Гусеница как муравей домой спешил

Как муравьишка домой спешил — краткое содержание для читательского дневника

Название произведения Как муравьишка домой спешил
Автор Виталий Валентинович Бианки
Жанр Cказка
Год написания 1935

Главные герои

  • Муравьишка — маленький муравей, унесённый листком с дерева
  • Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец, Жужелица, Жучок-Блошачок, Кузнечик, Водомерка-Клоп, Майский Хрущ — добрые и отзывчивые насекомые, которые помогли муравью попасть домой
  • Гусеница-Листовёртка — вредная гусеница, отказавшаяся помогать главному герою

Сюжет произведения

Забрался маленький муравьишка высоко на берёзу отдохнуть. Он наблюдал за суетой в родном муравейнике и планировал успеть домой до захода солнца. Муравей забрался на сухой жёлтый листок, который тут же полетел по ветру с маленьким путешественником наверху. Падая с высоты, муравей здорово отшиб себе ноги, да и до дома далеко – теперь он на лугу далеко за деревней.

Оказавшаяся рядом Гусеница-Землемер помогла муравью, довезла его до луга. Муравью поездка не понравилась, решил он дальше без гусеницы добираться. Паук-Сенокосец предложил свою помощь, подвёз. Муравей опять недовольный – ноги у паука, словно спицы, аж в глазах потемнело. Следующая была Жужелица. Насекомое вежливо согласилось прокатить потерявшегося муравья, но и езда с Жужелкой пришлась привереде не по душе.

Перебраться через картофельное поле, высокий забор и реку помогли Жучок-Блошачок, Кузнечик и Водомерка-Клоп. Даже майский муж, подобно самолёту, переправил муравья в родные края. Опять не угодил – уселся на дерево. Осталось лишь вниз спуститься, а тут как раз Гусеница-Листовёртка. Не ожидал муравей резкого отказа и укусил гусеницу. Упали оба вниз, хорошо, на шёлковой ниточке повисли. Так и спустился муравей домой, чуть было не опоздал.

Источник

Развивающая игра «Как гусеница и муравей в гости ходили»

Лариса Гацко
Развивающая игра «Как гусеница и муравей в гости ходили»

Развивающая игра «Как гусеница и муравей в гости ходили».

Блог. Лариса Гацко.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вас познакомиться с увлекательной развивающей игрой А. З. Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили».

Игра предназначена для использования в работе с детьми с 5 лет и старше, в ней представлено 50 заданий с постепенным усложнением материала.

Что развивает:

• Активизация умственной деятельности детей.

• Формирование устойчивого познавательного интереса, умений и навыков мыслительной деятельности.

• Развитие наглядно-образного мышления, самостоятельности в поисках способов решения задач.

Варианты заданий.

1. Задания с одним ходом гусеницы, которая ходит только прямо.

2. Задания с одним ходом муравья, который ходит наискосок.

3. Задания с двумя ходами гусеницы.

4. Задания с двумя ходами муравья.

5. Задания с двухходовыми заданиями, где сочетаются ход гусеницы и ход муравья.

Как играть.

Воспитатель дает каждому ребенку лист.

— Ребята, сегодня мы будем разгадывать интересные загадки. В них нужно отгадать, куда гусеница в гости ходила. Посмотрите на этот дом.

В нем четыре окошка, и в каждом окошке кто-то живет. В одном окошке живет черная точка, в другом окошке рядом живет кружок. Эти два жителя живут на втором этаже нашего дома. А на первом этаже живут крестик и квадратик.

Вот в гости к этим жителям и ходит гусеница: от одного жителя к другому. Но она может ходить между окошками только прямо. Например, если она вначале была у крестика, то ей можно одним шагом пойти в гости только к квадратику или точке. А вот в гости к кругу ей нельзя идти, потому что круг живет в окошке, которое наискосок от крестика, а не прямо.

Значит, если гусеница от крестика пойдет вверх, то она одним шагом сразу попадет к точке, а если из окошка где живет крестик, она пойдет в сторону, то тогда одним шагом попадет к квадратику. А от квадратика она одним шагом может попасть к кругу, а от круга одним шагом к точке.

— Теперь я буду загадывать, а вы будете говорить, куда может пойти гусеница.

— Куда она пойдет от кружка? К крестику? (неверно, потому что это наискосок, а нужно прямо). К точке? (верно). А ещё куда? (к квадратику).

— Куда она пойдет от квадратика? К точке? (неверно, так как гусеница не может шагать наискосок, а может ходить только прямо в соседнее окошко: в сторону, вверх или вниз.

— Кто догадался, куда может шагнуть гусеница от квадратика? (к кружку, к крестику).

— Теперь вы будете сами разгадывать загадки, которые есть у вас на листе. Смотрите, в первой загадке говорится, что гусеница сначала была в гостях у точки. Нужно отгадать, куда она попала в гости одним шагом, к какой фигурке? Верно, она может шагнуть к кружку. Вот эту отгадку и нужно нарисовать в свободной клетке, куда указывает стрелка в нашей загадке. Значит, нам нужно в свободной клетке нарисовать кружок (дети рисуют).

Теперь сами разгадывайте загадки на листе и рисуйте отгадки в свободных клетках.

Задание №2.

Дети отгадывают загадки, в которых нужно разгадать, откуда пришла гусеница в гости.

— Например, гусеница пришла в гости к кружку. Откуда она пришла, из какой клетки? Из клетки где крестик? Нет, потому что крестик живет наискосок от кружка, а гусеница не может шагать наискосок. А откуда ещё она может прийти к кружку? (от точки или от квадратика).

Задание №3.

Воспитатель обращает внимание детей на изменения количества окошек в домике и появление новых жителей: треугольник и палочка.

Загадки на листе расположены рядом по две, потому что гусеница из одной клетки может попасть не в одну, а в две другие. Поэтому можно к двум одинаковым загадкам придумать две разные отгадки.

Задание №4.

Аналогично заданию №3, но на листе имеются три одинаковые загадки, на которые нужно придумать разные отгадки.

Задание №5.

— На этом листе нет загадок, а нарисованы одни отгадки, указано, откуда и куда пошла гусеница. Необходимо проверить, правильно ли разгаданы загадки или неправильно. Если загадка правильно отгадана, то рядом с этой отгадкой нарисовать «галочку», а если разгадано неверно, то рядом с этой загадкой ничего не нужно рисовать (дети проверяют правильность предложенных отгадок).

Задание №6.

Обратить внимание детей на новых жильцов в домике: змейка и ромбик.

Необходимо найти неверные отгадки, когда гусеница не может ходить одним шагом по тем клеткам, которые указаны, их надо перечеркнуть.

Задания №7.

Придумываем загадки про то, как гусеница ходила в гости.

Задание №8

Придумываем загадки как гусеница в гости ходила.

Задание №9.

Придумываем загадки как гусеница в гости ходила.

Задание №10.

Придумываем загадки как гусеница в гости ходила.

Задание №11.

— Сегодня у нас будут загадки про муравья, а не про гусеницу. Мы будем отгадывать, как муравей ходил в гости. Он ходит не так, как гусеница, не прямо, а наискосок в соседнюю клетку. Давайте посмотрим на окошки, где живут разные жители, и отгадаем, куда пошел муравей из клетки, где живут три круга. Пойдем туда, где живут три крестика, вверх? Нет, потому что муравей ходит наискосок, а не прямо как гусеница. В клетку, где живут два крестика? (верно).

Задание №12.

Отгадываем загадки, в которых нужно разгадать, откуда пришел муравей в гости.

Задания №13, 14.

Найти правильные одиночные ходы муравья (проверка ходов, аналогично заданиям №5, 6).

Это лишь часть игровых заданий про гусеницу и муравья. Всего их 50. К сожалению, в одной публикации не разместить весь материал.

Организуя игру, следует помнить, что необходимо поддерживать и одобрять все верные попытки детей и никогда не порицать за ошибки и непонимание, а совместно разобрать игру сначала, а продолжить ребенок должен сам.

Игра А. З. Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили» не оставит без интереса ваших детей и, более того, перейдет в увлечение!

Желаю вам успеха! Благодарю всех за внимание!

Дидактическая игра по развитию речи «Весёлая гусеница» Вот такую интересную игру для развития речи я изготовила для детей старшего дошкольного возраста. Оборудование:крышки от пластиковых ведёрочек,.

Дидактическая игра по ФЭМП «Веселая гусеница» Одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических формирований. Чтобы научить детей.

Фотоотчёт «Как мы ходили в гости к деду Природоведу». (Экологическая тропа зимой) Программные задачи: Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать.

Дидактическая игра «Разноцветная гусеница» Мастер – класс. Дидактическая игра «Разноцветная гусеница» для детей младшего дошкольного возраста. Материал для создания игры:пластиковые.

Многофункциональная дорожка «Гусеница». Игра «Найди свой цвет» Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее.

НОД «Вот какой он муравей» Сценарий непосредственно-образовательной деятельности воспитателя Кырлан Татьяны Павловны Нефтеюганского районного муниципального дошкольного.

Развивающая игра «Геовизор» Развивающая игра «Геовизор».Лариса Гацко. Блог. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию многофункциональное игровое пособие Вячеслава.

Развивающая игра из фетра «Гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию игру из фетра «Гусеница». Эту развивающую игрушку новинкой не назовешь, часто ее привязывают.

Развивающая игрушка «Разноцветная гусеница» Развивающая игрушка «Разноцветная гусеница». Здравствуйте всем кто посетил мою страничку! Представляю вашему вниманию игрушку, которую сшила.

Самодельная развивающая игра на цветовосприятие «Гусеница» Предлагаю для Вас интересную самодельную игру на цветовосприятие. Восприятие цвета – важнейшая ступень сенсорного развития ребёнка, его.

Источник

Как муравьишка домой спешил

Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает:

«Отдохну немножко — и вниз».

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает:

«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.

Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.

Муравьишка говорит Землемеру:

— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.

— А кусаться не будешь?

— Кусаться не буду.

— Ну садись, подвезу.

Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

— Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!

Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги, как ходули, между ног голова качается.

— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Ну что ж, садись, подвезу.

Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.

Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идёт Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.

— Слезай, — говорит. — Вот Жужелица бежит, она резвей меня. Слез Муравьишка.

— Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.

— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.

Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:

— А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.

— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

— А ты-то большой! Лезь, говорю.

Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака. Только-только ножки поставил.

— А влез, так держись.

Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, — а они у него, как пружинки складные, — да щёлк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щёлк! — на другой. Щёлк! — на третьей.

Так весь огород и отщёлкал до самого забора.

— А через забор можешь?

— Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.

— Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Садись на загривок.

Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.

— Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.

Муравьишка глядит вперёд, а там река: год по ней плыви — не переплывёшь.

А солнце ещё ниже.

— Через реку и мне не перескочить. Очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках. Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.

— Можно и пошибче, — говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

— А по земле не можешь? — спрашивает- Муравьишка.

— По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел Муравьишка вперёд и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!

— Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползёт.

Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский Хрущ — тяжёлый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Всё-таки послушался Водомера.

— Хрущ, Хрущ, снеси меня домой. У меня ножки болят.

— А ты где живёшь?

— В муравейнике за лесом.

— Далеконько… Ну что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез Муравьишка по жёсткому жучьему боку.

— Эх, глупый! Полезай на голову.

Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф, уф, уф!» Будто мотор заводит.

— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!

Не отвечает Жук, только пыхтит:

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук. » — поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.

«Жжж! Тук-тук-тук!» — несётся Жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес — и пропал.

А вот и берёза знакомая, и муравейник под ней.

Над самой вершиной берёзы выключил Жук мотор и — шлёп! — сел на сук.

— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жёсткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

Подумал и говорит:

— А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой берёзой, его дом родной.

Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.

Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!

Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, — не пустят меня домой ночевать.

— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.

— Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!

Не удержался Муравьишка, кинулся на неё да как куснёт!

С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.

А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дёрг!

И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается Муравьишка на Листовёртке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся. Муравьишка с Листовёрткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.

Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк — и домой!

Источник

Читайте также:  Невроз депрессия как избавиться
Оцените статью
Избавляемся от вредителей