- Кто, как не Бог, силен мне помочь?
- Как помогает Бог? Как увидеть помощь Бога? Почему мы живем плохо и как это исправить?
- Как Бог помог мне избавиться от уныния и слабости? Без труда не выловишь и рыбку из пруда
- Как Бог помог мне избавиться от уныния и слабости
- Простое правило
- Два пути
- Страсти, и как от них избавиться?
- Как бороться со страстями?
- Страсти искореняются легко, пока они «молоды»
- Как избавиться от страстей
- Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями
- Нужно сажать, чтобы Бог возрастил
Кто, как не Бог, силен мне помочь?
В жизни любого человека случаются периоды, о которых поэт сказал: «Бывают дни, когда опустишь руки, / И нет ни слов, ни музыки, ни сил» [1] . В медицине это состояние называется депрессией, в святоотеческой литературе – унынием. Страсть эту святые отцы относят к разряду наиболее тяжелых, и борьба с ней считается крайне трудной, поскольку упомянутое состояние подобно если не душевной смерти, то душевному омертвению. Парализуются наши психические, а с ними и физические силы. Парализуются не только ум, чувства, но и – самое печальное – наша воля. При этом человек не только не может жить по евангельским заповедям (а кто, по большому счету, может?), но зачастую уже и не хочет. По этой причине человек за победу над страстью уныния получает самый большой венец: «Во время уныния обнаруживаются подвижники; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние» [2] .
Конечно, уныние не муха: рукой не отгонишь, но у святых отцов можно найти ряд советов, которые помогут нам преодолеть это навязчивое состояние. И один из наиболее важных – это воспоминание о том, что Бог видит, помнит, любит нас и все делает для нашего блага.
В состоянии уныния словно мрачные тучи обступают нас со всех сторон. Кажется, что нет просвета, нет надежды на то, что жизнь наладится, кругом тупик и полный мрак. Но стоит попытаться лишь ненадолго отойти от вошедших в привычку мрачных мыслей и вспомнить о Боге, все может измениться.
Преподобный Ефрем Сирин: «К истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге»
«Да, – скажем мы себе, – все плохо, все ужасно. Но ведь Господь знает это. От Него ничто не скрыто. Бог попустил эту ситуацию, а значит, с ней можно справиться. Господь видит меня. Он видит мои трудности, мои немощи, мое малодушие. И кто, как не Бог, силен мне помочь?!» А если к этим мыслям мы приложим еще и молитву, то нет сомнения, что уныние вскоре рассеется, как дым под действием сильного ветра. Об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «К истреблению… уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге» [3] .
А чтобы в нужный момент нам вспомнить о Боге и Его Промысле, следует и в спокойном, и даже в радостном состоянии чаще прибегать к молитве, а также к примерам из Священного Писания и житийной литературы.
Так, если за исполнение Божественной заповеди нам нужно заплатить цену, которая кажется нам непосильной, то вспомним праотца Авраама, готового принести в жертву Богу самое дорогое, что у него было, и чем это закончилось. И скажем вместе с ним: «На горе Иеговы усмотрится» (Быт. 22: 14).
Если мы претерпеваем справедливые или несправедливые притеснения со стороны людей, от которых зависит наше земное благополучие, то можем вспомнить историю Агари из Книги Бытия. Агарь в отчаянии убегает от своей госпожи в пустыню, но ей является ангел Божий, который убеждает вернуться обратно и пророчествует о том, что ожидает в будущем ее и ее сына, которому предстоит родиться. «И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня» (Быт. 16: 13).
Когда нам кажется, что наши таланты пропадают даром, окружающие или начальство недооценивают нас, что мы достойны более высокого положения, то следует освежить в памяти историю царя Давида. Кем он был? Неизвестным юношей пастухом, который пас скот отца своего Иессея, фигурой столь незначительной не только в израильском народе, но и в своей семье, что когда пророк Самуил просит Иессея позвать всех сыновей к участию в жертвоприношении, то о Давиде просто не вспоминают.
Но Господь избирает его, и неизвестный пастух становится царем Израиля, потому что Бог видит его веру и доброе расположение души. «И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания Своего. Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь» (Пс. 151: 3–5).
Некоторые супружеские пары скорбят о том, что не имеют детей. И здесь мы находим ряд библейских примеров. Святые Авраам и Сарра, пророк Захария и праведная Елисавета, богоотцы Иоаким и Анна являют нам образец того, как сохранить веру и благочестие в бездетности, сопровождающейся унижениями от окружающих. Они не стали добиваться исполнения своего желания любой ценой и были вознаграждены, прежде всего, Божественными милостью и благоволением, а после – и рождением детей, через которых было совершено спасение всего человечества.
И, кратко сказать, во всех встречающихся жизненных трудностях будем помнить, что Бог видит нас и не преминет оказать нам Свою всемогущую помощь в нужное время. Нам же необходимо, прежде всего, следить, насколько мы стараемся жить по евангельским заповедям: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13: 5). В остальном возложим надежду на Бога, чтобы исполнилось неложное обетование Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).
Впрочем, даже если при жизни какой-нибудь достойный человек остался в безвестности и не дождался исполнения своих желаний, то и здесь можно быть уверенным, что он не забыт у Бога.
К примеру, о жизни праведного Иакова Боровичского нам практически ничего не известно. Но Господь пожелал прославить Своего угодника и сделал так, что льдину, на которой находился гроб с мощами святого, прибило к селению Боровичи, что в Новгородской земле, и сам святой в сонном видении жителям села открыл свое имя.
Подвиг лесбосских мучеников, пострадавших от турок в XV веке, по человеческому рассуждению должен был остаться совершенно неизвестным, поскольку память об этих событиях не сохранилась, а монастырь, где пострадали святые, был разрушен. Но по прошествии без малого пяти веков сами исповедники Христовы, являясь благочестивым жителям острова Лесбос, поведали о пытках и смерти, которые они претерпели за верность Христу, и указали места, где были найдены их святые останки. Теперь святые исповедники веры прославлены, а на месте их мученического подвига возведен монастырь в честь одного из пострадавших – святого архимандрита Рафаила.
Трудности христианской жизни всегда облегчаются Божественными утешениями
Похожие события привели к прославлению преподобномученика и чудотворца Ефрема Неа-Макринского. Да и вся история нашей Церкви наполнена подобного рода примерами.
Конечно, преодоление непростых жизненных ситуаций и искушений связано с перенесением разного рода трудностей, физических и душевных. Иначе спастись нельзя, «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель», и «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7: 13, 14).
Но трудности христианской жизни всегда облегчаются Божественными утешениями. Господь явным образом открывает Своим последователям, что Он видит и не оставляет их. Это можно проиллюстрировать словами преподобного Нектария Оптинского: «И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней – так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести ее. Тогда приходит благодать и разметывает эту гору камней, как гору сухих листьев» [4] .
От нас же требуются лишь терпение и вера в то, что Господь помнит нас и смотрит на нас с любовью: «Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13: 10).
Источник
Как помогает Бог? Как увидеть помощь Бога? Почему мы живем плохо и как это исправить?
Когда мы просим Бога о помощи, зачастую эта помощь приходит дозированно. Нам дается ровно настолько, насколько мы способны измениться. Предположим человек просит помочь ему зарабатывать больше. Бог видит, что этот человек способен ремонтировать автомобили, но чтобы он стал на этом зарабатывать, ему придется повысить свое мастерство.
И Бог дает ему такую возможность. Допустим, направляя к просителю знакомого со сломанным автомобилем. Знакомый просит ему помочь отремонтировать автомобиль бесплатно, но за эту возможность нужно хвататься. Если проситель упустит возможность повысить свое мастерство в сфере ремонта автомобилей, он отрубит возможность зарабатывать на этом в будущем.
Или девушка просит Бога помочь ей найти вторую половинку. И вдруг знакомая приглашает ее на свой день рождения. Это приглашение, возможно, было не случайным, потому что именно там девушку ждет парень, который станет ее мужем.
Но чаще всего чтобы мы получили желаемое, нам придется здорово поработать над собой. К сожалению, многие из нас не способны или не желают много и качественно трудиться. Не готовы к подработкам. Не в состоянии удержать полноценные отношения. Не могут быть верными и альтруистичными. У многих из нас не хватает сил на занятия спортом. Нет энергии увидеть причину в себе и стать лучше. И многое-многое другое.
Бог прекрасно видит, что Его просит девушка (или парень) помочь ей найти вторую половинку. Но он также видит, что она полна похоти и пройдет мимо парня, с которым могла бы быть счастлива. Но зацепится за мужчину, которому нужен от нее лишь разовый секс.
Поэтому Бог начинает таких людей учить, давая им нужную информацию, позволяющую избавиться от пороков и слабостей. Такая информация исходит от людей или же от случайно попадающихся на глаза статей (видеороликов) и даже от болезненных жизненных уроков.
Рассмотрим еще один пример. Мужчина просит Бога помочь ему больше зарабатывать. Но сам не желает больше и качественнее трудиться. Не хочет работать над собой и повышать свой профессионализм. Отказывается от подработок.
Бог знает, что если Он просителю покажет, что тот может подрабатывать таксистом, проситель откажется. Бог знает, что если Он поможет просителю подняться по карьерной лестнице, то проситель не справится. Бог знает, что если Он даст просителю новую работу, то проситель снова все испортит своей ленью и гордыней, потому что причина плохой жизни просителя не во вне, а внутри него.
Богу ничего не остается, как продолжать учить этого человека ударами судьбы и тяжелым внутренним состоянием. Бог знает, что только этот путь поможет однажды прозреть этому человеку. И в один прекрасный момент, настрадавшись, этот человек прозреет. Он поймет, что чтобы лучше жить придется много и качественно трудиться. Придется обучаться и совершенствоваться. Придется учиться коммуникабельности. Придется уважать и понимать людей. Придется быть честным, справедливым и пунктуальным. Придется поменяться. И как только этот человек это все поймет и начнет меняться, сразу же будет улучшаться и его жизнь.
Тоже самое касается человека, который хочет найти вторую половинку, но не умеет удерживать любовь. Ему придется осознать что в отношениях надо быть альтруистом, а не эгоистом. Нельзя даже мысленно изменять, но необходимо всегда хранить верность. Обязательно ВСЕГДА вкладывать время и силы в семью, а не только в букетно-конфетный период. Необходимо направлять вектор в семью даже в моменты ссор и душевного отчуждения. Непременно избавляться от своих вредных привычек и пороков, которые ломают семейные отношения. Безусловно необходимо обеспечивать и защищать свою семью. Как только человек это поймет и начнет работать над собой, его шансы построить крепкую и счастливую семью начнут расти. А пока он этого не поймет — его ждут измены, расставания, скандалы, переживания, депрессии и одиночество.
Учитесь видеть руку, которую Нам протягивает Бог. Эта невидимая помощь всегда рядом, но чтобы ее заметить необходимо убрать свою гордыню и довериться Богу. Бог всегда готов помочь и тот, кто открыт Богу, эту помощь принимает, учится и становится лучше. А за внутренними улучшениями происходят улучшения и во вне. Улучшается жизнь, здоровье и мировосприятие.
Откройтесь Богу и навсегда запомните — все случайности не случайны и любое болезненное событие это всего лишь урок, который нужно понять и выучить.
Источник
Как Бог помог мне избавиться от уныния и слабости? Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Когда мы ведём неправильный образ жизни, мы постепенно создаём себе условия, подстегивающие нас изменить направление. Другими словами, чем хуже (неадекватно, неверно, плохо, не по Божьи, неэффективно и тому подобное) мы поступаем, тем существеннее будет расплата.
Приведу пример из своей жизни. До 30 лет (сейчас мне 39) я имел ряд неверных убеждений и установок, которые определяли мою жизнь. Я хотел много отдыхать, много путешествовать и ничего не делать. Я отлынивал от работы и искал источники дохода, которые приносят прибыль сами по себе. Я не хотел вкладываться и работать, зато мечтал брать, потреблять, использовать и развлекаться.
К счастью, жизнь имеет свои правила и законы. Одним из этих правил является — сначала мы вкладываем усилия, а потом мы получаем результат. Если усилий было недостаточно, тогда не будет и нужного результата. Или без труда не выловишь и рыбку из пруда. А потому не получал желаемого результата и я.
Кроме того, эти и похожие на них убеждения сделали меня слабым, ленивым и не энергичным человеком. Моя жизнь наполнилась унынием и негативом. Из-за неправильного образа жизни окрепло множество вредных привычек, среди которых были по()нозависимость и боязнь углов.
Как Бог помог мне избавиться от уныния и слабости
Благодарю Бога за то, что позволил мне не сдаться перед множеством пороков и слабостей. За то, что показал, как начать активно работать над собой. Благодарю Бога за то, что показывал путь, давал силы и буквально вытягивал меня за волосы из того болота, в которое я сам себя загнал.
Сегодня Бог направляет ко мне с вопросами людей, которые оказались в той же ситуации, в которой я был 9 лет назад. Их всех, как и меня в прошлом, объединяют неверные установки и убеждения. Одной из таких ошибок выступает неверное отношение к труду и спорту.
Простое правило
Здесь нужно запомнить простое правило — чем больше мы делаем, тем больше энергии к нам поступает. Именно благодаря упорному труду и спорту мне удалось выбраться из того положения. А силы на это дал мне Бог.
Всё очень просто. Если человек далёк от Бога, бездельничает, жалеет себя, смотрит по()но, курит, выпивает, употребляет наркотики, ленится, ведёт малоподвижный образ жизни, не занимается спортом, плохо относится к другим людям, не любит себя, боится сложностей, мечтает ничего не делать и прочее, тогда он обрастает унынием, ленью, вредными привычками и пороками. К нему перестаёт поступать жизненная энергия, он становится безвольным и слабым. И чем глубже он заходит в это болото, тем хуже ему живётся.
Два пути
Это касается всех людей. Женщин и мужчин, молодых и старых, больных и здоровых, верующих и атеистов, без исключений. И перед людьми с ошибочными убеждениями возникает всего два пути. Либо начать путь назад, через усилия и боль преодолений, через исправление своих ошибок и изменение себя. Либо продолжить катиться вниз, жалея себя и потакая своим слабостям и вредным привычкам. А какой путь выбираете вы?
Друзья, пишите комментарии и ставьте оценку статье. Это очень важно для нас!
Источник
Страсти, и как от них избавиться?
В этой статье Вы найдёте наставления старца Паисия о страсти. Как избавиться от страстей, похоти и блуда? Ответы — в диалогах со святогорским старцем!
Как бороться со страстями?
— Когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает?
— Если мы не видим преуспеяния в подвиге — значит у нас нет трезвения или Бог не попускает нам идти дальше, дабы мы не возгордились и не повредили себе.
— Геронда, мне кажется, что я с каждым днём становлюсь всё хуже и хуже, что же со мной будет?
— В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в человеке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап — это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отнимает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало — значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше человек продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои недостатки и несовершенство, а это — прогресс.
— Геронда, может так быть, что Бог меня не слышит, когда я прошу Его избавить меня от страсти?
— Что наш Бог — Ваал? (См.3Цар.18,26) Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью прогоняешь Его помощь.
Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.
Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога помочь нам избавиться от какой-либо страсти и не получаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть — гордость. Поскольку мы не видим гордости, то Бог попускает оставаться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда получим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице.
Страсти искореняются легко, пока они «молоды»
— Геронда, вижу, что у меня много страстей.
— Да, страстей в тебе много, но и возраст у тебя молодой, и мужество есть, чтобы потрудиться и очистить свой сад от колючек и насадить лилии, гиацинты, розы, а потом смотреть на всё это и радоваться. Пока ты молодая, страсти у тебя, словно молодые побеги, искореняются легко. И бурьян, и колючка пока не выросли, легко выдёргиваются из земли, но когда наберут силу и огрубеют, то вырываются с трудом. И крапива, когда пускает первые листочки, мягкая на ощупь, как и базилик. Можно её спокойно взять в руки, потому что её побеги ещё молодые. Поэтому постарайся искоренить в себе страсти, пока ты молода, если оставить их расти дальше, то потом душу поработят различные похоти, и уже будет трудно от них избавиться.
Люди, которые в молодости не искореняют свои страсти, в старости очень страдают, потому что их страсти стареют вместе с ними и переходят в трудноизлечимую привычку. С возрастом человек начинает любить свои страсти, становится более снисходительным к себе, воля ослабевает, и бороться со страстями становится труднее. В молодости человек энергичен и, если он направит эту энергию на искоренение страстей, преуспеет.
Как избавиться от страстей
— Геронда, почему я постоянно страдаю от объедения?
— Потому что здесь у тебя слабое место. Диавол нападает на заставу, что послабее, другие — хорошо защищенные — он не трогает. «Если мне удастся захватить эту заставу, — говорит он, — то потом одну за одной захвачу и другие». Поэтому слабое место нужно хорошо укреплять.
— Видя свои страсти, я совершенно теряюсь.
— Не теряйся и не робей. Смело одну за другой побеждай свои страсти, начиная с самой главной. Полезно вначале особо не рассуждать, а брать и истреблять самые грубые, наиболее заметные. И когда начнут засыхать толстые корни главных страстей, то вместе с ними станут засыхать и более тонкие корешки. Следовательно, искореняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше
— Почему, геронда, хотя я постоянно решаю начать серьёзную борьбу со страстями, но так ничего и не делаю?
— Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и добродетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добродетелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются противоположные им добродетели. Скажем, ты завидуешь. Если ты будешь бороться против зависти, возделывать в себе любовь, доброту, то, победив зависть, одновременно освободишься от гнева, осуждения, злобы, печали.
— Геронда, а страсти или дурные привычки лучше отсекать сразу или избавляться от них постепенно?
— Лучше, если можешь, отсечь их сразу — иначе они будут расти. Здесь ждать не надо. Когда человек переходит ручей, особенно зимой, то старается перебежать на другой берег как можно быстрее, чтобы не замёрзнуть. Если перебежит быстро, то замёрзнуть не успеет. Кони, когда их привязывают, одним резким движением обрывают узду, так и при искушении — обрывать узду надо резко.
— Геронда, авва Исаак Сирин говорит «Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя». Может бесстрастный человек смущаться страстями?
— Может, но что бы диавол ему не подбрасывал, всё это сгорает в божественном огне, который в подвижнике воспламенился. Диавол не прекращает искушать человека, но, если человек не принимает вражеских внушений, тогда сердце его очищается и в нём поселяется Христос. Его сердце превращается в пещь, в «купину неопальную» (См. Исх. 3,2-3), и что бы потом ни попало в сердце — всё сгорает.
Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями
— Геронда, может ли только одна благодарность Богу подвигнуть нас на борьбу со страстями?
— Одной благодарности к Богу недостаточно, необходимо ещё благое произволение, признание собственной греховности и усердный подвиг.
— Память смертная помогает внутреннему деланию?
— Да, очень помогает. Если мы имеем смертную память с надеждой на Бога, то познаем суетность этого мира и получим духовную помощь. Поэтому нужно приводить на ум Суд Божий и не забывать, что нам предстоит дать ответ в своих нераскаянных грехах. «Что я делаю? Почему живу так нерадиво? Если я сейчас умру, то что со мной будет? Разве я заключил договор со смертью? Ведь умирают и большие и малые». Если я буду думать о том, что Бог вскоре может меня призвать к Себе, то грешить не буду.
Чтобы страсти умерли, мы должны думать о смерти, о будущем Суде и показать усердие ко Христу, Который много пострадал, чтобы нас искупить. Борьба со страстями — это постоянное сладкое мученичество за соблюдение заповедей ради любви Христовой. Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями и оскорбить Христа
— Геронда, мне тяжело бороться.
— Занозу и то больно из пальца вытаскивать, а выдергивать из себя страсть намного больнее! Знай ещё, что когда человек старается отсечь какую-нибудь страсть, то искушение ставит на пути его препятствия, и человек страдает, как страдает бесноватый, когда его отчитывают, потому что в этот момент идёт борьба с Диаволом. Но потом бесноватый освобождается.
Очищение себя не происходит автоматически, без труда, нажатием кнопки. Страсти отсекаются не сразу, как ствол дерева не перепиливается одним движением Пилой работают долго, пока не пропилят весь ствол насквозь. Но и на этом работа не заканчивается. Чтобы бревно стало мебелью, сколько нужно труда! Сначала нужно бревно распилить на доски, затем их будет долго обрабатывать мастер, делая из них нужную мебель.
— А если я не понимаю, что этот труд необходим?
— Тогда останешься пнём и тебя бросят в огонь.
Нужно сажать, чтобы Бог возрастил
— Геронда, каждый день я говорю: «С завтрашнего дня начну молиться и исправляться», но всё остаётся по-прежнему.
— Поставляй впереди Бога, говори так: «Силой Божией я буду стараться исправиться», тогда Бог поможет. То, что ты хочешь исправиться, означает, что принимаешь помощь. Просишь у Бога помощи — и Он призирает на тебя. Делаешь то немногое, что можешь сделать, и так идёшь вперёд. Кто из людей, видя, как маленький ребёнок своими ручками старается сдвинуть с места большой камень, не подбежит к нему, чтобы помочь? Так и Бог, видя твоё небольшое усилие, поможет тебе победить.
Некоторые, хотя сами не прилагают никаких усилий к исправлению, говорят. «Христе мой, во мне есть такие-то страсти. Ты можешь меня от них избавить. Избавь меня от них!» Как тут Бог сможет помочь? Чтобы Бог помог, нужно, чтобы сам человек постарался. Есть некоторые вещи, которые должен сделать сам человек, чтобы потом Бог послал Свою помощь. Не бывает так, чтобы человек получил помощь, если он сам не желает себе помочь.
Иногда мы пытаемся стяжать благодать и дары Божий каким-то магическим способом Думаем, что без борьбы приобретём какую-нибудь добродетель и даже станем святыми. Но, чтобы Бог что-то дал, мы должны поусердствовать. Как Бог нам может что-то дать без нашего труда? В тропаре как: сказано? «Пустыни бесплодное возделал еси» (Из тропаря преподобному, ин тропарь, глас 8-й). Бог даёт дождь, размягчает землю, но мы должны «обрабатывать» своё поле. Земля готова, но нужно пустить лемех по полю и его засеять. И тогда что посеем — то и пожнем Если не пахать, то как сеять? А если не посеем, то что будем жать?
Поэтому не надо спрашивать, что Бог может сделать, но надо себя спрашивать, что я могу сделать. В банке у Христа проценты очень высокие. Но если у нас нет счёта в этом банке, то как нам получить оттуда деньги?
Печатается по изданию: Старец Паисий Святогорец.
Страсти и добродетели. М., Святая гора», 2008
Источник