Снятие мышечного напряжения
Мышечное напряжение возникает в результате постоянного контроля эмоций. Жизнь так устроена, что мы должны все время сдерживать свои мысли и чувства. Из-за этого контроля психическая энергия, не нашедшая выхода в словах или действиях, задерживается в разных отделах тела, создавая напряжение в мышцах. Освобождение тела начинается с внимания к нему.
Такое же внимание нам нужно для отыскивания в себе зажимов в процессе ослабления мышц, о котором мы много говорили в свое время. А что такое мышечный зажим, как не застрявшая по пути двигательная энергия?
У нервных людей мышечные напряжения неизбежны во все моменты жизни. У актера, поскольку он человек, они всегда будут создаваться при публичном выступлении. Поэтому Станиславский предлагал занятия любым тренингом начинать именно со снятия напряжения в мышцах. Это не так просто, потому что мышечное напряжение имеет одну особенность – оно не исчезает, а «гуляет» по разным группам мышц.
Уменьшишь напряжение в спине – оно появится в плече, удалишь его оттуда – глядь, оно перекинулось на диафрагму. И так все время будут появляться там или здесь мышечные зажимы. Поэтому нужно постоянно и неустанно вести борьбу с этим недостатком, никогда не прекращать ее. Уничтожить зло нельзя, но бороться с ним необходимо. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или контролера.
Роль контролера трудная: он должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности. Мало того – его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность и не только для спокойных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема.
Конечно, при выработке механической привычки вначале приходится много думать о контролере и направлять его действие, а это отвлекает от творчества. Но впоследствии освобождение мышц или по крайней мере стремление к нему в минуты волнения становится нормальным явлением. Эта привычка должна вырабатываться ежедневно, систематически, не только во время класса и домашних упражнений, но и в самой реальной жизни, вне сцены, то есть в то время, когда человек ложится, встает, обедает, гуляет, работает, отдыхает, словом, во все моменты его существования. Мышечного контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, сделать его своей второй натурой. Только в таком случае мышечный контролер будет помогать нам в момент творчества. Если же мы будем работать над освобождением мышц лишь в отведенные для этого часы или минуты, то не добьемся желаемого результата, потому что такие, ограниченные временем, упражнения не выработают привычки, не доведут ее до пределов бессознательной, механической приученности.
В качестве тренинга на снятие напряжения мы предлагаем вам следующий гимнастический комплекс. Его рекомендуется выполнять каждый день.
Упражнение 1
Исходное положение – стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите с левым плечом. Повторяйте Упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах.
Упражнение 2
Исходное положение – стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки – как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание.
Упражнение 3
Исходное положение: сидя. Спина прямая. Поднимите ноги перед собой, так, чтобы они были параллельны полу. Держите до тех пор, пока хватает сил. Затем сбросьте напряжение, уронив ноги на пол. Это Упражнение позволяет снять мышечное напряжение в бедрах.
Упражнение 4
Исходное положение: сидя. Спина прямая, стопы ровно стоят на полу (ноги должны быть босыми). Представьте себе, что у вас под ногами – не пол, а мягкая и рыхлая земля. Ваша задача – зарыться в эту землю ступнями. «Зарывайтесь» как можно глубже. Работают только ноги, живот, спина, плечи, руки – все расслаблено. Как только устанете – прекратите упражнение, расслабьте ноги.
Упражнение 5
Исходное положение: сидя. Стопы ровно стоят на полу (это Упражнение надо выполнять босиком или же в чешках). Поднимите вверх пятки – только пятки, передняя часть стопы остается на полу. Почувствуйте, как напряглись икры. Держите это напряжение как можно дольше, затем сбросьте его, поставив пятки на пол. Теперь поднимите носки; пятки остаются на полу. Напряглась вся ступня и передняя мышца ног. Подержите напряжение некоторое время, затем сбросьте его.
Упражнение 6
Исходное положение: стоя. Стопы чуть вывернуты носками внутрь, расстояние между ними – 45–50 см. Согните колени, поставьте кулаки на поясницу и как можно сильнее прогнитесь назад. В этом состоянии постарайтесь максимально расслабиться. Посчитайте вдохи и выдохи (дыхание брюшное). Стойте так, пока не появится дрожь в ногах. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.
Упражнение 7
Исходное положение: стоя. Стопы повернуты внутрь, расстояние между ногами – 25–30 см. Наклонитесь вперед и коснитесь руками пола, но только коснитесь – опираться на руки нельзя. Встаньте на цыпочки. Удерживайте это положение до тех пор, пока ноги не начнут дрожать. Медленно поднимитесь, вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.
Упражнение 8
Исходное положение: лежа на спине. Согните ноги в коленях и чуть расставьте их. Обхватите руками лодыжки и подтяните себя к ним. Прогните спину. Вы должны касаться пола только макушкой головы, плечами и стопами. Сохраняйте это положение до тех пор, пока не почувствуете дрожь в тазобедренной области. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.
Упражнение 9
Из положения стоя наклонитесь назад, прогнувшись, и обопритесь руками на стоящий позади стол. Колени разведите. Удерживайте позу в течение 2–3 минут. Это упражнение снимает мышечные зажимы в паховой области.
Упражнение 10
Для этого упражнения вам понадобится спортивный мат. Можно использовать несколько одеял, положенных друг на друга. Встаньте перед матом, закройте глаза. Представьте себе, что у вас одномоментно исчезли все кости. Тело обмякло и свалилось на пол. После падения перевернитесь на спину и полежите так несколько минут.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Избавиться от зажимов по системе станиславского
Человек двадцать первого века должен совмещать в себе сразу несколько навыков для успешного продвижения по карьерной лестнице. С одной стороны, ему необходимо хорошо владеть теоретической базой, а с другой – уметь презентовать себя. Рано или поздно все сталкиваются с необходимостью публичного выступления, но не каждому они даются легко. Волнение, возникающее при одном упоминании речи на публике, присутствует вне зависимости от масштабов мероприятия, будь то тост на дне рождении друзей или представление бизнес-плана. Всегда есть опасение, что что-то может пойти не так и речь сорвётся, а виной этому являются всевозможные внутренние зажимы, так и норовящие выбить спикера из колеи. В таких ситуациях невольно начинаешь завидовать ораторскому таланту «великого комбинатора» Остапа Бендера, который мог расположить к себе любую публику, даже если не обладал необходимыми знаниями.
Кто, как не актер может рассказать о том, как важно уметь перебороть себя и выйти из зоны комфорта. Корреспондент THE WALL поговорила с актёром, режиссёром, педагогом по актёрскому мастерству и импровизации, студентом «Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова» Андреем Сергеевым и выяснила, почему мы боимся выходить на сцену, и как с этим бороться.
Всё по полочкам
Боязнь публичного выступления появляется из-за телесных и психологических зажимов. Мышечные зажимы возникают в силу физиологии человека: неправильная осанка, координация. Их легче обнаружить, ведь они видны невооружённым взглядом.
Блокировка действий, исходящая изнутри и формирующая вокруг нас мысленный панцирь стереотипов и табу, называется психологическими зажимами. «Их можно сравнить с системой труб и кранов в водоснабжении», — говорит Андрей. Так, у человека может быть где-то зажат один краник, который мешает ему. И зачастую людям очень сложно понять, какая именно проблема их останавливает, ведь на такие поиски уходит много времени.
«Внешний мир вынуждает нас быть «вещью в себе», чтобы лишний раз что-то ненужное не проникло в наш внутренний мир», – рассуждает Андрей. Мы ежедневно принимаем на себя большой объём информации, которая откладывается в подсознании, создавая некий панцирь вокруг нас. У публичных людей немного другая установка. «Они должны быть, как инь и ян одновременно: открытыми, податливыми, но в то же время с внутренним стержнем и твёрдой собственной позицией, а не дырявым шатром».
«Внешний мир вынуждает нас быть «вещью в себе», чтобы лишний раз что-то ненужное не проникло в наш внутренний мир»
Советы по борьбе с психологическими зажимами
При определении спектра упражнений следует уделять большое внимание своим внутренним ощущениям и индивидуальным особенностям. Тем не менее, всё же есть набор универсальных методик, которыми с нами поделился Андрей:
1) Определите цель
Зачем вы вышли на сцену? Наверное, вам хочется что-то донести до аудитории. Выступление с докладом о млекопитающих, проведение тренингов по открытию своего бизнеса, танцевальный номер на концерте — неважно. Во всём этом есть свой посыл и смысл. Определите мысленно для себя, зачем вы всё это делаете, и вы увидите, что выйти к публике станет гораздо легче.
2) Визуализируйте
Пофантазируйте немного. Представьте своё будущее выступление во всех мелочах и деталях: от того, как вы будете выходить на сцену, как на вас будут смотреть заинтересованные лица зрителей, и уже до непосредственного произнесения финальной речи.
«Публичные люди должны быть, как инь и ян одновременно: открытыми, податливыми, но, в то же время, с внутренним стержнем и твёрдой собственной позицией, а не дырявым шатром»
3) Расслабьте мышцы тела
Перед выступлением сделаете небольшую гимнастику для всего тела. Постарайтесь максимально напрячь все мышцы от головы до пяток и постоять в такой позе секунд 10. А потом, начиная с верхней части, постепенно снять напряжение.
4) Стабилизируйте работу организма
Не стоит забывать о таком базовом упражнении, как вдох-выдох. Вначале сделайте глубокий вдох носом, а потом медленно выдыхайте через рот, распределяя воздух на 8-9 секунд. Повторяйте это упражнение в течение 2-5 минут.
Сконцентрироваться также помогает отстукивание ритма ногой по полу, хлопки и прыжки на правой ноге. Последнее упражнение, кстати, очень хорошо стимулирует работу левого полушария мозга, которое отвечает за логику, речь и память.
5) Сделайте артикуляционную гимнастику
Очень важно проговаривать все слова и окончания ясно и не бурчать себе под нос. Для этого нужно уделять время тренировке речевого аппарата. К примеру, древнегреческий оратор Демосфен практиковал свою речь на берегу моря: он брал в рот камушки и старался с ними произнести речь так, чтобы перекричать шум прибоя. Современной альтернативой такой методики является упражнение с винной пробкой. Возьмите её в рот и вот так проговорите весь текст. После выполнения этого упражнения можно перейти к работе с губами и нижней частью лица:
- Делайте активные круговые движения челюстями 10 раз в одну, а потом столько же в другую сторону.
- Вытяните губы «трубочкой» и двигайте ими вверх-вниз, влево-вправо. После 8 крестов поменяйте направление.
- Покусывайте зубами поочередно верхнюю и нижнюю губу с убыстрением темпа.
6) Соберитесь и контролируйте ситуацию
Чингисхан говорил: «Боишься — не делай, делаешь — не бойся, а сделал — не сожалей». Очень полезная цитата, пусть она станет вашим девизом на время публичного выступления. Если вы вышли на сцену, то обратного пути уже нет, надо делать всё, что от вас зависит. Импровизируйте, если не получается вспомнить заученный текст. И ни в коем случае не молчите, иначе публика быстро потеряет к вам интерес.
Перечисленные упражнения и методики будут полезны любому человеку, так как зажимы есть у всех нас, все волнуются перед важным выступлением в той или иной степени. Разница только в том, умеет ли человек контролировать себя в стрессовых ситуациях или нет. Для обретения гармонии и единства со своим телом придётся потрудиться — мгновенного эффекта от упражнений вы не получите. Всё будет приходить только с практикой и зависеть исключительно от вашего желания и настроя. Чтобы поддерживать мотивацию, можно записаться на актёрские или ораторские курсы, где вы научитесь не только взаимодействовать с публикой и чувствовать себя уверенно во время выступления, но и прекрасно проведете время и заведете новые интересные знакомства.
Источник
Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос. Максимальная достоверность и убедительность
Как сделать голос полнозвучным, а речь – выразительной? Ответ на это дает настоящее пособие, которое представляет собой систему голосового и речевого тренинга, основанную на трудах К. С. Станиславского. С помощью предлагаемых упражнений вы научитесь правильно дышать, пользоваться голосовыми резонаторами, выработаете четкую дикцию и овладеете правильной подачей звука. Пособие адресовано студентам театральных училищ и вузов, а также всем, в чьей профессиональной деятельности речь играет важную роль: педагогам, юристам, психологам, руководителям.
Оглавление
- Введение
- Освобождение от зажимов
Из серии: Золотой фонд актерского мастерства (АСТ)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос. Максимальная достоверность и убедительность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Освобождение от зажимов
Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках — руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, в плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку. Все эти условия не могут не отзываться вредно на переживании, на внешнем воплощении этого переживания и на общем самочувствии артиста.
Первый шаг к овладению голосом — освобождение от физиологических и психологических зажимов. Чтобы научиться осознавать ежесекундное положение психики и тела, вникнуть во все тонкости психических процессов и работу мышц, надо научиться наблюдать себя со стороны. Эти навыки приобретаются при помощи регулярного тренинга, и не стоит ожидать от себя такого осознавания в начале работы. Освобождение от зажимов начинается со снятия мышечного напряжения. А чтобы это напряжение снять, его надо сначала обнаружить. Общая задача тренинга освобождения заключается в том, чтобы посредством чередования напряжения и релаксации развить физическое самоосознание тела, когда снимается напряжение в теле, высвобождается энергия.
Снятие мышечного напряжения
Мышечное напряжение возникает в результате постоянного контроля эмоций. Жизнь так устроена, что мы должны все время сдерживать свои мысли и чувства. Из-за этого контроля психическая энергия, не нашедшая выхода в словах или действиях, задерживается в разных отделах тела, создавая напряжение в мышцах. Освобождение тела начинается с внимания к нему.
Такое же внимание нам нужно для отыскивания в себе зажимов в процессе ослабления мышц, о котором мы много говорили в свое время. А что такое мышечный зажим, как не застрявшая по пути двигательная энергия?
У нервных людей мышечные напряжения неизбежны во все моменты жизни. У актера, поскольку он человек, они всегда будут создаваться при публичном выступлении. Поэтому Станиславский предлагал занятия любым тренингом начинать именно со снятия напряжения в мышцах. Это не так просто, потому что мышечное напряжение имеет одну особенность — оно не исчезает, а «гуляет» по разным группам мышц.
Уменьшишь напряжение в спине — оно появится в плече, удалишь его оттуда — глядь, оно перекинулось на диафрагму. И так все время будут появляться там или здесь мышечные зажимы. Поэтому нужно постоянно и неустанно вести борьбу с этим недостатком, никогда не прекращать ее. Уничтожить зло нельзя, но бороться с ним необходимо. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или контролера.
Роль контролера трудная: он должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности. Мало того — его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность и не только для спокойных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема.
Конечно, при выработке механической привычки вначале приходится много думать о контролере и направлять его действие, а это отвлекает от творчества. Но впоследствии освобождение мышц или по крайней мере стремление к нему в минуты волнения становится нормальным явлением. Эта привычка должна вырабатываться ежедневно, систематически, не только во время класса и домашних упражнений, но и в самой реальной жизни, вне сцены, то есть в то время, когда человек ложится, встает, обедает, гуляет, работает, отдыхает, словом, во все моменты его существования. Мышечного контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, сделать его своей второй натурой. Только в таком случае мышечный контролер будет помогать нам в момент творчества. Если же мы будем работать над освобождением мышц лишь в отведенные для этого часы или минуты, то не добьемся желаемого результата, потому что такие, ограниченные временем, упражнения не выработают привычки, не доведут ее до пределов бессознательной, механической приученности.
В качестве тренинга на снятие напряжения мы предлагаем вам следующий гимнастический комплекс. Его рекомендуется выполнять каждый день.
Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите с левым плечом. Повторяйте Упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах.
Исходное положение — стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки — как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание.
Источник