Как победить страсть к осуждению?
(Материал является творческой проработкой православных источников)
Евангельская заповедь «Не судите, да не судимы будете»(Мф.7:1) является для нас уникальной. Преподобный Иоанн Лествичник в ответ на обращение людей мирских с вопросом, как им спастись среди суеты этого мира, отвечал: не осуждайте ближнего. И Сам Господь обещает это, — «не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк.6:37), и этим открывается самый короткий и простой путь ко спасению, но оказывается для нас таким трудным, потому что мы живем в мире, где осуждать другого считается не только нормой, но и порой добродетелью.
Так вот, принеся на Суд Божий победу лишь над одной страстью осуждения, можно получить прощение Господа и спасение своей души. Дело в том, что добродетели не существуют отдельно друг от друга. Это часть единой реальности – святости, как и все пороки – часть единой реальности греха. Поэтому если кто впускает в сердце один порок и не борется с ним, то этот порок привносит в его сердце еще семь других злейших пороков(Мф.13:45). Так же и с добродетелью неосуждения, – если мы ее одну стяжаем, то незаметно в наше сердце придут и другие добродетели, как звенья одной цепи, потому что добродетель неосуждения сокрушает гордыню в нашем сердце. А гордыня – это источник всех пороков и страстей.
Поучения: «Как бороться со страстью осуждения?»
1.) Нужно в себе увидеть эту страсть и перестать себя оправдывать.
Несмотря на прямое указание Господа: «не осуждать», – человек, видя другого явно согрешающего, легко поддается лукавому сценарию беса, подсовывающему ему в руки «кнут» осуждения с мысленным призывом: «Ударь его! Ты же – прав!», при этом он может выдумать человеку тысячу оправданий, почему он не должен исполнить заповедь Божию, но этот путь противления Богу ведет в ад. Мы совершенно забываем, что «кнут» этот – не для наших рук, а для наших спин! И никто не давал нам право брать его в свои руки, и мы будем биты им сами на Суде над нами.
Господь дал нам способность видеть грехи, чтобы мы использовали ее по отношению к себе, себя судить. А способность оправдания дана нам для применения к другим людям, чтобы проявлять к ним жалость и любовь. Но дьявол всё извратил. Как других судить, – мы обвинители, а как себя – адвокаты. А должно быть – наоборот!
2.) Увидел согрешающего, – пожалей его.
«Прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись о каждый камень, который лежал на его дороге, прочувствуй его боль, попробуй его слезы… И только после этого говори, как нужно жить!» Грехи другого человека врачуются прежде всего состраданием к нему.
Игумен Никон(Воробьев) отмечал: «Сейчас время осуждения, неприязни, зависти… Жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он. Я уже боюсь сказать «любите», – слишком высоко, – жалейте». Преподобный Силуан Афонский говорит: «Если ты увидишь, как человек согрешает и ты его не пожалеешь, то благодать Божия обязательно тебя оставит».
3.) Увидел согрешающего – помолись за него: : «Господи, прости его, вразуми, обрати его к покаянию и спаси». Это принесет во много раз больше пользы, чем слова обличения или осуждения.
4.) Нельзя смешивать человека, – этот образ Божий, с грехом, который в нем.
Преподобный Исаак Сирин: «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его…, молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу».
Распятый Христос за всех людей молился: «Прости им Отче, ибо не ведают, что творят!» В большинстве своем люди не ведают, не осознают последствия своих поступков, слов и мыслей для своей вечной участи. Ведь правильно оценить наши действия можно только с точки зрения Божественных законов, с точки зрения Вечности…
5.) Не судите никого, – на то бесы есть.
Когда мы судим другого человека, мы не только себя ставим над ним, хотя ничем не лучше его, но и себя ставим вместо Бога, присваивая себе права Судьи. Сам Бог не судит человека до конца его жизни, почему же это должны делать мы? Кому мы уподобляемся, кто хотел стать вместо Бога и был низвергнут в бездну адову?
Поэтому, как бревно больше сучка, так и грех осуждения, в глазах Божиих, больше, чем грех осуждаемый, о чем говорит Христос в Евангелии(Мф.7:3-5). Поэтому если приступает желание кого-либо осудить, подумайте, – с кем вы становитесь сообщниками, – и не участвуйте в делах тьмы.
6.) Помните: «Перед падением возносится сердце человека» – так сказано в Притчах Соломона (18:13).
А когда человек осуждает другого, – он над ним превозносится, и сразу же подпадает под действие Слова Божия: «всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк.14:11) Поэтому народная мудрость и предупреждает: «В чем кого осудишь, – в том грехе и сам пребудешь». К этому остается только добавить опыт жизни: либо в том же грехе пребудешь, либо – в еще худшем и низшем, который покажет всю твою духовную ничтожность, при этом осужденный тобою грех будет подобен «сучку» по сравнению с «бревном» твоего греха.
«Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою», – отмечал Святитель Игнатий (Брянчанинов).
7.) Имейте в виду: «Осуждающий другого – закрепляет за собой свои грехи», – на это обращал внимание еще преподобный Марк Подвижник.
Избавиться от своих грехов можно только с помощью благодати Божией, а когда человек осуждает, он теряет эту благодать подобно тому, как проткнутое колесо теряет свое давление. И как автомобиль на спущенных колесах не может никуда уехать, так и христианин в духовной жизни – ничего не может толком преуспеть, постоянно исповедуя одни и те же грехи и всё так же в них пребывая из-за постоянных своих «проколов» – грехов осуждения. И нет ничего проще бесам лишить человека поддержки от Бога, как всего лишь подсунуть ему повод к осуждению, потому «что весь мир лежит во зле»(1 Послание Иоанна, 5:19).
8.) Нужно категорически запретить себе рассказывать и слушать про чужие грехи.
Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему его и тому, о ком говорит. Преподобный Амвросий Оптинский поучал: «Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих». Можно говорить, если это требуется, о греховных явлениях, страстях, делах, но никто нас не ставил судьями над такими же людьми, как и мы.
Например, одно дело, когда мы говорим, что аборт – это детоубийство, страшный грех, в котором нужно каяться и его искоренять, а другое – когда мы свою знакомую осудили в этом грехе. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4).
Святые отцы-подвижники имели мудрость судить всякое зло, при этом – не осудив никого. Мир не изменится в лучшую сторону, если мы будем порицать других, и сами мы от этого не получим никакой пользы, и другим ее не принесем, а только лишь навредим себе.
9.) По поводу обличения: «Когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя», – научает нас преподобный Исаак Сирин.
10.) Не позволять себе даже мысленно осуждать другого человека.
«Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, – выброси её сразу; если в твое сердце проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, – они только грязь». Поэтому «не спеши попрекать и учить других, – спеши избавиться от мыслей дурных», как сказал монах Симеон Афонский.
«Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, – накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека», – наставлял Святитель Николай Сербский.
Иоанн Кронштадский писал: «Всякий помысел вражды – от лукавого, напиши это в сердце своем и всячески держись любви».
11.) «Кто строго расследует чужие грехи, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным», – об этом говорит святой Иоанн Златоуст.
Об этом мы и сами просим в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
И в Евангелии Христос предупреждает: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Святитель Геннадий Константинопольский поучал: «Кто каждый час готовится дать ответ о своих грехах, не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие ошибки».
12.) Берите пример с пчелы, а не с мухи.
Пчела перелетает все навозные кучи и садится только на цветы, а муха может не замечать множество цветов, усевшись лишь на маленькую кучку навоза. Также и смотря на человека, нужно стараться обращать внимание на его добродетели, а не замечать и обсуждать его грехи.
13.) Молитва Иисусова, – есть сильнейшее духовное оружие против помыслов осуждения и действия страстей на душу человека: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Особая значимость этой молитвы в борьбе с помыслами и страстями засвидетельствована тысячелетним опытом Церкви.
Кто хочет истинно научиться любить Господа и ближнего своего, не осуждая никого, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой молитве.
В последние скорбные времена, как отмечали многие подвижники, спасаться можно будет только Иисусовой молитвой, мы должны научиться дышать ею.
«Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение», – наставлял старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко).
14.) Каждый день, если кого-то осудил, – клади три земных поклона с молитвой: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего (имя человека, которого осудили) и молитв его ради святых, – помилуй и спаси меня грешнаго». Если за день был осужден не один человек, а несколько, то за каждого нужно сделать три поклона с молитвой.
Это правило имеет глубочайший духовный смысл, и рекомендуя его, священноисповедник Сергий Правдолюбов говорил, что через это Господь совершенно надежно исцеляет человека от страсти осуждения и дает такое примирение и покой в душе, которого до этого никогда не было.
15.) «Стяжи Дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи», – завещал преподобный Серафим Саровский.
Поэтому, мы можем начать менять этот мир, начиная прежде всего с самих себя, а не с других, со своего покаяния и изменения, – в чем да поможет нам всем Господь Иисус Христос молитвами Своей Божией Матери и всех святых. Аминь.
Источник
Осуждение: как с ним бороться
О том, почему так привычно и естественно осуждать, как и зачем с этим бороться, почему Христос никого не судит и как же быть с понятием Страшного суда, рассуждает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы, протоиерей Георгий Бреев.
Протоиерей Георгий Бреев
—>Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка осуждать.
Священнослужители, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «А я никого не осуждаю». Это приятно услышать, но такое состояние — скорее исключение.
Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства, самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» — и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе. о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится».
Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно. И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать „ярлыки“ на окружающих». И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками.
Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, — суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек — такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!
В Священном Писании есть очень глубокое выражение: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2:11). И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности. Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.
Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны. Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6:41–42).
Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому — если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим. Потому что, когда мы оцениваем себя иначе — перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения — нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю». Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.
Ведение, знание человека о себе самом и о Боге — мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой — не вышли на уровень покаяния.
Заглядывать в себя — это начало процесса духовного. Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание — может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь — отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.
Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество — от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат».
Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага — поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь — смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб.
Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает. В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16–17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный. Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?
Поэтому осуждение — это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».
Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный, который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать. Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12:48). Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве — как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение — не вполне верно. Бог не выносит решения. Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать.
Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор — всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд — милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека:Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11).
Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим — такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, — ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!
Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин2:17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».
Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства — но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:1–2) — эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты — Единый Судия, Ты — Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: „Отче, прости им, не ведают, что творят“».
Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся!» Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться. Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием. Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание — особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.
У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности. Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.
«Все плохие и все плохо!» — это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы. В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3:18–19). Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему — и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он — разэдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке — тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому.
Как бороться с осуждением? Во-первых, у Иоанна Златоуста есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».
Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И — почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!
В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека — на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье — сложности, с женой понимания нет, с детьми. Действительно, как ему, бедному, трудно!»
Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?
Осуждения избежать можно в любом случае. Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».
Осуждение — это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой». Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть. На пути стоит соблазн осудить — никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.
Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха Паисия Святогорца: «Современный человек должен быть „фабрикой добрых мыслей“». Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших. Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, — как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику.
Сам по себе человек — прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется — как во всех наших сказках всегда бывает — в последний момент.
Источник