Известно что семена некоторых растений чистотел фиалка копытень распространяются с помощью муравьев
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?
1) |
2) |
3) |
4) |
Откуда, согласно клеточной теории, появляются новые клетки у животных?
1) формируются из органоидов
2) от других клеток
3) путём реорганизации тканей
4) путём распада синцитиев
Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?
2) регулярное проветривание
3) облучение ультрафиолетовыми лучами
4) мытье полов горячей водой
Какой из видоизменённых органов является видоизменённым побегом?
Как называют способ вегетативного размножения растений, изображённый на рисунке?
1) размножение с помощью листового черенка
2) размножение прививкой
3) размножение с помощью видоизменённого побега
4) размножение отводками
Как называют процесс, при котором происходит восстановление утраченных частей тела организма?
Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие сухопутные животные, так как они
1) приспособлены к наземному размножению и развитию
2) имеют две пары рычажных конечностей
3) помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание
4) имеют развитую нервную систему
В какой части света из обозначенных на рисунке были найдены останки древнейших людей?
Нервные импульсы поступают непосредственно к железам по
1) аксонам двигательных нейронов
2) аксонам вставочных нейронов
3) серому веществу спинного мозга
4) белому веществу спинного мозга
К механической функции скелета человека относят
2) обмен минеральных солей
3) смягчение ударов при ходьбе
4) участие в иммунитете
Какую функцию выполняет кровь в организме человека?
Что может стать причиной гипертонической болезни человека?
1) употребление в пищу клетчатки и животных белков
2) ограничение в питании животных жиров
3) недостаток в пище поваренной соли
4) повышенное содержание адреналина в крови
Кровеносные сосуды и нервные окончания, входящие в состав зуба, расположены в мякоти
Организм человека производит тепло в результате
1) окисления углеводов
2) синтеза белков
4) газообмена в альвеолах
К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки?
Какой процесс характерен для человека, находящегося в состоянии быстрого сна?
1) торможение в восприятии внешних раздражителей
2) повышение давления крови
3) снижение частоты дыхания
4) расслабление мышц
Какой сосуд повреждён на рисунке?
К каким факторам относят деятельность человека в природе?
Известно, что семена некоторых растений (чистотел, фиалка, копытень) распространяются с помощью муравьёв. Как называют такой вид связи между организмами?
1) |
2) |
3) |
4) |
Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающий среды (по оси х отложена температура воздуха (°С), а по оси у — относительная работоспособность (в %)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает работоспособность человека?
1) снижается на всём указанном интервале
2) сначала незначительно растёт, а потом снижается
3) остаётся неизменной в указанном температурном интервале
4) медленно растёт в указанном интервале температур
Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
---|---|
Рецептор | Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс |
Чувствительный нейрон | . |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) проведение нервного импульса в ЦНС
2) обработка поступающей информации
3) непосредственное выполнение команды
4) проведение нервного импульса от ЦНС
Верны ли следующие суждения о нервной ткани человека?
А. Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и проводимость.
Б. Тела чувствительных нейронов лежат на пути к центральной нервной системе в нервных узлах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) воспаленные глаза
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
Известно, что лесные муравьи общественные насекомые.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения из шести, относящиеся к описанию данного признака этого насекомого и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) окраска их тела чёрная
2) длина тела достигает у самки 16−18 мм
3) бесплодные самки заботятся о потомстве
4) некоторые муравьи непрерывно переносят личинок и куколок
5) основным членом каждого гнезда является «царица», откладывающая яйца
6) рабочие муравьи берегут личинок от пересыхания и перегрева
Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
                            ОРГАНИЗМ                        | ТИП ЖИВОТНЫХ |
A) белая планария | 1) плоские черви |
Б) дождевой червь | 2) круглые черви |
В) печёночный сосальщик    | 3) кольчатые черви |
Г) человеческая аскарида | |
Д) свиной цепень |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Земноводные
4) царство Животные
5) отряд Бесхвостые
Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.
1) хромопласт | 2) вакуоли | 3) хлоропласт | 4) хлорофилл |
5) митохондрии | 6) целлюлоза | 7) гликоген | 8) глюкоза |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографию лошади породы голштинская. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Где образуются антитела при вакцинации?
2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?
3) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
Источник
Известно что семена некоторых растений чистотел фиалка копытень распространяются с помощью муравьев
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
На рисунке схематично изображена связь растительной клетки с окружающей средой.
Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?
На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет часть клетки, обозначенная буквой А?
1) производит питательные вещества
2) контролирует жизнедеятельность
3) запасает воду
4) поглощает энергию солнца
К какому царству относится организм, схема строения клетки которого изображена на рисунке?
Приспособлением к какому из условий среды является мозаичное расположение листьев?
1) к лучшему минеральному питанию растения
2) к максимальному испарению воды
3) к лучшей освещённости листьев
4) к подъёму воды на бóльшую высоту
Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно
1) наружное оплодотворение
2) разделение тела на голову, туловище и хвост
3) развитие с образованием личинки
4) внутреннее оплодотворение
Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) использование орудий труда
2) естественный отбор
3) наследственная изменчивость
4) борьба за существование
Какая система органов предохраняет организм от внешних воздействий?
Какой цифрой на рисунке обозначен трицепс?
Рассмотрите схему воспалительного процесса.
Что на ней обозначено под цифрой 1?
4) кровеносные сосуды
Какая система органов осуществляет постоянный приток кислорода и необходимых питательных веществ к клеткам и тканям организма?
Какое вещество начинает расщепляться под действием ферментов в ротовой полости человека?
Какая(-ие) структура(-ы) кожи выполняет(-ют) выделительную функцию?
2) сальные железы
3) роговой слой клеток
4) мышечные волокна
Что расположено в ухе человека непосредственно за барабанной перепонкой?
1) наружный слуховой проход
2) слуховая труба
Примером безусловного рефлекса является выделение слюны
1) при виде столовых приборов
2) на слово «пища»
3) во время приёма еды
4) на вид незнакомой пищи
Что следует сделать пострадавшему при вывихе?
1) самостоятельно вправить повреждённый сустав
2) обработать повреждённый сустав дезинфицирующим раствором
3) приложить тёплый предмет к повреждённому суставу
4) приложить холод и зафиксировать повреждённый сустав
К антропогенным экологическими факторам относится
1) ультрафиолетовое излучение
2) разлив нефти в океане
3) заражение глистами
4) заболевание гриппом
Известно, что семена некоторых растений (чистотел, фиалка, копытень) распространяются с помощью муравьёв. Как называют такой вид связи между организмами?
1) |
2) |
3) |
4) |
Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
---|---|
. | синтез белка |
лизосома | разрушение полимерных молекул |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
2) аппарат Гольджи
Верны ли следующие утверждения об устойчивости биоценоза?
А. Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивей.
Б. Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Изучите график зависимости влажности воздуха (отложено по оси у в у.ед.) от температуры (отложено по оси х в °С)
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) При отрицательных температурах влажность воздуха понижается.
2) Влажность повышается скачкообразно.
3) При температуре 30°С влажность воздуха равна 30 у.ед.
4) После достижения 30°С значения влажности перестают меняться.
5) Влажность меняется обратно пропорционально температуре.
Какими особенностями обладают грибы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) автотрофные организмы
2) в клеточных стенках есть хитин
3) все многоклеточные
4) некоторые образуют микоризу с растениями
6) растут всю жизнь
Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в размножении зависят от воды
2) имеют проводящие ткани
3) имеют корни и побеги с листьями
4) имеют вегетативные органы
5) образуют семена
6) размножаются спорами
Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) в зрелом состоянии отсутствует ядро | 1) эритроциты |
Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы     | 2) лейкоциты |
В) образуют антитела | |
Г) имеют форму двояковогнутого диска | Д) содержат гемоглобин |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2) Ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп.
3) В момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление.
4) Плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её.
5) В момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению.
6) Приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе.
Вставьте в текст «Ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
В организме человека выделяют четыре основные группы тканей. В ___________ (А) тканях хорошо развито межклеточное вещество. В ___________ (Б) и лимфе — межклеточное вещество ___________ (В). В ___________ (Г) тканях клетки плотно прилегают друг к другу. Эти ткани образуют покровы тела и выстилают полости внутренних органов.
1) эпителиальные | 2) соединительные | 3) покровные | 4) образовательные |
5) кровь | 6) жидкое | 7) прочное | 8) эластичное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие его внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Рассмотрите рисунок с изображением повреждений кровеносных сосудов. Какой вид кровотечения изображен на третьем рисунке? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.
Используя содержание текста «Пчеловодство», ответьте на следующие вопросы.
1) Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью?
2) Какое устройство имел улей типа «борти»?
3) Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным, чем улей-колода?
Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем — прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.
В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства — бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.
Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки — пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.
Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл — пчеловодство.
Молодой учёный изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. Они могут давать крылатое или бескрылое потомство, в зависимости от многих условий окружающей среды, таких как температура, влажность, длина светового дня, интенсивность света, количество пищи, качество и длина волны света. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество крылатых тлей в процентах по дням наблюдения.
Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
1. При каком свете число крылатых тлей было наибольшим?
2. Опишите динамику количества крылатых тлей по неделям.
3. Опишите влияние красного света на развитие крыльев у тлей.
На обеде в школьной столовой Василиса съела суп молочный с макаронными изделиями, мясные биточки, гарнир из отварного риса и кисель.
1) Каково количество белков в школьном обеде Василисы?
2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст 12 лет, а вес 40 кг?
3) С заболеванием какой системы органов часто связано развитие ожирение?
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи
организма человека (в %)
Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча |
---|---|---|---|
Белки, жиры, гликоген | 7–9 | Отсутствуют | Отсутствуют |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует |
Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 |
Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
потребность, ккал
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
Источник