О вредных и пагубных привычках в духовной жизни
– Отче, что является вредной привычкой?
– Вредная привычка – это укоренившееся действие, причиняющее человеку и окружающим определенный вред. Существует множество вредных привычек, таких как курение, матерщина, обман, ложь, лень, самолюбование, нецеломудренные действия, пристрастие к интернету и другое.
– Какие из них являются самыми пагубными?
– Сложно сказать, какая привычка самая губительная. Как правило, подобные привычки расцветают пышным букетом. Где курение и выпивка, там и матерщина, а где матерщина, там и развратные действия, и так далее. Однако питательной средой для развития этих пагубных привычек являются глубоко укоренившиеся в сердце страсти гнева и самолюбия. Невозможно себе представить, чтобы человек кроткий (тихий) и любвеобильный употреблял нецензурные слова, курил, постоянно обманывал и развратничал. Тот, кто стяжал в своем сердце смирение, кротость и стремится к высшей христианской добродетели –любви, никогда не будет совершать ничего подобного.
– Как принять решение освободиться от них?
– От вредных привычек человек начинает освобождаться в трех случаях.
Во-первых, когда его здоровью угрожает серьезная опасность и он находится на грани между жизнью и смертью. Такое бывает, когда человеку ставят тяжелый диагноз и врач говорит: «Если вы будете продолжать пить и курить, то проживете максимум полгода, а будете вести здоровый образ жизни, то доживете до глубокой старости». Естественно, что в большинстве случаев человек выбирает второе. Всем хочется жить долго и счастливо.
Во-вторых, когда сердца человеческого касается всесильная благодать Божия. Это может произойти после тяжелого жизненного кризиса и глубокого раскаяния в собственных грехах. Так от своих вредных привычек освободилась преподобная Мария Египетская, преподобный Силуан Афонский и другие святые.
Изменение к лучшему также может начаться по молитве близких и неравнодушных к нам людей. Очень хорошо такой случай описывает А. П. Чехов в рассказе «Нищий». Когда рядом нет переживающих за нас людей, то сложно себя понудить на что-то хорошее.
Тем не менее подходящие ситуации могут и не возникнуть, пока сам человек не начнет искать и укрепляться в вере в Бога. Господь спасает нас не без нас. Даже при угрожающей серьезной опасности человек, не имеющий веры и страха Божия, живет по принципу, который сформулировал в своей «Исповеди» Блаженный Августин: «Дай мне, Господи, целомудрие, но только не сейчас!» Ему не хватает мужества и решимости начать новую жизнь.
– Как начать приобретать привычки, противоположные злым?
– Как уже было сказано, в первую очередь важно укреплять себя в вере. Для этого нужно не лениться читать утренние и вечерние молитвы, приучаться к посту, в воскресные и праздничные дни стараться приходить в храм Божий, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. С молитвой и покаянием в душу входит благодать Божия, а с ней в сердце человека находят для себя место добродетели терпения, милосердия, кротости, любви, которые вместо табачного дыма облекают душу и тело человека нетварным Божественным светом, вместо матерщины из уст рождают слова, носящие в себе мудрость и радость, вместо всегдашней лжи появляется решимость постоять за правду даже до смерти, вместо лени возникает настроенность на самоотверженный труд без всякого тщеславия и гордыни, вместо разврата в сердце человека вселяется настоящая любовь.
– Бывают ли неважные мелочи в духовной жизни?
– Пока человек ведет праздную рассеянную жизнь, он считает, что для него все нипочем. Как говорят: «Пьяному море по колено». Когда сердца человека касается благодать Божия, тогда он старается проводить жизнь внимательную, чтобы ничем не оскорбить Господа. Но поскольку лишь Ангелы не падают, а мы, люди, постоянно склоняемся ко греху, то в случае даже малейшего поползновения в сторону соблазна возникает желание не копить в себе грязь, а сразу очистить её покаянием. Таким образом, в духовной жизни нет мелочей. Ведь сказано, что даже за каждое праздное слово мы дадим ответ перед Господом в день суда (см. Мф. 12:36).
Источник
Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Во время поста гнев, раздражительность, обидчивость особенно часто мучают нас. Старцы Оптинские учили борьбе с этими страстями.
Истоки гнева и раздражительности
Почему же люди так часто раздражаются и гневаются? Иной скажет, что это от болезни, другой жалуется на нервы. Третий оправдает себя тем, что разгневался совершенно справедливо.
Иероним Босх. Гнев |
Преподобный Амвросий главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».
Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:
«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».
Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:
«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».
Гнев губит здоровье и сокращает жизнь
Преподобный Макарий предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:
«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».
Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:
«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».
Как исцелиться от гнева и раздражительности
|
Преподобный Лев учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:
«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».
Старец писал о раздражительности:
«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».
Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:
«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».
Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:
«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».
Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:
«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.
Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».
Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:
«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»
А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:
«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».
Если мы кого-то обидели
Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:
«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».
Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:
«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».
Если обидели нас
|
Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:
«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».
«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».
Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:
«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».
Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:
«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».
Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:
«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».
«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».
Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:
«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».
Одна сестра спросила у старца Амвросия:
– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.
На что старец ответил:
– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.
Если помириться не получается
Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:
«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».
Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:
«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».
Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.
Источник
Как бороться с матом
протоиерей Дионисий Свечников и
Наталья Ярасова, психолог-консультант
Миссионерского отдела Тульской епархии для «Азбуки веры»
По последним статистическим данным в России 18% опрошенных людей матерится ежедневно и еще 19% — несколько раз в неделю. Социологи отмечают, что употребление матерных выражений напрямую зависит от положения в стране: чем страшнее жить, тем больше матерятся люди. Это происходит от того, что они очень напуганы и выплескивают таким способом свой страх.
Но мат может быть и «нормой жизни» человека. Формирование мата как привычки начинается обычно в подростковом возрасте, или даже в детстве. Но если маленький ребенок слепо повторяет матерные слова за родителями, то подросток с помощью мата самоутверждается. Это связано с чувством неуверенности в себе, в своем будущем.
В обществе бытует мнение, что матерщинники имеют недостаточный словарный запас, чтобы приличным образом выразить свои эмоции. В реальности же матерятся люди самого разного уровня эрудиции и широты кругозора. И хотя мат больше распространен среди малообразованного населения, в некоторых социальных группах даже «на нём разговаривают», нельзя объяснить матерщину только лишь малым лексическим запасом.
Зачем и почему люди матерятся
Среднестатистический российский матерщинник — это семейный мужчина до 45 лет с высшим образованием и довольно высоким уровнем ежемесячного дохода. Среди женщин в 2–3 раза меньше матерщинниц. А почти 80% женщин старше 55 лет категорически не приемлют мат.
Что интересно, мужчины чаще всего ругаются матом для защиты — от реальной угрозы, от собственного страха или чтобы скрыть свою заниженную самооценку (то есть многие мужчины матерятся, как и подростки, для самоутверждения).
Так почему же довольно успешные люди нуждаются в таких словесных защитах? Согласно опросам, матерщинники обычно убеждены, что мат — это отличный способ снять напряжение и что матерная речь лучше доходит до «некоторых», так их лучше понимают. Специалисты утверждают, что мат выполняет несколько функций:
- Помогает адаптироваться к стрессу, снять напряжение;
- Помогает опознать «своих» и утвердиться в командной роли;
- Служит для усиления эмоционально-эротической выразительности речи и как фольклорное развлечение;
- Сопровождает неудовлетворенную сексуальность;
- Является средством подавления соперников.
- При этом мат — симптом деградации словесности и культурных традиций.
С точки зрения психологии склонность к употреблению мата тесно связана с уровнем эмоционального интеллекта. Понятие эмоционального интеллекта используют в практической психологии для обозначения совокупности навыков человека, связанных со способностью распознавать и понимать эмоции — как свои, так и чужие, а также управлять эмоциональным состоянием, устанавливать и укреплять эмоциональные связи.
Эмоциональный интеллект подразумевает наличие у человека следующих качеств:
- эмоциональная осознанность;
- самоуважение;
- способность замечать и понимать чувства других людей (эмпатия);
- социальная ответственность;
- умение конструктивно общаться и отсутствие страха перед близкими отношениями;
- стрессоустойчивость и реалистичная оценка действительности;
- гибкость и способность сдерживать и корректировать свои эмоции, мысли, поведение;
- умение формулировать и решать проблемы;
- оптимизм и способность чувствовать удовлетворенность жизнью и др.
И, в самом деле, заядлые матерщинники в большинстве случаев имеют специфический эмоциональный интеллект: у них недостаточный уровень эмпатии, они не имеют привычки ставить себя на место собеседника и сочувствовать людям, зачастую они с негативом относятся к окружающим (даже если презентуют себя общительными людьми), редко предлагают свою помощь, пренебрежительно относятся к чувствам других людей — даже жены, детей, родителей.
Возможно, читая эти слова, склонные к сквернословию люди возмутятся — мол, ничего подобного. Однако такова реальность — большинство людей не одобряют мат вообще или, как минимум, в общественных местах, но убежденных матерщинников это не волнует, они отстаивают свое право материться где угодно, и так и делают, не считаясь с желаниями и чувствами окружающих. В большинстве городов России мат слышен на улице, в транспорте, в магазинах. Присутствие женщин и детей сквернословов не останавливает, а попытки остановить ругань могут вызвать агрессивную реакцию.
Психологический эффект мата
Многие матерщинники сдерживаются в общественных местах, однако в своей компании использовать мат не стесняются. Статистика неумолима — сквернословят люди чаще в домашних условиях, среди близких. На работе из-за начальства, клиентов или других причин любители нецензурно выражаться не могут дать себе волю, поэтому «отыгрываются» дома. Во многих семьях, где есть человек, ругающийся матом, на этой почве возникает огромное количество проблем
В отличие от женского мата, который нередко является способом сбросить напряжение «в пустоту», мужской мат чаще агрессивен и направлен на других людей. Причем, если даже бранные слова безадресны, агрессия может проявиться в ответ на просьбу родственников не материться.
«Постоянно мне грубит»; «мат и бесконечное хамство в мою сторону»; «материт последними словами»; «во всем меня виноватой делает»; «обматерит, а ты еще и виноватой остаёшься»; «обзывает матом, говорит такие вещи, что врагу не пожелаешь»; «я его скоро возненавижу»; «долго терпела и пугала разводом»; «подумываю о разводе»; «после развода, когда говорю об алиментах и помощи с детьми, материт меня» — это всего несколько примеров жалоб женщин на поведение мужей.
Сторонники мата нередко используют в качестве аргумента исследования зарубежных ученых, которые, якобы, доказывают пользу матерных слов.
Психологи Ричард Стивенс и Олли Робертсон из Университета Кила (Великобритания), провели ряд экспериментов, результаты которых были опубликованы в журнале Frontiers in Psychology. Сначала ученые подтвердили, что ругань способна оказывать обезболивающий эффект в экстремальных ситуациях. Затем они попытались определить механизмы этого явления, проверяя известные гипотезы о том, что обезболивание происходит за счет эмоциональной реакции или же за счет отвлечения внимания. При этом проводили сравнение реакций на традиционный мат, на придуманные новые ругательства и на нормальные слова.
В эксперименте приняли участие 92 добровольца, средний возраст 27 лет. Им предлагалось опустить воду в ледяную воду и выкрикивать матерные слова и слова созвучные им. Когда боль невозможно будет терпеть, испытуемым нужно было выдернуть руку из холодной жидкости. При этом проводились замеры сердечной деятельности и опросы. Было установлено, что болевой порог и устойчивость к боли повышались только у тех, кто матерился. А вновь созданные ругательства, как и нормальные слова, не оказывали влияния на болевой порог и устойчивость к боли. В результате исследования установлено, что обезболивание происходит не за счет отвлечения внимания, а, скорее всего, за счет эмоционального возбуждения. Причем вновь созданные ругательства вызывали эмоционально выраженную, но скорее юмористическую реакцию, и это не влияло на восприятие боли. Соответственно, можно предположить, что обезболивающий эффект связан именно с тем эмоциональным возбуждением, которое вызывает в человеке употребление матерных слов. Бранная речь в сознании тесно связана с агрессивностью, сексуальностью и с юмором, вдобавок присутствует собственная эмоциональная реакция на использования табуированных, запрещенных в приличном обществе слов. Поскольку значимого влияния юмора на изменение болевого порога и устойчивости к боли не выявлено, скорее всего, мат оказывает воздействие на восприятие боли через агрессию, сексуальное возбуждение и напряжение от совершения запретного.
Все это согласуется с физиологией человека: обезболивание вызывается выработкой гормонов эндорфинов. Эти гормоны вбрасываются в кровь под воздействием трех видов эмоций: гнев, смех, сексуальное возбуждение.
Российский невролог, нейрофизиолог Александр Будик в беседе на радио Sputnik пояснил, что организм воспринимает мат как агрессию, которая позволяет частично заглушить боль. Обсценная (ненормативная) лексика активирует работу центральной нервной системы, поскольку агрессия приводит организм в состояние стресса. На фоне стресса человек, действительно, может не заметить даже очень острую боль. Похожее состояние испытывают спортсмены, продолжая бороться даже после получения травмы. «Что в обычном состоянии для человека будет сильная боль, то в возбужденном состоянии он не почувствует», — объяснил врач.
«Юмористическое» влияние мата, хоть он и не блокирует болевые чувства, тоже очевидно — смех, связанный с матом, способствует сбросу напряжения в экстремальных ситуациях.
Российский ученый Л. Китаев-Смык проводил исследования позитивного и негативного влияния матерной речи при подготовке межпланетного полета, в хирургическом отделении Института им. Н.В. Склифосовского, в боевых условиях на Северном Кавказе и в российских тюрьмах. В ходе наблюдений ученый со своими единомышленниками убедился в том, что мат способствует выработке эндорфинов всеми тремя эмоциональными путями: мат агрессивен, матерные шутки смешны, причем сам мат, по определению, основан на грубой сексуальности. Поэтому мат блокирует гормоны стресса и способен уменьшить страх и боль. Однако Китаев-Смык подчеркивает, что сексуализация речи может быть целесообразна только в ситуации стресса и только в мужской компании, а в обыденной жизни она наносит существенный вред.
Несомненно, нельзя безнаказанно часто или постоянно находиться в состоянии агрессивного стресса или сексуального возбуждения. Это вредно для организма, так как создает лишнюю нагрузку на нервную и сердечнососудистую системы. Постоянное употребление мата поддерживает в психике человека более или менее выраженную фоновую сексуально-окрашенную агрессивность, а это может в определенной степени истощить нервную систему.
Вдобавок было установлено, что мат с его эротической подоплёкой способствует выработке мужских гормонов андрогенов. У мужчин избыточная выработка андрогенов может остаться без серьезных негативных последствий, однако женскому организму дополнительная выработка андрогенов наносит однозначный вред. Не менее опасен мат для детей и подростков. Грубые сексуальные ругательства вредно влияют на становление неокрепшей психики ребенка.
Мат — это всегда эмоционально окрашенная речь: даже при иллюзии «спокойного» использования бранных слов перед самым их употреблением, в момент выбора слов, есть побуждение, кратковременное эмоциональное переживание. При использовании мата это агрессивно-сексуальное побуждение. И посредством эмоционального заражения мат оказывает сильное влияние на тех, кто находится рядом с матерящимся.
Многие люди болезненно воспринимают мат. Кто-то считает, что мат — это признак низкого уровня культуры, кто-то убежден в его психической и духовной опасности. Столкновение с матерщинниками у таких людей вызывает состояние дискомфорта, тревожности, даже если матерятся не в их адрес. Человек, «настроенный» на чистоту речи от бранных слов может даже заболеть, если вынужден присутствовать рядом с постоянно бранящимся матерщинником.
О том, какое влияние матерная речь оказывает на психику самого человека, хорошо сказал доктор психологических наук, профессор, заведующего кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права Борис Алексеевич Сосновский: «Какова речь — таково и мышление. И что плохого, что я матом ругаюсь? Да у меня психика уже вся другая. Вместо того, чтобы описать нечто красивое, я сказал — такая-то мать. И все закрылось. Нет ничего, ничего больше не вижу. Нет всех нюансов. Мне нравится, как над этим явлением издевались Ильф и Петров. К примеру, образ Эллочки Людоедочки. Небольшого словарного запаса ей хватало, чтобы обходиться в мире. То же самое и с матом. Ограничения, которые накладывает эта лексика на психику, потрясающие. Это гигантские потери. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики. В данной связи мат не уникален. Прикольно, клёво. Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику. Это потеря личностная».
Некоторые исследования подталкивают к мысли, что мат активизирует в мозге иные отделы, чем весь остальной словарный запас. По словам Ричарда Стивенса, автора книги «Белая ворона: почему хорошо быть плохим», об исследованиях которого уже шла речь, мозг обрабатывает брань иначе, чем обычную речь. За последнюю отвечают кора головного мозга и ряд конкретных участков в его левом полушарии, в то время как брань ассоциируется с более «примитивными» отделами мозга. «У людей, страдающих афазией (нарушениями сформировавшейся речи), обычно есть повреждения левого полушария мозга и затруднения с речью. Но есть и немало описанных случаев афазии, при которых пациенты могли довольно свободно пользоваться стереотипическим языком — то есть петь песни или сквернословить», — говорит Стивенс. «Исследования пациентов с синдромом Туретта, при котором иногда наблюдается импульсивное влечение к брани, дают основания полагать, что матерная ругань связана с более глубокими отделами мозга — с его подкорковыми ядрами».
Российские медики давно обнаружили, что когда человек восстанавливается после инсульта или инфаркта, первыми словами у него нередко бывают матерные. Это такая примитивная речь, позволяющая работать мозгу по упрощенной схеме, вдобавок снижая страх и восприятие боли.
Духовное осмысление мата
Проблема мата требует и духовной оценки. «От избытка сердца говорят уста» ( Мф.12:34 ) — утверждается в Священном Писании. Если сердце человека обуревают нечистые страсти, то они неминуемо выплескиваются наружу. Проявляться это может как в словах, так и в действиях. Слово — это, с одной стороны, дело простое, но в то же время и сложное. Казалось бы, что может быть проще сказать что-то, болтать — не мешки таскать. Но последствия у всего лишь одного слова могут быть очень разными. Слово может быть созидательным, а может быть и разрушительным. Одним всего лишь словом можно выразить любовь, и также одним словом объявить войну. Слово животворит и слово убивает.
Сквернословие — это разрушительное слово. Вот, что говорит об этом апостол Иаков: «Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак.3:5–6 ). Невероятно глубокая и точная оценка того, как много значит и может слово. Это неудивительно, ведь «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ). Бог сотворил все сущее Словом. Человек, создан по образу и подобию Божию, наделен даром слова и должен задумываться о том, что произносит. Недаром гласит народная мудрость: «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Господь Иисус Христос указывает на строгость Суда Божьего за сквернословие: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:21-22 ).
Доброе слово дает добрый плод, худое слово — худой плод, а сквернословие не может дать ничего, кроме скверны, которая оскверняет, в первую очередь того, кто его произносит. Также оно действует и на окружающих.
Современные исследователи относят происхождение мата к языческим временам. Мат был частью заклинаний, обращенных к языческим божествам, матерные слова были связаны с ритуальным призванием демонов. Его использование в обиходе, особенно дома, было недопустимо, так как могло навлечь беду. Вот что пишет об этом гнусном пороке епископ Варнава (Беляев): «Сквернословие — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху ( Еф.5:4-5 ). От него стонет Земля Русская, им растлены души… Скверные чудовищные предложения суть на самом деле «священные», «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не просто грубую шутку допускаешь, но ты произносишь страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву. Ты делаешься, не зная и не желая этого, колдуном, магом, чародеем».
К сожалению, склонность людей к следованию страстям не всегда усмиряется наставлениями Церкви. Поэтому в XV веке на Руси необходимость ограничить пагубное влияние мата привела к появлению первого законодательного запрета на матерные выражения. Его ввел великий князь Василий III еще в 1480 году. Его сын Иван Грозный велел «кликать по торгам», чтобы московиты «матерны бы не бранились и всякими б непотребными речами скверными друг друга не укоряли».
Однако люди продолжали материться. Известный автор рассказов о своем путешествии с посольством в Россию немец Адам Олеарий в XVII веке писал: «Малые дети, еще не умеющие назвать ни Бога, ни мать, ни отца, уже имеют на устах непотребные слова». Несмотря на то, что записи Олеария явно предвзяты и служат цели показать Россию страной диких варваров, не стоит сомневаться, что проблема мата в нашей стране стояла остро, так как на это указывают и другие источники.
Позднее законы предписывали более суровые наказания за матерщину. В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, чтобы «песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребной лаею не бранилися… А которы люди учнут кого бранить матерны и всяко лаею — и тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства быти от Нас в великой опале и в жестоком наказаньи».
Законы, введенные Петром I, допускали острог и физическое наказания для того, «кто другого не одумавшись с сердца, или опамятоваясь, бранными словами выбранит», если он не раскается и не попросит христианского прощения, или не заплатит деньгами, если «жестоко бранил».
Если же брань была матерной и оскорбительной для веры, то наказание было жестоким: «кто Пресвятую Матерь Божию Деву Марию и святых ругательными словами поносит», «кто имя Божие… и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам… хотя сие в пианстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена голова да будет».
Должно осознавать, что матерщина основана, в первую очередь, на гнусно-оскорбительном употреблении слова «мать». То, что дорого человеку, что является для него одним из самых высоких понятий, низводится до циничного, вульгарного и уничижительного употребления. А.П. Чехов писал: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо».
А поскольку мат имеет ритуальное происхождение, то направлен он не против некой абстрактной матери, а, в первую очередь, против Той, кто наиболее дорога христианину — Пресвятой Богородицы. Неудивительно, что ярые матерщинники не способны к деятельной и осознанной молитве. Нельзя одними и те же устами призывать имя Божие и Его Пречистой Матери и материться.
Священник Александр Шумский описывает один интересный опыт: «Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: «Господи, помилуй!» Два слова — всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться — хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет».
Но если в разговорной речи мат еще может быть связан с кратковременным эмоциональным порывом, то использование мата в письменной речи явно свидетельствует об укоренении страсти.
С широким распространением книгопечатания и появлением различных журналов и газет проблема мата остро встала и для письменного слова. Неофициально еще в XVIII веке использование бранных слов в печатных книгах и т.п. считалось недопустимым. А в XIX веке в нашей стране появился новый государственный орган — цензура. Помимо идейной проверки текстов, цензура не пускала в печать и матерную лексику. Именно с того времени мат называют еще и «нецензурной лексикой».
Что делать матерщинникам и как жить со сквернословом
Всесторонне рассмотрев проблему мата и сквернословия, необходимо дать совет тем, кто, будучи подвержен гнусному пороку, хочет искоренить его из своей жизни.
Каждый человек, позволяющий себе хотя бы иногда матерное словцо, оправдываясь стрессом, должен задать себе вопрос: можно ли использовать кратковременный болеутолитель, если при этом разрушаешь свою душу? Возможный обезболиващий и обесстрашивающий эффект мата слишком кратковременный. А духовный вред матерной речи — огромен. Пагубное воздействие на психику, на душу человека оказывает и мат сам по себе, и та сексуально-окрашенная агрессия, которую он с собой несет. Поэтому, несомненно, стоит пренебречь возможными «выгодами» мата. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» ( Лк.9:24-25 )
Как и всякий грех, сквернословие требует искреннего покаяния и твердого намерения больше не грешить. Исповедь — первым делом. Молитва очень важна. Во-первых, молить Господа помочь избавиться от греха сквернословия. Во-вторых, в тот самый момент, когда с языка готово уже сорваться бранное слово, нужно в уме произнести Иисусову молитву или хотя бы короткое «Господи, помилуй». В‑третьих, быть очень внимательными к собственным мыслям. Многие люди, не произнося мат устами, в уме матерятся как сапожники.
Отовсюду должно искоренять мат — с языка, из ума, из сердца. Будучи своего рода антимолитвой, мат искореняем молитвой, покаянием и воздержанием языка. Нужно держать в уме наставление апостола Павла: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:29-30 ).
Если затруднительно сразу раз и навсегда перестать материться, то весьма полезным будет начать хотя бы с обязательства обуздывать свой язык в дни многодневных постов. Мат, будучи гнусной привычкой, будет искореняться, встречая сопротивление ума.
Серьезной проблемой является наличие в семье матерщинника. Как правило, это муж, хотя и жены нынче не сильно отстают от супругов. Бороться с матом в семье необходимо. Для того чтобы выбрать стратегию поведения с матерщинником, нужно оценить ситуацию: понять отношение человека к мату и его готовность сопротивляться пороку.
Можно выделить несколько вариантов матерщины.
- Мат без ярко выраженной агрессивной подоплеки:
- Если человек изредка использует матерные слова в стрессовых ситуациях или для выражения особо ярких эмоций.
- Человек матерится регулярно, но без осознанной агрессивности, то самое «он на нём разговаривает».
- Агрессивный мат:
- Человек сбрасывает свою агрессию матом, но обращает брань «в воздух» или на отсутствующих, не нападая на конкретного человека, находящегося рядом.
- Человек материт того, кто рядом, агрессивно словесно нападает на него, оскорбляет.
При этом стоит учитывать, хочет ли человек избавляться от мата (хочет, но пока не получается) или же не хочет, особенно, если попытки остановить мат приводят к агрессивной реакции и опасности насилия.
Если человек не проявляет агрессии, то вооружившись аргументами данной статьи, стоит пытаться вразумлять матерщинника. Если удастся заложить зерно сомнения в его душу, то оно может дать добрые всходы. Тогда немалое значение будет играть желание самого матерщинника избавиться от греха. Хотя бы малое, даже просто высказанное, при должном усердии оно принесет плоды.
Если матерщинник упорствует в своем грехе, остановить мат не удается, но он не нападает агрессивно на других людей, то можно постараться отнестись к этому, как к испытанию собственной души, к тому, удастся ли удержать самого себя от страстей гневливости, обиды и т.п., взращивать в себе терпение, смирение. Смирение в данном случае не означает совершенное принятие мата как нормы и молчаливое согласие с ним. Необходимо молиться, особенно в моменты искушений, и за самого матерщинника. Особо усердно нужно молиться, если мат непосредственно связан с кощунством, остановить которое человек не в силах. Произнесение в уме Иисусовой молитвы будет правильным ответом на мат.
Если же сквернослов агрессивен и мат — активная сторона домашнего насилия, то стоит рассматривать ситуацию именно как проблему насилия. (Домашнее насилие: христианское осмысление)
Очень важно помнить, что нельзя ставить знак равенства между матом и матерщинником. Бороться надо с грехом, а не с человеком. Мат — это порок, греховная страсть. Ведь собрав волю в кулак, принеся покаяние в сквернословии и укрепившись молитвой, человек может навсегда победить грех. Лишь бы было желание.
Источник