несмыкание в виде овальной щели, которая именуется в литературе как “вокальный парез”. У такого вокалиста при неотработанной технике обязательно будут проблемы с голосом.
Пение без техники правильного дыхания ведет к гипертонусу вспомогательной мускулатуры шеи и верхних отделов грудной клетки и нарушению смыкания связок.
Большое значение для голосовой мышцы имеет отдых. Полное восстановление голосовой функции у вокалиста-профессионала наступает через 6-12 часов голосового покоя (индивидуально от времени голосовой нагрузки), студенту вокального отделения времени для отдыха требуется больше (индивидуально в зависимости от наступления утомления).
Исследования, проведенные с целью определения времени, когда полностью исчезают признаки утомления голоса, позволяют считать, что после спектакля для полного восстановления голоса солиста требуется отдых не менее суток. Перерыв между выступлениями в больших спектаклях для ведущих солистов требуется 3-4 дня.
Для профилактики расстройства голоса запрещается пение во время менструального цикла, когда ИГС отечные, на них выражена сосудистая сеть, усилено местное кровообращение. Причем также опасны для голосовых срывов первые 2 дня перед месячными. При пении в такой период наблюдается физиологический прилив крови к ИГС, нарушение подвижности свободного края из-за некоторого отека. Поэтому существует опасность несмыкания, возникновение узелков ИГС или даже кровоизлияния в голосовую мышцу. В связи с этим в оперных театрах и Госфилармониях официально первые З дня менструального цикла у певиц объявлены нерабочими. Но в идеале петь нельзя на весь период месячных.
В связи с коммерцизацией творческой деятельности и подписания долгосрочных контрактов отдых становиться невыполнимым препятствием. Тогда вокалистка должна филигранно использовать технику дыхания, избегая форсированных нот и подбирать репертуар, легкий для этих дней. В крайнем случае, выполнять назначения фониатра в эти дни (петь «под прикрытием» лекарственных средств). Но это все равно нарушение гигиены голоса, которое может привести к формированию патологии.
Для понимания патологии людьми, не имеющими профессионального медицинского образования, мы можем схематично разделить заболевания гортани на:
- Функциональные заболевания гортани
- Органические заболевания гортани:
- острый ларингит
- хронический ларингит
- доброкачественные образования гортани
- злокачественные образования гортани
- Мутационные нарушения голоса
- Дисгормональные нарушения голоса
- Парез (частичная неподвижность) или паралич (полная неподвижность) движения гортани
Наиболее частые заболевания у профессионалов голоса и причины, их вызывающие.
Функциональные нарушения голоса —
Связаны с нарушением координации между голосовыми складками и ЦНС, с включением в фонацию ненужных вспомогательных мышц шеи и грудной клетки, отключение из координации диафрагмы (её спастика).
В основе нарушений лежат очень сложные нервные механизмы.
В результате наблюдаются патологические движения ИГС:
- недостаточное смыкание (гипотония);
- чрезмерное судорожное смыкание (спастическая дисфония);
- иногда может быть множество жалоб на утомляемость голоса во время пения, а при осмотре картина гортани в норме (фонастения — истощение);
- может быть полная потеря звучности голоса, только шепотная речь, связки выглядят нормально, но смыкаются асинхронно, картина все время меняется (функциональная афония);
Этим заболеваниям способствуют голосовые и нервнопсихические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. У профессионалов голоса: общее утомление, перенапряжение голоса, форсированное пение, пение во время месячных, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания. Как правило, развивается у лиц с неустойчивой нервной системой. Неудачи у вокалистов во время нения некоторых нот (пассажей) вызывают страх перед новым выступлением, увеличивая таким образом нервную нагрузку.
Хронический ларингит (воспаление гортани) —
Узелки певцов (крикунов) —
Некоторые больные отмечают, что при этой патологии не могут петь рiаnо, когда как forte хорошо получается.
Кровоизлияние в голосовую складку —
Может быть как у профессионалов голоса, так и у любых лиц.
Как правило, может возникнуть в результате:
- сильного сухого надрывного приступообразного кашля с закрытым ртом, когда возрастает подскладочное давление (часто при трахеитах);
- в результате резкого форсированного визга, крика;
- подъёма тяжести;
- пения во время месячных;
- при пении во время ларингита, когда особенно выражена сосудистая сеть.
Исключение неблагоприятных факторов в данном случае является гигиеной голоса.
Другие заболевания гортани, возникающие у лиц любых профессий.
Острый ларингит —
Злокачественные и доброкачественные образования гортани —
Парез или паралич гортани (односторонний или двусторонний) —
Серьезная патология голоса, требующая вдумчивой диагностики и длительной кропотливой коррекции.
Бывает посттравматической или неясной этиологии (причины).
- Посттравматический парез — после травм (удар, кровоизлияние) или операций на шее (щитовидная железа, сосуды) или органах грудной клетки.
- Неясный по причине парез — может наступить при онкологических и других образованиях в головном мозге, гортани или близлежащих к ней органов или органов грудной клетки. Любое механическое препятствие опухолевого или другого характера (кисты, инсульты, кровоизлияния мозга, заболевания сердца, грудных лимфоузлов и др.) может поражать центр или периферию и нарушать передачу нервных импульсов и вызывать затруднение подвижности элементов гортани
Гигиеной голоса в данном случае является своевременное выявление и устранение основных механических причин заболевания (не позднее 6 месяцев с возникновения жалоб), а также быстрое снятие послеоперационных отеков шеи. Также важно не опоздать с медикаментозной терапией и научиться новому голосоведению на занятиях с фонопедом, что поможет адаптироваться в новых условиях.
Мутационные нарушения голоса.
Гигиена голоса подростка.
В период полового созревания (для голоса период перестройки называется мутацией) происходит мощный выброс в кровь гормонов, изменение кровообращения органов и систем, рост мышц и костей, изменение функционирования желез внутренней секреции. До периода полового созревания голосовая мышца была еще не сформирована, в толще голосовой складки с годами постоянно росла масса мышечных волокон. В период мутации цвет мышцы может быть изменен до розового из-за сильного прилива крови, может быть несмыкание, краевой отек. Могут быть и неизмененные голосовые складки.
Период мутации у каждого подростка протекает индивидуально, в зависимости от темпов роста организма и данного индивидуального гормонального фона. Для нормального протекания мутации важны закаливающие процедуры, занятия спортом, чтобы гармонизировать перестройку организма. Занятия пением должны быть дифференцированы: только с опытным педагогом, имеющим опыт работы с детьми в мутацию и четко отмечающим период наступления утомления голоса. У детей с измененным тембром голоса, предъявляющих жалобы на голос и недостаточном опыте педагога занятие вокалом на период мутации не рекомендованы. Динамический контроль мутации должен осуществляться фониатром так часто, насколько этого требует педагог для оценки правильности своих занятий.
Диапазон произведений должен четко соответствовать возрастному и индивидуальному диапазону ребенка. Завышение тесситуры может привести к голосовым расстройствам. Время занятий должно быть уменьшено т.к. голос быстро утомляется, во время занятия — несколько перерывов по 3- 5 минут. Общее время с перерывами не более 40 минут в день. Девочкам с начавшимися месячными следует объяснять, что пение в этот период противопоказано. Связан с мутацией тот факт, что набор студентов на вокальные отделения осуществляется среди лиц не моложе 18 лет. В этот период уже сформирована голосовая мышца, закончены гормональные перестройки, а выносливость голоса высокая за счёт молодости организма.
Гигиена голоса на различных производствах.
Существуют группы производств, где вдыхание различных веществ отрицательно воздействует на все слизистые, в частности и на голос. Среди них: шахтеры, деревообрабатывающая, металлургическая, текстильная, хлопкообрабатывающая промышленности, производство антибиотиков, сельское хозяйство.
Вещества, вдыхаемые через дыхательные пути, оказывают раздражающее, токсическое, воспалительное, аллергизирующее действие на весь дыхательный тракт и на ИГС. При появлении утомляемости, осиплости голоса, при первых жалобах: обследовании в отделении профпатологии и прекращение контакта с вредным веществом.
Гигиена голоса при беременности.
У вокалисток в период беременности индивидуально голос может изменяться двояко: как улучшение, так и появление утомляемости, осиплости. Это связано с мощным изменением гормонального фона, изменением кровоснабжения ИГС. У вокалисток, не предъявляющих жалобы, занятия вокалом разрешены до начала шевеления плода. На более позднем сроке плод может испытывать кислородное голодание во время пения, т.к. выдох во время пения долгий и новая порция кислорода не поступает не сразу. Но учитывая , что при отработанной технике диафрагмального дыхания воздух расходуется очень щадяще, беременным — профессионалам голоса петь можно столько, сколько они чувствуют себя хорошо, иногда до 9 месяца . Как только наступает общая утомляемость, сипотца, частое шевеление плода- занятия надо тут же прервать. Т. о. подход при беременности индивидуальный и при нормальном ее протекании ограничений нет. Важны разумность и своевременный отдых. Ориентир — самочувствие мамы и плода.
Интересно, что после родов из-за изменения местоположения и тонуса диафрагмы часто вокалистки наблюдают снижение силы голоса, неустойчивое вокальное дыхание, трудность пения стакатто и легато, «быструю потерю воздуха» при пении. Со временем формируются адаптации для нормализации техники диафрагмально- нижнереберного дыхания. Это физиологично, для восстановления нужно заниматься специальными упражнениями (фонопедией) и плавно переходить к обычным вокальным нагрузкам только после полного возврата былой вокальной «формы».
Гигиена голоса при гормональных дисбалансах.
Противотивозачаточные контрацептивы —
Заболевания щитовидной железы —
Гигиена голоса при заболеваниях ЛОР-органов —
Гигиена голоса при заболеваниях других органов и систем —
Курение и гигиена голоса.
Никотин оказывает местное токсическое, аллергизирующее воздействие. В виде микрочастиц откладывается на ИГС, разрыхляет слизистую, вызывает микроэрозии, отек и нарушение колебания свободного края. Облегчается глубокое проникновение вредной микрофлоры, от которой потом трудно избавиться. Поэтому у курильщиков постоянно поддерживается воспаление в гортани. Из-за токсического воздействия никотина расширяется сосудистая сеть, что может привести к отекам, кровоизлияниям при кашле (у всех курильщиков наблюдается хронический бронхит). Длительное воздействие никотина вызывает перерождение слизистой и способствует развитию полипообразных изменений и опухоли гортани. Оказывает тормозящее действие на ЦНС, поддерживая функциональные нарушения голоса. Здоровая гортань и курение несовместимы.
Алкоголь и гигиена голоса.
Алкоголь более 20 градусов создает ожог слизистой гортаноглотки, нарушает выработку защитной слизи железами, вызывая местное снижение защиты и легкость присоединения инфекции. Кроме того, замедляет быстроту нервных реакций и при частом употреблении может благоприятствовать развитию дисфонии. Расхожее мнение среди артистов, что немного коньяка перед выступлением не помешает, обманчиво. Он дает результат только у лиц с повышенной тревожностью перед сценой, снимая общемышечные зажимы торможением нервной системы. Однако общая концентрация внимания и тонус голосовых складок снижается. Поэтому бездумно следовать этому совету не стоит, лучше поискать еще способы и обратиться к другому виду сценической настройки на действие.
Предупреждение заболеваний гортани.
Имеет значение природная выносливость, закаливание, умение организма приспосабливаться к разным изменчивым факторам среды в любых условиях. Одни артисты могут петь в любых ситуациях, другие в этих условиях заболевают и вынуждены длительное время лечиться. Наблюдения за состоянием профессионалов голоса показали, что те лица, которые занимаются физической культурой, делают утреннюю гимнастику, принимают водные процедуры, умеют вовремя снять перенапряжение нервной системы, меньше подвергаются влиянию простуды и реже страдают заболеваниями голосового аппарата.
Мероприятия, предотвращающие заболевания гортани.
Гигиена — наука о мерах предотвращения различных заболеваний.
Гигиена голоса — группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.
Они включают с себя:
- Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
- Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; обязательно петь с вибрато, достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания, выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
- Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
- Запрещение пения во время месячных.
- Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
- Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
- Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
- Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.
- Отказ от курения, умеренное употребление алкоголя.
- Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
- Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов, освобождение от работы на это время профессионалов голоса.
- Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
- Избегать контакта с пылью и вредными химическими веществами.
- Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
- Правильная работа с микрофонами начинающих певцов и ораторов, которые ошибочно злоупотребляют чрезмерно громкой фонацией в микрофон. Рекомендуется работать с микрофоном в обычном речевом режиме.
- Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
- Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем, курортолечение, предупреждение обострений.
- Посещение занятий и лекций фониатра (фонопеда) лицами речевых профессий, овладение навыками физиологичного использование голосового аппарата, речевой артикуляции, самомассажа, аутогенной тренировки, получений квалицированного разъяснения правильного использования голоса.
Источник