Наблюдения за муравьями
Автор: Светлана вкл. 03 июня 2016 . Опубликовано в Игры с детьми
Давайте понаблюдаем сегодня за муравьями. Хорошо начать занятие с прогулки, провести наблюдения и опыты,а затем продолжить погружение в тему муравьев дома.
Сначала немного подготовимся и попробуем найти разных насекомых во время прогулки. Хорошо использовать для этого находилку. На нашей прогулке мы искали:
— божью коровку
— муравья
— бабочку
— лист с тлей и т.д.
Скачать нашу находилку можно по этой ссылке. Почти везде, будь то на даче или в городе, можно встретить муравьев. Это очень беспокойный и трудолюбивый народец. Почему они всегда в движении? Что они ищут? Если ребенок задал такие вопросы, попробуем на них ответить. Если не задал, зададим их сами.
А вот, кстати, некоторые из наших находок:
Расскажем ребенку о муравьях
Муравьи живут в муравейнике. Муравейник – это огромный многоквартирный дом, сверху он покрыт хвоей и веточками. В муравейнике множество входов, комнат, кладовок и спален. Все входы охраняются муравьями-солдатами. Есть зимняя спальня, где зимой спят все муравьи, есть кладовки (отдельно для мяса, отдельно для зерен), есть загоны для тли. Тлю муравьи любят, они разводят ее как люди разводят коров. Дело в том, что тля выделяет сладкое вещество, которое так любят муравьи. Муравьи охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Есть в муравейнике и царские покои и детские комнаты для яиц, куколок и личинок.
Муравьев в колонии несколько видов. Это царица-матка, муравьи-солдаты и рабочие муравьи. Рабочие муравьи – самая распространенная группа. Кроме того, большинство муравьев – это самки.
Вот что можно отметить, наблюдая за муравьями:
— муравьи – коллективные насекомые, они трулолюбивы;
— из чего построен муравейник;
— муравьи агрессивно реагируют на незваных гостей (попробуйте их потревожить);
— муравьи делятся информацией о находках друг с другом.
Наблюдения за муравьями на прогулке
Мы нашли одного-двух муравьев и оставили неподалеку от них маленькую щепотку сахара (лучше использовать не кусковой сахар). Один муравей сразу же ее нашел. Через некоторое время около нашего сахара было уже много муравьев. Муравьи лакомились и уходили, а на их место приходили новые муравьи. На фото видно уже трех муравьев (а их было больше):
Очевидно, что муравьи не только лакомились сами. Они каким-то образом сообщали своим сородичам о месте сладкой находки.
Также на месте старой яблони мы обнаружили, что муравьи строят себе дом. Конечно, это еще не муравейник, но в условиях огорода/сада вы муравейник и не встретите. Наш «муравейник» оказался построенным из земли. По крайней мере, именно так показалось нам с сыном. Попробуем разворошить его. Мы взяли палочку и поковыряли ею. Мы сразу же обнаружили две вещи:
— неведомо откуда набежала куча муравьев! И откуда они взялись? Они начали набрасываться на нашу палочку, т.е. они защищали свой дом.
— в «доме» мы обнаружили личинок. Вот они на фото, продолговатые, похожие на яйца. На самом деле это личинки и муравьи о них очень заботятся. Посмотрим в динамике. Очень быстро муравьи стали затаскивать их обратно под землю. Вот здесь на фото еще три личинки.
А тут они уже все в одной кучке, муравьи их очень лихо перекатывают, а прошло то всего минуты две:
А это еще через три минутки:
А через полчаса опять ничего не видно, муравьи ликвидировали следы нашего разрушения:
Кстати, пока мы ковыряли в «муравейнике» на Семин сачок (на гладкую вертикальную поверхность) забрался муравей. И как он оттуда не упал? Сын не смог ответить. Дело в том, что лапки муравьев липкие (выделяют клейкую жидкость), поэтому они не падают.
Еще дома я рассказала сыну об устройстве муравейника и о том, что муравьи «разводят» тлю. Самое время обнаружить это на прогулке. Сделать это очень просто: нужно найти пораженные тлей листочки. Особенно ее много на смородине.
Тля меньше муравья, тут ее не особенно видно. Но в лупу рассмотреть можно. Можно заметить, что возле пораженных тлей листочков очень много муравьев, и они все очень заняты!
На прогулке расскажите ребенку небольшую историю
Жил-был муравей. Это был хороший трудолюбивый муравей. Целый день он бегал и искал палочки для муравейника, искал добычу. И однажды муравей так забегался, что заблудился. Искал-искал обратную дорогу домой, но так и не нашел. Уже настала ночь. Загрустил муравей. Как ему найти дорогу домой? Давай ему поможем.
Пусть ребенок предложит варианты.
Уже дома мы поиграли в небольшую настольную игру «Как муравьишка домой спешил» и выполнили некоторые печатные задания. Скачать.
А вечером можно почитать книжки про муравьев.
Источник
Интересные наблюдения за муравьями
Наблюдения и эксперименты с муравьями
Срок приема материалов с 5 до 30 сентября 2016 г.
Задание конкурса
Л юбителям наблюдать за жизнью муравейника предлагаем провести работу, используя рекомендации специалиста. (Е.А. ДУНАЕВ. Методы экологических исследований).
Проводя наблюдения за муравьями, придерживайтесь правил, которые позволят снизить степень вытаптываемости площадки, а следовательно, уменьшить изменения в распределении муравьев по участку. Заранее продумайте подходы к муравейнику и тропам. Старайтесь по возможности использовать для передвижения по площадке только размеченные вами пути. На площадке должны находиться лишь непосредственные участники наблюдений. Не наступайте на муравьиные тропы. Не оставляйте на площадке и вблизи нее никакого мусора или пищи.
Необходимо указать место и сроки осуществления наблюдений, а также метеоусловия в этот период.
Начинающим исследователям автор советует выполнить учебно-исследовательскую тему «Внегнездовая жизнедеятельность рыжих лесных муравьев» с предлагаемой методикой, которая для простоты и удобства освоения представлена в виде ряда заданий. Первые три задания являются обязательными, а из остальных натуралист и его руководитель могут выбрать несколько наиболее понравившихся или выполнить работу по полной программе. А можно выполнить работу группой, при этом каждый участник отвечает за свои задания.
Внегнездовая жизнедеятельность рыжих лесных муравьев
Цель, задачи и методы работы сформулируйте самостоятельно по предложенным заданиям.
Задание 1 . В первую очередь желательно точно определить, к какому именно виду относятся муравьи, выбранные вами в качестве объекта изучения. Часто рыжими лесными муравьями называют не только Formica rufa, но и другие близкие к нему по строению и родственные виды F. polyctena, F. aquilonia, F. lugubris, образующие единую филогенетическую (родственную) группу – Formica rufa complex. Для достоверного определения нужно посмотреть серию не меньше, чем из десяти экземпляров, взятых из одного гнезда, т.к. у близких видов признаки часто перекрываются. Так, в гнездах Formica rufa до 10% особей могут быть определены как F. polyctena или F. aquilonia. Для этого используйте определители. В конце текста приведен их список.
Задание 2. Для изучения внегнездовой жизни муравьев заложите на выбранном участке леса площадку 10 x 10 м, ограничив ее колышками. Опишите растительность на участке, на котором находится площадка, указав состав древостоя, диаметр и примерную высоту основных лесообразующих пород, основные виды растений, характер встречаемости по ярусам (древесный, кустарниковый (подлесок), травяно-кустарничковый, мохово-лишайниковый), состав подроста, характер сомкнутости крон деревьев (например 70% неба закрыто ветвями). Составьте схему площадки. Условными обозначениями нанесите на нее расположение стволов деревьев и проекции их крон, зарослей кустарников, кустарничков и трав, пней, а также место расположения муравейника (или муравейников). Не забудьте на схеме указать направления сторон света. Для наблюдения выберите один муравейник (если на вашей площадке их несколько).
Задание 3 . Опишите местоположение и форму выбранного для наблюдения муравейника.
А. Укажите, где он находится: около ствола дерева, около пня, на открытом месте и т.п.
Б. Измерьте высоту и диаметр муравейника.
В. Отметьте, из чего построен муравейник. Для этого зачерпните спичечным коробком строительный материал с поверхности купола так, чтобы коробок был заполнен целиком, и потом проведите подсчет количества элементов каждого типа стройматериалов и выразите вычисления в процентах.
Г. Пройдите вдоль каждой тропы муравейника. Какова их длина и ширина? Используя компас, составьте схему муравьиных дорог (в масштабе). Пронумеруйте их. Выясните место окончания каждой тропы (на дереве, в зарослях трав или кустарничков, у другого муравейника). Установите наличие у муравейника рассеивающихся троп. Выполнив это задание, вы дадите достаточно полную характеристику изучаемого муравейника.
Задание 4. Проведите наблюдения за каждой из муравьиных троп. Определите, с какой активностью передвигаются муравьи по тропе. Для этого поперек тропы положите набело обструганную палочку или спичку и определите, сколько муравьев преодолевает ее по пути к муравейнику и обратно в единицу времени (за 1 или 5 мин). Как на активность передвижения муравьев влияют погода, время суток?
Задание 6. Установите назначение троп изучаемого вами муравейника. Понаблюдайте за муравьями на тропах. У рыжих лесных муравьев тропы (дороги) более или менее постоянны, но размеры их различны. Выделяют три основных типа дорог: кормовые, обменные и строительные. Назначения кормовых троп различны. По одним муравьи бегут к колониям тлей, по другим – приносят корм с кормового участка (это обычно длинные и широкие потоки, рассеивающиеся на конце; по окончаниям этих дорог можно определить примерные границы кормового участка). Муравьи, ведущие сбор корма, называются фуражирами. Обменные дороги служат для связи семей (муравейников). Выявите обменную тропу можно при картировании, проследив ее ход от одного муравейника к другому.
Задание 7. Выясните, что муравьи используют в пищу. Для этого весь собранный корм рассортируйте и рассмотрите.
А. Определите видовой состав беспозвоночных животных, их личинок и куколок, проносимых муравьями (список рекомендуемых определителей приведен ниже).
Б. Разделите отобранную добычу на размерные классы: I класс – объекты размером до 2–3 мм, II класс – до 5 мм, III класс – 5–7 мм, IV класс – 8–10 мм, V класс – 10–15 мм и т.д. Добычу какого размерного класса предпочитают муравьи? Почему?
Задание 8. Попробуйте провести проверку рациональности выбора пути троп у рыжих лесных муравьев. Внимательно изучите характер извилистой дороги, сопоставив его с неровностями рельефа. Используются ли для передвижения на тропах стволы упавших деревьев, сучья, ветви? Положите доску или бревнышко таким образом, чтобы оба его конца располагались около изгиба тропы. Изменится ли направление движения? Как поведут себя муравьи, если убрать доску? Если на муравьиной дороге удалось найти явно пониженный участок, сделайте мостик. Как поведут себя муравьи? Будет ли освоено препятствие или спрямление дороги? Сколько времени для этого понадобится? Сохранится ли старый путь? Изменится ли на нем интенсивность движения?
Задание 9. Понаблюдайте за поведением муравьев в различных ситуациях.
А. Как ведут себя муравьи разных «профессий» : охотники, разведчики, наблюдатели (гарантирующие восстановление старой дорожной сети после зимовки), охранники территорий, строители, сборщики пади и т.д.?
Б. Снимите полусантиметровый слой почвы с полоски тропы длиной 10 см. Что при этом наблюдается? Почему?
В. Каждая муравьиная семья, ее гнездо и тропы имеют свой запах. Поместите муравья с одной тропы на другую: того же муравейника; чужого муравейника того же вида; тропу муравейника другого вида. Опишите поведение муравьев. Попытайтесь объяснить увиденное.
Задание 10. Часто вокруг муравейников развиваются растения, требовательные к плодородию земли, что особенно заметно на бедных почвах. А многие лесные травы и распространяются муравьями. Семена этих растений имеют придатки – присемянники, содержащие масло (элайосомы), которые поедаются муравьями. Сами семена при этом не повреждаются, а переносятся на различные расстояния. Такой способ расселения семян получил название мирмекохории. Постарайтесь изучить это явление.
На основе своих наблюдений напишите отчетную работу, указав в ней то, что вы узнали о жизни муравьев. В процессе написания работы составьте таблицы, схемы, диаграммы и т.д., иллюстрирующие полученные вами результаты. На основе полученных результатов сделайте выводы по каждому заданию.
Список рекомендуемых определителей насекомых.
Горностаев Г.Н. Определитель отрядов и семейств насекомых средней полосы Европейской части СССР. – М.: МГУ, 1986..
Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. – М.: Просвещение, 1972.
Мамаев Б.М., Медведев Л.Н., Правдин Ф.Н. Определитель насекомых Европейской части СССР. – М.: Просвещение, 1976.
Негробов О.П., Черненко Ю.И. Определитель семейств насекомых. – Воронеж: ВГУ, 1990.
Определитель насекомых Европейской части СССР // Под ред. Тарбинского С.П. и Плавильщикова Н.Н.) – М.-Л.: ОГИЗ – Сельхозгиз, 1957.
Определитель насекомых Европейской части СССР // Под ред. Бей-Биенко Г.Я. Т. 1–5 – М.-Л.: Наука, 1964–1969.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространенных насекомых Европейской части России. – М.: Топикал, 1994.
Источник