Избавил город от крыс

Гамельнский крысолов

Город атакуют полчища крыс, сжирая все на своем пути и распространяя страшные болезни. Казалось бы, от них нет спасения! Но тут один горожанин начинает играть на флейте, крысы послушно идут на ее звуки, и мужчина уводит грызунов из города. Но радость жителей сменяется паническим ужасом – исчезли сотни детей…

Эти страшные истории предположительно произошли в средневековой Германии, в городе Гамельн, летом 1284 года. Почему предположительно? Потому что мнения ученых о достоверности этих событий разнятся: одни полагают, что это легенда, другие же уверены, что эти события происходили в действительности, чему есть неопровержимые подтверждения.

Предлагаем вам интересные исторические факты, которые, возможно, помогут разобраться, кто же такой гамельнский крысолов – персонаж городской легенды, реально существовавший спаситель или серийный убийца, на совести которого сотни загубленных детских жизней? А может быть, была еще какая-то сила, не имеющая отношения к крысолову, которая и способствовала массовой гибели детей? Как бы то ни было, гамельнские события – загадка истории, которая по сей день не разгадана. Но обо всем по порядку.

Говорят, что легенда о крысолове возникла после того, как в начале лета 1284 года в городе Гамельн поселились крысы. Они именно поселились, поскольку чувствовали себя полноправными хозяевами не только на городских улицах, полях и огородах, но и в домах горожан. Прожорливые полчища оставляли после себя пустую землю с обглоданными костышками растений (Гамельн славился своими хлебными полями), разоренные жилища с полностью уничтоженными запасами провизии и, конечно же, грязь и болезни. Жители пытались бороться с крысами, но силы были не равны. Люди заболевали и умирали, а крысы лишь жирели и плодились.

Городские власти пообещали щедрую награду тому, кто избавит город от крыс. Спаситель должен был получить столько золота, сколько сможет унести. И когда люди уже считали себя обреченными, не надеясь на спасение, один человек взялся изгнать крыс. Он начал играть на флейте — и случилось невероятное: крысы, словно завороженные звуками, шли с разных концов города на ее звуки. Вокруг флейтиста собрались сотни тысяч грызунов, и он, не переставая играть, увел их за городские стены. Там он продолжил свой путь до самого обрыва, где крысы свалились в пропасть и разбились.

Источник

Он увел из города крыс и . детей.

Есть города, всемирную славу которым принесли легенды и сказки. Наш Муром, например, известен тем, что близ него родился богатырь Илья, немецкий город Бремен знаменит благодаря сказке братьев Гримм, а Гамельну (Пруссия) снискала дурную славу легенда о Крысолове. Кто же он — злодей, благодетель или оклеветанный дератизатор Средневековья?

Летом 1284 года в славном городе Гамельне, изнемогавшем от нашествия крыс, объявился незнакомец в диковинном пестром наряде, пообещавший за плату избавить жителей от напасти. Перед горожанами забрезжила надежда, и они пообещали заплатить Крысолову даже больше, чем тот просил. Таинственный пришелец заиграл на дудочке, привлеченные ее звуками крысы вылезли из нор и пошли за музыкантом к реке Везер, бросились в воду и утонули. Город был спасен. Однако жадные горожане отказались заплатить чужеземцу не только обещанную, но и запрошенную им сумму. «Вы горько пожалеете о том, что нарушили обещание», — пообещал Крысолов перед тем как покинуть город не солоно хлебавши.

И вскоре в Гамельне вновь зазвучала мелодия флейты.
Вот как изложена концовка этой истории в книге Йобуса Финцелиуса «Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных», написанной в 1556 году:
«Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето Господне 1284, в день святых Петра и Павла. Некий молодец лет 30, прекрасно одетый, так, что видевшие его любовались им, перешел по мосту через Везер и вошел в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, числом около 130, услышав ту дудку, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них».

Различные версии финала

В классической версии легенды завороженные роковой музыкой дети выбежали из домов и пошли за Крысоловом к горе, расположенной возле Гамельна. В недрах ее они и канули. Еще по одной версии, Крысолов завел детей в Везер, где они утонули один за другим — страшная картина!
По версии детской, адаптированной, как и многие другие старинные ужастики, поражающие порой своей жестокостью даже взрослых, все заканчивается благополучно. Музыкант получает сполна за свой труд, и дети возвращаются домой.

Читайте также:  Укроп для декоративной крысы

Есть и другая версия легенды: Крысолов — исчадие ада, заводит детей в гору, однако сил его оказывается недостаточно, чтобы погубить невинные создания, и он бесследно исчезает. А дети, побродив в недрах горы, выходят в некое дикое место, где самых маленьких выкармливают своим молоком олени и дикие козы, а те, что постарше, начинают строить счастливый город. С божьей помощью им удается возвести его, и они живут в нем, не зная печали и горести, вот только никому другому нет в этот город пути.

И, наконец, последняя версия легенды. Крысолов, пройдя через гору, выводит детей в дивную страну, где текут меж кисельных берегов молочные реки, и они забывают своих неблагодарных и жестоких родителей.

Не правда ли, многовато концовок для простенькой в общем-то истории?

Почва для легенды

Поскольку кошки, как «бесовские отродья», были изведены христианами в Средние века по всей Европе, бороться с крысами стало некому, и нашествия их сделались воистину губительными. Упоминания о вреде, причиняемом ими, часто встречаются в легендах и хрониках. Базельские анналы, например, отмечают в 1271 году: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод». Однако голод был не единственной проблемой, связанной с крысами. Они не только уничтожали и портили запасы зерна, но и разнесли по христианским странам чуму, от которой погибла едва ли не половина населения Европы. Тогда-то и возникла профессия крысолова.

Что до Гамельна, то после 1300 года фигура Крысолова была изображена на церковном витраже, а позже на одной из балок старой ратуши появилась надпись: «В год 1284-й, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек 130 детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли». Около 1375 года описание «исхода детей» было внесено в хронику города, а улица, по которой дети ушли из Гамельна, до сих пор называется Молчаливой и на ней запрещено играть на музыкальных инструментах.

Изобретатель психотронной флейты

Версии на основе фактов

О том, как Крысолов выманил детей из Гамельна, существует множество гипотез, исходящих из того, что два реальных, не связанных между собой факта — избавление города от крыс и исчезновение детей, — слившись в чьем-то богатом воображении, породили эту удивительную легенду.
Традиционно в числе версий назывались три: взятие захватчиками города пленных, эпидемию, детский крестовый поход. Однако Гамельн был богатым городом, и всегда откупался от нападавших. Первая масштабная эпидемия — бубонная чума, или черная смерть, пришла в эти края через сто лет после описываемого события. Детский крестовый поход, напротив, прошел через Германию лет на семьдесят раньше.

Еще одна версия: на горе Коппен была пещера, в которой язычники в древности приносили жертвы своим богам, и гамельнцы называли ее «дьявольская кухня». Не могли хитроумный дудочник увлечь детей к языческим алтарям, где они приняли участие в каком-то магическом ритуале? Участники действа совершили смертный грех, они погибли для веры и церкви, а ведь гибель души христианской была страшней телесной смерти.
Еще одна версия сводится к тому, что в 1284 году некий вербовщик, проходя через Гамельн, уговорил молодых горожан последовать за ним для переселения в другое место. Перейдя через горы, все эти люди оказались на территории современной Румынии и поселились там. Однако достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, какое огромное расстояние отделяет Гамельн от Трансильвании, и понять, что это не самое лучшее место для вербовки мастеровых.
Существуют и другие версии, например, известной немецкой исследовательницы ВальтраутВёллер, выдвинувшей в 1980-х годах гипотезу о гибели детей в болотистой котловине, окруженной мрачными скалами, во время праздника летнего солнцестояния, но все они имеют те или иные изъяны. И разгадка тайны в очередной раз ускользает — не сходятся даты, расстояния, психологически неубедительными выглядят поступки людей.

Источник

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

В 1284 году, через 72 года после несчастных детских крестовых походов, история с массовым исходом детей вдруг повторилась в немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове.

Как легенда стала сказкой

Вероятно, вы помните рассказ о том, как таинственный музыкант, не получив платы за избавление города от крыс, увел за собой детей нечестных и жадных горожан. Лишь трое из них сумели вернуться домой: слепой мальчик, сбившийся с пути, глухой, не слышавший музыки, и мальчик, выскочивший из дома полуодетым, но вернувшийся назад, так как «устыдился своего вида». Впервые в знакомом всем виде эта легенда была записана середине XVI века. Она содержится в хронике графов фон Циммерн из Вюртенберга. В 1806 году уже существовала песня «Крысолов из Гамельна», которую Людвиг Иоахим фон Арним и Клеменс Брентано включили в составленную ими антологию немецкой поэзии. А потом была написана всем известная сказка братьев Гримм, которые, с одной стороны, сделали этот сюжет знаменитым во всем мире, но, с другой, окончательно низвели старинную легенду до уровня детской сказки.

Читайте также:  Как снять клеща с коровы

А между тем факт исчезновения детей Гамельна не вызывает сомнения, и общепризнанных рациональных объяснений этого происшествия нет до сих пор.

Что говорят документы

О том же говорится в табличке, найденной в ХХ веке при ремонте одного из старых домов:

Это здание теперь называется «Домом Крысолова», сейчас в нем находится небольшой музей.

В Хронике княжества Люнебургского (написанной около 1440-1450 г.г.) сообщается:

В 1553 году бургомистр Бамберга, который ознакомился с этой историей, пока находился в Гамельне заложником, дополняет рассказ: оказывается, Флейтист, который запер детей в горе Коппенбург, обещал вернуться через тридцать лет. И многие люди в Гамельне, действительно, ожидали его возвращения, которое, по их расчетам, должно было состояться в 1583 году.

И только в 1559 году в уже упоминавшейся хронике графов фон Циммерн появляется рассказ о крысах, от которых избавил город бродячий школяр. До этих пор появление Флейтиста в Гамельне с крысами никак не связывалось. Предполагают, что вся эта неприглядная история с армией крыс и глупыми жадными горожанами является клеветой на гамельнцев со стороны завистливых соседей – такой вот образец «чёрного пиара» XVI столетия.

История города Гамельн

В исторических документах небольшой город Гамельн (Хамельн) впервые упоминается в 851 г. Сейчас он является административным центром региона Хамельн-Пирмонт (восточная Вестфалия), в нем проживают около 58 тысяч человек. Выгодно расположенный на берегах реки Везер, Гамельн являлся членом Ганзейского союза и специализировался на торговле зерном, даже на городском гербе в то время красовались мельничные жернова (неудивительно, что именно в этом городе, если верить легенде, так расплодились крысы). Позже этот город входил в состав Ганновера и Пруссии.

В начале ХХ столетия Гамельн с открытием «Северогерманского автомобильного завода» (1907 г.) чуть было не стал столицей немецкой автомобильной промышленности, но не выдержал конкуренции с Вольсбургом, где был построен знаменитый завод Volkswagen.

После прихода к власти Гитлера, тюрьма Гамельна стала местом казни противников режима, а после поражения Германии во II Мировой войне здесь казнили уже нацистов, признанных военными преступниками. Сейчас в здании этой тюрьмы располагается отель – не удивлюсь, если его нынешние постояльцы не только не смущаются мрачной историей этой гостиницы, но даже, наоборот, воспринимают её как своеобразный бонус, с гордостью выкладывая в «Инстаграм» фотографии бывших камер.

Исход детей Гамельна: версии и предположения

Итак, Гамельн, о котором рассказывается в немецких легендах и песнях, не вымышленный и не сказочный, а вполне реальный город, и реальным было исчезновение его детей. Это событие стало настоящей трагедией для Гамельна, его жители потом даже вели отсчет времени «от ухода детей наших». Улица, по которой шли за флейтистом дети, и теперь называется Бунгелозенштрассе («улица Молчания»), на ней до сих пор запрещается играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

Мистическая составляющая в этой истории появилась лишь через несколько веков после происшествия, явно наслоившись на какой-то исторический факт. В этой связи интересна австрийская легенда, которая перекликается с событиями крестового похода детей 1212 года. В том году, обманутые марсельскими купцами Гуго Ферреусом и Вильямом Поркусом, французские дети-«крестоносцы» были увезены в Северную Африку и проданы в рабство на рынках Алжира, Туниса и Александрии. А в 1464 г., если верить австрийской легенде, в городе Корнойбург дудочник Ганс Мышиная Нора обманом заманил местных детей на корабль, из трюма которого они шагнули на невольничьи рынки Константинополя. Считается, что эта легенда вторична и является отголоском более ранних событий в Гамельне. Но ведь дыма без огня не бывает, не могло ли и в Гамельне случиться чего-то подобного? Некоторые исследователи обратили внимание на витраж, украшавший Рыночную церковь Гамельна (Маркеткирхе), построенную около 1300 г. (этот витраж был утерян в 1660 году). На сохранившемся рисунке, сделанном бароном Августином фон Мёрсбергом, мы видим Флейтиста в пестрой и яркой одежде и детей в белом. А между Флейтистом и детьми почему-то стоят три оленя. Броский наряд Флейтиста может быть своеобразной униформой: так в средневековой Европе одевались вербовщики, которые обычно сопровождали свои выступления игрой на барабане или флейте. А изображение трех оленей – элемент герба местной аристократической семьи фон Шпигельбергов, которые принимали активное участие в проводимой Тевтонским орденом колонизации восточных земель. Поэтому было высказано предположение, что именно фон Шпильберги и выманили детей из города какими-то обещаниями, а потом – похитили и увезли их. Сторонники данной версии считают носителей польских фамилий «Гамелин», «Гамель» и «Гамелинк» потомками детей, ушедших из Гамельна. Любопытно, что в первом варианте сказки братьев Гримм, уведенные Флейтистом дети Гамельна не погибли, и не исчезли бесследно, а основали новый город – правда, не в Польше, а в Трансильвании.

Читайте также:  Рейтинг фирм уничтожение тараканов

Авторы другой версии считают, что «детьми Гамельна» в хронике названы не собственно дети, а уроженцы этого города, попавшие в плен после поражения в битве при Зедемюнде – 1259 год. Флейтист в этом случае – не Дьявол, и не таинственный маг, а обычный агитатор, завербовавших местных жителей для военной кампании. Но здесь мы видим нестыковку в датах.

Высказано также предположение, что рассказ о Флейтисте, который увел за собой детей, на самом деле – описание знаменитой «пляски смерти». На многих картинах тех лет можно увидеть этот сюжет: скелет в пестрой одежде, символизирующий смерть, играет на флейте, увлекая за собой тех, кто поддается его чарам.

То есть Гамельнская хроника, возможно, в аллегорической форме рассказывает об эпидемии чумы, поразившей город. Если «копнуть» немного глубже, можно вспомнить, что ранее германцы верили, будто души умерших вселяются в мышей и крыс. И, следовательно, под маской Флейтиста мог выступать языческий бог Смерти, уводящий за собой души умерших детей. Но слишком много времени прошло уже после принятия христианства, и, даже если предположить, что память о языческих временах еще жила в Гамельне, вряд ли местные священники позволили бы такие аллюзии и намеки.

Если говорить об эпидемиях и болезнях, можно вспомнить также загадочную болезнь, называемую «пляской святого Витта». Согласно средневековым описаниям, она была заразной и носила характер локальной эпидемии. Больные, один за другим, начинали прыгать и дергаться в каком-то ужасном подобии танца, который продолжался в течение нескольких часов, а порой — и дней – и падали на землю в полном изнеможении. Характер и причины этой болезни остаются загадкой. Некоторые уверены, что речь идет о психическом заболевании, родственном истерии. Другие считают его нейроинфекцией, вызванной неизвестным вирусом. Самая известная вспышка данного заболевания описана в немецком городе Эрфурт, где в 1237 году несколько сотен детей в таком жутком судорожном танце дошли до соседнего города, и упали там замертво. Многих не удалось спасти, выжившие всю оставшуюся жизнь страдали от дрожи в руках и ногах. Не менее страшный случай пляски Святого Витта произошел в 1518 году в Страсбурге, когда к некой госпоже Троффеа, начавшей танцевать на городской улице, присоединилось 34 человека, а к ним в дальнейшем – еще около 400. В течение месяца на улицах от сердечных приступов и изнеможения умирало до 15 человек в день. Туфли больных были пропитаны кровью, но остановиться они не могли.

Но существует и другая, более прозаичная, версия, согласно которой дети просто ушли с Флейтистом на какой-то праздник, а причиной их смерти стал оползень в горах.

Версий и предположений, как видим, достаточно, но правильный ответ на вопрос о судьбе Гамельнских детей мы уже вряд ли узнаем. Если же говорить о легенде, возникшей на основе этого случая в средневековой Германии, сразу обращает на себя внимание на её уникальность и неоднозначность. В этом рассказе есть невинные жертвы, но нет героя и нет положительных персонажей: и Флейтист, и жадные горожане – фигуры, безусловно, отрицательные. И нельзя однозначно сказать, кто пришел в Гамельн в облике никому неведомого Флейтиста: сам Дьявол, искусный маг, талантливый и незаурядный мошенник или гениальный музыкант? И какова главная тема этой, с детства знакомой всем, истории? Что это – нравоучительный рассказ о банальной расплате за жадность и обман, или притча о великой силе искусства?

Бизнес на высохших слезах

Современные жители Гамельна уже давно изжили комплекс своих предков и неплохо зарабатывают на давнем происшествии.

Помимо прочих сувениров, здесь можно купить разнообразных съедобных «крыс» из теста, ликер «Крысиный яд», по-особенному приготовленный кофе «Крысолов». И каждый год 26 июня устраивается карнавал, в котором наряженные в крыс дети и одетые в средневековые костюмы родители идут за Флейтистом – совершенно добровольно.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей