10 советов, как преодолеть подростковый инфантилизм
В настоящее время ученые-геронтологи предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Это говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек.
Современным детям уже не нужно задумываться о куске хлеба. Но у любой медали есть две стороны. Ко всем плюсам различных программ современной поддержки детства добавился и минус – дети стали более инфантильны, что мешает их будущей успешности. Родители сами взращивают инфантилизм у ребенка с младых ногтей. Это происходит незаметно, неосознанно. И когда в итоге вырастает неприспособленное к жизни чадо, родственники удивляются: откуда? А все оттуда, примерно с трех лет.
Как реагирует большинство мам, если трехлетний ребенок пытается самостоятельно открыть пакетик с кефиром? Пыхтит, краснеет, но помощи не просит. Конечно, стулья и стол забрызганы кефирными каплями, пальцы липкие, на одежде белые пятна. Наконец – ура, бамц! – пакетик открыт и с шумом падает на пол. Упал удачно, расплескалась только половина. Какое количество мам, улыбаясь, спокойно вытрут кефирные лужи, выльют оставшийся кефир в чашку, похвалят ребенка: «Молодец, ты самостоятельно сегодня открыла пакет! А в следующий раз сделаешь это еще лучше»? К сожалению, такие мамы – большая редкость. Чаще всего родители, при попытках детей в 3 года сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха…» «Почему переделывать? Почему неумеха?» – ребенок искренне этого не понимает.
Особенность возраста трех лет – формирование установки «я могу все сделать сам, я уже взрослый». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми активно пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. Именно в возрасте трех лет, через игру, помогая консервировать огурцы или подметать пол, маленький человек закладывает будущее собственного поведения, коммуникативных навыков. А какой посыл получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность?
Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Малыш понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться.
Для ребенка рассерженные родители – крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: другие всегда сделают лучше, чем ты. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо!
Инфантильный подросток – это не так страшно, главное, чтобы эта черта плавно не перетекла во взрослую жизнь. Преодолеть подростковую инфантильность помогут следующие нехитрые правила:
- Одно из самых эффективных средств против инфантилизма – занятия спортом. Научно доказано, что дети, занимающиеся спортом, более ответственны, настойчивы в достижении целей, эффективнее планируют свое время. Ведь ответственность – это противоположная сторона инфантилизма.
- Одна из основных причин подросткового инфантилизма – гиперопека. Мы живем в динамичное, но небезопасное время. Сейчас уже редко встретишь маленьких детей, гуляющих самостоятельно во дворе – в основном за ними присматривают родители. Школьники все реже самостоятельно ездят на транспорте, ходят в кружки. Да и встречать их после школы во многих учебных заведениях считается обязательным. Поэтому в семье давайте детям возможность проявлять как можно больше самостоятельности. У них должны быть свои обязанности, и за их выполнение они должны нести полную ответственность. То есть если подросток не сходит в магазин, то вся семья сидит без сахара. Лучше один раз выпить несладкий чай, чем потом всю жизнь расплачиваться за инфантильность собственного чада. Все, что подростки могут сделать сами – пусть делают! И в срок.
- Еще каких-то 30 лет назад человек, закончивший вуз, считался взрослой, самостоятельной личностью, а ему и было-то всего 22 года. В настоящее время специалисты по возрастной психологии предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Пока ученые думают, проводят исследования. Но сам факт возможности данного предложения говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек.
- Поощряйте общественную деятельность, особенно если она связана с помощью и заботой. Сейчас есть масса волонтерских организаций, у которых самые разные направления работы: помощь старикам, многодетным семьям, брошенным животным, экология… Пусть выберет себе занятие по душе, а уж вы помогите ему в поиске, вместе посмотрите и обсудите информацию в Интернете – здесь тоже на самотек пускать не стоит. А то выберет какое-нибудь экстремистское движение, замаскированное под справедливое возмездие олигархам, – проблем не оберетесь.
- Привлекайте подростка к обсуждению бюджета – это помогает выработать чувство ответственности. Совместно обсуждайте траты, этим вы, во-первых, показываете подростку, что относитесь к нему как ко взрослому, а во-вторых, всегда имеете железный аргумент при отказе что-то купить: вы же вместе не предусмотрели лишние траты.
- Очень хорошо в преодолении инфантилизма помогает периодический выход из так называемой «зоны комфорта». Присмотритесь, что вызывает трудность у вашего ребенка: общение с противоположным полом, публичные выступления? Периодически организовывайте ему необходимость преодолевать эти трудности. Давайте соответствующие поручения, так, чтобы не сделать было нельзя. Иначе, спрятавшись в безопасную раковину, один раз убежав от страха, будет потом бегать всю жизнь.
- Особое внимание обратите на ребенка, если он играет роль «клоуна». Если в компании подросток постоянно готов к шуткам, «приколам», отпускает остроты, дело, возможно, не в веселости нрава. Скорее всего, таким образом ребенок бежит от сложностей жизни, надевая маску детской беспечности.
- Приучайте подростка планировать свою жизнь. Грамотная постановка целей – один из показателей зрелости эмоционально-волевой сферы.
- С детства учите ребенка преодолевающему поведению. Часто можно наблюдать такую картину: малыш примерно 2 лет ударился об угол шкафа, а мама начинает стучать по шкафу, приговаривая: «Ух, какой плохой шкаф, так ему, нельзя обижать Петеньку!» И что думает Петенька? В его беде виноват шкаф, но никак не он лично. Пару таких ситуаций, и условный рефлекс: «виноваты окружающие, но не я» будет сформирован. Если вы совершили подобную ошибку (ну, с кем не бывает, вы же не знали!), то в подростковом возрасте ситуацию еще можно исправить. При возникновении трудной ситуации всегда спрашивайте: «И каковы твои дальнейшие действия? Что будешь делать для решения данной проблемы?» И сразу отсекайте жалобы в стиле «это страна такая (школа, тренер), я ничего не могу сделать». Предлагайте еще подумать, самому поискать выход. А после того как подросток самостоятельно наметит несколько вариантов решений – обсудите с ним каждый из них, помогите выбрать правильный. Так вы поможете формированию нового рефлекса – у любой сложной задачи есть решение, надо только приложить усилия, чтобы его найти.
- Если вы мать-одиночка и воспитываете ребенка одна, то шансы вырасти инфантильным у ребенка увеличиваются, особенно если это мальчик. Будет очень хорошо, если ребенок постоянно будет видеть пример мужского поведения, мужского реагирования на ситуации. Это может быть дедушка, брат, муж подруги, главное, чтобы контакт был более-менее постоянным. Это поможет снизить риск инфантилизации, особенно если это будет не просто наблюдение, а любая совместная деятельность – походы, игры, строительство теплиц и т. д.
Критические ошибки
Ошибка № 1
Гиперопека. Все всё знают и понимают – мы живем в тревожное время, детей нельзя отпускать на улицу одних. Мобильные телефоны сейчас имеют чуть ли не детсадовцы, и это не баловство, это необходимость. Ведь наличие постоянной связи с ребенком позволяет родителям снизить ощущение тревоги. Тем не менее с собственной тревогой нужно бороться, а не потакать ей.
Бабушка, которая встречает из школы пятнадцатилетнего подростка, просто компрометирует его в глазах окружающих. Подумайте, каким образом вы сможете нивелировать свою высокую тревожность. Это может быть как собственная консультация с психологом, так и оговаривание времени звонков или еще что-то.
Также подросток должен иметь собственные обязанности в семье и четко их выполнять. А если что-то не получается, то помните:
помощь должна быть достаточна, но никак не избыточна.
Ошибка № 2
Постоянная критика. Взрослые делают это «из лучших побуждений, чтобы не вырос эгоистом». Однако ребенок, нещадно критикуемый значимыми взрослыми, живет с уверенностью, что у него ничего не получится, даже не стоит пытаться. А если что-то хорошее в его жизни и происходит, то это или случайность, или заслуга других людей. Страх неуспеха у такого человека во сто крат сильнее радости предвкушения удачи. Боясь ошибиться, он всю жизнь будет искать, кто бы что за него сделал, несмотря на свои знания и умения.
Ошибка № 3
Предложение ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь?» Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет или нет. Оно у ребенка должно быть. А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.
Заведующая педиатрическим отделением Челединова В.А.
Источник
Инфантилизм: есть ли шанс повзрослеть?
Инфантилизм — это отсутствие достаточного для определенного возрастного периода уровня эмоционального и волевого компонента личности. «Инфант» в переводе с латинского – дитя, так называли детей королевской крови до двух лет.
Говоря о таком психологическом феномене, как инфантилизм, мы обычно представляем себе следующую картину: великовозрастный человек, опекаемый матерью и неспособный самостоятельно принимать решения. На самом деле, инфантилизм может проявляться таким образом, что окружающие могут и не заметить его. Незрелость может выглядеть как неспособность договариваться, агрессивная реакция на неудачу, страх сменить работу и построить близкие отношения, сваливание ответственности за свою жизнь и благополучие на других (родителей, врача, руководителя и др.), неумение ставить цели, и, как следствие, движение по течению жизни.
Инфантилизм — это застраивание на определенной детской стадии развития личности, продолжение детства во взрослом возрасте. Это не патология, в отличие от психического инфантилизма, а расстройство эмоционально-волевой сферы. Инфантильный человек остается в детском возрасте на уровне реакций в силу тех или иных причин.
Как это происходит? Ребенок в определенной ситуации ведет себя таким образом, который позволяет ему добиваться желаемого. Например, когда ему хочется новую игрушку, он устраивает истерику в магазине, рыдая и топая ногами. Маме стыдно, она, желая прекратить «концерт», потакает капризам отпрыска и совершает покупку. Это срабатывает раз, другой. Ребенок начинает применять подобные стратегии поведения постоянно. Поведенческий репертуар доводится до автоматизма, становясь сначала навыком, а затем стереотипом поведения, установкой. Все автоматические действия переходят на бессознательный уровень, человек перестает контролировать свое поведение и применяет эти установки даже тогда, когда они не работают, усложняя жизнь окружающим и себе. Например, взрослый мужчина, пытаясь добиться своего, может топать ногами, крушить мебель, стрелять, разбивать машины, драться лишь потому, что у него осталась реакция 5-летнего ребенка, кричащего и топающего ногами в стрессовой ситуации. Другой взрослый выбирает тактику избегания. Обидевшись на всех и вся, он решает: «Все проблемы я решать не могу, для меня это слишком тяжело, поэтому я уйду от мира в монастырь, на необитаемый остров, в болезнь или в запой».
Чем отличается поведение взрослого и ребенка? Действия ребенка до определенного возраста аффективны (эмоциональны), но с течением времени человек начинает использовать более сложные модели поведения — действия становятся волевыми, то есть осознанными.
Человеку свойственно не замечать в себе инфантильные черты. За помощью к психологу часто обращаются «взрослые родители» с жалобами на сорокалетних детей с требованием: «Научите меня, как сделать так, чтобы мой сын наконец повзрослел». К сожалению, это фактически невозможно — инфантилизм передается «по наследству». Прежде всего, родителю необходимо самому избавиться от детских реакций и установок.
Понять и увидеть, какие формы поведения можно назвать инфантильным, под силу не только специалисту-психологу. Сложнее дело обстоит с пониманием причин.
Как всегда, истоки психологических проблем нужно искать в детстве. Инфантильность, как черта характера — это результат неправильного воспитания или неблагоприятных условий в период с 8 до 12 лет. В этом возрасте родителям необходимо научиться делегировать ребенку ответственность за себя и за свои поступки. Потребность в самостоятельности и признании является одной из базовых, она может начать проявляться гораздо раньше, в глубоком детстве. Например, ребенок может в возрасте одного года пробовать есть самостоятельно. Родители часто не замечают этого первого «Я — сам!» Или им удобно не замечать? Легче самой покормить ребенка, чем потом отмывать всю кухню.
Итак, причина первая: родителям так удобно. В этом же прослеживается один из характерных признаков инфантилизма — желание сиюминутного удовольствия, неумения видеть последствия и отдаленные результаты своих поступков.
Причина вторая: жестокое воспитание и сверхтребовательные родители, желающие, чтобы дети поступали так, как они хотят. «Ты должен стать таким, каким я не стал!» В этом случае, вырастают правильные, законопослушные, но не самостоятельные, не реализующие себя люди. Без родителей они не способны сделать ни шагу. Сломалась машина — звоню папе, к гинекологу — с мамой.
Причина третья: безрадостное, тяжелое детство — работа по дому, уход за младшими детьми и пожилыми родственниками. В этом случае, человек, вырастая, желает отдохнуть от непосильных обязанностей и во взрослой жизни добирает то, чего он не дополучил ребенком.
Причина четвертая: родители не доверяют миру в целом и своему ребенку в частности, и, как следствие, чрезмерно его опекают. Мама сама боится жить, ее пугает окружающий мир, поэтому она перестраховывается: «Не ходи гулять, это небезопасно».
Сами же родители реагируют по-детски на тяжелые ситуации (развод, проблемы на работе и пр.) обидами, скандалами, конфликтами и желанием, чтобы кто-то другой о них позаботился.
Причина пятая: недостаток собственной значимости неадекватная самооценка родителей. Таким взрослым свойственно использовать детей как инструмент для удовлетворения своих невротических потребностей в любви, признании и власти. «Ты без меня никто, ничего не сможешь, ни на что не годишься». Такие фразы отбирают у детей веру в себя и желание действовать.
Причина шестая: вседозволенность и попустительство. Ребенок получает все «по щучьему велению, по моему хотению», без всяких усилий с его стороны. В семье нет дисциплины и правил.
Причина седьмая: в семьях алкоголиков и наркоманов могут вырасти безответственные, импульсивные дети, не умеющие элементарных вещей, например заплатить за квартиру. Происходит это потому, что родители не стали примером самостоятельности. Но может и возникнуть и обратная реакция – дети алкоголиков часто рано взрослеют.
Есть еще одна глобальная причина инфантильности индивида — ювенилизация общества. Это ориентация человека на молодежное мировоззрение и поведение. Увлечение социальными сетями, погоня за вечной молодостью, потребительские кредиты, поздние браки, бездетность. Эта тенденция началась еще в прошлом веке. В 1980 году советские исследователи провели нейрофизиологическое обследование взрослого населения Москвы: многие взрослые люди имели детскую или подростковую энцефалограмму. «Страна стала напоминать разросшийся детский сад», — резюмировал по этому поводу сотрудник Российского института культурологии Олег Румянцев.
Прогресс, облегчая человечеству жизнь, ввергает его в пучину инфантилизма. У мужчины нет острой необходимости жениться с целью выжить — есть микроволновка, стиральная машина, фастфуд; женщине необязательно учиться готовить, стирать и шить. Нет потребности выходить замуж — есть центральное отопление (не нужен кто-то, кто будет колоть дрова), есть гипермаркет (не нужен мужчина-охотник).
Какие характеристики присущи инфантильным людям?
Иждивенчество, отсутствие трудовой мотивации. В современном мире есть возможность выживать, не работая. В Финляндии предложили всем жителям выплачивать по 600 евро просто так, но дальновидные люди отказались от подобного эксперимента, предвидя всю его пагубность для цивилизованного общества.
Главенствующая потребность в удовольствии и развлечениях. Работа любого рода вызывает у него скуку, а развлечения рано или поздно надоедают, жизнь теряет смысл.
Утрата цели или ее отсутствие. Инфантильный человек не способен работать на перспективу, ему надо «здесь и сейчас», отдаленные и глобальные цели — не для него.
Безответственность на всех уровнях. Инфантильный индивид не в состоянии отвечать ни за себя, ни за кого-то другого. В его проблемах всегда виноват кто-то другой. Его мироощущение предполагает, что ему все должны, и кто-то более могучий о нем позаботится — родители, правительство, врачи, чиновники, школа, Бог.
Гиперответственность – «Я всемогущий, я сделаю всех счастливыми». Но проблема в том, что поинтересоваться потребностями других, узнать, что для них счастье, инфантилу в голову не приходит, поэтому он с завидной упорностью идет к своей цели, делая несчастными своих самых близких.
Инфантильность – «болезнь» бесполая, она поражает и мужчин, и женщин. Однако в проявлении инфантилизма есть гендерные различия.
Многие мужчины, подсознательно не желая взрослеть, совершают инфантильные поступки: женятся на молодой девушке, оставляя старую жену за бортом, погружаясь в пучину молодости и драйва. Такой мужчина полагает, что чем моложе жена, тем моложе он сам.
Есть и другая категория представителей сильного пола — те, кто вообще не хотят жениться. Им немного за тридцать, у них прекрасная карьера, бурная личная жизнь. В современном обществе таким людей называют кидалтами. Они увлекаются компьютерными играми, дорогими гаджетами, фэнтази, мультфильмами, путешествиями и т.д. Погружение в детские развлечения служит им психологической разрядкой. То есть инфантилизм — это не то, что охватывает всю личность целиком. Часто бывает так, что человек в чем-то инфантилен, а в чем-то — зрел. Например, у успешного мужчины есть жена, дети, бизнес и… куча любовниц. Чаще всего инфантильными бывают отношения с людьми, в профессии человек может быть вполне взрослым, у него может быть прекрасная карьера, высокий пост, но нет навыка построения близких отношений вообще или длительных отношений с одним человеком в частности.
Женский инфантилизм тоже проявляется в нежелании заводить семью или, наоборот, в желании поскорее выйти замуж, желая переложить любую ответственность на плечи мужа. Такие женщины имеют неадекватно высокий уровень притязаний во всем, они — капризные принцессы, все их желания должны исполняться. В муже они видят отца, который должен решать все ее проблемы. «Ты должен меня защищать, а я буду делать то, что хочу». То есть у нее — только права, а у мужа — одни обязанности. Такую модель существования можно назвать паразитической.
Другая категория инфантильных женщин – это те, у кого есть острая потребность все контролировать. Они ведут себя как маленькие девочки, которые боятся, не доверяют миру. Это очень по-детски — представлять себя причиной всего (мама с папой ругаются из-за меня) или видеть себя всемогущей (я могу им помочь, все в этом мире зависит от меня). Она не признает, что у нее проблема и приходит на консультацию с вопросом, что ей делать, чтобы ее близкие стали послушными и удобными для нее. Доминирующая и чрезмерно опекающая жена и мать никогда не получит зрелого, ответственного мужа и сына, а ее дочь, вероятнее всего, вырастет похожей на нее. Часто женщины выходят замуж за очень мягкого мужчину, чтобы было кем помыкать и повышать свою самооценку, унижая и обесценивая своего партнера.
Еще одна форма инфанилизма у женщин – погоня за молодостью. Пластические операции, инъекции, аппаратные процедуры. Прекрасно, когда женщина следит за собой. Но некоторые представительницы слабого пола переходят все грани разумного. Новые губы, носы, грудь, ресницы и брови. В 2015 году в Москве на бьюти-процедуры было потрачено 67 млрд. рублей.
Есть и другой тип инфантильных женщин. Они не ходят к косметологу, носят платок и регулярно посещают церковь, подают нищим, кормят бездомных кошек и собак. Но при всей внешней благодетельности они не дают жить окружающим их близким: ни мужу (часто его уже нет в живых – инфаркт или инсульт), ни детям, ни внукам. Они не хотят ни слушать, ни слышать, манипулируют своими близкими. Если что-то идет не так, как они задумали, хватаются за сердце или жалуются на давление. Это типично детское поведение — уходить в болезнь и использовать ее для того, чтобы безраздельно властвовать. Когда ты болеешь — можно все, а тем более, если в твоей болезни они же (близкие) и виноваты!
Иногда жизнь дает шанс человеку самому избавиться от инфантильных установок и поведения. Путь это лежит через потери: финансов, помощи родителей, отношений, нынешнего места жительства. Одни используют эту возможность повзрослеть, в случае с другими жизненные невзгоды усугубляют инфантильные реакции, заставляя их бежать от реальности (алкоголь, наркотики, суицид).
Часто люди специально ведут себя по-детски, рационально и с выгодой используют свой инфантилизм. «Я не умею, мне никогда не научиться, у меня ничего не получится», на самом деле, это послание звучит так: «Отстаньте от меня поскорее, я даже пробовать не собираюсь. Сделайте все за меня!»
Что же теряет человек, который не желает сознательно или бессознательно расставаться с детством? Детский образ жизни всегда ограничен и такому человеку никогда не будет интересно в этом мире. Ребенком быть проще, всегда есть кто-то, кто все за тебя решит. То есть инфантил всегда ждет помощи, заботы, денег. Режим ожидания позволяет примерить на себя образ жертвы. Может ли жертва быть счастлива?
Ожидание длиною в жизнь – это инфантилизм чистой воды. Пока вы ждете, ваши желания — это фантазии, а жизнь проходит мимо в бесплодных мечтаниях и обидах на несправедливое устройство мира.
Как быть? Чтобы стать взрослым, надо уметь отделиться от своих родителей. Это главное условие взросления. Зрелые отношения с родителями — это уважение, почитание и дистанция.
Инфантилизм связан с «неправильным» воспитанием, значит можно свалить всю вину на родителей. Это и есть инфантильная позиция. Ребенок не отвечает за свое личное развитие, но когда вырастает, ответственность за свою жизнь ложится на его плечи. Зрелый взрослый скажет: «У родителей я научился быть только ребенком, а взрослым — нет, мне пришлось это делать самому, и у меня получилось».
Автор: Савилова Елена Петровна
Редакторы: Елисеева Маргарита Игоревна, Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: инфантилизм, родители, дети, ответственность, самостоятельность, безответственность, зрелость, личность, эмоция, воля
Источник фото: pixabay
Источник