Грех зависти как избавится

Зависть

Из наследия Оптинских старцев

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.

Преподобный Амвросий говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».

Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Читайте также:  Как избавится от злобы агрессии

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Источник

Как Библия учит бороться с завистью: 5 способов искоренить чувство, съедающее человека изнутри

Зависть — страшное чувство, которое вредит не столько окружающим, сколько самому завистнику, медленно, но уверенно съедая его изнутри. Бороться с ним очень сложно, особенно когда постоянно приходится наблюдать, как хорошо живут другие. Но можно и нужно.

Библия — это не только Божье Писание, но и кладезь мудрости. Если вчитаться в нее, можно понять, как Писание учит справляться с одним из страшных грехов человека — завистью. И способ борьбы не один.

Признайте зависть

Священное Писание учит, что человек должен уметь признавать зависть в себе. Не нужно считать ее чертой характера, зависть — это грех, и никак иначе охарактеризовать это чувство нельзя.

В Библии сказано:

Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, возлюбите чистое словесное молоко (Библию, Слово Бога), дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь.

Именно с такими словами в Писании к нам обращается апостол Петр.

Уже одно осознание греховности своих помыслов способно наставить человека на истинный путь.

Начните радоваться

Человек, который доволен собой и жизнью, никогда не завидует. Что такое зависть? В Библии говорится, что это чувство недовольства всем тем, что дает нам Бог.

Начните радоваться вместе с радующимися, а не завидовать. Чтобы с каждым днем это получалось все лучше, осознайте для себя, что зависть — это «тромб», мешающий человеку получить все благое, что приготовил для вас Господь, будь то какая-то прибыль или успех в любом деле.

Завистливый и гнилой душой человек всегда заблуждается, считая, что вот-вот и, спустя пару подлостей, устроенных для других, он станет счастливее, успешнее, богаче. Не станет. В Библии верно говорится:

Спешит к богатству завистливый человек и не думает, что нищета настигнет его.

И ведь действительно все так: еще ни один завистник не стал счастливее. Зато проблем у таких хоть отбавляй: то ли Бог наказывает, то ли сами себя карают, позволяя черному чувству сжирать изнутри.

Осознание человеком этого уже способно наставить на путь исправления. Нужно, признав греховность своего чувства, постепенно научиться радоваться успехам других. Сначала вам придется искать причины для радости, и со временем мозг сам научится не завидовать.

Читайте также:  Избавилась от застойного пятна

Молитесь за соперника

Если успех соперника не дает вам покоя, попробуйте пожелать ему еще большего успеха и помолиться за него. Пожелайте ему всего самого лучшего так, как будто желаете всего этого своим детям. Полюбите соперника, «полюбите своего врага», как учит тому Библия, и сами не заметите, как успех этого человека постепенно станет интересовать вас все меньше, а собственные дела пойдут на улучшение.

Все дело в том, что, когда человек начинает молиться о других (особенно о противниках), Бог начинает изменять его сердце в лучшую сторону, наполняя его любовью и радостью. Ведь в Библии сказано:

Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла.

Стоит человеку наполнить свое сердце искренней любовью, как черное чувство тут же покидает его. Мир становится намного светлее, а жизнь — радостнее «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».

Примите Бога

Принятие Бога тоже способно избавить от зависти, особенно если ранее человек не был верующим. Как только люди начинают принимать Бога и Спасителя в жизнь, их сердца начинают наполняться любовью к себе и окружающим: сначала медленно, а потом все быстрее. Мир вокруг меняется в лучшую сторону, о зависти и мыслей не возникает — греховные помыслы сами покидают голову любящего человека.

Помните о любви Бога

Важно не только принять Бога в свою жизнь, но и каждый день, каждую минуту помнить о его любви к вам. Это помогает избегать низкой самооценки, порождающей завистливые чувства.

Каждый раз, когда в голове проносится мысль о том, за что же кому-то достается счастье, вспоминайте о Божьей любви к вам. Просите его о своем, а не о чужом, и он обязательно пошлет:

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего.

И помните, что зависть — это лишь показатель того, что внутри вы не удовлетворены собой, не испытываете радости от того, что каждый день Бог дает вам. А ведь как много у человека богатств, если посудить, и как часто он не ценит их, пока не потеряет.

Источник

Зависть

За́висть – скорбь о благе ближ­него. Край­ней сте­пе­нью зави­сти явля­ется жела­ние зла тем, кому зави­ду­ешь. От этого греха предо­сте­ре­гает 10‑я запо­ведь Божия. После смерти души умер­ших про­хо­дят мытар­ства, 10‑е из них – мытар­ство зави­сти.

В Библии ска­зано: «Зави­стью диа­вола вошла в мир смерть, и испы­ты­вают ее при­над­ле­жа­щие к уделу его» ( Прем.2:24 ). Зависть к богат­ству, иму­ще­ству, талан­там, здо­ро­вью наших ближ­них уби­вает в нас любовь к ним, в этом корень её зла. Зависть – абсо­лютно нена­сыт­ное чув­ство. Это один из немно­гих грехов не дающий ни малей­шего удо­воль­ствия. Библия пока­зы­вает нам губи­тель­ность этого порока на при­мере зави­сти: Каина к Авелю, бра­тьев к Иосифу, Саула к Давиду, фари­сеев и книж­ни­ков ко Христу.

Для хри­стиан нет «белой зави­сти» (она опи­сана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сора­до­ва­ние.

«Мы можем избе­жать зави­сти, если не будем почи­тать вели­ким ни то, что люди назы­вают богат­ством, неувя­да­ю­щей славой, ни телес­ного здо­ро­вья. Будем стре­миться к при­об­ре­те­нию благ вечных и истин­ных», – свт. Васи­лий Вели­кий.

Не зави­дуй славе греш­ника, ибо не знаешь, какой будет конец его ( Сир.9:14 ).

Откуда берется зависть?

Источ­ни­ком зави­сти может явиться себя­лю­бие и его порож­де­ния – гор­дость, тще­сла­вие, коры­сто­лю­бие и среб­ро­лю­бие, пло­то­уго­дие. Свт. Тихон Задон­ский пола­гал, что источ­ни­ком и нача­лом зави­сти явля­ется гор­дость: «…гордый бо, понеже хощет выше прочих воз­не­стися, не может тер­петь, кто бы ему равен, а паче высший в бла­го­по­лу­чии был, потому и него­дует о воз­вы­ше­нии его… Страсть убо сия есть тех, кото­рые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, про­чиих ничтоже быти судят».

Каковы плоды зави­сти? Чем опасна зависть?

Про­яв­ля­ясь в чело­веке, зависть может иметь сле­ду­ю­щие горь­кие плоды и порож­де­ния: сопер­ни­че­ство, гнев, зло­же­ла­тель­ство, зло­рад­ство, вражду и нена­висть, ссоры, раз­доры, зло­сло­вие, ложь и кле­вету, ябед­ни­че­ство, тайное науш­ни­че­ство, низкое про­ныр­ство, зло­рад­ство в несча­стье ближ­них, лукав­ство и лице­ме­рие и многое другое. Бла­го­дать Божия как бы остав­ляет сердце завист­ли­вого чело­века. Венцом всех доб­ро­де­те­лей явля­ется любовь: она – путь ко спа­се­нию. Зависть же раз­ру­шает любовь между людьми, иссу­шает, опу­сто­шает чело­ве­че­ские души, насаж­дая в них нена­висть и злобу. Во многих местах Свя­щен­ного Писа­ния зависть ста­вится наряду с убий­ством ( Рим.1:29 ; Гал.5:20-21 ), ибо всякий, нена­ви­дя­щий брата (ближ­него) своего есть чело­ве­ко­убийца ( 1Ин.3:15 ). Завист­ли­вый, если до конца жизни пре­бу­дет в зави­сти и не пока­ется, лишает себя Цар­ствия Божия ( Гал.5:21 ). Зависть – это вражда против всего доб­рого, потеря любви и страха Божия, ослеп­ле­ние ума, помра­че­ние души, смер­то­нос­ный яд души, начало вечных скор­бей. Такова пагуб­ность этого страш­ного порока!

Читайте также:  Как избавиться от привычки часто мыть руки с мылом

Когда впер­вые появи­лась зависть?

Зависть появи­лась тогда, когда ден­ница, бывший до того вели­ким и слав­ным и утвер­жден­ным в некоем началь­стве ангель­ской славы захо­тел стать Богом, вос­став против боже­ствен­ной славы. Т. о. в начале греха как тако­вого стояла зависть. Первым «зара­зился и погиб винов­ник всех ядов и началь­ник», ибо он сам себя погу­бил, прежде чем излил свой смер­то­нос­ный яд на чело­века, пишет прп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Из зави­сти сатана ввел в грех пра­ро­ди­те­лей чело­ве­че­ства Адама и Еву. «…Зави­стью диа­вола вошла в мир смерть…» ( Прем.2:24 ).

Бывает ли зависть у детей?

Зависть бывает и у детей, а потому роди­те­лям, прежде всего, надо ста­раться иско­ре­нять ее в дет­ских серд­цах при самом пер­во­на­чаль­ном ее про­яв­ле­нии. Заме­тив в детях про­яв­ле­ние зави­сти, надо обра­тить вни­ма­ние на источ­ники ее зарож­де­ния. Если какой из этих поро­ков заме­чен в ребенке, тогда, иско­ре­няя его, мы этим осла­бим и его про­яв­ле­ние – зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непо­сред­ствен­ными про­яв­ле­ни­ями зави­сти. Зависть у детей может обна­ру­жи­ваться в раз­лич­ных формах. Напри­мер, если один с печаль­ным выра­же­нием лица смот­рит на тарелки своих бра­тьев и сестер, думая, что эти послед­ние полу­чили больше его, если они срав­ни­вают данные им порции одна с другою, если они, нако­нец, срав­ни­вают между собой куп­лен­ные для них игрушки, одежды или школь­ные при­над­леж­но­сти, чтобы видеть, не полу­чил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и кра­си­вое, – то это верные при­знаки завист­ли­вого сердца у детей. Такого недоб­ро­же­ла­тель­ства не должны тер­петь хри­сти­ан­ские роди­тели, необ­хо­димо подав­лять его всюду, где оно обна­ру­жи­ва­ется. А для этого детей тща­тельно нужно при­учать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недо­воль­ством оттал­ки­вает от себя пред­ла­га­е­мые ему вещи только потому, что и другие полу­чают то же самое, то это есть при­знак того, что зависть пустила уже глу­бо­кие корни в его сердце, и такой посту­пок тре­бует всегда стро­гого и чув­стви­тель­ного нака­за­ния. Чув­ство зави­сти могут вызы­вать и успехи, спо­соб­но­сти сверст­ни­ков, кра­си­вые и бога­тые платья и вещи и т.п.

Что такое соци­аль­ная зависть?

Соци­аль­ная зависть – это зависть, выхо­дя­щая за пре­делы одного чело­века и охва­ты­ва­ю­щая целые группы людей, иногда даже целые классы или народы. И. А. Ильин писал, что глав­ный источ­ник миро­вых собы­тий в XX в. – чело­ве­че­ская зависть. Раз­ли­чие между бога­тыми и бед­ными было и будет всегда. Но про­из­вод­ствен­ная бес­по­мощ­ность бедной массы насе­ле­ния явля­ется источ­ни­ком обострен­ной зави­сти; «не просто бед­ность (с нею люди всегда справ­ля­лись), а полная хозяй­ствен­ная бес­по­мощ­ность, без­ра­бо­тица, абсо­лют­ная зави­си­мость неиму­щего от иму­щего». Это при­во­дит к мас­со­вой, соци­аль­ной зави­сти: «Почему ты, а не я? Твое, а не мое?». «Отсюда, – утвер­ждал Ильин, – и воз­никло учение о про­ти­во­по­лож­но­сти и непри­ми­ри­мо­сти соци­аль­ных клас­сов, жела­ние пере­рас­пре­де­ле­ния иму­ще­ства, док­трина рево­лю­ци­он­ной мести и клас­со­вого ограб­ле­ния. Эта док­трина с самого начала отри­цала духов­ный, рели­ги­оз­ный и нрав­ствен­ный фактор исто­рии, а при­зна­вала только хозяй­ственно-иму­ще­ствен­ный, «мате­ри­аль­ный» фактор». Именно на таком фоне идея спра­вед­ли­во­сти была под­ме­нена «урав­не­нием». Воз­ник­шая док­трина была направ­лена и против Бога, и против при­роды, и против спра­вед­ли­во­сти. Кто печется об абсо­лют­ном равен­стве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля дру­гого, писал Э. Фромм, на самом деле за этой при­вер­жен­но­стью пол­ному равен­ству скры­вают истин­ную моти­ва­цию своего пове­де­ния – зависть. Те, кто тре­бует, чтобы никто не имел больше, чем другие, защи­щают себя от зави­сти, кото­рую они стали бы испы­ты­вать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей