- Отучитесь от привычных автоматических реакций
- Читайте также
- Распознавание привычных моделей
- 04. Дополнительная цель книги – анализ привычных событий
- Упражнения на остановку реакций
- МЕДИТАЦИЯ 7 ЗНАЧЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ РЕАКЦИЙ
- Закрепление привычных состояний бытия провоцирует развитие нежелательных генетических сценариев
- От мышления через действие к бытию: мозжечок — хранилище привычных мыслей, чувств и моделей поведения
- Глава 13 Бесплатный отпуск: избавление от привычных мыслеформ
- Глава 7 Новая родина. Чудеса идеомоторных реакций продолжаются
- Как избежать этих привычных действий, чтобы выправить ситуацию?
- Как избавиться от автоматических мыслей
- Как отличать события от мыслей и чувств и зачем их записывать
- Как правильно описать событие
- Как записывать автоматические мысли
- Как отличить мысли от событий или чувств
- Как выглядит журнал автоматических мыслей
- Насколько тщательно надо вести протокол СМЭР
- Когда важнее всего делать записи в журнале мыслей
- Обязательно ли вести протокол СМЭР письменно?
Отучитесь от привычных автоматических реакций
Отучитесь от привычных автоматических реакций
Очень часто вам кажется, что выбор на самом деле делали не вы, просто по той причине, что выбор нередко делается автоматически, по привычке, и вы даже не можете задуматься о том, что у вас была возможность поступить по-другому. К таким разновидностям автоматического выбора относятся, прежде всего, наши эмоциональные реакции на те или иные раздражители.
Например, кто-то сказал вам что-то обидное — и вы обижаетесь. Это ваша автоматическая реакция, и вы даже не подозреваете, что сделали выбор в пользу обиды. Вам кажется, что выбора нет. Но на самом деле он есть. Вы могли бы просто не заметить обиды, никак не отреагировать, вы могли бы улыбнуться, внутренне не согласиться с обидчиком и остаться в состоянии душевного равновесия.
Но вы выбрали обиду.
Что это значит? Вы посеяли семена обиды, а согласно Закону Причины и Следствия, что посеешь, то и пожнешь. Это значит, вы будете встречаться с обидчиками на каждом шагу. Если вы обижаетесь — вас будут обижать. Таков закон.
Но разве вы осознанно хотели привлечь обидчиков в свою жизнь? Нет, вы хотели от жизни совсем другого — радости, благополучия, спокойствия и мира в душе, счастливой жизни. Но в таком случае вы должны были сеять семена радости, благополучия, покоя, мира и счастья, а никак не обиды!
Вот к чему приводит привычка реагировать автоматически. Вы хотите одного — а сеете другое, даже не замечая этого.
Если бы я вас оскорбил, вы, скорее всего, сделали бы выбор быть обиженным. Если я скажу вам комплимент, вы сделаете выбор испытывать удовольствие или чувствовать себя польщенным. Но задумайтесь над этим: это всего лишь выбор. Я могу обидеть вас, оскорбить вас, и вы можете сделать выбор не чувствовать себя обиженным. Я могу сказать вам что-нибудь приятное, а вы сделаете выбор не принимать моей похвалы.
Другими словами, большинство из нас — даже несмотря на то что мы делаем бесконечное количество выборов — превращаются в сгустки условных рефлексов, которые постоянно включаются людьми и обстоятельствами, становясь предсказуемыми особенностями поведения. Эти рефлексы подобны условным рефлексам, открытым Павловым. Павлов продемонстрировал: если вы, давая собаке корм, всякий раз звоните в колокольчик, вскоре у собаки начинает выделяться слюна, когда вы просто звоните в колокольчик, потому что оба стимула оказываются взаимосвязанными. Большинство из нас в результате обусловленности приобретают постоянно повторяющиеся предсказуемые реакции на стимулы, действующие в нашем окружении. Создается впечатление, что наши реакции автоматически включаются людьми и обстоятельствами и мы забываем, что это всего лишь выбор, который мы делаем в каждый миг своего существования. Просто мы делаем этот выбор бессознательно.
Дипак Чопра, Семь духовных законов успеха
Выход — в том, чтобы начать замечать, какой вы выбор делаете и какие семена сеете. Выход в том, чтобы учиться уходить от автоматических, неосознанных реакций. Выход в том, чтобы все свои реакции сделать осознанными.
Для этого надо приучить себя, прежде чем отреагировать на тот или иной раздражитель, брать небольшую паузу, чтобы посмотреть на себя словно со стороны. При этих условиях вы сможете сделать осознанный выбор вместо привычного, автоматического, неосознанного.
Этот осознанный выбор должен соответствовать тому, что вы хотите получить в своей жизни. Представьте, что любая ваша реакция — это и есть то семя, которое непременно взойдет в вашей жизни.
Если хотите радости — пусть ваша реакция будет радостной.
Если хотите мира — пусть ваша реакция поможет умиротвориться и вам, и окружающим.
Если хотите счастья — реагируйте так, чтобы ваша реакция помогла и вам, и окружающим почувствовать себя счастливее.
Теперь вы понимаете, что вы привлекаете в свою жизнь, когда злитесь, ругаетесь, впадаете в уныние, обижаете или обижаетесь? Счастью, радости, благополучию просто неоткуда будет взяться в вашей жизни, потому что вы «засеваете» ваше поле сплошными сорняками, так что ничего хорошего там взойти просто не может.
Следующее упражнение поможет вам отвыкнуть от автоматических реакций и приобрести привычку реагировать осознанно.
Упражнение 2. «Генеральная репетиция»: осознанный выбор своей реакции
Вспомните любую ситуацию в вашей жизни, когда кто-то сказал вам что-то обидное и вы обиделись. Например, кто-то раскритиковал вашу работу. Вспомните, как реакция обиды возникла мгновенно, автоматически. Вам кажется, что вы не могли на нее повлиять, она появилась сама собой.
Но давайте попробуем мысленно «переиграть» эту ситуацию. Снова вспомните, как вас обидели, но теперь представьте, что вы смотрите на это как будто со стороны. Вы слегка отступили в сторону от себя и следите за происходящим как наблюдатель. Таким образом вы защитили себя от негативных эмоций.
Если даже вас кто-то провоцирует на эти эмоции — вы способны не поддаться им. Представьте, что вы услышали обидные слова, и тут же говорите себе: «Стоп». Это слово «стоп» означает, что вы пока воздерживаетесь от реакции. Вы берете паузу.
В этой паузе скажите себе: «Я не обязан обижаться. Я могу выбрать другую реакцию».
Придумайте как можно больше вариантов — как можно отреагировать в этой ситуации.
Вы можете не согласиться с критикой, но при этом сохранить спокойствие, сказав себе: «Я-то знаю, что моя работа очень хорошая, а если кто-то считает иначе, меня это не касается».
Вы можете без обиды согласиться с критикой, сказав: «Да, я знаю, что моя работа несовершенна. Я сейчас же начну исправлять недостатки».
Вы можете не согласиться с критикой, но сказать себе: «Этот человек — мой учитель, он учит меня терпению, выдержке, неуязвимости перед критикой и обидными словами».
Вы можете пропустить обидные слова мимо ушей.
Вы можете улыбнуться в ответ, не принимая всерьез ни критику, ни критикующего.
Вы можете уйти от общения, приняв решение не общаться с этим человеком — но сделать это без обиды.
Вы можете посочувствовать этому человеку: если он обижает других, значит, скорее всего, сам чем-то обижен и чувствует себя несчастным.
Если вы зададитесь такой целью, то можете найти очень много возможных вариантов реакции. Это поможет вам осознать, что на самом деле у вас не такой уж маленький выбор.
Снова вернитесь к «переигрыванию» ситуации в своем воображении. Снова представьте, как вы слышите те самые обидные слова — затем отступаете в сторону и берете паузу — и затем реагируете в соответствии с каждым из придуманных вами вариантов поочередно.
Постарайтесь «вжиться в роль» так, как будто опять все происходит наяву. Как вы будете себя чувствовать, когда выбираете ту или иную реакцию? Ваше самочувствие должно быть позитивным и далеким от обиды, только тогда задание будет выполнено верно.
Вы сделали не что иное, как провели «генеральную репетицию» своих новых, осознанных реакций в подобной ситуации. Теперь вам и в жизни будет легче уйти от автоматической негативной реакции и сделать осознанный выбор в пользу другой, позитивной реакции, если подобная ситуация повторится.
Проработав так одну ситуацию, вспомните и другие ситуации, в которых вам была свойственна автоматическая негативная реакция. Таким образом вы сможете проанализировать, какого рода автоматические реакции являются для вас наиболее характерными. Для кого-то это обида, для кого-то вспышка гнева, для кого-то уныние, неверие в себя и т. д. Выявив свои типичные автоматические реакции, вы сможете переиграть их в своем воображении — а затем начать делать позитивный выбор уже и в реальности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Распознавание привычных моделей
Распознавание привычных моделей У каждого из нас вырабатываются привычные модели мышления и поведения. Но в такой сфере человеческого опыта, как отношения между людьми, подобные модели могут служить помехой. Например, если вы привыкли к «свободным» отношениям с
04. Дополнительная цель книги – анализ привычных событий
04. Дополнительная цель книги – анализ привычных событий В значительной мере процесс создания этой книги стимулировало желание помочь людям расслабиться, не переживать из-за огромного числа бытовых трудностей, с которыми мы все ежедневно сталкиваемся. Не страдать из-за
Упражнения на остановку реакций
Упражнения на остановку реакций У всех нас периодически возникают негативные мысли и эмоции в отношении тех, кто нас окружает. Но в этом нет ничего страшного, если мы умеем преобразовывать разрушительную энергию, стоящую за этими мыслями и эмоциями в энергию, полную
МЕДИТАЦИЯ 7 ЗНАЧЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ РЕАКЦИЙ
МЕДИТАЦИЯ 7 ЗНАЧЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ РЕАКЦИЙ Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Лука 14, 21 Вспомните человека, которого вы недолюбливаете, кого избегаете, поскольку в его
Закрепление привычных состояний бытия провоцирует развитие нежелательных генетических сценариев
Закрепление привычных состояний бытия провоцирует развитие нежелательных генетических сценариев Я убежден, что гены устроены так же, как и мозг: некоторые их зоны обладают жесткой структурой, тогда как другие более пластичны (могут быть изменены путем обучения и
От мышления через действие к бытию: мозжечок — хранилище привычных мыслей, чувств и моделей поведения
От мышления через действие к бытию: мозжечок — хранилище привычных мыслей, чувств и моделей поведения Помните, мы говорили о том, что зачастую мы не можем сознательно припомнить номер телефона, пин-код или комбинацию замка, однако мы так часто набирали эти цифры, что они
Глава 13 Бесплатный отпуск: избавление от привычных мыслеформ
Глава 13 Бесплатный отпуск: избавление от привычных мыслеформ Правда, здорово было бы выиграть бесплатное путешествие на чудесный карибский курорт? Так вот, у меня для вас прекрасные новости!К сожалению, новость состоит не в том, что к этой книге прилагается бесплатный
Глава 7 Новая родина. Чудеса идеомоторных реакций продолжаются
Глава 7 Новая родина. Чудеса идеомоторных реакций продолжаются Поскольку предсказатели судьбы всегда на голову умнее тех, кто обращается к ним за справкой о будущем, то нетрудно понять, что в каких-то общих чертах прорицания могут оказаться справедливыми. Возможность
Как избежать этих привычных действий, чтобы выправить ситуацию?
Как избежать этих привычных действий, чтобы выправить ситуацию? Можно воспользоваться подходом некоторых психологов и подыскать названия всем участникам конфликта, выделив «обладателя проблемы», «опознавателя проблемы» и так далее, – но мы можем запутаться в этих
Источник
Как избавиться от автоматических мыслей
Как отличать события от мыслей и чувств и зачем их записывать
Дмитрий Ковпак врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук
Илья Качай музыкант, философ, преподаватель, клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт
Этим способом специалисты по когнитивно-поведенческой терапии лечат у своих пациентов тревожные расстройства и депрессии, помогают избавиться от чувства вины и научиться контролировать гнев. У журнала мыслей, или протокола СМЭР только один минус – чтобы лучше управлять своей жизнью, его придется вести длительное время, причем делать это письменно.
Чтобы более эффективно ориентироваться в проблемных ситуациях, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, важно уметь правильно различать события, автоматические мысли, возникающие по поводу них, а также эмоции, порождаемые этими мыслями. Как ни странно, различать составляющие человеческой жизни не всегда легко, но этот навык нужно тренировать, чем мы сейчас и займемся, создав журнал мыслей.
Мысли, которые появляются в нашей голове относительно того или иного события, часто неосознанные и не всегда логично вытекают из фактов, которые мы интерпретируем на основе прежнего жизненного опыта. Однако именно они порождают негативные эмоциональные реакции.
Как правильно описать событие
Анализ любых ситуаций, сопряженных с интенсивными негативными эмоциями, надо делать письменно. Любое событие следует выписывать так же объективно, как бы его фиксировала видеокамера.
Сравните описания одной и той же ситуации: «Человек зевает, разговаривая со мной» и «Человеку скучно со мной, потому что я плохой собеседник». Если в первом случае событие могло попасть в объектив видеокамеры, то второе умозаключение — это домысливание внешней ситуации, к тому же оценочное, и оно не является объективным событием.
К слову, зевота не означает, что человек испытывает скуку, поскольку люди часто зевают от усталости или нехватки свежего воздуха. Поэтому будьте внимательны. Протоколирование (как, например, делают сотрудники дорожно-постовой службы в случае ДТП) позволяет не упустить детали.
Как записывать автоматические мысли
Кроме того, все мысли следует формулировать без цензуры. Это значит, что вы выписываете их ровно так, как они приходили в голову в момент того или иного события, не пытаясь смягчить или сделать более литературными. Иными словами, вместо умозаключений: «Наверное, она подумала, что я не самый порядочный человек» или: «Что, если он заметил, как я покраснела?» вы записываете: «Она подумала, что я последняя сволочь» или: «Он заметил, что я покраснела».
Довольно часто люди сталкиваются с тем, что поначалу не могут заметить и выявить ни одной автоматической мысли. Действительно, этот навык требует времени и практики.
Как отличить мысли от событий или чувств
Как вы думаете, что описывают фразы «Они насмехаются надо мной!» и «Они меня не ценят» — мысли или события? Если их не сформулировали сами собеседники и не высказали вам в виде прямой речи, это ваши мысли, которые вы можете вкладывать в головы окружающих («чтение мыслей»). Потому что ни насмешка, ни предположение о вероятной недооценке не могут попасть в объектив видеокамеры — это наша интерпретация и наши мысли.
Теперь рассмотрим еще два высказывания и постараемся понять, что они описывают — объективные события или субъективные мысли: «Я чувствую, что неприятен ей» и «Я чувствую, что совершу завтра ошибку».
На первый взгляд, фразы указывают на эмоции. Но это не так. Представленные умозаключения, как и в первых двух примерах, тоже являются мыслями, поскольку предположения о вероятной неприязни со стороны девушки или предчувствие завтрашнего промаха в каком-то деле не могут быть зафиксированы видеокамерой и не описывают никаких эмоций.
Кроме того, мысли важно записывать в утвердительной, а не в вопросительной или предполагаемой форме.
Как выглядит журнал автоматических мыслей
Для ведения журнала мыслей удобно использовать протокол Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии № 1 (Д.В. Ковпак, 1999). Короткое название — протокол СМЭР (С-ситуация, М – мысли, Э – эмоции, Р – реакции).
Итак, чтобы проанализировать ситуацию, в которой вы испытываете негативные эмоции, надо совершить несколько простых действий.
1. Выписываем активирующее событие (триггерную ситуацию) так же объективно, как если бы его зафиксировала видеокамера: «Что, где, когда и с кем произошло? Может ли это попасть в объектив?»
2. Описываем эмоцию, которая ассоциируется с данным событием: «Какую эмоцию я тогда испытывал?».
3. Описываем ощущения в теле: «Что я заметил в теле? Какие это были ощущения? Где именно они возникли?».
4. Описываем свои поведенческие реакции: «Что я делал в это время? Чего я избегал? Какой была автоматическая реакция? Как выглядели бы мои действия со стороны?».
5. Выявляем автоматические мысли, пронесшиеся в голове непосредственно перед появлением эмоций.
Насколько тщательно надо вести протокол СМЭР
Для начала следует выписывать не самые сложные ситуации, чтобы прояснить механизм ведения протокола мыслей. Постепенно можно переходить к более многогранным ситуациям, оттачивая мастерство, которое непременно будет расти.
Следует помнить, что ошибки являются не «провалом», а лишь поводом для «разбора полетов». Неудача позволяет начать все заново, более осознанно и внимательно. Поэтому даже если сразу вы не будете мастером, не надо обвинять себя в бестолковости, а мероприятие психотерапии — в бесперспективности. Работайте в своем темпе: взваливание на себя лишних обязательств и стремление решить все проблемы одним большим китайским прыжком — скорее путь к неврозу, чем к развитию.
Не стоит впадать в крайности и стремиться отслеживать все свои мысли — это ни у кого не получится. Кстати, такое желание указывает на дихотомическое мышление в стиле «все или ничего»: «Я вообще не слежу за мыслями или слежу круглосуточно». Важную часть своих мыслей вы заметите даже на нескольких ситуациях.
Когда важнее всего делать записи в журнале мыслей
При этом вы можете заметить, что многие ваши мысли текут в одном направлении. В этом нет ничего страшного и странного: повторяющиеся мысли указывают на более глубокие уровни — правила и убеждения, которые за ними прячутся. Например, убеждение, что вы должны все контролировать или что вам нужно думать о худшем варианте развития событий.
Поэтому смело выписывайте больше автоматических мыслей. Именно этими мыслями мы заказываем музыку наших стрессов, за которую платим негативными эмоциями, телесными симптомами и неадаптивным поведением.
Часто оказывается, что «дурная голова» не дает покоя не только ногам, но и всему организму. Поэтому записи в журнале мыслей следует делать всякий раз, когда вы испытываете лишние (избыточные) эмоциональные переживания, замечаете чрезмерную телесную реакцию (дико колотящееся сердце, прилив крови к голове, дрожь в теле при отсутствии реальной угрозы для жизни и т.д.) или неадаптивное поведение (суету, мельтешение, избегание объективно безопасных ситуаций и действий, гиперконтроль и другие «лишние» варианты). Например, если вы на кого-то накричали, значит, были раздражены, а за гневом часто прячутся требовательные мысли в стиле долженствований.
Обязательно ли вести протокол СМЭР письменно?
Вы вправе спросить: «А можно ли обойтись без писанины? Может, все-таки гипноз или таблетка?». К сожалению, без осознания помочь себе и, тем более, сделать свою жизнь более качественной не получится. А описанный нами процесс — один из самых надежных и научно обоснованных вариантов.
Без такой работы не сформировать навыки осознания, как вы участвуете в формировании, развитии и поддержании своих психологических проблем. Только наблюдение за собой со стороны посредством ведения структурированного протокола позволяет увидеть, по каким стереотипным правилам вы живете и как они «помогают» страдать, а не радоваться, мучить себя, а не пользоваться ресурсами жизни.
Иными словами, СМЭР — это техническая возможность вытащить застрявшие в голове психологические занозы. Ведь именно в наших мыслях часто зарыта собака, и не одна. Поэтому усилия, которые сейчас могут показаться лишними, в дальнейшем сэкономят много времени, сил, энергии и средств.
Действительно, в вашем журнале мыслей будет черным по белому написано, как вы теряете время, перегружаетесь, тратите свои ресурсы из-за некритически усвоенных и прокачанных ранее автоматических программ мышления. Конечно, вы можете продолжать списывать свои негативные состояния на события и «отбеливать» себя по полной программе, но качество жизни от этого не улучшится.
Хорошо, если в журнале будет не меньше трех записей в день — это минимум, который вы можете делать. Получится больше — еще лучше.
Источник