- Сожжение еретика. Церковь и еретики
- Зарождение ересей
- Катары
- Как боролись с еретиками
- Аутодафе
- Кто еще приравнивался к еретикам?
- Церковь и еретики на Руси
- Еретиков сжигали из любви к людям
- Догмат о наказании еретиков, отторгающихся сегодня от Святой Соборной Апостольской Восточной Церкви
- Предисловие к изложению
- Часть I. Камень Истинного Учения
- Глава 1. Твердость камня от Священного Писания Ветхого Завета
- Глава 2. Твердость камня от Священного Писания Нового Завета
- Глава 3. Твердость камня от свидетельств Святых Отцов
- Глава 4. Твердость камня от законов благочестивых царей
- Глава 5. Твердость камня от доказательств
- Часть II. Камень претыкания и соблазна
- Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания Ветхого Завета
- Глава 2. Претыкания о камень Священного Писания Нового Завета
- Глава 3. Претыкания о камень собственного суемудрия
- Вам может быть интересно:
Сожжение еретика. Церковь и еретики
Так сложилось, что о еретиках, а точнее о наказаниях еретиков, вспоминают чаще всего в связи с ведовскими процессами и инквизицией — явлениями, характерными для стран Европы: преимущественно Италии, Южной Франции, Испании и Португалии. Но было бы ошибкой считать, что в землях, неподвластных Папе Римскому, инакомыслящие могли чувствовать себя в безопасности. Публичное сожжение еретика – самая распространенная мера наказания – практиковалось и в Византии, и на Руси.
Зарождение ересей
С греческого слово «ересь» переводится как «направление» или «школа». На заре христианства, в 1-2-м веках н. э., единой культовой системы еще не сложилось. Существовало множество общин, сект, каждая из которых по-своему трактовала отдельные аспекты учения: триединство, природу Христа и Богоматери, эсхатологию, иерархическое устройство церкви. В 4-м веке н. э. этому положил конец император Константин: без поддержки светской власти официальная церковь, тогда еще слабая, не смогла бы унифицировать культ. Ересями было объявлено сперва арианство, потом несторианство. Подверглись преследованиям донатисты и монтанисты. Церковные иерархи раннего Средневековья, руководствуясь новозаветными посланиями, придали этому понятию негативный оттенок. Однако сожжение на костре еретиков в те времена еще не стало обычным явлением.
В еретических учениях начала новой эпохи не было яркого политического или социального подтекста. Но с течением времени верующие начали критиковать существующую церковную иерархию, сотрудничество церкви с мирской властью, обогащение священников и их лицемерие.
Катары
В 11-13-м веках костры запылали по всей Европе. Сожжение еретика стало представляться церковным иерархам самым простым способом избавиться от оппозиционеров. Раскол Церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) в 11-м веке послужил стимулом к появлению новых учений. Самыми известными идеологическими противниками Католической Церкви стали катары, или «чистые». В большой степени их развитая богословская система опиралась на языческие традиции, в частности на манихейство, которое предполагало равенство сил бога и дьявола. Устройство мира катары не считали совершенным. Они критиковали государственные институты, стяжательство священнослужителей и открыто назвали Папу слугой дьявола. Катары проповедовали аскетизм, добродетельность, трудолюбие. Они создали свою собственную церковную организацию и пользовались большим авторитетом. Иногда словом «катары» объединяют представителей других учений, имеющих сходные черты: вальденсов, богомилов, павликиан. В 1209 году папа Иннокентий III взялся за катаров всерьез, предложив соседним феодалам искоренить еретиков и забрать себе их земли.
Как боролись с еретиками
Духовенство предпочитало расправляться с инакомыслящими руками мирских правителей. Те чаще всего не возражали, поскольку сами боялись отлучения от церкви. В 1215 году Иннокентием III был создан специальный орган церковного суда – инквизиция. Работникам (преимущественно из ордена доминиканцев – «Псов Господних») следовало отыскивать еретиков, составлять обвинения против них, допрашивать и карать.
Процесс над еретиком обычно сопровождался пытками (палаческое искусство в этот период получило стимул к развитию, и сформировался впечатляющий арсенал пыточных орудий). Но вне зависимости от того, чем завершалось дознание, вынесение приговора и его исполнение должно было осуществлять светское лицо. Какой приговор выносили чаще всего? Сожжение еретика при большом скоплении народа. Почему именно сожжение? Потому что казнь должна была быть такой, чтобы Церковь нельзя было уличить в кровопролитии. Кроме того, пламя наделялось очистительными свойствами.
Аутодафе
Сожжение еретика было актом устрашения. Поэтому на казни должно было присутствовать как можно больше народа всех сословий. Церемония назначалась на праздничный день и называлась «аутодафе» («акт веры»). Накануне украшали площадь, строили трибуны для знатных господ и общественные туалеты. Церковные колокола было принято оборачивать мокрой тканью: так они звучали более глухо и «траурно». С утра священник служил мессу, инквизитор читал проповедь, а школьники пели гимны. Наконец, оглашались приговоры. Затем их приводили в исполнение. Сожжение еретика было одним из самых строгих наказаний, осуществлявшихся в рамках аутодафе. Также практиковались: епитимья (например, паломничество), пожизненное ношение позорных знаков, прилюдное бичевание, тюремное заключение.
Но если обвинение было серьезным, у осужденного практически не было шансов. Вследствие пыток «еретик» в большинстве случаев признавал свою вину. После этого его удавливали и сжигали привязанный к столбу труп. Если же перед самой казнью он вдруг начинал отрицать то, что сказал накануне, его ждало сожжение живьем, иногда на медленном огне (для этого специально готовили сырые дрова).
Кто еще приравнивался к еретикам?
Если кто-то из родственников осужденного не приходил на казнь, его могли заподозрить в пособничестве. Поэтому аутодафе всегда пользовались популярностью. Несмотря на то что на месте осужденного мог оказаться практически кто угодно, толпа издевалась над «еретиками» и осыпала их оскорблениями.
Сожжение грозило не только политическим и идеологическим оппонентам Церкви и феодалам. Массово казнили женщин по обвинению в ведовстве (на них было удобно перекладывать вину за разного рода бедствия), ученых — преимущественно астрономов, философов и врачей (так как церковь опиралась на невежество народа и не была заинтересована в распространении знаний), изобретателей (за попытки усовершенствования идеально устроенного Богом мира), беглых монахов, иноверцев (особенно иудеев), проповедников иных религий. На самом деле, осудить могли кого угодно и за что угодно. Отметим также, что церковь забирала имущество казненного.
Церковь и еретики на Руси
Самыми главными врагами Православной Церкви стали старообрядцы. Но раскол произошел только в 17-м веке, а до этого времени по всей стране активно сжигали представителей различных ересей идеологически-социального толка: стригольников, жидовствующих и других. Казнили также за хранение еретических книг, хулу на церковь, Христа и Богородицу, колдовство, побеги из монастыря. В общем, Московия мало отличалась от Испании по части фанатизма местных «инквизиторов», разве что казни были более разнообразными и имели национальную специфику: например, сожжение еретика осуществлялось не на столбе, а в срубе.
Русская Православная Церковь только в 1971 году признала свои заблуждения относительно старообрядцев. Но покаяния другим «еретикам» она так и не принесла.
Источник
Еретиков сжигали из любви к людям
Современный человек приходит в ужас, читая о средневековых казнях еретиков или о наказаниях в наши дни в исламских странах Востока. Причем и первое, и второе кажется ему явлениями одного порядка. Но каковы на самом деле были мотивы исламских фундаменталистов и защитников чистоты церковного учения? Можно ли понять их, стоя на позициях гуманизма?
В обществе по сей день бытует стереотип, будто Средневековье было «диким, мрачным и темным», и неотъемлемой частью средневековой истории является «охота на ведьм». Под ведьмами подразумеваются не просто колдуны и оккультисты, но вообще любые инакомыслящие — особенно, конечно, «прогрессивные ученые».
Живучесть идеи о «средневековой охоте на ведьм» долгое время поддерживалась чисто политическими факторами: борьбой протестантских и католических государств в Новое время в Европе, в ходе которой каждая из сторон пыталась выставить противоположную кровожадным чудовищем. «Второе дыхание» эта идея получила в годы борьбы с религией в странах социалистического лагеря.
Проблема была подвергнута объективному и всестороннему научному анализу, никто из историков не сомневается: охоты на ведьм в Средневековье не было. На самом деле, «охота на ведьм» началась в Европе в эпоху Возрождения и продолжалась примерно с 1450 по 1700 год. Последние случаи сожжения ведьм имели место в конце XVIII века.
В раннем средневековье церковное право следовало взглядам блаженного Августина, считавшего, что сама вера в колдовство есть ересь и внушается бесами — на самом же деле никакие бесовские ухищрения не могут повредить христианину. Вера в колдовство была запрещена в империи Карла Великого. Знаменитая же инквизиция занималась преследованием прежде всего еретиков, в частности, катаров. Ведьмы, даже если допустить их существование, не представляли для инквизиции никакого интереса. Например, в так называемом деле «Madonna Oriente» миланская инквизиция долгое время не знала, что делать с двумя женщинами, которые в 1384 и 1390 годах признались, что участвовали в чем-то вроде белой магии.
Характер массового психоза «охота на ведьм» приобрела уже в годы реформации. В те годы, пока католическая церковь в Европе была сильна, инквизиторы часто вырывали обвиняемого из рук толпы и предлагали хоть какую-то формальную процедуру расследования, в которой можно было и оправдаться. Например, от обвинения в колдовстве была оправдана мать астронома Кеплера.
Неверно утверждение, что ответственность за охоту на ведьм лежит на католической церкви — протестанты усердствовали в этом намного больше. В протестантских странах основными инициаторами и активными деятелями охоты на ведьм были самые что ни на есть светские власти — местные судьи, мэры городов, князья отдельных земель, — а вовсе не церковные. Знаменитый «Молот ведьм» был запрещен католической церковью через пять лет после выхода из печати. Из материалов дел против ведьм известно, что основные регионы «охоты» были как раз преимущественно протестантскими: Германия (точно известное число казней за все время охоты на ведьм — более 8000 человек, а общее, по оценкам, — до 30 000), юг Франции, Швейцария.
Также, благодаря живучему стереотипу, «мучеником за свободу мысли» и «ученым, внесшим значительный вклад в науку» многие по сей день считают Джордано Бруно. На самом деле, он не был ни физиком, ни астрономом, ни продолжателем дела Николая Коперника. Бруно был поэтом, философом и оккультистом. С точки зрения католической церкви он являлся еретиком, так как не верил в Бога-Творца и описывал пантеистическую картину мира. Его судили и сожгли на костре как беглого монаха и отступника от веры. Инквизиторы предлагали Джордано Бруно восьмилетнее покаяние, но он остался верен своим философским построениям, которые называл «героическим энтузиазмом». Никаких научных даже по меркам XVII века трудов после Джордано Бруно не осталось, зато до наших дней дошел его магический трактат. В одной из глав книги описывается, как убить человека с помощью магии. Читая заклинание, нужно подробно, в красках описать подробности и обстоятельства той смерть, которую колдун хочет наслать на жертву своим проклятием.
Остается разобраться с тем, кто такие еретики с точки зрения Церкви. Согласно церковному учению, спастись, то есть обрести вечную жизнь со Христом, можно, только имея правую веру. Именно для утверждения правой веры собирались Вселенские соборы. Таким образом, еретик с точки зрения христианина предстает носителем опасной заразы, которая может увлечь поверивших ему людей в вечную погибель. Здесь можно вспомнить душераздирающие сцены из фильмов про смертельных вирусов или зомби: твоя любимая девушка заражена, выбирай — или убьешь ее, или погибнет все человечество.
Кроме того, отнюдь не всегда еретики были безобидными странствующими философами. В некоторые исторические периоды еретические сообщества становились весьма влиятельными и приходили к власти — например, иконоборцы в Византии, подвергавшие православных пыткам и казням. Весьма влиятельна была в России в конце XV — начале XVI века секта, получившая название «ересь жидовствующих». Если бы не преподобный Иосиф Волоцкий, которого часто обвиняют в неоправданной жестокости по отношению к членам секты, «жидовствующие» имели все шансы прийти к власти и уничтожить в России православие. Это была война за смыслы, за мировоззренческий выбор страны.
Жестокие наказания в исламских странах Востока за несоблюдение норм шариата имеют совсем другие мотивы. Человека европейской культуры и либеральных взглядов ужасают новостные сообщения о том, что в Чечне из пейнтбольных ружей обстреливали девушек без платков, при этом одной из них выбили глаз, а в Иране мать двоих детей приговорили за супружескую измену к казни через побитие камнями. Власти этих стран знают, что делают — ведь государство или общество, в основе которого лежит соблюдение традиции, можно сохранить только через жесткое соблюдение традиции. Иначе это будет уже другое государство на той же земле. Если с христианской точки зрения еретик — это опасный заразный больной, который многих может увлечь в вечную погибель, то с точки зрения исламского государства тот, кто нарушает нормы шариата — государственный преступник.
Стоит добавить, что с православной точки зрения традиция не обладает той ценностью, которую имеет чистота веры. Поэтому вас должно настораживать, если кто-либо, называя себя православным, возводит традицию в ранг догмата. Например, рассуждает: «Вот, придем мы к власти, запретим рок-музыку, а женщин заставим носить платки, длинные юбки, отрастить косы и сидеть дома». По некоторым пророчествам, именно под лозунгами традиционализма к власти в России придет антихрист.
Все самое интересное читайте в рубрике «Религия»
Сентябрь, 2010
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник
Догмат о наказании еретиков, отторгающихся сегодня от Святой Соборной Апостольской Восточной Церкви
Предисловие к изложению
Завершаем наше дело с помощью Того, Кто всему начало и конец, и не без пользы выполнив наши намерения. Осталось осторожно рассмотреть вопрос о наказании еретиков, отходящих сегодня от Святой Церкви.
Должно ли таковых, отчуждающихся от Святой Церкви, подвергать наказанию, привлекая мирской суд? Это отрицают еретические уста, открывая двери умножению своего душевредного учения, и говорят, что каждый может верить и рассуждать, как сам того желает, и не должен за это подвергаться наказанию, если рассуждения противоречат Церковным Догматам.
Они говорят, что Сам Христос сказал: оставьте расти вместе то и другое до жатвы ( Мф. 13, 30 ), то есть и пшеницу и плевелы, добрых, и злых, верных, и еретиков, оставить вплоть до жатвы, то есть до дня Страшного Суда. Когда же настанет жатва, то есть конец века сего и Страшный Суд, тогда произойдет отделение пшеницы от плевел.
Они говорят, что и Апостол Павел повелевает согрешающих исправлять духом кротости ( Гал. 6, 1 ), а не гнева, и не убивать их.
По поводу этих двух изречений Писания получите ответ во второй части. Здесь же предлагаю обсудить, правильно ли рассуждают наши противники и соответствует ли их мнение правде и истине.
Не ясно ли для всех, что наказание необходимо для своевольных, как конскому норову удила и уздечка? Что может быть важнее для мудрого управления людьми, чем наказание злым и награда добрым? И если на небе два светила, солнце и луна, то на земле их два: милость добрым и наказание злым. Отнимите от неба солнце и луну, и тотчас вся вселенная погрузится во тьму и превратится в темницу и тюрьму для всех земнородных, в некую бездну, полную всякого бесчинства. Отнимите награду от добрых и наказание от злых и увидите ту же пропасть всякого беззакония. Кто решится на добродетельную жизнь, не ожидая награды? Кто воздержится от всякого зла, если не будет бояться наказания?
Отвергая это еретическое суемудрие, примем решение в пользу мирного устроения Святой Церкви и безмятежной тишины всего народа, и выскажемся согласно правде и истине о том, что еретиков, как возмутителей всенародной тишины, следует всячески предавать для наказания праведному суду.
Особенно обратите внимание на то, о каких еретиках здесь пойдет речь: не о ветхозаветных и отошедших от иных церквей – они родились не в нашей Церкви, не в нашей Церкви крестились и не наша Церковь давала им веру, а о еретиках, отскакивающих от нашей Церкви, которые в нашей Церкви и родились, и крестились, и получили веру в святом крещении, и должны эту веру своей Матери хранить в целости и сохранности. Если они родившую их Духом Церковь Святую хулят, уничижают, гонят и извращают, подумайте, какого наказания они заслуживают. И не сказано ли в законе, что каждый, злословящий своего отца или мать, заслуживает смерти? Чтобы подтвердить истинность сказанного нами, обратимся к Священному Писанию и к другим свидетельствам, относящимся к данному вопросу.
Часть I. Камень Истинного Учения
Еретиков, отчуждающихся от Святой Церкви, достойно и праведно предавать мирскому суду для наказания.
Глава 1. Твердость камня от Священного Писания Ветхого Завета
1. Книга Исхода, глава 32. Моисей с левитами убили три тысячи еретиков, которые избрали себе другого Бога вместо Бога Моисея.
2. Второзаконие, глава 13. Господь Бог повелевает ложных пророков предавать смерти.
3. Также Второзаконие, глава 17. Господь Бог повелевает слушать и во всем повиноваться священникам и левитам, а непослушных и непокорных велит убивать, говоря: А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи (который будет в те дни), тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля ( Втор. 17, 12 ).
4. Также Второзаконие, глава 18. Господь Бог повелевает убивать ложных пророков.
5. 3 Книга Царств, глава 18. Илия убивает ложных пророков.
6. 4 Книга Царств, глава 10. Царь Ииуй убил всех ложных пророков.
7. 4 Книга Царств, глава 23. Царь Иосия также убил всех ложных пророков.
8. Книга Пророка Даниила, глава 3. Не только благочестивые цари, но и нечестивый Вавилонский царь Навуходоносор постановил, что каждый, хулящий Бога Даниила, то есть истинного Бога, должен умереть, и дом его останется пуст. Не ясно ли из Священного Писания, что предавать наказанию еретиков, не покоряющихся Святой Церкви, достойно и праведно?
Глава 2. Твердость камня от Священного Писания Нового Завета
1. Евангелие от Матфея, глава 18. Христос говорит: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Следовательно, еретики, отказывающиеся быть сынами Святой Церкви, могут быть преданы мирскому суду.
2. Евангелие от Иоанна, 2. Бичем, сделанным из веревок, Господь изгоняет из храма продающих и покупающих. Если купцы были изгнаны из Церкви, то тем более должно изгонять еретиков и строго их наказывать.
3. Евангелие от Матфея, глава 7. Христос сравнивает еретиков с хищными волками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутрь суть волки хищные ( Мф. 7, 15 ). Нечто подобное говорит и Павел в Деяниях Апостолов: я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; ( Деян. 20, 29 ). Поскольку убивать волков достойно и праведно, ибо жизнь овец дороже смерти волков, ясно, что убивать еретиков достойно и праведно.
4. Евангелие от Иоанна, глава 10: кто не дверью входит (. ), но прелазит инуде, тот вор и разбойник ( Ин. 10, 1 ). По толкованию святого Златоуста и других ворами и разбойниками здесь названы еретики. Но что совершает праведный суд по отношению к ворам и разбойникам? Не убивает ли он их? Так должно поступать и по отношению к еретикам.
5. Послание к Римлянам, глава 13. Мирская власть не напрасно имеет меч. Всякий начальник, особенно христианский, Божий слуга, должен дать отпор злодеям и мятежникам, нарушителям тишины.
6. Деяния Апостолов, глава 5. Апостол Петр поразил смертью Ананию и Сапфиру за ложь Святому Духу. Не солгали ли и еретики Святому Духу, поверив Святой Церкви, а потом отскочив от нее?
7. Деяния Апостолов, глава 13. Апостол Павел поразил слепотой ложного пророка Елима волхва, который пытался отвратить Анфипата от веры.
8. Первое Послание к Коринфянам, глава 5. Апостол Павел предал сатане того, кто имел жену отца.
9. Первое Послание к Тимофею, глава г, стих 20. Апостол Павел предал сатане Именея и Александра, чтобы наказать их за хулу. Разве есть большее наказание, чем предать кого-либо сатане? Это больше, чем умертвить тело. Если делается первое. То тем более должно быть второе.
10. Второе Послание к Тимофею, глава 16. Апостол Павел уподобляет ересь гангрене. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться ( 2Тим. 16, 16–17 ). Но поскольку гангрена, или рак (неисцелимая рана, поедающая тело, распространяясь на здоровые члены), лечится только отсечением, то так должно поступать и с еретиками.
Глава 3. Твердость камня от свидетельств Святых Отцов
Святой священномученик Киприан в книге «Об укреплении в мученическом подвиге», в главе 5, упоминает о том, что в Священном Писании, во Второзаконии, в главе 13. написано об убиении ложных пророков. И он добавляет: «Если так часто бывало в Ветхом завете, то тем более должно быть в Новом».
Иероним, славный толкователь Священного Писания, рассуждает о словах Павла на Послание к Галатам, главу 5, Малая закваска заквашивает все тесто (Гал. 5, 9) «Когда появляется искра, ее тотчас должно гасить, и удалять закваску от рядом находящегося теста. Должно отсекать гнилой член, овцу, покрытую струпьями, должно изгнать со двора. Арий был всего лишь одной искрой, но ее сразу не погасили, и от нее зажегся весь мир». Краткости ради мы не будем здесь подробно говорить о других святых Отцах, которые рассуждают на эту тему подобным же образом.
Глава 4. Твердость камня от законов благочестивых царей
Великий Константин по просьбе Никейского Собора отправил в изгнание еретика Ария вместе с его сообщниками. Смотрите Созомена, книгу 1, главу 2.
Благочестивые цари Феодосий, Валентиан, Маркиан и другие ревнители благочестия установили законы о еретиках, согласно которым еретики наказывались или выкупом из большого количества талантов золота, или отнятием всего имущества, или изгнанием, или нещадным избиением, а иногда и смертью. Один только Юлиан Отступник принял сторону еретиков.
Царь Иустиниан установил закон, по которому всех еретиков должно изгнать за пределы царства, прежде дав время для покаяния и обращения в течение трех месяцев. Смотрите историю диакона Павла в книге 16.
Царь Михаил поступил так же и одних еретиков наказал изгнанием, других смертью. Смотрите историю диакона Павла в книге 24.
Благочестивый царь Алексей Комнин повелел сжечь некоего еретика Василия, главы ереси богомилов. Смотрите Зонара о жизни Алексея.
Православный царь Максим повелел умертвить Прискилиана. Написал об этом Иероним в книге о выдающихся людях.
Оптат в книге третьей, против Пармениана, упоминает об убитых еретиках донатистах.
Глава 5. Твердость камня от доказательств
Еретиков достойно и праведно предавать анафеме. Следовательно, их достойно и убивать. Ибо быть преданным сатане большее зло, чем претерпеть телесные мучения.
Опыт учит, что другого средства излечения еретиков, кроме смерти, нет. Святая Церковь пробовала многие средства, чтобы вылечить их.
Во-первых, наказанием отлучения от сообщества верных.
Во-вторых, выкупом золота и серебра.
В-третьих, отнятием всего имущества.
Однако все эти наказания не принесли успеха. В конце концов, приходилось предавать их смерти, ибо еретики смеются над проклятиями, называя их громом без молнии. Они не боятся, что отнимут их имущество, говоря, что их будут снабжать другие сообщники. Когда они пребывают в тюрьме или в изгнании, то продолжают растлевать многих словом и писанием. Таким только одно лечение – смерть.
Во всех царствах и у всех народов фальшивомонетчики предавались смерти. Но каковы еретики по своей сути? Это обманщики и коварные, делающие монету Слова Божия фальшивой и смешивающие чистое золото с медью ложного толкования. Еретики портят драгоценное серебро, о котором говорит псалмопевец: Слова Господни – слова чистые, серебро переплавленное, испытанное в горниле, очищенное семикратно ( Пс. 11, 7 ), то есть внимательно изучено и испытано толкованиями семи Соборов. Как же должно поступить с такими, если не так, как поступают с коварными, делающими фальшивые деньги.
Не сохранить веру, данную Богом, есть большее зло, чем не сохранить жене верность своему мужу. Но второе по законам достойно смерти. Следовательно, достойно смерти и первое.
Смертью наказываются те, кто приносит вред добрым и, будучи злыми, притесняют их. Так праведно наказываются смертью человекоубийцы, прелюбодеи, злодеи, воры, разбойники, волшебники и другие, подобные им. Но поскольку еретики как раз таковы, скажу больше, они причиняют больше зла, чем разбойники, убивая души и уничтожая веру, корень всех благ, поднимая в царстве всенародный мятеж. Что ж, едва ли таковые заслуживают пощады.
Злые потому наказываются смертью, чтобы от их наказания другие пришли в чувство и исправились. И если они не захотели стать полезными царству, будучи живыми. Они станут полезными, умирая. Поэтому они убиваются праведным судом, если и не причиняют вред ближнему, что делают только волшебники, противоестественно согрешающие и тому подобное. Однако их убивают жестокой смертью, чтобы и другие поняли всю тяжесть греха и не дерзали совершать подобное. Все сказанное относится и к еретикам. Поэтому их убивать достойно и праведно.
Самим еретикам полезно умереть, и когда их убивают, им оказывается благодеяние. Поскольку они, когда живут долго, много грешат, изобретают много обмана, многих развращают, то тем самым они навлекают на себя большое осуждение и тяжелейшие вечные муки. Все это прекращает праведно наносимая смерть.
Часть II. Камень претыкания и соблазна
Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания Ветхого Завета
И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать ( Ис. 2. 4 ). Из этого противники делают вывод, что Церковь не должна использовать меч для убийства.
ОТВЕЧАЕМ: Это пророчество Исаии относится к Мессии, и оно уже сбылось во время Рождества Христова, когда в царствование Августа по всей вселенной воцарился мир и полная тишина, какой и прежде, и после уже не было долгое время.
Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей ( Ис. 11, 9 ), то есть Церкви Христовой.
ОТВЕЧАЕМ: Эти слова относятся не к нам, а в большей мере к еретикам. Ибо в предшествующих словах Пророк говорит, что аспид не повредит младенцу, медведь ягненку, лев волу, волк овце. По толкованию святых Отцов, эти звери являются образами еретиков. Еретики, хотя и хотят нам навредить, но истинно не вредят, а делают нас более искусными в терпении, в твердости веры, а некоторых и в мудрости в Боге. Так и дерево становится крепче, если на него часто обрушивается ветер, и так огонь от сильного ветра только сильнее разгорается.
И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови ( Ис. 1, 15 ), ноги же ваши скоры для убийства.
ОТВЕЧАЕМ: В Писании говорится о невинно пролитой крови праведных, начиная от крови праведного Авеля до крови Захарии в Ветхом Завете, а в Новом – начиная от Апостолов, до самого конца века сего. Послушайте, что говорит Моисей об излиянии еретической крови: сегодня посвятите руки ваши Господу ( Исх. 32, 29 ), то есть убейте еретиков.
Я послал к вам рабов Моих, пророков; вы, схватив их, умертвили и растерзали тела их. Кровь их Я взыщу, говорит Господь ( 3Езд. 1, 32 ).
ОТВЕЧАЕМ: Это написано об истинных Пророках, а не о вас, лжепророках и хищных волках. Они обращали к Богу, а вы отвращаете. Какое отношение имеет тьма к свету, Велиар ко Христу?
Глава 2. Претыкания о камень Священного Писания Нового Завета
Христос повелевает относиться к еретикам, как к язычникам, но не повелевает их сожигать или убивать ( Мф. 18, 17 ).
ОТВЕЧАЕМ: Христос здесь не повелевает, но и не запрещает. К тому же Христос никогда не повелевал убивать ни разбойников, ни прелюбодеев, ни воров, ни других законопреступников. Однако все это происходит праведным судом.
Когда ученики пожелали, чтобы с небес сошел огонь и сжег самарян, Христос сказал: не знаете, какого вы духа ( Лк. 9, 55 ).
ОТВЕЧАЕМ, во-первых. Самаряне сильно отличаются от еретиков – они никогда не обещали Христу хранить веру, но они сами начинали верить, и поэтому их не требовалось принуждать. Еретики же обещали сохранить веру Христа чистой и непорочной, поэтому их следует всячески принуждать.
ОТВЕЧАЕМ, во-вторых. Апостолы Иаков и Иоанн, пожелавшие сжечь Самарию, хотели сделать это не по ревности о спасении душ, а желая отомстить за то, что они не приняли Христа. Поэтому их справедливо обличает Христос.
Церковь же Святая вооружается на еретиков по ревности о душах, развращаемых ересью. По такой ревности Сам Христос изгнал бичом купцов из Церкви ( Мф. 21, 13 ), Петр убил Ананию и Сапфиру ( Деян. 5 ), Павел предал прелюбодея сатане для изнеможения плоти и спасения духа ( 1Кор. 5 ). Умолчу об остальных, таких как Моисей, Финеес, Илия, Маттафий и другие, которые, побуждаемые ревность по Богу, убили многих.
Оставьте расти вместе то и другое до жатвы ( Мф. 13, 30 ), – говорит Христос, то есть пшеницу и плевелы, верных и еретиков.
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Если посмотрим на эту притчу, не обращаясь к толкованию, то может показаться, что выводом должен быть отказ от убийства злодеев, разбойников и других законопреступников, однако праведный суд совершает противоположное. Притча нуждается в толковании, и ее смысл опирается на слова Христа: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы ( Мф. 13, 29 ). Если же возможно убрать злых без ущерба для добрых и без всенародного мятежа, то плевелы должно полностью искоренить. Если же невозможно искоренить плевелы без повреждения пшеницы, то есть, когда есть опасения, что вместо виноватых пострадают невинные, или если они пострадают вместе с виноватыми, или когда еретики сильнее нас, и есть опасение, что они победят в битве или что погибнет больше наших, чем еретиков, тогда, в соответствии со словами Христа, следует оставить и пшеницу, и плевелы расти вместе до жатвы, чтобы, уничтожая злое, не повредить вместе с ним и доброе. Такое толкование дают Златоуст и другие.
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Под плевелами здесь понимаются не только еретики, но и все злые люди, такое толкование дает Сам Христос: доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого ( Мф. 13, 38 ). Эта притча имеет более общий смысл и учит тому, что зло полностью не будет искоренено прежде конца века.
Когда многие ученики оставили Христа, он сказал Апостолам: не хотите ли и вы отойти ( Ин. 6, 67 )? Так должно поступать и Церкви, и давать свободу каждому верить так, как он хочет.
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Еретики отличаются от Апостолов, которые не были обязаны не оставлять Христа, а еретики обязали себя святым крещением не оставлять святую Церковь, Матерь свою, и хранить веру, данную в крещении.
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Христос, придя, предпочел не судить, но быть судимым, и не Самому мстить за обиды, а оставить месть своим духовным сынам. Его прообразом был Давид, который, пока был жив, не хотел убивать Семея, злословящего о нем, но, умирая, повелел Соломону отомстить Семею за злодеяния ( 3Цар. 2 ).
Христос говорит Петру: вложи меч в ножны ( Ин. 18, 11 ). Из этих слов ясно, что Христос дал Церкви духовный меч – Слово Божие для исправления, а не железный меч для убийства.
ОТВЕЧАЕМ: Святая Церковь имеет духовных и мирских начальников, как бы две руки, которые держат два меча, духовный и вещественный, которые помогают друг другу. Поэтому когда духовный меч не достигает цели, тогда используется вещественный меч.
Эго было предзнаменовано, когда ученики сказали: вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно ( Лк. 22, 38 ). Петру же Христос повелел вложить меч в ножны, потому что он был духовным, а не мирским лицом.
О Христе говорится: трости надломленной не преломит, и льна курящегося не угасит ( Мф. 12, 20 ). Таким должен быть всякий христианин.
ОТВЕЧАЕМ, во-первых, возражением. Христос, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех (торговцев) ( Ин. 2, 15 )
ОТВЕЧАЕМ, во-вторых. Надломленные трости кающегося грешника и его сокрушенное сердце Христос помилует и примет.
Любите врагов ваших ( Мф. 15, 44 ; Лк. 6, 35).
ОТВЕЧАЕМ. ВО-ПЕРВЫХ. ВОЗРАЖЕНИЕМ: Не возненавидел ли я. Господи, ненавистников Твоих и не сокрушался ли о врагах Твоих? Великой ненавистью возненавидел я их; врагами стали они моими ( Пс. 138, 21–22 ). И снова: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ).
ОТВЕЧАЕМ. ВО-ВТОРЫХ: Любите врагов ваших, говорится, ваших, а не врагов Святой Церкви, которые гонят Церковь и убивают души верных.
Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу ( Ин. 16, 2 ).
ОТВЕЧАЕМ: Здесь говорится об Апостолах, а не о еретиках. Иначе: Моисей, Илия, Финеес и другие, убившие нечестивых, поистине послужили Богу.
Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф. 18, 3 ).
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Почему же и вы, еретики, не такие, как дети? Почему извергаетесь из материнского лона Святой Церкви? Почему, раньше сосав ее сосцы, ныне их жестоко угрызаете?
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Мы должны уподобляться детям в смирении, в кротости, в незлобии, чистоте, а не в нерадении о душах, врученных нам в паству.
Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные ( 1Кор. 11, 19 ), – говорит Апостол.
ОТВЕЧАЕМ: Дадим место трем пунктам.
1. Коварству диавола, который засеивает еретические плевелы.
2. Человеческому поврежденному естеству, склонному ко злу.
3. Попущению Божию.
С учетом этих трех пунктов мы и говорим, что надлежит быть ересям, как обычно говорим, что в саду надлежит быть сорнякам и плохой траве. И когда Христос говорит, что надобно придти соблазнам ( Мф. 18, 7 ), то этими словами он не повелевает рассеивать ереси или не искоренять их, а только предвещает то, что всегда будет в мире.
А поскольку в саду плохая трава всегда вырывается вон, то праведно и хорошо искоренять соблазны, хотя мы и знаем, что все соблазны и все злые травы искоренить невозможно.
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся ( Тит 3, 10 ). Здесь велят отвращаться, а не убивать.
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Святая Церковь так и поступает. Вначале она увещает еретика возвратиться, и один, и два раза. Наконец, когда она видит, что гангрена неисцелима, наносит вред живым и здоровым членам, то стремится отсечь ее.
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Здесь Павел не повелевает убивать, но и не запрещает.
ОТВЕЧАЕМ, В-ТРЕТЬИХ: Сам Павел, который сказал это, предал сатане еретиков Именея и Александра. А это наказание сильнее, чем телесное.
Ибо что мне судить и внешних ( 1Кор. 5, 12 )? – говорит Апостол. Но поскольку еретики вне Церкви, то как Церковь может судить их?
ОТВЕЧАЕМ: Еретики вне Церкви, но должны и обязаны пребывать внутри Церкви. Поэтому их должно побуждать к возвращению, как понуждаются овцы, убежавшие из овечьего двора.
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение. Аз воздам, говорит Господь ( Рим. 12, 19 ).
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Когда убивают еретиков, то это делается не для того, чтобы отомстить, но заботясь о спасении человеческих душ, которых убивают еретики. Примерами являются Моисей, Илия, Финеес, Маттафий и другие.
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Мстить за обиду без рассмотрения суда нельзя. Но мстить за обиду, нанесенную Святой Церкви, следует всяческим образом, и особенно привлекая праведный суд властей, которые не напрасно носят меч, как сказал Павел ( Рим. 13, 4 ).
Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам теперь лучше не терпеть лишения ( 1Кор. 6, 7 )?
ОТВЕЧАЕМ: Это изречение относится к вам, противники. Зачем вы обижаете Святую Церковь и не хотите потерпеть лишений?
Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6, 1).
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Павел, сказавший это, поразил слепотой Елима волхва, отвращающего от веры Анафипата ( Деян. 13, 8 ).
Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать ( 1Тим. 1, 20 ). Он предал сатане имевшего жену отца ( 1Кор. 5, 1 ). К тому же угрожал жезлом Коринфянам: Чего вы хотите? С жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости ( 1Кор. 4, 21 )?
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Святая Церковь обычно сначала и увещевает с духом кротости. Но когда оружие в правой руке не достигает цели, она берет другое оружие в левую руку.
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение. Я воздам, говорит Господь ( Евр. 10, 28–30 ).
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Этот бич поднят на вас, противники. Это вы, освятившись Кровью Завета, считаете ее скверной, злословя, что в евхаристии есть только простое вино. Вы попираете в Таинствах Сына Божия, ложно понимая слова Христа: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя. Поэтому если должен умереть тот, кто нарушил закон Моисея, то тем более это должно относиться к вам.
ОТВЕЧАЕМ. ВО-ВТОРЫХ: Если мы воспримем слова Божии у Меня отмщение. Я воздам буквально, то из них последует вывод, будто бы мирской суд не должен убивать ни злодеев, ни разбойников, ни прелюбодеев. Однако это не так, ибо Павел говорит Римлянам: ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно не носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ( Рим. 13, 4 ). Ибо этими словами, у Меня отмщение, Я воздам, Бог требует от нас только того, чтобы наказание происходило не из желания мести, не от жестокости, не от злобы, не от вражды, но от ревности о славе Божией и ради сохранения Закона и правды. Так поступил Моисей, хотя в Писании восхваляется его кротость. Таков Финеес, таков Илия, таковы остальные, кто был ревнителями о хвале Божией.
ОТВЕЧАЕМ. В-ТРЕТЬИХ: Бог – Мститель не только Сам по Себе, но и своими наместниками, которых Он поставил над нами и повелел ими повиноваться ( Рим. 13, 5 ).
Глава 3. Претыкания о камень собственного суемудрия
ВО-ПЕРВЫХ: Опыт показывает, что страх наказания и смерти не является препятствием для еретиков.
ОТВЕЧАЕМ: Опыт учит противоположному, ибо многие еретики, такие как манихеи, албигены и другие искоренились благодаря применению оружия. Августин в Послании 48 свидетельствует о том, что в его времена многие вернулись к вере из страха.
ВО-ВТОРЫХ: Церковь терпит существование Иудеев. Почему бы не потерпеть и существование еретиков?
ОТВЕЧАЕМ: Между Иудеями и еретиками много различий. Во-первых, Иудеи никогда не принимали христианской веры, а еретики принимали. Во-вторых, еретики имеют обязательства, принятые в крещении, а Иудеи нет. В-третьих, вера Иудеев была временно установлена Богом, а вера еретиков изобретена диаволом. В-четвертых, Иудейская синагога приносит пользу нашей Церкви, поскольку в их книгах есть пророчества, прообразы того, что произошло в нашей Церкви, есть прототипы чиноправления, первообразы наших Таинств. Этим мы доказываем язычникам, что мы не изобретаем пророчеств, а храним их от наших врагов, в-пятых, Иудеи не пытаются исказить веру христиан, что свойственно еретикам.
В-ТРЕТЬИХ: Вера есть дар Божий. Поэтому никого нельзя принуждать к вере.
ОТВЕЧАЕМ: Вера есть дар Божий, но и дело человеческой свободной воли. Не таковы ли и другие добродетели? Не являются ли даром Божиим чистота и правда? Однако тех, кто делает противоположное этим добродетелям, то есть прелюбодеев, воров, разбойников, праведно убивают. Не является ли даром Божиим премудрость? Однако написано: Розга и обличение дают мудрость ( Прит. 29, 15 ). Вера, следовательно, дар Божий, но Бог этот дар сохраняет по-разному, и наказание является одним из способов.
В-ЧЕТВЕРТЫХ: Предавать еретиков смерти противоречит кротости Святой Церкви.
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Не противоречит, более того, приличествует. Должна же мать миловать и защищать своих детей. Она была бы немилостивой и суровой, если бы, сохраняя волков, погубила овец.
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Святая Церковь познала на опыте, что другие средства бесполезны. Вначале, как сказано выше, она применяла только отлучение. Затем, видя, что отлучение не помогает, добавила денежное наказание. Поскольку не подействовало и это, добавилось отнятие имений. Четвертым стало изгнание. И все это вменялось ими в ничто. И пятым стало предание их смерти, что ясно из разных законов древних благочестивых царей.
В-ПЯТЫХ: Вера свободна. Следовательно, она должна быть далека от принуждения.
ОТВЕЧАЕМ: Свободна до принятия обязательств и прежде обещаний, но не после них. Во всяком обещании, перед тем, как его давать, есть свобода обещать или не обещать, дать или не дать. Но обещавшие имеют обязательства. Послушайте, что говорится в Второзаконии: Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими ( Втор. 23, 21–23 ). Об этом написано также в Книге Екклезиаста, в главе 5: Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл. 5, 3–4).
Но и Апостол Петр разве не за нарушение обещания поразил смертью Ананию и Сапфиру? Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5, 3–4).
Поскольку еретики, обещавшие во Святом Крещении хранить веру Святой Церкви, ныне это обещание нарушают, то что должно предпринять по отношению к ним?
В-ШЕСТЫХ: Апостолы никогда не обращались к мирской власти, чтобы повлиять на еретиков.
ОТВЕЧАЕМ: Апостолы не делали этого потому, что тогда цари и другие начальники не были христианами, которых должно призывать к ответу. Тогда исполнилось сказанное: Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его ( Пс. 2, 2 ). Когда же во времена Константина Великого началось исполняться то, что написано дальше в этом же псалме: И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли! Служите Господу со страхом ( Пс. 2, 10–11 ), с тех пор Святая Церковь, чтобы повлиять на еретиков, начинает обращаться за помощью к мирской власти.
Придите же в чувства, род строптивый и огорчающий. Притеките с покаянием, неблагодарные, к Матери своей, Святой Церкви, которую вы оставили, и ныне ее утробу, родившую вас, разъедаете нестерпимой хулой. Эта милосердная Матерь с распростертыми объятиями ожидает вашего возвращения, как блудных сынов, и готова с любовью принять вас в покаянии и все свои обиды, нанесенные вами, утопить в глубине вечного забвения.
Если же не обратитесь к ней, то она очистит свое оружие и лук свой натянет на вас. Бог, Мститель за всякую неправду, пробудит сердца властелинов, заботящихся о святом благочестии, чтобы вы жестокой кончиной получили достойную месть за ваши расколы и всенародные мятежи.
Источник: Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и Муромский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. — СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. — 768 с.
Вам может быть интересно:
- Сокращенное изложение Божественных догматов – 16. О том, что Один и Тот же и благ и справедлив – блаженный Феодорит Кирский
- Том II. Догматика Православной Церкви. Бог в самом Себе. Отношение Бога к твари – Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ – преподобный Иустин (Попович), Челийский
- О неприкосновенности священных догматов православной веры – архиепископ Амвросий (Ключарев)
- Разъяснение догматов – святитель Кирилл Александрийский
- Догматическая система святого Григория Нисского – Вступление в догматическую систему Св. Григория Нисского – профессор Виктор Иванович Несмелов
- Очерк православного догматического богословия – II. О церкви, как посреднице освящения человека – протоиерей Николай Малиновский
- О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики – преподобный Викентий Леринский
- Православно-догматическое Богословие. Том 2 – О БОГЕ-СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ – митрополит Макарий (Булгаков)
- Православное Догматическое богословие. Том 2 – Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека – святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
- Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Феофан Прокопович – митрополит Евгений (Болховитинов)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник