Историко бытовые танцы бранль крысы

Бранль «Крысы»

Музыкальный размер 2/4.

Этот бранль нередко танцуют и в настоящее время в районах Лорма, Мэр, Уру. Как и в отдаленные времена, он исполняется под пение хора.

Текст песни свидетельствует о том, что бранль «Крысы», как и многие другие бранли, первоначально был танцем-игрой.

Исполнители разделяются на две группы, расположенные квадратом. Каждая группа состоит из двух пар.

В начале танца исполнители стоят друг к другу лицом (юноша напротив девушки).

Правое плечо юноши и левое плечо девушки повернуты к зрителю; руки на бедрах, ноги в I позиции (рис 1).

Рисунок 1

Скрипка проигрывает мелодию, которая является как бы вступлением к танцу. Сам же танец начинается тогда, когда стоящий вокруг хор запоет первый куплет песни. В этот момент все участники исполняют на месте движение, несколько напоминающее па польки, но только более тяжеловесное, так как исполнители обуты в деревянные сабо. Это скорее притопывания, чем подлинные движения польки.

Музыка А проигрывается второй раз.

Затакт. Маленький прыжок на левой ноге, согнутая правая нога отделяется от пола.

1-й такт. На «раз» шаг правой ногой во II позицию на всю ступню.

На «и» левая подтягивается к правой в I позицию.

На «два» шаг правой ногой во II позицию на всю ступню, одновременно левая нога подтягивается к правой в I позицию, слегка сгибаясь в колене.

На «и» маленький прыжок на правой ноге.

2-й такт. Повторение движений первого такта с левой ноги.

3-4 такты. Повторение движений первого и второго тактов.

5—6 такты. Первый юноша и вторая девушка, начиная правой ногой, делают четыре glisse и, выполнив dos а dos, меняются местами. 7—8 такты. Второй юноша и первая девушка повторяют движения пятого и шестого тактов (рис 2).

Рисунок 2

Музыка В повторяется второй раз.

9—10 такты. Первый юноша и вторая девушка повторяют движения пятого и шестого тактов в обратную сторону и приходят на свои места.

11—12 такты. Второй юноша и первая девушка повторяют движения седьмого и восьмого тактов и принимают исходное положение.

Материал:

Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Бранль

Первоначально бранль — танец простолюдинов; его плясали вкруговую на де­ревенских праздниках. Слово это французское и означает «качание»: покачи­вается на шагах цепочка людей, взявшихся за руки. Но уже в XVI веке бранль вошел в учебники танцев. Французский священник и писатель Туано Арбо в своей «Орхесографии» (1588) привел несколько дюжин разных бранлей: про­стой, двойной, двойной с репри­зой, веселый… Танцоры подпрыгивают на од­ной ноге, выставляя другую вперед, как раз в веселом бранле, во всех остальных в основном ходят (бранль относится к так называемым торжественным и чин­ным basses danses — «ходячим танцам»). В танце ступают с пятки, и носок при этом никто не тянет. Ведь простолюдины тан­цевали в простых башмаках, разно­шенных, часто без задника (например, в дере­вянных сабо), которые могли легко соскочить с ноги. А у аристократов одежда была тяжелой, из дорогих материалов — тоже особенно не попрыгаешь. Танцевали бранль под монотон­ные звуки флейты и тамбурина и пение. И все равно танец любили — его дви­жения вошли потом в павану Павана — церемонный и торжественный та­нец, популярный в XVI–XVII веках при дворах Италии, Франции и Испании. Возможно, что его название происходит от слова «павлин», на которого походили важно выступавшие танцоры. , куранту Куранта (буквально — «бегущая», «текущая вперед») — танец-шествие. Процессия пар все время «течет» вперед, двигаясь по овалу. В отличие от чинной паваны, в куранте име­ется легкое подобие прыжков. и гавот Гавот появился еще в XVI веке, но главным образом как форма музыкальной компо­зи­ции. Как танец он завоевал популярность в XVIII веке и даже занял первое положение среди других танцев как самый «галантный». Его па включают изящные шассе, глиссады (скользящие шаги) и даже pas de zéphire («зефирный», или «воздушный», шаг). Наи­более сложные формы гавота были под силу лишь профессиональным танцовщикам. . Так что можно сказать, что все бальные танцы вышли из бранля.

Читайте также:  Как избавится от алкозависимости

Источник

Библиотека

О бранлях

Автор: Смольнякова Екатерина.
Статья опубликована: в журнале «Мое королевство», №27, апрель 2006 г.

Бранль (от фр. branler — двигаться, шевелиться, колебаться) — французский народный танец, предположительно появившийся в эпоху раннего средневековья. Бранли были широко известны и исполнялись повсеместно на народных и церковных праздниках, причем в каждой области Франции существовал свой набор наиболее популярных бранлей. Изначально эти танцы исполнялись под речитативное, монотонное пение танцующих или аккомпанемент из одного-двух самых простых инструментов. В случае если танец сопровождала песня, ее сюжет был тесно связан с сюжетом бранля и отражал происходящее [1]. Никакой техники танца, скорее всего, не существовало — простой народ, тяжело работающий и бурно отдыхающий, скорее играл, чем танцевал, прыгая и резвясь в шумных хороводах и по одному. Развитие народного танца в противовес танцам религиозного содержание являлось характерной чертой карнавальной, пародийной культуры средневековья, что определяет наличие в бранлях движений подражательного характера, изображающих животных, представителей разных профессий и жителей разных районов. Основными элементами танца были шаги, прыжки и скачки. Более ранние танцы исполнялись в основном в хороводах (мужских, женских или смешанных) или цепочках (каролях). Постепенно кроме общих танцев появились бранли парные, отражающие факт влечения мужчины к женщине [2]. В течение долгого времени подобные танцы, особенно с элементами пародий, переодеваний, преследовались церковью (см. например: «Все те, кто танцует перед святыми церквами, мужчины, переодевшиеся женщинами, или женщины, переодевшиеся мужчинами, будут подвергнуты трехгодичному наказанию» (Церковный собор в Брагансе (572 год)), «Подлежит искоренению нерелигиозное обыкновение, которое установилось у народа во время празднования дня святых, а именно: народ, который должен ждать службы, проводит время в пляске и срамных песнях» (Постановление собора в Толедо (589 год) [3]. Усложнился рисунок движений. К шагам, легким прыжкам добавились более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук [4]. Со временем бранли и другие народные танцы стали обязательной частью деревенских и городских праздников, прочно вошли в обиход и распространились по всей Европе. Популярности и широкому распространению бранлей способствовало то, что их могли танцевать все — шаги осваивались очень легко. К тому же существовали разные по ритму и интенсивности движений бранли, подходящие и для молодых людей, и для исполнителей зрелого возраста. В последующие эпохи французская народная танцевальная культура обогатилась разнообразными танцами, но на сельских праздниках бранлю вплоть до нашего времени отдается предпочтение.

Народные танцы всегда были тем источником, откуда черпались движения, фигуры, а зачастую и вполне сложившиеся танцевальные композиции. Большинство придворных танцев 15-16 веков — переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета народные танцы. Великий реформатор французского балета XVIII столетия Жан Жорж Новер в «Письмах о танце» подчеркивает мысль о том, что балетмейстер может перенять у народа «множество движений и поз, порожденных чистым и искренним весельем» [5]. Именно это и произошло с бранлем — со временем он привлек внимание аристократии и стал бальным танцем. Разумеется, характер движений изменился. В танце появились частые реверансы дам и поклоны кавалеров. Вместо темпераментных прыжков, выбрасывания ног, стали исполняться медленные, важные, глиссирующие шаги, появление которых в бранле объясняется не только придворным этикетом, но и тяжестью и многослойностью придворного костюма [6]. Как правило, бранли исполнялись сюитами — последовательностями из нескольких бранлей, переходящих один в другой. Основные движения бранля вошли в павану, куранту и гавот [7].

Впервые бранли были описаны Туано Арбо (Thoinot Arbeau), в книге «Орхезография» («Orchesography»), вышедшей во Франции в 1589 году. Туано Арбо достаточно подробно для своего времени зафиксировал композицию танца, разновидности па и движений, манеру исполнения, характер костюмов и аксессуаров, чем оказал нам всем неоценимую услугу. Правда, используя данные «Орхезографии», нужно учитывать, что это информация «из вторых рук» — Арбо описывает чаще всего не народные, а придворные бранли, или уже даже сценические варианты, бранли, исполнявшиеся знатью для потехи, так же или как бы так же, как исполняли бы их простые люди. В любом случае, более раннего подробного источника информации по бранлям на данный момент не найдено. Кроме книги Арбо, которая может служить косвенным источником информации по народным танцам 12-16 веков, источниками для изучения техники исполнения и рисунка ранних бранлей являются сказания, баллады, песни, былины, малочисленные картины, вырезанные на дереве и меди. Но на таком материале можно воссоздать лишь предположительные описания танцев [8].

Читайте также:  Кошачий ушной клещ передается людям

Единой классификации бранлей на данный момент не существует. Как правило, бранли делят на простые (основанные на простых шагах), двойные (основанные на двойных шагах), веселые (включающие в себя прыжки) и мимические (подражательные). Кроме того, выделяют линейные бранли (танцующиеся в цепочку или в линию) и круговые. С известной степенью условности можно говорить о «скорее народных» и «скорее придворных» бранлях. Наибольший интерес представляют собой подражательные бранли, требующие, однако, от танцора некоторой сноровки — например бранли, изображающие трудовой процесс (бранль прачек) или пародирующие движения животных (крысиный и конский бранли, бранль гусей). Линейные бранли, как правило, строящиеся на повторении одной и той же несложной последовательности шагов, позволяют включиться в танец наибольшему количеству желающих, независимо от опыта — таковы простой, двойной, веселый, бургундский бранли, бранль Пинагей. В зависимости от мастерства ведущего цепочка людей может передвигаться по прямой или по любой произвольной траектории. Интерес также представляют бранли, как правило, круговые, в которых схемой танца подразумевается постоянная смена партнеров — например, гороховый, официальный, конский бранли, бранль Булочница.

В наше время даже среди опытных исполнителей исторических танцев бранли пользуются популярностью, их часто исполняют на балах и ставят на играх. Огромный плюс этого вида танцев заключается в том, что для их исполнения не требуется сколько-нибудь значимой танцевальной подготовки или опыта. Они легко учатся (часто в процессе исполнения), надолго запоминаются, несложные повторяющиеся композиции позволяют включать импровизационные элементы (заигрывания, молчаливые диалоги с партнерами, вариации движений) даже тем, кто обычно во время исполнения очень напряженно следит за происходящим с их ногами. Знание основных принципов построение бранлей позволяет сочинять несложные «тематические» танцы, если для восстановления культурного слоя того или иного первоисточника на играх исторические бранли чем-то не подходят. Наконец, бранли подходят и для «народных» вечеров, и для реконструкции придворных балов соответствующего времени, отвечая и претензиям на историческую достоверность, и желанию большинства потанцевать что-нибудь простое и задорное.

Традиционно существуют несколько правил исполнения бранлей, которые приняты большинством школ и клубов исторического танца не только у нас, но и за рубежом, несмотря на то, что зачастую их происхождение указать сложно или невозможно.

Например, все бранли (если в описании напрямую не указано обратное) принято танцевать с левой ноги в левую сторону. Стопы должны оставаться по 6 позиции (параллельно друг другу, невыворотно): хотя для современного человека это положение скорее неестественно, стоит помнить, что хореография в нашем понимании только начала свое развитие в 17 веке, а до тех пор никому, а уж тем более простому люду, не приходило в голову выворачивать стопы куда бы то ни было. Уже достаточно давно из Сан-Доминже (Польша) в Санкт-Петербург Еленой Шлычковой было привезено еще одно правило, которое прижилось не только у нас: двигаясь налево, танцоры поворачивают голову налево, двигаясь направо — направо. У этого «правила» есть и сторонники, и противники, так что его можно использовать на свое усмотрение. И, наконец, в общем случае (особенно если речь идет о круговом бранле) рекомендуется шаги налево делать больше, чем шаги направо.

Кроме техники движений, можно поговорить и об общей пластике, стиле исполнения. Это немаловажный момент, с помощью которого, варьируя лишь общий стиль и не внося изменений в последовательность шагов, из одного и того же танца можно сделать и залихватский народный, и чопорный придворный бранль. В то же время, закоснев в рамках одного и того же пластического варианта движений, можно выглядеть очень нелепо, несмотря на формальную точность исполнения.

«Народному бранлю» лучше будет соответствовать некоторая тяжеловесность движений, большая амплитуда прыжков, ударов, на выносах ног — не оттягивание носочков, а движение пяткой вперед. «Придворный бранль» потребует от вас уже большего изящества, более мелких, четких шагов, оттянутых носочков там, где это уместно, статичного положения корпуса (спина прямая, слегка откинута назад, голова поднята, глаза не смотрят в пол) и рук (отведены от корпуса в стороны и вперед, слегка согнуты в локте, ладонь развернута в пол и является продолжением руки).

Читайте также:  Кожа после подкожного клеща

Источник

Историко бытовые танцы бранль крысы

2) Конский бранль / Bransle de Chevaulx
Игровой бранль из из книги «Орхезография» Туано Арбо (1588 г.).
Исходное положение: кавалеры образуют внутренний круг (спиною в центр), дамы — внешний, каждая напротив своего кавалера. Ладони соединены как в ладушках.

Куплет (повторяется 4 раза, на протяжении всей части партнёры не отпускают руки друг друга)
1. ДЛс к партнёру слева
2. ДПс к своему справа

Припев:
1. Кавалер: правой ногой делает два шаркающих удара («бьёт копытом о землю»)
2. Кавалер: ОП
3. Кавалер: ДЛ (поворачиваются через левое плечо, проходя перед лицом партнёрши, останавливаются перед ней)
4. — 6. Дама повторяет партию кавалера
7. Кавалер: правой ногой делает два шаркающих удара («бьёт копытом о землю»)
8. Кавалер: ОП
9. Кавалер: ДЛ (поворачиваются через левое плечо, проходя перед лицом партнёрши, останавливаются перед следующей слева дамой)
10. — 12. Дама повторяет партию кавалера, останавливаясь перед следующим кавалером справа (Примечание от меня, Н.М.: наверное, имелось в виду, слева)

Сокращения:
ДЛс — двойной шаг бранля с левой в сторону
ДПс — двойной шаг бранля с правой в сторону
ОП — одинарный шаг бранля вправо
Взято с http://trianon-studio.ru/ru/library/dance-book/branle…
Примечания
Конский бранль относится к так называемым «мимическим бранлям».
В наше время во многих танцевальных сообществах принято на втором повторе во время поворота через левое плечо смещаться на одного партнера налево.
У Арбо не указано повторение припева, но в зависимости от музыкального сопровождения движения в нём могут повторяться два раза подряд (как в первом примере ниже).
Взято с http://historicaldance.spb.ru/index/articles/dances/a… Там же можно рассмотреть выдержки из трактата.
https://vk.com/id91447802?z=video-94745767_171800339
Бонус (с 2:00): https://vk.com/video?q=мальтийский бранль&z=video…

3) Мальтийский бранль (Турецкий бранль) / Branle de Malte
3.1) Источник: вольная схема шагов танца на основе трудов Арбо, автор музыки — Джорджо Майнерио.

Танцующие становятся в круг.

«Турецкий бранль» (согласно танцевальной традиции Общества Креативного Анахронизма (SCA).
A: 1- 2 1 двойной шаг влево, 1 двойной шаг вправо.
3- 4 Повторить.

B: 5- 6 Танцующие поднимают руки, делают 3 одинарных (простых) шага в центр круга и 3 раза хлопают в ладоши одновременно с последним одинарным шагом.
7- 8 3 одинарных (простых) шага из центра круга, 3 хлопка в ладоши или 3 кика.
В музыке, представленной ниже, припев повторяется.

3.2) Версия танца согласно Арбо (цифрами обозначены такты):

A: 1-4 Один двойной шаг влево,
5-6 Один простой шаг вправо.
9-12 Повторить.

B: 13-14 Танцующие берутся за руки и делают 2 простых неприставных шага в центр круга.
15 Два шага в центр круга в два раза быстрее обычного.
16-17 один шаг в центр круга с киком,
17-18 танцующие расцепляют руки и начинают поворот: шаг, кик,
19-20 шаг, два кика,
21 два кика,
22 пауза (поставить ноги вместе).
23-32 Повторить.

Комментарий:
Как следует из сочинения Арбо (перевод Эванса — Саттона):

«Некоторые из мальтийских рыцарей изобрели балет для придворного маскарада, в котором равное количество мужчин и женщин, облаченных в турецкие костюмы, танцевали круговой бранль, включающий в себя определенные жесты и повороты туловища и который они называли Мальтийским бранлем. Около 40 лет назад этот бранль впервые начали танцевать во Франции. Как вы можете видеть из таблицы, мелодия и движения подчиняются медленному двухчастному такту. [. ]»

«Необходимо отметить, что при каждом повторе этого бранля меняются выражения лиц и жесты, такие как касания рук или, в другом случае, воздевание их в мнимом восхвалении, с головой, запрокинутой назад, и глазами, устремленными к небу. Танец продолжается дальше в той же манере, причем варьирование жестов и движений зависит от танцующих.»

Согласно танцевальной традиции SCA, бранль постепенно ускоряется. Музыкой, используемой в этом танце, является «Schiarazula Marazula», взятая из «Первой книги танцев» Джорджо Майнерио (Il Primo Libro de Balli), 1578. Шаги танца были реконструированы Mistress Ellen the Fair of the Midrealm .

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей