- Техника избавления от артикуляции при чтении. Обучение чтению самостоятельно
- Отзыв читателя книги -«Скорочтение — шаманство над книгой»
- Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте
- Упражнение на скорочтение «Порежь страницы на полоски»
- Читателю следует иметь в виду:
- Отзыв покупателя книги «Скорочтение — шаманство над книгой»
- Урок 2. Подавление артикуляции
- Упражнения 2.1. Альтернативный текст
- Упражнения 2.2. Помеха для артикуляции
- Упражнение 2.3 Музыка
- Упражнения 2.4. Держать темп
- Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»
- Как избавиться от проговаривания при чтении
- Подавление внешней артикуляции
- Подавление внутренней артикуляции
- 49 комментариев
Техника избавления от артикуляции при чтении. Обучение чтению самостоятельно
Вот что говорится в википедии на запрос «Что тако чтение»:
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.
Одна из распространенных проблем, с которой сталкивается человек обучающиеся скорочтению по методикам скорочтения — это подавление артикуляции (проговаривания текста во время чтения). Как не стараются ученики не проговаривать текст, а все равно, часть текста обязательно проговаривается. Ученики стучат особые ритмы, пробуют считать и одновременно читать не получая при этом ни какого эффекта. Давайте еще раз рассмотрим проблему проговаривания текста при чтении в этой заметке
Отзыв читателя книги -«Скорочтение — шаманство над книгой»
Читаю Вашу книгу «Скорочтение — шаманство над книгой». В разделе запоминания информации наткнулся на мнемонические методы. Недавно я стал изучать мнемонику по методике Джордано. Создатель данного ресурса против запоминания информации, когда образы соединяются в виде рассказа. Его аргументация — это скорость запоминания. При запоминании информации приходится проговаривать слова. А полезность эффекта внутреннего проговаривания известна.
Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте
Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 . ),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)
Упражнение на скорочтение «Порежь страницы на полоски»
Представьте, вы берете страницу текста и режете страницу на три вертикальные полосы. Теперь берете и сдвигаете полосы относительно друг друга. Теперь пробуйте прочитать. Вот это да! Все понятно!
Теперь вам незачем портить книги.
Читателю следует иметь в виду:
Основные фишки скорочтения
- Устранение , остановок, возвратных движений глаз, регрессии. При традиционном способе чтения очень распространены возвраты к предыдущим словам, что существенно замедляет скорость чтение и снижает понимания текста.
- Расширения поля зрения. Применяют специальные упражнения (например, таблица «Шульте»), направленные на увеличение охвата взглядом двух-трех слов, нескольких абзацев. Благодаря широкому углу зрения , читающий за одну остановку взгляда, может охватить гораздо большее информации, чем нетренированный.
- Подавление проговаривания текста — выработка другой стратегии чтения: . Средний читатель имеет необходимые навыки подобного чтения. Например, сразу понимаются логотипы, ( «Pepsi», «Ford», «GM»«Nike»,). Очень многие привычные словосочетания, воспринимаются без звукового декодирования. При этом следует понимать, что незнакомые слова следует читать декодируя слова в звуковые образы , то есть читать текст в слух.
- Просмотровое чтение. Сканирование без внимательного фокусирования на кусках информации с малой значимостью.
- Формирование навыка выделения главной мысли текста, фильтрация мусорной информации и чтения только эффективной и полезной информации.
Существует множество , методикнаправлений, курсов, школ, обучающих навыку быстрого чтения. Большинство из них в той или иной степени базируются на описанных выше методиках скорочтения.
Отзыв покупателя книги «Скорочтение — шаманство над книгой»
Покупатель книги о скорочтении Сергея Михайлова пишет:
Когда быстро начинаю читать, то ничего не запоминаю, да и понимание падает. Если честно скорочтение просто ерунда и глупости. Это не только моё мнение, но я раньше не верил и только убедившись сам в этом понял, что это не то, что мне нужно. Человек должен читать так, как ему самому удобно.
Почему же я с вами должен не соглашаться? Я с вами полностью соглашусь :). Учеба ни к чему не приводит. Умному она не нужна — он и так умный, глупому она не нужна — он останется глупым.
Однако. Когда-то вы не умели читать. потом обучились и решили, что эта скорость — то, что нужно.
Что понимать под скорочтением? Например, читать не каждое слово, а группы слов за один раз возможно? Это скорочтение? Увеличится ли скорость чтения? Нет? А вы попробуйте.
Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»
Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать | Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык — тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Вопросы?
Источник
Урок 2. Подавление артикуляции
Проблема артикуляции. Артикуляция – проговаривание текста, является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Как феномен артикуляция имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы артикуляции: артикуляция позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как звучат слова. Она очень важна при чтении поэзии и художественной литературы.
Минусы артикуляции: артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.
Как бы ни была полезна артикуляция, для чтения информационного материала она является помехой. В результате проговаривания про себя прочитанного текста мы тратим гораздо больше времени, чем тратили бы, если бы просто видя текст и создавая в голове визуальные образы прочитанного, осознавали его.
Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.
Когда вы читаете без артикуляции? Есть люди, изначально способные подавлять артикуляцию при чтении, у этих людей хорошо развиты зрительные навыки и воображение. В принципе, вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом или неповторимыми портретными описаниями, вы могли не обращать внимания на слова и их звучание. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.
При таком чтении акцент смещается с аудиальных на визуальные образы, которые воспринимаются человеческим мозгом быстрее. На практике избавление от артикуляции является важнейшим шагом для ускорения чтения. Только этот прием в отдельности, без использования остальных, поможет серьезно увеличить скорость чтения. Кроме того, чтение без артикуляции лежит в основе упражнений, направленных на развитие зрительных навыков при чтении, о которых говорится в УРОКЕ 3.
Упражнения 2.1. Альтернативный текст
Для начала попробуйте почувствовать, как вы воспринимаете текст без артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попытайтесь проговаривать хорошо известные вам последовательности слов.
Ерунда. Можно начать с произнесения про себя (или вслух) каких-либо звукосочетаний, которые обычно используют популярные исполнители песен: тра-та-та, ла-ла-ла и так далее. Одновременно с этим речитативом попытайтесь вникнуть в содержание текста, который читаете. Возьмите книгу попроще и тренируйтесь понимать смысл текста, мешая себе проговаривать его путем произнесения выбранной вами ерунды.
Фразы. Также неплохо помогают различные пословицы, стихи, песни, скороговорки, главное, чтобы они делали проговаривание читаемого текста максимально неудобным или даже невозможным для вас.
Счет. Слишком сложные запутанные фразы, с другой стороны, не должны отвлекать вас от восприятия читаемого текста. К примеру, подходящим будет счет чисел про себя 1, 2, 3, 4…20. Максимально удобно считать до 20, так как названия всех чисел в этом диапазоне состоят из одного слова, тогда как составные числительные могут сбивать вас с толку, мешая не только проговариванию, но и восприятию читаемого текста.
Если вы уже чувствуете в себе силы понимать текст, подавляя артикуляцию таким способом, можете переходить к упражнениям второй группы. Они будут направлены на развитие и закрепление навыка безартикуляционного чтения.
Упражнения 2.2. Помеха для артикуляции
Мешать артикуляции можно также воздействуя физически на сам речевой аппарат. Эффект этих упражнений, в отличие от предыдущих, достигается тем, что артикуляция во время чтения становится физически неудобной, и организм старается ее не использовать.
Эти упражнения вырабатывают способность отказаться от артикуляции при чтении в любой момент, когда вам это будет необходимо.
Палец у губ. Во время чтения (для начала лучше использовать несложный текст) держите палец у губ, как будто вы хотите показать жест «тише». Начните читать текст и при этом старайтесь контролировать язык и губы, старайтесь, чтобы они не двигались, и просто скользите глазами по тексту. Желательно скользить по тексту с одной скоростью. Поначалу это можно делать не быстро, постепенно ускоряясь, при условии успешного восприятия смысла прочитанного без проговаривания текста.
Если данное упражнение не вызывает у вас трудностей, или наоборот, вам не удаётся избавиться от артикуляции предложенным способом, попробуйте выполнить различные модификации этого упражнения.
Модификации. Для усложнения упражнения можно зажать карандаш зубами. Старайтесь, чтобы язык и губы не двигались. Также можете попробовать контролировать язык, чтобы он не касался карандаша. Или наоборот, вы можете попробовать прижать язык к зубам.
Примечание. Если постоянно использовать только одно из предложенных упражнений, то вы привыкните выполнять его на автомате, что противоречит цели любого упражнения, предназначенного для избавления от артикуляции. Главное, поставить себя в положение, максимально неудобное, для проговаривания читаемого текста. Так что стремитесь разнообразить виды помех вашей артикуляции при чтении.
Упражнение 2.3 Музыка
Во время чтения вы можете слушать спокойную музыку, следя за развитием мелодии. Идеально подойдет джаз, а также композиции с неравномерным темпом, которые могут помешать вам проговаривать текст. Для усиления эффекта вы можете также настукивать ритм музыки или про себя напевать мелодию.
Некоторые специалисты по скорочтению (например, Олег Андреев) предлагают использовать даже специальные ритмы для подавления артикуляции. Однако стоит обратить внимание, что это упражнение подходит далеко не всем. Некоторые люди достаточно легко абстрагируются от звучания мелодии и просто не обращают на нее внимания, другие, наоборот, не могут читать при постороннем шуме.
Упражнения 2.4. Держать темп
Еще одним полезным способом подавления артикуляции для скорочтения является упражнение, которому можно дать название: «Держать темп». Для его выполнения вам нужно достаточно быстро вести указательный палец под строкой с текстом, пытаясь при этом так же быстро читать его. На проговаривание в этом случае у вас просто не хватит времени. Нужно стараться прочитывать текст в таком же темпе, как и движение пальца. Для начала старайтесь читать несложные тексты, которые не требуют усиленной концентрации и максимально доступны для восприятия.
Лучше не увлекаться этим упражнением, а делать его только в тех случаях, когда другие упражнения не помогают. Злоупотребляя наблюдением за пальцем, двигающимся вдоль строчек, вы можете ухудшить свои зрительные навыки, о которых вы прочитаете в следующем уроке.
Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»
Суть тренировки состоит в максимально быстром проглядывании текстов без артикуляции. Сначала вам будет предложен простой текст, который вы должны внимательно прочитать и запомнить за очень короткое отведенное время (примерно пару секунд). За такой короткий промежуток времени вы не успеваете прочитать весь текст «про себя» и его приходится быстро «пробегать глазами». Затем вы отмечаете правильный по вашему мнению ответ на заданные по тексту вопросы.
Затем вам будет показан следующий более сложный текст. Постепенно тексты становятся все больше и насыщеннее информацией. В случае ошибки вы теряете жизнь и начинаете сбор ответов сначала, но на этом же уровне. На ваш результат влияет общее время, число ошибок, сложность и число правильных ответов.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели – умения читать текст без проговаривания (артикуляции). Затем переходите к следующему уроку. Однако не старайтесь всегда читать «молча», так как у артикуляции есть и положительные стороны.
Источник
Как избавиться от проговаривания при чтении
В одной из предыдущих статей мы говорили о том, что тормозит скорость нашего чтения. И по вашей реакции я заметил, что самый большой интерес вызвало проговаривание при чтении. Поэтому в данной статье рассмотрим именно этот вопрос.
Помните, как в начальных классах мы читали книжки вслух, водя по строчкам маленьким пальчиком? Это наша первая модель чтения. И для многих, к сожалению, единственная. Мы и в 30, 40, 50 лет продолжаем читать точно так же. Вслух-то мы не проговариваем, но губы по-прежнему шевелятся как в далеком детстве.
Что происходит при таком чтении? Мы глазами воспринимаем текст, затем проговариваем его (про себя) и уже на слух воспринимаем прочитанное. К чему это приводит?
- Скорость чтения ограничена скоростью проговаривания (около 300 слов в минуту для русского языка).
- За счет длинной последовательности процессов в мозге и необходимости несколько раз конвертировать информацию сильно замедляется скорость восприятия и появляются искажения смысла.
- Плохое понимание и запоминание за счет того, что воспринимаем информацию на слух. А ведь известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Но каждый может научиться другому способу, передавая информацию в мозг напрямую от глаз. При этом, минуя речь и слух.
Этого можно добиться с помощью усердия и набора простых упражнений. Нам нужно решить две задачи:
- Подавление внешней артикуляции (движения речевого аппарата при чтении).
- Подавление внутренней артикуляции (мысленного проговаривания).
Подавление внешней артикуляции
Эта задача – самая простая. К тому же, если вы читаете быстрее 200 слов в минуту, ваша внешняя артикуляции невелика. Предложу вам два простых, но очень эффективных упражнений для подавления внешней артикуляции.
- Слегка высуньте язык и зажмите его кончик зубами. Не нужно сильно сжимать челюсть, будто вы пытаетесь откусить кусок бифштекса. Губы при этом должны быть сомкнуты. Это не позволит шевелиться языку и губам. Сначала данное обездвиживание может мешать чтению и восприятию информации. Но постепенно вы привыкните читать без необходимости шевелить губами. А скорость вашего чтения заметно увеличится.
- То же положение, что и в первом упражнении, но на язык положите зубочистку или спичку без головки. Это еще сильнее зафиксирует язык и не даст ему изгибаться в тех местах, в которых он не зажат зубами.
Каждый раз выполняйте это, когда будете читать и очень скоро вы почувствуете, что вам больше не нужно фиксировать речевой аппарат. Для вас естественно будет читать, не шевеля губами и языком.
Подавление внутренней артикуляции
А эта задача намного сложнее. И сложность заключается в том, чтобы выключить связь между отделами мозга, которая использовалась десятилетиями и создать новую связь, более эффективную. На это потребуется время и терпение. Ориентируйтесь на месяц ежедневных тренировок.
Сразу стоит настроиться на ряд психологических сложностей, с которыми вы столкнетесь. Вам придется на время напрочь забыть о понимании и запоминании текста. А это психологически не просто. Вот какие этапы вы пройдете при подавлении внутренней артикуляции.
- Вы не можете читать, без проговаривания. Мозг просто закипает. Вы либо выполняете упражнение на отвлечение, либо читаете. Совместить не получается. К счастью, это очень короткий этап и пройти его вы можете буквально за полчаса-час.
- Вы можете читать без проговаривания, но абсолютно ничего не понимаете. В среднем, у вас уйдет на прохождение этого этапа часов 12.
- Вы читаете без проговаривания и понимаете прочитанное, но абсолютно ничего не можете запомнить. Этот этап будет длиться в среднем 5 часов.
- Вы читаете без проговаривания, все понимаете и кажется, что все помните, но после прочтения в памяти ничего не остается. Рассчитывайте примерно на 3-5 часов.
- О чудо! Вы читаете без проговаривания, все прекрасно понимаете и после прочтения помните. Этот этап займет еще около 5 часов.
Как видите, данная перестройка требует времени, но она того стоит. После избавления от внутренней артикуляции вы будете словно парить над книгой и смотреть увлекательный фильм (это, конечно, зависит от книги). К тому же, с каждым этапом скорость вашего чтения будет расти. А, пройдя последний этап, вы напрочь избавитесь от такого сильного ограничителя и будете в состоянии читать до 500-1000 слов в минуту.
Какими способами можно подавить артикуляцию? Предлагаю вам 2 самых эффективных упражнения.
- Проговаривание вслух любой информации при чтении. Например, вы можете напевать какую-то песенку или просто «ла-ла-ла». Вы можете проговаривать пословицу или поговорку. Либо вы можете просто считать вслух от 1 до 20 или считать слова во время чтения. Это займет ваш речевой аппарат, и вы в принципе не способны будете проговаривать читаемый текст.
- Ритм Жинкина. Прекрасный способ избавления от артикуляции. Его разработал лингвист Николай Иванович Жинкин. Суть его заключается в выстукивании специального ритма, который не соответствует ритмике речи и одновременно создает в коре головного мозга зону индуктивного торможения. Это делает невозможным произнесение читаемого текста. Во время чтения нужно выстукивать этот ритм карандашом, зажатом в правой руке (для правши, левше нужно выстукивать ритм обеими руками одновременно). При выстукивании должна двигаться не только кисть, а вся рука от локтя. Ниже приложен аудиофайл с ритмом Жинкина.
49 комментариев
Спасибо, Александр! Как всегда, по полочкам и по существу.
Источник