Избавится от боли быть человеком
Хантер С. Томпсон
Страх и отвращение в Лас-Вегасе
Hunter S. Thompson
FEAR AND LOATHING IN LAS VEGAS
Печатается с разрешения The Gonzo Trust и литературного агентства The Wylie Agency (UK) Ltd.
Серия «Чак Паланик и его бойцовский клуб»
© The state of Hunter S. Thompson, 1971
© Издание на русском языке AST Publishers, 2017
Великая акула Хант
Октябрь – ноябрь 1971-го, «омерзительного года Господа нашего». На страницах журнала «Роллинг Стоун» в двух номерах появляются главы из романа некоего Рауля Дьюка «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» с иллюстрациями Ральфа Стэдмэна. После всей шумихи, вызванной публикацией, псевдоним был вскоре раскрыт: так в американскую литературу, журналистику и политическую жизнь вломился доктор Хантер Стоктон Томпсон – Великая Акула Хант, враг № 1 американских политиков, представителей закона и «молчаливого большинства». После Уильяма Берроуза в американскую жизнь ворвался новый, действительно социально опасный, но от этого не менее талантливый писатель. Уильям Берроуз сломал классической американской литературе хребет. Хантер Томпсон выбросил труп Американской Мечты на помойку. Дядя Билл и доктор Томпсон – они создали свою Мечту.
После выхода книги прошло уже тридцать лет, но она все еще остается символом «рожденных проигрывать, но с улыбкой на устах выживать» в этом цивилизованном, добропорядочном холокосте. Роман породил бесчисленное количество имитаторов – каждую неделю в британской или американской прессе появляется по крайней мере десяток статей, написанных под его влиянием. Даже в беспонтовые воскресные дни можно наткнуться на что-нибудь вроде «Страха и отвращения Джо Паскваля», но это отнюдь не гарантирует, что автор закидывается кислотой или вынюхивает галлоны сырого эфира, жестокого анестетика, моментально отправляющего тебя в ту «последнюю базу, лежащую за солнцем», куда ты можешь попасть еще, вылакав с десяток литров доброго вина или литр водки.
Уилл Селф, еще один замечательный автор (читай «Junk Mail») из когорты литераторов, стоящих вне закона, будучи подростком, развлекался со своими приятелями, раскатывая под громкую музыку по стране на «Триумфах Толедо», вдыхая нитрат амила и разыгрывая сценки из «Страха и отвращения». Вколоть себе героин на самолете Джона Мейджора, в окружении паскудных горилл, – да, это безумство, достойное доктора журналистики Томпсона, во всяком случае находится в его юрисдикции, а не в лапах очкастого выкормыша Железной леди.
Одноименный фильм Терри Гиллиама (в русском прокате «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»), премьера которого состоялась 16 мая 1998-го на Каннском фестивале, лишь акцентировал ренессанс Томпсона в девяностые – новое поколение наконец-то дорвалось, и все в один голос начали обсуждать, что же такое «гонзо»: в стиле «гонзо» стало модно писать, об этом стало модно рассуждать, «гонзы» стали множиться как кошки; в воронке после разрыва крылатой ракеты «Страха и отвращения» блаженствуют мышиные семьи эпигонов. Кстати, фильм добавил очередную порцию к набору мифов о Хантере Томпсоне: как он впервые встретился с Джонни Дэппом и сразу же спросил его, достаточно ли сильно он бьет по физиономии Кейт Мосс; первый предполагаемый режиссер этого фильма Алекс Кокс (самый известный его фильм – «Repo Мап» – «Угонщик») был отвергнут, так как по причине своего вегетарианства отказался есть специальную сосиску, приготовленную ему Хантером; кража всемирно известным писателем отснятых дублей из дома Гиллиама и попытка сжечь их во время вудуистской церемонии (это, конечно, все слухи, не имеющие под собой никаких оснований).
Сегодня Томпсон стал в глазах обывателей и журналистов таким же пугалом, как и монстроидные персонажи, нарисованные Ральфом Стэдмэном. В газетах в свое время утверждали: «Этого ненормального маньяка можно остановить только атомной бомбой. То, что Хантер Томпсон все еще на свободе, убедительно доказывает всю беспомощность американской законодательной системы». Благодаря своим работам, выходкам и своему эго, Хантер стал общественно значимой фигурой еще задолго до того, как превратился в знаменитость. Его харизма и беспощадное в своей откровенности слово породили миф, сравнимый разве что с мифом о Чарльзе Мэнсоне – многие действительно ставят их рядом, в том числе друзья и биографы Томпсона. Если доктор когда-нибудь умрет, то останется навсегда живее всех живых в популярной культуре. Я вспоминаю свой разговор с одним американским фотографом, который высказался о Хантере так: «Если все люди неожиданно сойдут с ума, то Хантер Томпсон несомненно будет президентом этой огромной психбольницы. Полицейские начнут в обязательном порядке принимать мескалин. Весь мир станет одной большой галлюцинацией». Интересно, что Хантера Томпсона на Западе увлеченно читают сами представители закона, которые, если следовать логике российского Закона о наркотиках, давно должны были упрятать Акулу Ханта за решетку (такая попытка была сделана в Штатах в начале девяностых, когда Томпсона пытались посадить сразу по десятку обвинений, ни одно из которых не прошло в суде, и доктор был полностью оправдан – об этом процессе можно прочитать в его книге «Песни Проклятого»). «Старый дегенерат все еще никак не угомонится», – напишут в рецензии на его предпоследнюю книжку «Лучше, чем секс. Откровения политического джанки». «Но должен же кто-то стремать этих ублюдков», – ответит на это один из создателей веб-страничек, посвященных Акуле Ханту.
В начале семидесятых было много произведений гедонистского толка, но ни одно из них не сравнится по убойной силе с любым отрывком из «Страха и отвращения»… Словно обезумевшие от спида Бонни и Клайд или обкислоченные рыцари, ищущие Грааль, Дьюк и доктор Гонзо вскрывают «брюшину правде-матке» в логове «психопатов» – в Лас-Вегасе, этом чернушном воплощении Американской Мечты, вонючие споры которой испоганили мозги миллионов людей. Вооруженная до зубов арсеналом «гнусной химии» парочка мутантов заваливается на полицейскую конференцию, посвященную проблеме наркотиков, просто из чувства долга. «Если «свиньи» со всей страны собираются на наркоконференцию высшего уровня, то мы остро чувствовали, что наркотическая культура тоже должна быть там представлена», – напишет Томпсон. Эти два персонажа стали пионерами, героями контркультуры, чье сумасшествие – микрокосм расползающегося по стране безумия в начале семидесятых.
1971 год. Черный год. Год ненависти, страха и отвращения. Шакалы приходят из пустыни на запах крови Шарон Тейт. Другой шакал все еще сидит в Белом Доме. Америка все еще во Вьетнаме. Битлз больше нет. В Южной Калифорнии крупное землетрясение. Журнал «Тайм» объявляет президента Ричарда Никсона «Человеком Года» – с обложки на читателей смотрит злобная кукла из папье-маше: кричащие, пугающие стерильных, добропорядочных американцев заголовки газет. Шестидесятые испустили дух вместе с черным в Алтамонте под «Симпатию к Дьяволу» «Роллинг Стоунс». Сахарные мир, любовь и невинность Вудстока засыпаны песком, как кровавые пятна в римском амфитеатре после боя гладиаторов. Хендрикс, Джоплин и Моррисон мертвы. Все трое от передозировок. На секретной встрече с Никсоном Элвис Пресли предлагает свои услуги в качестве тайного наркоагента. Вынесен смертный приговор Чарльзу Мэнсону за убийство Тейт-Ла-Бианки (заменен пожизненным заключением). «Я никого не убивал и не приказывал убивать, – говорит он в своем последнем слове. – Я думаю, вам пора обратить внимание на ту ложь, которой вы живете. Ваша игра – игра в деньги. Вы продаете прессу, сенсации, вы можете смеяться над кем угодно и смотреть на любого сверху вниз. Вы торгуете газетами ради создания общественного мнения, зависите от него и не ведаете, что творите. И все – ради денег и внимания других… Вы сделали меня по своему образу и подобию дьяволом-садистом, потому что я – это вы. Во мне вы видите свое отражение – ведь и мне плевать на ваши дела и на вас… Разве вы не видите, что я свободен?» Идеализм шестидесятых сменился откровенным цинизмом – а был ли еще какой-нибудь выход?
Источник
10 цитат из книг Хантера Томпсона
Самый эксцентричный американский писатель XX века об Америке, ее политике и иллюзиях
Среди всех писателей-бунтарей Соединенных Штатов (включая Берроуза, Керуака и Буковски) имя Хантера С. Томпсона стоит особняком. Большего возмутителя спокойствия Америка не знала. Чего стоит его главный и самый известный роман «Страх и отвращение в Лас-Вегасе»! Но при этом Томпсон был одним из наиболее образованных и сильных авторов своего поколения. Именно он стал основателем гонзо-журналистики, а его стиль повлиял не только на американскую литературу.
Мы отобрали 10 эксцентричных цитат из его книг:
Президенту Соединенных Штатов не нужно быть умным. Он может балансировать на зловещей грани, за которой — полное отмирание серого вещества головного мозга, и при этом оставаться самым могущественным человеком в мире. Если он арестует главу мафии или отправит мемориал Вашингтона арабам, никто не будет оспаривать его право. «Поколение свиней»
В замкнутом обществе, где виновен каждый, единственное преступление — быть пойманным. В мире жуликов смертельный грех — глупость. «Страх и отвращение в Лас-Вегасе»
Тот, кто сумеет преодолеть себя, избавится от боли бытия. «Страх и отвращение в Лас-Вегасе»
Нельзя скучать по тому, чем никогда не обладал. «Песни Обреченного»
Хрупкие иллюзии, что помогают нам идти по жизни, способны выдержать далеко не всё. «Ромовый дневник»
Страху и одиночеству было предначертано завладеть нами, а жизни — выйти из-под контроля. «Проклятие Гавайев»
Когда бытие становится странным — странность становится системой. «Песни Обреченного»
В стране, которой управляют свиньи, все поросята идут наверх. «Большая охота на акул»
Тот, кто сам в себе будит зверя, избавляется от боли чувствовать себя человеком. «Ангелы Ада»
Девяностые годы войдут в историю как одна из тех маленьких, пакостных, застойных заводей, где происходят плохие вещи, люди молчат, дела идут наперекосяк, и всем наплевать, и никто не смеётся, и страх становится моральным принципом. «Лучше, чем секс»
Источник
Экхарт Толле. Растворение болевого тела
“Все духовные упражнения ведут к тому, чтобы радостно принять момент сейчас.” Экхарт Толле
В большинстве случаев страданий и боли можно избежать. Причина боли — мы сами, ведь нашей жизнью руководит разум — разум, за которым мы не наблюдаем. Создаваемая нами боль — это всегда признак неприятия, неосознанного сопротивления тому, что есть.
На уровне мышления это сопротивление проявляется как осуждение. На эмоциональном уровне оно выплескивается негативными эмоциями. Чем сильнее сопротивление настоящему, тем сильнее боль. Интенсивность сопротивления, в свою очередь, зависит от степени идентификации с разумом. Разум всегда пытается отвергнуть Сейчас и бежать от него.
Иными словами, чем теснее вы отождествляете себя с разумом, тем больше страдаете. Можно сказать и так: чем больше ваша способность ценить и принимать Сейчас, тем меньше вы страдаете от боли и мучаетесь. И тем свободнее вы от эгоистического разума.
Как утверждают некоторые духовные учения, боль есть иллюзия. Это действительно так. Вопрос в том, так ли это для вас. Одной убежденности мало. Или, быть может, вы хотите всю жизнь страдать от боли, продолжая утверждать, что боль — это иллюзия? Это поможет вам избавиться от мучений? Самое важное здесь, как вы реализуете эту истину, то есть как воплотите ее в собственном опыте.
Пока вы отождествляете себя с разумом (в духовном смысле — пока вы не осознаёте себя), вы обречены терпеть боль. Главным образом я имею в виду душевную боль — основную причину боли физической и физических же болезней. Обида, ненависть, жалость к себе, чувство вины, гнев, депрессия, зависть, даже легкое раздражение — всё это разновидности боли. В любом наслаждении, эмоциональном подъеме есть зернышко боли, неотъемлемая противоположность наслаждения, которая рано или поздно обязательно даст о себе знать.
Каждый, кто хоть раз употреблял наркотики, знает: «кайф» неминуемо оборачивается спадом, удовольствие становится болью. Многие из нас не понаслышке знают, как легко отношения с близким человеком превращаются из источника радости в источник боли. Если копнуть глубже, становится ясно, что эти противоположности, позитив и негатив, — две стороны одной медали, две составляющие глубинной боли; боль же — это неотъемлемая часть сросшегося с разумом эгоцентричного сознания.
Пока у вас нет доступа к потенциалу Настоящего, внутри скапливается осадок пережитых страданий. Этот «остаток» соединяется с уже присутствующей в вас болью из прошлого и прочно обосновывается в теле и разуме. Частью этой боли, безусловно, является и та детская боль, которую когда-то причинила вам неосознанность нашего мира, в который вы тогда только-только пришли.
Такие залежи боли — не что иное, как поле негативной энергии, захватившей ваше тело и разум. Вы не слишком погрешите против истины, если станете воспринимать это поле как некую невидимую сущность, заслуживающую отдельного разговора. Это эмоциональное болевое тело.
У болевого тела два режима существования: пассивный и активный. Существование в пассивном режиме может составлять девяносто процентов времени. В жизни же глубоко несчастного человека болевое тело может быть активно на все сто процентов. Жизнь некоторых из нас полностью состоит из страданий, в то время как другие люди испытывают боль лишь время от времени, когда что-то не ладится в отношениях с близкими, когда становится больно физически или психологически, при воспоминании о прошлых утратах и так далее.
Активировать болевое тело может что угодно — особенно резонанс с болью из прошлого. Когда болевое тело готово войти в активный режим, катализатором может оказаться любой пустяк — мысль, невинное замечание близкого человека, что угодно.
Разотождествление с болевым телом
Болевое тело не хочет, чтобы его разглядывали и определяли, какое оно на самом деле. Когда вы наблюдаете болевое тело, ощущаете в себе его энергетическое поле и направляете внимание внутрь него, отождествление прекращается.
Вам открывается более высокий уровень сознания. Я называю это присутствием. Теперь вы наблюдаете за болевым телом, созерцаете его. Это значит, что болевое тело больше не может притворяться вами и таким образом вас использовать, не может «подзаряжаться» через вас. Вы обретаете свою сокровенную силу.
Некоторые болевые тела довольно неприятны, но относительно безвредны, как безвредны дети-плаксы. Иные же напоминают злобных монстров-разрушителей, воплощенных демонов. Есть поля, приносящие физическую боль, но больше всего тех, что ранят душу. Некоторые поля ранят близких людей да и вообще всех, кто оказался рядом, а другие ранят «хозяина», и тогда жизнь видится вам в мрачных тонах, ваши мысли и чувства начинают вас разрушать. Нередко это становится причиной болезней и несчастных случаев. Случается, когда болевые поля доводят своих хозяев до самоубийства.
Когда вы думаете, что знаете человека как самого себя, но потом впервые сталкиваетесь с чужеродным и омерзительным существом его болевого тела, то, конечно, испытываете сильный шок. С другой стороны, куда важнее наблюдать эту сущность в себе, а не в другом человеке.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ЗНАКАМ ОТЧАЯНИЯ В СЕБЕ — в любой форме это могут быть вестники просыпающегося болевого тела. Болевое тело нередко проявляется как раздражение, нетерпение, уныние, желание причинить кому-то боль; как гнев, ярость, депрессия, потребность драматизировать отношения… Поймайте момент, когда оно пробуждается из пассивного состояния.
Болевое тело, как и любая другая сущность, стремится выжить. А выжить оно может только в том случае, если вы неосознанно отождествите с ним себя. Вот тогда болевое тело оживет, возьмет над вами верх, «станет вами» и будет жить через вас.
Получать «пищу» болевое тело может только через вас. Питается оно переживаниями, которые резонируют с его типом энергии и способны воплотиться в самые разные проявления боли: в гнев, стремление разрушать, ненависть, горе, насилие, душевные муки и даже болезни. Таким образом, когда болевое тело берет на себя бразды правления, оно создает такую ситуацию, при которой его энергетические частоты к нему же и возвращаются, питая его таким образом. Боль питается исключительно болью. Боль не может питаться радостью — от радости у нее случается несварение.
Когда болевое тело подминает вас под себя, вы сами тянетесь к боли. Становитесь либо жертвой, либо преступником. Вы хотите причинять боль или страдать от боли. Или и то и другое вместе, разница невелика. Конечно, вы не осознаете этого и утверждаете, что не стремитесь к боли. Но присмотритесь к себе, и вы обязательно увидите, что ваши мысли и поступки подчинены желанию продлить боль, заставить страдать себя и других. Если бы вы действительно это осознали, стремление к боли исчезло бы, потому что хотеть боли — это ненормально, а быть осознанно ненормальным невозможно.
Болевое тело, эта темная тень эго, действительно боится света вашего сознания. Оно боится быть обнаруженным. Ваша неосознанная идентификация с ним, равно как и неосознанная боязнь встретиться с живущей в вас болью — это гарантия выживания болевого тела. Но если вы не откроете эту боль, не осветите ее лучом сознания, то будете переживать ее снова и снова.
Возможно, болевое тело кажется вам опасным чудищем, на которое даже смотреть невозможно, но на самом деле это бестелесный фантом, неспособный вытерпеть силу вашего присутствия.
КОГДА ВЫ СТАНЕТЕ СВИДЕТЕЛЕМ и начнете процесс разотождествления, болевое тело не сразу сдаст свои позиции: оно обязательно постарается заставить вас снова слиться с ним. Вы больше не подкармливаете его идентификацией, но у болевого тела есть инерция — вспомните, как вращается по инерции колесо прялки, когда его никто уже не крутит. На этой стадии боль может возникнуть в разных частях тела, но эта боль непродолжительна.
Присутствуйте, живите осознанно. Будьте готовы защитить свое внутреннее пространство. Чтобы наблюдать болевое тело и ощущать его энергию, необходимо в достаточной степени присутствовать в Сейчас. Тогда болевое тело не сможет управлять вашими мыслями.
Когда ваши мысли соединяются с энергетическим полем болевого тела, вы отождествляете себя с ним и снова питаете его мыслями. Предположим, гнев — господствующая энергетическая вибрация болевого тела. Вы сердитесь, мысленно фокусируетесь на обидах и мести — и впадаете в неосознанность, болевое тело становится «вами». Там, где есть гнев, всегда скрывается боль.
Когда в плохом настроении человек размышляет о том, как ужасна его жизнь, мысли сливаются с болевым телом, осознанность исчезает, и человек легко поддается атакам со стороны болевого тела.
Под «неосознанностью» я подразумеваю отождествление с некоей мысленной или эмоциональной моделью. Такое отождествление означает полное отсутствие наблюдателя.
Превращение страдания в сознание
Непрерывное сознательное внимание разрывает связь между болевым телом и мыслительным процессом, превращая страдание в сознание. Боль словно становится топливом, питающим сознание, и свет сознания разгорается ярче.
В этом и заключается эзотерический смысл древнего искусства алхимии: превращение металла в золото, страдания в сознание. Внутренний раскол зарастает, вы вновь обретаете целостность. Ваша обязанность теперь — не преумножать боль.
СОСРЕДОТОЧЬТЕ ВНИМАНИЕ НА ВНУТРЕННИХ ОЩУЩЕНИЯХ. Осознайте, что вы ощущаете болевое тело. Признайте его присутствие. Не думайте о нем, не позволяйте ощущению превратиться в мысль. Не оценивайте и не анализируйте. Не отождествляйте себя с ним. Присутствуйте и наблюдайте, что происходит внутри вас.
Осознайте не только душевную боль, но и «того, кто наблюдает», безмолвного очевидца. Это и есть сила Настоящего, мощь вашего осознанного присутствия. Посмотрите, что будет дальше.
Отождествление эго с болевым телом
Описанная выше техника и эффективна, и проста. Обучить ей можно даже ребенка, возможно, наступит время, когда школьников первым делом будут учить именно этому. Осознав основной принцип присутствия в роли наблюдателя внутренних процессов, а осознать это можно лишь посредством опыта, вы овладеете мощнейшим инструментом трансформации.
Это не значит, что боль не станет сопротивляться разотождествлению. Сопротивление будет тем сильнее, чем сильнее и дольше вы отождествляли себя с болевым телом эмоций и чем больше вложили в него своего «я». Это значит, что вы сотворили из боли некое «я» (очень несчастливое) и уверовали в то, что этот порожденный разумом фантом есть ваша истинная сущность. В таком случае неосознанный страх утраты идентичности заставит вас изо всех сил сопротивляться разотождествлению. Иными словами, прыжку в неведомое, риску потерять ставшее привычным несчастное «я» вы предпочтете боль, то есть выберете быть болевым телом.
НАБЛЮДАЙТЕ ЗА СОПРОТИВЛЕНИЕМ ВНУТРИ ВАС. Наблюдайте за привязанностью к боли. Будьте очень внимательны. Наблюдайте за своеобразным удовольствием, которое приносит вам ваше несчастье. Наблюдайте за неотвязным желанием говорить и думать о своей горькой участи. Если сможете осознать все это, сопротивление исчезнет.
Затем можно направить внимание внутрь болевого тела, присутствовать как наблюдатель и таким образом начать процесс преобразования.
Сделать это можете только вы. Заменить вас не в силах никто. Но если вам посчастливится найти человека, который полностью присутствует в Сейчас, и если вы сможете быть с ним и последуете его примеру присутствия, это может очень помочь вам ускорить трансформацию. Ваш свет разгорится быстрее. (Вам повезло – у вас есть такой человек в лице Сильвестры). Если едва начавшее тлеть бревно положить рядом с объятым пламенем поленом, а потом отделить от него, бревно будет гореть ярче. Огонь один и тот же. Одна из функций духовного учителя в том и состоит, чтобы самому быть таким пламенем. С этой функцией могут справиться и некоторые врачи — при условии, что они смогли возвыситься над уровнем разума и во время работы с вами интенсивно и осознанно присутствуют в моменте Сейчас.
Запомните раз и навсегда: пока вы отождествляете себя с болью, вы не можете от нее избавиться. Пока вы вкладываете часть себя в душевную боль, вы будете неосознанно отбрасывать или саботировать свои попытки исцелиться от боли.
Почему? Да потому что боль стала важнейшей частью вашей природы, а себя вы будете беречь и ограждать от любых нападок. Процесс этот неосознанный, вам следует осознать его — это единственный способ с ним справиться.
Сила вашего присутствия
ВНЕЗАПНОЕ ОСОЗНАНИЕ того, что вы привязаны или были привязаны к боли, может вызвать сильный шок. Но именно в момент такого осознания привязанность исчезает.
Болевое тело — это энергетическое поле, почти существо, временно вторгшееся в ваше внутреннее пространство. Это пленённая жизненная сила, обездвиженная энергия.
Конечно, болевое тело возникло не просто так — его существование обусловлено какими-то событиями прошлого. Минувшие события все еще живут в вас, и если вы отождествляете себя с прошлыми переживаниями, значит, отождествляете себя с прошлым.
Позиция жертвы — это уверенность в том, что прошлое сильнее настоящего. На самом деле все наоборот. По мнению жертвы, в ее страданиях и неспособности быть собой виноваты другие люди и нанесенные ими обиды, ответственность за свою нынешнюю сущность жертва возлагает на других. Истина же в том, что единственно реальная сила находится в Сейчас, и это сила вашего присутствия. Когда вы это осознаете, вы поймете и то, что теперь за ваше внутреннее пространство отвечаете вы, и только вы, и что перед мощью Настоящего прошлое бессильно.
Неосознанное порождает боль, а сознание превращает боль в сознание. Святой Павел красиво сформулировал этот универсальный принцип: «Все же обнаруживаемое делается явным от света, и все, делающееся явным, свет есть».
Победить болевое тело невозможно, как невозможно победить тьму. Попытки задушить боль спровоцируют внутренний конфликт и доставят еще больше боли. Все, что вам нужно, — это наблюдение. Наблюдать болевое тело означает осознавать его частью Настоящего.
Источник